Главная
страница 1


КАФЕДРА ГУМАНИТАРНЫХ И СОЦИАЛЬНЫХ ДИСЦИПЛИН







УТВЕРЖДАЮ

Первый проректор


_______________ Ю.С. Руденко

«____» ___________ 2011 г.





ПРОГРАММА

КАНДИДАТСКОГО ЭКЗАМЕНА ПО ДИСЦИПЛИНЕ

«ИСТОРИЯ И ФИЛОСОФИЯ НАУКИ»


Научная специальность

19.00.07 – Педагогическая психология

по отрасли 19.00.00



Психологические науки

Москва – 2011


Программа кандидатского экзамена по курсу «История и философия науки» (Общие проблемы философии науки. Философия социально-гуманитарных наук. История психологии).


Музяков С.И. Программа кандидатского экзамена по дисциплине «История и философия науки. (Общие проблемы философии науки. Философия социально-гуманитарных наук. История психологии.) для аспирантов и соискателей по направлению подготовки «Педагогическая психология».– М., МУ им. С.Ю. Витте. 2011. – 24 с.

Настоящая программа представляет собой базовую часть кандидатского экзамена по общим проблемам философии науки, по философским проблемам социально-гуманитарных наук, а также истории психологии, знание которых необходимо для каждого соискателя ученой степени кандидата психологических наук. Предложена примерная тематика рефератов по истории психологии. Эта программа максимально приближена к стандарту Программы кандидатских экзаменов «История и философия науки» («Философия науки»), рекомендованной Министерством образования и науки РФ в 2007 году.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………………4

1. Рекомендации по подготовке к сдаче и проведению кандидатского экзамена.....................................................................................................................5

2. Общая трудоемкость……………………………………………………………6

3. Содержание модулей кандидатского экзамена..……………………………....6

4. Оценочные средства для кандидатского экзамена…………………………..18

4.1. Вопросы к кандидатскому экзамену………………….………………….18

4.2. Темы рефератов по «Истории психологии»……………………….…….19

4.3. Рекомендации аспирантам по оформлению реферата…………………..21

5. Рекомендуемая литература…………………………………………………..22

5.1. Основная………………………………………………………………….22

5.2. Дополнительная………………………………………………………….23

Приложение………………………………………………………………………25

Введение

Предлагаемая программа подготовлена согласно приказу Министерства образования и науки РФ № 269 от 03 октября 2007 года «Об утверждении программ кандидатских экзаменов», инструктивному письму Минобрнауки России № АС-729/03 от 6 июля 2005 года «О вопросах, связанных с кандидатским экзаменом по истории и философии науки» и приказу Министерства образования и науки РФ от 25 февраля 2009 г. № 59, утверждающего паспорт специальности 19.00.07 – Педагогическая психология.

Содержание программы включает следующие три взаимосвязанных компонента (эта структура программы воспроизводит структуру стандарта по предмету). Первый компонент – это модуль «Общие проблемы философии науки». В содержании модуля рассматриваются общие философские вопросы науки: понятие науки, критерии научности, структура научного знания, его уровни, типы и виды; а также общая методология научного познания, функционирование науки как особого социального института, нормативная база регуляции научной деятельности, взаимодействие науки и общества и др.

Второй компонент – это модуль «Философия социально-гуманитарных наук». Философия как теоретическая рефлексия культуры составляет методологическую основу любой науки, в том числе социально-гуманитарных наук. Поэтому процесс становления специальных наук, безусловно, связан с общественно значимыми историческими формами культуры, обуславливающими специфические для своего времени категориальные уровни теоретического мышления, а также ценностные ориентации научной и иной деятельности человека. Особенно явно эта взаимосвязь философии и науки проявляется в современной ситуации, когда наука стала производительной силой и определяет направление развития общества. В связи с этим в науке и в обществе возникают проблемы ценностного, этического, гуманитарного, экологического порядка. Главной задачей этого раздела является стремление ввести аспиранта в сферу наиболее актуальных проблем современных гуманитарных наук, имеющих общемировоззренческое и общекультурное значение.

Третий компонент представленной программы – это собственно история психологии, по которым специализируются аспиранты данного направления подготовки. Более подробное изучение конкретных исторических ситуаций в психологической науке предлагается аспирантам осуществить при подготовке научных рефератов. В работе над самостоятельно выбранной и близкой к своим научным интересам темой реферата аспирант использует свои профессиональные знания, а также понятия и методологические принципы, усвоенные им в процессе изучения курса «История и философии науки».


  1. Рекомендации по подготовке к сдаче и проведению

кандидатского экзамена

В целях обеспечения качества подготовки и проведения экзамена по дисциплине «История и философия науки» предлагаются учесть следующие рекомендации:

1. Первые два компонента аспиранты осваивают в рамках изучения дисциплины «История и философия науки» во время плановых занятий в аудитории и самостоятельной работы.

2. Третий компонент программы – историю соответствующей отрасли науки аспирант изучает самостоятельно и предоставляет реферат по выбранной теме. Конкретная тема реферата выбирается самим аспирантом и утверждается его научным руководителем.

3. Проверку подготовленного реферата проводит научный руководитель, который осуществляет первичную экспертизу и удостоверяет егокороткой рецензией,с выставлением оценки по системе "зачтено - не зачтено".Только после этого реферат сдается на кафедру гуманитарных и социальных дисциплин или в отдел аспирантуры. При положительной оценке аспирант (соискатель) допускается к сдаче экзамена по философии науки и по философским (методологическим) проблемам соответствующей отрасли науки.

Для проведения кандидатского экзамена назначается комиссия, состав которой утверждается приказом ректора. На экзамене можно пользоваться данной программой и рабочей программой дисциплины «История и философия науки». Сдача экзамена проводится в устной форме. На подготовку по экзаменационному билету дается 40 минут. В экзаменационном билете 2 вопроса: по первым двум компонентам содержания дисциплины. Третий компонент – история соответствующей области науки раскрывается в реферате. Список вопросов к экзамену и темы рефератов указаны в программе.

Ответ аспиранта (соискателя) оценивается по 5-бальной шкале и утверждается председателем комиссии. В случае успешной сдачи кандидатского экзамена выдается удостоверение о сдаче экзамена, в котором согласно Номенклатуре специальностей научных работников указывается наименование отрасли науки, по которой проходила подготовка и сдача экзамена.


  1. Общая трудоемкость

Общая трудоемкость при подготовке к экзамену с учетом подготовки реферата составляет 1 зачетную единицу, или 36 часов.

№ п/п

Разделы (темы) дисциплины

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)

Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра). Форма промежуточной аттестации (по семестрам)

Л

Пр.з.

К

С.р.

Л.р.

К.р.

Пр.

Курсраб.

1.

