Главная
страница 1

Департамент образования г. Москвы

ГБОУ СПО Колледж автомобильного транспорта № 9


Технологическая карта

открытого учебного занятия по химии (on-line)

(в рамках реализации образовательного проекта

«Открытое учебное занятие “On - line”»)
Составила: преподаватель высшей квалификационной категории Молчанова Н. В.


2012 г.

Тема занятия

КОРРОЗИЯ. ВИДЫ КОРРОЗИИ «Учить и учиться»

Время проведения

5 Декабря, в 1050

Продолжительность занятия

45 минут

Группа

ТО - 11; СПО; I курс; специальность «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта»

Тип занятия

Урок изучения нового материала с первичным закреплением знаний.

Цели занятия:

  1. Изучение и первичное закрепление учебного материала по теме «Коррозия. Виды коррозии» для использования знаний при освоении основной, профессиональной, образовательной программы ФГОС и в будущей профессиональной деятельности.

  2. Создать условия для усвоения и первичного закрепления нового учебного материала, через самостоятельную, творческую деятельность обучающихся.

  3. Создать условия для формирования коммуникативной компетенции обучающихся через умение работать в коллективе (бригады) для успешной социализации.

  4. Стимулировать обучающихся на творческую, самостоятельную деятельность на учебном занятии для дальнейшего изучения профессиональных дисциплин (материаловедения, химии полимеров, горюче - смазочных и эксплуатационных материалов, технического обслуживания автомобилей).

«Ценить людей надо по тем целям,

которые они перед собой ставят» Н.Н. Миклухо - Маклай

Задачи занятия:




  • Обучающие:

  1. Дать понятие о коррозии, её видах и химических процессах лежащих в основе коррозии.

  2. Акцентировать внимание обучающихся на возможности интеграции знаний химии, физики, ОБЖ, истории для лучшего понимания темы.

  3. Закрепить общие практические умения и навыки при выполнении лабораторной работы экспериментального характера с элементами исследования (Опыты заложены за неделю до открытого урока).

  • Развивающие:

  1. Развивать умения устанавливать причинно - следственные связи между условиями внешней среды и коррозионными процессами.

  2. Развивать умение работать в коллективе - генерировать идеи, оценивать действия партнёра, черпать от товарищей вдохновение, проявляя самостоятельное мышление, способность выражать свои мысли, вступать в диалог.

  • Воспитательные:

  1. Показать важность химических знаний для повышения уровня жизни человека и его успешности в профессиональной деятельности.

  2. Обратить внимание будущих специалистов технической специальности на бережное отношение к окружающему миру и важность рационального природопользования.

  3. Формирование общеучебных компетенций обучающихся:

    1. информационной

    2. коммуникативной

    3. социально - трудовой

    4. личного самосовершенствования

Педагогическая технология

Компетентностный подход к обучению

Форма занятия

Интегрированный урок.

Форма организации деятельности обучающихся

Работа обучающихся в малых группах (бригады).

Оснащение занятия

Технические средства (компьютер, проектор, телевизор, видеоматериалы), коллекция «Металлы и сплавы», раздаточный материал (индивидуальный и для работы в малой группе), набор реактивов (NaCl, CaCl2, Zn, Sn, Pb, Fe, Al), надувные шары чёрного цвета, флип - чар, изображения: скульптуры «Рабочий и колхозница» (В. Мухиной) (из стали), монумента в честь покорения космоса (из титана), памятника Юрию Гагарину (из титана), Эйфелевой башни (из стали), индийского столба (из химически чистого железа без примесей). Таблицы: Периодическая система Д. И. Менделеева, Растворимость солей, кислот и оснований в воде.

ХОД ЗАНЯТИЯ

I Организационный момент (2 мин)

Цель этапа

Проверка полной готовности к занятию

Деятельность преподавателя

Приветствие обучающихся, проверка готовности присутствующих к занятию.

Деятельность обучающихся

  • Проверяют наличие тетрадей, ручек; выключают мобильные устройства.

  • В тетрадях записывают дату, тему и план занятия.

  • Знакомятся с раздаточным материалом, индивидуальной картой - планом занятия.

  • Бригадир фиксирует фамилии обучающихся.

II Объявление темы учебного занятия, его цели и задачи (3 мин)

Цель этапа

Доведение до обучающихся темы, целей, задач занятия, активизация познавательной деятельности.

Деятельность преподавателя

Объявляются тема, задачи и план занятия. Предлагается к просмотру фото-ряд (используется телевизор) подготовленный обучающимися «Коррозия по пути от дома к колледжу», а затем демонстрируется отрывок программы «Среда обитания» о похитителях номеров автомобилей (благодаря заржавевшим винтам похититель не сможет украсть номер)

Деятельность обучающихся

Просматривают фотографии и видеосюжет по телевизору.

III Актуализация ранее полученных знаний (3 мин)

Цель этапа

Сохранить активность обучающихся и подчеркнуть важность знаний предыдущей темы «Металлы. Сплавы. Их свойства и применение» для изучения настоящей темы «Коррозия. Виды коррозии».

