Главная
страница 1
Формирование творческих способностей младших школьников на уроках в системе развивающего обучения Л. В. Занкова как одно из условий успешности обучения

Автор: учитель начальных классов Давыдова Н.В.

В соответствии с концепцией модернизации Российского образования «школа в широком смысле этого слова должна стать важнейшим фактором формирования новых жизненных установок личности, рассмотрение предметных знаний и умений, как средства их достижений и развитие креативных способностей и воображения учащихся, индивидуализацию их образованияс учетом интересов и склонностей к творческой деятельности».

Возрастающая потребность общества в людях, способны творчески подходить к любым изменениям, нетрадиционно и качественно решать существующие проблемы, обусловлена ускорением темпов развития общества и, как следствие, необходимостью подготовки людей к жизни в быстро мняющихся условиях. Чем настоятельнее потребность общества в творческой инициативе личности, тем острее необходимость перехода на решение стратегических задач современного образования, которое заключается в предоставлении возможности всем учащимся проявить свои таланты и творческий потенциал, подразумевающий возможность реализовать личные планы. В связи с этим встал вопрос об организации активной познавательной и созидательной деятельности учащихся, способствующей накоплению творческого опыта младших школьников, как основы, без которой самореализация личности на последующих этапах непрерывного образования становится малоэффективной.

Для проведения исследования был выбран класс, обучающийся по развивающей программе Л. В. Занкова, напрвленной на формирование творчески мыслящей личности, развитие у всех детей, в том числе и у слабых, устойчивого интереса к знаниям и потребности в их самостоятельном поиске, на учение без принуждения, которое несет радость и желание обучения.

На сегодняшний день актуальна проблема поиска средств развития мыслительных способностей, связанных с творческой деятельностью младших школьников, как в коллективной, так и в индивидуальной форме обучения. Современная школа должна подготовить человека думающего и чувствующего, который не только имеет знания, но и умеет творчески использоватьэти знания в жизни. Творчество – не всплеск эмоций, оно неотделимо от знаний и умений. Способность и готовность к творчеству должно стать чертой личности человека, креативностью (от латинского – «сотворение»). Поэтому в деле воспитания и образования понятие «творчество» обычно связано с понятиями «способности», «развитие», «одарённость». В творчестве осуществляется самоуважение, самораскрытие личности ребенка, акт не всегда вполне сознаваемый, но всегда характеризующийся высоким накалом положительных эмоций, подъёмом нравственных и физических сил, мобилизацией всех необходимых знаний, усвоенных ранее, стремлением отдать любимому делу самое ценное, на что он способен, - даже тогда, когда самому автору мнится, будто он действует только для себя. Не это ли состояние мы называем вдохновлением? Овладение языком, речью – необходимое условие формирования социально активной творческой личности. Важность развития связной речи заключается в том, что она затрагивает всю совокупность межличностных отношений, в которые вступает школьник.
Научиться хорошо и правильно выражать свои мысли в устной и письменной форме, уметь убедительно, ярко говорить и писать необходимо каждому. Поэтому одной из наиболее главных задач на современном этапе обучения учащиеся считаю развитие речи. Недостаточное владение речью является объективной причиной, которая не дает возможности свободно участвовать в жизни общества. Поэтому решение данной проблемы я вижу в организации процесса обучения через развитие творческого мышления, воображения и творческих способностей учащихся. Без сомнения, основной базой для достижения этой задачи являются уроки литературного чтения и русского языка. Здесь дети учатся говорить, слушать, сочинять, рассуждать, доказывать.

Для того чтобы достичь желаемого результата надо создать условия для развития творческих способностей младших школьников.



  1. Изменение роли ученика. Изменение роли ученика, согласно которой он должен стать активным участником познания, имеющим возможность выбирать, удовлетворять свои интересы и потребности.

  2. Комфортная психологическая обстановка. Важен благоприятный психологический климат в ученическом коллективе, царящий в том случае, когда создана атмосфера доброжелательности, заботы о каждом, доверии и требовательности.

  3. Создание внутренней мотивации учения с установкой на творчество, высокой самооценки, уверенности в своих силах. Только на их основе возможно успешное развитие способностей.

  4. Корректная психологическая помощь ребенку. Ненавязчивая, умная, доброжелательная помощь (а не подсказка) взрослых. Нельзя делать что-либо за ребенка, если он может сделать сам.

  5. Сочетание разнообразных форм работы. Оптимальное сочетание фронтальных, групповых, индивидуальных форм работы на уроке.

  6. Межпредметность. В процессе решения творческх задач необходимо использоватьзнания из разных областей. И чем сложней задача, тем больше знаний следует применить для ее решения.

  7. Сосдание ситуаций успеха. Задания творческого характерадолжны даваться всему классу. При их выполнении оценивается только успех. В каждом ребенке учитель должен видеть индивидуальность. Не стоит готовить творческие задания для наиболее способных учащихся и предлагать их вместо обычных заданий, которые даются всему классу.

  8. Самостоятельность выполнения творческого задания. Необходимы сложные, но посильные для детей творческие задания, которые стимулируют интерес к творческой деятельности и развивающие возможности.

  9. Разнообразие творческих заданий, как по содержанию и формам, так и по степени сложности. Оптимальное сочетание творческих и обычных учебных заданий содержит богатые развивающие возможности.

  10. Последовательность и системность в развитии творческих способностей младших школьников. Эпизодический характер творческих упражнений не способствует активизвции творческой деятельности учащихся, следовательно, недостаточно эффективно отражается на развитии творческих заданий.

Учитель может достичь желаемого резельтата лишь в том случае, если он сам как личность не чужд творчеству, созиданию, постоянному поиску.

Полностью согласна с высказыванием Л.Н.Толстого в том, что «Если ученик в школе не научится ничего творить, то в жизни он всегда будет только подражать…». Научить малыша переживать услышанное, воссоздавать в воображении картины художников слова, превращать образы в слова и тогда его речь станет ясной и яркой. Чтобы достичь этого, использую в своей работе комплексные методы, соединяющие различные виды деятельности – учебу и игру. Игра дает простор детской фантазии, поощряет самостоятельность; проявляется образное мышление ребенка, мир его чувств, фантазии и творчества. Особенно это важно на первых этапах обучения ребенка.