Подготовка реферата

-

-

-

36

-

-

-

-




ИТОГО:

-

-

-

36

-

-

-

-

  1. Содержание модулей кандидатского экзамена

Модуль I. Общие проблемы философии науки

Тема 1. Предмет и основные концепции современной философии науки

Три аспекта бытия науки: наука как познавательная деятельность, как социальный институт, как особая сфера культуры. Современная философия науки как изучение общих закономерностей научного познания в его историческом развитии и изменяющемся социокультурном контексте. Эволюция подходов к анализу науки. Логико-эпистемологический подход к исследованию науки. Позитивистская традиция в философии науки. Расширение поля философской проблематики в постпозитивистской философии науки. Концепции К. Поппера, И. Лакатоса, Т. Куна, П. Фейерабенда.

Социологический и культурологический подходы к исследованию развития науки. Проблема интернализма и экстернализма в понимании механизмов научной деятельности.

Тема 2. Возникновение науки и основные стадии ее исторической эволюции

Преднаука и наука в собственном смысле слова. Две стратегии порождения знаний: обобщение практического опыта и конструирование теоретических моделей, обеспечивающих выход за рамки наличных исторически сложившихся форм производства и обыденного опыта.

Культура античного полиса и становление первых форм теоретической науки. Античная логика и математика. Развитие логических норм научного мышления и организаций науки в средневековых университетах. Роль христианской теологии в изменении созерцательной позиции ученого: человек – творец с маленькой буквы; манипуляция с природными объектами – алхимия, астрология, магия. Западная и восточная средневековая наука.

Становление опытной науки в новоевропейской культуре. Формирование идеалов математизированного и опытного знания: оксфордская школа, Р. Бэкон, У. Оккам. Предпосылки возникновения экспериментального метода и его соединения с математическим описанием природы: Г. Галилей, Ф. Бэкон, Р. Декарт. Мировоззренческая роль науки в новоевропейской культуре. Социокультурные предпосылки возникновения экспериментального метода и его соединения с математическим описанием природы.

Формирование науки как профессиональной деятельности. Возникновение дисциплинарно организованной науки. Технологические применения науки. Формирование технических наук.

Становление социальных и гуманитарных наук. Мировоззренческие основания социально-исторического исследования.



Тема 3. Структура научного знания

Научное знание как сложная развивающаяся система. Многообразие типов научного знания. Эмпирический и теоретический уровни, критерии их различения. Особенности эмпирического и теоретического языка науки. Структура эмпирического знания. Эксперимент и наблюдение. Случайные и систематические наблюдения. Применение естественных объектов в функции приборов в систематическом наблюдении. Данные наблюдения как тип эмпирического знания. Эмпирические зависимости и эмпирические факты. Процедуры формирования факта. Проблема теоретической нагруженности факта.

Структура теоретического знания. Первичные теоретические модели и законы. Развитая теория. Теоретические модели как элемент внутренней организации теории. Ограниченность гипотетико-дедуктивной концепции теоретических знаний. Роль конструктивных методов в дедуктивном развертывании теории. Развертывание теории как процесс решения задач. Парадигмальные образцы решения задач в составе теории. Проблемы генезиса образцов. Математизация теоретического знания. Виды интерпретации математического аппарата теории.

Основания науки. Структура оснований. Идеалы и нормы исследования и их социокультурная размерность. Система идеалов и норм как схема метода деятельности. Научная картина мира. Исторические формы научной картины мира. Функции научной картины мира (картина мира как онтология, как форма систематизации знания, как исследовательская программа). Операциональные основания научной картины мира. Отношение онтологических постулатов науки к мировоззренческим доминантам культуры.

Философские основания науки. Роль философских идей и принципов в обосновании научного знания. Философские идеи как эвристика научного поиска. Философское обоснование как условие включения научных знаний в культуру. Логика и методология науки. Методы научного познания и их классификация.
Тема 4. Динамика науки как процесс порождения нового знания

Историческая изменчивость механизмов порождения научного знания. Взаимодействие оснований науки и опыта как начальный этап становления новой дисциплины. Проблема классификации. Обратное воздействие эмпирических фактов на основания науки.

Формирование первичных теоретических моделей и законов. Роль аналогий в теоретическом поиске. Процедуры обоснования теоретических знаний. Взаимосвязь логики открытия и логики обоснования. Механизмы развития научных понятий.

Становление развитой научной теории. Классический и неклассический варианты формирования теории. Генезис образцов решения задач. Проблемные ситуации в науке. Перерастание частных задач в проблемы. Развитие оснований науки под влиянием новых теорий. Проблема включения новых теоретических представлений в культуру.



Тема 5. Научные традиции и научные революции. Типы научной рациональности

Взаимодействие традиций и возникновение нового знания. Научные революции как перестройка оснований науки. Проблемы типологии научных революций. Внутридисциплинарные механизмы научных революций. Междисциплинарные взаимодействия и «парадигмальные прививки» как фактор революционных преобразований в науке. Социокультурные предпосылки глобальных научных революций.

Перестройка оснований науки и изменение смыслов мировоззренческих универсалий культуры. Прогностическая роль философского знания. Философия как генерация категориальных структур, необходимых для освоения новых типов системных объектов.

Научные революции как точки бифуркации в развитии знания, Нелинейность роста знаний. Селективная роль культурных традиций в выборе стратегий научного развития. Проблема потенциально возможных историй науки.

Глобальные революции и типы научной рациональности. Историческая смена типов научной рациональности: классическая, неклассическая, постнеклассическая наука.

Тема 6. Особенности современного этапа развития науки. Перспективы научно-технического прогресса

Главные характеристики современной, постнеклассической науки. Современные процессы дифференциации и интеграции наук. Связь дисциплинарных и проблемно-ориентированных исследований. Освоение саморазвивающихся «синергетических» систем и новые стратегии научного поиска. Роль нелинейной динамики и синергетики в развитии современных представлений об исторически развивающихся системах. Глобальный эволюционизм как синтез эволюционного и системного подходов. Глобальный эволюционизм и современная научная картина мира. Сближение идеалов естественно-научного и социально-гуманитарного познания. Осмысление связей социальных и внутринаучных ценностей как условие современного развития науки. Включение социальных ценностей в процесс выбора стратегий исследовательской деятельности. Расширение этоса науки. Новые этические проблемы науки в конце XX столетия. Проблема гуманитарного контроля в науке и высоких технологиях. Экологическая и социально-гуманитарная экспертиза научно-технических проектов. Кризис идеала ценностно-нейтрального исследования и проблема идеологизированной науки. Экологическая этика и ее философские основания. Философия русского космизма и учение В.И. Вернадского о биосфере, техносфере и ноосфере. Проблемы экологической этики в современной западной философии (Б. Калликот, О. Леопольд, Р. Аттфильд).