Деятельность преподавателя

Фронтальный опрос по пройденной теме:

  • Что такое химический процесс и чем он отличается от физического?

  • Что такое окислитель? Восстановитель?

  • Что такое электролит? Вещества каких классов являются электролитами?

  • Назовите активные и пассивные металлы.

Деятельность обучающихся

Отвечают на вопросы, дополняя друг друга.

IV Изучение нового материала (25 мин)

Цель этапа

Реализация замысла - непосредственная работа с информацией, развитие критического мышления. Соотнесение новой информации с собственными знаниями.


Деятельность преподавателя

Чаще всего символом чего-то страшного, разрушающего является чёрный цвет и громкий звук. На столах находятся надувные шары чёрного цвета. На счет 1,2,3, воспользовавшись булавкой, протыкаем эти шары. Из шаров выпали листы бумаги с разной информацией о коррозии.

Даётся задание для обучающихся:

Прочитать информацию о коррозии, обсудить с членами бригады и используя, в том числе свой жизненный опыт составить тезисный отчёт (из 3 - 5 пунктов):



  • Что такое коррозия? (Используя одну из предложенных формулировок)

  • Действительно ли она несёт разрушение?

  • Интересные факты о коррозии.

Для этого студенты должны:

  • Структурировать собранную информацию

  • Отсеять ненужную информацию

  • Расшифровать и осмыслить непонятное

  • Упростить язык (о сложном - просто), преобразовать печатный текст в разговорную речь

  • Обязательно сделать эмоциональные акценты

Деятельность обучающихся

  • Осваивают информацию, используя предложенные преподавателем активные методы работы.

  • Протыкают булавками чёрные воздушные шары, закреплённые на поверхности стола.

  • Забирают листы с информацией о коррозии.

  • Бригадир организует работу по систематизации всех известных фактов о коррозии, используя материал выполненных домашних работ.

  • Студенты сообща составляют тезисный отчёт (из 3 - 5 пунктов), с которым один из членов бригады выступает.

  • Выступающие обязательно аргументируют, почему выбрали формулировку «Что такое коррозия» именно эту, а не другую, озвучив источники информации.

  • Студенты делают краткие записи в тетрадях, слушая выступающих.

Деятельность преподавателя

Предлагается слайд «Коррозия».

Неделю назад мы с вами заложили опыт - эксперимент, результаты которого сейчас проанализируем и сделаем выводы.



Деятельность обучающихся

Рассматривают, анализируют, обсуждают эксперимент. Описывают результаты опыта в тетради. Делают выводы и докладывают о его результатах.

Деятельность преподавателя

Предлагаются слайды «Взаимодействие металлов», «Выводы после проведённого эксперимента». В восьми пробирках протекала химическая реакция. В одних - интенсивно, в других - медленно, шёл процесс коррозии. Для удобства и компактности, упрощённо процесс коррозии можно выразить следующим образом…

Деятельность обучающихся

Делают запись в тетрадях, а один из обучающихся - на доске.

4 Fe + 3O2 + 6H2O = 4 Fe (OH)3


Деятельность преподавателя

Растворяется ли в воде ржавчина?

Деятельность обучающихся

Используя таблицу растворимости солей, отвечает, что нет. Подчёркивает, что процесс коррозии - окислительно-восстановительный. Железо отдаёт электроны Fe O-3ē → Fe3+ поэтому является восстановителем.


Деятельность преподавателя

Если говорить об автомобиле, то на нём есть участки, наиболее часто подвергающиеся коррозии, которые вам необходимо отметить на силуэте автомобиля помощью фломастера.

Деятельность обучающихся

Отмечают фломастером участки автомобиля, наиболее часто подвергающиеся коррозии. Обсуждают с бригадой, затем выступают с итоговой информацией.

Деятельность преподавателя

Предлагает слайд «Название участков автомобиля наиболее часто подвергающихся коррозии»

Причины, последствия, степень коррозии бывают разные, поэтому существует классификация видов коррозии:



  1. По процессу протекания

  2. По характеру разрушения

  3. По виду коррозионной среды

Предлагает слайд «Виды коррозии» (по процессу протекания)

Сегодня мы более подробно рассмотрим коррозию по протеканию процессов.

Она бывает:


  1. Химическая (происходящая без возникновения электрического тока)

  2. Электрохимическая (сопровождается появлением электрического тока)

  3. Механохимическая (коррозионно-механическое изнашивание), при котором к первым двум процессам добавляются механические воздействия: трение, вибрация, изгибающие нагрузки.

Для автомобиля в основном характерна электрохимическая коррозия, так как условия её возникновения создаются постоянно. Возникают гальванические пары (анод и катод) в присутствии электролита и двух разных металлов.

Причём коррозии подвергается автомобиль непрерывно при:



  • изготовлении

  • транспортировке

  • хранении

  • эксплуатации

Предлагается слайд «Этапы рождения автомобиля»

V Закрепление, систематизация и обобщение полученных знаний (5 мин)

Цель этапа

Закрепление изученного материала, осмысление и обобщение полученной информации.

Деятельность преподавателя

Для закрепления и проверки уровня знаний по новой теме предлагается выполнить тестовое задание.

