Главная Другое
Экономика Финансы Маркетинг Астрономия География Туризм Биология История Информатика Культура Математика Физика Философия Химия Банк Право Военное дело Бухгалтерия Журналистика Спорт Психология Литература Музыка Медицина |
страница 1 на правах рукописи ЕВЕНКО Максим Григорьевич ТВОРЧЕСТВО АКАДЕМИКА АРХИТЕКТУРЫ А. А. ЯЩЕНКО 05.23.20 – Теория и история архитектуры, реставрация и реконструкция историко-архитектурного наследия Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата архитектуры
Защита состоится « 10 » ноября 2010 г. в 1400 часов на заседании совета по защите докторских и кандидатских диссертаций Д 212.223.05 при Санкт-Петербургском государственном архитектурно-строительном университете (СПбГАСУ) по адресу: 190005, г. Санкт-Петербург, ул. 2-я Красноармейская, 4, ауд.505-А. Тел/факс (812)316-58-72 Эл.почта: rector@spbgasu.ru С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Санкт-Петербургского государственного архитектурно-строительного университета (СПбГАСУ) Автореферат разослан « ____ »___________2010
диссертационного совета, доктор архитектуры С.В. Семенцов
Академик архитектуры Александр Александрович Ященко внес существенный вклад в историю архитектуры юга России конца XIX - начала XX века. Он автор нескольких значительных архитектурных произведений, среди которых крупнейшие в России православные соборы: Казанский кафедральный собор в Оренбурге, Александро-Невский собор в Ростове – на – Дону и Вознесенский войсковой кафедральный собор в Новочеркасске. Кроме этого, его проект для Оренбурга был выбран за основу при строительстве собора Александра Невского в Царицыне. Его проекты так же повлияли на стилистику православных храмов в казачьих областях России. До настоящего времени его творчество и значение его произведений в истории архитектуры южнороссийского региона фактически не изучено и не получило должной оценки. Одна из причин такого состояния вопроса кроется в том, что главной темой творчества академика А.А. Ященко было православное храмостроение. В 1930-е годы два из трех построенных по его проектам соборов были разрушены. Атеистическая идеология советского времени не способствовала исследованию архитектурного наследия академика А.А. Ященко. В диссертации рассмотрены только документально подтвержденные архитектурные работы А.А. Ященко, на основе анализа которых можно утверждать, что А.А. Ященко является одним из ведущих представителей архитектуры юга России конца XIX начала XX века. Кроме того, проведенные сбор и анализ, введение в научный оборот многочисленных архивных материалов и документов (чертежей, описаний, смет, фотографий), атрибуция трех объектов позволяет воссоздать первоначальный облик архитектурных произведений А.А. Ященко, стать основой для характеристики архитектурно-художественного облика построенных им зданий и для их современной реставрации. Данная работа позволяет яснее представить индивидуальность и своеобразие этого талантливого архитектора, внесшего значительный вклад в русскую архитектуру конца XIX - начала XX века и особенно в архитектуру городов Юга России. Актуальность Изучение творческого наследия академика А.А. Ященко актуально в нескольких аспектах. Во-первых, в связи с необходимостью историко-теоретического осмысления целостной картины и регионального своеобразия южно-российской архитектуры. Во-вторых, как историко-теоретическая основа практического архитектурного проектирования, воссоздания и реставрации христианских храмов для возрождения православного храмостроительства после семидесятилетнего его забвения в советский период. Состояние вопроса Для осмысления закономерностей формирования пространственной организации христианских храмов на современном уровне историко-теоретических проблем всемирной и русской архитектуры, необходимо было обращение к работам И.