Главная
страница 1
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Танзыбейская средняя общеобразовательная школа»

«Педагогическая экскурсия как форма биологического

и экологического образования»
Методическое пособие

Для учителей и учащихся по биологии и педагогов дополнительного образования


Разработала:

Чулочникова О. В., учитель

химии и экологии

п. Танзыбей, Ермаковский район

Введение
« ...мы хотим не только знать, как устроена природа (и как происходят природные явления), но и по возможности достичь цели, может быть, утопической и дерзкой на вид, - узнать, почему природа является именно такой, а не другой».

Артур Шопенгауэр
Методическое пособие «Экскурсия как форма биологического и экологического образования» разработано для учителей предметов естественно – научного цикла основной и средней школы. В пособии представлены теоретический материал по организации проведения экскурсии в природу, разработки экскурсий, инструкции по технике безопасности учащихся во время экскурсий.

Пять различных экскурсий по изучению природы родного края можно использовать педагогам в любой местности. Экскурсия «Экологическая тропа на пришкольном участке» поможет учащимся познакомиться с деревьями и кустарниками, растущими на пришкольном участке. Экскурсии «Подготовка природы к зиме» и «Влияние условий окружающей среды на рост и развитие сосны» развивает практические умения и навыки проведения самостоятельных наблюдений в природе, при этом учащиеся выполнят исследовательские задания. Экскурсия «Памятники природы» - воспитывает уважение к природе и потребность в охране уникальных уголков природы нашего района

Экскурсия «Первоцветы» знакомит учащихся с видовым разнообразием первоцветов, их морфологическими, экологическими особенностями

Изучение природы своего родного края - задача большой важности. При правильной постановке экскурсии дают возможность увидеть природу как единое целое, где её отдельные части тесно связаны и взаимно обусловлены, учат быть наблюдательными, лучше понимать и оберегать красоту и богатство своего родного края.


О.В. Чулочникова


Содержание

Стр.
Школьные экскурсии по биологии и экологии…………………….3


Экскурсия «Экологическая тропа на пришкольном участке»…….5
Экскурсия «Подготовка природы к зиме»………………………….9
Экскурсия «Влияние условий окружающей среды на рост

и развитие сосны»………………………………………11


Экскурсия «Памятники природы»…………………………………..14
Экскурсия «Первоцветы»…………………………………………….17
Техника безопасности при проведении экскурсии…………………20
Приложение 1…………………………………………………………22
Приложение 2…………………………………………………………23
Приложение 3…………………………………………………………24
Список литературы……………………………………………………25

Школьные экскурсии по биологии и экологии
Важной формой обучения экологии является экскурсия, так как невозможно изучения природных явлений, организованности природы в отрыве от реальной живой природы. Сухомлинский В. А. писал: «Природа – сильнейшее средство воздействия, прекрасный метод воспитания, которым мы почти не пользуемся и которым необходимо овладеть». Действительно, природоохранной экологическое мировоззрение школьника не может быть сформировано без четкого и понятного представления о том, что мы называем природой, как «она» устроена и существует, что чувствует и в чем нуждается. Можно до бесконечности говорить о необходимости сохранения природы, ее богатств и ресурсов, бережном к ним отношении, но это так и не дойдет до сознания школьника, если он не поймет, что природа – не просто наше окружение, как стены дома, в котором мы живем, а нечто большее – живое, разумное. Это миллиарды живых существ, тесно взаимосвязанных и зависимых друг от друга. Поэтому непосредственный контакт с изучаемым предметом необходим и без него не может существовать никакое образование, тем более - экологическое.

Школьная экскурсия – форма воспитательной работы с классом или группой учащихся, проводимая вне школы с познавательной целью передвижения от объекта к объекту в естественных условиях или искусственно созданных условиях по выбору учителя и по темам, связанными с программой.

Можно выделить следующие признаки, характеризующие экскурсию:

- изучение биологических объектов или явлений должно проводиться непосредственно в природе, на производстве, в музее, на выставке и др.;

- познавательная деятельность учащихся направлена на изучение конкретных объектов и явлений в естественных условиях или специально созданной обстановке;

- преобладающая роль в обучении играют наблюдения, самостоятельная работа по заданиям;

- учебный процесс протекает вне класса, школы, объяснение дает не всегда учитель.

Экскурсии бывают различными по целям, содержанию, месту и времени проведения. Так, экскурсии по времени проведения подразделяют на: вводную (осень), текущую (осень-зима), заключительную (весна); по месту проведения выделяют экскурсии в природу, на пришкольный участок, на производство, в музей, на выставку и т. д.



Экскурсии в природу имеют большое образовательное и воспитательное значение, но следует отметить, что наблюдения на экскурсии не всегда дают полное представление о живом объекте или явлении и требуют дополнительного изучения материала в классе.

Структура и содержание экскурсии
Экскурсия состоит из ряда этапов: подготовки, проведения, заключения, использования результатов на уроках и других формах обучения и воспитания. Эффективность экскурсии зависит от согласованности всех ее элементов.

Этапы экскурсии

Вид деятельности

учителя

учащихся

  1. Подготовка к экскурсии




Отбор содержания, знакомство с объектами изучения, разработка содержания вступительной и заключительной бесед, заданий для учащихся, списка литературы, вопросов для повторения, заданий для составления отчета

Повторение знаний об изучаемых на экскурсии объектах и явлениях, работа с дополнительной литературой.

  1. Проведение экскурсии

Вступительная беседа, инструктаж по ТБ при проведении экскурсии, распределение заданий среди учащихся. Руководство деятельностью учащихся, рекомендации по выполнению индивидуальных заданий, оценка их работы.

Участие в беседе, самостоятельная работа по заданиям, ограниченный сбор материалов, проведение наблюдений, краткие записи

III. Подведение итогов

Заключительная беседа, анализ собранного материала, составление плана отчета по экскурсии и оформления собранного материала.

Участие в беседе, краткие сообщения о результатах работы.

IV. Использование материалов экскурсии на последующих уроках

Включение материалов экскурсии в содержание уроков по данной теме.

