Главная
страница 1страница 2страница 3
МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ ПОРТФОЛИО УЧИТЕЛЯ И УЧЕНИКА.

Фещенко Т.С., к.п.н.

ГОУ ДПО (повышения квалификации) специалистов

Окружной методический центр Юго-Западного окружного управления образования Департамента образования города Москвы


Никто не может показать миру, каков я есть, ярче,

чем это смог сделать я сам.

Никто не может утаить себя от собратьев,

поскольку каждый поступок человека,

каждый акт творчества говорит о его авторе

Эрнест Хемингуэй
В настоящее время очевидна необходимость разработки и внедрения в широкую практику такого способа предъявления учительских профессиональных достижений, который бы а) давал объективную информацию о реальном качестве работы педагога, б) был бы способен фиксировать годовую динамику изменения качества профессиональной деятельности, в) был бы понятен не только участникам образовательного процесса, но и широкой общественности.

Мировой и отечественный опыт оценивания качества труда педагога свидетельствует о том, что в значительной степени всем этим условиям удовлетворяет такой метод предъявления результативности профессиональной деятельности, как портфолио.

Термин "портфолио" давно знаком профессионалам из области искусства: многие художники и сейчас, и в прежние века создавали свое портфолио творческих работ. В наш век высоких технологий портфолио дизайнеров, фотохудожников, модельных и рекламных агентств, творческих мастерских широко представлены в интернете. Портфолио фирм помогают продвигать на рынке предоставляемые фирмами услуги, способствуют поиску заказчиков и потребителей услуг.

Идея применения портфолио в школе возникла в 80-х годах в США. Портфолио стало популярной идеей в Европе и Японии. В 90-х годах о портфолио заговорили специалисты российской системы образования. Число публикаций и книг, посвященных теме применения портфолио в школе, за короткий срок заметно возросло

Портфолио является методом так называемого «аутентичного оценивания», т.е. оценивания реальных достижений, правдивого и объективного. Основное преимущество этого метода состоит в том, что, он является многофункциональным инструментом, как оценивания, так и самооценки собственных достижений.

Следствием использования профессионального портфолио педагога для представления его достижений может стать появление нового аспекта – собственно аспекта развития, самоорганизации и самоконтроля в выстраивании профессиональной карьеры.

Наиболее значимым становится перенос акцента с внешней экспертизы и контроля на самоконтроль и проектирование индивидуальной профессиональной траектории. Проект собственного профессионального развития имеет долговременный характер, что созвучно такой образовательной идее, как идея обучения в течение всей жизни.

Портфолио позволяет обеспечить преемственность разных этапов процесса профессионального развития, позволяет осуществлять мониторинг образовательной и карьерной траектории педагога, помогает планировать и корректировать индивидуальную профессиональную траекторию, а затем становится доказательством профессионального роста и квалификации педагога.

В течение всего периода педагог (руководитель) формирует портфолио, наличие которого является обязательным при аттестации. Портфолио представляет собой форму и процесс организации образцов и продуктов педагогической (управленческой) деятельности каждого конкретного педагога (руководителя), предназначенных для последующего их анализа, всесторонней количественной и качественной самооценки и оценки со стороны педагогического коллектива и администрации школы и дальнейшей коррекции деятельности педагога.

Назначение портфолио как формы оценки позволяет сместить акценты с того, что педагог не способен реализовать и не умеет, к тому, что он знает и умеет, с внешней оценки на самооценку. В портфолио может быть включено все, что служит свидетельством усилий, достижений и прогресса в профессиональной деятельности данного педагога (руководителя). Это открытый перечень, из которого педагог может выбирать те или иные пункты для определения состава своего личного портфолио:



  • описание творческих, проектных, исследовательских работ (как методических, так и учебных);

  • описание опытно-экспериментальных педагогических работ;

  • тексты, тезисы докладов на заседаниях методических объединений и семинарах;

  • тематические подборки литературы;

  • списки прочитанных за год книг с аннотациями;

  • аудио- и видеокассеты с записями выступлений педагога (руководителя) на конференциях, семинарах и пр.;

  • видеокассеты с записями уроков или их фрагментов;

  • конспекты (планы) мероприятий (уроков, классных часов, совещаний и др);

  • отзывы об участии в практических семинарах, конференциях и пр.;

  • свидетельства о повышении квалификации, участии в семинарах, конференциях и пр.;

  • дипломы, поощрения, награды;

  • отзывы учеников, коллег, родителей и др.

