Главная
страница 1
Министерство образования и науки, молодежи и спорта Автономной Республики Крым

Крымское республиканское внешкольное учебное заведение

«ЦЕНТР ЭКОЛОГО-НАТУРАЛИСТИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ»

Проект


рассмотрено на заседании

педагогического совета КРЦЭНТУМ

к апробации

«13 сентября 2011 г.» протокол № 3

Экспериментальная программа видеолектория

«ЗЕЛЕНЫЙ КИНОТЕАТР»

Автор программы:

Юрченко Вероника Александровна,

заведующая эколого-природоохранным

отделом КРЦЭНТУМ,

г. Симферополь, ул. Шмидта/Фрунзе 27/1


г. Симферополь, 2011г.


Пояснительная записка
Окружающая природная среда и человечество всегда были взаимосвязаны. Эта взаимосвязь останется до тех пор, пока будет существовать Земля и Человек. Технический прогресс, улучшение качества жизни происходило только потому, что природа постоянно обновляла свое состояние после антропогенного вмешательства, без помощи человека.

В настоящее время нарушился баланс между человеком и окружающей природной средой, что приводит к катастрофическим последствиям. Человек должен позаботиться о том, чтобы возобновить гармонию между Землей и Человеком.

Экспериментальная программа видеолектория «Зеленый кинотеатр» (далее – программа) рассчитана на учащихся младшего школьного возраста.

Цели программы:

- углубление знания учащихся о взаимодействии компонентов окружающей природной среды;

- формирование экологической культуры учащихся.

Задачи программы:

- изучить компоненты природы, а также их взаимосвязь в окружающей природной среде;

- сформировать экологическое мышление учащихся простой и интересной формой изучения материала;

- выработать навыки практической деятельности по улучшению состояния окружающей природной среды.

При планировании программы ведущим методом организации занятий является просмотр и обсуждение видеоматериала, посвященного наиболее актуальным экологическим проблемам, компонентам природной среды.

Часть времени отводится на игровые формы работы, практические и экскурсионные занятия.

Программа рассчитана на 3 месяца обучения для учащихся младшего школьного возраста. Численность группы составляет 15-20 человек. Продолжительность занятия – от 1 до 4 академических часов в неделю. Общее количество часов – 50.

В случае необходимости в программу могут вноситься изменения по структуре и содержанию учебного материала (региональный компонент изучения окружающей природной среды), распределению часов на изучение отдельных тем.



Учебно-тематический план




Раздел

Количество часов

теория

практика

общее

1

Введение



1


3


4

2

Компоненты природы



10


28


38

2.1

Атмосфера

2

2

4

2.2

Вода

2

4

6

2.3

Почва

2

2

4

2.4

Растительный мир

2

4

6

2.5

Животный мир

2

4

6

2.6

Энергия

2

4

6

3

Антропогенные факторы



1


3


4

4


Охрана окружающей природной среды


1


3


4



Всего



13


37


50


Содержание программы
Раздел 1. Введение (4 часа).

Взаимосвязь человека и природы. Значение знаний о природе в жизнедеятельности человека. Окружающая среда. Природа родного края.



Практика:

- фильмы «Душа мира», «Творение»;

- экскурсия в природу.
Раздел 2. Компоненты природы.

Тема 1. Атмосфера (4 часа).

Общее понятие атмосферы. Значение атмосферы для Земли. Что такое воздух, его состав. Как поддерживать чистый воздух в помещении.

Практика:

- фильмы: «Спасем озон без промедления», «Воздух всюду и нигде»;

- игра «Чистый воздух»;

- тест «Что мы знаем о воздухе»;

- карточки с заданием «Почему Земле нужна атмосфера».

Тема 2. Вода (6 часов)

Физические и химические свойства воды. Роль воды в природе и жизни человека. Водные ресурсы Земли. Охрана вод. Круговорот воды в природе. Вода и люди. Основные источники загрязнения воды. Река нашей местности.

Практика:

- фильмы: «Вода в беде», «Вода из под Земли», «Пираты сточных канав», «Поиски»;

- экскурсия на водные объекты родного края;

- тесты: «Роль воды в природе», «Вода»;

- познавательное мероприятие «Земля – планета воды».

Тема 3. Почва (4 часа)

Что такое почва. Физические и химические свойства почвы. Функции почвы. Плодородие почвы. Почвы нашей местности. Основные проблемы почв (эрозия).

Практика:

- фильмы: «Червяк строит почву», «Эрозия»;

- экскурсия на почвенный разрез.

Тема 4. Растительный мир (6 часов)

Понятие о флоре. Разнообразие растительного мира: деревья, кустарники, травы. Лекарственные растения. Ядовитые растения. Растительный мир Крыма.

Практика:

- фильмы: «Одуванчик», «Экологическое сельское хозяйство»;

- экскурсия в Ботанический сад;

- мини-конференция «Лекарственные растения»;

- викторина «Растения Крыма»;

- брейн-ринг «Ядовитые растения»;

- игра «Лес – наше богатство».
Тема 5. Животный мир (6 часов)

Понятие о фауне. Разнообразие животного мира: насекомые, рыбы, птицы, звери. Экзотический животный мир. Опасные обитатели животного мира. Основные представители животного мира Крыма.

Практика:

- фильмы: «Жуки-искусники», «Тито и его зоопарк», «Африканский ушастый сокол», «Выдры и нефть»;

- викторина «Животный мир»;

- экскурсия в зоопарк;

- игры: «Сосчитай сколько зверей и птиц», «Какие животные изображены на картинке», «Найди отличия птиц от насекомых».
Тема 6. Энергия (6 часов)

Традиционные и нетрадиционные источники энергии. Формы энергии. Основные принципы энергосбережения. Как сохранить энергию. Влияние света и температуры на жизнь растений и животных.

