Главная
страница 1
Методические указания по организации и проведению
самостоятельных занятий по совершенствованию
броска в баскетболе.

Иваново


2005

Федеральное агентство по образованию Российской Федерации


Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования


«Ивановский государственный химико-технологический университет»

Методические указания по организации и проведению

самостоятельных занятий по совершенствованию

броска в баскетболе.

Составитель: Л.В.Закурин

Иваново 2005


Составитель: Л.В.Закурин


Методические указания по организации и проведению самостоятельных занятий по совершенствованию броска в баскетболе.

/ Сост. Л.В. Закурин; Иван. гос. хим.-технол. ун-т. Иваново, 2005. 16с.


В методических указаниях предлагаются специальные и подводящие упражнения для совершенствования броска в баскетболе. Упражнения приведены в соответствии с рабочей программой по дисциплине физическая культура (специализация баскетбол).

Рекомендации предназначены для студентов и любителей баскетбола.

Рецензент:
доктор педагогических наук Правдов М.А.

(Шуйский государственный педагогический университет).

Введение.
К разучиванию технических элементов в баскетболе желательно, конечно, приступать со школьного возраста. Но познакомиться с основами выполнения движений и тактических взаимодействий игры, закрепить их в учебных играх можно практически в любом возрасте. Баскетбол одна из самых увлекательных спортивных игр, способствующая развитию всех физических качеств. За свою эмоциональность и зрелищный эффект игра получила широкое распространение также и в высшем образовании.

Популярность баскетбола и широкое его распространение обусловлено тем, что он доступен всем слоям населения. Для приобретения спортивного инвентаря и оборудования не требуется больших финансовых затрат. Также сравнительно нетрудно строительство и содержание спортивной площадки.

Данная брошюра поможет вам более рационально использовать свое время для совершенствования одного из основных элементов игры - броска в корзину в прыжке. Умение увеличивать счет встречи за счет попадания в кольцо со средних и дальних дистанций зачастую приводит к победе в матче.

Но успех в работе над своими качествами будет базироваться не в количестве побед и поражений, а в умении использовать свои сильные стороны в зависимости от игры противника. Настоящего успеха можно добиться только тогда, когда для его достижения сделано все в пределах своих сил и способностей. Это может определить только сам занимающийся. Игрок может обманывать других, но не самого себя. Продолжительность тренировки по времени может зависеть от многих причин, но не существует альтернативы работе и путь к успеху ни в коем случае нельзя искусственно укорачивать.

Я хочу привлечь к этому ваше внимание и желаю вам достичь запланированных результатов. Трудолюбие и энтузиазм, вера и настойчивость пусть будут вашими попутчиками.

Золотое правило баскетбола - не забиваешь ты, забивают тебе. Поэтому тренировать бросок необходимо ежедневно, но следует также помнить, что к хорошим результатам приводит не только многочисленное количество бросков выполненных на тренировке, но и тщательный индивидуальный подбор бросковых упражнений. Из упражнений, которые будут даны далее необходимо больше использовать те, которые вы будете применять в игре чаще всего. Эти упражнения должны предусматривать различные виды бросков из различных положений и игровых позиций. Также важно, чтобы игрок не злоупотреблял бросками в тех случаях, когда он находится в неудобной для броска позиции или его партнеры занимают более выгодное для взятия корзины местоположение.

Важно рационально оценивать ситуацию, а не искать только высоко результативные точки для броска. Хорошим тактическим шагом, например, могут быть рискованные броски команды при условии надежного подбора под щитом соперника. Игрок должен помнить, что самые удачные броски получаются при нахождении тела в положении равновесия. Индивидуальные особенности выполнения броска требуют самостоятельного принятия решения от каждого игрока. Важно, чтобы игрок был уверен в своих будущих способностях результативно поражать кольцо соперника. Иначе нет смысла тратить время на отработку средних и дальних бросков, рациональней в таких случаях больше совершенствовать обыгрывание защитника с проходом в з-х секундную зону.

