Главная
страница 1страница 2страница 3

Материал: бумага (А4), фломастер.

4) Упражнение «На берегу моря».

Цель: расслабление, снятие психоэмоционального напряжения.

Дети ложатся на ковер. Психолог включает музыку «Шум моря» и спокойным ровным голосом говорит: «Закройте глаза, представьте, что мы лежим на берегу моря. Светит теплое солнышко, мы греемся на нем. Ручки и ножки расслаблены. По телу разливается тепло. Дует ласковый ветерок (в этот момент можно погладить каждого ребенка). Дышим спокойно и глубоко. Набираем полные легкие воздуха и выдыхаем весь воздух. Нам хорошо и спокойно. Море спокойное, а под водой плавают разноцветные сказочные рыбки. Представьте, какие они красивые: голубые, желтые, зеленые – они блестят и переливаются. А мы лежим на берегу, и все заботы и тревоги покидают нас, уплывают как рыбки. Потихоньку открываем глаза, можно потянуться, возвращаемся в нашу комнату».

5) Рисование: «Я и море.»

6) Ритуал прощания «Подари улыбку соседу».
Занятие №6

1. Приветствие «Что тебе нравится в соседе».

2. Рисование: «Имя – контур».

3. Закончи сказку: «Белки и орехи»

4. Упражнение: «Дружба».

5. Упражнение: «Я – очень хороший».

6. Упражнение: «Винт».

7. Ритуал прощания.

1) Приветствие «Что тебе нравится в соседе».

2) Рисование: «Имя – контур».

Игра помогает повысить у ребенка уровень самопринятия.

Психолог предлагает ребенку написать свое имя на листе бумаги ярким фломастером. Если он пока не умеет писать, то имя пишет взрослый. При этом ребенок обязательно четко читает написанное и обводит написанное имя пальцем.

Затем ребенку предлагается разрисовать, украсить, раскрасить свое имя так, чтобы получилось очень ярко и красиво.

Как вариант этой игры для разрисовывания может использоваться контур фигуры мальчика или девочки, соответствующий полу ребенка. Тогда под контуром психолог пишет имя ребенка и предлагает ему красиво разрисовать уже не имя, а контур.

3) Закончи сказку: «Белки и орехи»

Психолог в медленном темпе читает детям сказку, которую они должны сопровождать движениями, придумывая их самостоятельно, без помощи психолога.

«Жили-были в одном лесу белочки с большими пушистыми хвостами, маленькими лапками и смешными мордочками. И такие они были веселые, быстрые. А еще в этом лесу жили маленькие гномы. Однажды белки набрали много орехов, чтобы запастись ими на зиму. Белки очень долго работали. Перекидывали орешки друг другу и аккуратно складывали их в дупло. К вечеру белочки очень устали, но все равно были очень довольны, что набрали столько орехов. Легли белочки спать. Утром проснулись и первым делом побежали посмотреть, как там их орехи, а орехи пропали...»

Детям предлагается проблемная ситуация. Вопросы:

– Куда делись орехи?

– Что было дальше?

– Что сделали белки?

– Чем дело кончилось?

4) Упражнение «Дружба»

Цели: Для детей начальной школы дружба очень важна. Со своими друзьями дети могут делиться такими вещами, о которых они не говорят с родителями. Они могут идентифицироваться со своими друзьями и открывать для себя новые ценности, идеи и способы поведения. В дружбе впервые возникает эмпатия, которая может потом распространиться и на других людей.

Инструкция: Можете ли вы мне сказать, почему человеку нужны друзья? Много ли друзей ему нужно? Каким должен быть хороший друг (хорошая подруга)? Что твой хороший друг (подруга) делает для тебя? Что ты сам делаешь для своего друга (подруги)? Хорошие друзья похожи на брата или сестру? А чем они отличаются?

Сядьте поудобнее и закройте глаза. Вздохните глубоко.

Теперь представь себе, что ты находишься в окружении нескольких своих друзей... Это совершенно особые люди в твоей жизни – люди, с которыми тебе хорошо. Ты можешь им доверять, рассказывать им обо всех важных событиях своей жизни и о своих сокровенных чувствах... (15 секунд.) Посмотри внимательно на каждого в отдельности и подумай, почему он или она так важны для тебя... (15 секунд.) Теперь взгляни на всех своих друзей. Может быть, кто-то из них тебе особенно дорог? Если это так, тогда скажи ему (ей), как тебе нравится, когда вы вместе, и как тебе важна дружба с ним (ней)... (15 секунд.)

