Главная
страница 1страница 2страница 3страница 4страница 5
ГЛАВА III. Этапы становления многопартийности в Казахстане.

3.1 Начальный и средний период развития партийной системы

Казахстана.

В сложный переходный период создания принципиально новой для республики демократической системы все более заметным становится процесс взаимовлияния, взаимозависимости политического плюра­лизма и демократизации, деятельности политических партий и становле­ния суверенной государственности.

На первом этапе демократизации советского общества повсеместно шло серьезное столкновение мнений, велась борьба по поводу отмены ста­тьи 6 Конституции СССР, законодательно закреплявшей руководящую роль КПСС в государстве.

Юридически многопартийность на территории нынешнего СНГ введе­на Законом СССР от 14 марта 1990 года "Об утверждении поста Президен­та СССР и внесении изменений и дополнений в Конституцию (Основной Закон) СССР", которым была утверждена новая редакция статьи в Консти­туции СССР, допускавшая существование наряду с КПСС других полити­ческих партий. Фактически же право на существование альтернативные политические партии получили только 1 января 1991 года, когда вступил в силу Закон СССР "Об общественных объединениях".

Вместе с тем возникшая многопартийность была на самом деле фаль­шивой, поскольку в силу объективных причин ни одна из вновь созданных политических партий не могла составить реальной конкуренции КПСС, а, следовательно, реально участвовать в политической жизни страны1.

Как отмечает Президент Республики Казахстан Назарбаев Н. А., "ко­ренным поворотным событием, открывшим дорогу для становления мно­гопартийности, стал распад СССР и его цементирующего элемента в лице КПСС".

Действительно, становление многопартийности в Казахстане имеет об­щие закономерности со сходными процессами в других странах СНГ.

Практически везде имел место не просто переход от однопартийной системы к многопартийной, а налицо был взаимосвязанный процесс устра­нения государственно-политической монополии КПСС, создания новой государственности и соответствующей ей партийной системы.

В то же время вполне понятно, что развитие многопартийности в Казах­стане имеет свои особенности, обусловленные спецификой исторического, демографического, политического характера, этнокультурного своеобра­зия, предопределяющие специфику партогенеза и функционирования пар­тийной системы в стране. Так, для понимания роли политических партий в формировании правовой государственности и гражданского общества в Казахстане необходимо особо подчеркнуть то, что внутренняя политика высшего руководства Казахстана показывает нацеленность на реализацию национально-государственных интересов страны через лояльное отноше­ние к политическим партиям и движениям и сотрудничество с ними1.

Процесс создания многопартийной системы труден и многогранен. "На­стоящая многопартийность отнюдь не сводится к наличию нескольких за­регистрированных политических партий. Это слаженная, четко функцио­нирующая система, в которой политические партии находятся в равных правовых условиях, честно конкурируют за влияние на основные группы и слои общества, система, в которой обеспечивается принцип ротации пар­тий у власти в зависимости от ясно выраженной воли избирателей", систе­ма, в которой "многопартийность означает наличие в политической струк­туре общества целого ряда политических объединений людей, которые выражают и защищают на политическом уровне многообразие сложив­шихся (или складывающихся) социальных интересов"1.

Ряд исследователей считают, что, во-первых, "классификация полити­ческих партий и движений Казахстана несколько затруднена тем обстоя­тельством, что помимо традиционного деления на "правых", "левых" и "центра" существует целый ряд организаций, в которых приоритетное внимание уделяется этническим проблемам"2.

Во-вторых, "наиболее важным фактором, обусловливающим особенно­сти развития и становления многопартийной системы в Казахстане в по­следние годы, было специфическое сознание граждан этой республики, основанное на сложном и причудливом переплетении советского этатист­ского мировоззрения и азиатского патернализма... "3.

В-третьих, менталитету восточного общества, вступившего в полосу модернизации, свойственны "приверженность харизматическим лидерам, иерархичность, личностные ориентации, стремление к консенсусу", накла­дывающие отпечаток на становление демократических институтов.

Чтобы понять характер, содержание и особенности процесса становле­ния многопартийности в республике, ее роль в формирования казахстан­ской государственности, специфику их взаимовлияния, выявить уровни их взаимодействия., представляется важным иметь представление о политиче­ских изменениях за последние 15 лет.