Деятельность обучающихся

  • Задание выполняется индивидуально, без помощи записей в тетради.

  • После выполнения задания один из обучающихся озвучивает ответ. Все остальные сверяют его ответ со своими и, если нет грубейших ошибок, бригадиры в таблицах учёта деятельности обучающихся ставят 1 балл за это задание.

  • Бригадиры подводят общие итоги, в том числе ответили мы или нет на вопросы, поставленные в начале урока?

Деятельность преподавателя

  1. Подводятся итоги по результатам тестовой проверочной работы.

  2. Анализируются наиболее типичные ошибки и затруднения.

VI Выводы. Оценка учебного занятия преподавателем. (Рефлексия) (5 мин)

Цель этапа

Оценка деятельности бригадиров, бригад и обучающихся на занятии. Подчеркнуть важность участия каждого в творческом процессе при изучении новой темы.

Подведение общих итогов, в том числе ответ на вопрос: достигнуты ли намеченные цели? Решены ли поставленные задачи?

Деятельность преподавателя

Оценка деятельности бригад, бригадиров и обучающихся в целом и индивидуально.

А именно их: организованность, готовность придти на помощь, способность к диалогу, умение находить решения проблем, умение работать с разными источниками информации, осознание последствий профессиональной деятельности на окружающих, умение оценивать результаты своего труда.

Выставление оценок. Награждение лучшего бригадира (по мнению преподавателя)


Деятельность обучающихся

Бригадиры и члены бригад делают выводы, делятся впечатлениями о совместной работе, о результатах своей деятельности, о выполнении задач, поставленных в начале занятия.

VII Информация о домашнем задании (2 мин)

Цель этапа

  • Развитие интереса к теме

  • Закрепление изученного материала

  • Вызов чувства гордости за победы России

Домашнее задание

1. Предложите комплекс антикоррозионной обработки для элементов автомобиля, наиболее интенсивно подверженных коррозии. (Письменное сообщение в тетради)

2*. Подумать и предположить, насколько уменьшился вес чугунного, пушечного ядра, весившего 5 кг, пролежавшего в земле Бородино с 1812 года до наших дней?


Желаю Вам креативности и удачи!



Используемая литература


  • Химия (Для профессий и специальностей технического профиля, СПО и НПО) учебник О. С. Габриелян, И. Г. Остроумов М. Академия, 2011 г.

  • Химия в 2-х частях (учебник) Н.Е. Кузнецова, Т.Н. Литвинова, А.Н. Левкин М. Просвещение, 2010 г.

  • Неорганическая химия (учебник) Г. Е. Рудзитис, Ф. Г. Фельдман М. Просвещение, 2010 г.

  • Химия в центре наук, в 2-х томах Т. Браун, Г. Ю. Лемей М. Мир, 1987 г.

  • Химия в тестах, задачах, упражнениях (учебное пособие для студ. сред., проф. учебных заведений) О. С. Габриелян, Г. Г. Лысова 4-е изд., стер. М. Издательский центр «Академия», 2009 Г.

  • Химия и жизнь (Солтерсовская химия), в 3-х томах М. РХТУ им. Д. И. Менделеева, 1997 г.

  • Антикоррозионная обработка автомобилей. Методы обработки. Оборудование. Материалы. Луганский Р.А. - Д.: Издательство Монолит, 2009.

  • Технология развития критического мышления на уроке и в системе подготовки учителя: Учеб. - метод. пособие. Муштавинская И. В. - СПб.: КАРО, 2009.


Интернет ресурсы
http://www.krugosvet.ru/?q=enc/nauka_i_tehnika/tehnologiya_i_promyshlennost/SPLAVI.html

http://www.borapack.ru/useful-articles/corrosion-protection-methods/



http://ru.wikipedia.org/wiki/Электролиз


Смотрите также:
Коррозия. Виды коррозии
108.36kb.
1 стр.
Лабораторная работа №8 Изучение электрохимической гетерогенности корродирующей поверхности металла
60.35kb.
1 стр.
«Коррозия металлов»
115.67kb.
1 стр.
Учебно-методическое пособие по английскому языку для высших учебных заведений нефтегазового профиля «English for Students of Mechanical Engineering»
126.13kb.
1 стр.
Ингибирование коррозии железа в нейтральных средах солями замещенных фенилантраниловых кислот
291.17kb.
1 стр.
2 Механизм коррозии металла с кислородной деполяризацией
16.81kb.
1 стр.
Имеется промышленная установка для производства вышеуказанных реагентов
20.98kb.
1 стр.
Коррозия металлов
31.11kb.
1 стр.
И технико-экономических исследований по химическому и нефтяному машиностроению обзорная информация
758.09kb.
5 стр.
Семинар второй «Понятие и виды прав на чужие вещи» Тема Вещные права Семинар первый-«Понятие и виды прав на вещи. Понятие и виды собственности»
18.6kb.
1 стр.
Нп «сибирская ассоциация консультантов»
86.54kb.
1 стр.
Воробьёв Евгений фм-412 Контрольное задание №5
46.52kb.
1 стр.