Теперь послушай, что скажет тебе твой лучший друг (подруга) о том, почему он (она) тоже дорожит дружбой с тобой... (15 секунд.) А сейчас я хотел бы, чтобы вы попрощались со своими друзьями и снова вернулись сюда. Потянись немного и открой глаза.

Анализ упражнения:

Каких друзей ты видел?

Видел ли ты своего лучшего друга?

Что вы друг другу сказали?

Почему эти друзья так ценны для тебя?

Что делаешь ты вместе со своими друзьями? Вы играете вместе, разговариваете друг с другом, ходите иногда куда-нибудь вместе?

Что ты делаешь, чтобы сохранять дружбу с ними?

Ревнуешь ли ты их иногда?

5) Упражнение: «Я – очень хороший».

Упражнение «Я очень хороший — ты очень хороший».

Детям предлагается повторить слово вслед за ведущим в соответствии с предлагаемой им громкостью несколько раз: шепотом, громко, очень громко. Ведущий, таким образом, сначала пришептывает, проговаривает, выкрикивает слова «я», «очень», «хороший».

6) Упражнение: «Винт».

Цель: снять мышечные зажимы в области плечевого пояса.

"Ребята, давайте попробуем превратиться в винт. Для этого поставьте пятки и носки вместе. По моей команде "Начали" будем поворачивать корпус то влево, то вправо. Одновременно с этим руки будут свободно следовать за корпусом в том же направлении. Начали!.. Стоп!"

Этюд может сопровождаться музыкой Н. Римского-Корсакова "Пляска скоморохов" из оперы "Снегурочка".

7) Ритуал прощания «Подари улыбку соседу».


Занятие №7

1. Приветствие «Подари подарок».

2. Беседа: «Как любить своих близких?».

3. Упражнение «Найди свою половину»

4. Закончи сказку: «В лесу»

5. Рисование «Моя семья».

6. Релакс для детей «Небо»

7. Ритуал прощания.

1) Приветствие «Подари подарок».

2) Беседа: «Как любить своих близких?».

Ответы детей

3) «Найди друга». Одной половине участников завязывают глаза, дают возможность походить по помещению и предлагают найти и узнать своего друга (ил родителя). Узнать можно с помощью рук, ощупывая волосы, одежду, руки. Затем, когда друг найден, игроки меняются ролями. (так же можно провести данное упражнение с игрушками. Ребёнок выбирает себе игрушку и хорошо её изучает, последующий ход игры как и с друзьями)

4) «В лесу»

Психолог в медленном темпе читает детям сказку, которую они должны сопровождать движениями, придумывая их самостоятельно, без помощи психолога.

«В одном лесу жили красивые, важные львы и большие тигры. Все они питались антилопами. Однажды львы переловили всех антилоп. Тигры остались без еды...»

Детям необходимо продолжить сюжет. Здесь используется оценка поведения ребенка взрослым.

5) Рисование «Моя семья».

6) Релакс для детей «Небо»

Цель: расслабление, ощущение покоя, приобретение способности управлять своими мыслями. Осознание того, что отвлекает, и избавление от этого.

Время: 5 мин.

Возраст: от 6 лет.

1.Сядь в кресло прямо, опираясь на спинку (но не напрягаясь), ноги должны касаться пола (можно сесть на пол, скрестив ноги). Закрой глаза.

2. Представь прекрасное голубое небо. По нему двигаются облака. Ты наблюдаешь за ними. Если ты о чем-то думаешь, пусть твои мысли улетят вместе с облаками. Ты сосредоточен на небе. Человек, смотрящий на облака, - внутренний наблюдатель, тот, кто всегда наблюдает за твоими мыслями.

3.Внутренний наблюдатель очень спокоен, уравновешен и счастлив. Ты ощущаешь покой, тишину и радость.

4.Открой глаза. Некоторое время посиди спокойно. Затем медленно встань.

7) Ритуал прощания «Подари улыбку другу».


Занятие № 8

1. Приветствие «Что тебя привлекает в соседе»

2. Беседа: «Как вы справляетесь с трудностями».

3. Игра: «Волны».

4. Закончи сказку: «На реке»

5. Рефлексия: «Ладошки».

6. Релаксация: «Ручей».

7. Ритуал прощания «Подари улыбку».

1) Приветствие «Что тебя привлекает в соседе»

2) Беседа: «Как вы справляетесь с трудностями».

Ответы детей

3) Игра: «Волны».