Развивая известную сегодня в Казахстане периодизацию процесса фор­мирования государственно-политической системы, можно условно выде­лить пять этапов:


  1. Конец 1986 г. - начало 1990 г. (образование неформальных объединений);

  2. Начальный период: 1990-1991 гг. (создание партий, движений и орга­низаций);

  3. Средний период: период с конца 1991 г,-1995 г. (образование независимой Республики Казахстан, политическая дифференциация и регистра­ция партий, общественных объединений);




  1. Поздний этап: 1995-1999 гг. (период образования целого ряда политических партий);

  2. Современный этап: период, который начинается с момента послед­них выборов президента Республики Казахстан.

Роль политических партий в становлении государственности носила как позитивный, так и негативный характер, причины которого кроются в том, что в современном трансформирующемся Казахстане уровень демо­кратии пока еще невысок, а политическая социализация включает в себя единовременные и параллельные процессы обучения демократической по­литической культуре с одной стороны и утрачивания оценок, суждений, политических ориентации и ценностей, присущих тоталитарной системе, с другой.

Такая смена механизмов политической социализации в республике ос­ложняется накладыванием не только социально-классовых, но и нацио­нальных противоречий в сочетании с трансформацией политической сис­темы на фоне глубокого системного кризиса. Эта уникальная комбинация факторов серьезно изменила взаимоотношения человека с государством и его институтами, наложила собственную специфику на продвижение об­щества в сторону политического плюрализма.

В первый период развития общественно-политических организаций Казахстана сложились предпосылки для трансформации республики из квазигосударственного состояния в подлинно суверенное. С этого време­ни в движение пришли многие социальные слои, социально-политические интересы которых стали постепенно структурироваться. С этого же вре­мени изменяется характер политической и партийной систем казахстан­ского общества, которые, в свою очередь, начинают влиять на формиро­вание нового государственного устройства.

Образовавшиеся после декабрьских событий 1986 года общественные объединения клубного типа создали предпосылки для демонтажа существовавшей советской партийно-государственной системы, становления но­вой государственности и адекватной ей политической системы.

В 1988-1990 годах в Казахстане также создаются предпосылки станов­ления политического общества, в котором гражданские и протопартийные институты опосредуют, хотя и относительно слабо, отношения между гражданами и государством.

Следует подчеркнуть, что для большинства общественных структур первого периода была характерна ярко выраженная оппозиционная на­правленность действующей власти. Хотя наряду с этим возникали и объе­динения граждан, консолидировавшие свои усилия на поддержке начав­шихся в обществе преобразований. Однако независимо от направления и характера своей деятельности общественные объединения в различных ре­гионах республики на данном этапе действовали разобщенно. Многие из них не имели программы действий. К ним с недоверием относилось и на­селение.

Во втором периоде развития многофункциональной структуры граж­данского общества имеет место своеобразный всплеск общественной ак­тивности, ее высокая динамичность, становление новых организаций, рас­пады, расколы, всевозможные реорганизации в общественных объедине­ниях.

Этому способствовала отмена на II съезде Народных депутатов СССР в 1990 году статьи 6 Конституции СССР, закреплявшей однопартийность политической системы и доминирования КПСС.

Такой шаг устранил имевшие место препятствия на пути институцио-нализации политических структур и провозгласил разрешительную поли­тику государства по отношению к многопартийной системе и плюрали­стическому обществу.

Появление различных по своей направленности социальных инициа­тив, вызванных включением значительного числа граждан в политиче­скую жизнь, а также многообразие их интересов, предопределило возник­новение историко-просветительных, национально-культурных, миротвор­ческих, антивоенных, экологических и других движений и течений.

Этот период обусловлен недовольством оппозиционных сил положени­ем дел в республике, возросшей активностью масс в связи с выборами в республиканские и местные Советы народных депутатов и желанием об­щественных движений и партий выдвинуть "своих" кандидатов, стремле­нием этнических общностей Казахстана возродить народные обычаи, тра­диции, духовную культуру и развивающимся в связи с этим движением национально-патриотических сил, выступающих за независимость и суве­ренитет Республики Казахстан.

Процесс возникновения многочисленных добровольных объединений граждан, в свою очередь, стимулировал создание соответствующей зако­нодательной базы. В Декларации о государственном суверенитете Казах­ской ССР, принятой Верховным Советом Казахской ССР 25 октября 1990 года, провозглашалось идеологическое и политическое многообразие в республике, которое создало правовые предпосылки институционализации многопартийности. Принятый в 1991 году Закон "Об общественных объе­динениях в Казахской ССР", признал таковыми "добровольные формиро­вания граждан, объединяющихся на основе общности интересов"1.

