Главная
страница 1страница 2страница 3


МУ «Информационно – методический центр»

исполнительного комитета Мамадышского муниципального района

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Таканышская средняя общеобразовательная школа»

Учебно-методическое пособие

«Научно-исследовательская работа с учащимися»


j0301076

Мамадыш 2012


Печатается по решению методического совета МУ «Информационно - методический центр» исполнительного комитета Мамадышского муниципального района


Составитель:

Иванова Зульхия Галаутдиновна- учитель химии

МБОУ «Таканышская СОШ» Мамадышского муниципального района РТ , 2012г. С. Нижний Таканыш.


Учебно-методическое пособие «Научно-исследовательская работа с учащимися» (из опыта работы учителей)- 2012, 41 с.

Брошюра адресуется учителям общеобразовательных школ, руководителям школьных научных обществ, учащимся занимающихся исследовательской деятельностью.



Оглавление: стр.

Пояснительная записка. 4

1. Как организовать исследовательскую работу учащихся 5

2.Защита результатов исследования. 8

3.Исследовательсие работы учащихся школы

3.1.Исследовательская работа: «Метрические записи мечетей» 11

3.2.Исследование влияния солей тяжелых металлов на прорастание семян пшеницы. 17

3.3.Влияние янтарной кислоты на урожайность картофеля. 26

3.4.Содержание крахмала в различных сортах картофеля. 29

3.5.«Как я представляю прошлое, настоящее и будущее татарского народа» 35

8.Литература 40

9.Рецензия 41




Пояснительная записка.

Данное пособие адресовано учителям общеобразовательных школ. Пособие будет полезным руководителям научно-исследовательских работ учащихся и учащимся занимающихся исследовательской работой. В пособии даются методические материалы организации исследовательской работы учащихся и несколько работ выполненных учащимися нашей школы.

Основная и очень ответственная задача школы – раскрыть индивидуальность ребёнка, помочь ей проявиться, развиться. Ведь все дети разные по своим интересам, способностям, характеру, степени развития, и всем нужен особый подход.

Всем известно, что способности проявляются и развиваются в деятельности. Согласно личностно-ориентированному подходу наибольший вклад в развитие человека вносит та деятельность, которая соответствует его способностям и склонностям.

Цель личностно-ориентированного обучения состоит в создании системы психолого-педагогических условий, позволяющих в едином классном коллективе работать с ориентацией не на «усреднённого» ученика, а с каждым в отдельности с учётом индивидуальных познавательных возможностей, потребностей и интересов.

Для реализации целей личностно- ориентированного подхода нужно много работать во внеурочные время. В последние годы в нашей школе большое внимание уделяется на вовлечение учащихся в исследовательскую и проектную деятельность. Сначала учащимся, когда начинают изучать данный предмет, нужно дать индивидуальные домашние задания, такие как, подготовить сообщение или доклад. Потом уже дать более сложное задание, написать реферат, по какой-нибудь теме. А уже с теми учащихся, которые смогут заняться более серьезной работой, готовим научно-исследовательские работы к школьному конкурсу.

Занятие исследовательской работой дает учащимся развивать умение работать с разными источниками знаний, найти в них нужное. Обобщить эти знания, умение ставить эксперимент и делать правильные результаты исходя из результатов. К тому же готовясь к защите своей работы, дети учатся держать себя перед аудиторией и защищать свои мнения.
1.Как организовать исследовательскую работу учащихся.

Под исследовательской деятельностью в целом понимается такая форма организации работы, которая связана с решением учащимися исследовательской задачи с неизвестным заранее решением.



К элементам исследовательской деятельности относятся:

1. Методы исследования.

2. Наличный экспериментальный материал.

3. Интерпретация данных и вытекающие из них выводы.



Научно-исследовательская деятельность – это вид деятельности, направленный на получение новых объективных научных знаний.

Учебно-исследовательская деятельность – это деятельность, главной целью которой является образовательный результат, она направлена на обучение учащихся, развитие у них исследовательского типа мышления, путь повышения эффективности усвоения учащимися знаний, умений и навыков, способ профориентации и начальной профессиональной подготовки

Задачи организации исследовательской деятельности школьников:

- научить учащихся самостоятельному поиску необходимой информации;



- подготовить школьников к работе индивидуально, в парах, в группах по теме исследования;

- способствовать формированию у учащихся аналитических способностей, а также способностей обобщать и обсуждать полученные факты, самостоятельно осмысливать проблемы;

-создать условия для усвоения школьниками системы способов исследований, применяемых в базовых науках, и овладению ими методикой исследовательской деятельности;

-подготовить одаренных учащихся к участию в творческих конкурсах, предметных олимпиадах и ученических научно-практических конференциях, т.е. к самоактуализации, самореализации и самопрезентации.