Дети садятся в круг, а взрослый предлагает им вспомнить лето, когда они купались в речке, в пруду...

«Но лучше всего купаться в море, — говорит он, — потому что в море волны и так приятно, когда они ласково гладят и омывают тебя. Волны такие веселые, добрые! И все очень похожи друг на друга. Давайте попробуем искупать друг друга в таких волнах! Давайте встанем, улыбнемся и попробуем изобразить волны руками». Дети изображают волны вслед за ведущим, который следит за тем, чтобы все волны были ласковые и веселые.

После такой «тренировки» психолог предлагает всем детям по очереди «искупаться в море». «Купающийся» становится в центре, а «волны» по одной подбегают к нему и ласково поглаживают его, совершая одинаковые движения. Когда все волны «погладят купальщика», он превращается в волну, а в море «ныряет» следующий.

4) Закончи сказку: «На реке»

Психолог в медленном темпе читает детям сказку, которую они должны сопровождать движениями, придумывая их самостоятельно, без помощи психолога.

«На одной быстрой и широкой реке жили бобры. Они не могли быстро плавать и поэтому хотели, чтобы река текла медленно. Собрались бобры все вместе и построили на реке запруду. Долго работали бобры: таскали деревья, перекрывали речку, замазывали щели глиной. К вечеру они очень устали и пошли спать. Пришли бобры утром к запруде и увидели там много рыбы, которая из-за запруды не могла проплыть дальше...»

Детям необходимо продолжить сюжет. Здесь используется оценка поведения ребенка взрослым.

5) Рефлексия: «Ладошки».

Детям предлагается бумага и фломастер. Нужно положить свою ладошку на лист бумаги, раздвинуть пальцы и аккуратно обвести ее по контуру. Затем психолог просит на каждом получившемся на бумаге пальце написать что-нибудь хорошее о себе. Если дети еще не умеют писать, то они могут нарисовать.

После этого ведущий собирает «ладошки», читает их группе, а дети угадывают, где чья «ладошка».

6) Релаксация: «Ручей».

Присаживайтесь поудобнее, давайте возьмемся за руки, расслабимся. Мысленно представьте себе, что внутри каждого из вас поселился добрый, веселый ручеек. Водичка в ручейке чистая, прозрачная, теплая. Ручеек совсем маленький и очень озорной. Он не может долго усидеть на одном месте. Давайте с ним мысленно поиграем. Представим, как чистая, прозрачная, теплая водичка через ваши ручки переливается друг другу по кругу. Представьте, что вместе с водичкой мы передаем друг другу радость. Замечательно. Я вас люблю.

7) Ритуал прощания «Подари улыбку другу».
Занятие № 9

1. Приветствие: «Подари подарок».

2. Упражнение «Ищем клад».

3. Закончи сказку: «Прими решение».

4. Упражнение «Звериные чувства».

5. Игра: «Смелые ребята».

6. Ритуал прощания «Подари улыбку».
1) Приветствие: «Подари подарок

2) Упражнение «Ищем клад».

Детям предлагается выстроиться в ряд по какому-либо признаку. Например:

по длине шорт и платьев, начиная с самых длинных;

по длине шорт и платьев, начиная с самого короткого;

по цвету глаз, начиная с самых светлых;

по цвету глаз, начиная с самых темных;

по цвету волос, начиная с самых светлых;

по цвету волос, начиная с самых темных и т.д.

Затем детям нужно разделиться на команды, например с самыми светлыми глазами и с самыми темными. Затем детям дается задание найти с помощью карты-плана «клад», который спрятан в комнате.

Особенности использования этой игры с тревожными детьми состоит в том, что лучше давать задание найти «клад» отдельно каждой команде. Причем соревновательный момент включать нельзя, и если дети начинают торопиться и волноваться, психолог должен сразу же остановить их и объяснить, что главное в игре – это найти «клад», а не найти его быстро.

3) «Прими решение»

Психолог в медленном темпе читает детям сказку, которую они должны сопровождать движениями, придумывая их самостоятельно, без помощи психолога.

«В одном городе жила девочка. Она была умная, хорошая девочка, но постоянно все теряла. Однажды девочка очень торопилась в школу, но никак не могла найти ключи от квартиры. Девочка обыскала весь дом, все карманы, но их нигде не было. Долго думала девочка, что же ей делать: остаться дома и пропустить школу или пойти в школу и оставить дверь открытой? Решила девочка пойти в школу. Пришла она на урок, открыла портфель, чтобы достать учебники, и... увидела ключи...»