А. Бондаренко, А.Л. Баталова, К.Н. Афанасьева, С.В. Семенцова. Вопросы символической содержательности русского храмового зодчества, проблемы образца и символики в православном храмостроении России раскрыты в исследованиях А.С. Щенкова и Т.Н. Вятчаниной. Творчество по образцу в контексте исторической преемственности русского зодчества исследовалось Т.А. Славиной. В настоящее время творческая биография академика А.А. Ященко мало изучена. Первые сведения о биографии А.А. Ященко были опубликованы его современником С.Н. Кондаковым. Далее изучением творчества А.А. Ященко занимался В.И. Кулишов. Им был собран материал для сборника «Биографии архитекторов СССР», который не был издан. Краткие сведения биографии изложены им в сборнике научных трудов, и в монографии. Сведения о работах архитектора можно найти в путеводителях по Новочеркасску, Ростову-на-Дону, Оренбургу, архитектурных исследованиях Юга России, а также в периодической печати. Краеведческие исследования, подготовленные для путеводителей, касались творчества А.А. Ященко в связи с описанием архитектурных памятников, построенных по его проектам. Наиболее полно изучена история строительства крупных православных храмов в городах Новочеркасск, Оренбург, Ростов-на-Дону, построенных по проектам А.А. Ященко. Так, строительству Вознесенского кафедрального собора в Новочеркасске посвящена работа К.Х.Лимаренко, Казанскому кафедральному собору в Оренбурге работа Г. М. Десяткова, Александро-Невскому собору и окружающей его застройки в Ростове-на-Дону посвящена работа Л.Ф. Волошиновой. Известность А.А. Ященко получил за проекты храмов, выполненных в «византийском стиле». Первые исследования «византийского стиля» относятся к 1970-х гг. Таковы монографии Е.И. Кириченко, Е.А. Борисовой и А.В.Иконникова. В дальнейшем эту работу продолжили В.Г. Лисовский, А.Л. Пунин, В.С. Горюнов, Е.Г. Бакусова, А.А.Орлов, В.Г.Исаченко, Н.С.Кутейникова, Т.Н. Николаева, В.С. Горюнов и М.П.Тубли. Среди исследований истории архитектуры следует выделить монументальные труды Ю.С. Ушакова, Т.А. Славиной, Н.Ф. Хомутецкого, В.В. Стасова, В.И. Пилявского, А.А. Тица, С.В. Безсонова, определивших целостную картину русской архитектуры второй половины XIX века. В начале XXI века выходят монографии Е.М. Кишкиновой и Ю.Р. Савельева посвященные «византийскому стилю». Авторы дают характеристику и периодизацию стиля, рассматривают вопросы строительства православных храмов. Отдельные вопросы истории создания архитектурных памятников изложены в работах В.В. Серебряной, Г.В. Есаулова, В.А. Черницыной, Л.Ф. Лаврова. Вопросы взаимоотношения архитекторов и заказчиков при проектировании и строительстве храмов в «византийском стиле» мало изучены. Вместе с тем, казачество – основной заказчик А.А. Ященко - является особым типом заказчика, со своей пространственной ментальностью, что отражено в исследованиях В.В. Пищулиной. Краткие сведения о православных храмах, построенных по проектам А.А. Ященко, имеются в исследованиях Ю.Р. Савельева и Е.М. Кишкиновой, посвященных архитектуре византийского стиля. Сведения о работе архитектора рассеяны по разным источникам, иногда не соответствуют историческим фактам, вследствие чего отсутствует целостная картина его творческой биографии, не выявлена роль и значение архитектурного творчества А.А. Ященко в архитектурном наследии юга России. Специальных архитектурно-исторических исследований посвященных творчеству архитектора А.А. Ященко и его вкладу в русскую архитектуру конца XIX - начала XX века до настоящего времени не производилось.
