Главная
страница 1
Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Старорузская средняя общеобразовательная школа

с углубленным изучением отдельных предметов»

Исследовательская работа

Церковь на пороге третьего тысячелетия.

Отношение между миром и православием.

Монастыри Подмосковья.

Работу выполнила ученица 9 класса

Морозова Людмила

2011 год

Окрестности Москвы, ближнее и дальнее Подмосковье - это особый историко-культурный регион, теснейшим образом связанный с российской столицей. Подмосковье может рассказать о великих людях, о веках русской истории, о культуре. Много замечательных мест на его карте.

Подмосковный край - это не только местность вокруг Москвы, но еще и исторические места, многочисленные старинные усадьбы, прекрасные своими собраниями краеведческие музеи. Особенно богата Московская область именно усадьбами. В неповторимом художественно-культурном облике подмосковной усадьбы сочетаются полноценность памятника архитектуры и дворцово-паркового дизайнерского искусства. К сожалению, одни из них вообще не сохранились до наших дней, другие же, находясь в плачевном состоянии, требуют реставрации.

Монастыри (от греч. monasterion –келья отшельника ) , общины монахов (мужской монастырь) или монахинь (женский монастырь), принимающие единые правила жизни (устав). Первые христианские монастыри возникли как поселения отшельников (III - IV вв. в Египте). Монастыри способствовали распространению грамотности, книжного дела. В России крупнейшие мужские монастыри называются лаврами.

Древняя земля Подмосковья всегда была богата архитектурно-художественными памятниками, особенно храмами и монастырями. Здесь были сосредоточены великие святыни и неисчислимые сокровища церковного искусства, также было множество святых источников. Первые монастыри в Москве были основаны еще в XIII веке. На сегодняшний день сохранился только Свято -Данилов монастырь, датой основания которого считается 1282 год.

Большинство монастырей было построено в период со второй половины XIV века по XVII век включительно.

В средние века монастыри часто служили крепостями, особенностью первых монастырей было то, что они возводились не только как монашеская обитель, но и с оборонительной целью. Поэтому монастыри строились преимущественно на возвышенностях и окружались крепостными стенами с башнями и бойницами. Во время войн и набегов в монастырях прятались окрестные жители. Этим же объясняется то, что основная масса монастырей находится в южной части Москвы и Подмосковья, т.е. со стороны нападения кочевников. Внутри располагались кельи, а в центре храм. В восточной части храма располагается алтарь, содержащий жертвенник и престол. Центральная часть храма – место для молящихся, отделяется от алтаря иконостасом. С запада к храму примыкает притвор, место, отведенное для присутствия на литургии некрещеных. Храм часто имеет колокольню или звонницу с колоколами для собрания верующих на богослужения. Крыша храма увенчивается куполом с крестом. Храм обязан иметь престол и быть освящён архиереем. Допускается освящение храма иереем по благословению архиерея специальным чином. Храм освящается во имя праздника или святого, день памяти которого называется храмовым, или престольным праздником.

Все монастыри в Подмосковье да и в России разделяются на общежительные и необщежительные, штатные (Штатными монастырями называются те, которые получают содержание в известных определенных размерах и имеют в своем составе число монашествующих, определенное по штату) и заштатные (Заштатными монастырями называются монастыри, не получающие жалованья и существующие на доходы, добываемые священнослужением и трудами самих монахов). В общежительных монастырях монахи все необходимое получают от монастыря, а свой труд по священнослужению в монастыре и разным монастырским «послушаниям», по назначению настоятелей, предоставляют в пользу монастыря; ни монахи, ни должностные лица, с настоятелем во главе, не могут здесь ничем располагать на правах собственности; настоятели избираются самими монашествующими (имеющими полное монашеское посвящение). В монастырях необщежительных монахи, имея общую трапезу от монастыря, одежду и все прочее необходимое для инока приобретают сами на даваемое им жалованье, на доходы от богослужений и от разного вида монастырского «трудоделания», произведения которого могут идти на продажу (напр., выделка крестиков, икон и т.п.). Настоятели в эти монастыри назначаются епархиальным архиереем, с утверждения Св. Синода.

Что же отличает мужские и женские монастыри и что между ними общего?