Детям предлагается продолжить сказку.

4) Упражнение «Звериные чувства».

Для проведения игры необходим набор картинок с изображением известных животных. Психолог раскладывает по очереди перед ребенком картинки и просит назвать основные качества животного: например, зайчик – страх, боязливость; лев – смелость; лиса – хитрость; филин – ум и т.д.

Затем психолог предлагает рассмотреть ту или иную ситуацию и просит ребенка описать свои чувства и состояния с помощью картинок. Если ребенок затрудняется это сделать, психолог может ему помочь. Например, психолог говорит: «Представь себе, что ты разбил вазу. Ты себя почувствовал как кто? Выбери картинку с таким „звериным чувством”, которое похоже на твое». Ребенок может сказать, что он почувствовал себя как зайчик – он испугался. Психолог продолжает: «И тут пришла мама. Что бы ты сделал?.. Ты был бы как кто?». Ребенок может сказать, что он был бы умный, как филин: он быстро убрал бы все осколки и мама ничего бы не узнала. В таком случае с ребенком нужно поговорить о том, на какой больше похож его поступок, на умный или на хитрый? Далее можно обговорить варианты поведения, предлагая ребенку рассказать, как бы повели себя в этой ситуации другие животные.

При проведении этой игры желательно избегать оценок поведения ребенка, так как основная цель здесь — не нравственное воспитание, а научение ребенка более точно понимать свои чувства для моделирования социально приемлемого поведения.

5) Игра: «Смелые ребята».

6) Ритуал прощания «Подари улыбку другу».
3.4. Анализ коррекционно-развивающей работы (контрольный эксперимент)

С целью проверки эффективности коррекционно-развивающей работы, направленной на снижение тревожности у детей старшего дошкольного возраста, была проведена повторная диагностика, которая позволила проследить динамику снижения тревожности у детей старшего дошкольного возраста экспериментальной группы.

Для повторной диагностики у детей старшего дошкольного возраста использовался “Тест школьной тревожности Филлипса”.

Результаты диагностики тревожных детей старшего дошкольного возраста экспериментальной группы на этапе констатирующего эксперимента показали, что 14% тревожных детей имеют общую тревожность, а также переживания социального стресса; 20% тревожных детей имеют фрустрацию потребность в достижении успеха, низкую физиологическую сопротивляемость стрессу, а также проблемы и страхи в отношениях с учителями. У 7% детей страх самовыражения, 27% детей страх ситуации проверки детей. А также 34% тревожных детей имеют страх не соответствовать ожиданиям окружающих.

Таблица 3.11 - Результаты диагностики тревожных детей экспериментальной группы на этапе контрольного эксперимента




Факторы тревожности

Количество испытуемых, в %

1

Общая тревожность в школе

14%

2

Переживания социального стресса

7%

3

Фрустрация потребности в достижении успеха

7%

4

Страх самовыражения

7%

5

Страх ситуации проверки знаний

20%

6

Страх не соответствовать ожиданиям окружающих

7%

7

Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу

14%

8

Проблемы и страхи в отношениях с учителями

7%

После проведения групповой коррекционно-развивающей работы у 7% детей снизилось переживания социального стресса, фрустрация потребность в достижении успеха, страх не соответствовать ожиданиям окружающих, проблемы и страхи в отношениях с учителями, а также страх самовыражения.

У 14% тревожных детей снизилось общая тревожность в школе и низкая физиологическая сопротивляемость стрессу. А также у 20% тревожных детей снизился страх ситуации проверки знаний.

У 50% детей были выявлены низкие показатели тревожности, 50% детей показатели тревожности снизились, но остались высокими. На наш взгляд это можно объяснить тем, что для этих детей требуется более длительное коррекционно-развивающая работа.

Таким образом, у 50% детей удалось снизить тревожность в поведении до оптимального уровня.

В таблице 3.12 представлено сравнение результатов 8-ми испытуемых детей с повышенным уровнем тревожности на этапе констатирующего и контрольного экспериментов.


Таблица 3.12 - Сравнивание результатов диагностики на этапе констатирующего и контрольного экспериментов.




Результаты констатирующего эксперимента

Результаты контрольного эксперимента

Факторы тревожности

Факторы тревожности

1

2

3

4

5

6

7

8

1

2

3

4

5

6

7

8

Количество испытуемых, в %

14

14

20

7

27

34

20

20

14

7

7

7

20

7

14

7

Используя полученные данные, ниже представлена диаграмма.