Объектом исследования являются как авторские архитектурные произведения академика А.А. Ященко, так и объекты, возведенные под его надзором. Предмет исследования - творческий метод архитектора А.А Ященко. Источники исследования:
Хронологические рамки данного исследования охватывают период творческой деятельности А.А. Ященко и строительства запроектированных им сооружений (1870-1910 гг.). Методология и методика работы базируется на архитектурно-культурологических подходах, представленных в историко-теоретических исследованиях И.А. Бондаренко, В.Л. Глазычева, Е.И. Кириченко, В.П. Орфинского, Н.Л. Павлова, В.В. Пищулиной, С.Д. Сулименко, В.Л. Хайта, Д.О. Швидковского. Автор придерживается методологии культурологического подхода к изучению истории архитектуры, основанного на принципах преемственного формирования исторических изменений в архитектуре, разработанной А.В.Степановым, Н.Н. Нечаевым и С.Д. Сулименко. Методика исследования построена на индуктивном методе, согласно которому через призму творчества одного архитектора рассмотрены основные вехи византийского стиля в архитектуре. Такой подход позволил открыть новые грани и особенности архитектурных произведений А.А.Ященко, которые не видны были с позиций общей картины византийского стиля, авторски раскрываемой рядом исследователей в разных инвариациях. Был проведен трехаспектный анализ: во-первых, этапов творческой деятельности академика А.А. Ященко; во-вторых, причин влиявших на формирование византийского стиля на территории казачьих областей России; в-третьих, основных архитектурных произведений. В результате были выявлены архитектурно-проектные предпочтения зодчего, роль и значение его творчества в архитектуре России. При проведении натурных обследований автором впервые был применен метод лазерного сканирования и георадарного исследования по разработанной им методике.
На защиту выносятся:
Практическая ценность заключается в возможности использовании результатов исследования при реставрации и воссоздании объектов, построенных по проектам академика А.А. Ященко. Практическая значимость и внедрение результатов: 1. Положения диссертации стали основой выполнения научно-исследовательских работ, осуществленных автором в рамках хоздоговорных исследований храмов Юга России 2. Методологические разработки автора стали научной основой дипломных проектов, имеющих практическую актуальность и выполненных по заявкам организаций Ростовской области. 3. Материалы диссертации являются основой читаемых авторских лекционных курсов в ИАрхИ для магистратуры и специализации «Реставрация и реконструкция историко-архитектурного наследия», направлений «Архитектура» и «Искусство», на курсах регионального центра переподготовки кадров ИАрхИ: «История архитектуры и искусства Северного Кавказа», «История архитектуры и градостроительства», «Новейшие методики в изучении памятников архитектуры» (с 2004 г. по настоящее время). Результаты исследования также могут быть использованы при выполнении проектов реставрации и консервации памятников христианского зодчества региона. Апробация результатов диссертационного исследования проведена в виде выступлений на международных, всероссийских и региональных конференциях, Академических чтениях РААСН в 2003-2006 гг. Результаты исследования опубликованы в статьях и тезисах докладов, материалах конференций. Структура и объем диссертации Работа состоит из введения, трех глав, заключения, библиографии иллюстративной части и графического приложения. Текстовая часть исследования составляет 116 страниц, иллюстративная - 8 планшетов 1,0 х 1,4 м, библиография - наименований, приложения - иллюстрации. КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫI глава. Периодизация творческой биографии академика архитектуры А. А. Ященко Творческая биография А.А. Ященко свидетельствует о его значительном вкладе в русскую архитектуру. По проектам А.А. Ященко в течение 20 лет было построено 11 значительных объектов, два проекта соборов были приняты для повторного строительства в городах России (проект собора в Оренбурге был взят для собора в Царицыне, а проект Вознесенского собора в Новочеркасске – в Екатеринодаре). Профессиональное архитектурное образование А.