Главная
страница 1 ... страница 9страница 10страница 11страница 12

Глава VI. Уход от цели


Уход штурмовиков от цели непосредственно после атаки должен быть быстрым и рассредоточенным. Каждое звено или одновременно действующая огневая группа, по израсходовании своей боевой зарядки, немедленно и резко уходит в сторону от цели и огневых точек ПВО, всемерно избегая нахождения над целью без средств поражения и в бездействии. Сторона ухода (считая по направлению атаки) может быть установлена заранее (например, четные номера звеньев или огневых групп — вправо, нечетные — влево) или же уход совершается до [152] сигналу и личному примеру командира группы (звена) в зависимости от обстановки. При уходе от цели во всех возможных случаях необходимо применять огонь турельных пулеметов в сторону цели или назад, используя рельеф местности и местные предметы для быстрого укрытия штурмовиков.

Ведущие звеньев обязаны обеспечить возможность всем самолетам своего звена израсходовать всю боевую зарядку над целью, но если ведомые по каким-либо причинам не успели израсходовать всех средств поражения, то они все же обязаны уходить вместе с ведущим, после чего доложить ведущему командиру сигналами или по радио о количестве оставшихся средств и получить указания об их использовании.

Уходить от цели компактной группой и прямо перед собой нецелесообразно, учитывая, что это увеличивает размеры цели для обстрела с земли, исключает угловое смещение уходящих самолетов и держит штурмовиков продолжительное время в створе одного и того же направления стрельбы противника, при постепенно ослабевающем, а потом совершенно прекращающемся огне штурмовиков.

В зависимости от обстановки, огневой мощи ПВО противника и удаления объекта атаки от линии фронта производившая атаку штурмовая часть (подразделение, группа) возвращается на аэродром отдельными звеньями или огневыми группами (подразделениями), или же в полном составе, как и при выходе на цель.

Рассредоточенное возвращение звеньями или мелкими подразделениями выгодно в смысле маневренности, внезапности и самозащиты, экономии времени и сил штурмовиков, но оно не обеспечивает организованной атаки запасной цели, в случае неудачной атаки основной, без предварительного сбора атакующей группы. Поэтому иногда в в непосредственной близости от атакуемой основной цели назначается сборный пункт, который должен отвечать тем же требованиям, что и район ожидания или встречи при выходе на цель. В зависимости от маршрута возвращения и места расположения запасных целей пунктом сбора назначается или район, служивший районом ожидания — встречи при выходе на цель, или другой — соответствующий требованиям скрытности.

Внезапность является необходимым и важнейшим элементом выхода на цель и нанесения успешного штурмового удара; [153] при возвращении на аэродром внезапность служит таким же средством самообороны штурмовиков. Поэтому при возвращении надлежит придерживаться тех же правил и положений, что и при выходе на цель. Для облегчения ориентировки или при потере таковой, исходя из наличия и степени активности зенитной артиллерии и истребителей противника, допускается набор высоты для восстановления ориентировки или же штурмовики могут возвращаться на высоте 1 200—2 000 м.

Переход линии фронта при возвращении также существенно не отличается от перехода ее при выходе на цель. Переход на бреющем полете совершается над ненасыщенным войсками районом, или же место и время возвращения штурмовиков должны быть заранее согласованы со своими войсками, действующими в данном районе. Внезапного выхода штурмовиков на бреющем полете на свои войска, особенно при возвращении с территории противника, следует всемерно избегать, ибо это нервирует свои войска, а иногда штурмовики могут подвергаться и обстрелу своими войсками, так как своевременное опознавание штурмовиков на бреющем полете затруднено.

Направление и способ возвращения штурмовиков на свой аэродром во всех случаях должны предусматривать скрытие (маскировку) от наземного и воздушного противника района расположения штурмовых аэродромов; необходимо иметь в виду, что воздушный противник может установить специальную разведку (слежку) за возвращающимися и идущими на посадку самолетами, с целью обнаружить аэродромы. При наличии в воздухе над районом аэродрома самолетов противника посадку нужно совершать на запасных или ложных аэродромах.