Таким образом, к началу 1991 года можно отметить появление спектра общественно-политических объединений, для которых главной становится борьба за мобилизацию собственных ресурсов, массовую поддержку насе­лением своих идей и действий.

Начало среднего периода развития многопартийности совпадает с об­ретением независимости государством.

Дальнейшее развитие получают партии и движения, выдвинувшие на первый план этнические ценности, тем самым, способствуя этнополитиче-ской дифференциации части казахстанского населения.

Значительное влияние в этот период национально-демократических ор­ганизаций способствовало борьбе за придание государственного статуса казахскому языку.

В этом контексте представляется объективным отдать должное партии Народный Конгресс Казахстана, Гражданскому движению Казахстана "Азат", Международному антиядерному движению "Невада-Семипалатинск" и целому ряду других, которые, благодаря своим простым и понятным лозунгам и призывам, отвечающим интересам большинства населения, способствовали обретению Казахстаном государственного су­веренитета. Ставя своими главными программными целями и задачами возрождение казахского народа, полноценное развитие всех национально-этнических групп Казахстана, объединение национально-патриотических сил для создания правового и многопартийного общества, независимого государства на основе общедемократических ценностей, существующие в рассматриваемый период общественно-политические организации высту­пали с альтернативными официальным законопроектам по гражданству, миграции, Конституции, участвовали в антиядерном движении и т. д.

Вместе с тем в этот период партии практически были "выключены" из процесса передачи политического опыта и обучения навыкам политиче­ских действий для большинства населения страны.

Такая "агрессивная" активность общественных объединений была связа­на с углублением социально-экономического кризиса, ростом политико-правовых противоречий, нерешительными и непоследовательными, поло­винчатыми действиями союзного руководства. Тем более, что рост анти­коммунистических настроений вел к утверждению в общественно-политических организациях радикально-либеральных, или национально-государственных доктрин.

Лоббируемые достаточно сильным в 1990-1991 годах ГДК "Азат" идеи необходимости возрождения самобытной казахской культуры, языка были отражены и в Законе "О государственной независимости Республики Ка­захстан", принятом в 1991 году. Однако учет деятельности Интерфронта "Единство" и ряда других организаций, замыкающихся в узких этнических рамках, объективно привел к пониманию необходимости отказа от созда­ния возможной правовой основы для политизации деликатных проблем сферы межнациональных отношений. Поэтому в рассматриваемом Законе были заложены подходы, базирующиеся на идеологии общенациональной государственности. Развитие этих подходов впоследствии создало предпо­сылки к освобождению от проявлений этноцентризма.

Вместе с тем, данный Закон нес в себе сильный отпечаток компромисса между основными общественно-политическими силами. Так, в частности, приоритет стал отдаваться индивидуальным правам личности, в отличие от прав нации, В то же время в Законе "единый народ Казахстана" рас­сматривается как состоящий из граждан всех национальностей, объеди­ненных общностью исторической судьбы с казахской нацией.

В рамках этого же этапа становления многопартийности наблюдается осознание вторичности этнической проблематики, отход от популистской демократии. Появляются новые партии, возникают новые общественно-политические движения. Причем, если на первых этапах создания общест­венных объединений последние возникали вследствие гражданской ини­циативы при лояльном отношении властей, то при создании политических партий были задействованы механизмы их образования как "снизу" (КПК, ГДК "Азат"), так и "сверху" (СПК, ПНКК, ПНЕК)1.

Развитие многопартийности в этот период идет в совершенно новых для государства условиях его суверенитета и независимости.

В 1993-1995 годах в республике политическая палитра значительно разнообразилась, а традиционная схема – «либералы-реформаторы», «национал-патриоты»- в новых политических условиях стала неадекватной времени.

Углубление либерально-демократических реформ перевело взаимоот­ношения партийно-политических и государственных институтов в плос­кость совместной работы по утверждению в мировом сообществе незави­симого государства Казахстан, что позволило принять в 1993 году первую Конституцию Республики Казахстан. Консенсусный потенциал этого Ос­новного Закона страны по вопросам статуса русского языка, гражданства, присутствия понятия "казахская государственность", механизма сдержек и противовесов среди ветвей государственной власти оказался недостаточ­ным, и уже в 1994 году отдельные положения Конституции были подверг­нуты критике, что осложнило внутриполитическую ситуацию в стране. Это послужило катализатором возникновения новых политических партий и объединений.

