Главная
страница 1страница 2 ... страница 4страница 5
Принято «Утверждаю»

педагогическим советом Директор школы

МКОУ СОШ с. Гордино

№ от 2011. _______________

В.М. Гордина

Муниципальное казённое образовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа с. Гордино

Афанасьевского района Кировской области
Основная общеобразовательная программа начального общего образования

с.Гордино 2012 год

1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Основная образовательная программа начального общего образования разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее — Стандарт) к структуре основной образовательной программы, определяет содержание и организацию образовательного процесса на ступени начального общего образования и направлена на формирование общей культуры обучающихся, на их духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, на создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся.

Основная образовательная программа формируется с учётом особенностей первой ступени общего образования как фундамента всего последующего обучения. Начальная школа — особый этап в жизни ребёнка, связанный:

• с изменением при поступлении в школу ведущей деятельности ребёнка — с переходом к учебной деятельности (при сохранении значимости игровой), имеющей общественный характер и являющейся социальной по содержанию;

• с освоением новой социальной позиции, расширением сферы взаимодействия ребёнка с окружающим миром, развитием потребностей в общении, познании, социальном признании и самовыражении;

• с принятием и освоением ребёнком новой социальной роли ученика, выражающейся в формировании внутренней позиции школьника, определяющей новый образ школьной жизни и перспективы личностного и познавательного развития;

• с формированием у школьника основ умения учиться и способности к организации своей деятельности: принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности; планировать свою деятельность, осуществлять её контроль и оценку; взаимодействовать с учителем и сверстниками в учебном процессе;

• с изменением при этом самооценки ребёнка, которая приобретает черты адекватности и рефлексивности;

• с моральным развитием, которое существенным образом связано с характером сотрудничества со взрослыми и сверстниками, общением и межличностными отношениями дружбы, становлением основ гражданской идентичности и мировоззрения.

Учитываются также характерные для младшего школьного возраста (от 6,5 до 11 лет):

• центральные психологические новообразования, формируемые на данной ступени образования: словесно-логическое мышление, произвольная смысловая память, произвольное внимание, письменная речь, анализ, рефлексия содержания, оснований и способов действий, планирование и умение действовать во внутреннем плане, знаково-символическое мышление, осуществляемое как моделирование существенных связей и отношений объектов;

• развитие целенаправленной и мотивированной активности обучающегося, направленной на овладение учебной деятельностью, основой которой выступает формирование устойчивой системы учебно-познавательных и социальных мотивов и личностного смысла учения.

При определении стратегических характеристик основной образовательной программы учитываются существующий разброс в темпах и направлениях развития детей, индивидуальные различия в их познавательной деятельности, восприятии, внимании, памяти, мышлении, речи, моторике и т. д., связанные с возрастными, психологическими и физиологическими индивидуальными особенностями детей младшего школьного возраста.

При этом успешность и своевременность формирования указанных новообразований познавательной сферы, качеств и свойств личности связывается с активной позицией учителя, а также с адекватностью построения образовательного процесса и выбора условий и методик обучения, учитывающих описанные выше особенности первой ступени общего образования.



Целью реализации основной образовательной программы начального общего образования является обеспечение планируемых результатов по достижению выпускником начальной общеобразовательной школы целевых установок, знаний, умений, навыков и компетенций, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностя ми и возможностями ребёнка младшего школьного возраста, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья.

К числу планируемых результатов освоения основной образовательной программы отнесены:

• личностные результаты — готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников начальной школы, отражающие их индивидуально- личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности;

• метапредметные результаты — освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные);

• предметные результаты — освоенный обучающимися в ходе изучения учебных предметов опыт специфической каждой предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежит в снове современной научной картины мира.

В основе реализации основной образовательной программы лежит системно-деятельностный подход, который предполагает:

• воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения российского гражданского общества на основе принципов толерантности, диалога культур и уважения его многонационального, полилингвалыного, поликультурного и поликонфессионального состава;

• переход к стратегии социального проектирования и конструирования на основе разработки содержания и технологий образования, определяющих пути и способы достижения социально желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития обучающихся в конкретном образовательном учреждении, реализующем основную образовательную программу;

• ориентацию на достижение цели и основного результата образования — развитие личности обучающегося па основе освоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира;

• признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и учебного сотрудничества в достижении целей личностного и социального развития обучающихся;

• учёт индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения при определении образовательно-воспитательных целей и путей их достижения;

• обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего и профессионального образования;

• разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и индивидуального развития каждого обучающегося (включая одарённых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм учебного сотрудничества и расширение зоны ближайшего развития.

Основная образовательная программа образовательного учреждения содержит следующие разделы:

• пояснительную записку;

• планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования;

• базисный учебный план образовательного учреждения;

• программу формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования;

• программы отдельных учебных предметов, курсов;

• программу духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования;

• программу формирования культуры здорового и безопасного образа жизни;

• программу коррекционной работы;

• систему оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.

Содержание основной образовательной программы начального общего образования формируется с учётом социокультурных особенностей и потребностей региона.

Важнейшей частью основной образовательной программы является учебный план образовательного учреждения, который содержит две составляющие: обязательную часть и часть, формируемую участниками образовательного процесса, включающую в том числе внеурочную деятельность. Внеурочная деятельность организуется в таких формах, как экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики и т. д.

При этом формы, средства и методы обучения, духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся, а также система оценок, формы, порядок и периодичность их промежуточной аттестации определяются уставом образовательного учреждения и соответствуют требованиям Закона Российской Федерации «Об образовании», Стандарта и положениям Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

Для развития потенциала обучающихся, прежде всего одарённых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья, могут разрабатываться с участием самих обучающихся и их родителей (законных представителей) индивидуальные учебные планы, реализация которых должна сопровождаться поддержкой тьютора образовательного учреждения.

