Главная
страница 1
ФИЛОСОФИЯ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ: КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД И НОВЫЕ ЗАДАЧИ УНИВЕРСИТЕТСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В.Е. Давидович, доктор философских наук, профессор,

заслуженный деятель науки

Д.А. Леусенко, кандидат философских наук, доцент,

организатор работы по Федеральной программе

«История и философия науки (2005-2007 гг.) в ЮФУ1

Южный федеральный университет, Россия

Для того чтобы ответить на вопрос, какой должна быть новая парадигма образования с точки зрения современной философии, необходимо ответить на два вопроса: как изменился мир и что представляет собой нынешняя система высшего образования в России (постсоветское пространство). Ответив на эти два вопроса, мы получим основания-начала к тому, чтобы ответить на главное: какова роль философии в профессионализации специалиста и какова ее роль в университетском образовании.

Один из авторов этих строк в свое время опубликовал работу, посвященную методике преподавания философии в вузе. Много воды утекло с тех пор, и если взять 70-80-е гг. за воображаемую точку отсчета в нашем сравнении, то несомненным отличием нынешнего этапа развития высшего образования является стремительный рост масштабов использования E-learning, то есть, информационных технологий, в учебном процессе и развитие информационно-коммуникативного мира – Интернет. Мир за границей дисплея, то есть, реальный, физический мир, болеет виртуализацией различных сторон жизни и во многом от философии зависит, будет ли мир болен последствиями от внедрения порождений виртуального мира, насколько увеличится количество людей, страдающих различными видами зависимости от интернет-технологий, компьютерных игр и прочее. В этом отношении философия должна помочь человеку заставить уважать себя и на этой основе утвердиться в мысли о том, что, расширяющиеся возможности есть не более, чем технические средства, которые не могут сделать жизнь действительного, конкретного человека лучше, подобно тому, как перо или шариковая ручка не могут сделать мир человека богаче, интереснее, объемнее. При всех различиях в объеме предоставляемых возможностей, Интернет не более чем искусственное звено, симулякр, который не может заменить действительный объект. Для этого современная философия должна дружить с ИТ-технологиями, знать и уметь ими пользоваться.

Именно философия как мета-наука по отношению к другим наукам и как образ мышления по отношению к ситуации в мире после казалось бы сбившихся, не верно распределившихся с точки зрения информатики, фатальных нулей и единиц (2001 11 08), должна знать и уметь пользоваться новыми технологиями, внедряясь через пространство образовательных технологий, изначально ей доступных и подведомственных, в пространство E-learning. Для этого у нее есть все основания.

В философии свободны все, и если продолжить Гегеля, в философии можно получить наивысшую степень свободы, свободы от догматизма и крючкотворства. Философия тем и привлекательна для молодых людей, что она всегда свободна. Свободна более, чем естественнонаучная мысль, свободна более, чем стереотипное бытовое сознание. В ней всегда есть выбор. Невозможно философское поле утрамбовать, прикрыть асфальтом догматизма, всех устремить в одно и только одно русло.

За последние несколько десятков лет изменилось и высшее образование, оно превратилось из образование «в вузе» в мощный, неоднозначный по своему содержанию, поток исследовательско-научной, учебно-концептуальной мысли, который требует своего обрамления в рамках, с одной стороны, методологической традиции философского знания, а, с другой, заставляет и философию определиться в новейшем исследовательском поиске. Вероятно, именно в этом направлении может продвигаться вперед философия, поскольку в силу изменения задач университетского образования на современном этапе, философия должна быть открытой для практики и выработки образовательных технологий на базе методологии философии. О том, что подобная точка зрения находит все больше сторонников, свидетельствует следующее: магистерские программы нового поколения должны содержать обязательные 100 часов философии.

Первое направление развития философии без ущерба к ее высокому теоретическому содержанию заключается в разработке стандартов специалиста, профессионала как относительно методологии, концептуального наполнения стандартов, так и в рамках ценностного, аксиологического для философии, содержания разнообразных кодексов и стандартов профессиональной деятельности. Вспомним, с чего начинается любой американский учебник философии – с раздела «Этика», и хотя подобный подход не может быть применим как единственно верный в рамках отечественной постсоветской философии, плюралистичной по своей природе, тем не менее, он не лишен интереса для современных авторов. Иными словами, в рамках исследовательского интереса современной философии могут находиться методики, технологии выработки, способствующие:

а) достижению максимальной эффективности образования;

б) развивающие профессиональные компетенции бакалавров и магистров;

в) способствующие определению вектора морально-этического, ценностного развития внутрикорпоративной культуры предприятия и университетской культуры.

Если вдуматься, то курсы университетской философии, истории и содержащейся в ее недрах отечественной традиции социологии, в начале XX в. Как раз таки и выполняли такую миссию в своих университетах. В советское время, в условиях разгула идеологии и социологизма, философия, пусть в ее суррогатном прочтении, также была носителем определенной, характерной для своего социального времени, методологической и исследовательской традиции советской науки, была естественным продолжением того социального заказа, который отразился и на содержании советской науки, и на содержании методологии, ее представляющей.

