Главная
страница 1


На пути к становлению более устойчивых к засухе обществ
Мишель Жарро, Генеральный секретарь Всемирной Метеорологической Организации; Жозе Грациану да Силва, Генеральный директор Продовольственной и сельскохозяйственной организации Объединенных Наций и Люк Гнакаджа, Исполнительный секретарь Конвенции ООН по борьбе с опустыниванием
Засухи вызывают страх на протяжении всей истории человечества с древнейших времен. Хотя они не выглядят так драматично, как землетрясения или ураганы, засухи, тем не менее уносят больше жизней и вызывают переселение большего числа людей, чем какое-либо другое стихийное бедствие. Только за последние несколько лет их воздействию подверглись такие разнообразные места, как Австралия, Бразилия, Джибути, юго-восточная часть Европы, Испания, Мексика, Россия, Соединенные Штаты Америки и Сомали.
Существует угроза того, что изменчивость и изменение климата в ближайшие годы повлекут за собой повышение температур, ускорение процесса испарения и изменение режимов осадков. Хотя количество осадков и запасов воды является различным по всему миру, наиболее уязвимыми для воздействия суровых засух являются страны, расположенные на засушливых землях мира, площадь которых увеличивается с 1950 г. почти на 2 % за десятилетие.
Особому риску подвергаются беднейшие общины в Африке и на Ближнем Востоке. Последствия засухи могут ощущаться еще долгое время после возвращения дождей, так как нехватка продовольствия, высокие цены на продукты питания, истощение водных ресурсов, эрозия почв и ослабление скота сохраняются в течение многих лет.
Часто новая засуха возникает в пострадавшем от засухи районе, еще до того как местные общины успевают справиться с последствиями последней засухи. Периодические засухи и другие экстремальные погодные явления подрывают потенциал уязвимых семей для реагирования, в связи с чем они становятся еще более зависимыми от внешней помощи. Эта ситуация может перерасти в конфликты, которые иногда выходят за пределы национальных границ.
Цена бездействия высока. Несмотря на это, засуха редко побуждает правительства к упредительным действиям. Возможно, это связано с тем, что она является медленно надвигающимся явлением, которое постепенно развивается во времени и охватывает большие площади. Слишком часто страны попадают в замкнутый круг: наступает засуха, люди обеспокоены, они страдают, дожди возобновляются, воспоминания угасают — все с начала.
Пора разорвать этот круг путем принятия мер, идущих за пределы управления кризисами, и стратегий управления рисками, которые позволят обществам действительно стать устойчивыми к засухе. Это все более сложная задача, так как засуха влияет не только на сельскохозяйственное производство, но и на энергоресурсы, транспорт, городское водоснабжение и лесное хозяйство, в результате чего возникает конкуренция между различными земле- и водопользователями.

Сдвиг парадигмы
Чтобы снизить нашу уязвимость для засух, нам необходимо переключиться с пассивного управления кризисами на упреждающее управление рисками. Мы должны повысить способность общества справляться с засухой до возникновения следующей засухи. Рамочные основы для национальной политики, которые улучшают предсказание засух и делают эту информацию доступной, для того чтобы общины могли действовать, имеют крайне важное значение. В целях содействия этому подходу Всемирная Метеорологическая Организация, Секретариат Конвенции ООН по борьбе с опустыниванием, Продовольственная и сельскохозяйственная организация Объединенных Наций и другие партнеры организуют с 11 по 15 марта 2013 г. в Женеве, Швейцария, Совещание высокого уровня по национальной политике в отношении засухи.
Национальная политика в отношении засухи варьируется в зависимости от местных условий, институционального потенциала и экономических приоритетов в различных странах. В целом, однако, устойчивое развитие является ключом к устроению более устойчивых сообществ, позволяющих семьям избегать такой ситуации, в которой им приходится вновь и вновь полагаться на чрезвычайную продовольственную помощь. Устойчивость к засухам также позволяет избегать принятия краткосрочных мер реагирования, ведущих к дальнейшей деградации земель, и принимать меры, направленные на восстановление пострадавших от засухи районов.
Фермеры всегда будут играть важную роль в обеспечении готовности к засухе. Повышение устойчивости и продуктивности сельского хозяйства, в подверженных засухе районах, может включать внедрение засухоустойчивых сортов сельскохозяйственных культур и устойчивых методов управления землепользованием, повышающих плодородие почв. Расширение доступа к рынкам и финансированию повышает устойчивость фермеров. Эти ресурсы необходимо внедрять таким образом, чтобы поощрять самостоятельность фермеров и других сельских производителей в вопросах управления в условиях климатической изменчивости.
Используя последние достижения в области мониторинга засух и предсказания климата, правительства могут расширить возможности местных сообществ для предвидения засух и подготовки к ним, а также для снижения их воздействий. Они могут способствовать сотрудничеству между учеными и руководителями в целях расширения сетей наблюдений, прогнозирования, информационного обслуживания и прикладных исследований. Они также могут способствовать общественному пониманию засух и обеспечению готовности к ним.
Предоставление информации о засухах и соответствующих видов обслуживания наиболее эффективно, когда все действующие лица, включая местные, региональные и национальные правительства, координируют свои усилия. К разработке и осуществлению политики необходимо подключить руководителей ресурсов, представителей системы образования и здравоохранения, гражданского общества и неправительственных организаций, а также частного сектора и других структур. Это будет обеспечивать полную интеграцию управления рисками, распоряжения ресурсами, охраны окружающей среды и общественного образования в процесс обеспечения готовности к засухе. Доступ к страхованию вместе с тщательным планированием на случай чрезвычайных ситуаций и предоставлением помощи и прочных «страховочных сеток» также являются важными основополагающими компонентами.
Мы не можем предотвратить возникновение засухи, но мы обладаем необходимыми знаниями и опытом для принятия мер, которые позволят предотвратить перерастание засухи в кризис или голод. То, что нам сейчас необходимо, это завершить переход к новой парадигме — от реагирования к обеспечению устойчивости.

Женева/Рим/Бонн, март 2013 г.


Смотрите также:
На пути к становлению более устойчивых к засухе обществ
43.23kb.
1 стр.
Время проведения: 15 марта 2013 года Ведущий
42.43kb.
1 стр.
П арсонс Т. Система современных обществ
3882.03kb.
20 стр.
Теоретические аспекты организации обществ с ограниченной ответственностью
788.12kb.
9 стр.
К. кузьмин, В. Иванов, В. Цетлин
207.39kb.
1 стр.
«Реализация основных направлений развития системы образования района: на пути к становлению современной модели образования»
88.12kb.
1 стр.
Его становлению способствовал ни кто иной, как сам герцог Ришелье, бывший католиком
21.4kb.
1 стр.
Как подготовиться к засухе (сильной жаре)
15.93kb.
1 стр.
Функционализм в версии Мертона Функционализм снова
29.16kb.
1 стр.
Пояснительная записка Курс мхк призван способствовать становлению личности старшеклассника, формированию его мировоззрения, характера, быть может, даже внешнего облика
136.75kb.
1 стр.
В. С. Степин // Новая философская энциклопедия : в 4 т. / Ин-т философии ран, Нац обществ науч фонд; Науч ред совет
144.01kb.
1 стр.
Закон об особенностях правового положения акционерных обществ работников
269.96kb.
1 стр.