Учебная нагрузка и режим занятий обучающихся определяются в соответствии с действующими санитарными нормами.

Разработанная образовательным учреждением основная образовательная программа предусматривает:

• достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования всеми обучающимися, в том числе детьми с ограниченными возможностями здоровья;

• выявление и развитие способностей обучающихся, в том числе одарённых детей, через систему клубов, секций, студий и кружков, организацию общественно полезной деятельности, в том числе социальной практики, с использованием возможностей образовательных учреждений дополнительного образования детей;

• организацию интеллектуальных и творческих соревнований, научно-технического творчества и проектно-исследовательской деятельности;

• участие обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников и общественности в проектировании и развитии внутришкольной социальной среды;

• использование в образовательном процессе современных образовательных технологий деятельностного типа;

• возможность эффективной самостоятельной работы обучающихся при поддержке тьюторов и других педагогических работников;

• включение обучающихся в процессы познания и преобразования внешкольной социальной среды (населённого пункта, района, города) для приобретения опыта реального управления и действия.

Образовательное учреждение, реализующее основную образовательную программу начального общего образования, обязано обеспечить ознакомление обучающихся и их родителей (законных представителей) как участников образовательного процесса:

• с уставом и другими документами, регламентирующими осуществление образовательного процесса в этом учреждении;

• с их правами и обязанностями в части формирования и реализации основной образовательной программы начального общего образования, установленными законодательством Российской Федерации и уставом образовательного учреждения.

Права и обязанности родителей (законных представителей) обучающихся в части, касающейся участия в формировании и обеспечении освоения своими детьми основной образовательной программы начального общего образования, могут закрепляться в заключённом между ними и образовательным учреждением договоре, отражающем ответственность субъектов образования за конечные результаты освоения основной образовательной программы.



2.Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования.

Планируемые результаты являются одним из важнейших механизмов реализации требований Стандарта к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу.

Планируемые результаты:


  • обеспечивают связь между требованиями Стандарта, образовательным процессом и системой оценки результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования, уточняя и конкретизируя общее понимание личностных, метапредметных и предметных результатов для каждой учебной программы с учётом ведущих целевых установок их освоения, возрастной специфики обучающихся и требований, предъявляемых системой оценки;

  • являются содержательной и критериальной основой для разработки программ учебных предметов, курсов, учебно-методической литературы, а также для системы оценки качества освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования.

Система планируемых результатов даёт представление о том, какими именно действиями – познавательными, личностными, регулятивными, коммуникативными, преломлёнными через специфику содержания того или иного предмета, - овладеют обучающиеся в ходе образовательного процесса. При этом в соответствии с требованиями Стандарта в системе планируемых результатов особо выделяется учебный материал, имеющий опорный характер, т.е. служащий основой для последующего обучения.

Структура планируемых результатов строится с учётом необходимости:



  • определения динамики картины развития обучающихся на основе выделения достигнутого уровня развития и ближайшей перспективы – зоны ближайшего развития ребёнка;

  • определения возможностей овладения учащимися учебными действиями на уровне, соответствующем зоне ближайшего развития, в отношении знаний, расширяющих, расширяющих и углубляющих систему опорных знаний, а также знаний и умений, являющихся подготовительными для данного предмета;

  • выделения основных направлений оценочной деятельности – оценки результатов деятельности систем образования различного уровня, педагогов, обучающихся.

Цели-ориентиры, определяющие ведущие целевые установки и основные ожидаемые результаты изучения данной учебной программы. Их включение в структуру планируемых результатов призвано дать ответ на вопрос: «Зачем нужно изучать данный предмет в образовательном учреждении?» Планируемые результаты, описывающие эту группу целей, представлены в первом, общецелевом блоке, предваряющем планируемые результаты по отдельным разделам учебной программы. Этот блок результатов описывает основной, сущностный вклад данной программы в развитие личности обучающихся, в развитие их способностей; отражает такие общие цели образования, как формирование ценностных и мировоззренческих установок, развитие интереса, формирование определённых познавательных потребностей обучающихся.

Цели, характеризующие систему учебных действий в отношении опорного учебного материала. Планируемые результаты, описывающие эту группу целей, приводятся в блоках «выпускник научится» к каждому разделу учебной программы. Они ориентируют пользователя в том, какой уровень усвоения опорного учебного материала ожидается от выпускников. Критериями отбора данных результатов служат: их значимость для решения основных задач образования на данной ступени, необходимость для последующего обучения, а также потенциальная возможность их достижения большинством обучающихся как минимум, на уровне, характеризующем исполнительскую компетентность обучающихся.

Достижение планируемых результатов этой группы выносится на итоговую оценку, которая может осуществляться как в ходе освоения данной программы (с помощью накопительной оценки, или портфеля достижений), так и по итогам её освоения (с помощью итоговой работы). Оценка освоения опорного материала на уровне, характеризующем исполнительскую компетентность обучающихся, ведётся с помощью заданий базового уровня, а на уровне действий, соответствующих зоне ближайшего развития, – с помощью заданий повышенного уровня. Успешное выполнение обучающимися заданий базового уровня служит единственным основанием для положительного решения вопроса о возможности перехода на следующую ступень обучения.