Деятельность учащихся и учителя связана с противоречиями в развитии речи и творческих способностей школьников. Так, в данном случае, по мере деятельности, направленной на управление успешностью обучения учащихся и развитием творческих способностей, учитель сталкивается с общими противоречиями между:


  • Традиционными методами и приемами обучения младших школьников и необходимостью внедрения новой, прогрессивной системы обучения, реально необходимой на современном этапе развития общества;

  • Имеющимися у младших школьников знаниями, умениями и навыками, полученными на уроках и реальным уровнем творческого развития;

  • Необходимостью формирования прочных знаний, умений и навыков и дефицитом учебного времени.

Считаю, что своей системой работы я разрешаю эти противоречия.

Поскольку творческая деятельность предполагает наличие у детей литературно-творческих умений, необходима специальная система упражнений и заданий, которая позволила шаг за шагом формировать умение выполнять творческие задания.

В зависимости от вида творческой деятельности можно выделить 4 группы методов и приемов, которые нацелены на стимулирование творческой активности младших школьников и развитие творческих способностей на уроках литературного чтения:

1. Словесное развертывание образов произведения.

2. Театральная творческая деятельность.

3. Изобразительная творческая деятельность.

4. Музыкальная творческая деятельность.
Словесное развертывание образов произведения на уроках литературного чтения

При работе с художественными текстами основным будет метод творческого чтения, направленность которого выражается прежде всего в стремлении сделать чтение актом сотворчества с создателем текста. Другой стороной этого метода является развитие способности к творческому самовыражению в процессе интерпретации прочитанного при выполнении разнообразных работ творческого характера с текстом. Целью данного метода является активизация художественного восприятия как в начале изучения произведения так и после анализа. Созданные фантазией во время чтения образы, являются результатом творческой активности читателя и стимулируют словесное творчество. Оно может быть представлено высказыванием впечатлений о прочитанном, воспоминаниями о подобном случае из своей жизни, придумыванием продолжения, словесным рисованием картин, творческим пересказом. Творческое чтение – основа формирования высокого художественного вкуса и им движет любознательность. Методические приемы, обеспечивающие реализацию метода творческого чтения: выразительное чтение, комментированное чтение, творческие задания, постановка на уроке учебной проблемы.

Вопросу развития выразительного чтения придается огромное значение, т.к. выразительность основанная на вдумчивом анализе текста содействует глубокому пониманию произведения, эпизода, фразы, а также способствует развитию творческого чтения.

Что же нужно знать и уметь, чтобы научиться читать выразительно?



  1. Необходимо владеть техникой выразительной речи, т.е. голосом, дыханием, дикцией.

  2. Уметь определять для себя задачу чтения, т.е. точно понимать, какие чувства и мысли хотим передать слушателям.

  3. Уметь применять интонационные средства выразительности в точном соответствии с задачей чтения.

  4. Соблюдать законы жанра – произведения разного жанра читаются по-разному, нельзя использовать одни и те же средства речевой выразительности при чтении басни, юмористического рассказа и т.п.

Чтобы чтение учащихся было выразительным, нужно им помочь в выборе и использовании средств художественной выразительности (метафоры, эпитеты, олицетворение, сравнение) и средств звуковой выразительности (голос, интонация, темп, паузы, мелодика, логическое ударение).

Так, изучая тему «Скороговорки», предлагаю ученикам упражнения для развития силы голоса (читаем громко, еще громче, тише, еще тише), выбора интонации, логического ударения.

Главное средство речевой выразительности интонация. При чтении художественного произведения интонация возникает после осмысления текста, понимания замысла и намерения автора, осознанного отношения к героям, их поступкам и событиям. Вот некоторые задания:

- передай в тексте радость, возмущение, гордость, печаль;

- прочитай отрывок, передавая голосом страх, удивление, огорчение;

- прочитай предложение с разной интонацией.

Ребята с удовольствием работают, пробуют различные интонационные окраски и выбирают для себя именно ту, которая им ближе по смыслу или которую легче удается передать. Таким образом, одно и то же произведение каждый ученик читает с разным чувством, присущим только его сегодняшнему настроению или желанию познакомить товарищей со своей интонационной находкой.

Можно провести конкурс «Кто с большим количеством оттенков интонаций сможет прочитать одно и то же слово (фразу)» или игру «Не дам!». Прошу детей пофантазировать и сказать: «Дай мне игрушку», как это могли бы сказать дождик, гром, птичка. Затем ответить: «Не дам!», голосами тех же персонажей.

Обязательно должно быть выразительное чтение взрослого – это своего рода театр одного актера, который своей игрой (интонацией, паузами, расстановкой акцентов) облегчает работу читателей-школьников, помогает им открыть в тексте новые глубины и оттенки. Выразительное чтение может осуществлять как сам учитель, так и профессиональный чтец (в записи); возможно также прослушивание записей спектаклей.

Выразительное чтение самих детей (наизусть или по книге) – это своеобразный отчет учителю, классу, себе самому о своем понимании текста, его интерпретация, практически выполняемая ребенком не только для себя, но и других. Такую работу можно проводить в виде конкурса чтецов.

Литературное произведение – это искусство слова, поэтому с первого класса использую такое творческое задание, как работа над художественным словом, его значением и формой. Слово позволяет осознать

ребятам мир своих чувств и учит их «метить» этим чувством слова, поэтому необходимо развивать у детей «чувства слова» - основы литературы как вида искусства. Для выявления выразительных возможностей слова дети выполняют специальные творческие задания. Они должны отвечать устно и письменно на, казалось бы, странные вопросы: «Какие настроения возникают у меня, когда я слышу «шум», «шелест», «лепет»? Что я чувствую, представляю, когда звучит слово «волна» и т.д. Таким образом, ребенок прикасается к одной из самых глубинных тайн литературного творчества: к тому удивительному явлению, когда произведение «вырастает» из «зерна» одного-единственного слова, которое необычно, индивидуально прозвучало и вызвало целую гамму чувств.

