Главная Другое
Экономика Финансы Маркетинг Астрономия География Туризм Биология История Информатика Культура Математика Физика Философия Химия Банк Право Военное дело Бухгалтерия Журналистика Спорт Психология Литература Музыка Медицина |
страница 1страница 2страница 3страница 4страница 5 3.1 Начальный и средний период развития партийной системы Казахстана. В сложный переходный период создания принципиально новой для республики демократической системы все более заметным становится процесс взаимовлияния, взаимозависимости политического плюрализма и демократизации, деятельности политических партий и становления суверенной государственности. На первом этапе демократизации советского общества повсеместно шло серьезное столкновение мнений, велась борьба по поводу отмены статьи 6 Конституции СССР, законодательно закреплявшей руководящую роль КПСС в государстве. Юридически многопартийность на территории нынешнего СНГ введена Законом СССР от 14 марта 1990 года "Об утверждении поста Президента СССР и внесении изменений и дополнений в Конституцию (Основной Закон) СССР", которым была утверждена новая редакция статьи в Конституции СССР, допускавшая существование наряду с КПСС других политических партий. Фактически же право на существование альтернативные политические партии получили только 1 января 1991 года, когда вступил в силу Закон СССР "Об общественных объединениях". Вместе с тем возникшая многопартийность была на самом деле фальшивой, поскольку в силу объективных причин ни одна из вновь созданных политических партий не могла составить реальной конкуренции КПСС, а, следовательно, реально участвовать в политической жизни страны1. Как отмечает Президент Республики Казахстан Назарбаев Н. А., "коренным поворотным событием, открывшим дорогу для становления многопартийности, стал распад СССР и его цементирующего элемента в лице КПСС". Действительно, становление многопартийности в Казахстане имеет общие закономерности со сходными процессами в других странах СНГ. Практически везде имел место не просто переход от однопартийной системы к многопартийной, а налицо был взаимосвязанный процесс устранения государственно-политической монополии КПСС, создания новой государственности и соответствующей ей партийной системы. В то же время вполне понятно, что развитие многопартийности в Казахстане имеет свои особенности, обусловленные спецификой исторического, демографического, политического характера, этнокультурного своеобразия, предопределяющие специфику партогенеза и функционирования партийной системы в стране. Так, для понимания роли политических партий в формировании правовой государственности и гражданского общества в Казахстане необходимо особо подчеркнуть то, что внутренняя политика высшего руководства Казахстана показывает нацеленность на реализацию национально-государственных интересов страны через лояльное отношение к политическим партиям и движениям и сотрудничество с ними1. Процесс создания многопартийной системы труден и многогранен. "Настоящая многопартийность отнюдь не сводится к наличию нескольких зарегистрированных политических партий. Это слаженная, четко функционирующая система, в которой политические партии находятся в равных правовых условиях, честно конкурируют за влияние на основные группы и слои общества, система, в которой обеспечивается принцип ротации партий у власти в зависимости от ясно выраженной воли избирателей", система, в которой "многопартийность означает наличие в политической структуре общества целого ряда политических объединений людей, которые выражают и защищают на политическом уровне многообразие сложившихся (или складывающихся) социальных интересов"1. Ряд исследователей считают, что, во-первых, "классификация политических партий и движений Казахстана несколько затруднена тем обстоятельством, что помимо традиционного деления на "правых", "левых" и "центра" существует целый ряд организаций, в которых приоритетное внимание уделяется этническим проблемам"2. Во-вторых, "наиболее важным фактором, обусловливающим особенности развития и становления многопартийной системы в Казахстане в последние годы, было специфическое сознание граждан этой республики, основанное на сложном и причудливом переплетении советского этатистского мировоззрения и азиатского патернализма... "3. В-третьих, менталитету восточного общества, вступившего в полосу модернизации, свойственны "приверженность харизматическим лидерам, иерархичность, личностные ориентации, стремление к консенсусу", накладывающие отпечаток на становление демократических институтов. Чтобы понять характер, содержание и особенности процесса становления многопартийности в республике, ее роль в формирования казахстанской государственности, специфику их взаимовлияния, выявить уровни их взаимодействия., представляется важным иметь представление о политических изменениях за последние 15 лет. Развивая известную сегодня в Казахстане периодизацию процесса формирования государственно-политической системы, можно условно выделить пять этапов:
Роль политических партий в становлении государственности носила как позитивный, так и негативный характер, причины которого кроются в том, что в современном трансформирующемся Казахстане уровень демократии пока еще невысок, а политическая социализация включает в себя единовременные и параллельные процессы обучения демократической политической культуре с одной стороны и утрачивания оценок, суждений, политических ориентации и ценностей, присущих тоталитарной системе, с другой. Такая смена механизмов политической социализации в республике осложняется накладыванием не только социально-классовых, но и национальных противоречий в сочетании с трансформацией политической системы на фоне глубокого системного кризиса. Эта уникальная комбинация факторов серьезно изменила взаимоотношения человека с государством и его институтами, наложила собственную специфику на продвижение общества в сторону политического плюрализма. В первый период развития общественно-политических организаций Казахстана сложились предпосылки для трансформации республики из квазигосударственного состояния в подлинно суверенное. С этого времени в движение пришли многие социальные слои, социально-политические интересы которых стали постепенно структурироваться. С этого же времени изменяется характер политической и партийной систем казахстанского общества, которые, в свою очередь, начинают влиять на формирование нового государственного устройства. Образовавшиеся после декабрьских событий 1986 года общественные объединения клубного типа создали предпосылки для демонтажа существовавшей советской партийно-государственной системы, становления новой государственности и адекватной ей политической системы. В 1988-1990 годах в Казахстане также создаются предпосылки становления политического общества, в котором гражданские и протопартийные институты опосредуют, хотя и относительно слабо, отношения между гражданами и государством. Следует подчеркнуть, что для большинства общественных структур первого периода была характерна ярко выраженная оппозиционная направленность действующей власти. Хотя наряду с этим возникали и объединения граждан, консолидировавшие свои усилия на поддержке начавшихся в обществе преобразований. Однако независимо от направления и характера своей деятельности общественные объединения в различных регионах республики на данном этапе действовали разобщенно. Многие из них не имели программы действий. К ним с недоверием относилось и население. Во втором периоде развития многофункциональной структуры гражданского общества имеет место своеобразный всплеск общественной активности, ее высокая динамичность, становление новых организаций, распады, расколы, всевозможные реорганизации в общественных объединениях. Этому способствовала отмена на II съезде Народных депутатов СССР в 1990 году статьи 6 Конституции СССР, закреплявшей однопартийность политической системы и доминирования КПСС. Такой шаг устранил имевшие место препятствия на пути институцио-нализации политических структур и провозгласил разрешительную политику государства по отношению к многопартийной системе и плюралистическому обществу. Появление различных по своей направленности социальных инициатив, вызванных включением значительного числа граждан в политическую жизнь, а также многообразие их интересов, предопределило возникновение историко-просветительных, национально-культурных, миротворческих, антивоенных, экологических и других движений и течений. Этот период обусловлен недовольством оппозиционных сил положением дел в республике, возросшей активностью масс в связи с выборами в республиканские и местные Советы народных депутатов и желанием общественных движений и партий выдвинуть "своих" кандидатов, стремлением этнических общностей Казахстана возродить народные обычаи, традиции, духовную культуру и развивающимся в связи с этим движением национально-патриотических сил, выступающих за независимость и суверенитет Республики Казахстан. Процесс возникновения многочисленных добровольных объединений граждан, в свою очередь, стимулировал создание соответствующей законодательной базы. В Декларации о государственном суверенитете Казахской ССР, принятой Верховным Советом Казахской ССР 25 октября 1990 года, провозглашалось идеологическое и политическое многообразие в республике, которое создало правовые предпосылки институционализации многопартийности. Принятый в 1991 году Закон "Об