Основной причиной их создания в этот период, выступают личностные соображения, когда в глазах населения политическое объединение опреде­ляется личностью ее лидера, в отличие от многих других государств, где чаще всего личность политика определяется его партийной принадлежно­стью. В этом одна из специфических особенностей партогенеза в Казах­стане.

В ходе прошедших в этот период избирательных кампаний в выс­ший законодательный орган страны стала очевидной другая его специфи­ка, когда электорат высказывает свои предпочтения по линии от личности баллотирующегося политика к партии, которую он представляет (если она имеется), а уже затем к программным установкам этой партии. Известно, что в западных странах этот процесс протекает в обратном направлении: от осознания своих политических потребностей к конкретной политиче­ской партии, способной их реализовать, а через это - и к ее кандидатам.

В этот период политические партии, как и все общество, поддержали в 1995 году инициативу Ассамблеи народов Казахстана о продлении полно­мочий Президента Республики Казахстан Н. А. Назарбаева и принятие но­вой Конституции страны, продемонстрировав единство в поддержке стра­тегического направления развития Казахстана как светского, правового, демократического и социального государства.

Конституционное закрепление в 1995 году свободы объединений, за­прет на ограничение прав и свобод по политическим мотивам, предостав­ление равных правовых возможностей общественным объединениям обес­печили реальный политический и идеологический плюрализм, реальную многопартийность.

Влияние этих принципов государственного развития велико не только на партии, но и распространяется шире - на саму государственную полити­ку по демократизации казахстанского общества.

3.2 Поздний этап партогенеза в Казахстане.

Эволюция политического развития Казахстана свидетельствует о том, что на четвертом этапе отмечалось продолжение активного партстроитель­ства, усиление взаимовлияния политических партий и государственно-политического становления страны. В этот период наиболее заметно влия­ние политических партий центристского толка, уменьшение радикализма. Идет процесс политического оформления интересов разных социальных групп населения - женщин, жителей села, молодежи и т. д. Однако вновь возникающие партийные движения все также нередко "подгоняются" под определенную личность» что было характерно и для предыдущих перио­дов. Как показала практика, такие движения находятся в прямой зависимо­сти от своего лидера: от субъективных колебаний последнего меняются, как правило, и партийные линии. У таких партий значительно сокращается социальная база поддержки.

С принятием Закона Республики Казахстан "О политических партиях" от 2 июля 1996 года процесс развития общественно-политических объеди­нений и становления многопартийности в Республике Казахстан приобрел новые черты.

Принятые в 1996 году Законы Республики Казахстан "Об обществен­ных объединениях" и "О политических партиях" внесли заметный вклад в правообеспечение деятельности общественных и, в частности» политиче­ских организаций республики.

В 1997 году в Казахстане действовало 9 политических партий, официально зарегистрированных Министерством юстиции республики: Социалистиче­ская партия Казахстана (СПК), партия Народный Конгресс Казахстана (НКК), партия Народного единства Казахстана (ПНЕК), Демократическая партия Казахстана (ДИК), Народно-кооперативная партия Казахстана (НКПК) и т.д., активизация которых приходится на проведение в Казах­стане парламентских и президентских выборов, причем выборы в парла­мент проводятся по новым правилам, закрепленным Указом президента Республики Казахстан «О выборах в Республике Казахстан» от 30 сентября 1995 года. В этот временной промежуток активную политическую дея­тельность ведут Гражданская партия Казахстана, Компартия, Народно-кооперативная партия Казахстана, партия «Азамат», Партия возрождения Казахстана, Народный конгресс Казахстана, партия «Отан», Республикан­ская народная партия Казахстана и др.

Существовало также несколько общественно-политических движений, такие как международное антиядерное движение "Невада-Семипалатинск", Гражданское движение Казахстана "Азат", Республиканское славянское движение "Лад", 34 национально-культурных образования, профсоюзы, а также 572 общественных объединения, имеющие различные направления и характер своей деятельности 1.