Следует особо отметить, что некоего образца портфолио или исчерпывающего перечня материалов, входящих в него, не существует и не может существовать. Портфолио должен отражать субъектную позицию аттестуемого как профессионала, которая выражается в умении решать профессиональные задачи, используя профессиональные компетенции. При этом способы решения профессиональных задач, тактика и стратегия профессионального поведения педагога могут существенно отличаться.

Портфолио готовит сам педагог (руководитель), при этом важно понять, как он определяет свои достижения, что он хочет продемонстрировать как результаты своей работы. При сборе документов и материалов портфолио педагогу (руководителю) важно осветить самые разные аспекты своей работы в школе.



Формирование портфолио является творческой работой, позволяющей учителю (руководителю) руководить процессом оценки своего труда. За время, затраченное на подготовку портфолио, аттестуемый приобретает опыт профессионального роста. При подготовке портфолио каждый отдельный материал датируется. В портфолио должны быть включены материалы за время, прошедшее с момента прошлой аттестации.

Все материалы, которые вошли в портфолио, должны найти отражение во введении (пояснительной записке). Во введении (пояснительной записке) необходимо пояснить, какие материалы включены в портфолио, и обосновать, что именно эти материалы являются свидетельствами профессионализма аттестуемого.



Каждый документ сопровождается пояснениями преподавателя. В процессе рефлексивного обдумывания учитель указывает на сильные стороны и объективные недостатки своей работы, трансформируя идеи в четкие концепции. Основная задача создания портфолио – вовлечение учителя в осмысление результатов преподавания и определение целей дальнейшего профессионального развития. При этом важно, чтобы обоснование выстраивалось относительно требований к заявленной педагогом квалификационной категории. Помещение в портфолио не обоснованных педагогом (руководителем) материалов снижает ценность свидетельств профессиональной компетентности аттестуемого. Портфолио – это отобранная информация относительно профессионального развития и роста педагога, а также свидетельства эффективности его труда (с этой целью рекомендовано наличие убедительных свидетельств типа изданных статей или именных приглашений для участия в конференциях, семинарах и пр.).

Для руководителя обязательным является представление в портфолио результатов деятельности образовательного учреждения в течение периода, прошедшего после последней аттестации ОУ, включающих:

  • анализ результативности деятельности образовательного учреждения в межаттестационный период;

  • анализ документов, регламентирующих деятельность образовательного учреждения;

  • анализ реализации программы развития образовательного учреждения, результатов инновационной деятельности;

  • изучение мнения руководителей органов управления образованием, трудового коллектива, родителей об эффективности профессиональной управленческой деятельности аттестуемого.

Подходы к построению портфолио могут быть разнообразными, в зависимости от индивидуальных особенностей педагога. Важно, чтобы учитель проанализировал свою работу, собственные успехи, объективно оценил свои возможности и увидел способы преодоления трудностей и достижения более высоких результатов.

Формирование банка педагогических портфолио – основа для перехода к новому качеству образования и детей, и взрослых. Кроме того, используя технологию портфолио можно выстроить критериальную основу распределения стимулирующих выплат педагогам. Портфолио может быть использован в периоды прохождения учителем аттестационных процедур, участия в профессиональных и творческих конкурсов.

I. Методические рекомендации по формированию портфолио

Достижения каждого учителя отражаются и оцениваются через достижения учащихся. На этой основе выстраивается система распределения стимулирующих выплат педагогам.

Портфолио на бумажных носителях применяется во многих образовательных учреждениях округа. Введение электронного портфолио учителя и ученика как основы моделирования индивидуальной образовательной программы всех участников образовательного процесса является актуальной задачей на современном этапе развития образования.

Электронный портфолио ученика, учителя, образовательного учреждения может служить своеобразным «Экраном качества» образования в данной школе (рис.1):

Рис.1


Можно рекомендовать следующий алгоритм внедрения электронного портфолио

-создание нормативно-правовой базы по регламентации ведения портфолио ученика и учителя, предусматривающих использование портфолио в системе оценки и управления качеством образования, в том числе при определении стимулирующих выплат педагогическим работникам;


Название мероприятия

Содержание

Исполнители

Организация работы лаборатории нормативно-правовой документации


Разработка пакета нормативно-правовых актов, методических инструкций по ведению портфолио, внесение изменений в уже существующие акты

зам. по НМР, Информационно-аналитический центр, или информационный ресурсный центр.

