Главная
страница 1страница 2страница 3
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ ВЛИЯНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ НА СТАТУС РЕБЕНКА В ГРУППЕ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

3.1. Психодиагностическое исследование, направленное на выявление уровня тревожности у детей старшего дошкольного возраста (констатирующий эксперимент)


Целью данного этапа экспериментального исследования является выявление тревожности у детей старшего дошкольного возраста и установление причин.

Для достижения поставленной цели были выдвинуты следующие задачи:



  1. Провести психодиагностическое исследование по выявлению тревожности у детей старшего дошкольного возраста.

  2. Провести психодиагностическое исследование по выявлению причин повышенной тревожности.

  3. Установить, существует ли зависимость между проявлениями тревожности и выявленными причинами тревожности.

В эксперименте участвовали 30 детей. Были выделены 2 группы по 15 человек - Экспериментальная группа (ЭГ)- состоит из детей из неполных семей и контрольная группа(КГ), состоящая из детей из полных семей.

При правильном построении экспериментальной работы и процесса самого исследования есть возможность не просто констатировать состояние детей старшего дошкольного возраста, но и сделать некоторый прогноз в его развитии, а также дать рекомендации для работы с детьми и на их основании построить коррекционную программу.

Для оценки влияния организации групповой коррекционной работы на тревожность у детей, нами проводилось обследование двух указанных групп дошкольников до начала проведения этой работы, и после ее окончания.

В результате обработки теста Р. Теммл и М. Дорки было выявлено следующее: в ситуации Взрослый-Ребенок (В-Р) испытывали тревожность 57% детей, в ситуации Ребенок-Ребенок (Р-Р), так же 57% детей, 22% детей имеют травматический опыт Типичных Жизненных Ситуаций (ТЖС) (умывание, еда в одиночку, сон в одиночестве).

В целом, у 60% детей ЭГ наблюдается тревожность, у 20% детей высокий уровень тревожности, у 40% – тревожность с тенденцией к завышению.

В основном дети переживают ситуативную тревожность, вызванную стрессовыми ситуациями (укладывание спать, точное выполнение требований взрослых, агрессия со стороны других детей, наказание и др.)

Тревожность так же носит и личностный характер, когда ребенок стабильно сталкивается с расхождениями между своими реальными возможностями и высоким уровнем достижений, которого ждут от него взрослые.

Дети чувствуют себя виноватыми, они беспокойны, боязливы, скованы, робки. Дети дисциплинированы, они делают все, что бы избежать неудач, так ребенок защищается от неблагоприятных воздействий (излишние запреты, гиперопека, одергивания), что усугубляет эмоциональное состояние, закрепляется и перерастает в личностное реагирование.

В КГ ситуация немного лучше, здесь у 40% детей повышенная тревожность, у остальных нормальный уровень тревожности

В методике были предложены ситуации взаимодействия «В-Р» и «Р-Р» и ситуации жизненного опыта, связанные с выполнением КГН.

Таким образом, можно судить о неблагополучных отношениях детей со взрослыми и детьми, о нарушенной системе социальных отношений в экспериментальной группе.

Было выяснено, что тревожность в общении со взрослыми возникает в ситуациях наказания, частых упреков, игнорирования со стороны взрослых, что влечет неуспешность в деятельности у детей из-за чувства неуверенности, боязни сделать что-то не так, вины за сделанное.

Тревожность в общении со сверстниками возникает в ситуациях агрессии со стороны детей, непринятием ребенка в игру, в совместную деятельность, вследствие чего у него снижается самооценка, возникает чувство ущербности, изолированности, неполноценности.

Высокую тревожность младшие школьники испытывают в ситуациях учебной деятельности и общения со сверстниками. Это чувство дискомфорта в общении, в конфликтных ситуациях, в организации учебной деятельности.

Для выявления детей с ярко выраженной тревожностью был использован “Тест тревожности Филлипса”.

“Тест школьной тревожности Филлипса” позволяет изучить уровень и характер тревожности, связанный со школой у детей старшего дошкольного возраста.

Тест состоит из 58 вопросов, которые могут зачитываться школьникам, а могут и предлагаться в письменном виде. На каждый вопрос требуется однозначно ответить “Да” или “Нет”.

