Главная
страница 1




Образовательная программа курса «Формирование толерантного отношения к детям с психическими нарушениями».

Введение. Соотношение биологического и социального в возникновении психических нарушений в детском возрасте. Нарушения поведения и развития в детском и подростковом возрасте. Классификации и психодиагностика. Концепции влияния среды на возникновение психических расстройств. Понятие психологической интервенции. Медиаторный подход. Критика современной системы медицинской реабилитации. Реабилитационная психология. Формирование толерантного отношения к детям с психическими нарушениями как часть психологической реабилитации
Раздел 1. Особенности формирования толерантного отношения взрослых к гиперактивным детям и детям с нарушениями внимания.

Общая характеристика нарушений внимания: дефицит внимания, гиперактивность, смешанный тип, преимущественно невнимательный тип, преимущественно гиперактивный тип, нарушения социального поведения. Психологически грамотный подход к гиперактивным детям как залог толерантности.

Когнитивно-поведенческая интервенция – выработка у родителей навыков «тренинга самоинструктирования». Модель «думающего вслух» родителя как образца для ребенка.

Этапы решения проблемы через внешнюю и внутреннюю вербализацию:



  • значение определения проблемы (что здесь происходит?);

  • направление внимания на аспекты проблемы (с чем у меня проблемы?)

  • обдумывание и взвешивание различных возможностей решения (что я могу сделать?);

  • оценка правильности решения (что мне удалось, а что – нет? что я еще могу сделать?);

  • подтверждение собственного успеха (это у меня здорово получилось!)

Перенос стратегии самоинструктирования и самоуправления на социальные и школьные значимые для ребенка проблемные ситуации. Жетонная система подкреплений. Совместные тренинги «родители – ребенок». Выявление дефицита социальных навыков. Коморбидность агрессии и гиперактивного поведения.
Раздел 2. Депривация детей как вариант нетолерантного отношения взрослых и ее последствия.

Понятие депривации. Типы депривации: количественно недостаточная интеракция, качественно нарушенная интеракция (физическое, психологическое и сексуальное насилие), прерывистость интеракции (развод, усыновление).

Патогенный эффект депривации: фобии и тревожные расстройства; переживание разлуки и потери, ведущее к депрессии.

Формирование привязанности у детей как проявление толерантного отношения родителей. Проявления привязанности в младенческом возрасте. Привязанность как гарантия безопасности. Развитие привязанности как когнитивной модели репрезентации себя – способность иметь свое социальное окружение и сохранять близость. Формирование прочного аффективного отношения к родителям как будущей модели отношений взрослый – взрослый.



Раздел 3. Формирование толерантного отношения к детям с расстройствами научения.

Феноменология расстройств научения и других школьных нарушений. Расстройства научения на основе индивидуально-патологических предпосылок (на фоне социальной или эмоциональной дезадаптации). Расстройства научения в виде затруднения при овладении школьными навыками. Психодиагностика трудностей научения: оценка предпосылок научения (внимание, память); оценка уровня научения; оценка зоны ближайшего развития. Знакомство родителей с основными подходами интервенции с целью формирования толерантного отношения к неуспевающим детям: когнитивно-поведенческие подходы интервенции; эвристический познавательный диалог; инструктивно-психологическое обучение учебным стратегиям; мотивационное влияние.

Дифференциальные стили взаимоотношений учитель-класс: дистанцирующееся-недистанцирующееся поведение учителя; манипулятивное поведение учителя; жесткое поведение учителя. Неконтролируемые и негативистские классы. Методы диагностики поведения в классе: на индивидуальном уровне; на уровне взаимодействия; на уровне системы; социометрические; наблюдение. Методы повышения толерантности учителей по отношению к школьным нарушениям: интервенция, центрированная на структуре и интервенция, центрированная на коммуникации.

Цели тренинга взаимодействия между учителями и учениками: осознать себя партнерами коммуникативной системы; Понимать аспекты отношений, содержащиеся в высказываниях; воспринимать и обсуждать нарушения в интеракциях; активно слушать и адекватно общаться с партнером; обеспечивать адекватную обратную связь; говорить о своих чувствах и выражении чувств партнером; ясно выражать свои потребности и желания; проводить различия между несовпадающими интересами; сообща искать решение, которое будет приемлемым для каждого участника.

Заключение договора и контроль над его выполнением в системе класс-учитель. Взаимодействие в системе школа-семья Перевод внимания от «козла отпущения» на собственно партнеров по конфликту. Привлечение третьего нейтрального лица (психотерапевта).
Раздел 4. Агрессивные дети и формирование толерантных взаимодействий с ними.

Формы агрессивного поведения в детском возрасте. Искаженная и неадекватная переработка информации, и неправильная интерпретация социальных ситуаций как характеристики агрессивных детей. Обучение родителей методам модификации поведения и контроля над негативными эмоциями у детей. Прерывание автоматизма гнев-ярость. Этапы прерывания:



  • поиски и находки альтернативного поведения;

  • тренировка и закрепление (ролевые игры);

  • реализация в усложненных условиях.