В работе с детьми я использую прием «Литературный эксперимент». Цель данного приема – дать детям материал для сравнения, привлечь их внимание к авторскому выбору слова. Наблюдаем, как звучит текст без авторского слова, как он изменился? Далее то или иное выражение дети находят в других текстах, придумывают собственные примеры, а затем употребляют эти выразительные средства в собственной речи.

Эффективным для понимания и нахождения художественных средств является такой прием, когда мы не заменяем слово, а «включаем» воображение: «Дождь барабанил по крыше» - как ты это представляешь.

Для воспитания внимания к слову я предлагаю детям составить кроссворд по прочитанному произведению или использую готовые кроссворды.

В системе творческих заданий особое место занимает игра «Путаница». Это творческая игра в слово, игра словами, как говорил М. Горький. Суть игры такова. На доске или на отдельных листочках выписаны вперемежку, через запятую, слова нескольких афористичных изречений. Детям нужно внимательно прочитать слова, подумать и постараться вычленить из всех слов те, которые составят знакомые афоризмы. Можно привлечь не только пословицы, но и поговорки, загадки, различные примеры детского фольклора.

Возможно использовать в работе над словом следующие задания:

Задание «Соединялки» учит составлять как можно больше вопросов, соединяя два предмета. Например, линейка – книга, шляпа – мост, газета – верблюд, солома – телевизор, утюг – трамвай. Вопросы должны быть необычными или смешными.

Задание «Определение»

Раздаются карточки со словами: автобус, яблоко, озеро, ромашка, одуванчик и т.д. Предлагается в течение одной минуты рассказать о своем объекте так, чтобы все поняли, что имеет в виду говорящий. Нельзя называть свое слово и жестикулировать руками.



Задание «Парад домашних творческих достижений»

Даны слова: телефон, цирк, детский сад, торт и др.

Одна группа должна дать парадоксальное толкование каждого слова, а другая определяет лучшее толкование слов.

Прием «Чтение с остановками»

Чтение текста с остановками осуществляется по частям. Каждая часть анализируется и делаются прогнозы о дальнейшем содержании. Отвечая на вопросы, дети делают предположения о содержании, рассказывают о своих ассоциациях, чувствах, ожиданиях, о том, что подтвердилось из предположений, а что – нет, и объясняют свои ответы. Использование этого приема открывает возможности для прогнозирования, эмпатии, целостного видения призведения.



Прием «Толстые и тонкие вопросы» развивает умение задавать вопросы. Заданный вопрос является способом диагностики знаний ученика, уровня погружения в текст. «Тонкие» вопросы – вопросы репродуктивного плана, требующие однословного ответа, «толстые» вопросы – вопросы, требующие размышления, привлечения дополнительных знаний, умения анализировать.

Прием «Мозаика»

Класс делится на группы и каждой группе предлагается задать вопросы по заданному отрывку текста.



Прием «Ассоциативные загадки»

Большое внимание на уроках уделяется фольклору, особенно работе с пословицами, загадками, русскими народными сказками, а также с былинами и легендами. Работа над загадками – это упражнение в самостоятельном развитии мышления, сообразительности, воображения. Они учат детей говорить ярко, образно, просто. Уроки с использованием загадок проходят интересно и не утомляют учащихся, доставляя им полезные упражнения для ума. Сочиняя загадку, дети получают возможность сконцентрировать свое внимание на конкретном, реально воспринимаемом или воссозданном в воображении предмете. Еще одна особенность этого жанра: загадка – это форма поэтического творчества, это всегда короткое произведение, что существенно для младших школьников, когда им доступен для записи небольшой текст. Работа на уроке проводится в несколько этапов: отгадывание загадки, наблюдение, собственно сочинение загадок, сначала коллективное, потом самостоятельное. Цель последнего этапа – научить пользоваться алгоритмом для сочинения ассоциативных загадок. Работа ведется по таблице, которая заполняется по ходу сочинения загадки.

На что похоже? -… Чем отличается? -…

Пословицы и загадки используются в творческих работах для закрепления понятия «созвучие» или «рифма». Дети охотно и успешно облекают свои загадки в рифмованную форму.

Можно предложить ребятам превратится в ученых-фольклористов и дать задание для исследования: догадаться, какая загадка старше ?

Один из самых благодатных способов активизации учащихся к творчеству – это работа с пословицей.

Виды творческих работ с пословицей:


  1. Коллективное составление поучительного устного рассказа по пословице. Анализируя басню Л.Н.Толстого «Отец и сыновья» идет сопоставление текста с пословицей, а потом по ней составляется поучительный рассказ. Цель рассказа: убедить кого-нибудь в своей правоте с помощью примера. Так при помощи пословицы «За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь» необходимо убедить слушателей в том, что если браться за несколько дел, то ни одного как следует не сделаешь.

  2. Выбрать сказку, к которой подходит пословица «Какова работа, такова и награда».

П. Ершов «Конек-горбунок».

С. Аксаков «Аленький цветочек».

Л. Толстой «Липунюшка».

М. Михайлов «Два мороза».

Д. Мамин-Сибиряк «Серая шейка».

3. Определить, какая пословица выражает главную мысль сказки К.Д. Ушинского «Лиса и козел».

Глупый киснет, а умный все прмыслит.

Друг неиспытанный, что орех неколотый.

На языке медок, а на уме ледок.

С оглоблю вырос, а ума не вынес.

Как аукнется, так и откликнется.

4. Конкурсы: «Знаток русских пословиц», «Знаток малых жанров русского фольклора».

С первых уроков грамоты и слушания в первом классе постепенно включаются задания творческого характера, требующие самостоятельной деятельности учащихся: выделение и чтение отдельных эпизодов, характеристика героев, сравнение героев, их речи, поступков. Глубже понять образ героя, его мысли и действия помогают такие виды литературно-творческой деятельности, в которые ученик может внести элемент творчества, отразить свой складывающийся индивидуальный вкус. Работу над произведением строю так: автор – художественный текст – читатель. Учу выражать «точку зрения» автора, героев и читателя. Работая с текстом, дети определяют, «чьими» глазами видится то или иное явление жизни. Возможны разные интерпретации, порой даже неожиданные, потому что творческие. Вариативность ответов – это показатель творческой читательской работы, рождения индивидуальных способов прочтения.