Привлечение данных экскурсии, сведений из отчетов, собранных материалов в ответах.

При проведении экскурсии необходимо четко определить задачи, раскрыть характер учащихся, познакомить с требованиями к выполнению правил поведения в природе. Во вступительной беседе учитель обращает внимание на фенологические наблюдения за состоянием природы, место проведения экскурсии, эстетический вид местности, вводит учащихся в тему, ориентирует на выполнение заданий, которые получает каждая группа. Выполнение заданий осуществляется с разной степенью самостоятельности. Использование индивидуальной и групповой форм работы позволяет реализовать дифференцированный подход. В зависимости от возраста и подготовленности класса предпочтение отдается той или иной форме работы.

Учитель помогает учащимся составить план отчета по экскурсии, но каждый школьник его готовит самостоятельно: обрабатывает и оформляет материалы экскурсии, использует дополнительную литературу.


Экскурсия «Экологическая тропа на пришкольном участке»
Цель экскурсии: обобщение и углубление знаний учащихся о древесных растениях, растущих на территории Ермаковского района.

Задачи экскурсии:

Образовательная - познакомить учащихся с деревьями и кустарниками, растущими на пришкольном участке;

развивающая - развивать умения наблюдать, анализировать, обобщать, делать выводы;

воспитательная - воспитывать любовь к природе родного края.

Маршрут экскурсии: В объекты школьной экологической тропы включены хвойные и лиственные породы, растущие на пришкольном участке, возле каждого из которых будет организован «остановочный пункт». Проводят экскурсию сами ребята, выступающие в роли экскурсоводов. Объект экскурсии - маленькое открытие для каждого – не только посетителя, но и экскурсовода. Главное правило экскурсовода: расскажи как можно больше интересного и полезного и ответь на любой вопрос.
Ход экскурсии:

Структура и содержание

Методы и приемы

  1. Организационный момент

-организация группы экскурсантов;

- постановка целей экскурсии, определение маршрута следования;

- знакомство с правилами ТБ при проведении экскурсии.


  1. Экскурсия

    1. Фенологические наблюдения

( определение местности, сезонное развитие природы, эстетический вид).

    1. Движение группы по заданному маршруту.

Целевая установка

Инструктаж

Наблюдение


Первая остановка «Береза»

Белая береза

Под моим окном

Принакрылась снегом,

Точно серебром.

С. Есенин



Экскурсовод: Действительно, именно береза – символ России. Известного бразильского футболиста Пеле, при приезде в Россию больше всего его поразили своей необыкновенной окраской ствола русские березки. Береза единственное растение в мире, у которого белый цвет коры. Много лет назад, когда еще не было бумаги, ее заменяла береста. К старым «профессиям» из года в год прибавляются новые. Теперь она используется не только в строительстве, из нее делают фанеру, прекрасную мебель, а также метиловый спирт и уксус, ацетон, краски и другие изделия. Береза согревает, лечит, одевает, поит, подметает, украшает. Каким образом береза выполняет эти действия?

Вопрос: Почему береза белая и какие преимущества дает ей этот цвет?

Сообщение учащегося

Наблюдение

Поисковая беседа


Вторая остановка «Сирень»

Экскурсовод: В этот праздничный

весенний день

Расцвела душистая

сирень.


Сирень – это кустарник, высокий с раскидистыми ветками. Майское цветение завораживает. Вдруг посреди яркой зелени распускаются розовыми, фиолетовыми, белыми цветами сирень. Чистый, нежный цвет, осыпающий весь куст, что рождает удивительное чувство весны, обновления, светлого и ясного времени года. В народе существует такая легенда: однажды богиня цветов Флора в сопровождении Солнца и богини радуги Ириды спустилась на землю. Она перемешала все краски и цвета и начала осыпать ими луга и леса. Однако, дойдя до северных уголков земли богиня обнаружила, что все краски истрачены и осталась только лиловая. Тогда Флора брызнула лиловую краску на кусты, и распустились кусты роскошными цветами. Когда зацветает сирень, воздух наполняется волшебным ароматом.

Вопросы: Как используются цветки сирени?

- Приведите примеры произведений, в которых упоминается сирень?



Сообщение учащегося

Наблюдение

Поисковая беседа


Третья остановка «Черемуха»

Экскурсовод: Давайте вспомним строки из одной песни: «…расцвела сирень, черемуха в саду». Т. е. сроки цветения сирени и черемухи совпадают. Черемуху можно встретить и в поселке и в лесу. Вот только форма деревьев будет отличаться: в лесу – это одноствольное дерево, а на открытом пространстве – высокий многоствольный кустарник. Когда же черемуха цветет, удивляешься чудесам Природы. Поистине, Природа – мастер, художник, который способен пробудить в человеке самое дорогое, высокое чувство – Любовь. Если мы подойдем к дереву осенью, то увидим красные и бордовые листья, напоминающие огоньки.

Вопросы: Какой тип жилкования вы видите на листьях черемухи?

- Как используются плоды черемухи?



Четвертая остановка «Рябина»

Экскурсовод: Известна песня о том, что рябина желает к дубу перебраться. Однако неизвестно еще кто кого должен поддерживать – дуб рябину или наоборот. Доказано, что по жизненной форме рябина куда крепче царя лесов. Ветеранам войны памятен мороз, который был зимой 1940 года. Весной сады стояли черные, точно огнем опаленные. Десятки тысяч садов тогда пошли под топор. Только нежинская рябина покрылась крупными соцветиями, как ни в чем не бывало.

Вопросы: Как распространяются семена рябины?

- Какова роль рябины в жизни птиц?



