Главная
страница 1




МОСКОВСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ


П ДР

Факультет психологии и социальной работы

Кафедра педагогики и психологии высшей школы


Лист /




Утверждаю

Проректор по учебной работе

Московского гуманитарного

университета

профессор Ковалева А.И.

___________________________

«____» ____________ 2011 г.


ПОЛОЖЕНИЕ О ДИПЛОМНОЙ РАБОТЕ

СТУДЕНТА ФАКУЛЬТЕТА ПСИХОЛОГИИ

И СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ

ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ

ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ

Москва 2011



1 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

    1. Настоящее Положение о дипломной (выпускной квалификационной) работе студента факультета психологии и социальной работы МосГУ по специальности Педагогика и психология (далее – Положение) разработано на основе следующих нормативных документов:

ФЗ «Об образовании» от 13.01.1992 № 12-ФЗ; ФЗ «О высшем и послевузовском образовании « от 22.08.1996 № 125;

Типового положения об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении) Российской Федерации, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2008 № 71;

Программы аттестации образовательных учреждений среднего и высшего профессионального образования, утвержденная председателем Госинспекции по аттестации учебных заведений России 20.03.1997;

Положения «Об итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных заведений в Российской Федерации» от 25.03.2003 № 1155;

Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности «Педагогика и психология», утвержденного Министерством образования и науки РФ 31.01. 2005 г.

1.2 Положение разработано с учетом методических рекомендаций для эксперта по оценке выпускных квалификационных испытаний Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки, рекомендаций Учебно-методического объединения высших учебных заведений Российской Федерации по специальностям педагогического образования, Инструкции по подготовке учебно-методических комплексов МосГУ, Положения об Итоговой государственной аттестации выпускников Московского гуманитарного университета по программам высшего профессионального образования, утвержденного приказом от 29.12.2008 г. №1033.

1.3 Согласно государственному образовательному стандарту высшего профессионального образования, дипломная (выпускная квалификационная) работа (далее – дипломная работа) является показателем уровня профессиональной компетентности будущего специалиста, его готовности к решению практических задач по выбранной специальности.

1.4 Дипломная работа должна продемонстрировать, что выпускник высшего учебного заведения овладел целостной профессиональной деятельностью специалиста, отвечающей следующим общим требованиям: владения методами сбора, хранения и обработки информации, полученной с использованием современных информационных технологий, включая Интернет; анализа состояния и динамики объектов исследования, построения адекватных объектам моделей; корректной формулировки проблемы исследования, выявления причинно-следственных связей; прогнозирования динамики, тенденций развития объекта, процесса; обоснования выводов. Дипломная работа свидетельствует о наличии у студента необходимых знаний и умений для самостоятельной профессиональной деятельности.




  1. ТРЕБОВАНИЯ К ДИПЛОМНОЙ РАБОТЕ СТУДЕНТА

    1. Дипломная работа является самостоятельным научным исследованием научно-методического характера студента выпускного курса всех форм обучения, реализуемым на факультете, выполненным под руководством научного руководителя – преподавателя выпускающей кафедры. Дипломная работа представляет со­бой вариант научно-методического решения актуальной психолого-педагогической проблемы в области образования.

2.2 Структура дипломной работы предполагает ее композиционное построение в соответствии с логикой научного психолого-педагогического исследования:

Введение должно содержать:

обоснование актуальности темы исследования;

характеристику методологического инструментария: объекта, предмета, цели, задач, гипотезы, методов и базы исследования;

характеристику научно-практической значимости исследования.



Первая глава отражает результаты теоретико-методологического анализа проблемы и должна содержать:

результаты сопоставительного и (или) ретроспективного анализа психолого-педагогических исследований по проблеме;

объяснение смысла ключевых понятий по теме исследования;

научно-методическое обоснование построения системы экспериментальной части исследования.



Вторая глава отражает результаты диагностического (констатирующего) этапа экспериментальной части исследования и должна содержать:

описание цели, задач и методики диагностического (констатирующего) эксперимента;

описание, анализ, обобщение результатов диагностического этапа опытно-экспериментальной работы.

Третья глава отражает результаты преобразующего (формирующего) и контрольного этапов экспериментальной части исследования и должна содержать:

описание цели, задач и методики преобразующего и контрольного этапов эксперимента;

описание, анализ, обобщение результатов преобразующего и контрольного этапов эксперимента.

