Главная
страница 1страница 2страница 3страница 4страница 5

Как и почему происходит насилие
Хотя насильственные действия имеют место в контексте межличностных отношений, их следует анализировать вместе с социальной обстановкой, в которой они происходят. Ни один фактор не может предсказать эмоциональное, физическое или сексуальное насилие или лишение ребенка внимания; скорее всего, причиной проявления насилия и лишения ребенка внимания является сложная взаимосвязь переменных между индивидами, в семьях, местных сообществах и обществе в целом. Эти различные переменные взаимосвязаны, в совокупности повышая риск формирования преступника и жертвы. Экологическая модель (Гарбарино, 1977, 1992; Круг и др., 2002) сочетает множество теорий насилия и оценивает влияние индивидуальных факторов, а также макро- и микросистемы. Эта эффективная и полная модель делит факторы риска, влияющих на возникновение случаев насилия.













Индивидуальный фактор

Ребенок-жертва плохого обращения

Нарушения в развитии личности/психологическом развитии

Злоупотребление алкоголем/запрещенными веществами

Опыт преступного поведения





Интимные межличностные отношения

Отсутствие или скудный опыт выполнения роли родителей

Разногласия в семье между супругами

Насильственный конфликт между родителями

Низкий достаток семьи

Друзья, вовлеченные в преступные действия






Сообщество

Бедность

Высокий уровень преступности

Высокая подвижность (склонность к переездам)

Высокий уровень безработицы

Торговля наркотиками на местном уровне

Слабая законодательная база

Неадекватные услуги по оказанию помощи жертвам насилия

Ситуационные факторы





Общество в целом/культура

Быстрые социальные изменения

Экономическое неравенство

Неравенство полов

Политика, способствующая формированию неравенства в разных сферах

Бедность


Недоразвитость экономических стабилизаторов

Слабая власть закона

Культурные нормы, поддерживающие насилие

Свободный доступ оружия



Наличие конфликта/ послеконфликтный период


Проявление силы
Неправильное употребление силы является основой насилия; один человек, обладающий большей силой над другим человеком, может использовать её для причинения физической или эмоциональной боли другому человеку. Дети являются самыми маленькими, слабыми и не обладающими силой членами общества, поэтому они наиболее подвержены опасности стать жертвами неправильного использования силы.
Люди, причиняющие боль детям, очень часто проявляют силу, потому что они больше, сильнее, обладают большими ресурсами и /или контролем. Независимо от оправдания, использование силы во вред ребенку является неприемлемым.


Источники силы

  1. ваши знакомые

  2. ваши начальники

  3. вы на занимаемой вами должности

  4. особые знания или информация, которыми вы обладаете

  5. ресурсы, которые находятся под вашим контролем

  6. награды (поощрения), которые вы можете дать ребенку




Взрослые могут оценить силу, которой они обладают и то, каким образом они её используют, если ответят на вопросы:

  1. Откуда происходит моя сила, власть?

  2. Подхожу ли я с ответственностью к использованию своей силы?

  3. Какова расстановка сил в моей семье, организации и сообществе?

  4. Какой силой обладают дети и молодежь, с которыми я живу или вместе работаю?

  5. Каким образом и в каких ситуациях я подвержен неправильному использованию силы?



Некоторые факты о случаях насилия в отношении детей

  • Как мальчики, так и девочки могут стать жертвами любого типа насилия

  • Как мужчины, так и женщины могут причинить боль и причиняют боль детям, но мужчины чаще всего свершают сексуальное насилие.

  • Люди, которые чаще всего могут причинить боль детям - это те, кому дети больше всего доверяют и любят: родственники, тренеры, духовные/религиозные лидеры, преподаватели, друзья семьи и няни.

  • Насильники очень часто используют различные поощрения, хитрости, угрозы или манипуляции, чтобы заставить ребенка забыть о насилии.

  • Последствия насилия могут затронуть как эмоциональное и физическое состояние ребенка, так и его поведение. Дети часто ощущают предательство, стигму, беспомощность и бессилие.

  • Насилие в отношении детей отражается на детях, семьях или местных сообществах; оно может влиять на дальнейшую жизнь ребенка и даже на несколько поколений в семье.

  • Каждому взрослому принадлежит важная роль в профилактике насилия, плохого обращения, домогательства или запугивания.