Сообщение учащегося

Наблюдение

Поисковая беседа

Сообщение учащегося

Наблюдение

Поисковая беседа




Пятая остановка «Осина»

Экскурсовод: Осина не береза. Ни песен о ней, ни стихов, ни поговорок приятных, а все какие-то унизительные. Другим деревьям почет, забота, любовь. Кому за красоту, кому за деловые качества. Осине же достается другое: ее никто не похвалит, возле крылечка не посадит, а о безвременной кончине сожалеть не будет. А ей, осине, следовало бы поклониться. Осина – дерево светлое и совершенств у него немало, и загадки свои тоже есть. В большом лесу осину издалека можно принять за березку. Есть осины и белокорые, и зеленокорые, и с желтоватой, и с сероватой, и с чуть ли не с черной корой. Однако, стоит отколупнуть ногтем тонкую кожицу, как под ней откроется, чуть ли не травянистая зелень.

Осина - спасатель и кормилец лесного зверья. Осиновую кору гложут лоси и олени, сдирая ее с молодых деревьев. Заяц, найдя осиновый прутик, дочиста ошкурит его. Это потому, что осина откладывает весенний запас больше в кору, чем в корни. Горькая с сильным аптечным запахом, она хорошему луговому сену не уступит по питательности. Этого запаса хватает не только осине.



Вопросы: Объясните смысл поговорки «дрожит как осина»?

- У осины есть личный гриб, какой?

- Почему осина, как и берёза, первая появляется на гарях?


Сообщение учащегося

Наблюдение

Поисковая беседа


Остановка шестая «Кедр».

Экскурсовод: Можно было бы с полной уверенностью сказать, что кедр наше национальное дерево. Ведь 99% всех кедров нашего материка растет в нашей стране и только 1% - в Монголии. На земле существует 4 вида кедра. Растут эти деревья в Африке, Ливане, Турции, Сирии, на острове Кипр. Те деревья, которые занимают огромные пространства в Сибири и, которые мы называем кедрами, ботаники считают кедровой сосной. Хвоя этого дерева намного длиннее, чем у других хвойных пород и располагаются в пучке по пять хвоинок. Часто его темно-зеленая «бархатная» крона начинается, чуть ли не у земли и поднимается вверх метров на сорок – такая высота у этого дерева. Главное богатство кедра – это его орешки. Правда и тут ботаники могут возразить: орехами обычно называют плоды цветковых растений, а у кедра – семена. Огромное значение играют орешки в жизни животных. Поедают орешки медведи, бурундуки, белки, разные птицы. Всем хорош кедр: красив, урожаен, к почвам не требователен и мороза не боится. Недаром леса кедровые шумят на 30 млн га – от верхнего течения Печоры до Алдана. В Сибири это дерево называют не только кормильцем, но и врачевателем. В кедровых лесах воздух практически стерильный, ведь эфирные масла, содержащиеся в хвое, уничтожают всех микробов.

На севере мрачном, на дикой скале

Кедр одинокий под снегом белеет,

И сладко заснул в инистой мгле,

И сон его вьюга лелеет.

Про юную пальму все сниться ему,

Что в дальних пределах востока,

Под пламенным небом, на знойном холме

Стоит и цветет одиноко.

Ф. Тютчев



Вопросы: Какие изделия делают из кедра?

-Как кедр используют в народной медицине?

- По каким признакам можно отличить кедр от сосны?


Сообщение учащегося

Наблюдение

Поисковая беседа


Остановка седьмая «Тополь»

Экскурсовод: Тополя – это высокие стройные деревья. Попавшие во влажный грунт семена прорастают в первые же сутки, а если стоит теплая погода, то в течение нескольких часов. В первый год жизни побеги вырастают до 30-60 см и даже на метр.. Раньше густую ароматную смолу использовали для бальзамирования, вид тополей, к которому принадлежат эти растения назвали бальзамическими.

Вопросы: Вспомните песню о тополях, в которой описывается особенность развития этих растений?

- Почему тополь часто используют в городских насаждениях?



Сообщение учащегося

Наблюдение

Поисковая беседа


III. Подведение итогов. Оценивание ответов экскурсоводов и экскурсантов.




IV. Домашнее задание

Составить отчет об экскурсии по плану:



  1. Место проведения экскурсии.

  2. Фенологические наблюдения.

  3. Краткое описание деревьев, у которых были сделаны остановки во время экскурсии.





Экскурсия «Подготовка природы к зиме»

Цель экскурсии: формирование понятия у учащихся о сезонных изменениях природы и приспособленности к ним живых организмов.

Задачи экскурсии:

образовательная - углубить знания учащихся о жизненных формах растений; выявить черты приспособленности растений к переживанию неблагоприятных условий;

развивающая - развивать практические умения и навыки проведения самостоятельных наблюдений в природе, выполнять исследовательские задания;

воспитательная - воспитывать бережное отношение к природе и любовь к ней.

Оборудование: блокноты, простые карандаши, ручные лупы.

Маршрут экскурсии: Объектами данной экскурсии являются хвойные и лиственные породы деревьев, кустарники, травы, растущие в прилегающем к школе лесу.
Ход экскурсии:

Структура и содержание

Методы и приемы

  1. Организационный момент

-деление учащихся на группы по 4-5 человек;

- постановка целей экскурсии, определение маршрута следования;

- знакомство с правилами ТБ при проведении экскурсии.


  1. Экскурсия

    1. Фенологические наблюдения

(определение местности, сезонное развитие природы, эстетический вид).

Сколько белизны и сколько снега

Солнечное утро и мороз.

Хороша зима у нас в России:

Снежная и жгучая до слез.

И. Антонов

- Какое сейчас время года? (Зима – удивительно прекрасное время года. Это самый продолжительный сезон в средних широтах).

Когда начинается зима? (По календарю 1 декабря, но астрономы считают началом зимы 22 декабря день зимнего солнцестояния, когда бывает самая длинная ночь в году. В народе говорят, что в этот день солнце повернуло на лето, а зима на мороз «Январь на порог, а день прибывает на один скок».)

- Определите состояние природы. (Показатели: температура, ветер, осадки, облачность, толщина снежного покрова и т.д.)

2. Вступительная беседа

Чародейкою – зимою

Околдован лес стоит,

И под снежной бахромою,

Неподвижною, немою

Чудной жизнью лес блестит.