Последовательность модификации поведения:

  • чрезмерный гнев при повседневных переживаниях –тренинг контроля над гневом;

  • повышенное аффективное возбуждение – тренинг релаксации;

  • нарушение коммуникации – коммуникативный тренинг.

  • Недостаточные просоциальные навыки – тренинг просоциальных навыков; тренинг просоциального оценивания.

Нетолерантное взаимодействие родителей с агрессивными детьми:

  • прямое подкрепление агрессивного поведения;

  • командный стиль;

  • необоснованно суровые наказания;

  • отсутствие внимания к адекватному поведению.

Принудительный паттерн взаимодействия, благоприятствующий проявлению агрессии.

Толерантные формы взаимодействия:



  • введение правил, которых ребенок должен придерживаться;

  • представление позитивных подкрепляющих стимулов для адекватного поведения ребенка;

  • использование более мягких наказаний;

  • содействие готовности к компромиссу;

  • систематическое наблюдение за ребенком, отслеживающее неадекватные формы реагирования.


Раздел 5. Особенности толерантного взаимодействия с детьми с социальной неуверенностью и с тревожными расстройствами.

Особенности психической организации неуверенных и тревожных детей. Стратегии толерантного поведения:



  • советы ребенку, как он может кооперироваться с другими;

  • тренировка кооперативного поведения в играх;

  • практика в естественных ситуациях;

  • поддерживающие комментарии и оценка реализуемого поведения;

  • подкрепление адекватных поведенческих стратегий (похвала, зрительный контакт, улыбка);

  • привлечение социально компетентных сверстников.

Цели толерантного взаимодействия с социально неуверенными детьми:

  • осознание социальной тревоги и неуверенности;

  • формирование альтернативных способов поведения;

  • проявление позитивных чувств и радости;

  • осуществление собственных требований и осознание требований других;

  • способность устанавливать контакт, умение воспринимать критику и адекватно ее перерабатывать;

  • достижение адекватного самоутверждения;

  • понимание социального контекста;

  • проявление негативных чувств и умение высказывать критические замечания.


Раздел 6. Дети с аутистическими расстройствами и возможности толерантных взаимоотношений с ними.

Психологические особенности аутичных детей. Нарушения в сфере общения: неспособность к генерализации коммуникативных навыков; зависимость от контекста; жесткая ограниченность участников процесса общения. Психологическая коррекция родителей: редукция вины, эмоциональности, негативных реакций на болезнь ребенка. Трансформация озабоченности в механизм совладания. Более глубокое понимание проблем и потребностей больного ребенка. Интеграция больного ребенка в семью, усиление родительской коалиции. Повышение толерантности семьи к дисфункциональным способам поведения низкого уровня. Реинтеграция родителей и исполнение нормальных общественных ролей. Повышение эффективности общих семейных процессов. Тренинг содействия естественной речи аутичных детей.


Раздел 7. Психологическое просвещение родителей о причинах и механизмах аддиктивного поведения детей и подростков как фактор повышения толерантного отношения к ним.

Психологические особенности формирования отношения к алкоголю и наркотикам в разных возрастных группах. Личностная предиспозиция: стресс, внушаемость, любопытство, педагогическая запущенность, инфантильность, последствия травм. Теория М. Цукермана о потребности в физическом и социальном риске как основе влечения к наркотикам.

Факторы риска алкоголизации и наркотизации школьников:


  • нравственная незрелость личности;

  • нарушения социальной микросреды;

  • индивидуально-биологические особенности личности;

  • индивидуально-психологические особенности и аномалии личности.

Причины саморазрушающего деструктивного поведения подростков:

  • неспособность найти продуктивный выход из ситуации затрудненности удовлетворения актуальных жизненно-важных потребностей;

  • несформированность и неэффективность способов психологической защиты подростков, позволяющих им справиться с эмоциональным напряжением;

  • наличие психотравмирующей ситуации, из которой подросток не находит конструктивного выхода;

  • неспособность идентифицировать себя и выразить чувства;

  • неспособность просить о помощи;

  • экстремальное мышление.

Семья как фактор первичной и вторичной профилактики наркоманий и алкоголизма. Типы проблемных семей: деструктивная, неполная, псевдосолидарная, распавшаяся.

Особенности проблемных семей как факторы нетолерантных взаимоотношений в них. Характеристики родительско-детских отношений. Понятие созависимости как характеристики психического состояния членов семьи зависимого подростка.

Мать: фобия утраты ребенка, чувство вины, стыд, воспитательная неуверенность, проекция на ребенка собственных отвергаемых черт.

Отец: эмоциональная и поведенческая неустойчивость, воспитательная неуверенность, отвержение материнского стиля воспитания.