При обработке результатов выделяют вопросы, ответы на которые не совпадают с ключом теста. Ответы, не совпадающие с ключом – это проявления тревожности. При обработке подсчитывается:



  1. Общее число несовпадений по всему тесту. Если оно больше 50%, можно говорить о повышенной тревожности ребенка, если больше 75% от общего числа вопросов теста – о высокой тревожности.

  2. Число совпадений по каждому из 8 фактов тревожности, выделенных в тесте. Уровень тревожности определяется так же, как и в первом случае. Анализируется общее эмоциональное внутреннее состояние школьника, во многом определяющееся наличием тех или иных тревожных синдромов (факторов) и их количеством.

Содержательная характеристика каждого синдрома (фактора):

  1. Общая тревожность в школе – общее эмоциональное состояние ребенка, связанное с различными формами его включения в жизнь школы.

  2. Переживания социального стресса – эмоциональное состояние ребенка, на фоне которого развиваются его социальные контакты (прежде всего – со сверстниками).

  3. Фрустрация потребности в достижении успеха – неблагоприятный психический фон, не позволяющий ребенку развивать свои потребности в успех, достижения высокого результата и т.д.

  4. Страх самовыражения – негативные эмоциональные переживания ситуаций, сопряженных с необходимостью самораскрытия, предъявлении себя другим, демонстрации своих возможностей.

  5. Страх ситуации проверки знаний – негативное отношение и переживание тревоги в ситуациях проверки (особенно – публичной) знаний, достижений, возможностей.

  6. Страх не соответствовать ожиданиям окружающих – ориентация на значимость других в оценке своих результатов поступков и мыслей, тревога по поводу оценок, даваемых окружающими, ожидание негативных оценок.

  7. Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу – особенности психофизиологической организации, снижающие приспособляемость ребенка к ситуациям стрессогенного характера, повышающие вероятность неадекватного деструктивного реагирования на тревожный фактор среды.

  8. Проблемы и страхи в отношениях с учителями – общий негативный эмоциональный фон отношений со взрослыми школе, снижающий успешность обучения ребенка.

В таблице 3.1. приведем показатели тревожности

Таблица 3.1 - Показатели тревожности

п/п

Факторы тревожности

Количество испытуемых в процентах



Общая тревожность в школе

14%



Переживания социального стресса

3%



Фрустрация потребности в достижении успеха

7%



Страх самовыражения

18%



Страх ситуации проверки знаний

18%



Страх не соответствовать ожиданиям окружающих

27%



Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу

18%



Проблемы и страхи в отношениях с учителями

14%

Используя данную методику, мы смотрели не общий показатель тревожности, а рассматривали каждый параметр в отдельности, поэтому каждый параметр был для нас информативным, и определенным образом наталкивал на выявление причин возникновения тревожности.

Также было установлено, что в экспериментальной группе большинство детей с повышенной тревожностью.

Таблица 3.2 - Показатели тревожности



№ п/п

Факторы тревожности

Количество испытуемых в процентах



Общая тревожность в школе

14%



Переживания социального стресса

14%



Фрустрация потребности в достижении успеха

20%



Страх самовыражения

7%



Страх ситуации проверки знаний

27%



Страх не соответствовать ожиданиям окружающих

34%



Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу

20%



Проблемы и страхи в отношениях с учителями

20%

Анализируя результат данного исследования, мы заметили, что у наибольшего количества детей старшего дошкольного возраста фактором высокой тревожности оказался страх не соответствовать ожиданиям окружающих.

В результате количественного анализа было установлено, что повышенная тревожность у всех испытуемых связана с фактором страха не соответствовать ожиданиям окружающих (см. приложение 2). Поэтому было сделано предположение о том, что причина возникновения тревожности в данной группе является нарушения в системе взаимодействия “ребенок-взрослый”.
3.2. Результаты исследования тревожности детей старшего

дошкольного возраста(формирующий эксперимент)


  1. Результаты исследования методики «Дом» Дерево. Человек», проведенные с экспериментальной группой приведем в таблице 3.3.

Был использован вариант методики, предложенный и


апробированный Р.Ф.Беляускайте. Выраженность каждого симптомокомплекса определялась суммой баллов по всем показателям данного симптомокомплекса.

Выполнение рисуночного теста состояло из двух частей: процесса рисования и беседы после него. При анализе рисунков использовались системы интерпретации, предложенные Г.Хоментаускасом, Р.Беляускайте, Е.С.Романовой и О.Ф.Потемкиной. Для количественной оценки теста «Дом-дерево-человек» общепринятые качественные показатели были сгруппированы в следующие симптомокомплексы: 1) незащищенность; 2) тревожность; 3) недоверие к себе; 4) чувство неполноценности; 5) враждебность; 6) конфликт; 7) трудности в общении;


8) депрессивность.

