Главная
страница 1
МОУ «Давыдовская СОШ»

Лискинского района,

Воронежской области


Проблемно - исследовательский урок

химии в 11 классе

«Комплексные соединения.

Строение. Классификация и номенклатура»

Учитель химии:

Кутякова Т.В.

2011


ЦЕЛИ УРОКА:



  • повторить виды химической связи;

  • сформировать понятие о составе и строении комплексных соединений,

  • познакомиться с основами координационной теории А.Вернера;

  • на примере комплексных соединений расширить понятие о многообразии веществ;

  • рассмотреть классификацию и номенклатуру комплексных соединений.



Ход урока.

  1. Оргмомент.

  2. Актуализация знаний.

- Какие виды связи вы изучили? (ковалентную, ионную, металлическую. Водородную)

- Какова химическая связь в следующих соединениях? Разминка. На слайде показываются формулы веществ: HNO3, Cl2, KHSO4, H2O, NaOH, CaO, Cu.

- В чем причина единства всех видов химической связи? (в их одинаковой физической природе – электронно-ядерном взаимодействии).

- Какие механизмы образования связи вы знаете? (обменный и донорно-акцепторный) слайд.



III. Изучение новой темы.

На сегодняшнем уроке мы будем знакомится с новой темой «Комплексные соединения. Строение. Классификация и номенклатура».

Человек – существо чрезвычайно любознательное. За время существования человечества было совершено очень много великих открытий, а сколько их еще будет! Вы познаете новое каждый день, и этот день не будет исключением.

«Пора чудес прошла, и нам

Подыскивать приходится причины
Всему, что совершается на свете».

У.Шекспир.

Сегодня вы попытаетесь сделать научное открытие подобно тем ученым, которые сталкиваются с неизвестными, неизученными ранее фактами.

Опишите физические свойства данного вещества. (демонстрация образца «красной кровяной соли») ( школьники отмечают цвет, агрегатное состояние и т.д.). Количественный и качественный состав этой соли известен. Нам необходимо определить молекулярную формулу.



Слайд. Решите задачу

Молярная масса соединения равна 329 г/моль. Массовая доля К, С, Fe и N соответственно равны: 35,56%; 21,88 %; 17,02%; 25,54%. Определите молекулярную формулу вещества.

(учащиеся самостоятельно решают задачу, у доски и два ответа с места берутся на проверку)

Слайд Проверка.

Дано Решение










Запишем элементы по возрастанию электроотрицательности


Ответ: К3Fe C6N6
Проблема 1

-Что это за соединение? К какому классу оно относится? K3FeC6N6

Демонстрационный опыт. Проверим это вещество на электропроводность. Лампочка горит, значит, это электролит. Какие классы относятся к электролитам? ( кислоты, соли, основания).

Это соль. Запишем формулу в виде соли: 3КСN · Fe(СN)3

Проверим, верно ли это.



Лабораторный опыт.

1). Внесите кристаллы исследуемого вещества в пламя спиртовки. Отметьте цвет пламени и сделайте вывод.

2). Растворите вещество в воде и проделайте качественную реакцию на ион железа (III) с роданидом калия. Прокомментируйте наблюдения.

3). Сделайте вывод о составе данного вещества.

(ионы калия есть, а ионов железа нет!)
Проблема 2

-Как может быть построен ион, содержащий железо? И как построено это соединение в целом?
К3[Fe (CN)6 ] – комплексное соединение

Классическое учение о валентности (Франкленд и Кекуле) объясняло валентность лишь в бинарных соединениях. Но по мере развития химии ученые все чаще стали сталкиваться с необыкновенными соединениями. Оказалось. Что атомы, валентные возможностьи которых насыщены. Способны образовывать более сложные соединения.

Рассмотрим строение комплексной соли.
комплексообразователь
К3 [Fe (CN) 6 ]


Внешняя внутренняя лиганд координационное

сфера сфера число


К концу XIX века накопился огромный экспериментальный материал об этих веществах. В результате его систематизации и обобщения швейцарским химиком Альфредом Вернером была разработана координационная теория (1893 г.) В ее основу легли представления о пространственном строении веществ и теория электролитической диссоциации.

В дальнейшем большой вклад в развитие координационной теории внесли Л.А.Чугаев, А.А.Гринберг, И.И. Черняев



Слайд. Портреты ученых (сообщение учащихся о биографии Вернера и Чугаева).