Такое направление совершенствования философии как наиболее глубокой и всеобщей методологии развертывания содержания новой образовательной парадигмы и учебных программ должно производиться на новой основой с учетом реализации проектов E-learning и с учетом того, что современная система образования становится непрерывной. Прежняя система повышения квалификации и переподготовки уходит в прошлое, она характеризовалась обучением с отрывом от производства (3-4 месяца или 1 учебный год) и в последнее время вынужденно приобретала характер ускоренных курсов. Современная система переподготовки базируется иных началах, на непрерывном, внутрифирменном образовании на производстве, в рамках образовательного учреждения (в рамках, например, современного бизнес-образования приветствуются формы, которые сочетают, гибридизируют образование вне предприятия, то есть на базе крупных, специализированных учебных центров, и внутри предприятия, в рамках его производственного цикла, однако крупные отечественные компании имеют собственные центры внутрифирменного образования). В таких условиях информационные и иные технологии при грамотном их использовании на основе широчайшей философской традиции, могут являться предметом конкретной работы преподавателя в процессе учебных занятий в рамках повышения квалификации без отрыва от производства, своеобразной прививкой конкретного знания от болезненного самомнения а-ля «Чему вы меня можете здесь научить».

В рамках подобного подхода уместно развивать следующие две новые формы деятельности: работу сотрудников службы повышения квалификации в аудиториях, на лекциях, которые читаются преподавателями-слушателями, и индивидуальные консультации, которые проводятся преподавателем-инструктором и преподавателем-слушателем.

В условиях значительной удаленности учебного предприятия слушателя от структур Южного федерального университета возможно использование технологий визуализации учебного процесса и технологии дистанционного обучения. Технология визуализации позволяет не только записать на цифровом носителе успешные авторские видеолекции, но и создать видеопрактикумы, на которых бы рассматривались и изучались достоинства и недостатки лекции. При этом не стоит ограничивать визуализированные лекции форматом дистанционного образования. Они могут использоваться и внутри вуза для снятия барьера отчужденности между преподавателями-коллегами при анализе проведенной лекции, позволяют деперсонифицировать ошибки и погрешности. Кроме того, визуализации может быть подвержено само содержание, пространство учебных курсов. Конечно, философия в этом отношении представляет наиболее сложный пример, по сравнению, например, с культурологией, поскольку в данном случае придется визуализировать определенную мыслительную работу, однако после реализации постмодернисткого проекта с его перформансами, когда философия получала внутреннюю визуализацию в пространстве символов и образов, это вполне возможно.

Технологии визуализации требуют своего обрамления и выхода на технологии E-learning в целом. Предлагается следующие два вида учебной работы, которые одновременно являются действующими формами непрерывного образования без отрыва от производства и могут выполняться слушатели во время учебных занятий:

1) учебно-методические информационные комплексы (УМИК);

2) учебно-методические интегрированные системы (УМИС).

Содержание УМИК связано с значительным наполнением учебно-методического комплекса «Философия» или «Культурология» информационным содержанием, которое может использоваться при подготовке слушателем. УМИК является формой для направлений повышения квалификации. УМИС может использоваться при развертывании лекционного и учебно-практического курса переподготовки. Это не одна дисциплина, а целое направление, которое включает систему контроля на входе, систему текущего контроля и систему контроля на выходе, электронную оболочку тестирования и контроля знаний.

Отечественное высшее образование, безусловно, переживает сегодня эпоху перемен, как известно, сложную для любого социального института. Особенность момента заключается в том, что на хорошо известные профессионалам недостатки, наслаиваются тенденции, связанные с усилением влияния процессов глобализации и переходом структур глобальной экономики в различные сферы жизни сообществ-реципиентов на институциональном уровне.

Ближайшие перемены в российском образовании носят неизбежный характер и ввиду этого необходимо постараться сохранить те лучшие традиции российского образования, которые не должны быть девальвированы в процессе глобализации образования и компьютеризации приемов и способов обучения. Во многом это может быть связано с рефлексией по поводу содержания учебных курсов, того, какой материал и какую проблематику, мы привносим в студенческую аудиторию, отличающуюся ярко выраженной мотивацией на использование компьютерных, аудио видеотехнологий в процессе жизни.




1 В рамках данной программы РГУ-ЮФУ было переподготовлено более 300 специалистов высшей школы.


Смотрите также:
Философия в современном мире: компетентностный подход и новые задачи университетского образования
69.61kb.
1 стр.
Компетентностный подход как основа современной образовательной деятельности
2490.71kb.
13 стр.
Философия образования
15.69kb.
1 стр.
Компетентностный подход в образовательном процессе вуза
88.52kb.
1 стр.
Проблемы высшей школы
359.27kb.
1 стр.
«Компетентностный подход в образовании: методологические основания, история и современность»
210.43kb.
1 стр.
Анализ инновационной деятельности образовательного учреждения за 2011-1012 учебный год
303.69kb.
1 стр.
Программа дисциплины «современная философия»
134.83kb.
1 стр.
Б. С. Карамурзов итоги работы университетского комплекса в 2011 году и задачи коллектива на 2012 год
6132.27kb.
45 стр.
Проект «Мультикультурное образование в современном мире»
28.92kb.
1 стр.
Рабочая программа по курсу «литовский язык» в рамках реализации фгос ноо и гэп «Компетентностный подход в формировании единой образовательной среды средней школы»
200.09kb.
1 стр.
Иберо-романистика в современном мире: научная парадигма и актуальные задачи
74.63kb.
1 стр.