Постнеклассическая наука и изменение мировоззренческих установок техногенной цивилизации. Сциентизм и антисциентизм. Наука и паранаука. Поиск нового типа цивилизационного развития и новые функции науки в культуре. Научная рациональность и проблема диалога культур. Роль науки в преодолении современных глобальных кризисов.

Тема 7. Наука как социальный институт

Различные подходы к определению социального института науки. Историческое развитие институциональных форм научной деятельности. Научные сообщества и их исторические типы (республика ученых XVII в.; научные сообщества эпохи дисциплинарно организованной науки; формирование междисциплинарных сообществ науки XX столетия). Научные школы. Подготовка научных кадров, Историческое развитие способов трансляции научных знаний (от рукописных изданий до современного компьютера). Компьютеризация науки и ее социальные последствия. Наука и экономика. Наука и власть. Проблема секретности и закрытости научных исследований. Проблема государственного регулирования науки.



Модуль II.Философия социально-гуманитарных наук

Тема 1. Становление и особенности социально-гуманитарного знания

Философия как интегральная форма научных знаний, в том числе и знаний об обществе, культуре, истории и человеке (Платон, Аристотель, Кант, Гегель, Гоббс, Локк и др.). Донаучные, ненаучные и вненаучные знания об обществе, культуре, истории и человеке. Формирование научных дисциплин социально-гуманитарного цикла: эмпирические сведения и историко-логические реконструкции. Социокультурная обусловленность дисциплинарной структуры научного знания: социология, экономика, политология, наука о культуре как отражение в познании относительной самостоятельности отдельных сфер общества. Зависимость социально-гуманитарных наук (СГН) от социального контекста: классическая, неклассическая и постнеклассическая наука. СГН как феномен, зародившийся на Западе, его общечеловеческое значение. Российский контекст применения социального знания и смены его парадигм.

Разделение социально-гуманитарных наук на социальные и гуманитарные науки. Проблема разделения социальных и гуманитарных наук (по предмету, по методу, по предмету и методу одновременно, по исследовательским программам). Методы социальных и гуманитарных наук. Вненаучное социальное знание. Отличие гуманитарных наук от вненаучного знания. Взаимодействие социальных, гуманитарных наук и вненаучного знания в экспертизах социальных проектов и программ.

Философско-методологические основания дифференциации научных исследований на социальные и гуманитарные и конкретно-научные и предметные.



Тема 2. Предмет социально-гуманитарного знания и характеристика его субъектов

Сходства и отличия наук о природе и наук об обществе: современные трактовки проблемы. Особенности общества и человека, его коммуникаций и духовной жизни как объектов познания: многообразие, неповторяемость, уникальность, случайность, изменчивость. Конвергенция естественно-научного и социально-гуманитарного знания в неклассической науке, эволюция и механизмы взаимодействия. Гуманизация и гуманитаризация современного естествознания. Возможность применения математики и компьютерного моделирования в СГН. Научная картина мира в социально-гуманитарных науках. Специфика философского обоснования объекта и предмета в социально-гуманитарном исследовании.

Субъект социально-гуманитарного познания. Индивидуальный субъект, его форма существования. Включенность сознания субъекта, его системы ценностей и интересов в объект исследования СГН. Личностное неявное знание субъекта. Индивидуальное и коллективное бессознательное в гуманитарном познании. Коллективный субъект, его формы существования. Научное сообщество как субъект познания. Коммуникативная рациональность. Роль традиций, ценностей, образцов интерпретации и «предрассудков» (Гадамер) в межсубъектном понимании и смыслополагании.

Тема 3. Природа ценностей и их роль в социально-гуманитарном познании

И. Кант: диалектика теоретического и практического (нравственного) разума. Методологические функции «предпосылочного знания» и регулятивных принципов в науке. Явные и неявные ценностные предпосылки как следствия коммуникативности СГН. Оценочные суждения в науке и необходимость «ценностной нейтральности» в социальном исследовании. Принципы «логики социальных наук» К. Поппера. Роль научной картины мира, стиля научного познания, философских категорий и принципов, представлений здравого смысла в исследовательском процессе социально-гуманитарных наук. Вненаучные критерии: принципы красоты и простоты в социально-гуманитарном познании.

Содержание и специфика проявления материальных и духовных, субъект-субъектных, институционально-культурных, национально-государственных и межгосударственных ценностей в системе глобальной безопасности, укреплении мира на планете и предотвращении войн и военных конфликтов.

Тема 4. Проблема истинности и рациональности в социально-гуманитарных науках

Истина в философии и науке. Онтологическое, гносеологическое, эксистенциальное и правовое измерение истины. Рациональное, объективное, истинное в СГН. Классическая и неклассическая концепции истины в СГН. Экзистенциальная истина, истина и правда. Проблема истины в свете практического применения СГН. Плюрализм и социологическое требование отсутствия монополии на истину. Релятивизм, психологизм, историзм в СГН и проблема истины.

Истинность и рациональность в социально-гуманитарном исследовании. Рациональность и иррациональность в деятельности. Истина и правда в исследовании социальных явлений и процессов.

Тема 5. Социально-гуманитарное знание о пространстве, времени и сущности жизни

Понимание жизни за пределами ее биологических смыслов. Социокультурное и гуманитарное содержание понятия жизни (А. Бергсон, В. Дильтей, философская антропология). Ограниченность применения естественно-научных методов, причинных схем. Познание и «переживание» жизни – основное содержание художественных произведений, История – одна из форм проявления жизни, объективация жизни во времени, никогда не завершаемое целое (Г. Зиммель, О. Шпенглер, Э. Гуссерль и др.).

Время, пространство, хронотоп в социальном и гуманитарном знании. Различие времени как параметра физических событий и времени как общего условия и меры становления человеческого бытия, осуществления жизни. Объективное и субъективное время. Социальное и культурно-историческое время. Переосмысление категорий пространства и времени в гуманитарном контексте (М.М. Бахтин).

Тема 6. Объяснение, понимание, интерпретация в социально-гуманитарных науках

Объяснение и понимание как следствие коммуникативности науки. Природа и типы объяснений. Объяснение – функция теории. Понимание в гуманитарных науках, необходимость обращения к герменевтике как «органону наук о духе» (В. Дильтей, Г.-Г. Гадамер). Герменевтика – наука о понимании и интерпретации текста. Текст как особая реальность и «единица» методологического и семантического анализа социально-гуманитарного знания. Язык, «языковые игры», языковая картина мира. Интерпретация как придание смыслов, значений высказываниям, текстам, явлениям и событиям – общенаучный метод и базовая операция социально-гуманитарного познания. Проблема «исторической дистанции», «временного отстояния» (Гадамер) в интерпретации и понимании. Объяснение и понимание в социологии, исторической, экономической и юридической науках, психологии, филологии, культурологии.