Глава VII. Действия штурмовой авиации ночью и в неблагоприятных атмосферных условиях

1. Штурмовые действия ночью


По условиям видимости штурмовые действия ночью на бреющем полете не допускаются. Даже при полном лунном освещении [154] бреющий полет возможен только на открытой ровной местности и то на высоте не ниже 15—25 м. Однако, и при данных условиях ориентировка чрезвычайно сложна, и не исключена опасность столкновения самолетов с землей или препятствиями, или же между собой в воздухе. Ограниченный кругозор ночью еще более сокращается. Местные предметы при лунном освещении дают длинные (большие) тени, вследствие чего опознавание чрезвычайно затрудняется.

Видимость объектов и ориентировка в ночных условиях с малых и средних высот значительно лучше, чем на бреющем полете. Поэтому в зависимости от условий местности и видимости объектов на земле штурмовые действия ночью производятся, как правило, с малых высот — 50—300 м; высота определяется показаниями приборов с учетом рельефа местности. В зависимости от обстановки штурмовая авиация ночью может быть использована в качестве легкобомбардировочной, действующей со средних высот (800—2 000 м).

Степень поражения целей штурмовой авиацией ночью значительно ниже, чем днем. По сравнению с дневными действиями на бреющем полете она понижается примерно в два раза при действиях со средних высот и в четыре раза при действиях штурмовиков ночью с малых высот. Однако, отсюда не следует, что боевой эффект ночных действий штурмовиков соответственно в два или четыре раза слабее дневного. Ночь, затрудняющая действия штурмовиков, еще более затрудняет и стесняет действия противника. Противник ночью вынужден передвигаться в более компактных и сосредоточенных походных порядках ввиду сложности управления ночным маршем. Темпы передвижения войск замедлены. Затруднено применение к местности, и движение ночью связано с хорошими дорогами. Часто по различным причинам требуется применение освещения и световой сигнализации. Дороги (особенно шоссе), огонь и световая сигнализация в свою очередь являются хорошими демаскирующими признаками и облегчают ориентировку и действия штурмовиков. Восстановление разрушений и повреждений осложнено. Моральный эффект воздушного нападения ночью значительно выше, чем днем. Противовоздушная оборона ночью затруднена, а уязвимость штурмовиков средствами ПВО понижена. Все эти условия по совокупности повышают боевой эффект действий штурмовиков ночью, [155] и если степень материального поражения цели остается более низкой, чем днем, то задержка и изматывание войск противника достигаются ночными действиями штурмовиков даже в большей степени, чем днем. Поэтому применение штурмовой авиации ночью целесообразно как с малых, так и со средних высот (в зависимости от обстановки), чтобы не дать противнику возможности ночью безнаказанно производить переброску или перегруппировку войск.

С целью предотвращения самопоражения штурмовиков, нанесение одновременно комбинированного удара в сложных боевых порядках различными средствами поражения ночью не допускается. При действиях с высот меньше 100 м штурмовой удар наносится отдельными звеньями или небольшими подразделениями (огневыми группами) в составе не более трех звеньев одновременно. Звенья или подразделения эшелонируются с интервалами по времени, при строгом разграничении зоны их действий хорошо заметными ночью ориентирами или географическими направлениями (компасными курсами), При действиях выше 100 м в зависимости от ночной подготовки летного состава допускаются одновременные действия более крупных групп или подразделений. Особое внимание при действиях ночью обращается на связь между группами самолетов и выполнение задач точно по времени.

Для облегчения нанесения удара ночью при действиях как с малых, так и со средних высот целесообразно выделять в голове боевого порядка один самолет или звено с осветительными бомбами, дающими яркий и сильный свет, ослепляющий противника и затрудняющий обстрел штурмовиков с земли; одновременно эти бомбы служат целеуказателями для действий сзади идущих звеньев. Если специальные самолеты для этого не выделяются, то желательно иметь на каждом самолете впереди идущих звеньев по нескольку осветительных бомб.