-подготовить одаренных учащихся к участию в творческих конкурсах, предметных олимпиадах и ученических научно-практических конференциях, т.е. к самоактуализации, самореализации и самопрезентации.

Принципы включения школьников в исследовательскую деятельность:

- добровольность;

- научность деятельности;

- общественно-полезная направленность коллективной и индивидуальной исследовательской деятельности школьников;

- учет психологических особенностей школьников, включенных в исследовательскую деятельность;

- связь исследовательской деятельности учащихся с будущей профессией;

- непрерывность, преемственность

- личностно-деятельностный подход к организации исследовательской работы школьников.

Обычно на такие работы быстро включаются дети, у которых сильно развиты творческие способности. Их легко можно увидеть по их чертам характера и поведению. Универсальные черты творческой личности:

-наблюдательность;

- способность видеть вещи с необычной стороны;

- стремление выразить ту истину, которую другие обычно не замечают;

- независимость в суждениях;

- готовность прилагать усилия ради нового знания;

- высокие умственные способности и хорошая память;

- умение удерживать в голове большое количество идей и сопоставлять их и др.

Эти дети более автономны, независимы, менее конфортны и социально адаптируемы, чем другие;

повышенная чувствительность к своим подсознательным мотивам, фантазиям, импульсам;

богатство внутреннего мира, дающее богатство внутренних переживаний;

большой диапазон реакций, как разрушительных, так и созидательных;

объективная внутренняя свобода личности и т.д.

Типы исследовательских работ школьников:

творческие работы;

реферативные работы;

отчеты об экспедициях и поездках;

учебно-исследовательские работы;

исследовательские работы;

комплексные работы.

Программа исследования и ее основные компоненты:

Тема исследования

Актуальность исследования

обоснования актуальности темы

Объект исследования

Предмет исследования

Цель исследования

Задача исследования

Гипотеза исследования

Методы исследования

Проблема исследования

Проблема исследования – это нечто неизвестное в науке или практике, требующее поиска новых знаний о действительности. Ставя проблему, исследователь отвечает на вопрос: «Что надо изучать из того, что ранее не было изучено?». Проблема возникает в результате появившегося противоречия между знанием и незнанием.

Тема исследования выбирается с учетом актуальности и недостаточной проработанности конкретной заявленной проблемы. Она должна отражать процесс движения от известного к новому. Формулировка темы отражает соприкосновение нового и старого, то есть динамику научного знания. Обоснование актуальности исследования предполагает ответ на вопрос «Почему данную проблему нужно в настоящее время изучать?». Актуальность исследования определяется такими факторами, как:

социальная потребность (потребность общества, то есть потребность большинства людей) в решении рассматриваемой проблемы;

необходимость поиска новых теоретических знаний, относящихся к изучаемому явлению;

потребность в новых данных и т.д.

Объект исследования – пространство (область), в границах которого будет проводиться исследование. Определяя объект исследования, следует дать ответ на вопрос: что рассматривается?

Предмет исследования – обозначает тот аспект исследования, относительно которого будет получено новое знание. Предмет исследования дает представление о том, как рассматривается объект именно в данном исследовании, этим исследователем.

Задача исследования – желаемый результат деятельности за намеченный интервал времени и характеризующийся набором количественных данных или параметров этого результата. Задачи должны последовательно раскрывать цель и в сумме своей должны быть адекватны этой цели, то есть их последовательное решение должно обеспечить достижение поставленной цели. Для того, чтобы сформулировать задачи исследования, необходимо ответить на вопрос: что нужно сделать, чтобы цель была достигнута?

Гипотеза исследования – предположение, которое формулируется на основе предварительного анализа проблемы и, которая является базовой формой представления проблемы в ясных, четких терминах, что делает возможной ее проверку.

Метод исследования – это совокупность способов и приемов развития научного знания.

Основные этапы исследовательской деятельности школьников.

1.Определение проблемы.

2.Выбор темы исследования, планирование, собственная организация работы, регулирование и анализ выполняемой деятельности.