Цели, характеризующие систему учебных действий в отношении знаний, умений, навыков, расширяющих и углубляющих опорную систему или выступающих как пропедевтика для дальнейшего изучения данного предмета. Планируемые результаты, описывающие указанную группу целей, приводятся в блоках «Выпускник получит возможность научиться» к каждому разделу примерной программы учебного предмета и выделяются курсивом. Уровень достижений, соответствующих планируемым результатам этой группы, могут продемонстрировать только отдельные обучающиеся, имеющие более высокий уровень мотивации и способностей. В повседневной практике обучения эта группа целей не отрабатывается со всеми без исключения обучающимися как в силу повышенной сложности учебных действий для обучающихся, так и в силу повышенной сложности учебного материала и/или его пропедевтического характера на данной ступени обучения. Частично задания, ориентированные на оценку достижения этой группы планируемых результатов, могут включаться в материалы итогового контроля.

Основные цели такого включения – предоставить возможность обучающимся продемонстрировать овладение более высоким (по сравнению с базовым) уровнями достижений и выявить динамику роста численности группы наиболее подготовленных обучающихся. При этом невыполнение обучающимися заданий, с помощью которых ведётся оценка достижения планируемых результатов этой группы, не является препятствием для перехода на следующую ступень обучения.

3.Базисный учебный план МКОУ СОШ с. Гордино (начальная школа)

1, 2 класс

Пояснительная записка к учебному плану

МОУ СОШ с. Гордино на 2012- 2013 уч. год

Раздел 1. Концептуальные идеи

1.Главная цель Российской образовательной политики - обеспечить современное качественное образование на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личностям, общество, государства.

Планомерно реализуя эти идеи, можно обеспечить современное качественное образование.

Из выше изложенного вытекают следующие цели:


  1. Введение компетентно-ориентированного и личностно- ориентированного подхода к 2015 году и обеспечение современного качества образования.

  2. Создание пакета нормативных документов в соответствии с современным законодательством РФ;

  3. Сохранение и развитие материально- технической базы школы;

  4. Разработка новых подходов к организации образовательной среды в школе;

  5. Сохранение и развитие единой воспитательной среды в школе;

  6. Формирование коллектива высококлассных учителей, способных на современном уровне решать общую педагогическую задачу обучения и воспитания на основе принципов Педагогики Успеха в соответствии с основными направлениями модернизации образования РФ;

  7. Создание здоровьесберегающей образовательной среды в школе;

  8. Создание современной информационно- образовательной среды в школе;

  9. Обновление содержания образование;

  10. Развитие ключевых компетентностей учителя и ученика;

  11. Объединение школы и социума;

  12. Реализация предпрофильной и профильной подготовки

2. В соответствии с типовым положением об ОУ, утвержденным Постановлением Правительства РФ № 196 от 2001года Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа села Гордино Афанасьевского района Кировской области - это вид муниципального общеобразовательного учреждения, реализующего образовательные программы начального основного, основного общего образования, среднего полного общего образования, программ дополнительного образования в виде кружков, объединений, студий и примерных учебных программ.

Полное наименование:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа

с. Гордино Афанасьевского района Кировской области



Сокращённое наименование:

МОУ СОШ с. Гордино



3. В соответствии с пунктом 2 Устава школы основные цели и задачи школы следующие: - создание условий,

  • гарантирующих охрану и укрепление здоровья обучающихся;

  • для разностороннего развития личности, в том числе путём удовлетворения потребностей обучающихся в самообразовании и получении дополнительного образования.

  • для формирования у обучающихся и воспитанников современного уровня знаний;

  • для воспитания гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;

  • для осознанного выбора профессии;

  • формирование общей культуры личности обучающихся на основе усвоения обязательного минимума содержания общеобразовательных программ, их адаптация к жизни в обществе.

-Формирование личности ученика к 5 классу, готового

продолжить образование.

-осуществлять принципы непрерывности и дифференциации, преемственности,

-создание благоприятных условий для развития индивидуальных способностей каждого обучающегося с сохранением и укреплением психического, физического и социального здоровья.

-формирование потребностей у учащихся к исследовательской и творческой деятельности (через систему работы кружков дополнительного образования, через участие детей в экологической работе, через организацию работы элективных курсов)

-осуществление интеллектуального и нравственного развития каждой личности посредством участия в работе детской общественной организации (объединение) и органах ученического самоуправления на основании положения о деятельности детской организации, через участие в заседаниях органах управления при обсуждении вопросов, касающихся интересов учащихся.



Раздел 2. Юридическая основа учебного плана.

Учебный план разработан

- на основе приказа Минобрнауки России от 3.06.2011г. №1994 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования РФ» от 9 марта 2004 г. №1312

- на основе приказа Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2010 года № 889 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план для начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;

- в соответствии со ст. 32. на основе приказа Министерства образования России №1312 от 09.03.04. «Об утверждении федерального базисного учебного плана для начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;

- в соответствии с санитарными нормами и правилами САНПИНа (раздел 242 № 1178-02, утвержденных Постановлением Госкомсанэпиднадзора России 28.11.2002г. №44.);



- на основе приказа департамента образования Кировской области от 13.06.2012г №5-1204 «Региональный компонент в структуре федерального базисного учебного плана»

- с учётом направлений школы и её конкретных условий (возможностей педагогического коллектива);

- с учетом типового положения об общеобразовательном учреждении (утверждено постановлением Правительства РФ № 196 от 19.03.2001 г.);

- на основе приказа Департамента образования «Об утверждении Положения об организации профильного обучения в общеобразовательных учреждениях Кировской области» № 5-317 от 19.04. 2006 г.;

на основе концепции профильного обучения, одобренной на заседании федерального координационного Совета по общему образованию 24.04. 2002года ;

на основе методических рекомендаций «О реализации базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Кировской области в 2011 – 2012 уч.году»;

-на основе Устава школы, утвержденного 25.07.2011.года управлением образования администрации Афанасьевского района № 344/01-04;

- в соответствии с лицензией на право осуществления образовательной деятельности № 000857 серия 43 от 20.10. 2011 года и Приложения к ней;



Раздел 3. Особенности учебного плана на 2012 – 2013 учебный год.