Учитывая понижение степени поражения цели огневыми средствами и связанность войск с определенными дорогами, ночью целесообразно широко применять минирование (бомбы сбрасываются с большими периодами замедления, установленными на различное время взрыва). Минированию подвергаются дороги, переправы, узости (дефиле), районы расположения войск и другие объекты, как то: аэродромы, железнодорожные объекты и т. п. [156]

Минированием ночью достигаются в большей степени, чем днем, парализация, задержка, а иногда и полное прекращение движения войск в определенных направлениях или прекращение деятельности заминированных объектов. Задача минирования ночью дорог или других объектов может возлагаться также и на другие роды авиации с тем, чтобы сохранить штурмовые силы для нанесения более эффективного поражения объектов днем.

При штурмовых действиях ночью выгодно также применять различные другие средства борьбы, которые могут вызвать поражение и сильный моральный эффект, замешательство, даже панику и задержать движение.

Действия ночью с малых высот до известной степени сохраняют внезапность. Благодаря быстрому угловому перемещению самолетов по отношению к прожекторам штурмовики трудно улавливаются и удерживаются в лучах прожекторов. Самолеты на малой высоте ночью видны, иногда даже без осветительных приборов, лишь в непосредственной близости. Световую сигнализацию между самолетами в воздухе и на аэродромах при ночных действиях, в интересах внезапности и маскировки, необходимо довести до возможного минимума.

Ночью при атаке объектов, прикрытых сильными средствами ПВО, целесообразно применить нанесение комбинированного удара с различных высот, т. е. частью сил со средних, а частью — с малых высот. В данном случае группа, действующая со средних высот, выходит на объект атаки первой, с целью привлечь на себя и привести в действие прожекторы и зенитные средства противника. Шум от выстрелов, разрывов сброшенных бомб и замешательство, вызванное воздушным нападением, позволяют группе, действующей с малых высот, внезапно подойти к цели, а прожекторы, вспышки выстрелов и разрывы бомб служат ориентиром для нанесения удара и подавления средств ПВО. Если заранее имеются сведения о прикрытии объекта атаки настолько мощными средствами ПВО, что действия с высоты даже и ночью рискованы или невозможны, то одна бомбардировочная группа самолетов высылается лишь для демонстрации; эта группа привлекает на себя средства ПВО, но не входит в зону их действительного поражения или же маневрирует под зенитным огнем, пренебрегая прицельностью бомб, в то время как штурмовики, действуя [157] с малых высот, внезапно атакуют и подавляют в первую очередь действующие средства ПВО, после чего следующими группами наносят удар по объекту с различных высот. Изложенный способ действий целесообразно применить также и при взаимодействии штурмовиков с легкими или тяжелыми бомбардировщиками, когда на штурмовую авиацию специально возложена задача подавить средства ПВО и обеспечить нанесение удара с высоты.


2. Действия штурмовой авиации в неблагоприятных атмосферных условиях


Независимо от времени года, с неблагоприятными атмосферными условиями необходимо считаться, как с частым явлением. Они стесняют и ограничивают действия авиации, и противник будет стремиться использовать эти условия для скрытной переброски и перегруппировки войск, укрывая их от воздушной разведки и нападения боевой авиации.

Неблагоприятные метеорологические условия, как то: дождь, снег, низкая сплошная облачность, дымка, туман и т. д. затрудняют, а иногда и совершенно исключают возможность боевых действий авиации со средних и больших высот из-за отсутствия видимости поверхности земли и объектов на ней. Однако, те же неблагоприятные условия в большинстве случаев не только позволяют производить штурмовые действия с малых высот и на бреющем полете, но и обеспечивают внезапность штурмового удара при любых условиях местности и понижают уязвимость штурмовиков средствами ПВО. Боевые действия штурмовой авиации в неблагоприятных атмосферных условиях днем возможны и обязательны. Весь летный состав штурмовой авиации должен быть подготовлен к действиям в неблагоприятных атмосферных условиях. Штурмовые действия ночью в неблагоприятных метеорологических условиях не допускаются, чтобы не попасть во время полета в дождь, снег или туман.