Таблица 3.3 - Результаты исследования методики «Дом» Дерево.



Человек», проведенные с экспериментальной группой


Имя

Симптомы

Симптомокомплекс

Дима

выделение отдельных деталей, штриховка, линии с сильным нажимом, интенсивно затушеванные волосы

тревожность

Лена

линии с сильным нажимом, штриховка, интенсивно затушеванные волосы

тревожность

глаза - пустые глазницы

враждебность

Ольга

линии с сильным нажимом, штриховка, выделение отдельных деталей

тревожность

оскал, видны зубы, агрессивная позиция человека

враждебность

Борис

выделение отдельных деталей, штриховка, интенсивно затушеванные волосы, линии с сильным нажимом

тревожность

Фаина

выделение отдельных деталей, штриховка, интенсивно затушеванные волосы

тревожность

3ина

выделение отдельных деталей, штриховка, интенсивно затушеванные волосы, линии с сильным нажимом

тревожность

Денис.

мертвое дерево, подчеркнутая линия основания, линии с сильным нажимом

тревожность

Катя

выделение отдельных деталей, линии с сильным нажимом

тревожность

Сергей

линии с сильным нажимом

тревожность

глаза - пустые глазницы

враждебность

Костя

выделение отдельных деталей, линии с сильным нажимом

тревожность

Рита

выделение отдельных деталей, лини с сильным нажимом, интенсивно затушеванные волосы, штриховка

тревожность

Олег

выделение отдельных деталей, штриховка, линии с сильным нажимом

тревожность

Саша

линии с сильным нажимом

тревожность

глаза - пустые глазницы

враждебность

Аня

линии с сильным нажимом выделение отдельных деталей, интенсивно затушеванные волосы, подчеркнутая линия основания, штриховка

тревожность

Эдик

линии с сильным нажимом

тревожность

Каждый симптомокомплекс состоит из ряда показателей, которые оцениваются баллами, максимальный балл мог достигать в сумме: по первому сомптомокомплексу – 18 баллов, по второму – 13 баллов, по третьему – 7 баллов, по четвертому – 10 баллов, по пятому – 14 баллов, по шестому – 17 баллов, по седьмому – 17 баллов, по восьмому – 11 баллов. При интерпретации рисунка дома, дерева, человека мы исходили из целостности всех рисунков, наличие только одного признака не свидетельствовало о наличие определенной психологическойособенности.


Таблица 3.4 - Результаты исследования, полученные в контрольной

группе


Ф. И. О

Симптомы

Симптомокомплекс

Михаил

выделение отдельных деталей

тревожность




дверь - замочная скважина

враждебность

Кристина

выделение отдельных деталей, штриховка

тревожность

Лариса.

выделение отдельных деталей, штриховка

тревожность

Валерий

выделение отдельных деталей, штриховка, интенсивно затушеванные волосы

тревожность

Виталий

штриховка

тревожность

Галина

линии с сильным нажимом

тревожность

Евгений

линии с сильным нажимом, интенсивно затушеванные

выделение отдельных деталей



тревожность

Мария

линии с сильным нажимом, выделение отдельных деталей

тревожность

Лена

глаза - пустые глазницы

враждебность

Вика

линии с сильным нажимом, много стирания

тревожность

Наташа

выделение отдельных деталей, штриховка, линии с сильным нажимом, интенсивно затушеванные волосы

тревожность

Алексей

выделение отдельных деталей, штриховка, интенсивно затушеванные волосы, сильным нажимом

тревожность

Олег

линии с сильным нажимом интенсивно затушеванные

волосы


тревожность

Kирилл

подчеркнутая линия основания

тревожность

Софья

отсутствие симптомов



Следует отметить, что из 15 человек:



  1. повышенный уровень тревожности наблюдается у 13 детей, что
    равно 86 % от их общего количества;

  2. повышенный уровень агрессивности встретился у 2-их детей, это
    составляет 13 %;

- дети, у которых наблюдается повышение обоих уровней равно 1-му человеку из группы, что есть 6 %;

- наконец необходимо отметить, что в группе имеется ребенок с полным отсутствием исследуемых факторов повышенной тревожности и агрессивности.