3.Обзор состояния проблемы, нахождение, переработка и использование необходимой информации, получение данных для дальнейшего исследования и обработки. Выбор или разработка методики исследования.

4.Анализ полученных результатов, обработка материала, выводы и умозаключения, логическое изложение полученных результатов.

5.Оформление работы.


2.Защита результатов исследования.

Следует помнить, что на все выступление отводится не более 5–7 минут. По регламенту можно рассчитывать дополнительно на 1–2 минуты, но не более. Ни о теме (ее уже объявили), ни о том, что было прочитано (список литературы), говорить не следует. Защита ни в коем случае не должна сводиться к пересказу всего содержания работы. Если вы не сумели заинтересовать аудиторию за отведенное по регламенту время, его продление только усилит непонимание и раздражение слушателей.

Подготовку доклада лучше всего начать с продумывания его структуры. Четкое и ясное представление о работе у самого докладчика – залог понимания его аудиторией. Доклад можно разделить на 3 части, состоящие из отдельных, но связанных между собой блоков.

Первая часть, по сути, кратко повторяет введение исследовательской работы. Здесь обосновывается актуальность выбранной темы, описывается научная проблема, формулируются задачи исследования и указываются его основные методы. Для того чтобы ваш доклад вызвал интерес аудитории, очень важно правильно настроить слушателей с самого начала вашего выступления. Существует несколько способов привлечения внимания аудитории, вот некоторые из них: вы можете начать выступление с приведения примера, интересной цитаты, образного сравнения предмета выступления с конкретным явлением, с истории, случая, задания проблемы или оригинального вопроса.

Во второй части, самой большой по объему, вам нужно представить содержание глав. Особое внимание комиссия обращает на итоги проведенного исследования, на личный вклад в него автора. Поэтому не забудьте после краткого изложения содержания глав реферата отдельно подчеркнуть, в чем состоит новизна предлагаемой вами работы, это могут быть использованные, впервые по отношению к данному материалу методики, достигнутые вами результаты исследования.

При изложении основных результатов можно использовать заранее подготовленные схемы, чертежи, графики, таблицы, видеоролики, слайды, видеофильмы. Демонстрируемые материалы должны оформляться так, чтобы они не перегружали выступление и были видны всем присутствующим в аудитории.

В третьей части целесообразно кратко изложить основные выводы по результатам исследования, не повторяя тех выводов, которые уже были сделаны в ходе изложения содержания по главам. Постарайтесь в заключении создать кульминацию выступления, предложите слушателям поразмышлять над проблемой, покажите возможные варианты дальнейших исследований, используйте цитату по теме реферата известного ученого.

Особое внимание обратите на речь докладчика. Она должна быть ясной, грамматически точной, уверенной, выразительной. Если докладчик старается говорить быстро, проглатывая окончания слов, тихо, невнятно, то качество его выступления снижается. Спокойное, последовательное и хорошо аргументированное изложение материала импонирует слушателям. Но использование научного стиля отнюдь не означает пренебрежения к использованию образных сравнений, контрастов, необычных фактов, позволяющих удерживать внимание аудитории.
Советы при защите проекта.


  1. Тема выступления должна быть четкой и ясной, прежде всего для тебя.

2. Выясни, перед какой аудиторией тебе придется выступать, старайся говорить так, чтобы твой язык был понятен слушателям, обращайся к их воображению, опыту и интересам.

  1. Не заучивай выступление наизусть, но и не читай его по бумажке, говори только о том, в чем ты хорошо разбираешься. Можешь заглядывать в конспект, но зачитывай только цитаты.

3.Говоря, обращайся к людям, а не к залу: поочередно то к одному, то к другому - это сделает твое выступление естественным и непосредственным, но не обращайся все время к одному и тому же человеку, переводи взгляд на новые лица, задерживаясь на каждом из них не более, чем на 10-15 секунд.

4.Не думай о жестах и мимике, лучше сосредоточься на том, что ты хочешь сказать, выражение твоего лица и движения рук должны естественно сопровождать твое выступление, а не представлять собой самостоятельную пантомиму.

5.Говори спокойно, не спеши: помни, что перед слушателями стоит трудная задача: усвоить и переварить новую информацию, помоги им услышать и понять то, что ты считаешь важным.