Игроки, поставившие перед собой цель повысить у себя снайперские способности должны помнить, что на точность броска влияют психологические и физиологические факторы.

К психологическим факторам относятся:


  • торопливость при броске

  • плохая сосредоточенность

  • слабая уверенность

  • нервозность

  • суеверие

  • нерешительность.

К физиологическим факторам необходимо отнести:

  • недостаточную разминку

  • переутомление

  • слабую физическую подготовку

  • плохое зрение

Постарайтесь воспитать у себя уверенность во всех ваших бросках и доведите движение руки до автоматизма. Далее приводятся несколько моментов, которых необходимо придерживаться при выполнении броска.

  • Работайте над мягко-хлестким завершающим движением кисти. Подушечки пальцев обладают большой чувствительностью, корректируйте направление мяча при помощи их.

  • Направляйте мяч вверх по средней траектории, а не вперед по малой.

  • Мячу необходимо придавать обратное вращение.

  • С мячом контактируют только пальцы, но не ладонь.

  • При броске необходимо поддерживать равновесие тела.

  • Локоть бросающей руки должен находиться под мячом в направлении кольца.

  • Кисть и локоть располагаются на одной линии с телом.

  • При выпрыгивании не следует применять слишком чрезмерные усилия. Уходить от накрывания защитника нужно за счет опережающей быстроты выполнения броска.

  • Мяч покидает кисть бросающего после выпрямления руки, за мгновение до достижения наивысшей точки прыжка.

  • Мяч нужно выпускать быстрым движением кисти, через указательный палец.

  • После броска кисть направлена на корзину. Приземление идет на обе ноги, желательно не потеряв равновесия.

  • Рука, находящаяся сбоку на мяче, только придерживает его и за мгновение до броска ее контроль за мячом заканчивается.

  • Ноги расставлены на ширине плеч, слегка согнуты в коленях. У игроков бросающих правой рукой вперед выдвинута правая нога, а у бросающих левой рукой - левая нога.

При броске движение туловища идет строго вверх. Броски с отклонением достаточно сложный элемент и приступать к его выполнению можно только при условии хорошо наработанной техники броска в прыжке.

Необходимо, чтобы при тренировке бросков соблюдался принцип "от меньшей дистанции к большей". Также необходимо соблюдение следующего правила, когда переход к следующей, более дальней дистанции, происходит только в случае уверенного попадания с предыдущей дистанции.

Не стоит увлекаться бросками с 9-и метровой дистанции, т.к. в игре такой бросок практически не применяется. Если при броске у вас появляется чрезмерное перенапряжение, то это значит что дистанция для вас слишком большая и стоит ее немного уменьшить. В противном случае вы потратите времени на достижение успеха в своих снайперских способностях на порядок больше.

В настоящее время практически все броски с игры выполняются игроками только в прыжке. Поэтому на тренировке все броски необходимо выполнять в прыжке (исключение составляет выполнение штрафного броска). Также необходимо знать, что игрока поражающего корзину противника с дальних позиций, защитники более плотно опекают в защите.

Из этого следует, что нападающему легче прорваться под кольцо используя проходы. Поэтому все свободное время отводить только броску не стоит. Поработать над собой в обыгрывании защитника при игре в 1х1 не помешает.

Броски по кольцу - важнейший технический элемент игры, конечная цель всех действий на площадке. Игроки любого класса обычно уделяют тренировке бросков наибольшее внимание и работают над ними особенно тщательно.

Игрок определяет оптимальный способ броска, исходя из физических возможностей, двигательных навыков и психологических особенностей. После этого начинается сложная и очень важная работа по отработке технического исполнения броска, доведения его до совершенства.