ШАГ 2: ОСОЗНАТЬ УЯЗВИМОСТЬ ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ, ТАКЖЕ ИХ ГИБКОСТЬ





С насилием в отношении детей нужно бороться без компромиссов. Уникальность каждого ребенка - его человеческий потенциал, его изначальная уязвимость и хрупкость, его привязанность к взрослым как к источнику роста и развития - делает необходимыми и важными все инвестиции в профилактику и защиту детей от насилия.

Всемирный отчет ООН о насилии в отношении детей



Для любого ребенка и подростка всегда существует некоторый риск стать жертвой насилия; возраст, рост и вес, неопытность, зависимость и место, занимаемое ими в обществе, делают детей уязвимыми, и они могут столкнуться с насилием как со стороны взрослых, так и со стороны более сильных сверстников. Однако для некоторых групп детей и подростков риск оказаться жертвой насилия ещё выше, поэтому они нуждаются в особой охране.




Дети и подростки из уязвимых групп

Вероятные факторы риска

Дети/подростки с физическими и иными отклонениями в развитии

Изоляция, дискриминация, зависимость, физически менее способны защищать себя, трудности в общении, способности понимать, положение в обществе, низкая самооценка.

Дети/подростки, относящиеся к коренному населению (аборигены)

Последствия от нахождения в школах-интернатах, бедность, недостаток образования, злоупотребление запрещенными веществами, отсутствие постоянного места проживания, слабое здоровье, стереотипы, освещаемые в СМИ, низкая самооценка, дискриминация.

Молодежь, относящаяся к группе сексуальных меньшинств - лесбиянки, геи, бисексуалы, трансгендеры

Предрассудки и дискриминация, гомофобия, гетеросексизм, недостаток информации и поддержки, изоляция

Дети/подростки, которые имеют доступ и пользуются системой Интернет/цифровыми технологиями

Хищники и другие агрессивно настроенные личности, получающие выход на молодежь через чаты, посредством текстовых и мгновенных сообщений, видео телефонов, электронной почты, вэб-сайты.

Дети/подростки, относящиеся к этническому меньшинству, включая иммигрантов и беженцев

Языковой барьер, родители могут оказывать недостаточную поддержку, недостаток знаний о культуре большинства, дискриминация

Дети/подростки, пострадавшие в результате стихийных бедствий

Хаос, нарушения в работе служб по оказанию поддержки в различных сферах жизни: социальной, финансовой, политической, а также экологической (н-р, предоставление убежища, безопасного окружения), усиление давления на семьи и сообщества.

Институциализированная молодежь (дети/подростки)

Ограниченное количество систем защиты, недостаток общения с членами семьи, зависимость от персонала учреждений.

Для девочек с ограниченными возможностями риск оказаться жертвой сексуального насилия в 1,5 раза выше, чем для обычного ребенка; для мальчиков этот показатель в 2 раза выше. Общество «Центр Маккери», 1993.


Семьдесят пять процентов всех девочек-аборигенок, в возрасте до 18 лет в Канаде стали жертвами сексуального насилия. Дживани, 1999.

Хотя все дети уязвимы в той или иной мере, они также наделены способностью «дать отпор» и защитить себя от беды; это гибкость.


Гибкость - сочетание индивидуальных, семейных, общественных и культурных факторов, которые помогают детям и молодежи быть защищенным от агрессии и сексуального насилия.
Иллюстрация: Факторы гибкости

Унгар, 2005.


Индивидуальные факторы

  • Настойчивость

  • Способность решать проблемы

  • Самолюбие

  • Эмпатия

  • Наличие целей и желаний

  • Чувство юмора

Общественные факторы

  • Ограниченность ситуаций, когда дети подвергаются насилию в семьях, сообществе и при общении со сверстниками

  • Заинтересованность правительства в том, чтобы обеспечить детскую безопасность, отдых и развлечения, место проживания, а также наличие рабочих мест, когда они станут старше

  • Доступ к школьному образованию, информации и любому обучению

  • Безопасность и сохранность

Фактор межличностных взаимоотношений

  • Присутствие положительных наставников и моделей для подражания

  • Ощутимая социальная поддержка

  • Выражение эмоций в зависимости от ситуации и родительский контроль в семье

  • Уважение в группе сверстников

Культурные факторы

  • Толерантность к различным идеологиям, верованиям

  • Наличие жизненной философии

  • Культурное и/или духовное самоопределение

  • Быть культурно «подкованным»

ШАГ 3: ОПРЕДЕЛИТЬ ИНСТРУМЕНТЫ ЗАЩИТЫ



Любые действия, связанные с помощью детям и реализуемые общественными или частными организациями, должны в первую очередь учитывать наилучшие интересы ребенка.