6.Говори с трибуны так, как обычно разговариваешь с друзьями, которых ты ценишь и уважаешь. Помни, что людей больше интересует, ЧТО ты хочешь сказать, а не КАК ты будешь говорить.

7.Не стесняйся обратиться за советом, если у тебя есть вредные привычки, от которых ты не можешь избавиться, обратись за помощью к другу, в чьей доброжелательности ты не сомневаешься. Не бойся критики.


  1. Исследовательские работы учащихся школы

3.1. Исследовательская работа: «Метрические записи мечетей»

Проект выполнен членом НОУ «Поиск» Аглямзяновым Ниязом учеником 10 класса Руководитель: Аглямзянова Римма Фатхинуровна, учитель татарского языка и литературы.

ВВЕДЕНИЕ

Тема трех единств: религии, общества и государства, представляется поистине необъятной и по отдельности, и в их весьма сложном и неоднозначном взаимодействии в современном мире. Влияние религии на людей несомненно, значит и общество воспринимает это воздействие. В свою очередь, в большей или меньшей степени от общества зависит позиция государства, устанавливающего законодательным путем положение и условия деятельности религиозных организаций, поскольку обязанность государства состоит в том, чтобы обеспечить реализацию права граждан на свободу религии, свободу совести и убеждений, при этом не допустить использования религии в противозаконных целях, во вред национальной безопасности страны, правам других людей.

Религия она повышает духовный потенциал и укрепляет нравственные устои общества, создает крепкие основы для повышения уровня воспитания и образования, комплексной подготовки гармонично развитых, высокообразованных и высоконравственных личностей, а также достижение взаимоуважения и согласия. Ведь именно такое общество и является фундаментом крепкого государства.

В моем воспитание мусульманская религия сыграла очень большую роль. Именно она помогла воспитать во мне духовно – нравственного человека. А эта исследовательская работа открыла мне другие стороны деятельности мечети.

Основной целью исследования является изучение метрических книг мечети и их развитие до настоящего времени.

Задачи:


- исследование создания, введения и развития метрических книг;

- выявить их особенные черты (сравнение до прихода Советской власти и в наше время);

- исследование метрической книги дореволюционного периода с 1901 по 1917 годы.
Глава 1. Исследование создания, введения и развития метрических книг.

Во второй половине XIX – начала XX столетий, в условиях резко возросших среди мусульманского населения миграционных процессов из села в город и в целом по стране, а также в связи со значительным ростом городского населения, усложненности функционирования мусульманской общины, отсутствия паспортной системы, содержавшие ценную информацию метрические книги были крайне необходимы самим мусульманам.



Метрическая книга представляет собой совокупность хронологических записей о рождении, браке и смерти по установленной форме. Это реестр актов гражданского состояния. Сами муллы нуждались в ведении метрических книг, прежде всего, для осуществления своих обязанностей в сфере семейно-брачных и наследственных дел. Поэтому, ведение метрических книг мусульмане рассматривали как важный элемент автономии. Первым светским узаконением был указ Петра I от 1702  «О подаче в Патриарший духовный приказ приходским священникам недельных ведомостей о родившихся и умерших».

В 1828 году было установлено в качестве обязательного ведение метрических книг для мусульман. По существу, это явилось узаконением уже существовавшей практики. Все метрические книги велись духовными лицами. Сначала в 1828 году для Оренбургского магометанского духовного собрания (ОМДС), затем в 30-е гг. XIX в. для Таврического магометанского духовного правления, а в середине 1860-х гг. – для суннитского и шиитского вероисповеданий в Закавказье. Метрические книги в соответствии со ст. 3 Указа 1828 г. велись на татарском языке, «если имамы не знают русского». Анализ большого количества метрических книг ведомства ОМДС показывает, что подавляющее большинство метрических книг велось на татарском языке. Книги состояли из трех тетрадей. Первая - «назаписку родившихся», где фиксировались время рождения младенцев мужского и женского пола, а также имена родителей. Вторая - «назаписку бракосочетаний и расторжения брака», где фиксировались имена супругов, имена их родителей и вакилей - свидетелей, время и брачные дары, имя совершившего Никах духовного лица, а также «в их книгах должно быть записываемо и расторжение браков, так, чтобы видно было: когда, кем, по какому поводу и на каком основании оно учинено». Третья книга называлась «назаписку умерших» - для записи фактов смерти лиц обоего пола. Раздел о смерти содержит сведения об имени и фамилии, имени родителей и месте захоронения, но это стало делаться значительно позже. Раньше писали только год и имя. В конце каждой книги подводились годовые итоги.