Броски различаются по типу их исполнения: одной или двумя руками. По способу исполнения: с места, в прыжке, в движении, после прохода, после обманного движения, крюком, полукрюком, броском сверху. По расстоянию от кольца: ближние (0-3 м), средние (3-5 м) и дальние (из-за линии радиусом 6,25 м), или трехочковые броски.

Способов выполнения броска довольно много, в данной брошюре рекомендовано совершенствование броска одной рукой от головы (сверху). Мяч выносится перед собой сильнейшей рукой в одноименной стойке на уровень чуть выше лба. После разгибания ног идет плавное разгибание руки. Вторая рука придерживает мяч сбоку. Законченное движение выполняет только одна рука.

Тренировать броски по кольцу можно индивидуально, без сопротивления, с пассивным сопротивлением (используя стул, манекен-чучело), с активным сопротивлением защитников, в парах, тройках, группах, в состоянии утомления и психологического напряжения

Начинать тренировку бросков лучше всего с расстояния в 1,5-2 м, направляя мяч в кольцо так, чтобы он проходил сквозь него, не касаясь дужек. В качестве инвентаря можно использовать обыкновенный стул - броски выполняются стоя на стуле, сидя, стоя на коленях, сидя на полу, лежа на спине. Затем расстояние до щита увеличивается, игрок постепенно отходит от кольца на свои обычные позиции для атаки.

Точность броска зависит, прежде всего, от техники - доведенной до автоматизма, стабильной и рациональной, а также от психологических свойств - смелости и уверенности в своих действиях, собранности, умения противостоять сопернику.

Игрокам полезно постоянно просматривать кинопрограммы лучших снайперов, с тем, чтобы учиться правильной постановке кисти, положению рук, ног, корпуса, выполнению прыжка. Ценный опыт можно получить, наблюдая, как бросают по кольцу лучшие игроки НБА, России, Латвии и других стран, даже если смотреть их игру не на площадке, а по телевидению. Очень часто знаменитый снайпер становится кумиром для начинающего игрока и, пожалуй, подражание кумиру - один из успешных путей к достижению цели: приобретению навыков стабильного и точного броска.

Далее предлагается большое многообразие бросковых упражнений, из которых можно подобрать для себя приемлемые варианты исходя из условий занятий в вашем зале.



  • Имитация броска. Выполнение движения без мяча.

  • То же, но в прыжке.

  • Построение в две шеренги лицом друг к другу. Броски в парах без прыжка (штрафной бросок). Все внимание на технику выполнения.

  • То же, но в прыжке.

  • Выполнение броска в прыжке с пассивным защитником.

  • Выполнение броска в прыжке с активным защитником.

  • Штрафной бросок на выполнение наибольшего количества забитых мячей подряд.

  • Бросок мяча в прыжке за минуту. Бросок выполняется с близкой, средней и дальней дистанции. В парах.

  • Броски в парах с заданных точек в радиусе 4-5 метров от кольца. Каждый игрок должен забить по два мяча подряд с каждой точки. Выигрывает та пара, которая справиться с заданием быстрее остальных. Необходимо пройти от 3-х до 6-и точек.

  • Броски с 2-х метров от кольца. Каждый игрок должен забить с каждой точки по 10 мячей. Мяч не должен касаться дужки кольца. 3 точки.

  • Броски со средней дистанции без сопротивления. Игрок ведет мяч от центра поля к линии штрафного броска, выполняет бросок в прыжке, идет на подбор, в случае промаха добивает мяч в кольцо, вновь подбирает его и с ведением возвращается к линии штрафного броска. Повторить 10-15 раз подряд в быстром темпе.






  • То же, но ведение начинается от лицевой линии к линии штрафного броска и бросок выполняется с поворотом на 180°.














- ведение мяча



- бросок мяча

- движение без мяча





- передача мяча

  • То же, но бросок выполняется с расстояния 5-6-8 м, с разных точек.

  • То же, но после выполнения передачи от стены.