Творческий пересказ – это трансформация текста с целью его переосмысления. Существует два вида творческого пересказа: пересказ по измененному плану и изменение лица рассказчика. Рассказ по воображению и рассказ от имени читателя требуют преобразования формы текста, активизации словаря учащихся и использования слов из текста произведения. К творческим заданиям можно отнести сжатый и подробный пересказ.

Можно провести:

- конкурс ораторов, при этом учить ставить себя на место другого, видеть мир глазами других, понимать его. Необходимо представить себя на месте героя произведения и рассказать о себе;

- игра «Журналисты»

Тех, кто хочет побывать в роли героев произведения, приглашаем сесть под дерево мудрости. Остальные дети журналисты. Их задача – задать интересный, необычный вопрос героям. Задача «героев» произведения – дать полный, хороший ответ.

- игра «Философский стол»

Представить себя философами и поговорить о произведении и выразить свои мысли. (Доказывать и отстаивать свою точку зрения можно за круглым столом)

С первых уроков чтения я применяю много стихотворного материала: загадки, стихи о буквах, рифмовки, подборки стихотворных диалогов, разной степени сложности, чистоговорки. В младшем школьном возрасте дети проявляют большой интерес к стихосложению. Но прежде, чем самому начать рифмовать, надо уметь читать стихи, наблюдать за их построением, художественными особенностями, научиться видеть изобразительные средства (сравнения, эпитеты, метафоры, олицетворения), помогающие понять чувства и переживания. При помощи специальных упражнений учащиеся учатся рифмовать слова, складывать рифмованные строчки. Это такие упражнения:

- дополни слоги до слов (му-, про-);

- закончи фразу;

- придумай рифму к слову (лучик - … );

- соедини рифмующиеся слова;

- поймай рифму (придумать слово, рифмующееся с данным);

- игра «Слоговой аукцион» - выиграет тот, кто назовет слово последним (ла- игла, скала, дуга …);

- придумай веселую фразу, каждое слово которой начинается с одной и той же буквы, с одного и того же слова: например, Петр Петрович Петухов поймал птицу-перепелицу, пошел продавать, просил полтину, получил половину;

- игра «Четвертый лишний» (ложка, кашка, мошка, лукошко);

- игра «Буриме» - дописать стихотворение по рифмующимся словам;

- восстанови рассыпанное стихотворение;

- допиши стихотворение по его началу: «Покидают утки прут,

Далеко летят на юг…

- игра «Кто больше подберет рифм»

Синички – водички – птички

- игра «Добавлялки»

Где обедал воробей?

В зоопарке у…

- «Конкурс одной строки» Дана первая строка стихотворения, придумываем окончание и определяем самый удачный вариант.

Для развития творческих способностей детей я использую методический прием, предложенный Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой, - интерпретация сказки.

Интерпретируя произведение, каждый ученик имеет возможность творчески проявить себя, выступая в новой роли.

Вот примеры некоторых заданий.

1). Опиши характер главного героя до встречи с… и после.

2). Расскажи сюжет известной сказки от имени персонажей или предметов – «участников событий».

3). «Что было дальше?» - закончить сюжет произведения.

4). Рассказать сказку так, чтобы герои стали антигероями (злой – добрым, жадный – щедрым и т.д.)

5).Сочинить сказку по заданным 1-2 предметам, обычно не характерным для персонажей сказок (например, капелька дождя, входная дверь, зернышко с колоска и т.д.).

6). Прогнозирование сюжета. Предлагается слушание с паузой.

На определенном этапе развития сюжета прерываю чтение и задаю вопрос о том, как следует поступить герою в сложной ситуации.

Пауза в чтении. Обращение к классу:

- Придумайте историю, как еж перехитрил зайца. (Выслушать двух-трех человек).

- Послушайте сказку до конца и сравните продолжение сказки со своей историей.

7). Рассказывание знакомых сказок с разными присказками.

8). Перестановка персонажей внутри одной сказки.

9). Включение в сюжет сказки дополнительных персонажей.

10). Перестановка персонажей.

11). Сравнение нескольких произведений – это творческая работа, которая носит исследовательский характер. Например, сравнение начала сказок. Дети с первого класса проводят исследовательский поиск и приходят к выводу, что сказки начинаются по-разному: «Жили-были…», «В некотором царстве…», «Жил на свете…» и т.д.



Сочинительство сказок – это один из эффективных приемов для развития творческих способностей детей, способствует самовыражению младшего школьника. Работа по творческой переработке ведется на протяжении изучения сказок. «Самое главное – сказку не спугнуть», так сказал Н. Добронравов. Ребенок тянется к сказке, потому что это мир его фантазии, это его первые представления о жизни. Способность верить в чудо, в мечту формируется в детстве. Она помогает нестандартно смотреть на жизненные ситуации, творчески подходить к решению проблем. Слушая и читая сказки, человек накапливает «банк жизненных ситуаций». Творческой работой является объяснение основных сюжетных линий, поступков героев, сравнение с аналогичной сказкой. Сухомлинский писал: «Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество – верная дорога к сердцу ребенка». Дети очень любят слушать сказки, но, как правило, не умеют их сочинять. Поэтому, прежде чем давать детям написать собственную сказку, в начале обучения целесообразно использовать приемы, которые помогут постепенно ввести детей в роль «сказочников».

1. Выделять опорные слова из сказки

- Чтобы расколдовать сказку, надо по этим словам вспомнить, как она называется, кто ее автор: дед, баба, курочка, яичко, мышка.

- Коллективное выделение опорных слов из сказки.

- Самостоятельный подбор опорных слов.

На листочках запишите опорные слова какой-нибудь сказки. По ним мы отгадаем, о какой сказке идет речь.

- Сочинение сказки по опорным словам.



2. Решать «сказочные задачи», не изменяя или минимально изменяя сюжет сказки:

- Что надо сделать, чтобы Иванушка напился, но козленочком не стал?

- Как сделать так, чтобы яичко курочки Рябы не разбилось?

- Что нужно сделать бабушке Красной шапочки, чтобы ее не съел волк?



3. Переделать знакомую сказку, т.е. «переврать сказку», ввести нового героя и развить новый сюжет:

По опорным словам вспомни сказку, найди лишние слова. На основе лишних слов придумай новые интересные действия в известной сказке.