  1. Особенность учебного плана в 2012– 2013 учебном году заключается в том, что он носит интегративный характер. В 2012 – 2013 уч. году по БУП 2006 г. обучаются 3-11 классы. 1,2 класс обучаются по новому ФГОС (приказ Минобрнауки России от 6.10.2009 №373).

Учебный план МКОУ СОШ с.Гордино составлен в режиме 5-дневной учебной недели с 1 по 4 класс и 6-дневной учебной недели с 5 по 11 класс. Базисный учебный план состоит из двух частей: инвариантной и вариативной. Инвариантная часть обеспечивает реализацию федерального компонента государственного образовательного стандарта.

Федеральный компонент включает в себя перечень обязательных образовательных компонентов (учебных предметов, курсов, дисциплин, в том числе интегрированных) и минимальное количество часов на их изучение. Учебные программы, учебно- методическая литература имеются.

Вариативная часть направлена на реализацию регионального компонента образовательного учреждения.

Учебное образовательное учреждение кадрами, необходимыми для ведения вновь вводимых предметов, обеспечено.



  1. Максимальная учебная нагрузка каждого ученика при 5-дневной учебной неделе (начальное общее образование) и 6-дневной учебной неделе (основное общее и среднее (полное) общее образование) не превышает учебной нагрузки, определённой:

- приказом Минобрнауки России от 6.10.2009 №373 для 1 класса – 20 часов в неделю;

-БУП - 2006 года и приказом Минобрнауки России от 03.06.2011 №1994: 2 кл. – 23 ч. в неделю, 3 кл. – 23 час. в неделю, 4 кл. – 23 час. в неделю, 5кл. – 32 ч. в неделю, 6кл. – 33 ч. в неделю, 7 кл. – 35 ч. в неделю, 8 кл. – 36 ч. в неделю, 9 кл. – 36 ч. в неделю, 10 кл. – 37 ч. в неделю, 11 кл. – 37 ч. в неделю. БУП школы ориентирован на следующие нормативные сроки освоения общеобразовательных программ: начальное общее образование – 4 года, основное общее образование – 5 лет. Среднее общее образование – 2 года.

Продолжительность учебного года: 1 класс – 33 учебных недели; 2 – 11 классы – 34 учебных недели.

Продолжительность урока: 1 класс – 35 мин (1 полугодие); 45 минут ( 2 полугодие); 2 - 11 кл. – 45 минут.

МОУ СОШ с.Гордино имеет 2 филиала:


  1. НОШ д.Васёнки

  2. ООШ с. Верхнее Камье



ПЕРВАЯ СТУПЕНЬ (НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА)

1. Федеральный компонент. Инвариантная часть выдерживается (обеспечивает реализацию федерального компонента государственного образовательного стандарта). Особенностью учебного плана школы в 2011-2012 учебном году является то, что

  1. 1,2 класс обучается по новому ФГОС (приказ Минобрнауки России от 6.10.2009 №373).

  2. На внеурочную деятельность за счет федерального компонента отводится по 5 часов в неделю в 1 и 2 классах.

  3. Во 2, 3, 4 классах будет вестись раннее обучение иностранному языку (английский). Знание иностранных языков позволяет еще больше расширить информационное пространство. Иностранный язык несет особую смысловую нагрузку, являясь не только гуманитарной дисциплиной, но и важным фактором изучения и постижения другой культуры, диалога культур.



Цель: развитие социокультурной компетенции, стимулирующей школьников к осознанию себя как носителя определённых взглядов, как гражданина своей страны, гражданина Европы и члена мирового сообщества.


  • Также во 2, 3, 4 классах в качестве учебного модуля в рамках учебного предмета «Технология» будет вестись информатика и икт.

Цель: формирование умений и навыков работы с информацией, применение их в практической деятельности и повседневной жизни.
Компонент образовательного учреждения

Компонент образовательного учреждения представлен предметами


1) русский язык – 3,4 класс (1 час в неделю – на поддержку реализации ФГОС);

2) литературное чтение – 3,4 класс (2 часа в неделю – на поддержку реализации ФГОС);




Начальное общее образование


Предметные области

Учебные предметы

Количество часов

в неделю

1 класс

2 класс

Инвариантная часть Обязательная часть

Филология

Русский язык

5

5

Литературное чтение

4

4

Иностранный язык

-

2

Математика

Математика

4

4

Обществознание и естествознание

Окружающий мир

2

2

Основы духовно-нравственной культуры народов России

Основы духовно-нравственной культуры народов России

-

-

Искусство

Музыка

1

1

Изобразительное искусство

1

1

Технология

Технология

1

1

Физическая культура

Физическая культура

3

3

ИТОГО

21

23

*Часть, формируемая участниками образовательного процесса

-

-

Максимально допустимая недельная нагрузка (при 5-дневной учебной неделе)

21

23

ВСЕГО

21

23

*Часть учебного плана, формируемая участниками образовательного процесса при 5-дневной учебной неделе отсутствует.




Внеурочная деятельность




1 класс

2 класс

всего

Спортивно-оздоровительное

1

1

2

Художественно-эстетическое

1

1

2

Научно- познавательное

1

1

2

Военно-патриотическое

1

1

2

Общественно-полезная деятельность

0,5

0,5

1

Проектная деятельность

0,5

0,5

1

итого

5

5

10


4.Программа формирования УУД у учащихся на ступени НОО (см. приложение).