общественных объединениях в Казахской ССР", признал таковыми "добровольные формирования граждан, объединяющихся на основе общности интересов"1. Таким образом, к началу 1991 года можно отметить появление спектра общественно-политических объединений, для которых главной становится борьба за мобилизацию собственных ресурсов, массовую поддержку населением своих идей и действий. Начало среднего периода развития многопартийности совпадает с обретением независимости государством. Дальнейшее развитие получают партии и движения, выдвинувшие на первый план этнические ценности, тем самым, способствуя этнополитиче-ской дифференциации части казахстанского населения. Значительное влияние в этот период национально-демократических организаций способствовало борьбе за придание государственного статуса казахскому языку. В этом контексте представляется объективным отдать должное партии Народный Конгресс Казахстана, Гражданскому движению Казахстана "Азат", Международному антиядерному движению "Невада-Семипалатинск" и целому ряду других, которые, благодаря своим простым и понятным лозунгам и призывам, отвечающим интересам большинства населения, способствовали обретению Казахстаном государственного суверенитета. Ставя своими главными программными целями и задачами возрождение казахского народа, полноценное развитие всех национально-этнических групп Казахстана, объединение национально-патриотических сил для создания правового и многопартийного общества, независимого государства на основе общедемократических ценностей, существующие в рассматриваемый период общественно-политические организации выступали с альтернативными официальным законопроектам по гражданству, миграции, Конституции, участвовали в антиядерном движении и т. д. Вместе с тем в этот период партии практически были "выключены" из процесса передачи политического опыта и обучения навыкам политических действий для большинства населения страны. Такая "агрессивная" активность общественных объединений была связана с углублением социально-экономического кризиса, ростом политико-правовых противоречий, нерешительными и непоследовательными, половинчатыми действиями союзного руководства. Тем более, что рост антикоммунистических настроений вел к утверждению в общественно-политических организациях радикально-либеральных, или национально-государственных доктрин. Лоббируемые достаточно сильным в 1990-1991 годах ГДК "Азат" идеи необходимости возрождения самобытной казахской культуры, языка были отражены и в Законе "О государственной независимости Республики Казахстан", принятом в 1991 году. Однако учет деятельности Интерфронта "Единство" и ряда других организаций, замыкающихся в узких этнических рамках, объективно привел к пониманию необходимости отказа от создания возможной правовой основы для политизации деликатных проблем сферы межнациональных отношений. Поэтому в рассматриваемом Законе были заложены подходы, базирующиеся на идеологии общенациональной государственности. Развитие этих подходов впоследствии создало предпосылки к освобождению от проявлений этноцентризма. Вместе с тем, данный Закон нес в себе сильный отпечаток компромисса между основными общественно-политическими силами. Так, в частности, приоритет стал отдаваться индивидуальным правам личности, в отличие от прав нации, В то же время в Законе "единый народ Казахстана" рассматривается как состоящий из граждан всех национальностей, объединенных общностью исторической судьбы с казахской нацией. В рамках этого же этапа становления многопартийности наблюдается осознание вторичности этнической проблематики, отход от популистской демократии. Появляются новые партии, возникают новые общественно-политические движения. Причем, если на первых этапах создания общественных объединений последние возникали вследствие гражданской инициативы при лояльном отношении властей, то при создании политических партий были задействованы механизмы их образования как "снизу" (КПК, ГДК "Азат"), так и "сверху" (СПК, ПНКК, ПНЕК)1. Развитие многопартийности в этот период идет в совершенно новых для государства условиях его суверенитета и независимости. В 1993-1995 годах в республике политическая палитра значительно разнообразилась, а традиционная схема – «либералы-реформаторы», «национал-патриоты»- в новых политических условиях стала неадекватной времени. Углубление либерально-демократических реформ перевело взаимоотношения партийно-политических и государственных институтов в плоскость совместной работы по утверждению в мировом сообществе независимого государства Казахстан, что позволило принять в 1993 году первую Конституцию Республики Казахстан. Консенсусный потенциал этого Основного Закона страны по вопросам статуса русского