Ф. Тютчев

Обратите внимание на тишину зимнего леса, безлистное состояние лиственных деревьев, все словно замерло вокруг. Однако, жизнь растений и животных с наступлением зимы не прекращается. Это безмолвное состояние называется зимним покоем, когда все жизненные процессы, особенно ростовые сведены к минимуму.

- Какое важное приспособительное значение имеет опадение листвы у листопадных деревьев? (Благодаря листопаду у деревьев уменьшается испарение, что является защитой от иссушения зимой. Снег, не задерживаясь на листьях, не ломает ветки. Есть деревья, которые не сбрасывают на зиму листву. Зимостойкость этих растений обеспечивается сокращением листовой пластинки, что уменьшает испарение и отражает солнечные лучи.)

- Определите приспособленность разных групп растений к перенесению неблагоприятных условий, выполнив задания инструктивной карточки.


    1. Самостоятельная работа учащихся в группах.

Инструктивная карточка 1.

«Приспособленность лиственных деревьев к перезимовке»

  1. Найдите в зимнем лесу березу бородавчатую.

  2. Зарисуйте силуэт дерева.

  3. Заполните таблицу:

Название

дерева


Почки

(расположение, окраска, запах)



Кора

(цвет, особенности строения)



Форма кроны













4.Определите черты приспособленности лиственных деревьев к перезимовке.

Инструктивная карточка 2.



«Приспособленность хвойных деревьев к перезимовке»

  1. Найдите в зимнем лесу сосну обыкновенную.

  2. Зарисуйте силуэт дерева.

  3. Заполните таблицу:

Название

дерева


Хвоя

(расположение, окраска, запах)



Кора

(цвет, особенности строения)



Форма кроны













4.Определите черты приспособленности хвойных деревьев к перезимовке.

Инструктивная карточка 3.



«Приспособленность кустарников к перезимовке»

  1. Найдите в зимнем лесу спирею обыкновенную.

  2. Зарисуйте силуэт кустарника.

  3. Заполните таблицу:

Название

кустарника




Почки

(расположение, окраска, запах)



Кора

(цвет, особенности строения)












4.Определите черты приспособленности кустарников к перезимовке.

  1. Заслушивание результатов работы учащихся. Подведение итогов.

Растения имеют приспособления для перенесения неблагоприятных условий. Новые побеги развиваются из почек, расположенных выше снежного покрова, которые имеют плотные кожистые чешуи. Почки кустарничков и травянистых растений находятся на небольшом расстоянии от почвы и зимуют в толще снега, поэтому они покрыты более нежными, зеленоватыми чешуями (брусника, клюква, кошачья лапка и др.). Почки многолетних травянистых растений могут располагаться под землей, там они надежно защищены (ландыш, крапива, пырей и др.), и на одном уровне с землей (подорожник, одуванчик, щавель конский и др.). У однолетних травянистых растений утрачиваются все вегетативные органы, в почве сохраняются только семена.

IV. Домашнее задание

Составить отчет об экскурсии по плану:


  1. Место проведения экскурсии.

  2. Фенологические наблюдения.

  3. Заполнение таблицы.

  4. Составление гербария.

  5. Выводы по теме экскурсии.



Словесный

Инструктаж

Поисковая беседа

Наблюдение

Объяснительно-иллюстративный

Создание проблемной ситуации

Практическая работа

Заключите-льная беседа



Экскурсия «Влияние условий окружающей среды

на рост и развитие сосны обыкновенной»
Цель экскурсии: определение зависимости роста и развития сосны обыкновенной от факторов окружающей среды.

Задачи экскурсии:

образовательная – сформировать представление о факторах окружающей среды и их влияние на рост и развитие сосны;

развивающая - развивать практические умения и навыки проведения самостоятельных наблюдений в природе, выполнять задания творческого характера;

воспитательная - воспитывать бережное отношение к каждому компоненту экосистемы, прививать навыки правильного поведения в природе.

Оборудование: блокноты, простые карандаши, нож, рулетка, принадлежности для составления коллекции, садовый вар.

Маршрут экскурсии: Объектами данной экскурсии являются несколько представителей сосны обыкновенной, приблизительно одного возраста, растущие на однородном участке леса, но в разных экологических условиях. Возраст, высоту, диаметр ствола сосны учащиеся определяют по методикам, изученным на предыдущих занятиях (см. Приложение 1).
Ход экскурсии:

Структура и содержание

Методы и приемы

I. Организационный момент

-деление учащихся на группы по 4-5 человек;

- постановка целей экскурсии, определение маршрута следования;

- знакомство с правилами ТБ при проведении экскурсии.

II. Экскурсия


    1. Фенологические наблюдения

(определение местности, сезонное развитие природы, эстетический вид).

Заколдован невидимкой,

Дремлет лес под сказку сна,

Словно белою косынкой

Подвязалася сосна

С. Есенин

- Определите вид природного сообщества, в которое мы отправились на экскурсию. (Лес)

- Назовите деревья, произрастающие в данном природном сообществе? (Береза, сосна, пихта, осина).

- Определите состояние природы. (Показатели: температура, ветер, осадки, облачность, толщина снежного покрова и т.д.)


    1. Вступительное слово учителя.

Сосна обыкновенная – хвойное дерево первой величины. Кора в разных частях дерева отличается по цвету и толщине. Нижняя часть дерева покрыта толстой, глубокоборозчатой, красновато – бурой корой, верхняя часть ствола и крупные ветви – тонкой оранжевой отслаивающей плёнкой. Отличительной особенностью является попарное расположение хвои на побегах.

Сосна обыкновенная – неприхотливая древесная порода. Она не требовательна почве, теплу и влаге, благодаря чему освоила широкий ареал обитания, заселяя различные виды почв от сухих песков до торфяных болот. Корни сосны способны проникать в глубокие слои почвы, извлекая воду, минеральные вещества необходимые для роста и развития. Сосна – светолюбивая порода и хорошо растёт только без затенения.

- Определите абиотические факторы окружающей среды, влияющие на рост и развитие сосны? (Свет, влага, температура, вид почвы)

- Определите биотические факторы окружающей среды, влияющие на рост и развитие сосны?

