Главная
страница 1
План-конспект урока «Окружающий мир»

4 класс


Тема урока:

Древняя Греция

Тип урока:

урок усвоения новых знаний

Цель урока:

сформировать у учащихся общее представление о Древнем мире на примере Древней Греции.


Задачи:

1. Познакомить учащихся с культурой и традициями Древней Греции

2. Развивать познавательную активность, кругозор учащихся. Формировать умение сравнивать, классифицировать; обобщать изучаемые факты и понятия.

3. Воспитывать уважение к мировой культуре; коммуникативные умения и навыки


Оформление и оборудование:




  1. Компьютер с презентацией наглядного материала по теме (32 слайда)

  2. Проектор с экраном

  3. Магнитофон, кассета с записью греческой музыки

  4. Раздаточный материал (конверты, карточки-задания, задания в репродукциях)

  5. Оформление команд (кораблики, фуражки капитанов)

  6. Костюмы (богини)

  7. Учебники «Мир вокруг нас» 4 класс, II часть (Плешаков)

  8. Таблицы с опорными словами


Ход урока



    1. Организационный момент



    1. Мотивация учебной деятельности


Вводное слово учителя

Каждый человек любит путешествовать, потому что это необычайно интересно. И я приглашаю вас в путешествие. Путешествовать мы будем командами. Сегодня у нас их три. А отправимся мы в путь на кораблях. (В каждой группе на столе – макет корабля)

Каждая группа – команда корабля. Как на любом корабле у нас будут капитаны. (Назначаю)

Задача капитанов, чтобы на протяжении всего плавания в команде царили мир и согласие, взаимопонимание и выручка. Работать нужно быстро и слаженно, и тогда именно ваша команда станет первой. А за каждый правильный ответ команда будет получать лавровую ветвь победителя (показываю)

Итак, мы отправляемся в далекое прошлое, в древний мир. А в какую страну… попробуйте определить сами. Для этого нужно ответить на мои вопросы (по командам):


  1. Как называются международные спортивные игры, которые проходят 1 раз в 4 года?

  2. Как с древности до наших дней называется то место, где актеры играют комедии и трагедии?

  3. Как называются сказания о жизни древних богов и героев?



    1. Постановка целей и задач урока

Родина олимпийских игр, театра, мифов, великих философов и даже нашей письменности – кириллицы – Эллада – так называли ее жители. Позднее эту страну назвали Древней Грецией. И тема нашего урока-путешествия (запись темы на доске) – Древняя Греция.


(Слайд 1)
Путешествуя, мы познакомимся с традициями и обычаями Древней Греции. Узнаем много интересного о ее культуре, науке, искусстве.

Давайте же попробуем заглянуть сквозь тьму веков в светлый мир Эллады, в котором теряются наши начала, и попробуем представить себе, какими они были – древние греки, как жили, чем интересовались.





    1. Актуализация знаний.


(Слайд 2)


  1. Географическое положение Греции.

Греция находится в восточном полушарии, в Европе, на Балканском полуострове.
(Слайд 3)
- Посмотрите на карту Греции. Какие города вы здесь видите?

- На морях много островов, какой из них самый большой?

- А какими морями омывается Греция?

И мы отправляемся в путь по Эгейскому морю. Кто знает, почему оно так называется?




  1. Миф об Эгее - (слайд 4, 5)




  1. Герои мифов

- Давайте вспомним, каких еще героев мифов вы знаете.

А мы ступаем на священную землю Эллады. По суше на корабле мы уже не проплывем, поэтому обратимся за помощью еще к одному мифическому герою, у которого имелись крылатые сандалии.

- Как звали этого героя?

- Чем прославился Персей? (слайд 6)





    1. Первичное усвоение и проверка понимания


1. Гора Олимп

Оденем крылатые сандалии и отправимся на гору Олимп (слайд 7).

Древние греки считали, что рядом с ними существует мир богов – бессмертных, очень красивых и очень похожих на людей, способных так же радоваться, любить, негодовать. Жители Эллады верили, что самые могущественные из богов живут на горе Олимп (слайд8).

На вершине – золотые чертоги бессмертных богов. На высоком золотом троне сидит Зевс (слайд 9) – царь богов и людей. Здесь же находятся и другие боги.