  • «Упражнение снайпера» с трех точек в радиусе 180 см от кольца. Броски в прыжке (каждый игрок выполняет свой обычный бросок), по десять бросков с каждой точки. Успешными считаются только те броски, при которых мяч влетает в кольцо, не коснувшись дужки.

  • То же, но с пяти точек в радиусе 320 см от кольца.

  • «Соревнование снайперов» в парах с пяти точек в радиусе 4,5-5 м от кольца. С каждой точки каждый игрок должен забить три мяча подряд. Выигрывает та пара, которая пройдет все точки, т.е. забьет 30 мячей.

  • Игра 1х1 без подбора. Защитник отдает мяч нападающему и сразу занимает защитную позицию. Нападающий может пробить по кольцу сразу с той точки, на которой он получил мяч или после одного (не более) удара в пол. Проводится как соревнование: выигрывает тот, кто больше забьет из десяти попыток.

  • Броски в парах. Выполняется по десять бросков со средней и дальней дистанции. После каждого броска игрок делает рывок до центральной линии поля и возвращается обратно.

  • Броски в парах со средней дистанции после короткого ведения. Игрок Н получает мяч, обводит препятствие (стул) и после 2-3 ударов выполняет бросок в максимально высоком прыжке. Партнер X, подобрав мяч у щита, возвращает его нападающему Н в исходное положение. Смена после 10 попыток. По сигналу тренера игроки начинают обводить препятствие с другой стороны .










Н

Х


  • Броски в прыжке после резкой остановки при получении передачи. Игрок 2 делает рывок на линию штрафного броска, получает мяч от игрока 1, резко останавливается и выполняет бросок в прыжке. Игрок 3 подбирает мяч и возвращает его в колонну. Смена мест игроков происходит по кругу.











2






3

1







  • Броски в прыжке через руку соперника. Выполняется в парах. Нападающий Н совершает бросок через руку защитника 3, ему запрещено бить мяч в пол. Тренер может дать защитнику несколько вариантов задания: просто поднимать руку на каждый бросок, держать руку у лица нападающего или выпрыгивать с вытянутой рукой.

  • Соревнование снайперов, или игра «Вокруг света». Правила игры:
    у каждого кольца не более трех человек; первый снайпер начинает движение с точки 1 и бросает с каждой последующей точки, пока не пройдет их все или не промахнется; в случае промаха снайпер может использовать вторую попытку с этой же точки и, если она окажется удачной, продолжает свой путь. В случае второго промаха он должен вернуться на точку 1 и начать игру сначала, дождавшись своей очереди. Игрок также имеет право отказаться от второй попытки и ждать, пока совершит промах соперник. В этом случае, когда очередь вновь дойдет до него, он продолжает игру с той точки, на которой остановился. Побеждает тот, кто первым пройдет все 5 точек .

  • «25 + 10». Выполняется в парах. В радиусе 4,5-5,5 м от кольца размечается 5 точек. Игрок совершает 5 бросков с каждой точки и после каждой серии пробивает 2 фола. Побеждает тот, чья сумма окажется лучшей.

  • Броски в тройках. Выполняются одним мячом. Игрок бросает по кольцу, один из его партнеров подбирает мяч и отдает его третьему игроку для броска. Смена мест происходит после каждого броска по кругу.







2

1






3



  • Броски в тройках - двумя мячами, по 1-5 бросков подряд. Дальность броска определяет тренер. Проводится как соревнование: побеждает та тройка, которая быстрее наберет 10, 15, 30 попаданий. Можно ввести пассивное сопротивление со стороны подающего мяч игрока.

  • Средние броски в парах против одного защитника. Два игрока располагаются в радиусе 5-6 м от кольца, на расстоянии 3-4 м друг от друга. Перед броском они выполняют 3-4 передачи не сходя с места. Защитник мешает передавать мяч, а затем мешает броску. Смена мест происходит по кругу после каждого промаха.