А. Ященко получил, пройдя полные курсы в учебных заведениях Петербурга, в том числе, в императорской Академии художеств – ведущем учебном заведении того времени. Обучение в Петербурге послужило хорошей базой для профессиональной деятельности А.А. Ященко, и еще в стенах Академии он зарекомендовал себя как талантливый архитектор. Женские гимназии и православные храмы, за проекты которых он получал награды вовремя учебы, стали ведущей темой его творчества. Истоками стилистических предпочтений А.А. Ященко в архитектуре гражданских зданий послужили конкурсные академические проекты, выполненные в классическом русле эклектики, и первая его профессиональная работа по реконструкции Горного института – классика архитектора А. Воронихина. Важным обстоятельством, способствовавшим формированию определенного почерка мастера, являлось общественное признание результатов его работы – получение грамот и наград. Денежных премий. Истоком ориентации А.Ященко в архитектуре православного храмостроения на византийский стиль послужила его работа на строительстве и отделке Казанского собора Усть-Медведицкого женского Спасо-Преображенского монастыря. За основу был взят проект знаменитого архитектора А.М. Горностаева, и А. А. Ященко выполнял все детальные чертежи по проекту и вел его строительство в течение двух лет. После этого проекта архитектор уже не отступал от византийского стиля при проектировании православных храмов. Назначение А.А. Ященко в 1874 г. на службу в Строительное отделение Области войска Донского предоставило ему широкое поле деятельности для реализации своих профессиональных способностей во всех областях архитектурной деятельности: А.А. Ященко одновременно работал в должностях инженера по Строительной части, епархиального архитектора и архитектора в ведомстве императрицы Марии, в дальнейшем поднявшись до должности областного архитектора и звания академика архитектуры. По его проектам в Области войска Донского было построено девять объектов:
II глава. Гражданское зодчество архитектора А.А. Ященко Исследованием установлено, что при проектировании гражданских зданий А.А. Ященко использовал традиционный для классицизма метод проектирования «снаружи-внутрь», используя симметричность в планах и фасадах. В ряде случаев, при угловом размещении здания архитектор сохраняет симметрию фасада за счет равноценности перпендикулярных друг другу угловых фасадов и мощного выделения углового входного узла. Возможно, это объяснялось тем, что учебный процесс ассоциировался у архитектора с консерватизмом, строгостью, традиционностью; вокзал – со строгостью, порядком; музей – с традиционностью и классикой. Стремление обозначить соответствие смысловой символики фасадов функциональному содержанию здания является уже архитектурным приемом эклектики. Ориентация на классическую традицию проявлялась в следующем: в качестве основного композиционного приема использована центральная симметрия; вход в здание выполнен, как правило, в центральной части здания; вход в здание не имел козырьков, крылец и т.п., выполнен в уровне земли, без лестниц и мог оформляться небольшим входным порталом, тем не менее, расположение входа четко определяется по вертикальным акцентам на главном фасаде; в компоновке фасадов можно отметить трехчастность в построении по горизонтали и двухчастность по вертикали; деление здания по ярусам происходило с помощью горизонтальных профилированных карнизов; невысокий цоколь здания зрительно увеличивался до уровня низа окон первого этажа; первый этаж, как правило, рустованный – что придавало зданию особую монументальность; акценты в центре фасада плавно «растворяются» к флангам; наиболее проработанным является второй этаж, выделяющийся с помощью окон и их обрамления; простенки между окнами во втором ярусе оформляются рустованными пилястрами; в центральной части крупных учебных заведений располагалась домовая церковь, имевшая двухсветное пространство; в плане, по сложившейся традиции, главные помещения ориентированы на главный фасад, второстепенные – во двор; конструкции традиционные – кирпичные оштукатуренные стены, деревянные перекрытия, скатная кровля, покрытая листовым железом. Следует отметить применение во всех гражданским сооружениях А.А. Ященко двухчастного членения по вертикали. Первому этажу придавалась массивность за счет применения меньшего количества декора и рустовки поверхности стены. Такое двухчастное построение широко применялось в классицизме. С другой стороны, вертикальная двухчастность характерна и для традиционного казачьего дома – куреня. Низ дома (т.