Рекомендуемые нормативно-правовые акты:

Наименование

документа

Аннотация

Уполномоченный орган

Положение о портфолио –

индивидуальной накопительной оценке учащихся



Положение определяет цели и задачи портфолио как формы организации образовательного процесса, использование портфолио как инструмента СОКО, формирования индивидуальной образовательной программы

Управляющий совет, Педагогический совет ОУ

Совет ученического самоуправления

Положение об образовательном рейтинге выпускника 9-го класса

Положение определяет процедуру исчисления образовательного рейтинга учащихся на основании портфолио, его роль в организации предпрофильного и профильного обучения

Управляющий совет, Педагогический совет ,

Совет ученического самоуправления

Положение о портфолио учителя ОУ

Положение определяет цели, структуру и методику ведения портфолио учителя как инструмента оценки деятельности в ОСОКО, аттестации учителя

Управляющий совет, Педагогический совет

Положение о портфолио администратора ОУ

Положение определяет структуру и методику ведения портфолио администратора как интегральную оценку его компетенций из системы компетенций учителя.

Управляющий совет, Педагогический совет

Положение о портфолио классного руководителя

Положение определяет портфолио классного руководителя как интегральную оценку воспитательной деятельности, инструмент рефлексии и коррекции воспитательного процесса

Управляющий совет, Педагогический совет

Положение о портфолио образовательного учреждения

Положение определяет цели и задачи, структуру портфолио ОУ как формы отчетности перед общественностью о степени выполнения образовательного заказа, привлечения инвестиций

Управляющий совет, Педагогический совет

В рамках плана мероприятий, направленных на широкое обсуждение и тиражирование опыта ведения и применения портфолио целесообразно провести публичное обсуждение через сайт образовательного учреждения, провести совещание органов общественного соуправления Управляющего совета

- развитие на основе портфолио новых форм и механизмов оценки, контроля и управления качеством образования в ОУ;



Название мероприятия

Содержание

Исполнители

Мониторинг готовности к введению портфолио


Выявление влияния портфолио на мотивацию учащихся, учителей, родителей

Психолог, социальный педагог

Организация работы лаборатории диагностики и оценки качества образования


Разработка, коррекция методик использования портфолио как инструмента оценки качества образования

зам. по НМР,

зам по УВР


Целесообразно провести мониторинг в два этапа:



  • входной - на выявление психологической готовности к введению портфолио;

  • промежуточный - на определение результативности и эффективности технологии портфолио Результаты мониторинга обсудить на педагогическом совете;

  • проведение семинаров, конференций для обсуждения содержания планируемых изменений в нормативно-правовой базе заинтересованными сторонами;




Название мероприятия

Содержание

Исполнители

Заседания рабочих групп самоуправления Управляющего совета


Общественная экспертиза документации по ведению и наполнению портфолио

Управляющий совет, Совет ученического самоуправления, Совет родителей

Семинары школ – партнеров по ОСОКО (апробации портфолио)

Обмен опытом по внедрению портфолио, тиражирование наиболее удачных методик ведения и использования портфолио в ОСОКО

зам.по ВР,

зам. по УВР



4. -обеспечение свободного доступа к вариативной части портфолио на сайте ОУ, обеспечение защиты информации инвариантной части портфолио, размещенной на сервере ОУ

Название мероприятия

Содержание

Исполнители

Обучающие семинары по освоению программы «1С»


Обучение учителей работе с программой «1С:Хронограф.Школа»

Зам дир по информатизации

Работа на основе сайта «Портфолио»

Регулярное размещение материалов мониторинга по портфолио, обновление сайта ОУ

Зам дир по информатизации


Безусловным достоинством электронной модели портфолио является открытость и прозрачность для всех участников образовательного процесса, внешних экспертов и общественности.

5– обобщение и распространение инновационного опыта по внедрению технологии портфолио школами – партнерами;



Название мероприятия

Сроки

Исполнители

Участники

1.«Круглый стол» школ – партнеров и независимых экспертов по обмену опытом по проблеме портфолио

Размещение на сайте ОУ материалов «круглого стола»



.




Школы- партнеры ЦДО «Дистантне обучение»

2. Семинар для руководителей общеобразовательных учреждений «Портфолио ученика, портфолио учителя»







Учителя и администраторы ОУ

2. Обучающие семинары для руководителей, темы:

«Технология портфолио в системе педагогической диагностики»

«Портфолио как инструмент осознания собственных целей образования»

«Портфолио младшего школьника»


«Использование технологии портфолио в проектной деятельности учащихся»
«Использование метода интеллект – карт в формировании портфолио ученика и портфолио учителя»




Учителя и руководители ОУ




  1. – тиражирование материалов, разработанных в рамках реализации проекта «Портфолио»

Название

Аннотация

Объём и форма выпуска

Тираж

1.Портфолио как инструмент оценки индивидуальных достижений ученика и учителя

Подборка материалов, освещающих нормативно-правовые, управленческие, методические аспекты программы портфолио; образцы форм электронного портфолио

Электронное издание (диск)

200

2. Портфолио в системе ОСОКО и НСОТ




Брошюра

200

3.Сайт «Портфолио»

Новые разработки

Web-страницы






Проект «Портфолио» интегрирован в систему оценки качества образования и связан с индивидуализацией образования, внедрением новой системы оплаты труда, введением стимулирующих выплат педагогическим работникам.