Отличаются они тем ,что в мужских монастырях 1-го класса полагалось 33 монаха, во второклассных – по 17, а в третьеклассных – по 12 монахов; в первоклассных женских монастырях было по штату от 52 до 101 монахини, а во второ- и третьеклассных монастырях монахинь положено по 17. Всех монастырей, пустыней и скитов в одних только великороссийских губерниях в 1762 г. состояло 881, из них мужских 678 и женских 203.

Совместного в них то ,что внутренний строй монашеской жизни всех монастырей регламентирован общими монашескими правилами, особыми уставами и «инструкцией благочинному монастырей». При некоторых из первоклассных монастырей имеются, в некотором отдалении от них, в местах уединенных, по нескольку келий для более строгой подвижнической жизни, совокупность которых носит название скита. Население монастырей распадается на два класса: на монашествующих, которые принимают монашеские обеты, теряют свое светское звание и составляют особое сословие, и на послушников и послушниц (бельцы, белицы), большей частью молодых, которые только готовятся к принятию иночества и в случае изменения своего намерения могут свободно покинуть монастырь.

А сейчас подробнее о Новоиерусалимском монастыре, наиболее знаменитом монастыре Подмосковья. Узнаем его историю, раскроем образ и архитектуру.



Новоиерусалимский монастырь

Одним из знаменитых монастырей Подмосковья является Воскресенский монастырь Нового Иерусалима. Он был основан в середине XVII века Святейшим Патриархом Никоном.

В центре монастырского ансамбля расположен грандиозный Воскресенский собор (1658 – 1666; 1679 – 1685 гг.), возведенный "в меру и подобие" храма Гроба Господня в Иерусалиме. Он состоит из трех основных архитектурных объемов. С восточной стороны расположена одноглавая, углубленная в землю церковь святых равноапостольных Константина и Елены. Она повторяет палестинский прообраз подземного храма на месте обретения в IV веке Креста Господня, сброшенного после распятия Христова с горы Голгофы в глубокую каменную цистерну.

Центральный объем воспроизводит Кафоликон Иерусалимского Собора. Это увенчанный большой главой храм Воскресения Христова. В его заалтарном обходе устроены в честь Страстей Господних три придела, каждый из которых имеет свою главку. С юга расположен Голгофский придел, где воспроизведено Лобное место с Крестом Господним.

Западная часть Собора представляет собой перекрытую шатром ротонду над Часовней Гроба Господня, местом погребения и Воскресения Спасителя.

В конце XVII века монастырь окружен крепостной оградой с башнями и надвратной церковью Входа Господня в Иерусалим. Тогда же вдоль западного прясла стены выстроен корпус Трапезных палат с храмом Рождества Христова, символизирующим Палестинский Вифлеем.

На протяжении XVIII – XIX столетий монастырские сооружения частично перестраивались и оформлялись в стиле барокко и классицизма.

В 1919 г. Воскресенский монастырь был закрыт, и на его территории образован музей. 10 декабря 1941 года архитектурный ансамбль Нового Иерусалима был взорван немецко-фашистскими оккупантами. Реставрационные работы конца 1940-х - начала 1990-х годов восстановили внешний облик всех монастырских сооружений, за исключением колокольни Воскресенского собора.

С 1994 года в монастырских храмах возобновлены богослужения. В 1995 году после 75 -летнего перерыва в старинной обители была возобновлена иноческая жизнь.

В настоящее время на территории ансамбля размещены Воскресенский Новоиерусалимский мужской монастырь и Историко-архитектурный и художественный музей "Новый Иерусалим".

В 1970–80 годы в парковой зоне монастыря было положено начало музею деревянного зодчества под открытым небом, в составе которого памятники народного деревянного зодчества: часовня, крестьянская усадьба Кокориных с интерьером и ветряная мельница.

Когда строили подземную церковь Константина и Елены, то из-под земли забил родник. Над родником сделали сруб, это место назвали “Святой колодец”. Он сохранился до сих пор, находится в правом приделе церкви. Из колодца в Гефсиманский сад отведена труба. Вода в саду у основания Сионского склона изливается мощной струей. Источник считается чудодейственным, а вода в нем - святой.