5.Программы отдельных учебных предметов, курсов

6.Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени НОО (см. приложение).

7. Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни (см. приложение).

8. Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы (см. приложение).

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа с. Гордино

Афанасьевского района Кировской области

Программа

формирования универсальных

учебных действий у обучающихся

на ступени начального общего

образования

Составитель:

Варина С.Г.,

заместитель директора по УВР

С. Гордино

2012


Содержание
1.Пояснительная записка.

2.Ценностные ориентиры содержания образования на ступени начального общего образования.

3.Функции. Состав и характеристики универсальных учебных действий обучающихся.

4.Связь универсальных учебных действий с содержанием учебных предметов.

5.Формирование УУД на основе эффективного использования современных образовательных технологий.

6.Взаимосвязь (интеграция) программы формирования УУД у обучающихся на ступени начального общего образования с рабочими учебными программами по предметам, воспитательными программами тьюторов, программами внеурочной деятельности.

7.Преемственность программы формирования универсальных учебных действий при переходе от одной ступени общего образования к другой (от дошкольной к начальной; от начальной к основной).

8.Критерии оценки сформированности УУД учащихся. Мониторинг.

Приложение.

1. Словарь терминов.




  1. Пояснительная записка.

Новые социальные запросы общества ставят перед школой необходимость создания условий, при которых в результате изучения всех без исключения предметов на ступени начального общего образования у выпускников будут сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия как основа умения учиться. Начальная школа должна обеспечить познавательную мотивацию и интересы учащихся, готовность и способность к сотрудничеству и совместной деятельности учения с учителем и одноклассниками, сформировать основы нравственного поведения, определяющего отношения личности с обществом и окружающими людьми.

Возникновение понятия «универсальные учебные действия» связано с изменением парадигмы образования: от цели усвоения знаний, умений и навыков к цели развития личности учащегося.

Универсальные учебные действия:

- способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта;

- совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.

Формирование УУД как цель образовательного процесса определяет его содержание и организацию. УУД определяют эффективность образовательного процесса - усвоение знаний и умений; формирование образа мира и основных видов компетенций учащегося, в том числе социальной и личностной компетентности. Формирование УУД происходит в контексте усвоения разных предметных дисциплин, обеспечивают возможность продолжения образования в основной школе.

Сформированность УУД у обучающихся на ступени начального общего образования должна быть определена на этапе завершения обучения в начальной школе.

Цель программы:

- обеспечить системно-деятельностный подход в реализации стандартов второго поколения;

- создать условия для развития (формирования) системы универсальных учебных действий, обеспечивающей школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию.


Данная программа является основой для разработки рабочих предметных программ, программ внеурочной деятельности, воспитательных программ в начальной школе.

Программа предназначена для учителей начальных классов, воспитателей ГПД, руководителей кружков, родителей обучающихся. Она обеспечивает преемственность образования в дошкольных образовательных учреждениях и начальной школе.




  1. Ценностные ориентиры содержания образования на ступени начального общего образования.

Цель образования - формирование личности с доминантной установкой на самоопределение для своего саморазвития и самосовершенствования. Переход к пониманию обучения как процесса подготовки обучающихся к реальной жизни, к умению сотрудничать и решать жизненные задачи, обусловлен сменой ценностных ориентиров образования.

Ценностные ориентиры начального образования, конкретизируют личностный, социальный и государственный заказ, выраженный в Требованиях к результатам освоения основной образовательной программы начальной школы. Они отражают общие установки образования:



  • формирование основ гражданской идентичности личности на базе:

- чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю;

- восприятия мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий; уважения истории и культуры каждого народа;



  • формирование психологических условий развития общения, сотрудничества на основе:

- доброжелательности, доверия и внимательности к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается;

- уважения к окружающим – умения слушать и слышать партнера, признавать право каждого на собственное мнение и принимать решения с учетом позиций всех участников;



  • развитие ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческих принципов нравственности и гуманизма:

- принятия и уважения ценностей семьи и общества, школы, коллектива и стремления следовать им;

- ориентации в нравственном содержании собственных поступков и поступков окружающих людей, развитии этических чувств;

- формирования чувства прекрасного и эстетических чувств, благодаря знакомству с мировой и отечественной художественной культурой;


  • развитие умения учиться как первого шага к самообразованию и самовоспитанию:

- развитие широких познавательных интересов, инициативы и любознательности, мотивов познания и творчества;

- формирование способности к организации своей учебной деятельности (планированию, контролю, оценке);



  • развитие самостоятельности, инициативы и ответственности:

- формирование самоуважения и эмоционально-положительного отношения к себе, критичности к своим поступкам;

- развитие готовности к самостоятельным поступкам и действиям, ответственности за их результаты;

- формирование целеустремленности и настойчивости в достижении целей;

- формирование нетерпимости и умения противостоять действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, здоровью, безопасности личности и общества в пределах своих возможностей.

Реализация начального общего образования должна осуществляться в единстве функций обучения и воспитания, познавательного и личностного развития учащихся на основе формирования общих учебных умений, обобщенных способов действия, обеспечивающих высокую эффективность решения жизненных задач и возможность саморазвития учащихся.


  1. Функции, состав и характеристики личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий обучающихся.

УУД представляют собой целостную систему, в которой происхождение и развитие каждого учебного действия определяется его отношением с другими видами учебных действий и общей логикой возрастного развития.



Функции УУД:

  • обеспечение возможностей учащегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;

  • создание условий для развития личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию, компетентности «научить себя учиться», толерантности жизни в поликультурном обществе, высокой социальной и профессиональной мобильности;

  • обеспечение успешного усвоения знаний, умений и навыков и формирование картины мира и компетентностей в любой предметной области познания.