н. подклет) был каменным, а второй этаж зачастую выполняться из дерева, что исследователи народного жилища казаков связывают с разливом рек и подтоплением территорий. Таким образом, использование двухчастного членения можно объяснить и тем, что А.А. Ященко при проектировании в столице Донского традиции стремился учитывать домостроительные традиции казаков. Можно предположить и еще одну причину применения классицистических мотивов эклектики при строительстве в Новочеркасске. Классицизм в России и в мире ассоциировался со строгостью, вертикалью власти, иерархичностью. На территории области Войска донского в сознании казачества классицизм был неразрывно связан с новым социальным положением донского казачества после войны 1812 г. Классицизм стал своеобразным трофеем, привезенным казаками из Европы, наряду с обломками капителей и колоннами. Этот стиль, хотя и принятый на Дону довольно поздно вследствие исторических обстоятельств, тем не менее, очень импонировал казакам. Даже после смены официального стиля казаки в станичных храмах старались использовать классицизм в строительстве храмов, ведя по этому поводу борьбу с попечительскими советами и духовенством. Кроме того, Новочеркасск как город сформировался в период классицизма. В его градостроительной структуре заложены принципы классицизма и абсолютно все административные здания построены в классицизме или под влиянием классической традиции. Все гражданские постройки А.А. Ященко были новыми для проектирования с точки зрения функционального назначения. Железнодорожные вокзалы, музеи, женские образовательные учреждения только начинали строиться и завоевывали все новые территории России. Для придания им официальности и высокого уровня архитектор и обращался к классицистической традиции в соответствии с современными ему тенденциями эклектики – наделять определенную функцию здания символической архитектурной трактовкой. III Глава. Творческий вклад архитектора А.А. Ященко в храмостроение византийского стиля России Архитектура соборов, построенных по проектам А.А. Ященко, имеет ряд отличий по сравнению с архитектурой православных храмов построенных в его эпоху. В это время в русском храмовом зодчестве происходит деление на русский и византийский стили. Особенностью творческого метода А.А. Ященко является сочетание как русского, так и византийского стилей. Высокая образованность и постоянные связи А.А. Ященко с Санкт-Петербургским Архитектурным обществом позволяют заключить, что сочетание в его проектах этих двух стилистических направлений не являлось инерционным продвижением русско-византийского стиля К. Тона, а стало результатом поисков русской самобытности в архитектуре православного храмостроительства. Работая в византийском стиле, А.А. Ященко не повторяет буквально его формальные признаки, так в решении фасадов соборов он отказался от «полосатой» кладки стен. В проекте Оренбургского собора он применил неоштукатуренную кирпичную поверхность стены, в Ростовском соборе – простую горизонтальную рустовку стен, и лишь в проекте Новочеркасского собора стены должны были имитировать особую «полосатую» кладку стен, но впоследствии все же были окрашены в один тон. Из формального языка византийской архитектуры А.А. Ященко использует: купола, опирающиеся на венец арочного пояса; полукупола над апсидами и приделами; могучие арки на фасадах зданий, отвечающие сводам главных нефов; строенные окна с повышенным центральным окном, в простенках которых располагались колонны. Из арсенала форм русского средневекового зодчества А.А. Ященко использует: монументальный входной портал; акцентирование углов колоннами и элементы лепного декора, отказываясь при этом от характерных для русской архитектуры шатровых композиций и применения различного рода закомар и кокошников. Перечисленные формы, в той или иной степени, присутствуют в архитектурных композициях всех трех соборов построенных по проектам А.