-
Карточка:
Гефест – бог огня и кузнечного дела

Дионис – бог виноделия

Деметра – богиня плодородия

Посейдон – бог моря

Афродита – богиня красоты и любви

Афина – богиня-воительница, покровительница ремесел


У каждой команды на столе конверты с заданиями. Откройте конверт № 1. Сейчас по описанию вы должны узнать, каких богинь мы встретим на своем пути.
(Звучит музыка. Входят 3 девочки в костюмах богинь)
1 девочка: «Нет на Олимпе богини прекраснее меня. Я родилась из белоснежной пены морских вод. Куда не ступлю – повсюду благоухают цветы. Дикие звери следуют за мной как ручные. Я добра и нежна ко всем, корме тех, кто любит лишь самого себя».

- Что это за богиня? (Афродита)


2 девочка: «Я – любимая дочь Зевса. Грозная и воинственная. С самого рождения больше всего на свете люблю военные утехи. Я научила эллинов различным ремеслам».

- Что это за богиня? (Афина)


3 девочка: «Без меня на земле засохнут виноградники и оливковые деревья, растения и животные погибнут от засухи, среди людей начнется голод».

- Что это за богиня? (Деметра)


Танцы, песни сопровождали жизнь богов и жителей Эллады.

- А какой танец считается истинно греческим? (Богини танцуют танец «Сиртаки»)


2. Город Олимпия

А сейчас мы отправляемся в живописный город Олимпию – родину олимпийских игр.


(Слайд 10)
На время игр в Древней Греции прекращались все междоусобные войны, и лучшие атлеты (так называли спортсменов, участвующих в состязаниях – слайд 11) съезжались на соревнования в Олимпию. Игры продолжались 5 дней.

- А сейчас я попрошу всех открыть конверт № 2 и попытаться найти, какие виды спорта, перечисленные в ваших заданиях, входили в программу олимпийских состязаний.

- Прыжки в длину, борьба, бег, кулачный бой, метание копья и диска – 5 видов спорта, которые входили в одно из главных состязаний – пятиборье.

Победителя награждали оливковым венком. Чемпиона с восторгом встречали в родных местах. Олимпийские игры проходят и по сей день, и последние состоялись в Греции в 2004 году (слайд 12).

Я думаю, чтобы быть сильными и выносливыми, как древнегреческие атлеты, нужно поддерживать свою физическую форму. (Физминутка)
3. Город Афины

А сейчас мы отправимся в город, названный в честь одной богини.

- Что это за город? (слайд 13)

(Рассказываю миф о создании города Афины – слайд 14)


а) одежда древних греков

- Как называлась одежда древних греков? (Хитон – слайд 15)

Создание костюма в Древней Греции основывалось на искусстве драпировки (слайд 16).

В зависимости от того, как искусные руки перегибали ткань, укладывали в складки, обертывали ее на теле, получались те или иные формы костюма, полные величия и изящества. Те складки, которые мы видим на юбочках, отутюженные складки брюк берут свое начало в Древней Греции.


б) архитектура (самостоятельная работа с учебником)

В честь богов греки строили храмы. Они умели выбирать места для своих построек, и здание храма казалось украшением пейзажа. Храмы ставили на вершинах холмов, на скалистых откосах морского берега.

- Откройте учебник и прочитайте про самые знаменитые храмы Древней Греции.

Акрополь (слайд 17) – это обрывистый холм, где была городская крепость.

Самый прекрасный храм Древней Греции – Парфенон (слайд 18). Он был построен, когда победно закончилась суровая война с заморскими захватчиками, стремившимися покорить Грецию. Парфенон по-гречески значит «храм девы Афины» (слайд 19). Это самое дивное сооружение Эллады.

Все древнегреческие храмы – это четырехугольные здания на высоком постаменте, окруженные со всех сторон колоннами (слайд 20).


в) Афины – центр древнегреческой культуры и науки

Греческая наука славна такими именами, как Архимед, Пифагор, Платон, Сократ, Аристотель (слайд 21, 22).

О жизни и занятиях древних греков мы можем узнать, рассматривая греческие вазы – амфоры (слайд 23).

В Древней Греции было величайшее искусство изготовление ваз. Вазы делались из глины красноватого цвета. На них наносился рисунок черным лаком. Позже стали менять цвет фона и рисунка.

Обратите внимание, что и на вазах, и на костюмах, и в украшениях храмов мы видим древнегреческий орнамент – меандр (слайд 24, 25).

И в современных украшениях мы продолжаем часто его встречать.


А вот и знаменитый греческий театр (слайд 26), в центре которого находился орхестр – так именовалась круглая площадка для хора, чуть выше орхестра располагалась сцена. Благодаря такому расположению несколько тысяч зрителей слышали актеров. Актеры (а актерами были только мужчины, игравшие и женские роли) всегда исполняли свои роли в масках (слайд 27), которые отвечали характеру персонажа. Были трагические маски и комические.

В наши дни в Греции можно увидеть только развалины театра (слайд 28).