Заключение должно содержать:

выводы, отражающие степень решения цели и задач исследования, доказанности гипотезы;

перспективы использования полученных результатов исследования в практике образования.

2.3 Дипломная (выпускная квалификационная) работа должна содержать библиографический список используемых источников и литературы, оформленный в соответствии с последними редакционно-издательскими требованиями.



    1. Дипломная работа может содержать приложение.

    2. Критерии оценки дипломной работы:

обоснованность студентом актуальности исследуемой проблемы, ее направленности на разрешение назревшего в практике противоречия, важность получения объективно нового знания, значимого в будущей профессиональной деятельности;

методологическая культура начинающего исследователя, соответствие формулировок цели, задач, объекта, предмета, гипотезы сути проблемы;

логика и четкость научно-методологического обоснования проблемы: раскрытие возможных подходов к раскрытию ее сути;

наличие обоснованной авторской позиции, раскрывающей видение сущности изучаемой проблемы;

обоснование и рациональность использования в экспериментальной части исследования комплекса методов и методик, способствующих раскрытию сущности изучаемой проблемы;

корректность проведения эксперимента, достоверность полученных экспериментальных данных;

целостность исследования, проявляющаяся во взаимосвязи теоретической и эмпирической части дипломной работы;

перспективность исследования: наличие в работе материала (идей, экспериментальных данных и пр.), который может стать источником дальнейших исследований;

достаточность и современность использованного библиографического материала; использование современных информационных систем, например, сети INTERNET и иных источников;

культура оформления работы;

соответствие дипломной работы ее объему – 45-50 страниц основного машинописного текста (без библиографии и приложения).


  1. ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ ДИПЛОМНОЙ РАБОТЫ

НА ФАКУЛЬТЕТЕ

    1. Тематика дипломных работ разрабатывается, дополняется и ежегодно утверждается выпускающей кафедрой факультета во избежание дублирования и обеспечения актуальности, практической направленности тем, максимально содействующих трудоустройству и адаптации выпускников к рынку труда. Темы дипломных работ должны быть актуальными в научном и практическом аспектах, совпадать с проблематикой научных исследований факультета и кафедры. Примерная тематика дипломных работ представляется кафедрой студентам за год до срока окончания Университета для ознакомления и выбора.

    2. Дипломные работы выполняются студентами под руководством научных руководителей. Для определения темы и руководителя дипломной работой студент должен подать на имя заведующего кафедрой заявление установленного образца (Приложение 1).

    3. Преподаватель вправе руководить выполнением не более пяти дипломных работ. Не допускается научное руководство дипломными работами студентов по одной и той же теме.

    4. На основании поданных заявлений темы дипломных работ и их научные руководители после обсуждения утверждаются на заседании кафедры и хранятся на кафедре (ответственный – заведующий методическим кабинетом кафедры). На информационном стенде кафедры помещается график проведения консультаций для студентов-дипломников научными руководителями.

    5. Научный руководитель систематически проводит консультации для студентов-дипломников в объеме учебной нагрузки по руководству дипломными работами. Консультативная помощь научного руководителя предполагает разъяснение актуальности исследования, определение общей концептуальной идеи и замысла работы, рекомендацию литературных источников, помощь в разработке теоретической и организации эмпирической части исследования. Научный руководитель контролирует ход выполнения и представление результатов дипломной работы в сроки, установленные деканатом факультета.

    6. Контроль выполнения утвержденного плана выполнения дипломных работ возлагается на заместителей заведующего кафедрой по учебной и научной работе.

    7. Научные руководители обязаны своевременно информировать заместителей заведующего кафедрой по учебной и научной работе о фактах нарушения студентами графика выполнения дипломной работе или их неявки на консультации в течение месяца. Преподаватель вправе отказаться от научного руководства в случае невыполнения студентом плана выполнения дипломной работы.

    8. При невыполнении преподавателем пункта 4.5 заведующий кафедрой вправе в конце семестра снять с него данную учебную нагрузку.


