Главная
страница 1
Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №2 с. Карагач

Прохладненского муниципального района

Кабардино-Балкарской Республики.



Дальний Восток – край контрастов
(методическая разработка урока географии в 8-м классе).

Подготовила учитель географии

Шалова Мартина Анатольевна

2009г.


Дидактическая цель урока: на основе детального изучения природы Дальнего Востока установить причины своеобразия региона, сходства и различий его отдельных частей.

Методическая цель урока: представление форм, методов и приемов формирования ключевых компетенций обучающихся (коммуникативной, информационной, исследовательской).

Тип урока: урок формирования новых знаний.

Дидактические средства обучения: электронный тренажер "Физическая карта России", разноуровневые карточки-задания, учебник, электронный учебник Кирилла и Мефодия "География. 8 класс", атласы, мультимедиапрезентация.

Программа работы на уроке.

Целеполагание: демонстрация видео презентации о Дальнем Востоке, обсуждение темы урока, отталкиваясь от ключевого слова "контраст"; совместное определение основной проблемы и дидактической цели урока.

Учебная задача 1: познакомиться с составом Дальнего Востока (номенклатурой).

Задание: используя электронный тренажер "Физическая карта России" на физической карте, найдите следующие объекты:

• Моря: Чукотское, Берингово, Охотское, Японское.

• Заливы: Анадырский, Шелихова, Пенжинская губа.

• Проливы: Берингов, Татарский, Лаперуза.

• Острова: Врангеля, Ратманова, Командорские, Курильские, Сахалин, Шантарские.

• Полуострова: Чукотский, Камчатка.

Проверка выполнения задания.



Учебная задача 2: Составить географический образ региона.

Задание группе 1: Выберите из перечисленного в рубрике учебника "Что вы знаете о России?" (стр.8-9) то, что относится к Дальнему Востоку. Составьте Книгу рекордов данного региона:

Дальний Восток - "самый-самый":



Задание группе 2: Прочитайте текст. Составьте кластер из ключевых слов и словосочетаний:

Дальний Восток - это

• ___________

• ___________

• ___________

"В этом краю много такого, чего нет больше нигде в России. Где еще можно увидеть гейзеры - фонтанирующие источники или обвитую виноградом ель, голубую сороку или черную белку? Где еще растут березы: белая, черная, желтая, каменная и десяток других? Где можно увидеть огнедышащие горы-вулканы? Где еще на берег обрушиваются гигантские морские волны-цунами? Где еще есть удивительная рыба-даллия, промерзающая зимой настолько, что становится хрупкой? Она обитает в речках Чукотки, где водоемы зимой промерзают до дна. Рыбка зарывается в ил и там, в замерзшем состоянии, находится всю зиму, а весной оттаивает и продолжает жить. Где еще по снегу бродят тигры? Где, как в сказке о коньке-горбунке, можно из горячего озера прыгнуть в холодное (Фумарольное и Центральное на вулкане Узон на Камчатке)? Где можно увидеть медведей, зимующих в дуплах деревьев? Где можно любоваться медвежьей рыбалкой, как не на Камчатке?"

Напоминание: Кластер - система ключевых слов, словосочетаний.

Задание группе 3: Прочитайте текст учебника на стр.250, начиная с третьего абзаца. Найдите в нем информацию, иллюстрирующую тезис "Дальний Восток - край контрастов". Выпишите тезисы.

Проверка выполнения заданий, формулирование выводов. Какие особенности природы определяют своеобразие Дальнего Востока? Каковы их возможные причины?



Учебная задача 3: Привести в систему знания об исследовании региона.

Опережающее домашнее задание: придумать и заполнить таблицу об исследователях, изучавших Дальний Восток Проверка выполнения задания, выступление обучающегося, презентация таблицы. Возможен вариант:



Когда?

Кто?

Что?

 

 

 



















Учебная задача 4. Установить связь между тектоническим строением территории, рельефом, полезными ископаемыми региона. Найти ответ на вопрос: Чем объясняется тектоническая неустойчивость данной территории?

Задания:


1.Проанализируите картосхему 19 в учебнике на стр. 51. Сделайте прогноз об устойчивости земной коры в районе Дальнего Востока. Для этого вспомните, что такое геосинклиналь.

2.Определите возраст земной коры в регионе по тектонической карте России (атлас, стр.16).

3.Закончите логическую схему:

Дальний Восток находится на стыке литосферных плит -> ? -> Здесь возможны :..

Проверка выполнения заданий 1-3.

Найдите на физической карте орографические объекты:

• Горные хребты: Срединный, Джугджур, Буреинский, Сихотэ-Алинь.

• Нагорья: Чукотское, Корякское.

• Равнины: Зейско-Буреинская.

• Вулканы: Ключевская Сопка, Кроноцкая Сопка, Корякская Сопка, Шивелуч, Мутновская Сопка, Тятя, Алаид.