Конвенция ООН О правах ребенка, статья 3.

МЕЖДУНАРОДНАЯ СХЕМА РАБОТЫ


Конвенция ООН «О правах ребенка»
Первый международный документ о правах ребенка появился в 1959 году, под эгидой ООН. Этот документ послужил основой для разработки и определения мировым сообществом прав детей и молодежи в мире.
20 ноября 1989 года Генеральная Ассамблея ООН ратифицировала Конвенцию о правах ребенка. В январе 2002 года в ООН был принят Дополнительный протокол Конвенции о правах ребенка, по вопросу продажи детей, детской проституции и детской порнографии.
Канада ратифицировала выше названную конвенцию 13 декабря 1991 года, а в 2004 году - Дополнительный протокол. В целом Конвенцию подписали и ратифицировали 192 страны. Таким образом, эта конвенция стала первым документом в истории, принятым международным сообществом в столь короткие сроки.
В Конвенции о правах ребенка говорится об ответственности, которую несут перед детьми правительства стран; главенствующей идеей является приоритетность того, что лучше в первую очередь для ребенка.
Конвенция определяет право любого ребенка на:


  • Жизнь

  • Защиту/безопасность

  • Здоровье

  • Образование

  • Участие в общественной жизни

В пяти статьях рассматриваются вопросы насилия и лишения ребенка внимания, в четырех статьях рассматриваются права и ответственность родителей.


Страны, утвердившие Конвенцию, должны принять соответствующие законодательные, административные, социальные и образовательные меры, чтобы защитить ребенка от всех форм физического и эмоционального насилия, включая сексуальное насилие, от физического увечья и агрессии, лишения внимания и невнимательного обращения, эксплуатации, пока ребенок находится под присмотром родителей, опекунов или других лиц, обеспечивающих уход за детьми. Конвенция ООН о правах ребенка, статья 19.
Более подробная информация о Конвенции доступна на сайте www.unicef.org/crc.


Другие международные документы по защите детей


  • Всемирная декларация о правах человека, 1948

  • Женевские конвенции, 1949; Дополнительные протоколы, 1977

  • Международное соглашение об экономических, социальных и культурных правах, 1966

  • Международное соглашение о гражданских и политических правах, 1966 (и Альтернативный протокол)

  • Соглашение об искоренении всех форм дискриминации, 1979

  • Дополнительный протокол к Конвенции ООН против транснациональной организованной преступности (2000 г.)- О предотвращении, борьбе и наказании за торговлю людьми, особенно женщинами и детьми.

  • Мир для детей, 2002.

  • Конвенция о правах людей с ограниченными возможностями, 2007

НАЦИОНАЛЬНАЯ СХЕМА РАБОТЫ




  • Канадская хартия о правах и свободах

  • Канадское законодательство о правах человека

  • Уголовный кодекс Канады

  • Закон об уголовной ответственности подростков

  • Закон о порядке представления доказательств

  • Закон об иммиграции и защите беженцев, 2001

  • Правила и постановления об иммиграции и защите беженцев, 2002

СХЕМА РАБОТЫ НА УРОВНЕ ТЕРРИТОРИЙ И ПРОВИНЦИЙ




  • Законодательство провинций и территорий о защите детей

  • Законодательство провинций и территорий о правах человека

  • Законодательство провинций и территорий и Общее право о защите прав детей и молодежи

  • Законодательство провинций и территорий о борьбе с насилием в семьях

  • Гражданская ответственность

ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО ПРОВИНЦИЙ И ТЕРРИТОРИЙ О ЗАЩИТЕ ДЕТЕЙ


Провинциальные и территориальные органы несут ответственность за предоставление защиты детям и семьям, посредством законодательства о социальном обеспечении и защите детей. Законодательство по этому вопросу в каждой отдельной провинции и территории определяет конкретные случаи, когда ребенок нуждается в защите. Хотя законодательство для провинций и территорий имеет общие черты, все же встречаются различия, в частности - по возрасту и предоставляемым услугам. Со списком законов о защите детей, которые действуют на территории Канады, можно ознакомиться на сайте Центра по предоставлению детям социальной защищенности: www.cecw-cepb.ca/provinces_territories/legislation_e.html.

ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО ПРОВИНЦИЙ И ТЕРРИТОРИЙ О ПРАВАХ ЧЕЛОВЕКА


Канадский закон о правах человека запрещает дискриминацию на территориях, находящихся в федеральной юрисдикции. В каждой провинции и территории также действуют отдельные, принятые только для данной конкретной провинции и территории законы по защите прав человека, включая детей и молодежь. Такие законы защищают людей от нарушения их прав и проявления к ним угрожающего отношения, н-р, дискриминации и насилия.

Провинции и территории сами определяют в своих законах ситуации, которые будут рассматриваться проявлением дискриминации. Со списком комиссий о защите прав человека в провинциях и территориях Канады можно ознакомиться на сайте Канадской комиссии о защите прав человека: www.chrc-ccdp.ca/links/default-en.asp#provincial.

ГРАЖДАНСКАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
Плохое обращение к ребенку или подростку влечет за собой уголовную и гражданскую ответственность. Уголовное право карает противоправные действия граждан; граждане, чья вина была доказана, получают срок заключения, и таким образом сохраняется справедливое, мирное и безопасное общество (см. ст.718 Уголовного Кодекса). Гражданский суд может обязать лицо, которое нанесло вред другому лицу, выплатить компенсацию ущерба. Гражданская ответственность возникает также и в случае, если лицо было признано «невиновным» в суде по рассмотрению уголовных дел, поскольку существуют различные стандарты существования доказательств: обвинения по уголовному делу должны быть доказаны при отсутствии разумных оснований для сомнения, в то время как гражданская ответственность наступает, при балансе возможностей.

Руководители детских и подростковых организаций, включая школы, развлекательные центры, спортивные организации, лагеря и клубы, должны гарантировать, что их сотрудники и добровольцы, отвечающие за безопасность детей, не превышают полномочия. В связи с этим, они обязаны не только принимать соответствующие меры к персоналу, практикующему агрессивное поведение в отношении детей, но также и в случаях, когда у них возникают подозрения (н-р, о проявлении агрессии к ребенку у него в семье).

Организации должны с полной ответственностью подойти к обеспечению «ухода» за детьми. Хотя полноценные стратегии по управлению рисками не искореняют все риски, они могут уменьшить риски и, таким образом, снизить риск возникновения ответственности.

Расходы Римской католической церкви США, связанные с сексуальным насилием, составили 2 миллиарда долларов США, из них 660 миллионов были потрачены только архиепископством Лос-Анджелеса.





Обязанность соблюдать осторожность и Ответственность за вину
Обязанность соблюдать осторожность - это юридическое понятие, согласно которому человек или предприятие должны защищать других от вреда. В определенных обстоятельствах люди и учреждения должны проявлять уместную осторожность, тем самым обеспечивая безопасность других людей. Например, когда сотрудник/доброволец/административное лицо, действуя, как представитель детской или молодежной организации, наносит вред ребенку или подростку, находящемуся у него на попечении, это лицо, так же как и организация могут быть привлечены к ответственности и возмещению ущерба ребенку. В этом случае человек, который наносит вред, несет прямую ответственность, а организация, от лица которой он выступает - опосредованную ответственность.
Примеры возникновения ответственности (Волантир Кэнэда, 2001):



  • Ответственность владельца помещений: возникает, когда лицо или организация, владеющая зданием, несет ответственность за тех, кто находится в этом помещении. Владелец должен принять целесообразные меры для защиты посетителей, находящихся в помещении в рамках различных программ, реализуемых организацией или этим лицом, или третьими лицами.

  • Прямая ответственность: возникает и доказывает вину, как например решение Верховного Суда по делу Сент-Джорджской епископальной корпорации римской католической церкви (Джон Доу против Беннета, 2004) (которая также была названа косвенно виновной) - по которому два епископа были признаны виновными за неспособность направить на правильный путь лидеров церкви и установить дисциплину среди этих лидеров, которые совершали сексуальное насилие над детьми на протяжении длительного периода времени. Епархия Нью Фаундленда несет ответственность за сотни случаев сексуального насилия, совершенного в отношении маленьких мальчиков за 30-летний период.

  • Косвенная ответственность: организация несет косвенную ответственность за все действия сотрудников организации, действующих от её имени. Верховный Суд Канады в 1999 году прямо признал косвенную вину организаций по двум уголовным делам (дело Бэзли против Карри и Якоби против Гриффита). Некоммерческие организации, в том числе и те, которые работают только за счет привлечения волонтеров, обязаны предотвратить насилие в отношении детей, получающих услуги в рамках программ этих организаций. Степень ответственности соразмерна с объемом доступа, который имеют сотрудники организации к детям и подросткам.