Практика:

- фильмы: «Петер использует энергию солнца», «Основные источники энергии», «Альтернативные источники энергии», «Тайна песков»;

- игры: «Мой личный вклад размером в один градус», «Греет, светит и двигает», «Это я могу сделать», «Ассоциативный ряд»;

- тест «Как мы экономим энергию».


Раздел 3. Антропогенные факторы (4 часа)

Загрязнение окружающей среды. Кислотные дожди. Проблема переработки и использование мусора. Здоровья и окружающая среда.



Практика:

- фильмы: «Кислотные дожди», «На мусорном складе», «Рак, окружающая среда и образ жизни».


Раздел 4. Охрана окружающей природной среды (4 часа)

Заповедники, заказники, национальные парки. По страницам Красной Книги. Охрана природы родного края.



Практика:

- фильмы: «Заповедники Украины»; «Хельмут Ольсен»;

- игра «Возьми под защиту».

Прогнозируемый результат по окончанию реализации программы «Зеленый кинотеатр»
Пройдя обучение по данной программе, учащиеся должны иметь представление:

- о компонентах природы;

- об экологических проблемах и путях их решения;

- о взаимосвязи человека и природы.



Учащиеся должны знать:

- формы и методы охраны окружающей природной среды;

- растительный и животный мир Крыма;

- влияние антропогенной деятельности человека на компоненты природы, и к каким последствиям это может приводить.


Учащиеся должны уметь:

- бережно относиться к окружающей природной среде;

- экономно использовать энергию и воду;

- проводить природоохранную работу по сохранению и возобновлению компонентов природы.

Справочная литература


1. Акимушкин И. Мир животных. – М.: Молодая гвардия, 1981.

2. Барбара Тейлор. Воздух. Вода. Погода и климат: Природа и природные явления. – Серия 2взгляд на мир». – М., 1995. – 93с.

3. Воловник С.В. Наши знакомые незнакомцы. – Днепропетровск: Промiнь, 1983.

4. Закон України «про охорону природи».

5. Заповiдники i нацiональнi природнi парки України/Мiнекобезпеки України. – К.: Вища школа, 1999.- 232с.

6.Клепинина З.А. Природоведение. – М.: Просвещение, 1985.

7. Колосков А.В. Влияние проблем окружающей среды на жизнь животных.

8. Колючие и ядовитые животные, растения, грибы/ Пер. с анг. Ю. Соколова. – М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2001.- 48с.

9. Кривенко В.В., Дудченко Л.Г., Хмелнвская А.В. Защита рядом. Лекарственные растения – защитники от радиационного воздействия – Киев: Око, 1991. – 16с.

10. Норенко И.Г. Экологическое воспитание в школе. – Волгоград: Учитель, 2007.

11. Плешаков А.А. Окружающий мир. Мир вокруг нас. – М.: Просвещение, 2008.

12. Тварини Червоної книги/А.П. Федоренко, I.В. Рогатко, В.I. Лисенко та iн. – К.: Урожай, 1990.-208с.

13. Редкие растения и животные Крыма. Справочник. – Симферополь: «Таврия», 1988.

14. Толмачева Л.П. Окно в удивительный мир природы: Занимательная екологія. – серия «Для школьников». – Донецк: Сталкер, 1998. – 400с.

15. Червона книга України. Рослинний свiт/Редкол. М.М. Щербак (вiдп.ред.) та iн. – К.: Українска енциклопедія iм. М.П. Бажана, 1996. – 608с.

16. Червона книга України. Тваринний свiт вiдп.ред.) та iн. – К.: Українска енциклопедія iм. М.П. Бажана, 1994. – 464с.

17. Экология: Познавательная энциклопедия. – Смоленск: Русич, 1998. – 151 с.

18. Энциклопедия живой природы. – М.: АСТ-Пресс, 1999. – 328с.



19. Учебное методическое пособие «Зеленый пакет» для детей младшего школьного возраста. – К. Мiнджов, Т. Мiтєва, 2009.- 170с.

20. Каталог фильмов видеотеки «Экология – 21 столетие». – Украина-Киев, 1998.


Смотрите также:
«центр эколого-натуралистического творчества учащейся молодежи»
90.1kb.
1 стр.
Конкурс научно-технического творчества учащейся молодежи "ТехноИнтеллект"
50.57kb.
1 стр.
26 мая в концертном зале Дворца учащейся молодежи состоялся праздник последнего звонка «Пожелаем друг другу успеха» для воспитанников детских домов и школ-интернатов Санкт-Петербурга
18.04kb.
1 стр.
Эколого-просветительский Центр "Заповедники"
2937.4kb.
13 стр.
Центр занятости студентов и трудоустройства выпускников мэси
16.3kb.
1 стр.
Васильев Олег Алексеевич, директор пу №5 г Цивильск Ознакомление с программой олимпиады 40-10. 30 конкурс «Визитная карточка» Мультимедийное презентация
18.92kb.
1 стр.
Южно-уральский координационный центр научно-технического творчества молодежи (нттм) «интеллектуалы XXI в е к а»
1298.01kb.
8 стр.
Туристско-спортивный отдел спортивные верёвки, репшнуры и ленты реферат
338.6kb.
1 стр.
Учебный план образовательной программы «В мире знаний и искусств» мбоу дод дома учащейся молодежи
379.95kb.
1 стр.
Гудо «Эколого-биологический центр детей и молодежи г. Пинска» с 09. 01. 2013 года по 31. 05. 2013 года
81.35kb.
1 стр.
Нигматуллина Нурия Варисовна мбоу дод «Детский эколого-биологический центр»
59.76kb.
1 стр.
Конкурса патриотической песни «Я люблю тебя, Россия!»
153.66kb.
1 стр.