Для наглядности сравним полученные данные и представим таблицу 3.5, отражающую показатели тревожности детей
Таблица 3.5 - Сравнительная характеристика, проведенного эксперимента


Экспериментальная группа

Контрольная группа

тревожность

тревожность

100

86

Таким образом мы выявили, что:



  1. в экспериментальной группе на 14% больше детей с высокими показателями тревожности, чем в контрольной группе;

-в экспериментальной группе не нашлось ни одного ребенка с полным отсутствием высоких показателей по исследуемым факторам, в контрольной же группе таковой ребенок нашелся;

Данные вывода полностью подтверждают выдвинутую гипотезу о преобладании в экспериментальной группе более высоких показателей тревожности чем в контрольной.


Результаты исследования по «Тесту тревожности»

Результаты исследования, проведенные с детьми экспериментальной и контрольной группы приведем в таблице 3.5 и 3.6

Таблица 3.5 - Результаты исследования, проведенные с детьми

экспериментальной группы




Ф. И. О.

результат




Ф. И. О.

результат

Аня.

14 %




Саша

57 %

Борис

28 %




Зина

57 %

Костя

35 %




Денис

57 %

Дима

35 %




Лена

57 %

Эдик

42 %




Ольга

57 %

Фаина

50 %




Катя

57 %

Рита

50 %




Сергей

64 %

Олег

57 %









Таблица 3.6 - Результаты исследования, проведенные с детьми

контрольной группы

Ф. И. О.

результат




Ф. И. О.

результат

Валерий

14 %




Алексей

35 %

Галина

14 %




Лена

35 %

Олег

14 %




Вика

50 %

Виталий

21 %




Наташа

50 %

Кирилл

21 %




Софья

57 %

Кристина

21 %




Евгений

57 %

Мария

21 %




Лариса

57 %

Михаил

28 %









Данные результаты были получены на основе вычисления индекса тревожности ребенка (ИТ), который равен процентному отношению числа эмоционально – негативных выборов (печальное лицо) к общему числу рисунков (15)



По ИТ дети подразделяются на 3 группы:

1. высокий уровень тревожности (ИТ выше 50%)

2. средний уровень тревожности (ИТ от 20 до 50%)

3. низкий уровень тревожности (ИТ от 0 до 0%)

Полученные данные по обеим группам лучше всего показать на сравнительной диаграмме (рис.2.2).

На диаграмме хорошо видно, что в экспериментальной группе, на 5 больше детей с высоким уровнем тревожности, чем у детей из контрольной группы.

В соответствии с поставленной задачей получаем следующие данные:

1. В контрольной группе высокий индекс тревожности наблюдается у 20 % детей, средний индекс – у 20% и низкий – также у 20 %:

2. В экспериментальной группе высокий уровень индекс тревожности выявился у 53 % от общего числа, у 40% средний индекс, и у 7 % низкий..


Рисунок 3.1- Диаграмма показателей исследования индекса

тревожности
Вывод: Данные проведенного исследования позволяют сделать вывод о том, что в экспериментальной группе, на 33 % больше детей с высоким уровнем тревожности, чем у детей из контрольной группы, что, безусловно, подтверждает выдвинутую гипотезу исследования.
Результаты методики диагностики родительского отношения A.M. Bapгa, B.B. Столина

Родительское отношение понимается здесь, как система разнообразных чувств по отношению к ребенку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенности восприятия и понимания характера и личности ребенка, его поступков.

Результаты исследования одного из родителей, чьи дети входят в состав экспериментальной группы представим в таблице 3.7
Таблица 3.7 - Результаты исследования родителей, чьи дети входят

в состав экспериментальной группы



Родители

Шкалы %

«Симбиоз»

«Авторитарная гиперопека»

«Маленький неудачник»

Анины

74,97







Бориса

86,63







Риты




53,87




Кости




95,76




Димы




95,76




Эдуарда




95,76




Фаины







45,55

Олега







70,25

Сергея







70,25

Дениса







70,25

Кати







70,25

Лены







84,81

Ольги







84,81

Саши







84,81

Зины







96,83

Как показало исследование, 13 % родителей имеют стиль воспитания «Симбиоз», 26 % родителей имеют стиль воспитания «Авторитарная гиперопека», остальные 61 % имеют стиль воспитания «Маленький неудачник», о них мы подробнее напишем ниже. По этой шкале мы имеем:

один низкий показатель — 45,55

четыре средних показателя — 70,25,

четыре высоких показателя – 84,81 и 96,83

Результаты теста, полученные при исследовании родителей, чьи дети входят в состав контрольной группы приведем в таблице 3.8


Таблица 3.8 - Результаты теста, полученные при исследовании

родителей, чьи дети входят в состав контрольной группы



Родители

Шкалы %

«Симбиоз»

«Авторитарная гиперопека»

«Маленький неудачник»

Валерия

74,97







Михаила

86,63







Олега

86,63







Галины

86,63







Виталия

86,63







Кристины

86,63







Кирилла

86,63







Натальи




95,76




Марии




95,76




Лены




95,76




Вики




95,76




Ларисы







93,04

Софии







93,04

Алексея







96,83

Евгения







99,37

Как показало исследование из 15 родителей:



  1. 7 из них попали в шкалу «Симбиоз», что соответствует 46 %. Здесь мы также имеем повышенные показатели, что характерно для неблагоприятного семейного воспитания.

  2. 4 из родителей, по полученному результату, находятся в рамках шкалы «Авторитарная гиперопека», что равняется 26 %. Здесь обнаружились высокие показатели.

  3. 4 из родителей попали в шкалу «Маленький неудачник», это 26 %.

Здесь имеются:

  1. высокие показатели, в количестве трех – 93,04 и 96,83

  2. один максимальный показатель — 99,37

4)Не выявлено ни одного родителя со стилем воспитания «Принятие-отвержение» и «кооперация» ни в одной из групп

Для наиболее полного сравнения представим полученные данные на диаграмме 3.2



Рисунок 3.2 - Диаграмма показателей родительского отношения

На диаграмме представлены уровни родительского отношения в экспериментальной и контрольной группах.

Вывод: Следует отменить, что родители обоих групп не попали в такие шкалы, как:

Шкала «Принятие - отвержение», которая отражает интегральное эмоциональное отношение к ребенку. Где на одном полюсе находится уважение и принятие своего ребенка, на другом — восприятие его плохим, неприспособленным и неудачливым.

Шкала «Кооперация», что отражает социально желательный образ родительского отношения. Здесь родитель заинтересован в делах и планах ребенка, старается во всем помочь сочувствует ему, старается быть с ним на равных.

Сравнивая результат, получаем следующие данные:

- родители детей, находящихся в экспериментальной группе, на 33 % меньше склонны к неправильному типу отношения, в виде симбиотической связи;

- родители детей, находящихся в экспериментальной группе, на 44 % проявляют больше склонности к неправильному типу отношения в виде представления ребенка, как «маленького неудачника»;

- у родителей обеих групп имеют равные числа, (по 26%) в занимаемой позиции, по отношению к ребенку, в виде авторитарной гиперопеки.

Эти данные показывают, насколько склонны родители занимать неправильную позицию в воспитании ребенка, и насколько необходимо в данном случае проводить индивидуальную коррекцию по восстановлению благоприятного и здорового семейного климата, в каждом конкретном случае. Данное отношение родителей к своим детям может привести к возникновению психологических проблем у детей, в виде появления неврозов.


Результаты по методике Рене Жиля.

Результаты исследования экспериментальной и контрольной группы приведем в таблицах 3.9 и 3.10


Таблица 3.9 - Результаты исследования экспериментальной группы по методике Рене Жиля



Имя

Мать

Отец

Брат и сестра

Бабушка и дедушка

Друг

Воспитатель

Любознательность

Доминантность

Общительность

Отгороженность

социальная адекватность

Дима

8

3

2

2

5

5

3

2

3

2

5

Борис

7

7

6

2

5

6

6

1

4

1

8

Лена.

3

2

3

0

4

4

4

2

2

5

6

Рита

7

3

5

2

0

7

5

2

2

4

3

Катя

12

3

3

1

4

5

3

2

1

2

7

Сергей

5

3

4

4

3

7

8

1

4

2

7

Фаина

6

2

2

1

5

6

6

2

1

8

4

Эдик

7

3

3

1

2

6

3

1

2

3

9

Анна.

7

3

2

1

3

5

4

2

3

4

4

Саша

7

2

1

1

1

6

4

2

2

5

5

Ольга

14

2

2

0

4

10

9

3

4

0

7

Зина.

9

2

3

1

6

10

6

1

2

2

6

Олег

9

3

2

4

3

8

4

1

1

2

8

Денис.