- Как вы считаете, оказывает ли влияние антропогенный фактор на рост и развитие сосны?

2. Самостоятельная работа учащихся в группах

Инструктивная карточка 1.


  1. Найдите сосну обыкновенную, растущую на открытом участке леса.

  2. Зарисуйте силуэт дерева.

  3. Определите возраст сосны по мутовкам, диаметр ствола, высоту, длину хвои с помощью рулетки.

  4. Заполните таблицу:

    Название

    дерева


    Возраст

    (в годах)



    Высота

    (в метрах)



    Диаметр ствола.

    (в метрах)



    Длину хвои

    ( в см)

















  5. Сделайте вывод о развитии сосны в данных экологических условиях.

Инструктивная карточка 2.

  1. Найдите сосну обыкновенную, растущую под пологом леса.

2. Зарисуйте силуэт дерева.

3. Определите возраст сосны по мутовкам, диаметр ствола, высоту, длину хвои с помощью рулетки.

4. Заполните таблицу:

Название

дерева


Возраст

(в годах)



Высота

(в метрах)



Диаметр ствола.

(в метрах)



Длину хвои

( в см)

















5. Сделайте вывод о развитии сосны в данных экологических условиях.

Инструктивная карточка 3.



  1. Найдите сосну обыкновенную с поврежденной хвоей.

2. Зарисуйте наиболее часто встречающиеся повреждения хвои.

3. Определите возраст сосны по мутовкам, диаметр ствола, высоту, длину хвои с помощью рулетки.

4. Заполните таблицу:

Название

дерева


Возраст

(в годах)



Высота

(в метрах)



Диаметр ствола.

(в метрах)



Длину хвои

( в см)

















5. Сделайте вывод о развитии сосны в данных экологических условиях.

Инструктивная карточка 3.



  1. Срежьте кору в нижней части ствола и с крупной ветви взрослого дерева сосны.

  2. Выберите несколько отдельных укороченных побегов с листьями с молодого и старого побегов сосны.

  3. Отделите небольшой побег сосны.

  4. Составьте коллекцию «Сосна обыкновенная», правильно зафиксируйте части дерева и подпишите их.



  1. Заслушивание результатов самостоятельной работы учащихся. Подведение итогов.

Сосна – лесообразующая порода. На рост и развитие сосны влияет комплекс абиотических, биотических, антропогенных факторов окружающей среды. Наиболее лучшее развитие наблюдается у деревьев, растущих при оптимальном действии абиотических факторов. Насекомые – вредители относятся к биотическим факторам окружающей среды и ухудшают развитие сосны.

IV. Домашнее задание

Составить отчет об экскурсии по плану:


  1. Место проведения экскурсии.

  2. Фенологические наблюдения.

  3. Заполнение таблицы (коллекции) по заданиям.

  4. Выводы по теме экскурсии.



Словесный

Инструктаж

Поисковая беседа

Наблюдение

Рассказ с элементами беседы

Практическая работа

учащихся

Выводы по экскурсии




Экскурсия «Памятники природы Ермаковского района»
Цель экскурсии: формирование представлений учащихся об особоохраняемых природных территориях.

Задачи экскурсии:

образовательная – познакомить учащихся с видами особоохраняемых территорий; изучить памятники природы, расположенных на территории Танзыбейского лесничества, формировать природоохранное мировоззрение.

развивающая - развивать навыки поведения в музее, на выставке, умения наблюдать, анализировать, устанавливать причинно-следственные связи.

воспитательная - воспитывать уважение к природе и потребность в охране уникальных уголков природы нашего района.

Оборудование: блокноты, простые карандаши.

Маршрут экскурсии: Экскурсия проводится в школьном эколого-краеведческом музее. Объектами данной экскурсии являются музейные экспонаты, фотографии с изображениями уникальных уголков природы нашего района. В роли экскурсоводов выступают ребята – члены клуба «Друзья природы».

Ход экскурсии:



Структура и содержание

Методы и приемы

I. Организационный момент

- организация группы экскурсантов;

- постановка целей экскурсии, определение маршрута следования;

- знакомство с правилами ТБ при посещении музея.

II. Экскурсия

1. Вступительное слово учителя.

Сегодня экскурсия проводится в школьном эколого-краеведческом музее. Музей начал свою работу в 2001 году. Здесь представлены панорамы «История поселка Танзыбей», «Первоцветы и их тайны», «Животный мир тайги», «Растения Ермаковского района», «Особоохраняемые природные территории» и другие.

- Какие меры принимаются государством для охраны растений и животных?

- Перечислите виды особоохраняемых территорий?

2. Выступления экскурсоводов.



Экскурсовод 1: Более двух столетий назад на месте селений Ермаковского района бушевала дремучая тайга. Люди осваивали новые земли и шаг за шагом продвигались к подножию Западных Саян. В 1937 году на месте п. Танзыбей были построены первые бараки и завезены 40 литовцев, которые начали добывать лес и сплавлять его по реке Кебеж. Так основался наш поселок, где главным предприятием стал Танзыбейский леспромхоз. Позднее была построена федеральная трасса «Красноярск – Кызыл, которая пролегла через хребты Западного Саяна. Вот уже несколько десятков лет движутся по этой трассе машины, загрязняя окружающую среду и пугая лесных зверей. А люди вырубают ценные породы деревьев: кедра, сосны, лиственницы. Вокруг поселка давно уже изменилась природа, а человек движется все дальше и выше, вырубая леса на склонах гор, строя туристические базы для развлечения. Вот и реки уже обмелели, рыбы, зверья поубавилось. Забили тревогу неравнодушные к бедам природы люди и появились вокруг поселка охраняемые территории: Кебежский заказник, Природный парк «Ергаки», памятники природы, о некоторых из которых мы сегодня расскажем (см. Приложение 3).