Глава 2. Особенные черты метрических книг.

Как в книгах мечетей, так и в церковных книгах есть демографические таблицы, где обязательно указывалось, сколько человек родилось, умерло, сколько сочеталось браком. В православных метриках это делалось более подробно – фиксировалось, от каких болезней умерли, возраст усопшего. Таким образом, метрическая книга - эта не только источник для изучения своей родословной, но и важный источник для изучения демографической ситуации. Если православные метрики велись на русском языке, то магометанские – на старо-татарском, на основе арабской графики.

В проекте «Положения об управлении духовными делами мусульман Российской империи», принятом четвертым мусульманским съездом (июль 1914 г.), подобные обязанности мусульманского духовенства были записаны в нескольких пунктах. Один из пунктов гласил, что «совершение брачных и бракоразводных между мусульманами обрядов предоставляется исключительно духовным лицам» (§ 21). В другом параграфе было сказано: «приходское духовенство …обязывается вести книги метрические: о новорожденных, умерших, сочетавшихся браком и разведенных, с включением в книги и брачных договоров по правилам и формам, утвержденным правительством. Равным образом, чины приходского духовенства обязаны вести по утвержденной форме общие списки всем мусульманам, принадлежащим к приходу или отдельному мечетскому обществу.

Весной 1918 г. был издан декрет о правилах ведения актов гражданского состояния, по которому ведение метрических книг изымалось у мусульманского духовенства и передавалось в местные органы Советов. Хотя указ о передаче метрических книг в ведение органов местного самоуправления датируется началом 1918 г., военные действия с началом гражданской войны несколько отсрочили практическую реализацию этого декрета. Только в 1922 г. стали признаваться законными лишь те метрические книги, которые находились в ведении советских учреждений. И хотя мусульманское духовенство еще некоторое время продолжало вести метрические книги, они уже не имели легитимный характер. Более того, практический запрет норм шариата, а также репрессии и физическое уничтожение представителей мусульманского духовенства, начавшееся с конца 20-х гг., подвели итоговую черту под сужением сферы компетенции религиозных институтов и мусульманского духовенства до сугубо обрядовых действий.

В Уфе собраны метрики по всем мусульманам территории бывшей Российской империи, так как в Уфе находилось и находится Центральное Духовное Управление мусульман (ЦДУМ). Документы, которыми располагают фонды Центрального государственного исторического архива Республики Башкортостан (ЦГИА РБ), в 295 фонде, фонде Оренбургского магометанского духовного управления уникальны. Собранные документы, в частности, метрические книги, которые охватывают историю мусульманских приходов, то есть обыкновенных деревень: татарских, башкирских деревень, начиная от Варшавы и кончая Сахалином. В этих фондах можно найти материалы всех регионов бывшей Российской империи".
Глава 3. Особенности книги Казанской губернии, Мамадышского уезда, деревни Кабыкъ – Купер, Шемякъ.

Мечеть является структурной единицей Духовного Управления Мусульман Республики Татарстан, и внесен в регистр ДУМ РТ под регистрационным номером № 1025. Он осуществляет свою деятельность в соответствии:

- с откровением Всевышнего Аллаха - Кораном;

- с сунной Пророка Мухаммеда;

- с нормами Шариата.

В гражданских правоотношениях Приход осуществляет свою деятельность на основе соблюдения Конституций и действующих законодательств РФ и РТ, Устава ДУМ РТ и настоящего Устава мечети. Он имеет круглую печать, штампы, собственную символику, бланки и другие атрибуты своего наименования на татарском, русском и арабском языках.

В мои руки попалась историческая ценность - метрическая книга мечети Казанской губернии, Мамадышского уезда, деревни Кабыкъ-Купер (Шемякъ), которая велась с 1901 – 1917 годы. Книга до сегодняшнего времени хранилась в архивах Муниципального сельского поселения деревни Шемяк. (Приложение №1)

В этой исследовательской работе, мною были изучены структура, содержание, инструкция ведения метрической книги.