Обязанность соблюдать осторожность и гарантировать безопасность налагается на все виды учреждений: бизнес, правительственные и некоммерческие группы.


ШАГ 4: СОЗДАТЬ КОМАНДУ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ




Никогда не сомневайтесь, что маленькая группа думающих, посвященных делу граждан могут изменить мир. В действительности, они единственные, кто когда-либо смогли сделать это.

Маргарет Мид

Первым шагом на пути создания, реализации и осуществления контроля над полноценной стратегией по управлению рисками является создание команды по созданию безопасной среды. Важно назначить контактное лицо, отвечающие за координацию действий, а также рабочую группу, которая будет управлять всем процессом внесения изменений, и гарантировать поддержку сотрудникам, которые несут ответственность за создание безопасной среды.


В состав рабочей группы должны войти люди, принимающие решения, как от организации, так и от других заинтересованных сторон (стейкхолдеров). Хотя каждая организация имеет свою уникальную структуру, ресурсы и персонал, при организации рабочей группы следует задать следующие вопросы:

  • Кто является лицами, принимающими решения?

  • Кто курирует департамент человеческих ресурсов?

  • Кто обладает знаниями по юридическим вопросам? Или где можно получить необходимую консультацию?

  • Кто занимается распределением бюджетных средств?

  • Кто занимается распространением информации, отслеживанием выполненной работы в организации?

  • Кто курирует деятельность по программам и отвечает за качество предлагаемых услуг,

Данная рабочая группа контактное лицо, а также профилактические стратегии - как часть деятельности в рамках каждой должности. Эту работу нельзя сделать, «не привлекая профессионала в каждой из областей».


После того, как установлен состав рабочей группы, необходимо разработать техническое задание, где зона ответственности каждого члена группы четко прописана, так же как должно быть прописано расписание встреч, и общий ожидаемый результат работы группы.


ЛУЧШИЙ ПРАКТИЧЕСКИЙ ОПЫТ СОЗДАНИЯ ГРУПП ПО ПРОФИЛАКТИКЕ


  • Важно вовлекать в работу лидеров и лиц, принимающих решения, которые будут следить за выполнением решений и соблюдением отчетности сотрудников.

  • Важно вовлекать в работу лидеров и лиц, принимающих решения- представителей различных программ и отделов.

  • Важно проследить, чтобы все члены команды прошли обучение профилактике насилия, агрессии и дурного обращения.

  • Важно определить, по каким вопросам будет сотрудничать ваша организация с рабочей группой.

  • В рабочую группу должны войти как мужчины, так и женщины.

  • На деятельность рабочей группы должен быть составлен соответствующий бюджет.

  • Важно установить четкое техническое задание для рабочей группы, а также крайние сроки выполнения той или иной работы.

  • Важно определить, нуждаетесь ли вы в поддержке приглашенных со стороны экспертов, и если нуждаетесь, то какими будут взаимоотношения рабочей группы с приглашенными экспертами.

  • Важно определить, в какой форме рабочая группа будет информировать о результатах своей работы директора организации, члена комитета, совет директоров?







Работать в команде - значит двигаться к общей цели, использовать индивидуальные достижения сотрудников для достижения общих задач организации. Это топливо, которое движет процессом, и способствует обычным людям достичь выдающихся результатов.

Эндрю Карнеги


Эффективным может стать партнерство организации, имеющей собственную команду, с приглашенными экспертами и агентствами, н-р, со службами защиты детей, полицией, и организациями, осуществляющими профилактические программы. Такое партнерство может способствовать расширению возможностей каждой организации по предотвращению насилия в отношении детей и, в случае возникновения ситуации насилия, по эффективному реагирвоанию.
В том случае, если внутри самой организации нет специалиста по юридическим вопросам, очень важно пригласить эксперта со стороны, для того, чтобы не нарушать стратегии и законы, и защитить организацию от возможной уголовной ответственности.

ШАГ 5: ПРОВЕСТИ ОЦЕНКУ РИСКОВ





Насилие в отношении ребенка не происходит само по себе. Его можно предугадать. Если его можно предугадать, значит, его можно предотвратить.

Всемирная организация здоровья





При проведении оценки рисков, выделите на весь процесс достаточно времени; рассмотрите все возможные риски, которые могут возникнуть в ваших программах, в процессе предоставления услуг и общей деятельности организации; важно также вовлечь в процесс оценки как можно больше стейкхолдеров.