Колобок, заяц, волк, медведь, лиса, сорока.

Маша, дедушка, бабушка, лисичка со скалочкой.

Емеля, щука, печка, ведра, Золушка.

4. «Выворачивание сказки наизнанку»

Это задание помогает детям не только составлять пародию на знакомое произведение, но и дает возможность развить его в любом направлении.

- Составь сказку, используя сказочные слова и выражения этой сказки, где:

1) Белоснежка встретила в лесу семь великанов.

2) Волк хотел съесть козлят, но они захватили его в плен.

5. Сочинение сказки по началу или по концу.

Более самостоятельный вид работы. Дети уже имеют героев сказки, начало или конец какой-то истории, им только нужно придумать продолжение. Например, сказка по аналогии, сказка и музыка, сказка по начальной фразе, дописывание сказок. Например, Х.К.Андерсен «Принцесса на горошине» придумать историю жизни одной из горошинок, М. Пришвин «Как поссорились кошка с собакой» придумать продолжение истории о дружбе кошки и собаки (2 класс УМК «Школа 21в.»). При сочинении возможно использование юмора. Он стимулирует интерес и является эффективным средством для снятия напряжения, тревоги.



6. Создание собственной оригинальной сказки.

Самый трудный вид работы. Все детям нужно придумать самим: и название, и героев, и сюжет. Можно использовать такой прием:

Нужно взять из названия сказки самое главное слово, написать его сверху вниз, букву над буквой и рядом с каждой буквой написать любое слово, начинающееся с этой буквы, например:

К – кикимора

А - амулет
Щ – щука

Е - Емеля

Й – йог

Используя эти слова, можно написать сказку, а слова, которые будут не нужны, можно не использовать.



7.Очень помогает при сочинении сказок составление «сказочного

словаря», где дети записывают зачины, концовки, сказочные выражения, средства передвижения, волшебные предметы.

Активно использую метод фантазирования, который содержит приемы фантастических гипотез, придумывания фантастических объектов.



8. Прием «Свободное выступление»

Представьте себе, что на сказочную конференцию по правам сказочных героев собрались персонажи любимых сказок. Каждый из них выходит к трибуне и говорит…(Нужно выступить от имени сказочного героя любимой сказки).

Опыт творческой деятельности младшие школьники получают не только в процессе чтения и анализа художественного произведения, но и в ходе создания собственных текстов. Это могут быть не только сказки, но и рассказы. Начиная с 1 класса, дети учатся составлять рассказы по аналогии с прочитанным художественным произведением.

В третьем классе дети учатся составлять рассказы в научно-познавательном стиле. В ходе обсуждения сочинений читательские мнения детей корректируются, осуществляется «сотворчество». В процессе этой работы критики оценивают соучеников, помогают уточнить чье-то суждение и тем самым выступают в позиции «соавторов» сочинения. Уроки-обсуждения совершенно необходимы и чрезвычайно важны для развития читательской деятельности. Именно на них, благодаря вновь возникающей необходимости обращения к художественному тексту в поисках доказательных обоснований своих прочтений, углубляется понимание текста, выявляются наиболее трудные для понимания моменты, оценивается допустимое и недопустимое в свободной интерпретации.



Приемы создания собственных текстов:

1.Прием «Напишите письмо»

Учащимся нужно написать кому-либо письмо от имени героя произведения, это позволяет поставить себя на место другого, соотнести его мысли и чувства со своими.



2.Прием «Пишем сказку на новый лад»

Ребята получают листочки бумаги, на которых обозначены персонажи любимых сказок, но при этом включены слова из нашего современного лексикона.



Колобок, бабушка, дедушка, волк, лиса, медведь, велосипед, соревнования.

Ребята должны написать сказку, используя предложенные слова, на современный лад. Время написания сказки 7 минут. Группа разыгрывает сказку по ролям.



3.Прием «Составление телеграммы, инструкции, памятки» научит отбирать наиболее важную информацию из прочитанного и представить ее в сжатом, лаконичном виде.

4.Прием «Письмо по кругу» предлагает групповую форму работы. Детям нужно не только размышлять на заданную тему, но и согласовывать свое мнение с членами группы. У каждого члена группы – тетрадь и ручка, каждый записывает несколько предложений на заданную тему, затем передает тетрадь соседу, который должен продолжить его размышления. Тетради передаются до тех пор, пока каждая тетрадь не вернется к своему хозяину. (Приложение 3)

5.Прием «Написания эссе» - это письменное размышление на заданную тему, прозаическое сочинение небольшого объема и свободной композиции. Оно выражает индивидуальные впечатления и соображения по конкретной теме, проблеме (раздумья, размышления о жизни, о событиях).

6. Высказать свое мнение о книге, спектакле, картине и др. помогает такой вид работы как написание отзыва. Я использую вопросы, при помощи которых, дети выполняют данное задание:

- Понравился ли тебе рассказ? Почему?

- Удачно ли созданы автором образы героев?

- Есть ли в рассказе интересные описания героев? А их характеров?

- Какие изобразительные средства помогли автору рассказать о…?

- Можно ли рассказ назвать оригинальным, интересным, необычным?

- Поясни заглавие рассказа.

Можно предложить учащимся таблицу, которую можно использовать на любом уроке при написании отзывов. (Приложение 5)



Педагогические (творческие) мастерские

Творческие мастерские создают условия для развития литературно-творческих способностей школьников, формируют человека активного, уверенного в себе, творчески относящегося к делу.

Мастерская – особая форма организации творческой деятельности

учащихся. Она помогает развить в ребенке исследователя, творца. В мастерской нет готовых рецептов поведения, в мастерской есть свобода, выбор, деятельность и неповторимое торжество творчества каждого участника. В мастерской предоставляется возможность каждому ученику продвигаться к истине своим путем. Главным условием мастерской является свободное самовыражение, внутренняя независимость личности, способность по-своему реагировать на то, что происходит. Главная цель мастерской на уроках литературного чтения – организовать работу по развитию связной речи, показать и передать способы работы исследования, анализа произведения. Творческая деятельность организуется по правилам:

- диалог в сотворчестве;

- свобода выбора, действий;

- равенство всех участников;

- «благоустройство» пространства;

- отсутствие оценки;

- право на ошибку.