В соответствие с координационной теорией атомы большинства химических элементов наряду с обычной валентностью (главной) проявляют побочную.

На стр. 78 рассмотрите строение иона Co+3. Он может присоединить к себе 6 лиганд по донорно-акцепторному механизму образования ковалентной связи.

Слайд. Строение комплексного иона кобальта [Co+3(NH3)6]+3

Суммарный заряд комплексного иона равняется алгебраической сумме зарядов всех лиганд.

Координационное число – это количество лиганд, которое способен присоединить комплексообразователь (центральный атом). Если степень окисления

+1 - координационное число 2

+2 - 4

+3 - 6


Существуют еще координационные числа 8, 10, 14.

Итак, связи между комплексообразователем и лигандами осуществляется с помощью электронных пар, т.е. связи ковалентные, образованные по донорно-акцепторному механизму. Донором электронов являются лиганды, а акцептором- ион- комплексообразователь.

А каков характер связи между внутренней и внешней сферой, если эти вещества легко диссоциируют в воде? (ионные).

Напишите уравнение диссоциации солей:


K2[Zn(OH)4] → 2 K + + [Zn(OH)4]2-
[Cu(NH3)4]S04 [Cu(NH3)4]2+ + S042-
Классификация комплексных соединений стр. 79.
Катионные: [Cu(NH3)4]S04

Анионные: K2[Zn(OH)4]

Нейтральные: [Ni(CO)4]
Номенклатура комплексных соединений.
В зависимости от природы лиганда различают:


  1. аквакомплексы [Сг(Н20)6]С1з

  2. аммиакаты [Cu(NH3)4]S04

  3. гидроксокомплексы K2[Zn(OH)4]

  4. ацидокомплексы K4[Fe(CN)6]

Н20 - «аква»

NH3 – «амин»

Сl- - «хлоро»

NO3- —«нитро»

CN - «циано»

ОН- - «гидроксо»

S042- – «сульфато»


Упражнение в номенклатуре:
Na[Al(OH)4] - тетрагидроксоаллюминат натрия

[Cu(NH3)]S04 - сульфаттетраамин меди(П)

[Сг(Н20)6]С1з - хлоридгексоаквахрома(Ш)

K2[Zn(OH)4] - тетрагидроксоцинкат (II) калия

Na3[Ag(S2О3)2] - дитиосульфатоаргентат (I) натрия

III Закрепление.

Самостоятельная работа. Слайд.


I вариант I I вариант


  1. Напишите формулы веществ:

Тетрагидроксокупрата (II) натрия Гексанитрокобальтата (III) калия

2. Назовите вещества:

[ Рt(NН3)3Сl]Сl К[ Рt(NН3)Сl3]


Проверка. Слайд

1. Na2 [ Cu (OH)4] K3 [ Co (NO2)6]



2. Хлорид хлоротриамминплатины (II) Трихлороамминплатинат (II) калия
IV. Задание на дом


  1. §12 стр. 76-80, упр.2

  2. Конспект.

  3. Определите массовые доли элементов в желтой кровяной соли. К4 [Fe (CN) 6 ]


Смотрите также:
Урок химии в 11 классе «Комплексные соединения. Строение. Классификация и номенклатура»
59.62kb.
1 стр.
Комплексные соединения. Комплексными
30.39kb.
1 стр.
Кафедра химии твердого тела
274.28kb.
1 стр.
Комплексные соединения
65.55kb.
1 стр.
Программа итогового междисциплинарного экзамена по химии для направления 020100- химия
117.61kb.
1 стр.
Урок физики в 8-м классе по теме Делимость электрического заряда. Строение атома Цели урока: показать, что электрический заряд можно делить на части; познакомить учащихся с электроном; познакомить учащихся с планетарной моделью атома по
35.38kb.
1 стр.
Урок по химии "Состав и классификация кислот"
54.44kb.
1 стр.
Ахметов М. А. Подготовка к егэ по химии 2008 ГОТОВИМСЯ К егэ по химии
29.17kb.
1 стр.
Вопросы первого коллоквиума
37.8kb.
1 стр.
Разработка урока химии «Гидроксиды: строение и характер»
113.73kb.
1 стр.
Лекции по дисциплине «Химия» на тему: «Комплексные соединения»
141.36kb.
1 стр.
Обобщающий урок в 7-м классе Урок-соревнование по теме «Отдел водоросли» 7 класс Тема урока: «Строение, жизнедеятельность и значение водорослей»
56.92kb.
1 стр.