А. Ященко. Наибольшее количество лепного декора имел Новочеркасский собор, пластика которого потрясает сочетанием и взаимопроникновением объемов и элементов. Так, карниз между первым и вторым ярусами часто переходит в архивольты арочных окон, а архивольты строенных окон превращаются в закомарные завершения притворов. Применение укрупненного масштаба в решении основных объемов в Новочеркасском соборе позволило гармонично воспринимать собор, как с больших, так и с малых расстояний. Применение различного рода лепного декора заставляет отвлечься от крупного масштаба храма вблизи. Купола соборов имели различное опирание: в Казанском соборе они опирались на аркатурный пояс; в Александро-Невском соборе - на граненый барабан; в Вознесенском соборе купола опираются на аркатурный пояс, а центральный купол - на двойной аркатурный пояс. Завершения соборов не повторяли ни низкие полусферические и вытянутые яйцеобразные купола византийской архитектуры, ни полусферические купола классической архитектуры, ни шлемовидные и луковичные русской архитектуры. Они были выполнены в форме почти правильной полусферы, а лишь за счет отдельно выделенного подкрестового конусообразного объема приобретали форму шлемовидного. Фактически А.А. Ященко разработал новую форму знакового элемента православного храма - форму его завершения в виде своеобразного русско-византийского купола. Строенные окна в византийских храмах были, как правило, вписаны в более мощную арку. А.А. Ященко, наряду с такой схемой, мог использовать строенные окна, не вписанные в арку (западный фасад притвора собора в Новочеркасске), а на северном и южном фасадах приделов Новочеркасского собора строенные окна превращаются в своеобразные закомарные завершения фасадов. Применяемые колонны для акцентирования углов, как правило, были выполнены в проектах А.А. Ященко не на всю высоту, и в ряде случаев не имели капителей и баз. Несмотря на композиционные и пластические различия, в выполненных по проектам А.А. Ященко соборах преобладает сходство их структурного, объемно-пространственного решения. Соборам, построенным по проектам А.А. Ященко, была характерна центричность построения плана. Планы соборов близки к форме греческого креста. Архитектор применял центральную симметрию при проектировании планов и фасадов. В деталировке фасадов А.А. Ященко использует элементы византийской и русской архитектуры настолько мастерски, что не возникает вопросов относительно правомерности использования этих форм. Стилизация используемых форм доведена до гармоничного их сочетания и принадлежности одному стилю. Среди этих элементов можно назвать: строенные окна с повышенным центральным, в простенках которых располагались колонны с кубическими орнаментованными капителями; акцентирование углов колоннами; профилированные архивольты; обрамление окон в виде архивольтов опирающихся на декоративные кронштейны; монументальный входной портал. Анализ роли заказчика при выборе византийской стилистики показал, что мотивы обращения к византийскому стилю, при одновременном его распространении с русским стилем, у заказчиков были различными. Индивидуальные заказчики в большинстве случаев ориентировались на декоративно-художественные качества храмов «византийского стиля» и на авторитет архитектора. Важную роль играл императорский заказ храмов византийского стиля, который был сформулирован еще в 30-х годах XIX века как «самодержавие, православие, народность». Духовенство ощущало необходимость подчеркивания связи с истоками христианства. Считая себя прямыми продолжателями традиций христианской веры, православные священники одними из первых желали видеть храмы «во вкусе афинских церквей». При строительстве приходских церквей корпоративные заказчики ориентировались на главные храмы своих губерний и областей, в соответствии со своей пространственной ментальностью и историческим происхождением. Наибольшее влияние заказчики могли оказывать на детали, заказываемые ими скульпторам и на предметы интерьера. Большинство храмов в византийском стиле строилось на Юге и Востоке России, где исторически проживало казачество – особый заказчик, имеющий значительные полномочия при выборе стилистики храма. Стилистическая и композиционная общность храмов, спроектированных А.А. Ященко для столиц казачьих войск создала единый характер главных соборов казачьих областей России. Заключение Профессиональное архитектурное образование А.А. Ященко получил, пройдя полный курс обучения в императорской Академии художеств, одного из ведущих учебных заведений России того времени. Обучение в Петербурге послужило хорошей базой для профессиональной деятельности А.