  • Трое нападающих (Н) располагаются по 6-метровой линии: напротив и под 45° к кольцу. Бросать по кольцу можно только после первой или второй передачи (но не более четырех передач). Задача двух защитников- (3) - активно мешать броску. Смена мест происходит после каждого промаха. Промахнувшийся становится защитником, а один из защитников идет на его место .









Н

з

Н









з

Н




  • То же, но после броска разрешается борьба за отскок. В случае овладения мячом нападающими смены мест не происходит.

  • Средние и дальние броски в группах (пятерках или шестерках). В каждой группе три мяча. Игроки должны запомнить, кому отдают мяч и от кого получают передачу (для этого целесообразно перед началом упражнения сделать несколько передач по кругу). Игрок бросает по кольцу, сам подбирает свой мяч, отдает его партнеру и выходит вновь на позицию для приема передачи и броска по кольцу.

  • Броски в тройках с сопротивлением. Один из партнеров пасует мяч нападающему, находящемуся под опекой защитника. Нападающий принимает мяч и атакует кольцо сразу или после короткого ведения. Задачу защитника определяет тренер: борьба за получение мяча, выход к получившему мяч игроку, борьба с проходом и т. д. Смена мест в тройке происходит по кругу после каждых 5 бросков. Проводится как соревнование на счет.

  • Броски в тройках (по 15 бросков). Каждый игрок в тройке совершает по 5 бросков подряд, в каждое кольцо в зале. Побеждает та тройка, которая наберет больше попаданий. Можно выполнять с сопротивлением.

  • Дальние и средние броски в тройках. У каждой тройки два мяча. Один игрок выполняет 10-15 бросков подряд, двое партнеров снабжают его мячами, не позволяя делать пауз. Затем происходит смена мест. Каждый игрок в тройке должен сделать 2 подхода и считать количество попаданий.

  • Средние и дальние броски в парах или тройках. Соревнование между парами (тройками): кто быстрее наберет 21,31,51 попадание.

  • Дальние броски без сопротивления. В 5-7 точках вдоль 6-метровой линии лежит по мячу. Первый игрок по сигналу тренера бежит от лицевой линии к первой точке, берет мяч, бросает по кольцу, идет на подбор (если бросок был неточным, добивает мяч в кольцо), с ведением возвращается к первой точке, кладет мяч и переходит к следующей точке. В момент, когда первый игрок положит мяч на точку 1, стартует второй игрок. Упражнение выполняется на два кольца 3-4 мин.

  • Средние и дальние броски по кольцу в группах по 5-6 человек. Игроки передают 2-3 мяча по кругу. Когда последовательность передач хорошо усвоена, тренер дает сигнал приступить к броскам по кольцу. Игроки с мячами бросают по кольцу, идут на подбор, делают передачу партнерам и возвращаются на точку для броска. Каждая группа игроков громко считает количество попаданий. Проводится как соревнование: побеждает та группа, которая быстрее наберет 50-60 попаданий.

  • Игра в баскетбол 2х2 или 3х3 на одной половине площадки. Броски из трехсекундной зоны запрещены. Игра ведется до 20 очков, после попадания в кольцо владение мячом сохраняется. За мяч, забитый из-за 5-метровой линии, начисляется 2 очка, за все остальные - 1.

  • Игра в баскетбол 3х3 или 4х4 по всей площадке. Быстрый прорыв разрешается завершать броском из-под кольца, а позиционное нападение - только средним или дальним броском.

  • Упражнение для тренировки навыков броска с поворотом на 90-180°.
    Игрок 1 из левой колонны отдает пас тренеру 1 и начинает движение через трехсекундную зону, тренер 1 делает передачу тренеру 2, и тот отдает пас игроку 1 на границе зоны. Игрок 1 выполняет бросок с поворотом. В момент, когда тренер 2 освобождается от мяча, игрок 2 из правой колонны отдает ему пас и начинает движение через трехсекундную зону, тренер 2 пасует мяч тренеру 1 и т.д. После броска игроки должны подбирать свой мяч и уходить в противоположную колонну .