Тема 7. Вера, сомнение, знание в социально-гуманитарных науках

Виды веры и знания. Вера и знание, достоверность и сомнение, укорененность веры как «формы жизни» (Л. Витгенштейн) в допонятийных структурах. Диалектика веры и сомнения. «Встроенность» субъективной веры во все процессы познания и жизнедеятельности, скрытый, латентный характер верований как эмпирических представлений и суждений. Конструктивная роль веры как условия «бытия среди людей» (Л. Витгенштейн).

Вера и верования – обязательные компоненты и основания личностного знания, результат сенсорных процессов, социального опыта, «образцов» и установок, апробированных в культуре. Вера и понимание в контексте коммуникаций. Вера и истина. Разные типы обоснования веры и знания. Совместное рассмотрение веры и истины – традиция, укорененная в европейской философии. «Философская вера» как вера мыслящего человека (К. Ясперс).

Знание, вера и сомнение в гуманитарном исследовании. Специфика проявления веры и знания в деятельности и деятельности исследователя.



Тема 8. Основные исследовательские программы социально-гуманитарных наук

Натуралистическая исследовательская программа. Антинатуралистическая исследовательская программа. Общенаучное значение натуралистической и антинатуралистической исследовательских программ. Натуралистическая и антинатуралистическая исследовательские программы в социологии, исторической, экономической и юридической науках, психологии, филологии, культурологии.

Философско-онтологические, гносеологические, социально-философские, философско-антропологические, историко-философские, логические, этические и эстетические мировоззренческие и методологические принципы и парадигмы исследовательских программ в области гуманитарного научного познания.

Тема 9. Информационное общество и гуманитарная наука

Понятия информации и коммуникативности (интерсубъективности) в современных гуманитарных науках. Теории информационного общества. Информационное общество и социальная модернизация. М.Маклюэн о роли массмедиа в информационном обществе. Глобализация и общество индивидов. Виртуальная реальность: онтологические, эпистемиологические, психологические и социальные аспекты функционирования. Влияние виртуальной реальности на психику человека. Семиотизация реальности и науки: знаки и “симулякры” (Ж.Бодрийяр). Научные конвенции (соглашения, договоренности) как необходимость и следствие коммуникативной природы познания. Моральная ответственность ученого за введение конвенций.

Техногенная цивилизация и дегуманизация общества. От гуманитарного знания к гуманитарным технологиям. Манипуляция общественным сознанием. Техника, рациональность и общество. Техника и проблема человеческого бытия. Сущность человека и новые медицинские и биотехнологии. Код жизни: расшифровка генома человека. Правовые и этические аспекты применения новых биотехнологий (клонирования, искусственного оплодотворения, генной инженерии и др.). Аксиологическое, этическое и прагматическое измерения современного общества и науки.
Модуль III. История психологии

(изучается аспирантами самостоятельно)

Тема 1. Предмет и задачи истории психологии

История психологии, ее предмет и задачи. Методологические проблемы историко-психологического исследования. Общие закономерности развития психологических знаний. Этапы развития психологической науки. Методы и источники истории психологии, ее значение и место в системе современной психологической науки. Факторы, определяющие развитие психологии как науки. Логика ее развития. Характеристика принципов психологической науки. Принцип системности. Особенности функционального и системного подходов в психологии. Принцип детерминизма и его развитие в истории психологической науки. Механический, биологический и психологический детерминизм. Принцип развития и его модификации. Связь между филогенетическим и онтогенетическим развитием психики.

Основные инварианты психологического знания. Краткая характеристика категорий мотива, образа, действия, личности, общения и др. Эволюция психологических категорий в истории психологической науки.

Тема 2. Психологические знания и основные стадии их развития: Античность и Древний Рим

Понимание души в первых учениях о переселении душ. Зачатки естественно-научного понимания души в первых представлениях о строении мира. Появление первых психологических концепций, возникновение идей о функциях души и закономерностях (Логосе) ее развития. Психологические воззрения Демокрита, Сократа, Платона и Аристотеля, формирование материалистической и идеалистической трактовки психики и души. Понятие об аффектах, их роли в управлении поведением, учение о катарсисе.

Психология в Древнем Риме. Развитие эпикурейской школы, разработка Лукрецием Каром учения о сложном строении души, разделение души и духа. Психологические взгляды Галена. Характеристика психологических концепций, созданных в Поздней Стое (Сенека, Марк Аврелий). Учение о душе в неоплатонизме, подход Плотина к проблеме рефлексии. Зарождение христианской религии, ее связь с психологическими идеями того времени. Понимание внутреннего мира человека в учении Августина. Общая характеристика и значение античной психологии.

Тема 3. Развитие психологических знаний в Средние века и в эпоху Возрождения

Общая характеристика развития психологических воззрений в Средневековье. Основные достижения психологии в раннем (IV–ХI вв.) и позднем (ХII–ХV вв.) средневековье. Психологические взгляды арабских мыслителей, концепции Ибн-Сины и Ибн-Рошда. Понятие «карнавальной культуры», ее роль в развитии и коррекции личности средневекового человека. Использование внушения как средства исправления отклонений в психическом развитии.

Развитие науки и искусства в эпоху Возрождения. Достижения анатомии и медицины, их влияние на понимание души и ее функций. Теории способностей Х. Уарте и Х. Вивеса.

Тема 4. Психологические знания в Новое время

Зарождение эмпиризма в концепции Ф. Бэкона, новое понимание души и ее строения. Учение об «идолах» как источниках ошибок познания.

Развитие рационалистических концепций психического. Выделение мышления в качестве критерия психического в теории Р. Декарта. Идея рефлекса в объяснении поведения. Структура и развитие рефлекторных актов. Понятие страстей души, их виды. Развитие различных модусов природы как основа истинности познания в теории Б. Спинозы. Его подход к решению психофизической проблемы. Учение Спинозы об аффектах. Проблема свободы воли. Активность как основное свойство познавательных процессов в концепции Г. В  Лейбница. Монадология, учение Лейбница о структуре души, понятие о бессознательном. Общие характеристика этапов и критериев истинности познания в рационализме.

Сенсуализм в психологии. Теория Т. Гоббса. Учение о сознании и двух формах познания в концепции Д. Локка, критика теории врожденных идей. Роль ощущения и рефлексии в познании, проблема достоверности полученных знаний. Понятие о различных качествах предметов, полемика Локка и Лейбница.

Развитие концепции Д. Локка в работах Э. Кондильяка и Д. Дидро. Проблема психического в трудах Ж. Ламетри. Подход к проблеме способностей в концепциях Д. Дидро и К. Гельвеция. Обучение и просвещение как ведущие факторы формирования психики в теориях французских философов. Выделение уровней психической жизни П. Кабанисом. Идеи Просвещения и их влияние на развитие психологической науки.
Тема 5. Формирование научной психологии: конец ХIХ–начало ХХ вв.