На территории Новоиерусалимского монастыря находится монастырский некрополь, в котором захоронены не только основатели и настоятели обители, но и дворяне древних фамилий, а также крупные монастырские вкладчики. Сам Патриарх Никон по завещанию захоронен под Голгофой в приделе Иоанна Предтечи, там, где в храме Гроба Господня, по преданию, похоронены ветхозаветный первосвященник Мелхиседек и первый человек Адам.

Владычный женский монастырь


Владычный женский монастырь находится в Серпухове. Узнать его можно по руинированной стене с башенкой и церковной лавке, расположенной тут же.

Основана пустынь около 1360 г., по указанию Митрополита Московского Алексия, прп. Варлаамом, который стал её первым настоятелем. Монастырь никогда не выделялся ни количеством братии (не более 30 насельников), ни богатством. Он неоднократно переживал периоды упадка и расцвета.

Монастырь основан около 1360 года. Поводом к его возникновению послужило следующее чудесное обстоятельство.

Однажды святитель Алексий, митрополит Московский, совершал молитвенное правило в своей келье перед иконой Богоматери.

Когда прочитан был уже акафист Пречистой Деве, вдруг необыкновенный свет озарил келью митрополита, и от образа Пресвятой Богородицы ему двукратно послышался чудный глас, говоривший святителю:

- Алексие! Подобает тебе поставить монастырь имени Моему.

Святитель спросил, где надлежит ему устроить обитель, на что был ему ответ:

- В пределах града Серпухова, тамо бо возлюбих место на спасение многим душам человеческим.

Повинуясь воле Царицы Небесной, святитель Алексий в скором времени послал ученика своего Варлаама в Серпухов выбрать место для нового монастыря. Когда святитель Варлаам пришел в Серпухов, особое знамение указало ему место на холме, покрытом дремучим бором и расположенном у слияния реки Оки и Нары.

При этом чудесном откровении Варлааму последовало дивное видение. Варлаам увидел ангелов, держащих обитель на своих раменах, а в ней храм. В дверях этого храма стоял первосвященник Захария, к которому по ступеням шествовала Святая Дева Мария в сопровождении Своих родителей. Когда Пречистая приблизилась к первосвященнику, он взял Ее и ввел во храм.

Предание повествует, что Варлаам был не только утешен, ободрен и укреплен этим видением, но из него он должен был уразуметь и то, что Богоматерь Сама благословляет его устроить храм и монастырь и именно в честь Введения Ея во храм. Видение показало строителю, что даже ангелы будут помогать ему в деле построения храма и хранить обитель, что в этой церкви Сама Владычица Небесная будет пребывать так же Своей благодатью, как некогда Она пребывала в храме Иерусалимском, в который введена была своими родителями. Преподобный Варлаам сам говорил, что монастырь этот назовется Владычным, потому что он видел Владычицу и дело создания обители было по Ея помышлению.

Преподобный с благоговейным трепетом хранил в своем сердце это видение и просил самого святителя Алексия не спрашивал о нем до смерти. Но видение это не осталось неизвестным. Когда в старости ослепшему преподобному Варлааму чудесным образом было даровано прозрение, он письменно поведал о дивном знамении Божественного благоволения.

Первый храм Владычного монастыря, созданный преподобным Варлаамом, был деревянным. В 1362 году вместо старого деревянного преподобным Варлаамом был сооружен каменный храм.

Первым настоятелем монастыря был его основатель св. Варлаам. Перед своей кончиной преподобный просил святителя Алексия приехать к нему в обитель, освятить новую церковь и предать его тело упокоению. В 1377 году святитель совершил погребение и по завещанию положил тело преподобного в паперти Введенского храма.

После смерти св. Варлаама обитель все более расширялась и процветала несмотря на бранные тревоги, в которых монастырю пришлось принимать участие. Особенно тяжелыми для обители были времена междуцарствия. В это время монастырь стал настоящей крепостью, окруженной стенами и снабженной боевыми орудиями и припасами.

Период упадка для монастыря наступил в начале 18 столетия, когда он был приписан к Заиконоспасской обители в Москве. Хотя самостоятельность монастыря вскоре была восстановлена, это не поправило его положения. В 1737 году во всей обители остался только один престарелый иеромонах. К концу 18 века Владычный монастырь пришел практически в полное запустение: братия обители разошлась, кельи и храмы обветшали, богослужение прекратилось. В виду столь печального положения монастыря Московский иерарх Платон решил обратить Серпуховскую обитель в женский монастырь, что и было сделано в 1806 году. Вскоре монастырь был полностью благоустроен как внешне, так и внутренне.