языка, гражданства, присутствия понятия "казахская государственность", механизма сдержек и противовесов среди ветвей государственной власти оказался недостаточным, и уже в 1994 году отдельные положения Конституции были подвергнуты критике, что осложнило внутриполитическую ситуацию в стране. Это послужило катализатором возникновения новых политических партий и объединений. Основной причиной их создания в этот период, выступают личностные соображения, когда в глазах населения политическое объединение определяется личностью ее лидера, в отличие от многих других государств, где чаще всего личность политика определяется его партийной принадлежностью. В этом одна из специфических особенностей партогенеза в Казахстане. В ходе прошедших в этот период избирательных кампаний в высший законодательный орган страны стала очевидной другая его специфика, когда электорат высказывает свои предпочтения по линии от личности баллотирующегося политика к партии, которую он представляет (если она имеется), а уже затем к программным установкам этой партии. Известно, что в западных странах этот процесс протекает в обратном направлении: от осознания своих политических потребностей к конкретной политической партии, способной их реализовать, а через это - и к ее кандидатам. В этот период политические партии, как и все общество, поддержали в 1995 году инициативу Ассамблеи народов Казахстана о продлении полномочий Президента Республики Казахстан Н. А. Назарбаева и принятие новой Конституции страны, продемонстрировав единство в поддержке стратегического направления развития Казахстана как светского, правового, демократического и социального государства. Конституционное закрепление в 1995 году свободы объединений, запрет на ограничение прав и свобод по политическим мотивам, предоставление равных правовых возможностей общественным объединениям обеспечили реальный политический и идеологический плюрализм, реальную многопартийность. Влияние этих принципов государственного развития велико не только на партии, но и распространяется шире - на саму государственную политику по демократизации казахстанского общества. 3.2 Поздний этап партогенеза в Казахстане. Эволюция политического развития Казахстана свидетельствует о том, что на четвертом этапе отмечалось продолжение активного партстроительства, усиление взаимовлияния политических партий и государственно-политического становления страны. В этот период наиболее заметно влияние политических партий центристского толка, уменьшение радикализма. Идет процесс политического оформления интересов разных социальных групп населения - женщин, жителей села, молодежи и т. д. Однако вновь возникающие партийные движения все также нередко "подгоняются" под определенную личность» что было характерно и для предыдущих периодов. Как показала практика, такие движения находятся в прямой зависимости от своего лидера: от субъективных колебаний последнего меняются, как правило, и партийные линии. У таких партий значительно сокращается социальная база поддержки. С принятием Закона Республики Казахстан "О политических партиях" от 2 июля 1996 года процесс развития общественно-политических объединений и становления многопартийности в Республике Казахстан приобрел новые черты. Принятые в 1996 году Законы Республики Казахстан "Об общественных объединениях" и "О политических партиях" внесли заметный вклад в правообеспечение деятельности общественных и, в частности» политических организаций республики. В 1997 году в Казахстане действовало 9 политических партий, официально зарегистрированных Министерством юстиции республики: Социалистическая партия Казахстана (СПК), партия Народный Конгресс Казахстана (НКК), партия Народного единства Казахстана (ПНЕК), Демократическая партия Казахстана (ДИК), Народно-кооперативная партия Казахстана (НКПК) и т.д., активизация которых приходится на проведение в Казахстане парламентских и президентских выборов, причем выборы в парламент проводятся по новым правилам, закрепленным Указом президента Республики Казахстан «О выборах в Республике Казахстан» от 30 сентября 1995 года. В этот временной промежуток активную политическую деятельность ведут Гражданская партия Казахстана, Компартия, Народно-кооперативная партия Казахстана, партия «Азамат», Партия возрождения Казахстана, Народный конгресс Казахстана, партия «Отан», Республиканская народная партия Казахстана и др. Существовало также несколько общественно-политических движений, такие как международное антиядерное движение "Невада-Семипалатинск", Гражданское движение Казахстана "Азат", Республиканское славянское движение "Лад", 34 национально-культурных образования, профсоюзы, а также 572 общественных объединения, имеющие различные направления