Становление экспериментальной психологии. Основные достижения физиологии нервной системы и органов чувств. Возникновение психофизики и психометрии. Открытие психологической лаборатории В. Вундта. Экспериментальная психология и «психология народов» Вундта, его концепция построения психологии. Исследования Г. Эббингауза. Кризис методологии ассоцианизма. Зарождение новых психологических направлений. Структурализм Э. Титченера. Интенциональная психология Ф. Брентано, развитие его идей в европейском функционализме. Исследования К. Штумпфа и Х. Эренфельса. Экспериментальное исследование мышления в вюрцбургской школе.

Американский функционализм. Теория У. Джемса, учение об эмоциях и личности. Чикагская и колумбийская школы функционализма, работы Д. Дьюи, Д. Энджелла, Р. Вудвортса.

Исследование роли культуры и социальной среды в становлении психики в трудах представителей французской социологической школы. Работы Э. Дюргкейма, Л. Леви-Брюля, Г. Тарда. Клинические исследования бессознательного, работы Ж. Шарко, А. Льебо, Т. Рибо и П. Жане. Основные черты французской психологии. Описательная психология В. Дильтея. Проблема активности «Я» в концепции Э. Шпрангера, понятие «формы жизни».

Развитие областей психологического знания. Формирование генетической психологии, педологии и сравнительной психологии. Развитие дифференциальной психологии, разработка тестов. Возникновение психотехники. Развитие этнопсихологии, ее влияние на психологические теории детства и представления о социокультурной обусловленности психики человека. Становление социальной психологии, появление различных подходов к проблеме взаимосвязи человека и общества.

Тема 6. Развитие зарубежной психологии в первые десятилетия ХХ в.

Поиски новых объяснительных принципов и объективных методов исследования психики. Зарождение новых психологических школ. Общая характеристика методологических оснований психоанализа, гештальтпсихологии и бихевиоризма.

Предмет психологии и методы психологического исследования в глубинной психологии. Психоанализ З. Фрейда. Аналитическая психология К. Г. Юнга. Индивидуальная психология А. Адлера. Развитие психоаналитического направления в работах К. Хорни, Э. Фромма и других исследователей. Исследования развития ребенка в трудах А. Фрейд и М. Клейн.

Предмет психологии и методы психологического исследования в бихевиоризме. Проблема объективности психологического исследования. Общая характеристика взглядов Э. Торндайка и Д. Уотсона. Научение как основа развития психики. Необихевиоризм, его разработка в трудах Э. Толмена и К. Халла.

Предмет психологии и методы психологического исследования в гештальтпсихологии. Исследования познавательного развития в работах В. Келера и К. Коффки. Законы восприятия и переструктурированиягештальта. Проблема творческого мышления в концепции М. Вертгаймера. Теория поля К. Левина. Исследования психологии личности и группы, проблема групповой динамики.

Тема 7. Зарубежная психология во второй половине ХХ в.

Модификации глубинной психологии во второй половине ХХ в. Проблема идентичности и ее формирования в трудах Э. Эриксона.Оперантный бихевиоризм Б. Скиннера и теории программированного обучения. Концепции социального научения. Теория ролей Д. Мида. Работы Д. Долларда, Н. Миллера, Д. Роттера, А. Бандуры. Генетическая психология Ж. Пиаже. Исследование мышления методом клинической беседы. Исследование Л. Кольбергом нравственного развития детей. Открытие новых закономерностей познавательного развития детей в трудах Д. Брунера. Проблемы самоактуализации и цельной личности в работах Г. Олпорта, А. Маслоу и К. Роджерса. Понятие о чертах личности, введенное Г. Олпортом. Иерархия мотивов в концепции А. Маслоу. Роль самооценки в развитии личности в работах К. Роджерса. Подход к психике как к системе переработки информации. Работы Д. Миллера, Ю. Галантера, К. Прибрама, У. Найссера, структурный анализ восприятия, памяти и мышления. Развитие междисциплинарных и межкультурных исследований. Культурно-антропологический подход к проблеме социализации М. Мид. Психологические взгляды А. Кардинера. Возникновение и развитие эго-психологии. Теория Г. С. Салливена. Общая характеристика концепции Э. Берна. Логотерапия В. Франкла. Теория личностных конструктов Д. Келли. Экологическая теория восприятия Д. Гибсона. Развитие когнитивной психологии, становление новых концепций интеллекта (Д. Флейвелл, Р. Стернберг, де Боно), появление когнитивной персонологии. Теория социальных представлений С. Московиси. Разработка проблемы идентичности, анализ различных видов идентичности, ее связи с социальным взаимодействием людей, самокатегоризацией, социальными представлениями.

Основные тенденции развития зарубежной психологии на рубеже ХХ–ХХI вв. Методологические проблемы современной психологии. Психология и общая методология науки. Основные представления о парадигмальном статусе психологии. Парадигмы в психологии. Влияние постпозитивизма, конструктивизма и постмодернизма на методологию современной психологии.

Тема 8. Развитие российской психологии в ХIХ–первой половине ХХ вв.

Особенности развития отечественной психологии. Полемика И. М. Сеченова и К. Д. Кавелина. Два подхода к пониманию психики в отечественной психологии. Психологическая проблематика в трудах В. С. Соловьева. Работы М. И. Владиславлева. Формирование эмпирической психологии в работах М. М. Троицкого. Культурно-историческая концепция развития языка и мышления А. А. Потебни.Наука о поведении и ее развитие в концепциях Н. Н. Ланге, А. А. Ухтомского, В.  А  Вагнера, В. М. Бехтерева, И. П. Павлова и Н. А. Бернштейна. Экспериментальная психология Н. Я. Грота, Г. И. Челпанова, А. Ф. Лазурского. «Психология без метафизики» в трудах А. И. Введенского. Разработка психолого-философских идей В. С. Соловьева в трудах Л. М. Лопатина, С. Л. Франка и Н. О. Лосского. Теория психологизма и ее развитие в работах Д. Н. Овсянико-Куликовского и Л. И. Петражицкого. Основные тенденции в развитии отечественной психологии в 20-е гг. Подходы к перестройке психологической науки на основе марксизма.

Развитие теоретической и прикладной психологии. Рефлексология, реактология, психология социального бытия. Характеристика психологических взглядов В. М. Бехтерева, К. Н. Корнилова и Г. Г. Шпета. Педология, ее достижения и проблемы. Теории психического развития М. Я. Басова, П. П. Блонского и А. Б. Залкинда. Психологические взгляды Л. С. Выготского, концепция высших психических функций. Психотехника, работы И. Н. Шпильрейна и С. Г. Геллерштейна. Основные тенденции в развитии отечественной психологии 30–40-х гг.