А. Ященко. Еще в стенах ИАХ он зарекомендовал себя как талантливый архитектор, получая высокие награды за проекты. Интересен и тот факт, что женские гимназии и православные храмы, за проекты которых Ященко получал награды в ходе обучения, стали главными темами его профессионального творчества. Первый этап самостоятельной деятельности А.А. Ященко - работа на объекте, построенном по проекту А. Воронихина - стала хорошей школой для молодого архитектора. Назначение А.А. Ященко в 1874 году на службу в Строительном отделении области Войска Донского предоставляет ему широкое поле деятельности как, собственно, в строительной так и архитектурно-проектной сфере, чем он смог, обладая высоким уровнем профессиональной подготовки, в полной мере воспользоваться. Уже через четыре года после прибытия в область Войска Донского ему за выполненный состав строительных объектов и их высокий профессиональный уровень присуждают звание академика архитектуры. А.А. Ященко работает одновременно инженером по строительной части в Строительном отделении Правления области Войска Донского, епархиальным архитектором и архитектором в Ведомстве императрицы Марии. По его проектам с 1876 по 1893 гг. было построено 10 объектов. А.А. Ященко являлся представителем эклектики в архитектуре последней трети XIX века. В своих произведениях он использует элементы классической, русской, византийской и романской архитектуры. Здания, построенные по проектам Ященко, стали главными достопримечательностями городов Новочеркасска, Серафимовича (ст. Усть-Медведицкой), Ростова-на-Дону, Оренбурга. Вершиной творчества архитектора А.А. Ященко стало проектирование и строительство трех православных храмов в крупнейших городах Российской Империи: Казанского кафедрального собора в Оренбурге, Александро-Невского собора в Ростове-на-Дону и Вознесенского кафедрального войскового собора в Новочеркасске. Результаты исследования позволили сделать следующие ОСНОВНЫЕ ВЫВОДЫ
Объекты, построенные по его проектам и в результате их копирования, стали главными архитектурными достопримечательностями городов Новочеркасск, Оренбург, Ростов-на-Дону, Краснодар (Екатеринодар), Волгоград (Царицын), а сам А.А. Ященко может по праву называться выдающимся мастером архитектуры византийского стиля. Публикации по теме диссертации а) публикации в изданиях по списку ВАК РФ
б) публикации в других изданиях
ПРИЛОЖЕНИЕ. Основные вехи творчества А. А. Ященко
![]() ![]() Смотрите также: Творчество академика архитектуры а. А. Ященко >05. 23. 20 Теория и история архитектуры, реставрация и реконструкция историко-архитектурного наследия
268.27kb.
1 стр.
Эволюция архитектуры малоэтажного жилища в аспекте биоклиматического подхода к проектированию 05. 23. 20 Теория и история архитектуры, реставрация и реконструкция историко-архитектурного наследия
272.38kb.
1 стр.
Этапы и закономерности развития архитектуры Ярославля в советский период времени
613.29kb.
3 стр.
Этапы и закономерности развития архитектуры Ярославля в советский период времени
618.5kb.
3 стр.
Архитектурно-градостроительное наследие южного урала 18. 00. 01 теория и история архитектуры, реставрация и реконструкция историко-архитектурного наследия
611.92kb.
4 стр.
Особенности профессиональной деятельности главного архитектора города 05. 23. 20 Теория и история архитектуры, реставрация и реконструкция историко-архитектурного наследия
461.17kb.
3 стр.
Особенности органического подхода в архитектуре конца ХХ начала ХХI века 18. 00. 01 Теория и история архитектуры, реставрация и реконструкция историко-архитектурного наследия
297.89kb.
1 стр.
Методы исследования историко архитектурного наследия
465.9kb.
2 стр.
Будущего архитектуры, архитектурного образования, тенденций архитектуры, реализацию которых мы увидим в скором будущем
55.17kb.
1 стр.
Взаимосвязь концепций послевоенного восстановления Председателя Комитета по делам архитектуры А. Г. Мордвинова, академика архитектуры В. Н. Семёнова
58.97kb.
1 стр.
История ландшафтной архитектуры цель дисциплины «История ландшафтной архитектуры»
337.07kb.
1 стр.
Iii московская биеннале архитектуры 17 выставка архитектуры и дизайна арх москва 23 – 27 мая 2012 центральный дом художника 55.52kb.
1 стр.
|