4 Требования к оформлению ДИПЛОМНОЙ работЫ

4.1 Дипломная работа должна быть напечатана на стандартной писчей бумаге; машинописный текст работы печатается на одной стороне стандартного формата А-4 через два интервала; размер левого поля – 30 мм, правого – 10 мм, верхнего – 20 мм, нижнего поля – 20 мм; каждая страница должна содержать примерно 1800 знаков (30 строк.) В каждой строке печатается по 60 знаков, при этом каждый знак препинания и пробел между словами считается печатным знаком.

4.2 Титульный лист оформляется по установленному образцу (Приложение 2).

4.3 После титульного листа помещается содержание с указанием номеров страниц. Содержание оформляется по установленному образцу (Приложение 3).

4.4 Страницы дипломной работы, включая библиографию и приложение, должны быть пронумерованы сквозной нумерацией. Первой страницей является титульный лист, но номер на данной странице не ставится.

4.5 Каждая новая глава начинается с новой страницы. Это же правило относится к основным структурным частям работы (введению, заключению, библиографии и приложению).

4.6 Библиография оформляется по установленному образцу (Приложение 4)

4.7 Последняя страница дипломной работы подписывается студентом.

4.8 Все листы дипломной работы должны быть прошиты и находиться в папке формата А-4.


5 ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ДИПЛОМНОЙ РАБОТЫ

    1. За месяц до назначенной даты защиты дипломных работ на выпускающей кафедре организуется процедура предзащиты, в процессе которой студенты и научные руководители информируют о готовности дипломных работ и принимается решение об их допуске к защите.

    2. Выполненная и оформленная дипломная работа сдается на выпускающую кафедру за один месяц до защиты.

    3. Дипломная работа сдается кафедрой в государственную аттестационную комиссию за одну неделю до защиты.

    4. К дипломной работе в письменном виде прилагаются отзыв научного руководителя и внешняя рецензия. Дипломная работа, не имеющая данных документов, до защиты не допускается.

    5. Защита проводится на открытом заседании государствен­ной аттестационной комиссии.

    6. Время выступления студента при защите дипломной работы – 10-12 минут.

    7. В выступлении студентом отражаются: актуальность темы, ее новизна, уровень изученности проблемы и основные подходы к ее решению, представляются результаты и выводы по проведенному исследованию.

    8. Результаты защиты определяются на закрытом заседании аттестационной комиссии оценка­ми «отлично», «хорошо», «удовлетворительно» и «неудовлетвори­тельно».

    9. Оценка, выставляемая аттестационной комиссией, складывается из двух составляющих: соответствие содержания и формы представленной работы всем требованиям, предъявленным к данному виду работ; умение студента публично представлять результаты научного исследования, отвечать на вопросы, участвовать в свободной дискуссии. При оценке дипломной работы комиссия учитывает внешнюю рецензию.

    10. Оценка, выставляемая комиссией, может отличаться от оценки, выставленной рецензентом.

    11. Дипломные работы студентов хранятся на выпускающей кафедре в течение пяти лет. Заведующий учебно-методическим кабинетом обеспечивает их сохранность и ведет электронную картотеку дипломных работ.


6 отзыв научного руководителя

6.1   Научный руководитель представляет в государственную аттестационную комиссию письменный отзыв, представляющий краткую характеристику о готовности дипломной работы студента. В отзыве оцениваются:

способность студента к постановке и решению задач научного творчества: определения актуальных для современного образовательного процесса проблем; выдвижения оригинальных гипотез; творческой интерпретации материалов исследования; получения результатов, отличающихся научной и практической новизной и др.;

своеобразие сформированности у студента основных профессионально-педагогических умений, необходимых для организации и проведения научного исследования на разных его этапах: аналитическом, методологическом, диагностическом, проектировочном;

личностные качества студента, позволившие ему в рамках дипломной работы самостоятельно решать задачи научно-исследовательского характера: инициативность, ответственность, самоорганизацию и др.




Структура отзыва научного руководителя

Методические рекомендации

характеристика профессиональных качеств студента, согласно квалификационной характеристики выпускника, представленной в ГОС;

характеристика личностно-профессиональных качеств студента, проявившихся в его отношении к выполняемой работе;

характеристика особенностей взаимодействия студента и научного руководителя как партнеров в процессе достижения результатов научно-педагогической деятельности


Оценка руководителя складывается из двух составляющих:

Оценка готовности студента к решению задач профессионально-педагогической и научно-исследовательской деятельности определяется в соответствии с ГОС. Оцениваются:

умения анализировать научную и методическую литературу в области образования;

умения использовать современные технологии сбора и обработки экспериментальных данных в соответствии с проблемой исследования;

умения проектирования педагогического процесса и программ развития субъектов образовательного процесса.