Штурмовые действия могут производиться при следующих условиях неблагоприятной погоды:

а) во время дождя, при ветре скоростью не свыше 10 м/сек;

б) в снегопад, при ветре — не свыше 10 м/сек; [158]

в) в тумане, при видимости таких объектов, как отдельные деревья, здания и т. п. с расстояния не менее 500 м;

д) при сплошной низкой облачности и дымке любой густоты.

Эти условия вследствие быстрого передвижения самолета в полете сокращают видимость по горизонту по сравнению с видимостью с земли, но они обеспечивают с малых высот и на бреющем полете достаточную видимость поверхности земли и объектов на ней по вертикали, а также и видимость самолетов в воздухе на близких дистанциях, что позволяет действовать в составе звеньев, подразделений и небольших групп.

При штурмовых действиях в неблагоприятных атмосферных условиях строгого применения к местности не требуется, ибо скрытность и внезапность подхода штурмовиков в значительной мере обеспечиваются самими условиями погоды. Для предотвращения возможности столкновения самолетов с землей и препятствиями бреющий полет в данных условиях в зависимости от степени видимости допускается не ниже 15—25 м, но наиболее выгодными являются малые высоты — 25—50 м, не требующие, как правило, перескакивания через препятствия и одновременно обеспечивающие достаточно хорошую видимость по вертикали. Непосредственно перед выходом на цель и в момент нанесения удара в зависимости от степени видимости необходимо спуститься на минимально возможную высоту, с целью увеличения точности попаданий бомбами и пулеметным огнем и усиления степени поражения цели.

Полет выше 50 м, как правило, невыгоден, ввиду ухудшения видимости с самолетов земли и усиления слышимости подхода штурмовиков.

Действия в составе крупных групп, сложные боевые порядки и нанесение комбинированного удара в неблагоприятных атмосферных условиях не допускаются, а штурмовая атака производится в зависимости от видимости отдельными звеньями или подразделениями и группами в 3—6 звеньев; звенья, подразделения или группы, как правило, эшелонируются по времени, с целью предотвращения возможности столкновения их в воздухе и самопоражения.

Неблагоприятные условия погоды затрудняют ориентировку и производство воздушной разведки. Они в некоторых случаях также удлиняют сроки боевой готовности и сокращают число [159] вылетов штурмовиков (размокший грунт аэродромов, глубокий рыхлый снег, размокшие пути подвоза и т. п.).

Но подобно ночным условиям неблагоприятные атмосферные условия одновременно стесняют и затрудняют также и действия войск противника, снижают темпы марша, связывают переброску войск с определенными и хорошими дорогами, исключая возможность передвижения вне дорог (грязь, глубокий снег и т. п.); затрудняют управляемость и вынуждают противника двигаться в более компактных и сосредоточенных походных порядках и т. д.

Эти условия позволяют штурмовикам производить разведку на себя с малых высот или даже на бреющем полете и на основе заблаговременного изучения местности и ориентирной карты наносить удары, главным образом, по основным дорогам (шоссе, большаки и т. д.). Поэтому при неблагоприятных условиях погоды возможно нанесение, хотя и более редких, но весьма эффективных штурмовых ударов.

Штурмовые действия не допускаются при следующих неблагоприятных условиях погоды:

а) в густой туман, при видимости с земли по горизонту менее чем на 500 м;

б) во время сильного дождя, грозы и града, обычно сопровождающихся штормом;

в) во время метели или в сильный снегопад.

При штурмовых действиях в редком тумане, особенно при безветрии, необходимо учесть, что туман даже на незначительном расстоянии бывает различной густоты и быстро переходит от редкого в густой; иногда он сплошь затягивает низменности, а иногда садится на возвышенностях. Поэтому выполнение полета, а тем более боевых действий в тумане, является делом сложным и рискованным. Кроме того, в густом тумане исключается возможность посадки, и в случае закрытия им аэродрома для совершения посадки необходимо выйти из района, закрытого туманом.