Характеристики универсальных учебных действий в младшем школьном возрасте:

В состав основных видов универсальных учебных действий, соответствующих ключевым целям общего образования, можно выделить:



1) личностные действия;

2) регулятивные действия;

3) познавательные действия;

4) коммуникативные действия.
Личностные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (знание моральных норм, умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. Применительно к учебной деятельности следует выделить три вида личностных действий:

- личностное, профессиональное, жизненное самоопределение;

- смыслообразование, т.е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется. Ученик должен задаться вопросом: какое значение и какой смысл имеет для меня учение? – и уметь на него отвечать;

- нравственно-этическая ориентация, в том числе и оценивание усваиваемого содержания (исходя из социальных и личностных ценностей), обеспечивающее личностный моральный выбор.


Регулятивные действия обеспечивают учащимся организацию их учебной деятельности. К ним относятся:

- целеполагание как постановка учебной задачи на основе5 соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно;

- планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;

- прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик;

- контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

- коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата;

- оценка – выделение и осознание учащимися того, что уже освоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения;

- саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и к преодолению препятствий.


Познавательные универсальные действия включают: общеучебные, логические, а также постановку и решение проблемы.

Общеучебные универсальные действия:

- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

- поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;

- структурирование знаний;

- осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

- выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

- рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

- смысловое чтение как осмысление цели чтении и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей;

- понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;

- постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

Особую группу общеучебных универсальных действий составляют знаково-символические действия:

- моделирование – преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическая или знаково-символическая);

- преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.

Логические универсальные действия:

- анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественны);

- синтез – составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;

- выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов;

- подведение под понятие, выведение следствий;

- установление причинно- следственных связей;

- построение логической цепи рассуждений;

- доказательство;

- выдвижение гипотез и их обоснование.

Постановка и решение проблемы:

- формулирование проблемы;

- самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.
Коммуникативные действия обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

К коммуникативным действиям относятся:

- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия;

- постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

- разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;

- управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка его действий;

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
4. Связь универсальных учебных действий с содержанием учебных предметов.

Формирование УУД создает возможность соотносить учебные предметы с точки зрения приемов познавательной деятельности, общих для осуществления познания этих предметных областей.

Требования к формированию УУД раскрыты в планируемых результатах освоения программ учебных предметов: «Русский язык», «Литературное чтение», «Математика», «Окружающий мир», «Технология» - в отношении ценностно-смыслового, личностного, познавательного и коммуникативного развития учащихся. УУД определяют эффективность образовательного процесса - усвоение знаний и умений; формирование образа мира и основных видов компетенций учащегося, в том числе социальной и личностной компетентности.
Русский язык

Формируются познавательные, коммуникативные и регулятивные действия:

-анализ,

-сравнение,

-установление причинно-следственных связей,

- развитие знаково-символических действий,

- моделирование.


Литературное чтение

Формируются все виды универсальных учебных действий:

-смыслообразование через прослеживание судьбы героя,

-самоопределение и самопознание на основе сравнения образа «Я» с героями итературных произведений,

-основы гражданской идентичности,

-эстетические ценности,

-умение понимать конкретную речь на основе воссоздания картины событий и поступков персонажей,

-умение произвольно и выразительно строить контекстную речь с учетом целей коммуникации,

-умение устанавливать логическую причинно-следственную последовательность событий и действий героев произведения,

-умение строить план.
Математика

Этот предмет является основой развития у обучающихся познавательных действий:

-логика


-алгоритмы, включая знаково-символические

-планирование

-систематизация и структурирование знаний

-моделирование

-приобретение основ информационной грамотности
Окружающий мир

Формирование личностных универсальных действий

-формирование основ исторической памяти

-формирование основ экологического сознания

-развитие морально-этического сознания

-принятие учащимися правил здорового образа жизни

Формирование познавательных действий

- овладение начальными формами исследовательской деятельности

-формирование действий замещения и моделирования

-формирование логических действий сравнения, классификации, установления причинно-следственных связей


Музыка

Обеспечивает формирование личностных, коммуникативных, познавательных действий:

- формирование позитивной самооценки;

- потребность в творческом самовыражении;

- приобщение к достижениям национальной, российской и мировой музыкальной культуры и традициям;

- формирование российской гражданской идентичности и толерантности;

- развитие эмпатии


Изобразительное искусство

Развитие личностных, коммуникативных, познавательных действий:

- формирование общеучебных действий;

- целеполагание, планирование и организация действий в соответствии с целью, контроль, внесение корректив;

- приобщение к мировой и отечественной культуре;

- формирование гражданской идентичности;

- формирование эстетических ценностей и вкусов;

- позитивная самооценка
Технология

Формируются все виды универсальных учебных действий:

- умение осуществлять анализ, действовать во внутреннем умственном плане;

- развитие знако-символического и пространственного воображения;

- развитие планирующей и регулирующей функции речи;

- формирование ситуации успеха;

- развитие эстетических представлений;


Физкультура

Этот предмет обеспечивает формирование личностных универсальных действий

- основ общекультурной и российской гражданской идентичности

-развитие мотивации достижения и готовности к преодолению трудностей

-освоение правил здорового и безопасного образа жизни



Развитие регулятивных действий

-умение планировать, регулировать, контролировать и оценивать свои действия



Развитие коммуникативных действий

- сотрудничество, кооперация (в командных видах спорта)

- планирование

-осуществление взаимного контроля

-адекватная оценка собственного поведения и поведения партнера
Иностранный язык

Развитие коммуникативных действий

- общее речевое развитие учащихся

-развитие произвольности и осознанности монологической и диалогической речи;

-развитие письменной речи

-умение вести диалог

Формирование личностных универсальных действий

-формирование гражданской идентичности личности

- формирование уважительное отношения к другим народам

- формирование компетентности в межкультурном диалоге



Формирование познавательных действий

- понимание смысла текста

-умение задавать вопросы, с опорой на прочитанный текст

-сочинение собственных текстов

Формирование моделирования как УУД осуществляется в рамках практически всех учебных предметов. Моделирование включает в свой состав знаково-символические действия: замещение, кодирование, декодирование.