Из партий к числу наиболее заметных в плане организационной струк­туры, финансовых возможностей, идеологических наработок можно отне­сти далеко не всех. В частности, к этой категории относится партия «Отан», с самого начала занимавшая, как уже отмечалось, пропрезидент­ские позиции. Гражданская партия образовалась на базе предприятий алюминиевой и хромовой отраслей промышленности. При этом партия приступила к строительству организационной структуры в форме первич­ных ячеек и секций непосредственно на предприятиях отрасли. Главной задачей партии провозглашалось лоббирование интересов товаропроизво­дителей.

Как известно, республиканская народная партия придерживалась праволи-беральной позиции. В ее состав входили приближенные к экс-премьеру правительства Казахстана А. Кажегельдину бизнесмены и «интеллекту­альные» оппозиционеры (Г. Алдамжаров, Н. Масанов и некоторые др.). Довольно прочной оставалась позиция Коммунистической партии Казах­стана во главе с С. Абдильдиным, хотя на данный момент она переживает не лучшие времена. Возможно, это было связано с личностью главного коммуниста страны обладавшей на тот момент наибольшим электоратом и стройной отработанной структурой местных органов, В этих условиях вновь прошедшие в тот период как парламентские, так и президентские выборы показали высокий уровень доверия народа к президенту Казахста­на и его политическим сторонникам. По существу, первенство среди пар­тий осталось за Отаном и Гражданской партией1.

Активизация деятельности политических движений и партий в период между выборами не могла быть не связанной с политическими событиями внутри страны (принятие двух Конституций Республики Казахстан, при­чем Конституции 1995 года посредством референдума, неоднократное проведение выборов в различные органы власти, включая выборы руково­дителя страны), а также с введением пропорциональной системы выборов в Мажилис по партийным спискам. Выход на свет Указа президента Рес­публики Казахстан, имеющего силу конституционного закона, «О выборах в Республике Казахстан» от 30 сентября 1995 года явилось существенным шагом на пути демократизации не только избирательной системы в стране, но и партогенеза в целом.

3.3 Современный этап развития многопартийности.



Современный этап: период, который начинается с момента последних выборов президента Республики Казахстан. Этому периоду характерна общая стабилизация политических отношений в стране, что связано с окончательным оформлением избирательной системы в Казахстане и более или менее устойчивой партийной системы.

По прежнему наиболее активной силой на фоне других партий высту­пает партия «Отан» во главе с С. Терещенко. Безусловно, партии пропре­зидентского направления активно расширяют организационную структуру и находятся в постоянном поиске пути максимально быстрого увеличения электората. Данный этап в развитии пропрезидентских партии, на примере Отана, можно оценить как подготовку к будущей политической борьбе, которая при должной организации и опоре на властные структуры, воз­можно, выведет ее на первые позиции в партийной системе государства. Это показали прошедшие выборы сельских акимов, где из 28 избиратель­ных округов представителями партий «Отан» 25 были выиграны. Как из­вестно, надежда коммунистов на свой электорат в «красном поясе» не оп­равдалась. Потеря своих позиции и заметное снижение рейтинга компар­тии в данных регионах связаны с внутрипартийными конфликтами руко­водящего звена, что вызвало разочарование населения.

Определенное оживление партийных организаций в политической жизни Казахстана наблюдалось осенью 2001 года. Расхождение во взгля­дах между правительством с одной стороны и рядами высокопоставленных чиновников и части бизнес-элиты с другой, привело к образованию по­следними так называемого общественного движения Демократический вы­бор Казахстана.

Это событие взбудоражило не только средства массой информации, но и часть общественности. С резкой критикой в адрес ДВК выступили сразу несколько политических партий и общественных объединений. Неудиви­тельно, что против новоявленной оппозиционной организации выступили в основном лояльные к власти партии, тогда как на той стороне баррикады остались ряд оппонентов официального курса государства, среди которых Компартия и другие 1.

Конечно с аналитической точки зрения что-либо сказать о будущем данного движения трудно (это связано с относительной краткостью функ­ционирования движения на политической палитре страны по временным рамкам), но наметившееся на сегодняшний день раскол внутри объеди­нения говорит о слабой организации и недостаточном опыте организато­ров. Можно считать, что очередная отставка кабинета министров и значимые кадровые перестановки во властных структурах дифференцировали участников движения на радикальную и конструктивную части. Примером того служит образование на базе ДВК политической партий «Ак жол», в составе которой вдруг не оказалось нескольких членов-организаторов движения.