Коалиция «мать — наркотизирующий ребенок». Отношение сиблингов. Позиция «контролирующий родитель». Спутанность внутрисемейных ролей. Типы воспитания в семьях аддиктивных подростков: гиперпротекция, гипопротекция, неконгруэнтность в общении, альтернирующее воспитание.
Раздел 8. Формирование толерантного отношения к ребенку из алкогольной семьи.

Понятие «алкогольная семья». Созависимое поведение матери при пьющем отце. Социальная ситуация развития ребенка в алкогольной семье («секрет семьи», непредсказуемость, страхи тревога, неконгруэнтность в общении, недостаток внимания к ребенку) и ее последствия: психопатии, аффективные нарушения, пограничные психические расстройства, отклонения в личностном развитии, девиантное поведение.

Типы реакций детей на алкогольную ситуацию в семье:


  • проблемный ребенок;

  • «бунтовщик»;

  • «козел отпущения»;

  • «клоун»;

  • любимец семьи;

  • «потерянный ребенок»;

  • «герой семьи».

Методы интегральной оценки личности ребенка в контексте его социальной ситуации развития.
Раздел 9. Толерантное отношение к неполноценным детям.

Понятие нарушений развития (дизонтогенеза). Типы дизонтогенетического развития.

Ранняя помощь неполноценным детям как основа толерантного отношения к ребенку в будущем: лечебная гимнастика, логопедия, тренинги моторики, тактильного восприятия, умственного и эмоционального развития.

Психосоциальная адаптация неполноценного ребенка в семье:



  • принятие диагноза (шок, дезинтеграция, утрата «воображаемого» ребенка);

  • фаза отрицания;

  • фаза приписывания вины;

  • фаза агрессии;

  • фаза ярости и печали.

Психосоциальные последствия для семьи, имеющей неполноценного ребенка. Ребенок как медиатор для стрессов в других сферах.

Позитивный опыт толерантности и способности к эмпатии в семьях с неполноценными детьми. Специфические стрессы семьи:



  • повторяющиеся обострения состояния в различные периоды развития;

  • осознание неустранимости недостаточности;

  • сравнение со здоровыми детьми;

  • взаимоотношения с растущими здоровыми детьми в семье;

  • проблема помещения в специальную школу или приют.

  • проблема инвалидности и профнепригодности.

Профессиональная интеграция инвалидов детства: лечебно-трудовые мастерские, трудотерапия, служба сопровождения на производстве. Барьеры социальной интеграции неполноценных детей: негативные установки, дискриминирующее поведение, затрудненность общения, ограничение мобильности. Формирование толерантного отношения к неполноценным детям: смена установки на позитивную, расширение социальных контактов, контроль за вербальной и физической дискриминацией, введение проблемы в более широкую сферу гуманных общественных ценностей и норм, устранение противоречия с пропагандируемым идеалом здоровья и красоты.
Раздел 10. Особенности совладающего поведения (копинг) детей и роль толерантного поведения взрослых в его формировании.

Защитное поведение детей по отношению к болезни. Понятие копинг-стратегии. Единичные копинг-стратегии и их конкретное содержание. Комплексы копинг-стратегий. Социально неодобряемые стратегии. Отличия копинг-стратегий у детей разного пола и возраста. Копинг-стратегии у детей с разными типами личности: гармоничный, чувствительный, тревожный, доминирующий, интровертированный, инфантильный.



Механизмы психологической защиты у детей: отрицание, подавление, вытеснение, проекция, идентификация, рационализация, замещение, сновидения, сублимация. Способы выявления психологической защиты у детей.

Роль семейной поддержки: социальный и когнитивный эффект «щита», эффект эмоционального облегчения и буферизации, когнитивный эффект совладания (решения) проблемы, социальное совладание.


Смотрите также:
Программа курса «Формирование толерантного отношения к детям с психическими нарушениями»
97.02kb.
1 стр.
Опыт формирования в обществе толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья
43.91kb.
1 стр.
Программа модуля психолого-педагогическое сопровождение дошкольников с нарушениями развития
216.38kb.
1 стр.
Холокост: проклятие фашизму
143.43kb.
1 стр.
Доклад проф. Зубова А. Б. О программе курса «Сравнительная история религиозных идей»
803.01kb.
6 стр.
Методическая разработка праздника Ливаевой Ольги Юрьевны Лисова Наталья Сергеевна 2012г
104.74kb.
1 стр.
Программа курса «Мировая политика и международные отношения»
436.6kb.
4 стр.
Программа курса «окружающий мир»
419kb.
4 стр.
Система психолого-педагогической помощи детям с комплексными нарушениями развития
724.78kb.
4 стр.
Данный проект используется для формирования толерантного отношения к различиям в традициях нашей страны и других стран, потребности познавать новое
43.18kb.
1 стр.
«Финансы муниципальных образований: бюджетный процесс и межбюджетные отношения» Формирование бюджетов и организация учета их исполнения. Межбюджетные отношения
16.33kb.
1 стр.
-
99.43kb.
1 стр.