Формирование УУД по классам:






личностные

регулятивные

познавательные

коммуникативные

1 класс

-учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;

- развитие этических чувств – стыда, вины, совести;

- установка на здоровый образ жизни;

- понимание предложений и оценок учителей, товарищей, родителей и других людей;

- ориентация в нравственном содержании и смысле собственных поступков


- принимает и сохраняет учебную задачу;

- в сотрудничестве с учителем ставит новую учебную задачу



- строит сообщения в устной и письменной форме;

- осуществляет сравнение, классификацию



- умение задавать вопросы

- строить монологические высказывания



2 класс

- способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;

- знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;

- ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности;

- чувство сопричастности и гордости за свою Родину, народ, историю;

- ориентация в нравственном содержании и смысле собственных поступков, поступков других людей


- планирует свои действия в соответствии с поставленной задачей;

- проявляет познавательную инициативу в учебном сотрудничестве





- осуществляет поиск необходимой информации с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников;

- осознанно строит сообщения в устной и письменной форме;

- строит рассуждения в форме простых суждений об объекте, его строении, форме и связях


- владеть диалогической формой речи

3 класс

- самоанализ и контроль результата;

- эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им;

- осознание ответственности человека за общее благополучие;

- дифференциация моральных и конвенциональных норм



- осуществляет внутренний план действий;

- преобразовывает практическую задачу в познавательную



- осуществляет поиск необходимой информации с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые);

- осознанно и произвольно строит сообщения в устной и письменной форме;

- самостоятельно выбирает основание и критерии для сравнения и классификации


- учитывает разные мнения и интересы;

- обосновывает свою позицию



4 класс


- Внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе;

- принятие ценности природного мира, готовность следовать нормам природоохранного, здоровье

сберегающего поведения;

- способность к самооценке на основе критериев успешной учебной деятельности;

- основы гражданской идентичности личности


- осуществляет итоговый и пошаговый контроль по результату;

- самостоятельно адекватно оценивает правильность выполнения действий, вносит необходимые коррективы



- осуществляет поиск необходимой информации в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;

- строит логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей



- координирует свою позицию с позициями партнеров в сотрудничестве при выборе общего решения в совместной деятельности

В результате изучения всех без исключения предметов на ступени начального общего образования у выпускников будут сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия как основа умения учиться.
5. Формирование УУД на основе эффективного использования современных образовательных технологий.

Ориентация на результаты образования как системообразующий компонент Стандарта, где развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира составляет цель и основной результат образования, предполагает использование образовательных технологий деятельностного типа.

Современные образовательные технологии используются в образовательном процессе как на уровне методических приемов или отдельных компонентов, так и на уровне системы.

Последовательная реализация деятельностного подхода предполагает изменение характера взаимодействия учителя с классом:

- личностное включение всех учащихся в процесс взаимного общения;

- внешняя мотивация вытесняется формированием осознанного мотива учения;

- репродукция знаний заменяется решением творческих учебных и практических задач.

Для эффективного взаимодействия учитель должен:

- создавать проблемные ситуации, активизировать творческое отношение учащихся к учебе;

- формировать рефлексивное отношение школьника к учению и личностного смысла учения;

- организовывать формы совместной учебной деятельности, учебного сотрудничества.

При формировании УУД в образовательном процессе используются следующие образовательные технологии:




Технология

Формируемые УУД

Гуманно-личностная технология Ш.Амонашвили

Личностные

- самоопределение;

- принятие этических принципов.

Регулятивные

- стремление к самовоспитанию;

- умение преодолевать усталость.

Познавательные

- расширение и углубление объема знаний и умений;

- развитие и становление познавательных способностей ребенка.

Коммуникативные

- умение точно выражать свои мысли;

- владение монологической и диалогической формами речи;

- умение разрешать конфликты.



Технология проблемного обучения

Личностные

- способность систематизировать и накапливать знания;

- способность к саморазвитию и самокоррекции;

Регулятивные

- умение постановки учебной задачи;

- умение планировать, прогнозировать;



- умение находить решение в различных проблемных ситуациях;

- умение контролировать и корректировать свою работу.



Познавательные

- постановка и формулирование проблемы;

- самостоятельное создание алгоритмов деятельности;

- поиск и выделение необходимой информации;

- выбор наиболее эффективных способов и решений задач;

- рефлексия своей деятельности.



Коммуникативные

- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

- инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

- презентация своих знаний.



Технология проектной деятельности

Личностные

- устойчивая учебно-познавательная мотивация учения;

Регулятивные

- умение осуществлять пошаговый и итоговый контроль по результату действий;

- способность проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;



Познавательные

- умение работать с разными источниками информации (оглавление учебника как программа ученика; таблицы, диаграммы, иллюстрации учебников, справочники и словари)

Коммуникативные

- умение детей работать в группе (сотрудничество);

- презентация содержательной части проекта (оформлять результат в виде доклада, выпуска газеты, репортажа)


Информационно-коммуникационные технологии

Личностные

- усиление мотивации учения (повышение активности и инициативности);

- умение осуществлять отбор необходимых для учебной деятельности ЦОР;

- соблюдение правил безопасности при работе с компьютером. ИКТ – это открытое (но контролируемое) пространство информационных источников.