Экскурсовод 2: Памятник природы «Маралья скала» расположен на левом берегу р. Каринзюль, в отрогах Западных Саян. Скала представляет собой отвесную стенку высотой около 100 м. На скале произрастают редкие, реликтовы и эндемичные виды растений – костенец волосовидный, чабрец енисейский, валериана Сумневича, колокольчик Лангсдорфа, полынь Гмелина, рута постенная, мятлик Крылова. Все эти виды растений редкие в Сибири и РФ.

Экскурсовод 3: Памятник природы «Каменный городок расположен в междуречье рек Большая и Малая Оя на отрогах хребта Кулумыс. Памятник природы имеет научное, культурно-просветительское и эстетическое значение. Представляет собой причудливые скалы высотой 30-40 м. Находится в зоне тайги. Высотная отметка 1470 м. Скалы сложены гранитоидами Большепорожского комплекса серовато-розового цвета. У каждой скалы есть свое название: танцплощадка, висячий камень, шапка Мономаха и др.

Экскурсовод 4: В семи км от нашего поселка находится памятник природы «Сосновый носок». Он расположен на правом берегу реки Малый Кебеж. Памятник природы ботанического и ландшафтного характера. Представляет собой расположенный на вершине скальной гряды небольшой массив сосновых насаждений естественного происхождения в возрасте до 100 лет. Окружает массив низкогорный пихтарник с включениями кедра и осины. Сосна на прилегающих лесных площадях отсутствует.

Экскурсовод 5: Памятник природы «Ойское озеро» расположен на на южном склоне хребта «Кулумыс», отрога Западных Саян, бассейне реки Оленья речка. Озеро представляет собой замкнутую чашу, из которой вытекает ручей, являющийся истоком реки Оя. Высотная отметка озера 1416,2 м. Озеро является местом зимовки хариуса. По его берегам произрастают отдельными группами пихта, кедр, можжевельник.

Экскурсовод 1: Ребята, вам предстоит охрана памятников природы Ермаковского района. Но и сейчас Вы можете помочь сберечь уникальные уголки нашей природы, рассказав своим близким, знакомым об их красоте, неповторимости.

Я люблю тебя, младое племя,

но прошу – прислушайся ко мне:

не убей последнего тайменя,

пусть гуляет в темной глубине.

Не губи последнего болота,

загнанного волка пощади,

чтобы на земле осталось что-то,

от чего щемит в моей груди.

С. Куняев

III.Подведение итогов.

- Почему возникла необходимость в организации особоохраняемых территорий?

- Сформулируйте правила поведения, которые необходимо с Вашей точки зрения соблюдать на территориях, относящихся к особоохраняемым.

- Какова Ваша личная роль в деле охраны природы?

- Как Вы считаете, освобождает ли от ответственности незнание экологических правил?

IV. Домашнее задание

Составить отчет об экскурсии по плану:


  1. Место проведения экскурсии.

  2. Краткое описание памятников природы Ермаковского района.

  3. Составить словарь терминов: эндемики, реликтовые виды растений, ландшафт,

  4. Выводы по теме экскурсии.

Словесный

Инструктаж

Поисковая беседа

Наглядно-иллюстра-тивный

Сообщения учащихся

Заключительная беседа




Экскурсия «Первоцветы»

Цель экскурсии: формирование представлений учащихся о весенних явлениях в природе, особенностях роста и развития первоцветов.

Задачи экскурсии:

образовательная – познакомить учащихся с видовым разнообразием первоцветов, их морфологическими, экологическими особенностями;

развивающая - прививать навыки работы с определителем растений, умения определять семейства, выполнять исследовательские задания;

воспитательная - воспитывать навыки охраны растений и нормы поведения в природе, способствующие увеличению численности редких видов раннецветущих растений.

Оборудование: блокноты, простые карандаши, ручные лупы, , пинцеты, определитель растений, принадлежности для сбора гербария.

Маршрут экскурсии: Объектами данной экскурсии являются раннецветущие растения, растущие по обочинам дорог и в лесу. Время для проведения экскурсии выбирается так, чтобы встретить как можно больше цветущих видов, тогда она надолго запомнится каждому школьнику, будет в полной мере способствовать формированию эстетического восприятия природы.

Ход экскурсии:



Структура и содержание

Методы и приемы

I. Организационный момент

-организация группы экскурсантов,

- постановка целей экскурсии.

- знакомство с правилами ТБ при проведении, определение маршрута следования; экскурсии.

II. Экскурсия


    1. Фенологические наблюдения

- Какое сейчас время года? (Весна).

Послушайте строки из стихотворения Н. Заболоцкого о весне:

Падают, плавятся, льются

Льдинки, втыкаясь в сугроб.

Лужи, как тонкие блюдца,

Светятся около троп.

Пусть молчаливой дремотой

Белые дышат поля,

Неизмеримой работой

Занята снова земля.

- Подберите глаголы, обозначающие действия природы весной. (пробуждается, поет, журчит, тает , пригревает, оживает, зацветает).

- Определите состояние природы. (Показатели: температура, ветер, осадки, облачность, толщина снежного покрова и т.д.)

2. Вступительная беседа.

Природа, как сказочная птица Феникс, возрождается после зимних морозов. Начинает пригревать солнце, тает снег, на проталинах появляются первые цветущие травянистые растения – первоцветы. Большинство рано цветущих растений – эфемероиды, цикл развития таких растений завершается в короткое время. Первоцветы – это многолетние растения, цикл развития которых начинается с разрастания подземных побегов – корневищ, луковиц, клубней. Они служат хранилищами питательных веществ и именно за счет их ранней весной разрастаются и выносятся на поверхность почвы надземные побеги. Эфемероиды не боятся холода, и их ростки прекрасно чувствуют себя, даже будучи окруженные снегом. После появления на свет растения скоро зацветают, опыляются, образуют семена, начинают засыхать и уже к лету исчезают из растительного покрова.

Помимо эфемероидов ранней весной нас радуют своими цветками и такие растения-первоцветы, как медуница, мать-и-мачеха. Они не прячутся под землей до следующей весны с наступлением лета, а продолжают вегетацию до осени.

2. Индивидуальная работа учащихся.

Инструктивная карточка 1.