11

3

3

0

3

10

5

1

3

2

6

Костя

8

4

2

3

4

6

5

1

4

0

8

Таблица 3.10 - Результаты исследования контрольной группы по методике Рене Жиля



Имя

Мать

Отец

Брат и сестра

Бабушка и дедушка

Друг

Воспитатель

Любознательность

Доминантность

Общительность

Отгороженность

социальная адекватность

Михаил

7

3

2

0

4

6

4

1

4

5

6

Лариса

4

5

5

2

3

3

7

2

3

5

5

Алексей

6

3

6

2

5

3

5

3

2

4

6

Наташа

7

3

8

5

7

7

6

1

2

5

6

Валерий

5

4

3

2

4

5

8

2

2

4

9

Галина

7

4

2

2

3

6

5

1

4

2

6

Вика

6

4

4

3

3

4

6

2

3

2

6

Мария

10

2

1

1

3

7

5

2

3

1

7

Кирилл

8

6

2

0

5

9

7

3

4

0

8

Олег

13

0

1

0

5

9

9

2

4

0

10

Виталий

14

2

2

0

4

10

9

3

4

0

7

Кристина

12

4

3

2

4

10

7

1

4

0

8

Лена

7

3

5

1

2

7

4

1

4

1

6

Софья

7

6

2

1

4

8

5

1

2

3

4

Евгений

9

1

4

2

4

9

5

1

4

1

7

Итак, теперь рассмотрим, у какой из исследуемых групп, будет больше выборов показателей.

Сначала рассмотрим конкретно-личностные показатели, характеризующие отношения ребенка с конкретными людьми.

Для сравнения этих показателей, воспользуемся критерием Манна-Уитни, который как раз и предназначен для оценки какого-либо признака, количественного изменяющегося в малых выборках.



Критерий Манна-Уитни представляет непараметрическую альтернативу t-критерия для независимых выборок. STATISTICA предполагает, что данные расположены тем же образом, что в и t-критерии для независимых выборок. Файл должен содержать кодовую (независимую) переменную, имеющую, по крайней мере, два разных кода для однозначной идентификации принадлежности каждого наблюдения к определенной группе.

Критерий Манна-Уитни предполагает, что рассматриваемые переменные измерены, по крайней мере, в порядковой шкале (ранжированы). Интерпретация теста по существу похожа на интерпретацию результатов t-критерия для независимых выборок, за исключением того, что U критерий вычисляется, как сумма индикаторов попарного сравнения элементов первой выборки с элементами второй выборки. U критерий - наиболее мощная (чувствительная) непараметрическая альтернатива t-критерия для независимых выборок; фактически, в некоторых случаях он имеет даже большую мощность, чем t-критерий.

Если объем выборки больше 20, то распределение выборки для U статистики быстро сходится к нормальному распределению. Поэтому вместе с U статистикой будут показаны z значение для нормального распределения и соответствующее p-значение.



следующая страница >>
Смотрите также:
Исследование по выявлению тревожности у детей старшего дошкольного возраста. Провести психодиагностическое исследование по выявлению причин повышенной тревожности
713.71kb.
3 стр.
Рабочая учебная программа по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с истоками русской народной культуры Урала
149.67kb.
1 стр.
Исследование влияния коррекционных обоев Кулешова на уровень памяти, внимания, мышления и тревожности в экспериментальной группе. 5 «В» класса, г. Североморск, Мурманская область, моу сош №7. Е. А. Тюриной на уроках английского язык
1775.52kb.
15 стр.
«Сударыня Масленица» для детей старшей группы
53.78kb.
1 стр.
Образовательная программа для детей старшего дошкольного возраста
3429.96kb.
20 стр.
Тематическое планирование познавательно-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста Живая природа
72.18kb.
1 стр.
Хрестоматия для детей старшего дошкольного возраста
2657.94kb.
13 стр.
Занятие «Страна волшебная балет»
57.59kb.
1 стр.
Психологическое сопровождение в развитии общей одаренности детей старшего дошкольного возраста
55.31kb.
1 стр.
Воспитательный аспект обучения детей старшего дошкольного возраста игре в шахматы
101.18kb.
1 стр.
Занятие по ознакомлению с окружающим для детей старшего дошкольного возраста
33.9kb.
1 стр.
Влияние средств массовой информации на уровень- агрессивности детей старшего дошкольного возраста
1078.83kb.
7 стр.