Драгоценной святыней обители, главной целью многочисленных богомольцев, посещающих Владычный монастырь, был гроб ее основателя преподобного Варлаама. Гробница была деревянной, помещалась на каменном надгробии и сверху была покрыта древней иконой преподобного. В подножии стоял также древний образ Введения Пресвятой Девы Марии во храм, а сверху гробницу угодника Божия осенял балдахин на золоченных колоннах. Надпись на гробнице гласила: «Лет 6685, мая в 5 день преставися раб Божий первый начальник святыя обители сея преподобный отец строитель инок Варлаам, келейник святителя Алексия митрополита, погребен на сем месте».

В соборном храме Введения Пресвятой Богородицы во храм хранился также и ковчег с частью мощей другого основателя обители, святителя митрополита Алексия. Кроме этих святынь Введенский собор хранил много других древних и досточтимых святых икон. Особенно чтилась жителями города Серпухова храмовая чудотворная икона Введения Богоматери, написанная в 14 веке и украшенная драгоценным окладом древней работы. В храме находился чудотворный образ святого Иоанна Воина и икона Владимирской Божией Матери, запрестольный образ Богоматери «Умиление» древнего письма, Нерукотворенный образ Христа Спасителя, иконы св. Георгия Победоносца, святителя Николая Чудотворца и св. Алексия, митрополита Московского.

Не менее привлекали внимание богомольцев и любителей православной древности и три находящихся в соборе старинных складня, один из которых помещался над царскими вратами, два других - на правом и левом столпах храма.

К северной стороне Введенского соборного храма Владычной обители примыкала древняя каменная церковь 15 века во имя трех святителей московских: Петра, Алексия и Ионы. Под ним находилась усыпальница с древними каменными надгробиями.

Третий храм обители - двухярусная церковь во имя св. великомученика Георгия Победоносца, который всегда был особенным покровителем Владычного монастыря.

К северной стороне Георгиевской церкви был пристроен придел во имя св. царевича Дмитрия, воздвигнутый повелением царя Василия Ивановича Шуйского. Этот придел - один из первых, если не первый в России храм, посвященный св. Дмитрию. Помещающийся же в этом приделе храмовый чудотворный образ св. Дмитрия представляет самое первое и самое верное изображение царевича. Под Георгиевском храме в нижнем ярусе прежде была монастырская хлебопекарня, а с 1818 года там помещалась церковь во славу Вознесения Господня. Под приделом св. Дмитрия в 1840 году устроен придел во имя св. Николая Чудотворца. Храмовая икона святителя чудесным образом явилась в упомянутой хлебопекарне.

Пятый храм Владычного монастыря, посвященный Нерукотворенному образу Спасителя, находился над монастырскими вратами. Церковь была построена в 16 веке по благословению патриарха Иова, грамота которого хранилась в обители. Святынями храма были храмовый образ Нерукотворенного Спаса и икона Иверской Божией Матери, привезенная с Афонской горы архимандритом Ксенофонского монастыря Матфеем.

На территории монастыря сохранились:

Введенский собор, Церковь Георгия Победоносца,Надвратная церковь,

Звонница, Жилой корпус, Крепостная стена с башнями, хозяйственные постройки, Трапезная.

С именем преподобного Варлаама связано явление в 1878 году иконы Божией Матери "Неупиваемая Чаша".

Ныне в монастыре находится почитаемой список с утерянной после революции чудотворной иконы.

Монастырь вновь передан Церкви в 1995 (открыт 5.05) году в полуразрушенном состоянии.

Заключение

Монастырь - одно из наиболее ярких явлений христианской культуры. Письменность и литература, образование, архитектура, живопись и скульптура, искусство «малых форм» - все это на раннем этапе средневековья концентрировалось почти исключительно внутри или вблизи монастыря. В духовной и хозяйственной сфере монастырь - не только прообраз идеального земного мироустройства, но и отражение мира небесного.