«Мать-и-мачеха обыкновенная»


  1. Определите экологические условия произрастания мать-и-мачехи.

  2. Определите морфологические признаки растения:

а) строение соцветия;

б) внешнее строение стебля;

в) внешнее строение листьев.

3. Определите семейство. Составьте диаграмму цветка.

4. Зарисуйте в тетради растение мать-и-мачехи и подпишите его части.

5. Определите черты приспособленности мать-и-мачехи к цветению ранней весной.

Инструктивная карточка 2.

«Ветреница»


  1. Определите экологические условия произрастания ветреницы.

  2. Определите морфологические признаки растения:

а) строение цветка;

б) внешнее строение стебля;

в) внешнее строение листьев.

3. Определите вид растения по определителю. Составьте диаграмму цветка.

4. Зарисуйте в тетради растение ветреницы и подпишите его части.

5. Определите черты приспособленности ветреницы к цветению ранней весной.

III. Заслушивание отчетов работы учащихся. Подведение итогов.

По обрывам, берегам, оврагам, обочинам дорог встречается мать-и-мачеха. В лесу окрестностей поселка встречается ветреница алтайская и ветреница енисейская. Эти растения зацветают раньше других. Ранней весной, когда еще деревья и кустарники не оделись листвой, поверхность почвы хорошо освещена солнцем, что способствует интенсивному протеканию фотосинтетических процессов. Кроме того, почва богата влагой, что благоприятно для развития первоцветов. Также повышается вероятность опыления цветков насекомыми.

IV. Домашнее задание

Составить отчет об экскурсии по плану:



  1. Место проведения экскурсии.

  2. Фенологические наблюдения.

  3. Описание внешнего строения растения.

  4. Выводы по теме экскурсии.

Словесный

Инструктаж

Поисковая беседа

Наблюдение

Рассказ с элементами беседы

Практическая работа

Заключите-

льная беседа




Техника безопасности

учащихся при проведении экскурсий
Согласовано УТВЕРЖДАЮ

Председатель профсоюза Директор МБОУ

«Танзыбейская СОШ» «Танзыбейская СОШ»

___________Н.Н. Шиколова _______А. М. Кильдибекова

Приказ №______ от

« » ________ 20__г.

« » ________ 20__г.

Инструкция №______

по технике безопасности для учащихся

на экскурсиях по биологии и экологии
Общие требования безопасности

1. На экскурсии допускаются учащиеся, не имеющие противопоказания по состоянию здоровья, и прошедшие инструктаж по технике безопасности.

2. Опасность возникновения травм:

- при переходе улиц и перекрёстков;



  • при сборе ядовитых растений;

  • при сборе ядовитых и опасных насекомых и животных;

  • при нарушении инструкции по ТБ

3. У руководителя экскурсии должна быть аптечка, укомплектованная необходимыми медикаментами и перевязочными средствами для оказания первой помощи пострадавшим.

4. Учебная экскурсия не должна превышать 45 минут.

5. Необходимо знать местные ядовитые растения и опасных ядовитых животных.

6. Иметь запас чистой питьевой воды.

7. Не пользоваться химическими растворами (серный эфир, хлороформ).

Требования безопасности перед началом занятий

1. Приготовить необходимые учебные принадлежности (папки, лопатки, булавки, коробки).

2. Внимательно выслушать инструктаж по ТБ при проведении экскурсии.

3. Получить учебное задание у руководителя.

4. Выходить из кабинета спокойно, не торопясь.

5. Одеваться соответственно погоде.

6. При жаркой солнечной погоде одеть головной убор.

7. Не начинать движение без указания учителя-руководителя.

8. Провести перекличку.

Требования безопасности во время занятий

1. Выполнять все действия только по указанию учителя.

2. Идти только по маршруту, указанному учителем, не нарушая правил дорожного движения при переходе улиц, перекрёстков.

3. Выполнять только работу, определённую учебным заданием.

4. Не делать резких движений, не трогать посторонних предметов.

5. Соблюдать порядок и дисциплину, провести повторную перекличку на месте.

6. Без разрешения учителя никуда не отлучаться.

7. Двигаться компактной группой, не теряя никого из виду.

8. Не пить воду из открытых водоёмов.

9. Не пробовать на вкус собранные растения.

10. Не выкапывать растения незащищёнными руками, пользоваться лопаточками.

11. Не ходить во время экскурсии босиком.



Требования безопасности в аварийных ситуациях

1. При плохом самочувствии или получении травмы сообщить об этом учителю .

2. При резком ухудшении погоды, по указанию учителя, немедленно прекратить занятия, вернуться в учебный кабинет.

Требования безопасности по окончании занятий

1. Проверьте присутствие всех своих товарищей.

2. Просмотрите свои записи в черновиках по результатам экскурсии.

3. Аккуратно сложите собранный материал в папки, гербарии и т.п.

4. Проверьте безопасность рабочего места.

5. Вымойте лицо и руки с мылом.

6. О всех недостатках, обнаруженных во время работы, сообщите учителю.
Заместитель директора по учебно-воспитательной работе ________О. А. Кайнова
Учитель биологии ______________________


Журнал инструктажа учащихся по технике безопасности

при организации и проведении туристических походов,

экспедиций и экскурсий


п/п

Фамилия, имя, отчество инструкти­руемого

Профессия (должность)

Дата

Содержание инструктажа с указанием названия инструкции

Фамилия, имя, отчество проводившего инструктаж, его должность

Подпись проводив­шего инструк-таж

Подпись получив-шего инструк-таж

Приме-чание




























При проведении инструктажа по технике безопасности с учащимися графа «Подпись получившего инструктаж» не заполняется.

Приложение 1

Методики определения развития и роста сосны
1. Определение возраста

Возраст растущих деревьев сосны можем довольно точно определить по мутовкам. Подсчитаем количество мутовок и для точности сделаем прибавку на 2 года, так как в самом раннем возрасте мутовок ещё не образуется. При подсчёте мутовок необходимо следить, чтобы не пропустить их в нижней части ствола, где сучья, образующие мутовку, уже отвалились и пеньки их заросли древесиной. Заросшие мутовки заметны по некоторому утолщению или рубцам на стволе. По мутовкам можно судить о том, как дерево росло в любой период его жизни. Например, какая высота у него была, допустим в десять лет, нам укажет расстояние от шейки корня до 8-й мутовки, в 15 лет расстояние до 13-й мутовки и т.д.