Общая характеристика российской психологии, основные черты, определяющие ее своеобразие. Роль социальных факторов и внутренней логики развития науки в развитии отечественной психологии.



Тема 9. Отечественная психология во второй половине ХХ в.

Теория установки Д. Н. Узнадзе. Теории деятельности А. Н. Леонтьева и С. Л. Рубинштейна. Исследования А. Р. Лурии, зарождение нейропсихологии. Работы А. А. Смирнова. Исследования Б. М. Теплова и В. Д. Небылицына в области дифференциальной психофизиологии. Теория поэтапного формирования умственных действий П. Я. Гальперина. Развитие детской психологии в работах Д. Б. Эльконина, А. В. Запорожца, Л. И. Божович. Ленинградская школа психологии, работы Б. Г. Ананьева и В. Н. Мясищева. Концепция развивающего обучения В. В. Давыдова. Подход к основным методологическим проблемам психологии в концепции Б. Ф. Ломова. Развитие концепции С. Л. Рубинштейна в работах его учеников. Основные тенденции развития отечественной психологии на рубеже ХХ–ХХI вв. Исследовательская и практическая психология. Основные отрасли психологического знания.



Психология науки. Роль психологических факторов в развитии науки. Программно-ролевой подход М. Г. Ярошевского. Психология личности ученого. Эмпирические исследования научного творчества. Его личностно-психологические предпосылки. Стадии творческого процесса. Психологические типы ученых. Социально-психологические процессы в научных группах. Ролевая структура научных групп. Научные школы. Социально-психологические факторы, влияющие на продуктивность научной деятельности. Внутренняя и внешняя социальная психология науки. Взаимодействие науки и общества.

  1. Оценочные средства для кандидатского экзамена

4.1 Вопросы к экзамену

  1. Наука в системе культуры. Сциентизм и антисциентизм.

  2. Предмет, структура и функции философии науки

  3. Эволюция подходов к анализу науки: логико-эпистемологический подход и позитивистская традиция

  4. Критический рационализм и принцип фальсификации К. Поппера

  5. Концепция научно-исследовательских программ И.Лакатоса

  6. Концепция научных парадигм и революций Т. Куна

  7. «Эпистемологический анархизм» П. Фейерабенда

  8. Концепция личностного и неявного знания М. Полани

  9. Характеристика социологического и культурологического подходов к исследованию науки

  10. Интернализм и экстернализм в понимании механизмов научной деятельности

  11. Типы культурно-исторического развития и ценности научной рациональности

  12. Характеристика особенностей научного познания и его критерии

  13. Функции науки в жизни общества и ее роль в образовании и воспитании личности исследователя

  14. Возникновение науки: преднаука и собственно наука. Стратегии порождения нового знания

  15. Античнаяфилософия и становление первых форм теоретической науки

  16. Особенности западной и восточной средневековой науки

  17. Становление опытной науки в новоевропейской культуре (эпоха Возрождения, век научной революции, эпоха Просвещения)

  18. Формирование науки как профессиональной деятельности. Становление социально-гуманитарных и технических наук

  19. Научное знание: структура и методы эмпирического и теоретического познания

  20. Основания науки. Идеалы и нормы научного исследования

  21. Научная картина мира, ее исторические формы и функции

  22. Основные методы научного исследования; вопросы их классификации

  23. Становление развитой научной теории. Место и роль проблемных ситуаций в развитии науки

  24. Традиция в науке и проблемы возникновения нового знания. Понятие и функции научной революции

  25. Глобальные научные революции и типы научной рациональности

  26. Методологический арсенал науки. Классификация методов научного познания

  27. Идеалы естественно-научного и социально-гуманитарного познания

  28. Этос науки и актуальные этические проблемы науки конца XX-начала XXI столетий

  29. Экологическая этика и ее философские основания (русский космизм, учение В.И. Вернадского, идеи экоэтики в современной западной философии)

  30. Место и роль постнеклассической науки в осмыслении и преодолении глобальных кризисов современных цивилизаций

  31. Наука как социальный институт в цивилизациях XXI в.: основные положения теории и новые актуальные проблемы

  32. Становление и особенности социально-гуманитарного знания. Социокультурная обусловленность социально-гуманитарного знания

  33. Предмет социально-гуманитарного познания и его специфика

  34. Субъект социально-гуманитарного познания, его социальная природа

  35. Роль доказательства в науке, его способы и виды

  36. Природа ценностей и их роль в социально-гуманитарном познании

  37. Социально-гуманитарное знание о пространстве и времени

  38. Социально-гуманитарное знание о сущности жизни

  39. Научные традиции пространственно-временного измерения социальных процессов и событий

  40. Техногенная цивилизация и дегуманизация общества

  41. Границы познаваемости мира: истинность и рациональность с социально-гуманитарном познании

  42. Объяснение, понимание, интерпретация в социально-гуманитарных науках

  43. Знание, вера и сомнение в социально-гуманитарном исследовании

  44. Творчество в научном исследовании. Природа интуиции и её роль в научном познании

  45. Основные исследовательские программы социально-гуманитарных наук

  46. Дисциплинарная структура социально-гуманитарных наук

  47. Роль социально-гуманитарных наук в процессе социальных трансформаций

  48. Социальная философия и ее методологическое значение для общественных наук

  49. Философия и методология отрасли науки

  50. Научная проблема: сущность, способы постановки.

4.2. Темы рефератов по «Истории психологии»

  1. Основные этапы развития психологии как науки.

  2. Ассоцианизм – первая психологическая школа.

  3. Методологический кризис – кризис роста психологической науки.

  4. Роль социальной ситуации в развитии психоанализа и гуманистической психологии.

  5. Бихевиоризм и его значение в развитии педагогической психологии.

  6. Гештальтпсихология и её значение в развитии педагогической психологии.

  7. Глубинная психология и её значение в развитии педагогической психологии.

  8. Генетическая психология и её значение в развитии педагогической психологии.

  9. Гуманистическая психология и её значение в развитии педагогической психологии.

  10. Когнитивная психология и её значение в развитии педагогической психологии.

  11. Общая характеристика российской психолого-педагогической школы.

  12. Органическая основа индивидуальности –от Гиппократа к Айзенку.

  13. Теория доминанты, ее значение для психологии.

  14. Роль теории рефлекса в развитии психологических концепций воспитания и обучения.

  15. Понятие активности, ее развитие в неживой и живой природе.

  16. Бихевиоризм и теория деятельности –общее и отличия.

  17. Развивающие теории обучения, их общая характеристика.

  18. Понятие эгоцентризма и его проявление в мышлении и речи.

  19. Влияние качества памяти на успешную деятельность

  20. Связь эмоций с соматическими изменениями и деятельностью нервной системы.