Оценка профессионально-личностного отношения студента к выполняемой работе, характера взаимодействия студента и руководителя: умения организации собственной научно-исследовательской деятельности; инициативность и творчество в определении и реализации замысла исследования; самостоятельность и инициативность научно-исследовательской деятельности


6.2 При наличии положительного письменного отзыва и оценки научного руководителя дипломная работа допускается к защите.



7 Рецензия на ДИПЛОМную работу

7.1 Для получения отзыва на дипломную работу студент представляет свою работу рецензенту не менее чем за две недели до защиты.

7.2 Отзыв рецензента на дипломную работу дается в письменной форме и содержит развернутую оценку качества представленного исследования.

7.3 Содержание рецензии базируется на требованиях, предъявляемых к исследовательским работам студентов. Рецензент оценивает степень соответствия исследования предъявляемым требованиям и характеризует его с точки зрения: актуальности проблемы исследования; методологической культуры и концептуальности исследования; оригинальности, наличия признаков научного исследования; практикоориентированности исследования; достоверности результатов исследования; соответствия стиля и научного языка исследования.

8 Критерии оценки ДИПЛОМНОЙ работы


    1. Оценку «ОТЛИЧНО» получает студент, который представил дипломную работу, в полной мере отвечающую всем указанным выше требованиям, четко изложил в процессе защиты основные ее положе­ния, правильно и полно ответил на все заданные вопросы.

    2. Оценка «ХОРОШО» ставится в том случае, когда в дипломной работе имеются отдельные неточности в анализе и обобщении литерату­ры, или в анализе и интерпретации экспериментальных данных, либо в процессе защиты не даны достаточно полные и глубокие ответы на заданные вопросы.

    3. Оценка «УДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО» ставится тогда, когда дипломная рабо­та содержит отдельные недостатки, как в изложении теоретиче­ского материала, так и экспериментальных данных; неполными или частично неверными оказываются ответы на вопросы во время защиты.

    4. Оценку «НЕУДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО» получает студент, дипломная рабо­та которого носит реферативный характер, экспериментальные данные недостаточно проанализированы и не доказывают защи­щаемые положения. В процессе защиты работы студент не сумел убедительно изложить материал и ответить на большую часть за­данных вопросов.


РАЗРАБОТАНО

Заведующий кафедрой

педагогики и психологии высшей школы,

профессор


В.А. Ситаров




СОГЛАСОВАНО

Декан факультета психологии

и социальной работы,

доцент

Проректор по учебной работе,



профессор

Ю.Н. Олейник

А.И. Ковалева


Приложение 1
Заведующему кафедрой

педагогики и психологии

высшей школы

профессору Ситарову В.А.
студента (тки) _________ курса

____________________ отделения

факультета психологии

группы ______________________

Ф.И.О. ______________________

_____________________________


ЗАЯВЛЕНИЕ

Прошу разрешить мне написание дипломной (выпускной квалификационной) работы на тему:

____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
под руководством ________________________________________________________

«____» _____________ 200 год

Студент (тка) _________________ / /


Научный руководитель ______________________ / /
Заведующий кафедрой _______________________ / В.А. Ситаров /


Приложение 2
Пример оформления титульного листа

Негосударственное некоммерческое образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«МОСКОВСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Факультет психологии и социальной работы
Кафедра педагогики и психологии высшей школы


Дипломная работа

ПРОБЛЕМНОЕ ОБУЧЕНИЕ КАК СРЕДСТВО АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ

Выполнил(а):

_________________________

(ф.и.о.)


___________________________________________

(группа)
Работа допущена к защите Научный руководитель:

______________________ _________________________

(число) (уч. степень)

______________________________________ __________________________________________

(подпись науч. руководителя) (уч. звание)

___________________________________________

(фамилия, инициалы)

Москва – 20__

Приложение 3
Пример оформления содержания

СОДЕРЖАНИЕ*
Введение…………………………………………………….(номера страниц)

Глава 1 (название)………………………………………….