Однако, во-первых, подсчитывать возраст сосны по мутовкам легко до 30 – 50 лет, после указанного возраста нижние сучья мутовок отмирают и их трудно обнаружить; во-вторых, при благоприятных условиях увлажнения в летний период и тёплой продолжительной осени сосна может дать два прироста побега в год и образовать вторую мутовку. Возраст дерева наиболее точно можно определить путём подсчёта годичных слоёв древесины на срезе пня у шейки корня, так как вторично годичного кольца древесины в случае образования второго прироста побега не образуется.
2. Определение диаметра ствола.

Диаметр дерева, кроме специальной мерной вилки или скобы, можно точно определить при помощи рулетки путём измерения длины окружности ствола и деления её на число П = 3,14.


3. Определение средней длины хвои.

Определить среднюю длину хвои можно с помощью среднего арифметического значения:

Длина хвои = Сумма длин хвоинок/количество хвоинок

Для выведения среднего арифметического значения необходимо измерить не менее 20-30 хвоинок.



Приложение 2.

Определитель растений рода Ветреницы.

Род Ветреница – Anemone L.

Многолетние корневищные растения. Содержат ядовитое вещество анемол. Медоносы.



  1. Цветки белые или голубые ……………………………………………2

  1. Цветки желтые.

Ветреница енисейская - Anemone jenisseensis (Korsh) Kryl.

Высота 12-25 см. корневище горизонтальное, тонкое . Прикорневых листьев нет (или только один). Доли стеблевых листьев узкие:2,5 - 8 мм ширины. Цветки в числе 1-2 на коротких пушистых цветоножках. Леса, лесные опушки, поляны, кустарники.

2.Цветки белые или беловатые ………………………….. …………….. 3

0.Цветки светло-голубые (редко беловатые) или розовые, 15-22 мм в диаметре. Листочков околоцветника пять.



Ветреница голубая - Anemone cerulea DC.

Высота 15-25 см. Корневище горизонтальное. Стебель неветвистый. Цветки в числе 1-2. Листочки околоцветника горизонтально раскрытые. Декоративное. Сырые луга, кустарники, разреженные хвойные леса.

3. Цветки крупные, более 23 мм в диаметре, белые………………… 4

0. Цветки мелкие, до 15 мм в диаметре, беловатые листочки околоцветника в числе 5 (6), шириной 1 – 1,5 мм вниз отогнутые.



Ветреница отогнутая - Anemone reflexa Steph.

Высота 12-25 см. корневище горизонтальное. Прикорневые листья длинночерешковые. Листочки околоцветника белые, очень узкие, 6-7 мм длины, отогнутые вниз параллельно цветоножке. Леса, лесные поляны.

4. Листочков околоцветника 8-12 (обыкновенно 9).

Прикорневых листьев нет.



Ветреница алтайская - Anemone altaica Fisch.

Высота 2-23 см. корневище горизонтальное. Стебель не ветвистый. Цветки 25-40 мм в диаметре. Черешки листьев в 3-4 раза короче пластинки листа. Декоративное. Леса, лесные опушки, поляны, высокогорные лужайки.



    1. Листочков околоцветника 5 (6-7). При основании стебля имеется розетка прикорневых листьев (в числе 3 и боле) на длинных черешках.

Ветреница лесная - Anemone silvestris L.

Высота 15 – 40 см. Корневище вертикальное. Цветки одиночные. Цветочки околоцветника снаружи пушистые, белые. Завязи и орешки опушенные. Луговые степи, лесные поляны, сухие разреженные леса. Декоративное. Наружно цветки прикладываются как нарывное.




Приложение 3

Памятники природы Ермаковского района

сканирование003

«Каменный городок»


сканирование002

«Сосновый носок»



сканирование004

«Маралья скала»


сканирование005

«Озеро Ойское»


Список литературы:
1. Л. В. Байбородова, Т. В. Лаптева, Методика обучения биологии: Пособие для учителя. - М.: ВЛАДОС, 2003.

2. И. Н. Зверев, А. Н. Мягкова, Общая методика преподавания биологии: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1985.

3. В. И. Кузнецова, Уроки ботаники: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1985.

4. Т. Г. Смирнова, «Зимние явления в жизни растений», Биология в школе № 1, 2002.



5. «Экскурсия в лес», Биология в школе № 4, 2007.



Смотрите также:
Методическое пособие Для учителей и учащихся по биологии и педагогов дополнительного образования
391.4kb.
1 стр.
«автомотоцентр» практическое пособие для педагогов дополнительного образования
1161.65kb.
5 стр.
Учебное пособие Киров 2008 сто вопросов и ответов о животных кировской области учебное пособие
803.58kb.
6 стр.
-
3237.48kb.
13 стр.
Сборник упражнений по спортивному ориентированию Методическое пособие
193.21kb.
1 стр.
Конкурса методических разработок «Методическая шкатулка»
1027.71kb.
5 стр.
Организация учебно-тренировочного процесса по гандболу в спортивных секциях
374.57kb.
1 стр.
Методическое пособие организация дополнительного образования детей в клубе по месту жительства
135.76kb.
1 стр.
Конкурсы профмастерства учителей 21. 12. 08
460.21kb.
3 стр.
Примерная программа Открытого методического Дня для учителей и педагогов школ, удод г. Петрозаводска и республики в рамках республиканского проекта «Поддержка творческих инициатив обучающихся в системе образования рк»
49.09kb.
1 стр.
Методическое пособие для педагогов психологов и воспитателей организация индивидуальной и групповой коррекционно развивающей работы
924.06kb.
6 стр.
Конкурса педагогов дополнительного образования «Сердце отдаю детям»
50.03kb.
1 стр.