Диаграмма 1.
(см. приложение 2)
Для того, чтобы установить оказала ли коррекционно-развивающая работа влияние на снижение уровня тревожности у детей младшего возраста экспериментальной группы, применяется t-критерий Стьюдента.

Выяснилась причинно-следственная связь между независимой переменной коррекционной работы и зависимой переменной – уровень тревожности у детей старшего дошкольного возраста.

Основная формула t-критерий Стьюдента выглядит следующим образом:

где x1 – среднее значение переменной по одной выборке данных;

x2 - среднее значение переменной по другой выборке данных;

m1 и m2 – интегрированные показатели отклонений частных значений из двух сравниваемых выборок от соответствующих им средних величин.

m1 и m2, в свою очередь вычислялись по следующим формулам:
;
где - выборочная дисперсия первой переменной (по первой выработке);

- выборочная дисперсия второй переменной (по второй выработке);

n1 – число частных значений переменной в первой выборке;

n2 - число частных значений переменной во второй выборке.

Данный эксперимент проводился по схеме, предполагающей оценку показателя уровня тревожности до и после коррекционной работы. Таким образом, имеем две выборки экспериментальных данных: 60, 80, 60, 60, 60 и 40, 60, 50, 40, 50.

Среднее значение по этим двум выборкам соответственно равны 64 и 48. Установим, насколько статистически достоверны их различия.

Сначала были определены выборочные дисперсии для двух сравниваемых выборок значений:





Затем вычислялся показатель t:

Значение показателя t сравнивалось с табличным для числа степеней свободы 5+5-2=8. Вероятность допустимой ошибки равна 0,05. Для данного числа степеней свободы и заданной вероятности допустимой ошибки значение t должно быть не меньше чем 2,31. У нас же этот показатель оказался равным 3,2, т.е. больше табличного. Следовательно, сравниваемые средние значения в нашем случае 64 и 48, статистически достоверно различаются. Это говорит о том, что коррекционно-развивающие упражнения. направленные на снижение тревожности детей старшего дошкольного возраста, эффективны. Следовательно, коррекционно-развивающая работа, проводимая с детьми экспериментальной группы и направленная на снижение тревожности, эффективна.

Таким образом, было установлено наличие статистически достоверных различий между средними значениями, принадлежащими к двум совокупностям данных до и после коррекционно-развивающей работы. Так как они действительно достоверно различаются, то можно сделать вывод о том, что проведенная групповая коррекционно-развивающая работа способствовала снижению тревожности у детей старшего дошкольного возраста.



Качественный анализ результатов контрольного эксперимента дал основания для заключения о возможности снижения тревожности у детей старшего дошкольного возраста через систему коррекционно-развивающих мероприятий, направленных на развитие конструктивных способов взаимодействия, отработку с детьми ситуаций, позволяющих им эффективно вступать во взаимодействие и добиваться положительных результатов в совместной деятельности.

<< предыдущая страница  
Смотрите также:
Исследование по выявлению тревожности у детей старшего дошкольного возраста. Провести психодиагностическое исследование по выявлению причин повышенной тревожности
713.71kb.
3 стр.
Рабочая учебная программа по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с истоками русской народной культуры Урала
149.67kb.
1 стр.
Исследование влияния коррекционных обоев Кулешова на уровень памяти, внимания, мышления и тревожности в экспериментальной группе. 5 «В» класса, г. Североморск, Мурманская область, моу сош №7. Е. А. Тюриной на уроках английского язык
1775.52kb.
15 стр.
«Сударыня Масленица» для детей старшей группы
53.78kb.
1 стр.
Образовательная программа для детей старшего дошкольного возраста
3429.96kb.
20 стр.
Тематическое планирование познавательно-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста Живая природа
72.18kb.
1 стр.
Хрестоматия для детей старшего дошкольного возраста
2657.94kb.
13 стр.
Занятие «Страна волшебная балет»
57.59kb.
1 стр.
Психологическое сопровождение в развитии общей одаренности детей старшего дошкольного возраста
55.31kb.
1 стр.
Воспитательный аспект обучения детей старшего дошкольного возраста игре в шахматы
101.18kb.
1 стр.
Занятие по ознакомлению с окружающим для детей старшего дошкольного возраста
33.9kb.
1 стр.
Влияние средств массовой информации на уровень- агрессивности детей старшего дошкольного возраста
1078.83kb.
7 стр.