В обложке метрической книги расположены реквизиты: регистрационный номер, наименование журнала, адрес, где велся метрический журнал, год ведения. Метрическую запись мечетей контролировало и регулировало Оренбургское Магометанское Духовное Собрание. (Приложение № 2)

В каждом журнале имеются разделы о бракосочетавшихся, родившихся, умерших и бракоразводных. Интересен тот факт, в разделе бракоразводных записей меньше, чем бракосочетавшихся (в «Коране» разводы не одобряются, хотя и запрета на них тоже нет). (Приложения № 3,4)

Журнал содержит в себе ведомость. В ведомости есть подписи имамов сдавших деньги за браки и метрики по окончанию года. Деньги за изготовление метрических книг была установленной, а сдавших деньги за браки отдавалось имамами мечети, то есть не регулировалась. Напротив подписей имамов ставились подписи чиновников и приставов в принятии ими денег за браки и метрики по окончанию года. Все данные скреплялись сургучной печатью Оренбургского Магометанского Духовного Собрания. (Приложение № 5)

В последней странице журнала имеется инструкция ведения метрической записи, так же установленная Оренбургским Магометанским Духовным Собранием. (Приложение № 6)

Формуляр книги печатался в типографии товарищества «КАРИМОВЪ, ХУСАИНОВЪ И КО», в г.Уфе.

Книга написано на старо – арабском языке, поэтому полный перевод представляет некоторые сложности.

После издания декрета о правилах ведения актов гражданского состояния, по которому ведение метрических книг изымалось у мусульманского духовенства и передавалось в местные органы Советов, книга завершила свое историческое развитие. Ее передали в местные органы Советов деревни Шемяк.

А на сегодняшний день ведется ли работа по этому направлению в мечетях.

Чтобы ответить на этот вопрос, я посетил мечеть «Иман нуры» г. Мамадыш. Наиль хазрат дал исчерпывающие ответы на мои вопросы. Оказывается, и сегодня в мечетях ведутся некоторые метрические записи мусульман – выдаются свидетельства о рождении, о Никахе, записываются имена умерших. Все записи вносятся в компьютер.

В заключении мне хочется отметить:

1. Выполняя эту работу, я узнал об особенностях создания, ведения и развития метрических книг.

2. Научился работать с архивными документами.

3. Более подробно узнал о деятельности мечетей.

Список использованной литературы



  1. Свод законов Петра I

  2. Устав прихода ( мечети).

  3. Проект «Положения об управлении духовными делами мусульман Российской империи», принятом четвертым мусульманским съездом (июль 1914 г.)

  4. Метрическая книга мечети Казанской губернии, Мамадышского уезда, деревни Кабыкъ – Купер, Шемякъ, 1901- 1917 годы.

  5. Салахова. Статья “ Метрические книги НА РТ”, журнал “ Отечественные архивы”, №3, 2009 г.

Приложение №1 Приложение №2



pict0069 pict0056

Приложение №3,4



pict0062 pict0052

Приложение №5



pict0060 pict0065

следующая страница >>
Смотрите также:
Учебно-методическое пособие «Научно-исследовательская работа с учащимися»
549.88kb.
3 стр.
Учебно-методическое пособие. Под общей ред
4206.31kb.
24 стр.
Учебно-методическое пособие для семинарских занятий, самостоятельной работы, контрольных работ специалистов очной и заочной форм обучения
129.08kb.
1 стр.
Учебно-методическое пособие Ижевск 2012 резьбовые соединения учебно-методическое пособие Ижевск 2012 (075)
420.54kb.
3 стр.
Учебно-методическое пособие для курсового проектирования Барнаул 2009 (072) Скребковые конвейеры: Учебно-методическое пособие для курсовогоо проектирования / Сост.: И. Л. Новожилов, В. Н. Самородова, Барнаул, 2009. 25 с
403.45kb.
2 стр.
Учебно-методическое пособие москва военное издательство 1987
961.99kb.
6 стр.
Учебно-методическое пособие Краснодар: Кубанский гос ун-т, 2004, 104 с
61.49kb.
1 стр.
Учебно-методическое пособие г. Черняховск 2009 год
270.88kb.
1 стр.
Учебно-методическое пособие по неорганической химии Барнаул 1999
526.62kb.
3 стр.
Научно-исследовательская работа учащихся Методическое пособие для учащихся
248.65kb.
1 стр.
Учебно-методическое пособие Санкт-Петербург 2007 ббк г
1412.38kb.
8 стр.
Учебно-методическое пособие для семинарских занятий, самостоятельной работы, контрольных работ специалистов и бакалавров очной и заочной форм обучения
925.04kb.
6 стр.