Каждый участник мастерской ощущает подъем духовных сил, творческое волнение, даже вдохновение. Самое главное, на мастерских каждый ученик чувствует свою интеллектуальную состоятельность, коммуникативную потребность и развивается как личность.

Результатом урока-мастерской по литературному чтению является представление своего видения проблемы, своего образа в сочинении, в красках на картине, в творческой работе.


Театральная творческая деятельность на уроках литературного чтения
Игра-драматизация.

Чтобы максимально задействовать творческий потенциал учащихся, развивать интерес к художественному слову, использую прием драматизации. Во время драматизации каждый ученик, создавая неповторимый образ того или иного героя, проявляет творчество, т.к. по-своему выражает замысел автора. В зависимости от задач, степени активности и самостоятельности учеников можно выделить несколько видов драматизации:

- анализ иллюстраций с точки зрения выразительности мимики и пантомимики изображенных на них героев;

- чтение произведения по ролям только с опорой на интонацию;

- чтение по ролям с предварительным устным описанием портрета, одежды, поз, жестов и интонации, мимики героев;

- постановка «живых картин» к произведению;

- составление сценария спектакля, устное описание декораций, костюмов, мизансцен;

- драматические импровизации;

- развернутые драматические представления.

Работа с иллюстрацией

Работу иллюстративного характера в начальных классах следует начинать с анализа книжных иллюстраций, картин. Уже на уроках обучения грамоте начинаю работу над иллюстрациями, обращаю внимание детей на мимику, позы изображенных на рисунках персонажей. Для того чтобы учащиеся более остро почувствовали эмоциональное состояние героя, предлагаю задание: «Попробуйте сделать так же, как на картинке. Что вы при этом чувствуете? Расскажите». Анализ иллюстраций является подготовительным этапом перед более сложной формой драматизации. Приобщение детей к чтению произведений с опорой на иллюстративный материал книг способствует воспитанию, развивает ум, воображение, эстетический вкус. Эта работа строится по следующему алгоритму:

1. Выясняем, к какой части произведения дана иллюстрация.

2. Какой момент изображен?

3. Прочитать слова, соответствующие иллюстрации.

4. К какой части текста нет иллюстрации?

5. Что мы можем нарисовать?

Так работа над иллюстрацией может плавно перейти в словесное рисование, когда ребенок словами рисует картины к произведению. Обучение словесному рисованию лучше начать с создания жанровых (сюжетных) картинок. При этом нужно помнить, что словесная картина статична, на ней герои не двигаются, не разговаривают, они как бы «застыли», словно на фотографии, а не на экране. Словесное рисование эпизода происходит в следующем порядке:

- выделяется эпизод для словесного иллюстрирования;

- «рисуется» место, где происходит событие;

- изображаются действующие лица;

- добавляются необходимые детали;

- «раскрашивается» контурный рисунок.

Часто проводим игру «Ожившая картина». Дети получают задание максимально точно передать позы и мимику персонажей, изображенных на картине. Представляется несколько «картин», выбирается наиболее удачная.

Стараюсь увлечь детей игрой-драматизацией с первых уроков, раскрываю ее секреты на примере русских народных сказок «Колобок», «Теремок». Часто использую при работе с первоклассниками «Театр-экспромт». Это такая форма работы, которая не требует специальной подготовки детей. Обычно я начинаю эту работу со сказки «Репка», так как у ее персонажей нет реплик. Детям раздаются маски героев сказки, так распределяются роли. Голос за кадром читает сказку, а дети-актеры исполняют все, о чем сообщает «голос за кадром». Такая форма работы помогает детям психологически раскрепоститься, почувствовать уверенность в своих силах.

Также можно осуществить постановку сказки с помощью кукол. Такая работа помогает первокласснику корректировать свои движения и делать поведение куклы максимально выразительным, позволяет совершенствовать и проявлять эмоции. «Театр кукол – это искусство предметов, оживающих от приведения их в движение актером и вызывающих ассоциации с жизнью людей», - отмечал М.М. Королев.

В собственной игре ребенок, подобно творцу, оживляет куклу.

Креативная игра-драматизация способствует приобретению детьми навыков активного и творческого коллективного взаимодействия. В отличие от традиционной игры-драматизации, где заучиваются роли и разыгрываются сцены по определенному сценарию, креативная игра-драматизация дает простор творчеству детей и свободу самовыражения. Она позволяет ребенку следовать своим путем в интерпретации сюжета так, как подсказывает ему его опыт и фантазия, и так, как он хотел бы действовать в изображаемой им ситуации. Этапы овладения креативной игрой-драматизацией включает в себя: этюды, традиционную игру-драматизацию, креативную игру-драматизацию. На предварительном этапе использую этюды на развитие выразительности движений, мимики и пантомимики («Паровозик», «Обезьянка в магазине зеркал», «Шалтай-Болтай», «Заколдованный ребенок»), а также на распознавание и выражение различных эмоциональных состояний («Вкусные конфеты», «Король Боровик не в духе», «Очень худой ребенок», «Момент отчаяния»).

Задания:

1). Изобразить девочку, потерявшую куклу. Она ищет повсюду, но никак не может найти и спрашивает у детей: «Кто-нибудь видел мой бантик?».

2). Изобразить зайчика, который радуется, когда мальчик дарит ему морковку и говорит «спасибо».

3). Изобразить кошку и собаку, которые злятся друг на друга.

4). Изобразить маленькую мышку, испуганную кошкой. Она услышала грозное «мяу!» и не может найти укромное местечко, чтобы спрятаться. Ты превратился в героя сказки: изобрази его голос, манеры.

На уроках творчества дети разыгрывают сценки из выбранных сказок.

Таким образом, происходит не только анализ произведения, но и процесс сотворчества с автором, осознание авторской позиции и выражение своего отношения к поступкам героев. Дети учатся решать противоречия в сказке, прогнозировать развитие сюжета, наблюдать за противопоставленными

героями в новых условиях, принимать решения за героя в условиях выбора.