  21. Виды аффекта и их значение.

  22. Функция стресса.

  23. Психология масс и анализ человеческого «Я» З. Фрейда.

  24. Архетипы и теория личности К. Юнга.

  25. Индивидуальная психология А. Адлера.

  26. Психология конфликта К. Хорни.

  27. Социальные типы характеров Э. Фромма.

  28. Психология религии Э. Фромма.

  29. Теория личности Г. Салливена.

  30. Психологические типы личности Э. Берна.

  31. Теория привязанности Д. Боулби.

  32. Теория становления личности Э. Эриксона.

  33. Понятия квазипотребностиипсихологического поля в теории К. Левина.

  34. Психология самоактуализации А. Маслоу.

  35. Гуманистическая психология К. Роджерса.

  36. Экзистенциональная психология В. Франкла.

  37. Теория личности и личностный рост Д. Келли.

  38. Конформизм в психологии: достоинства и недостатки.

  39. Роль игры в развитии личности и общения человека.

  40. Вклад древнегреческих философов в методологию психологии и педагогики.

  41. Особенности развития психологической теории и практики в советский период.

  42. Образование как общечеловеческая ценность и социокультурный феномен.

  43. Воспитательная и обучающая функциипсихологии.

  44. Эффективность и проблема применения методов поощрения и наказания на разных возрастных этапах.

  45. История развития института семьи в России.

  46. Семья как динамическая система. Внешние и внутренние факторы развития.

  47. Стиль семейного воспитания как фактор формирования личности.

  48. Проблемы взаимоотношения детей в семье; их влияние друг на друга и на семью в целом.

  49. Единство образования и самообразования.

  50. Теория когнитивного диссонанса.

  51. Коучинг как метод обучения.

  52. Тренинг как метод развития личности.

  53. Развитие взглядов на конфликты в истории психологической науки.

  54. Возрастные кризисы в жизни человека.

  55. Психосоматика – связь между психикой и физиологией человека.

  56. Тестирование, как метод психологии.

  57. Посттравматический стресс: причины и следствия.

  58. Девиантное поведение.

  59. Психология агрессивного поведения.

  60. Психология жертвы: причины и следствия.

4.3. Рекомендации аспирантам по оформлению реферата

Выбор темы реферата осуществляется аспирантом, но она обязательно должна быть согласована с научным руководителем. Выполнение письменной работы осуществляется аспирантом под руководством научного руководителя. Для подготовки реферата следует использовать материалы научно-методических конференций и круглых столов, которые в последнее время обычно публикуются в Интернете на сайтах высших учебных заведений, российских образовательных порталах1.

По составу и содержанию контрольная работа (реферат) должна включать: титульный лист2 с указанием названия университета и факультета, кафедры и дисциплины, вида работы и названия темы, учебной группы и фамилии с инициалами студента, а также места (города) и года написания; лист с оглавлением (планом) работы; введение; основную часть; заключение; список литературы; приложения (при необходимости).

По структуре, оформлению и объему контрольная работа должна отвечать следующим требованиям:

во введении (1-2 стр.) – обосновать актуальность темы, сформировать цель работы и пути ее достижения, коротко осветить состояние научной разработки проблемы;

в основной части (25-30 стр.) – раскрыть содержание рассматриваемой темы (по отдельным вопросам (разделам, главам или параграфам)). При этом рассуждения автора должны подкрепляться конкретными фактами, цифрами, документами (на каждый из них должны быть сделаны соответствующие сноски). Важно вычленять факторы, особенности, направления, характерные черты, содержание политического процесса. Каждый вопрос (раздел, глава или параграф) должны заканчиваться выводом (логическим итогом рассуждений, умозаключением);



в заключении (1-2 стр.) – обязательно сформулировать общие выводы по рассматриваемой теме (проблеме) и собственный взгляд на решение данной проблемы (на позиции авторов используемой литературы, источников информации и т.д.).

в списке литературы – дать библиографическое описание литературы (перечислить использованные источники, в т.ч. адреса Internet. Список литературы должен содержать не менее 20 источников (монографии и научные статьи). Обязательно должны быть включены все произведения, из которых приведены цитаты. Все литературные источники располагаются в алфавитном порядке. В случае использования работ одного автора следует помещать их в хронологической последовательности издания;



оформление реферата должно быть выполнено машинописным способом в соответствии со следующими требованиями: печатный шрифт – Times New Roman, кегль (размер) 14; листы бумаги – формата А4, все страницы должны быть пронумерованы, с размером полей по 2 см; междустрочный интервал – полуторный; абзац – с отступом первой строки 1,25 см; текст – должен быть выровнен по ширине и структурирован по главам (разделам, параграфам),сопровождаться ссылками на источники при использовании прямых («закавыченных») цитат и фрагментов опубликованных текстов, т.е. на такое использование источников должно быть явным образом указано в сносках или затекстовом списке литературы в соответствии с требованиями ГОСТа3.

Объем реферата, в целом, должен составлять 30–35 страниц машинописного текста.

5. Рекомендуемая литература

5.1 Основная

  1. Философия науки. Общие проблемы: учебник для аспирантов и соискателей ученой степени кандидата наук / В. С. Степин. – М.: Гардарики, 2006. – 384 с.

  2. Философия науки: Общий курс /Под ред. С.А. Лебедева. М., 2009.

  3. Философия и история науки. Учебное пособие для семинарских занятий в технических университетах /Московский государственный институт электроники и математики. М., 2010. – 305с.

  4. Царегородцев Г. И., Шингаров Г. X., Губанов Н. И. История и философия науки: Учебник. М.: 2008. – 325 с.

  5. Философия науки в вопросах и ответах: Учебное пособие для

аспирантов / В.П. Кохановский [и др.]. Изд. 2-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2006. – 352 с.

  1. Аллахвердян А. Г., Мошкова Г. Ю., Юревич А. В., Ярошевский М. Г. Психология науки. М., Флинта, 1998.

  2. Марцинковская Т. Д. История психологии. М., Академия, 2001.

  3. Психологическая мысль в России: век Просвещения. СПб., Алетейя, 2001.

  4. Шульц Д., Шульц С. Э. История современной психологии. СПб., Евразия, 1998.

5.2 Дополнительная

  1. Аршинов В.И. Синергетика как феномен постнеклассической науки. М., 1999.

  2. Бахтин М. М. Автор и герой: К философским основам гуманитарных наук. СПб., 2000.

  3. Бергсон А. Творческая эволюция. М., 1998.

  4. Беркли Дж. Трактат о принципах человеческого знания, в котором исследованы главные причины заблуждений и затруднений в науках, а также основания скептицизма, атеизма и безверия //Беркли Дж. Соч. М., 1978. С.152-247.