1
Т1










Т2

1

2






  • Средний бросок из-под заслона, 1х1 на два кольца. На обеих линиях штрафного броска располагаются по одному свободному игроку. Вдоль обеих боковых линий идет игра 1х1 по всей площадке. После перехода центральной линии игрок, владеющий мячом (Н), отдает пас на линию штрафного броска и наводит своего опекуна (3) на заслон. Затем, получив ответную передачу, нападающий должен как можно быстрее совершить бросок по кольцу .





З
Н




И

З

З

Н Н




  • Бросок по кольцу сверху или от щита после приема навесной передачи от разыгрывающего или тренера.

  • Бросок по кольцу с дистанции 4-5 м после кувырка вперед с мячом в руках.

  • Бросок по кольцу с дистанции 4-5 м после кувырка назад с мячом в руках.

  • Бросок по кольцу после нескольких кувырков подряд с мячом в руках.

  • Пас в щит, ловля мяча и бросок по кольцу в одном прыжке.

  • В одном прыжке игрок должен выполнить финт на передачу и бросок по кольцу.

  • Мяч катится от лицевой линии к линии штрафного броска. По сигналу тренера игрок стартует от лицевой линии, подбирает мяч, выпрыгивает и выполняет бросок по кольцу с разворотом на 180°.

Список литературы.




  1. Семашко Н.В. Баскетбол. М.: Физкультура и спорт, 1976.

  2. Программа физического воспитания, основанная на одном из видов спорта (баскетбол). М.: Просвещение. 1992.

  3. Д. Вуден. Современный баскетбол / Пер. с англ. - М.: Физкультура и спорт, 1987.

  4. Гомельский А.Я. Баскетбол. Секреты мастерства. М.: Агентство "ФАИР", 1997.

  5. Интернет. http://www.2points.ru/tehnica/brosok/1/htm

Составитель:

Закурин Леонид Вениаминович

Методические указания по организации и проведению

самостоятельных занятий по совершенствованию

броска в баскетболе.



Подписано в печать 20.04.2005. Формат 60х84 1/16. Бумага писчая. Усл. печ. л. 0,93. Уч.-изд. л. 1,03. Тираж 50 экз.

Ивановский государственный химико-технологический университет 153000, Иваново, пр. Ф. Энгельса, 7.


Смотрите также:
Методические указания по организации и проведению самостоятельных занятий по совершенствованию
177.84kb.
1 стр.
Методические указания по проведению практических занятий и выполнению семестрового задания
415.72kb.
1 стр.
Методические рекомендации по организации и проведению занятий по теме «Путешествие по Иркутской губернии. Архитектура 17-19вв.»
362.2kb.
1 стр.
Рабочая программа по дисциплине планы семинарских (практических) занятий с методическими указаниями
962.19kb.
5 стр.
Методические указания для студентов по проведению практических занятий по дисциплине
503.69kb.
3 стр.
Методические указания для студентов по проведению практических занятий по дисциплине
1006.93kb.
6 стр.
Методические указания по их проведению; методические рекомендации обучающемуся по организации самостоятельной работы
145.39kb.
1 стр.
Н. И. Горошко Настольный теннис как игровой метод развития психофизических способностей студентов Методические указания
608.73kb.
4 стр.
Методические указания по курсу «Экспериментальная психология»
313.86kb.
1 стр.
Методические указания по проведению практических (семинарских) занятий (очная форма обучения) Тема 1 Организация производственного процесса
102.81kb.
1 стр.
Методические рекомендации по проведению занятий с применением интерактивных форм обучения
356.77kb.
1 стр.
Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов. План ы семинарских (практических) занятий с методическими указаниями
1109.07kb.
7 стр.