Обоснуйте, почему на Дальнем Востоке преобладает горный рельеф?

Дополните полученную информацию о рельефе выводами, сделанными на основе анализа карт в учебнике (рис. 26.27.28.29) на стр. 66.

Какие полезные ископаемые на Дальнем Востоке своим происхождением связаны с магматическими процессами и приурочены к складчатым областям? (медь, никель, вольфрам, олово, полиметаллические руды) Какие - с накоплением осадочных горных пород в прибрежных и континентальных условиях? (нефть, уголь, газ).

Проверка выполнения заданий 4-6.

Формулирование вывода о причинно-следственных связях между тектоническими структурами территории, формами рельефа и полезными ископаемыми (вывод в виде логической схемы).

Учебная задача 5. Определить климатическое своеобразие территории Дальнего Востока, установить его причины.

Задания:


1. По климатической карте России в атласе (стр.17) определите все типы и подтипы климата на территории Дальнего Востока. Запишите их названия. Почему границы климатических поясов на востоке страны смещены к югу? Чем муссонный климат отличается от морского? Какой климатообразующий фактор определяет эти различия?

2. Определите влияние важнейших климатообразующих факторов, действующих в данном регионе:



http://festival.1september.ru/articles/572835/img1.gif

3. Найдите закономерности в изменении температуры января, температуры июля и количестве осадков при движении с севера на юг и с запада на восток (см. картосхемы в учебнике на стр. 89-91). Сделайте прогноз об образовании возможных ПТК на данной территории.

Обсуждение результатов работы.

Учебная задача 6. Познакомиться с флорой и фауной Дальнего Востока, установить причины своеобразия и причины различий их на севере и на юге.

Задания:


Работа с электронным учебником Кирилла и Мефодия "География. 8 класс". Поиск ответов на вопросы:

1. Каковы причины различия флоры и фауны на севере и юге Дальнего Востока?

2. Какое глобальное событие в истории Земли вызвало смешение северных и южных видов?

Обсуждение.

Подведение итогов урока. Рефлексия.

Закончите мысль:

Сегодня на уроке:

• Я узнал:

• Я был удивлен:

• Я открыл для себя:

• Я еще раз убедился:

• Я пришел к выводу:

• Я все же не понял:

• Я испытал затруднения при выполнении задания:

• Самым интересным заданием для меня было:

• Я говорю спасибо нашему уроку за:

Домашнее задание:

(разноуровневое)

1 уровень: параграф 44; отметить на контурной карте моря, омывающие Дальний Восток.

2 уровень: параграф 44; отметить на контурной карте основные формы рельефа Дальнего Востока.



3 уровень: параграф 44; на контурной карте указать направление летних муссонов, границу вечной мерзлоты, Долину Гейзеров, озеро Ханка, Паужетскую геотермальную электростанцию.


Смотрите также:
Методическая разработка урока географии в 6 классе Тема : Тема: Реки. Воды суши. Изучение нового материала. Урок-исследование
70.8kb.
1 стр.
Методическая разработка урока географии в 7 классе по теме: «Атлантический океан самый молодой и освоенный»
88.43kb.
1 стр.
Методическая разработка урока географии в 8-м классе.
54.42kb.
1 стр.
Методическая разработка урока музыки в 7 классе по теме «Музыкальная драматургия» «Увертюра
81.23kb.
1 стр.
Методическая разработка интегрированного урока в 3-м классе по программе Л. В. Занкова. Предмет «Литературное чтение / развитие речи» Тема: "Жизнь дана на добрые дела". Сергей Козлов "Как Ёжик с Медвежонком протирали звезды"
55.87kb.
1 стр.
Разработка плана-конспекта урока географии в 7 классе Тема урока: «Население и хозяйство сша»
108.32kb.
1 стр.
Методическая разработка открытого урока по географии в 8 классе «Озеро Байкал и его проблемы»
64.66kb.
1 стр.
Методическая разработка урока истории в 5 классе учителя гбоу сош №852 г. Москвы Карлиной В. А. Тема урока: Олимпийские игры в Древней Греции
87.7kb.
1 стр.
Методическая разработка урока в 11 классе по геометрии по теме «Площадь конуса»
52.41kb.
1 стр.
Разработка урока географии в 11 классе Тема
112.58kb.
1 стр.
Тема «Методическая разработка итогового урока по истории: СССР в 1953-1964 гг.» (Урок в 11-м классе). Проект урока Тема урока: Контрольно обобщающий урок по теме «ссср в 1953-1964 гг.»
144.54kb.
1 стр.
Методическая разработка урока истории в 9 классе. Тема урока «Начало Великой Отечественной войны. Битва за Москву». Тип урока: комбинированный
85.99kb.
1 стр.