Инсценирование произведения

Инсценируя, дети изображают героев с помощью интонации, мимики, позы, жеста. Я применяю общую схему работы по инсценированию:

1. Восприятие материала, который предстоит инсценировать.

2. Анализ произведения (обстановка, образ героев и их поступков).

3. Постановка исполнительских задач: Что нужно передать, разыгрывая сценку?

4. Выбор выразительных средств (как это сделать).

5. Пробы (этюды), анализ.

6. Подведение итогов, его анализ.

7. Заключительный показ, его анализ.

Более сложная форма драматизации – чтение по ролям, сопровождаемое анализом эмоционального состояния и качеств характера героев, интонации.

Чтение по ролям возможно при работе над любым произведением, в котором имеются диалоги. Может быть прочитан и отрывок произведения. Чтение по ролям начинаю вводить еще на уроках обучения грамоте. Часто использую такой прием, когда за одно действующее лицо читают сразу два ученика, сидящих за одной партой или даже целый ряд. Это позволяет включить в работу на уроке наибольшее количество учащихся, снимает страх перед чтением, раскрепощает детей. Содержание учебников «Литературное чтение» Климановой Л. Ф. и др. позволяет систематически проводить работу по освоению чтения по ролям. В учебниках 2 – 4 классов регулярно используются разнообразные задания, способствующие развитию этого умения. Начиная с 3 класса, можно усложнить прием чтения по ролям, предлагая учащимся не только произносить слова каждого героя с нужной интонацией, но и показать выражения лиц и, если это возможно, жесты героев. Можно использовать карточки: режиссер, суфлер, актер. Таким образом, я учу детей отражать в мимике, жестах и высказываниях впечатления о героях.

Одним из важных этапов работы на уроке литературного чтения является отработка мимики, жестов, движений. Достичь успеха здесь помогает используемая пантомима, в которой ребенок раскрывает свои чувства и понимание образа, испытывая при этом только положительные эмоции. Пантомима – форма театра.

Очень любят дети «Игру-пробу». Цель данной игры, показать выразительные возможности их собственных пальцев, научить без боязни ошибаться действовать ими, создавая мини-образы героев любого сюжета, согласовывать речь и движения, ознакомить детей с механизмом работы с куклой, продемонстрировать различные эмоциональные состояния. В ходе игры использую необычные игровые атрибуты – шарики для пинг-понга, в которых вырезано углубление для того, чтобы ребенок мог надеть шарик на палец. Учащиеся 4 класса расписывают поверхность шарика и таким образом создают свои образы для будущих первоклассников. На первом занятии я

знакомлю детей с куклой – Человечком, сопровождая рассказ выразительными движениями. Ребята активно повторяют за учителем движения, а затем придумывают собственные и с удовольствием следят, как их товарищи показывают новые движения. Цель игры: развитие навыков образной выразительности, формирование произвольного поведения в процессе организации и проведения игры-драматизации. Игра проводится с помощью ширмы. Очень важно вызвать у детей эмоциональный отклик, который позволит усилить эффект рассказа. Игра - драматизация может иметь два варианта: традиционный – дети проигрывают рассказанный им сюжет за ширмой; креативный – дети могут закончить сказку по своему желанию в свободной игре.


Изобразительная творческая деятельность на уроках литературного чтения
Изобразительная творческая деятельность подразумевает приемы: - рисование эпизода, который больше понравился;

- рисование заданного эпизода, персонажа, серии рисунков;

- изображение настроения эпизода, произведения или персонажа;

- составление рисованного диафильма;

- аппликацию, лепку, изготовление макета книги, рассматривание и обсуждение иллюстраций художников;

- составление картинного плана.

В работе над произведением я использую рисование по мотивам прочитанных произведений. В рисунке проявляются свободные ассоциации. Через цвет ребенку легче передать свое отношение к героям, к происходящему событию. Так собирается книга-самоделка. Иллюстрирование одного из эпизодов – это эмоциональный отклик детей, отражающий понимание ими содержания текста и личностное отношение к прочитанному. При изучении загадок дети могут нарисовать отгадки. Обсуждая иллюстрацию к стихотворению Андерсена «Дети года», я прошу сравнить текст с рисунком: соответствие звуков и красок, настроения, признаков месяца.

Творческая деятельность может развиваться при работе над составлением рисованного диафильма. Рисование раскадровки используется в разных целях, ведь в общем смысле раскадровка – это изложенная в последовательности расположенных кадрах-картинах некоторая история или текст. Рисование раскадровки может носить и более творческий характер, если прочитать детям небольшое литературное произведение и попросить их самостоятельно передать содержание этого рассказа или стихотворения в раскадровке. Перед детьми встает задача создания зрительного ряда: им надо представить и место действия, и облик героев, изобразить те предметы, которые фигурируют в повествовании. Каждая группа, создавая отдельные кадры, знает, что выполняет часть общей работы всего коллектива, значит, следует ответственно подходить к выполнению задания. На создание кадров уходит от 10 до 30 минут (при условии, что группа состоит из 2-3 человек). Когда кадры будут созданы, раскрашены, то все они вывешиваются на классную доску в порядке развития сюжета. Появление кадра обсуждается зрителями, т.е. дети сами решают, отражает ли созданный кадр их общий авторский замысел, верно ли подобраны оттенки и передано настроение героев. Происходит в какой-то степени защита проекта. Собственно диафильм готов. Но ведь диафильм сопровождается словами. Ученики, конечно же знают какой текст будет за кадром. Этот текст или пишется под ним или просто запоминается тем ребенком (несколькими детьми), который потом будет его читать. Заглавие диафильма, автор текста, художники-иллюстраторы указываются в специальных титрах или просто озвучиваются. При показе диафильма не показываются все кадры сразу. В любом классе можно найти место для подобной творческой деятельности учеников, поскольку они любят находиться в роли авторов, создателей нового «произведения» и новой интерпретации готового текста.


Музыкальная творческая деятельность на уроках литературного чтения
Музыкальные образы могут быть выражены в музыкальном иллюстрировании, подборе мелодии для персонажа, в музыкальных диалогах, в воспроизведении звуков и шумов. Музыкальная творческая деятельность использует приемы: прослушивание и обсуждение музыкальных иллюстраций, сочинение мелодии к стихотворению (песня, вокал-настроение), музыкальная характеристика персонажей, создание музыкальных реплик и диалогов, подбор музыкальных отрывков к образу героя.