и характер своей деятельности 1. Из партий к числу наиболее заметных в плане организационной структуры, финансовых возможностей, идеологических наработок можно отнести далеко не всех. В частности, к этой категории относится партия «Отан», с самого начала занимавшая, как уже отмечалось, пропрезидентские позиции. Гражданская партия образовалась на базе предприятий алюминиевой и хромовой отраслей промышленности. При этом партия приступила к строительству организационной структуры в форме первичных ячеек и секций непосредственно на предприятиях отрасли. Главной задачей партии провозглашалось лоббирование интересов товаропроизводителей. Как известно, республиканская народная партия придерживалась праволи-беральной позиции. В ее состав входили приближенные к экс-премьеру правительства Казахстана А. Кажегельдину бизнесмены и «интеллектуальные» оппозиционеры (Г. Алдамжаров, Н. Масанов и некоторые др.). Довольно прочной оставалась позиция Коммунистической партии Казахстана во главе с С. Абдильдиным, хотя на данный момент она переживает не лучшие времена. Возможно, это было связано с личностью главного коммуниста страны обладавшей на тот момент наибольшим электоратом и стройной отработанной структурой местных органов, В этих условиях вновь прошедшие в тот период как парламентские, так и президентские выборы показали высокий уровень доверия народа к президенту Казахстана и его политическим сторонникам. По существу, первенство среди партий осталось за Отаном и Гражданской партией1. Активизация деятельности политических движений и партий в период между выборами не могла быть не связанной с политическими событиями внутри страны (принятие двух Конституций Республики Казахстан, причем Конституции 1995 года посредством референдума, неоднократное проведение выборов в различные органы власти, включая выборы руководителя страны), а также с введением пропорциональной системы выборов в Мажилис по партийным спискам. Выход на свет Указа президента Республики Казахстан, имеющего силу конституционного закона, «О выборах в Республике Казахстан» от 30 сентября 1995 года явилось существенным шагом на пути демократизации не только избирательной системы в стране, но и партогенеза в целом. 3.3 Современный этап развития многопартийности. Современный этап: период, который начинается с момента последних выборов президента Республики Казахстан. Этому периоду характерна общая стабилизация политических отношений в стране, что связано с окончательным оформлением избирательной системы в Казахстане и более или менее устойчивой партийной системы. По прежнему наиболее активной силой на фоне других партий выступает партия «Отан» во главе с С. Терещенко. Безусловно, партии пропрезидентского направления активно расширяют организационную структуру и находятся в постоянном поиске пути максимально быстрого увеличения электората. Данный этап в развитии пропрезидентских партии, на примере Отана, можно оценить как подготовку к будущей политической борьбе, которая при должной организации и опоре на властные структуры, возможно, выведет ее на первые позиции в партийной системе государства. Это показали прошедшие выборы сельских акимов, где из 28 избирательных округов представителями партий «Отан» 25 были выиграны. Как известно, надежда коммунистов на свой электорат в «красном поясе» не оправдалась. Потеря своих позиции и заметное снижение рейтинга компартии в данных регионах связаны с внутрипартийными конфликтами руководящего звена, что вызвало разочарование населения. Определенное оживление партийных организаций в политической жизни Казахстана наблюдалось осенью 2001 года. Расхождение во взглядах между правительством с одной стороны и рядами высокопоставленных чиновников и части бизнес-элиты с другой, привело к образованию последними так называемого общественного движения Демократический выбор Казахстана. Это событие взбудоражило не только средства массой информации, но и часть общественности. С резкой критикой в адрес ДВК выступили сразу несколько политических партий и общественных объединений. Неудивительно, что против новоявленной оппозиционной организации выступили в основном лояльные к власти партии, тогда как на той стороне баррикады остались ряд оппонентов официального курса государства, среди которых Компартия и другие 1. Конечно с аналитической точки зрения что-либо сказать о будущем данного движения трудно (это связано с относительной краткостью функционирования движения на политической палитре страны по временным рамкам), но наметившееся на сегодняшний день раскол внутри объединения говорит о слабой организации и недостаточном опыте организаторов. Можно считать, что очередная отставка кабинета министров и значимые кадровые