Зарождение монашества относится к III - IV векам, тогда же возникли два типа монастырского устройства - общежительный и отшельнический. Монашество явило миру особый вид христианского подвига во имя спасения души, основанный на отречении от земных благ и строгой аскезе. На Православном Востоке великими подвижниками и святынями были знамениты монастыри египетской Фиваиды, Синая, святой Афонской горы, Студийский монастырь в Константинополе.

Первые монашеские уставы были перенесены на Русь с Афона в XI веке основателями Киево-Печерского монастыря преподобными Антонием и Феодосием. Многочисленный собор монахов - подвижников Киево-Печерского монастыря, святые мощи которых почивают в Ближних и Дальних пещерах обители, заложил прочную духовную основу в фундамент молодого русского государства.

После монгольского нашествия политический и культурный центр Руси смещается во Владимиро-Суздальские пределы. Бескрайние просторы и сдержанная поэтическая красота северной природы располагали к уединению и созерцательности. Здесь, на еще неосвоенной девственной земле, воссиял бесчисленный сонм подвижников благочестия.

Одним из «родоначальников» монашества северо-восточной Руси стал преподобный Сергий Радонежский .Преподобным Сергием и его учениками были основаны Троицкий Сергиев монастырь, Старый Симонов монастырь в Москве, Благовещенский монастырь в Киржаче и многие другие. Удаляясь от мира, святые отшельники несли христианскую веру, культуру и знания в непросвещенные уголки русской земли. Скромные обители становились книжными, просветительскими и культурными центрами своего края.

Замечательная страница в историю русского монашества вписана рукой основателей Соловецкой обители преподобных Зосимы и Савватия Соловецких. В этом отдаленном северном монастыре на протяжении XV - начала XX веков не только процветало подвижничество и благочестие, давшее Руси таких великих святых, как святитель Филипп митрополит Московский, преподобные Герман и Иринарх Соловецкие, Елеазар Анзерский. Соловецкий монастырь с развитой сетью мостов и каналов, передовой системой сельского хозяйства, отлаженностью монастырского быта являл Руси истинный образец «града Божия», преддверия рая небесного. В Соловецком монастыре создавались и хранились уникальные памятники церковного искусства.

Монастыри традиционно были крупными книжными центрами.

С именами знаменитых деятелей русской истории и духовной культуры связаны древние реликвии, предметы церковного обихода, книги и документы, сохранявшиеся в монастырях.

Неисчислимые сокровища духовной и художественной культуры - шедевры иконописи и прикладного искусства, книги и рукописи, предметы церковного шитья - обязаны своим происхождением православным русским монастырям.

Использованная литература:

1. Интернет-библиотека – Википедия

2. Христианство.Энциклопедический словарь.М.:Большая Российская энциклопедия,1995.-861с.

3. Смолич И.К. Русское монашество.988-1917.М.: Православная энциклопедия, 1999.- 607с.



4. Колич А.И. Русские монастыри: история и культура. М.,2001.-366с.

5. Егорова Л.А. Окрестности Москвы. М.,1992.


Смотрите также:
Исследовательская работа Церковь на пороге третьего тысячелетия. Отношение между миром и православием. Монастыри Подмосковья
131.97kb.
1 стр.
Монастыри руси
55.83kb.
1 стр.
Образование и наука на пороге третьего тысячелетия
44.85kb.
1 стр.
Решение данной проблемы немыслимо без ориентации подрастающего поколения
212.13kb.
1 стр.
Исследовательская работа по духовному краеведению Подмосковья. «Борисоглебская церковь в селе Енино»
116.87kb.
1 стр.
Ада Лавлейс: Полет на крыльях математики
112.85kb.
1 стр.
Международная научно-практическая конференция «травматология, ортопедия и восстановительная медицина третьего тысячелетия»
51.17kb.
1 стр.
Храм Успения Пресвятой Богородицы в Печатниках
43.67kb.
1 стр.
Информация Союза журналистов Подмосковья в 2012 г
29.17kb.
1 стр.
Исследовательская работа Образовательная область мхк
100.12kb.
1 стр.
"Религии мира"
16.41kb.
1 стр.
Конференция сторон конвенции о биологическом разнообразии
57.99kb.
1 стр.