Фрагмент урока: Русская народная сказка «Снегурочка».

- Народ сочинил р.н.с. о Снегурочке, художники стали изображать Снегурочку при помощи кисти и цветовой гаммы. В.И. Даль написал сказку на основе р.н.с., так что же привлекало в образе Снегурочки?

(Образ Снегурочки – это чистота, доброта, таинственность)

- Но оказывается, что образ Снегурочки привлекал не только писателей, художников, но и композиторов. Одним из них является Николай Андреевич Римский-Корсаков, с оперным творчеством которого вы познакомились на уроках музыки. Композитор – сказочник, так называют Римского-Корсакова наши современники. Я хочу предложить вам послушать, как языком музыки композитор создал образ Снегурочки. Внимательно послушайте слова, мелодию, а по окончанию мы обменяемся впечатлениями. (Слушание)

- Как звучала музыка? И что вы представляли, слушая ее?

(Музыка грациозна, воздушна, холодна и легка.)

- Почему? (Снегурочка из снега, а снег - …вешний)

- В центре оперы образ Снегурочки, чарующий своей внешностью, мягкостью, чистотой.


Нетрадиционные формы уроков литературного чтения
В своей работе я использую нетрадиционные формы уроков, которые помогают проявить учащимся свои творческие способности. Это урок-сказка,

урок-утренник, уроки творчества, путешествие по литературной стране, урок КВН, урок-игра, читательские конференции, урок - диалог и т.д. Использование нестандартных уроков вносят оживление, разнообразие, повышают интерес, способствуя совершенствованию учебного процесса. Ученики увлечены, их работоспособность повышается, результативность урока возрастает. Нестандартные уроки активизируют творческие силы ученика, развивают его способности, о которых он и не подозревал. Например, урок- игра «Тропинками творчества».

В конце каждого учебного года провожу творческий день. Проведение такого дня является одним из путей индивидуализации обучения. Он позволяет решать актуальную педагогическую задачу развития творческих способностей младших школьников, приобщает родителей к проблемам учеников. Главным условием реализации этой задачи выступает направленность на то, чтобы учащиеся применяли полученные знания в новых, нестандартных условиях. Каждая группа готовит отчет о проделанной работе за год. Это может быть: чтение собственных стихов, этюдов, очерков, рассказов; выставка рисунков, рисованных диафильмов; технические произведения – поделки, модели; спектакли, сценки. Активное участие принимают родители учащихся.
Внеклассная работа по литературному чтению
Развитию творческих способностей учащихся, умению самостоятельно добывать знания, применять их в незнакомых или нестандартных ситуациях подчинена и внеклассная работа по предмету.

Во внеурочное время проводим экскурсии по улицам села, в природу, посещаем библиотеки,. Побывали в музеи г. Катайска. Посещаем творческие выставки краеведческого музея и культурного центра «Берегиня». Такая работа способствует развитию интереса к литературному чтению, повышению читательской, творческой активности учащихся.

С удовольствием дети пытаются сочинять по собственной инициативе. В рубрике «Классные новости» подводятся итоги всем общим делам класса: праздникам, походам в музеи, встречам с интересными людьми, посещениям театра, библиотеки. В этой рубрике дети помещают блиц - опросы, рецензии.

Большой популярностью пользуется рубрика «Есть мнение». Темы для сочинений могут быть самые разные: «Жизнь на моей планете», «Что такое доброта». В рубрике «Читалочка» дети советуют друг другу прочитать какую-либо книгу, составляют отзывы о прочитанной книге и аннотации.

Некоторые дети самостоятельно определяют тему своей творческой работы и с интересом берутся за нее. В их работах отражается внутренний мир, содержится оценка поступков людей, жизненных явлений. В рубрике «Поэтическая страничка» учащиеся помещают свои поэтические шаги. Так постепенно собирается творческие портфолио учащихся. (Приложение 8)

При подготовке классному часу дети делятся на группы по интересам. (Приложение 9) Такая работа ребятам нравится и способствует сплочению коллектива.



Для достижения лучшего результата по развитию творческих способностей

младших школьников, я систематически провожу работу с родителями (родительские собрания, «круглые столы», совместные игры-конкурсы с учащимися, индивидуальные беседы). Родители получают теоретические и методические основы получения проблемы, учатся сами выполнять творческие задания на развитие креативности. Иными словами, данная работа нацелена как на пополнение запаса знаний, так и на пробуждение и развитие творческих способностей учащихся через игру и совместно-разделенную деятельность детей и родителей. Очень запомнился родителям и учащимся литературный праздник «Семья – убежище души».


Смотрите также:
Для проведения исследования был выбран класс, обучающийся по развивающей программе Л. В
345.26kb.
1 стр.
Тематический план по искусству (для 5-9 классов) Предмет: искусство класс: 5,6,7,8,9, Количество часов в неделю: с 5 по 7 класс 1 часа, 8по 9 класс -0,5
1712.52kb.
9 стр.
Четыре дня в Чехии
54.04kb.
1 стр.
Версаль (продолжительность 4 часа) Версаль величественная резиденция французских королей с необъятным парком. Версаль был выбран для строительства скромного охотничьего замка. Но Людовик XIV принял решение перестроить Версаль и разместить здесь королевский
37.19kb.
1 стр.
Розничная торговля Экскурс в историю
31.13kb.
1 стр.
Конкурсной документациИ для проведения открытого конкурса по отбору управляющей организации
392.29kb.
3 стр.
Краткая характеристика предприятия
192.43kb.
1 стр.
Общее описание предприятия и информация о развитии предприятия за последние 5 лет
852.1kb.
13 стр.
Урок по теме «Северная Америка: географическое положение, история открытия и исследования» (7класс). Семинар доог 2011
90.5kb.
1 стр.
Краеведческое описание
42.54kb.
1 стр.
1 страница Еще не настоящий, но уже серьезный
497.16kb.
3 стр.
Дж. Г. Беннетт Свидетель или история поиска
5780.68kb.
25 стр.