Регулятивные

- формирование навыков самостоятельной работы;

- самостоятельно оценивать правильность действий, вносить необходимые коррективы.



Познавательные

- приобщение к  достижениям информационного общества (ресурсам библиотек и сети Интернет);

- умение записывать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;

- умение использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы;

Коммуникативные

- адекватно воспринимать оценку участников образовательного процесса;

- правильное использование речевых средств для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач;

- владение диалогической формой коммуникации, используя средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения.



Методика обучения младших школьников средствами субъективизации Г. А. Бакулиной

Личностные

- становление субъектной позиции: активное и осознанное участие на всех этапах урока и во внеурочной деятельности;

- повышение творческой активности в учебно-воспитательном процессе;

- развитие речемыслительных способностей



Регулятивные

- планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане (умение системно мыслить, рассуждать логически);

Познавательные

- умение аргументировано, доказательно высказывать свою точку зрения (ответ в виде текста-рассуждения или текста-умозаключения);

- умение работать с готовыми предметными, знаковыми, графическими моделями;

- в сотрудничестве с учителем создавать простейшие знаково-символические модели.

Коммуникативные

- формулирование собственного мнения и позиции;

- умение задавать вопросы;

- умение учитывать разные мнения;

- стремление к сотрудничеству.


Здоровьесберегающие технологии

Личностные

- формирование установки на здоровый образ жизни и реализация её в реальном поведении и поступках;

- умение преодолевать усталость, повышение работоспособности;



Регулятивные

- умение планировать свои действия;

Познавательные

- освоение современных систем и методов укрепления здоровья;

Коммуникативные

- осуществление самоконтроля;

- оказание взаимопомощи в сотрудничестве.


Игровые технологии

Личностные

- следование моральным нормам и этическим требованиям;

- формирование эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им;



- преодоление различных трудностей.

Регулятивные

- применение и сохранение учебной задачи (правил игры).



Познавательные

- умение применять имеющиеся знания в новой ситуации;

Коммуникативные

- умение слушать и вступать в диалог;

- воспитание сотрудничества, коллективизма, общительности, коммуникативности



Выбор технологий обеспечивается миссией ОУ и его целевыми установками, а также индивидуально-творческим стилем учителя.

6. Взаимосвязь данной Программы с рабочими программами по предметам, воспитательными программами тьюторов, программами внеурочной деятельности.
Сам принцип единства урочной и внеурочной деятельности, заложенный в стандартах второго поколения, предполагает интеграцию всех видов деятельности. Поэтому важно осуществлять взаимосвязь между рабочими программами по предметам, воспитательными программами тьюторов, программами внеурочной деятельности. Программа формирования универсальных учебных действий дополняет традиционное содержание образовательно-воспитательных программ и служит основой разработки примерных учебных программ.

Уровень сформированности УУД в полной мере зависит от способов организации учебной деятельности и сотрудничества, познавательной, творческой, художественно-эстетической и коммуникативной деятельности школьников. Таким образом, формирование универсальных учебных действий в образовательном процессе происходит в контексте усвоения разных учебных предметов, реализации воспитательных программ тьюторов и программ внеурочной деятельности. Формирование способности и готовности учащихся реализовывать универсальные учебные действия позволяет повысить эффективность образовательно-воспитательного процесса в начальной школе.

При организации внеурочной деятельности младших школьников необходимо учитывать то, что первоклассники особенно восприимчивы к новому социальному знанию, стремятся понять новую для них школьную реальность. Педагог должен поддерживать эту тенденцию, обеспечить используемыми формами внеурочной деятельности достижение ребенком первого уровня результатов.

Первый уровень результатов – приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.д.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.

Задачи, выделенные тьюторами в воспитательных программах тесно связаны с УУД:



  • Создавать условия для развития творческих и интеллектуальных способностей детей.

  • Формировать самостоятельность, расширять возможности для развития трудовых, художественно-эстетических умений и навыков.

  • Развивать умение общаться и сотрудничать.

  • Создавать условия для поддержания стабильного здоровья обучающихся.

  • Развивать эмоциональную и волевую сферы.

Названия воспитательных программ по классам определяют их содержание и обеспечивают преемственность:

следующая страница >>
Смотрите также:
Пояснительная записка основная образовательная программа начального общего образования разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования
1423.18kb.
5 стр.
Пояснительная записка образовательная программа начального общего образования мбоу сош №54 разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования
94.6kb.
1 стр.
Основная образовательная программа начального общего образования муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
10602.18kb.
41 стр.
Образовательная программа начального общего образования Принята педагогическим советом
3799.02kb.
16 стр.
Основная образовательная программа начального общего образования для школ, работающих по ос «Школа 2100»
13711.71kb.
52 стр.
Образовательная программа начального общего образования гбоу цо «Школа здоровья»
2759.07kb.
13 стр.
Основная образовательная программа начального общего образования Муниципального общеобразовательного учреждения
989.34kb.
7 стр.
Основная образовательная программа начального общего образования разработана на основе ст. 14,15 Закона РФ «Об образовании»
1086.8kb.
7 стр.
Основная образовательная программа начального общего образования государственного образовательного учреждения Прогимназия №1644 Юго-Западного окружного управления образования Департамента образования г. Москвы
2647.55kb.
12 стр.
Управляющего совета В. И
3166.06kb.
15 стр.
Пояснительная записка планируемые результаты
186.24kb.
1 стр.
Статьи из педагогической прессы Стандарты второго поколения. Из первых рук Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования
141.31kb.
1 стр.