Гроза, шторм или шквалистый дождь обычно распространяются на сравнительно небольшие районы, почему возможно обойти их стороной. Пробивать (проходить) грозовые тучи опасно. Гроза на маршруте не может служить причиной отказа от выполнения боевой задачи (ее можно обойти), но если район штурмовых действий к моменту выхода на цель окажется [160] охваченным грозой, то командир-ведущий в зависимости от обстановки принимает решение: выжидать ли прохода или ослабления грозы (гроза обычно бывает непродолжительной) или же выходить на запасную цель.

Метель или сильный снегопад обычно бывают при низкой сплошной облачности, распространяются на сравнительно большие районы и продолжаются длительное время, а поэтому обойти их не всегда представляется возможным.

Если район действий непредвиденно окажется охваченным метелью, дождем или туманом, то штурмовики обязаны использовать боевую зарядку по назначенной запасной цели, а если и она закрыта, то по какой-либо крупной стационарной цели, пользуясь хотя бы плохой видимостью или же действуя по расчету времени сквозь облака. При полете в облаках штурмовики руководствуются общими правилами, установленными на этот случай для легкой боевой авиации.

Штурмовые действия в неблагоприятных атмосферных условиях всегда должны особо тщательно обеспечиваться службой погоды. Весь летный состав и особенно командиры всех степеней обязаны изучать синоптические карты, знать как общий прогноз погоды, так и частный, на данный день, в данном районе. Они обязаны знать также рельеф местности и вносить поправки в показания высотомера в случаях попадания в такие условия погоды, при которых видимость земли исключается даже с малых высот и с бреющего полета.

Однако, на фоне общей неблагоприятной погоды даже самый тщательный учет метеорологических данных, принимая во внимание местные, быстро меняющиеся явления атмосферы, не поддающиеся достаточно точному предвидению службой погоды, не исключает возможности попадания в чрезвычайно тяжелые условия полета. Поэтому при штурмовых действиях в неблагоприятных атмосферных условиях командир части обязан в каждом отдельном случае давать подробные указания, как действовать при данных условиях и как поступать при попадании в особо тяжелые условия полета (густой туман, гроза, шторм, метель и т. д.).


Примечания


{1}Боевая зарядка — снабжение самолета тем или иным запасом бомб и патронов.

{2}Аэродромным узлом называется группа из основного, тылового, передовых и запасных аэродромов, в пределах которой работают данные авиачасти.



{3}Технический ресурс слагается из предельного времени работы моторов без смены их (для чистки и ремонта) и из расчетных норм снабжения техническим имуществом и боеприпасами.

<< предыдущая страница  
Смотрите также:
Тактика штурмовой авиации
1780.85kb.
12 стр.
Александр Проханов на молодёжном форуме «Селигер 2013»
281.56kb.
1 стр.
Счастливчик пашка №75 (16947) от 30. 04. 2010
49.37kb.
1 стр.
Тактика за нежить от fk ban Andrew
9.74kb.
1 стр.
1 Основными целями Олимпиады являются: популяризация достижений технической мысли в области авиации и воздухоплавания
118.78kb.
1 стр.
Танк XXI века: анализ тенденций развития с помощью "Технической тактики". Техническая тактика
362.37kb.
1 стр.
Статья в журнале «Вестник авиации и космонавтики» «Проблемы и перспективы развития авиации, наземного транспорта и энергетики
95.47kb.
1 стр.
Государственная служба гражданской авиации
23.21kb.
1 стр.
Руководство по организации летной работы в гражданской авиации, утвержденное на второй сессии Совета по авиации и использованию воздушного пространства 21 апреля 1994 г., не применять
3974.55kb.
22 стр.
В санкт-Петербурге 12-15 августа проходил международный салон гражданской авиации и воздухоплавания
17.14kb.
1 стр.
Юниоры 17-18 лет Подъем по штурмовой лестнице
41.93kb.
1 стр.
Анализ состояния метеообеспечения гражданской авиации за 2012 год
436.76kb.
3 стр.