§ 1 (или 1.1) (название)………………………………………….

§ 2 (или 1.2) (название)………………………………………….

Глава 2 (название)………………………………………….

§ 1 (или 2.1) (название)………………………………………….

§ 2 (или 2.2) (название)………………………………………….


Приложение 4
Примеры библиографических записей

(в списке литературы источники нумеруются и приводятся в алфавитном порядке)
Нормативные документы

Конституция Российской Федерации. М.: Приор, 2001.


Монографии

Федоров В.К. Генезис. Основы научных исследований. Омск: Изд-во ОмГТУ, 2002.


Сборники

Межвузовская научно-практическая конференция «Воспитательный процесс в высшей школе России», 26 – 27 апр. 2001 г. Новосибирск: НГАВТ, 2001.


Статьи

Байденко В. Компетенции в профессиональном образовании// Высшее образование в России. 2004. № 11. С. 3 – 13.


Многотомные издания

Введение в гендерные исследования. 2-х частях Т.1. /Под ред. И. Жеребкиной, С. Жеребкина. Харьков: ХЦГИ; СПб.: Алетейя, 2001.

Введение в гендерные исследования. 2-х частях Т.2. /Под ред. С. Жеребкина. Харьков: ХЦГИ; СПб.: Алетейя, 2001.
Отдельный том

Казьмин В.Д. Справочник домашнего врача: в 3 ч. М.: АСТ: Астрель, 2001. Ч. 2: Детские болезни. 2002.


Неопубликованные документы

Диссертации

Баляев С.И. Этнические стереотипы как социально-перцептивные феномены этнического самосознания эрзян и мокшан: Дис… канд. психол. наук: 19.00.05. Самара, 1999.

Авторефераты

Некрасова А.Н. Культура межнационального общения в молодежной среде: состояние и формирование: Автореф. дис... канд. психол. наук: 19.00.01. М., 2003.
ЛИСТ ОЗНАКОМЛЕНИЯ


№ п/п


ФИО


Дата ознакомления

Подпись


Дата увольнения


1

2

3


3

4

5






















































































































































































































































































































































































































































ЛИСТ РЕГИСТРАЦИИ ИЗМЕНЕНИЙ


Изменение

Номера листов (страниц)

Номер документа– основания

Подпись

Дата

Срок введения изменений

Новых

Аннулированных


















































































































































































































































































































































































































































































* Точная структура содержания зависит от работы.

 Примеры приводятся по: ГОСТ 7.1-2003. Библиографическая запись. Библиографическое описание документа.

©МосГУ



Смотрите также:
Положение о дипломной работе студента факультета психологии и социальной работы по специальности педагогика и психология
254.18kb.
1 стр.
Решение задач модернизации российского образования с целью подготовки квалифицированных специалистов, конкурентоспособных на рынке труда, способных к компетентной
85.99kb.
1 стр.
Учебно-методический комплекс по дисциплине экономическая психология
269.83kb.
1 стр.
Методические разработки практических занятий по курсу: «психология, педагогика, медицинская психология»
122.23kb.
1 стр.
Учебная программа по дисциплине «История психологии» 4 курс 7 семестр (наименование учебной дисциплины) для специальности 050706 «Педагогика и психология»
728.1kb.
4 стр.
Структурно-функциональная организация психологической защиты личности 19. 00. 03 психология труда, инженерная психология, эргономика по психологическим наукам
783.95kb.
4 стр.
Министерство науки и образования
351.5kb.
1 стр.
Методические рекомендации по написанию дипломной работы для студентов специальности 030201. 65 «Политология»
116.04kb.
1 стр.
Планы семинарских занятий по курсу «Юридическая психология» для студентов дневного факультета Тема основные вопросы общей и социальной психологии 4 часа
497.51kb.
3 стр.
Психология, образование, социальная работа: актуальные и приоритетные направления исследований
4643.43kb.
15 стр.
Пример оформления задания по дипломной работе
29.14kb.
1 стр.
Учебная программа для специальности 1 03 04 02 02 Социальная педагогика. Практическая психология 2010 Составитель
196.72kb.
1 стр.