г) закрепление изученного

- Итак, мы побывали в сердце Греции – Афинах. Давайте оглянемся назад и вспомним, что мы там увидели. Откройте конверт № 3. Среди всех иллюстраций

1 команда – найдите греческий храм,

2 команда – греческую вазу,

3 команда – греческий костюм.

- По каким признакам вы это сделали?


4. Город Спарта

А сейчас мы отправимся в Спарту (слайд 29). Она напоминала военный лагерь, где никто не мог жить так, как хочет. Спартанцам запрещалось заниматься торговлей и ремеслами. Всяких труд презирался. Главным занятием спартанцев считалась война (слайд 30). Воины должны были быть крепкими и сильными. Отступать в бою было позором.


- Я хочу предложить вам такое задание. «Со щитом или на щите» - напутствовали своих сыновей, уходящих на войну, спартанские матери. Почему?
Возможно, нам, современникам, не понравились бы суровые условия жизни в Спарте, но следует отметить, что мужество, отвага, любовь к Родине являются положительными качествами в любые времена.



    1. Первичное закрепление новых знаний

Наше путешествие подходит к концу.



а) - Посмотрите на карту и вспомните, что мы узнали о Древней Греции (слайд 31). Откройте конверт № 4. Из предложенных вариантов найдите и прикрепите на карту:

1 команда – города Древней Греции,

2 команда – моря, омывающие Грецию,

3 команда – фигурки, относящиеся к каждому из городов.



б) Обобщить все знания, полученные в нашем путешествии, поможет кроссворд.








О

Л

И

М

П






















Х

И

Т

О

Н




























Э

Л

Л

А

Д

А













А

К

Р

О

П

О

Л

Ь






















Д

Е

М

Е

Т

Р

А







Г

Р

Е

Ц

И

Я













А

Т

Л

Е

Т

Ы





















  1. Самая высокая гора Греции, где по преданию жили боги

  2. Одежда древних греков

  3. Как называли Древнюю Грецию сами ее жители?

  4. Холм в Афинах, где находились главные храмы города

  5. Богиня плодородия

  6. Страна, которая прославилась такими учеными, как Архимед, Пифагор, Гиппократ

  7. Участники олимпийских игр

Я говорю вам «Молодцы», и давайте посмотрим, какой корабль прибыл первым.





    1. Домашнее задание

- стр. 8-14, задание № 3



VIII. Рефлексия
(Слайд 32, 33)
Греция и сегодня продолжает восхищать нас своей культурой, архитектурой, традициями. И я надеюсь, что когда-нибудь вы посетите эту удивительную страну.


Смотрите также:
План-конспект урока «Окружающий мир» 4 класс Тема урока: Древняя Греция Тип урока: урок усвоения новых знаний
101.26kb.
1 стр.
К онспект урока с использованием информационно-коммуникативных технологий Конспект урока по географии Тема урока: «В гостях у Японии». Тип урока: урок новых знаний. Вид урока: комбинированный
34.05kb.
1 стр.
Урок Теория вероятностей и статистика Тема урока: Статистические данные в таблицах, поиск информации в таблицах. Тип урока: урок усвоения новых знаний
48kb.
1 стр.
Урок путешествие принцессы Арифметики в осень
67.68kb.
1 стр.
Конспект урока по информатике учителя Оганьян Э. А. Тема урока : Основные операторы языка Бейсик Тип урока: урок обобщение План урока
53.45kb.
1 стр.
Место проведения урока: моу «сош №42» г. Улан-Удэ Класс: 7 «а» Предмет: русский язык план-конспект урока тема: Текст. Тип урока : развитие речи
58.33kb.
1 стр.
1. План-конспект урока по информатике Тема урока: «Поисковые информационные системы» Тип урока: «Комбинированный урок»
228.37kb.
1 стр.
Разработка урока Макерова М. А. учитель истории Тема урока: древняя греция ( 5 класс) Тип урока: повторительно-обобщающий
58.44kb.
1 стр.
План-конспект урока Класск класс Тема урока Тип урока Цель Практические задачи Воспитатель-ные задачи Развивающие задачи
99.1kb.
1 стр.
План урока По теме: Блюда из рубленого мяса. Мастер производственного обучения Коршунова Валентина Игоревна Тип урока
148.07kb.
1 стр.
Урок №8 Тема урока: «Когда музыка не нуждается в словах» Тип урока : урок закрепления и обобщения знаний
77.59kb.
1 стр.
План-конспект урока. Тема урока: Особенности древнеегипетского письма. Научные знания. Хвалютина Алевтина Валентиновна
92.82kb.
1 стр.