  5. Благо и истина: классические и неклассические регулятивы. М., 1998.

  6. Вебер М. Избранные произведения. М., 1990.

  7. Вернадский В.И. Размышления натуралиста. Научная мысль как планетарное явление. М., 1978.

  8. Вертьянов С. Происхождение жизни: факты, гипотезы, доказательства. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2003.

  9. Визгин В.П. Эпистемология Гастона Башляра и история науки. М., 1996.

  10. Виртуалистика: экзистенциальные и эпистемологические аспекты. М., 2004.

  11. Гадамер Х.-Г. Истина и метод: основы философской герменевтики: пер. с нем. /Общ.ред. и вступ. ст. Б. Н. Бессонова. М., 1988.

  12. Гайденко П.П. Понятие времени в античной и раннесредневековой философии //Историко-философский ежегодник. М., 2000.

  13. Гайденко П.П. Эволюция понятия науки (XVII-XVIII вв.). М., 1987.

  14. Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности. М., 1990.

  15. Грэхэм Л. Р. Естествознание, философия и науки о человеческом поведении в Советском Союзе: пер. с англ. М., 1991.

  16. Губин В.Б. О методологии лженауки. М., 2004.

  17. Дугин А.Г. Эволюция парадигмальных оснований науки. М., 2002.

  18. Жизнь как ценность. М., 2000.

  19. Зотов А.Ф. Современная западная философия. М., 2001.

  20. Илларионов С.В. Проблемы ценностного статуса науки на рубеже XXI века. СПб., 1999.

  21. Исторические типы рациональности Т. 2. /Отв. ред. П.П. Гайденко. М., 1996.

  22. Исторические типы рациональности /Отв. ред. В.А. Лекторский. Т. 1. М., 1995.

  23. История методологии социального познания. Конец XIX-XX в. М., 2001.

  24. Казарян В.П. Понятие времени в структуре научного знания. М., 1980.

  25. Канке В.А. Формы времени. Изд. 2-е, доп. М., 2002.

  26. Капица С.П., Курдюмов С.П., Малинецкий Г.Г. Синергетика и прогнозы будущего. 2-е изд. М., 2001.

  27. Капра Ф. Дао физики. Киев, 2000.

  28. Капра Ф. Паутина жизни. Киев, 2002.

  29. Капра Ф. Скрытые связи /Пер. с англ. М., 2004.

  30. Кун Т. Структура научных революций: Пер. с англ. /Т. Кун; Сост. В.Ю. Кузнецов. М., 2003.

  31. Кезин А.В. Наука в зеркале философии. М., 1990.

  32. Келле В.Ж. Наука как компонент социальной системы. М., 1988.

  33. Кун Т. Структура научных революций. М., 2001.

  34. Лакатос И. Методология исследовательских программ: Пер. с англ. /И. Лакатос. М., 2003.

  35. Лесков Л.В. Нелинейная Вселенная: новый дом для человечества /Л.В. Лесков. М., 2003.

  36. Лекторский В.А. Эпистемология классическая и неклассическая. М., 2000.

  37. Мамчур Е.А. Объективность науки и релятивизм: (К дискуссии в современной эпистемологии). М., 2004.

  38. Методология науки: новые понятия и нерешенные проблемы. М., 2004.

  39. Микешина Л.А. Философия науки: Учебное пособие. М., 2005.

  40. Моисеев Н.Н. Современный рационализм. М., 1995.

  41. Наука в культуре. М., 1998.

  42. Поппер К. Логика и рост научного знания. М., 1983.

  43. Пригожин Я., Стейгерс И. Порядок из хаоса. М., 1986.

  44. Розов Н.С. Философия и теория науки. М., 2002.

  45. Социокультурный контекст науки. М., 1998.

  46. Сухотин А.К. Парадоксы науки. М., 1980.

  47. Фейерабенд Я. Избранные труды по методологии науки. М., 1986.

  48. Философия /Под ред. В.Д. Губина, Т.Ю. Сидориной. М., 2004.

  49. Философия науки: Эволюция творческого мышления. Вып. 9. М., 2004.

  50. Хюбнер К. Истина мифа. М., 1996.

  51. История становления и развития экспериментально-психологических исследований в России. М., Наука, 1990.

  52. Психологическая наука в России ХХ столетия. М., ИПАН, 1997.

  53. Петровский А. В.,Ярошевский М. Г. Основы теоретической психологии. М., ИНФРА-М, 1998.

  54. Соколова Е. Е. Тринадцать диалогов о психологии. Хрестоматия. М., Новая школа, 1994.

  55. Юревич А. В. Социальная психология науки. СПб., РХГИ, 2002.

  56. Узнадзе Д. Н.  Психологические исследования. М., 1966.

Приложение 1

Факультет Управления.

Кафедра «Гуманитарные и социальные дисциплины»

РЕФЕРАТ
История психологии

Тема:_________________________________________



(тема работы (реферата))

_________________________________________________________________________________________

___________________________________________

Выполнил: аспирант(ка) Калашникова М.В.

Проверил: кандидат псих. наук Дохолян С.Б.

Москва 2011 г.



1 См.: ссылки в рекомендованных списках Интернет-ресурсов.

2 См.: Вариант оформления титульного листа реферата представлен в Приложении.

3 Библиографическая ссылка. Общие требования и правила составления: ГОСТ Р 7.0.5-2008. URL: http://protect.gost.ru/document.aspx?control=7&id=173511


Смотрите также:
Программа кандидатского экзамена по дисциплине «история и философия науки» Научная специальность
368.41kb.
1 стр.
Программа кандидатского экзамена «История и философия науки»
295.24kb.
1 стр.
Программа минимум кандидатского экзамена по курсу «История и философия науки»
300.19kb.
1 стр.
Программа минимум кандидатского экзамена по курсу «История и философия науки»
763.81kb.
4 стр.
Программа минимум кандидатского экзамена по курсу «История и философия науки»
120.61kb.
1 стр.
Программа минимум кандидатского экзамена по курсу «История и философия науки»
217.08kb.
1 стр.
Программа кандидатского экзамена «История и философия науки»
159.6kb.
1 стр.
Программа кандидатского экзамена по курсу "История и философия науки" предназначена для аспирантов
359.56kb.
1 стр.
Программа кандидатского экзамена дисциплины «история и философия науки» для специальностей: 07. 00. 02 Отечественная история
581.19kb.
9 стр.
Программа минимум кандидатского экзамена по курсу «История и философия науки» «История психологии»
123.13kb.
1 стр.
Программа минимум кандидатского экзамена по курсу «История и философия науки» «История астрономии»
99.43kb.
1 стр.
Программа минимум кандидатского экзамена по курсу «История и философия науки» по отрасли 20. 00. 00 Военные науки
260.68kb.
1 стр.