перестановки во властных структурах дифференцировали участников движения на радикальную и конструктивную части. Примером того служит образование на базе ДВК политической партий «Ак жол», в составе которой вдруг не оказалось нескольких членов-организаторов движения. Как показали последние события, сами же организаторы новой партии демонстрируют умеренность по отношению к новому правительству. Тем не менее, стоит повторится, что дальнейшая деятельность партий «Ак жол» требует серьезного анализа, прежде чем дать какое-либо определение. В этой связи стабильность курса главы государства на поэтапную демократизацию казахстанского общества еще раз доказала свою правомочность. Нельзя не отметить тот факт, что именно Президент сыграл огромную позитивную роль в демократизации партийной системы в Казахстане. Государством выработана законодательная и нормативная база для проведения выборов и осуществления деятельности политических партий различного типа, которые полностью соответствуют нормам демократической государственности. Вместе с тем, выступление ведущих ученых-правоведов страны обусловили усиления главного требования к уже созданным и будущим партиям и организациям - признание главенства законов и прерогативы общегосударственных интересов. По этому поводу Президент Н.А.Назарбаев, на встрече с иностранными дипломатами, отметил: «Демократизация политической жизни - один из главных принципов стратегии развития Казахстана. Со своей стороны твердо заявляю, что Казахстан не допустит деятельности на своей территории каких-либо незаконных общественных, религиозных или любых других объединений»1. Также ярким примером достижений Казахстана в этом направлений, значения института президентской власти и личных заслуг самого президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева можно считать присуждение ему в декабре 1999 г. в США диплома международного фонда избирательных систем «За выдающийся вклад в продвижение демократии». Принятие нового Закона "О политических партиях" (15 июля 2002г.) представляется важной вехой в развитии политических партий страны. Кардинально меняет законодательное поле деятельности партий. По мнению Президента Республики Н.А. Назарбаева новый закон о политических партиях, повысивший требования к партиям, направлен на повышение их авторитета и роли в политической жизни общества и государства, превращение их в действенный механизм государственного управления. Партии должны отражать мнение широких слоев общества, а не частные интересы отдельных лиц. Это должно стать условием участия партий в политическом процессе2. В апреле 2003 года Минюст опубликовал итоги регистрации политических партий. Сохранение в легальном политическом поле сразу 7 партий в общем позволяет запустить механизм партийной конкуренции и представить достаточно широкий круг интересов. Регистрацию прошли партии "Аул", Партия патриотов, Компартия, РПП "Отан", "Ак Жол", Аграрная и Гражданская партии. Не прошли регистрацию, хотя и подавали документы, партии "АлаиГ, "Возрождение", "Ел Дана" (известная также как Партия женщин) и "Соотечественник". Среди партий, которые и не предпринимали попыток, следует отметить прежде всего РНПК и "Азамат", лишении которых официального статуса политических партий, показывает, что ценз выполнил свою задачу в части "отсечения" нежелательной оппозиции. Не пытался пройти регистрацию и переживший раскол "Народный Конгресс". Возможно, этот список партий не окончателен и до выборов в Мажилис могут пройти регистрацию и какие-то новые участники. Минюст, по крайней мере, говорит о такой возможности1. Смотрите также: Законодательная институализация политических партий. Что дает новый закон "О политических партиях"
977.11kb.
5 стр.
Законом от 11. 07. 2001 №95-фз «О политических партиях»
111.56kb.
1 стр.
Информация о поступлении и расходовании средств политических партий в IV квартале 2012 года
36.19kb.
1 стр.
Закон Республики Казахстан от 15 июля 2002 года n 344
182.82kb.
1 стр.
Предпосылки образования политических партий в России Теоретико-методологические аспекты проблемы
245.86kb.
1 стр.
Законом от 11. 07. 2001 №95 «О политических партиях»
39.54kb.
1 стр.
Закон от 11. 07. 2001 n 95-фз(ред от 01. 12. 2012)"О политических партиях"
1066.78kb.
4 стр.
Закон о политических партиях принят Государственной Думой
1077.32kb.
4 стр.
Исследование близости политических позиций методом латентно-семантического анализа
39.9kb.
1 стр.
Частота и характер упоминаемости политических партий рк
149kb.
1 стр.
Законом от 11. 07. 2001 №95-фз «О политических партиях»
60.11kb.
1 стр.
Учебно-методический комплекс дисциплины отечественная история Специальность: 080507. 65 «Менеджмент организации» Барнаул 941.26kb.
5 стр.
|