Коалиция по созданию безопасности детей, 2006.


Риск - это возможность возникновения убытков - шанс того, что произойдет что-либо, что будет иметь отрицательные последствия для отдельного человека или организации - н-р, риск эмоционального, физического или сексуального насилия в отношении ребенка или подростка. Риск измеряется с точки зрения последствий и вероятности. Оценка рисков позволяет измерить и оценить потенциальную возможность возникновения опасных ситуаций. Когда имеется информация о каком-либо риске, важно начать реализовывать стратегию управления рисками.



В процессе оценки рисков важно получить ответы на следующие ключевые вопросы:

  • Какие существуют специфические факторы риска для детей и молодежи из уязвимых групп?

  • В каких местах дети и молодежь подвержены каждому типу риска?

  • В чем именно может проявиться риск?

  • Какие системы защиты существуют на данный момент?

  • Какие системы защиты необходимо разработать, чтобы обезопасить детей/молодежь?

  • Какая поддержка необходима для обеспечения безопасности детей и молодежи?

В любой организации - в школе, детском доме творчества, месте отправления культа, спортивном учреждении, больнице, детском оздоровительном лагере - дети могут быть подвержены риску. Это может случиться в любых помещениях этих организаций, включая помещения для переодевания, душевые, спальные комнаты и изолированные помещения. Ситуации риска могут возникать даже при прямом участии сотрудников организации.

Ситуации риска могут возникать прямо: насилие, пренебрежение, эксплуатация, грубое обращение, агрессия, недостаток внимания - что может нанести физический или эмоциональный вред (н-р, в случаях, когда дети одеты не по погоде, без защитной экипировки, или когда не достаточно контроля со стороны ответственного лица).
Ситуации риска могут возникать косвенно:


  • Отсутствие разработанного Кодекса поведения, и процедур контроля над его выполнением

  • Отсутствие подготовки персонала по вопросам профилактики и правилам действия в различных ситуациях.

  • Отказ от информирвоания детей, молодежь и взрослых о правилах, с целью гарантии безопасности

  • Отсутствие системы контроля над деятельностью сотрудников, отсутствие ответственности за безопасность.

  • Ненадлежащее содержание помещений, инвентаря, спортивных приспособлений



Важно осознать, что в любой организации могут существовать программы, в рамках которых невозможно избежать риска. На первый план выходит то, какие действия предпринимаются в случае возникновения рисков… Организации, чтобы защитить себя в случае возникновения ответственности, должны продемонстрировать, что они предпринимают необходимые меры для снижения рисков.

Волонтир Кэнэда




Последствия отказа проводить оценку рисков и предпринимать соответствующие меры
Этические

  • Ущемление прав людей, включая детей и молодежи на безопасность, здоровье и человеческое достоинство

Влияющие на имидж организации:



  • Подрыв веры в организацию

  • Подрыв уважения к организации и её сотрудникам

Юридические



  • Нарушение законов

  • Возникновение трудностей в процессе управления рисками

Финансовые



  • Отрицательное влияние на финансовую составляющую организации, в связи с судебными процессами

  • Отрицательное влияние на заинтересованность доноров/инвесторов/потребителей

<< предыдущая страница   следующая страница >>
Смотрите также:
Канадский Красный Крест RespectED: Профилактика насилия и преступных действий
803.89kb.
5 стр.
Красный Крест опровергает существование
151.88kb.
1 стр.
Законодательные ограничения 6 Реклама насилия, жестокости, действий, направленных против отдельных меньшинств 6
267.32kb.
1 стр.
Члены Общественной палаты Ульяновской области 2 созыва
115.93kb.
1 стр.
Канадский доллар
24.88kb.
1 стр.
Доклад по теме исследования «Использование внешнеторговых операций для легализации преступных доходов»
335.56kb.
1 стр.
Закона о местных администрациях за соблюдение действия Конституции и законов Украины в Запорожской области
66.01kb.
1 стр.
Программа «профилактика насилия и жестокого обращения с детьми» Красноярск-2012
175.91kb.
1 стр.
Особенности последствий восприятия сцен насилия в телепередачах у детей дошкольного возраста
76.25kb.
1 стр.
Служба специальной связи и информации о противодействии легализации преступных доходов
587kb.
2 стр.
Ответственность участников организованных групп и преступных организаций
58.47kb.
1 стр.
Общероссийская общественная организация «российский красный крест» иркутское областное отделение отче т о деятельности по итогам 2011 года
623.65kb.
9 стр.