В межаттестационный период аттестационная комиссия ведет контроль за исполнением рекомендаций по результатам предыдущей аттестации.

Объективная оценка уровня достижений учащихся предназначена для:
- получения объективной информации о достигнутых учащимися результатах учебной деятельности и степени их соответствия тре­бованиям образовательных стандартов;
- выявления положительных и отрицательных тенденций в деятельности учителя;
- установления причин повышения или снижения уровня достижений учащихся с целью последующей коррекции образовательного процесса.

В документе «Стратегия модернизации структуры и содержания общего образования» подчеркивается, что сложившаяся на сегодняшний день система оценки качества учебных достижений учащихся в общеобразовательной школе трудно совместима с требованиями модернизации образования. К наиболее серьезным недостаткам относятся:


- направленность оценки исключительно на внешний контроль, сопровождаемый педагогическими и административными санкциями, а не на поддержку мотивации, направленной на улучшение образовательных результатов;
- преимущественная ориентация контрольно-оценочных средств на проверку репродуктивного уровня усвоения, на проверку лишь фактологических и алгоритмических знаний и умений.

Планируемые изменения в системе общего среднего образования не могут быть достигнуты без существенного трансформирования системы оценки качества учебных достижений учащихся и качества образования в целом.

Основными условиями модернизации системы контроля и оценки учебных достижений, обозначенных в Концепции модернизации российского образования до 2010 года, являются:
• открытость требований к уровню подготовки обучающихся и процедур контроля для всех участников образовательного процесса: обучающихся, родителей, педагогов, специалистов, широкой общественности;

• создание системы оценки достижения требований образовательных стандартов в процессе текущего и итогового контроля, адекватной новым образовательным целям и направленной на совершенствование системы образования; стандартизация и объективизация оценки качества подготовки выпускников школ с помощью системы внешнего контроля;

• введение, дополнительно к традиционным, новых видов, форм, методов и средств оценки динамики продвижения учащихся в учебном процессе, способствующих повышению мотивации и интереса к обучению, а также учитывающих индивидуальные особенности учащихся.

Результаты международного исследования PISA показали необходимость изменения не только системы оценивания учебных достижений ученика. Оцениваться должно и умение ученика решать проблемы, которые ставит перед ним школьная жизнь.

Важна переориентация контроля на оценку способности применять полученные в процессе обучения знания и умения в различных жизненных ситуациях.

Актуальна проблема создания портфолио и в свете реализации городской целевой программы развития содержания образования «Столичное образование-5».

Задачи на 2009-2011 г.г. Городской целевой программы «Столичное образование-5»


  • Разработка в Московском регистре качества образования электронного портфолио учителя и образовательного учреждения

  • Разработка и проведение городского мониторинга надпредметных компетентностей на этапе перехода на новую ступень обучения (1 класс – готовность к школе; 5 класс – сформированность общеучебных умений; 9 класс – надпредметная компетентность, включая информационную и др.)


следующая страница >>
Смотрите также:
Методика формирования портфолио учителя и ученика
400.54kb.
3 стр.
Методические рекомендации по оформлению портфолио учителя
58.61kb.
1 стр.
Портфолио (портфель профессиональных достижений педагогов)
307.98kb.
1 стр.
Статья «Портфолио как отражение результативности профессиональной деятельности учителя»
63.19kb.
1 стр.
Портфолио для ребенка – звучит непривычно
37.8kb.
1 стр.
Методика обучения темам курса информатики, связанным с процессом обработки и представления информации
52.04kb.
1 стр.
Теория и методика формирования техники и тактики передвижений спортсменов в соревновательном пространстве и технология совершенствования приемов в многолетней тренировке (на примере фехтования) 13. 00
605.7kb.
5 стр.
Методический портфолио учителя
161.29kb.
1 стр.
Чтоб поверить в добро, надо начать делать его. ( Л. Н. Толстой) портфолио учителя начальных классов белокопытовой
263.49kb.
3 стр.
П. Х. Староватова портфолио васильева Андрея Константиновича, учителя фк и обж высшей категории
232.24kb.
1 стр.
Книга для учителя; • тетрадь для ученика; •аудиокассета. Курс «Счастливый английский ру/ Happy English ru»
953.99kb.
5 стр.
«Мы в ответе за того, кого приручили…»
30.97kb.
1 стр.