Как показали последние события, сами же организаторы новой партии демонстрируют умеренность по отношению к новому правительству. Тем не менее, стоит повторится, что дальнейшая деятельность партий «Ак жол» требует серьезного анализа, прежде чем дать какое-либо определе­ние. В этой связи стабильность курса главы государства на поэтапную де­мократизацию казахстанского общества еще раз доказала свою правомоч­ность.

Нельзя не отметить тот факт, что именно Президент сыграл огромную позитивную роль в демократизации партийной системы в Казахстане. Го­сударством выработана законодательная и нормативная база для проведе­ния выборов и осуществления деятельности политических партий различ­ного типа, которые полностью соответствуют нормам демократической го­сударственности. Вместе с тем, выступление ведущих ученых-правоведов страны обусловили усиления главного требования к уже созданным и бу­дущим партиям и организациям - признание главенства законов и прерога­тивы общегосударственных интересов. По этому поводу Президент Н.А.Назарбаев, на встрече с иностранными дипломатами, отметил: «Демо­кратизация политической жизни - один из главных принципов стратегии развития Казахстана. Со своей стороны твердо заявляю, что Казахстан не допустит деятельности на своей территории каких-либо незаконных обще­ственных, религиозных или любых других объединений»1.

Также ярким примером достижений Казахстана в этом направлений, значения института президентской власти и личных заслуг самого прези­дента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева можно считать присуждение ему в декабре 1999 г. в США диплома международного фонда избиратель­ных систем «За выдающийся вклад в продвижение демократии».

Принятие нового Закона "О политических партиях" (15 июля 2002г.) представляется важной вехой в развитии политических партий страны. Кардинально меняет законодательное поле деятельности партий.

По мнению Президента Республики Н.А. Назарбаева новый закон о по­литических партиях, повысивший требования к партиям, направлен на по­вышение их авторитета и роли в политической жизни общества и государ­ства, превращение их в действенный механизм государственного управле­ния. Партии должны отражать мнение широких слоев общества, а не частные интересы отдельных лиц. Это должно стать условием участия партий в политическом процессе2.

В апреле 2003 года Минюст опубликовал итоги регистрации политиче­ских партий. Сохранение в легальном политическом поле сразу 7 партий в общем позволяет запустить механизм партийной конкуренции и предста­вить достаточно широкий круг интересов. Регистрацию прошли партии "Аул", Партия патриотов, Компартия, РПП "Отан", "Ак Жол", Аграрная и Гражданская партии. Не прошли регистрацию, хотя и подавали документы, партии "АлаиГ, "Возрождение", "Ел Дана" (известная также как Партия женщин) и "Соотечественник".

Среди партий, которые и не предпринимали попыток, следует отметить прежде всего РНПК и "Азамат", лишении которых официального статуса политических партий, показывает, что ценз выполнил свою задачу в части "отсечения" нежелательной оппозиции. Не пытался пройти регистрацию и переживший раскол "Народный Конгресс". Возможно, этот список партий не окончателен и до выборов в Мажилис могут пройти регистрацию и ка­кие-то новые участники. Минюст, по крайней мере, говорит о такой воз­можности1.




<< предыдущая страница   следующая страница >>
Смотрите также:
Законодательная институализация политических партий. Что дает новый закон "О политических партиях"
977.11kb.
5 стр.
Законом от 11. 07. 2001 №95-фз «О политических партиях»
111.56kb.
1 стр.
Информация о поступлении и расходовании средств политических партий в IV квартале 2012 года
36.19kb.
1 стр.
Закон Республики Казахстан от 15 июля 2002 года n 344
182.82kb.
1 стр.
Предпосылки образования политических партий в России Теоретико-методологические аспекты проблемы
245.86kb.
1 стр.
Законом от 11. 07. 2001 №95 «О политических партиях»
39.54kb.
1 стр.
Закон от 11. 07. 2001 n 95-фз(ред от 01. 12. 2012)"О политических партиях"
1066.78kb.
4 стр.
Закон о политических партиях принят Государственной Думой
1077.32kb.
4 стр.
Исследование близости политических позиций методом латентно-семантического анализа
39.9kb.
1 стр.
Частота и характер упоминаемости политических партий рк
149kb.
1 стр.
Законом от 11. 07. 2001 №95-фз «О политических партиях»
60.11kb.
1 стр.
Учебно-методический комплекс дисциплины отечественная история Специальность: 080507. 65 «Менеджмент организации» Барнаул
941.26kb.
5 стр.