Главная
страница 1страница 2страница 3страница 4


Министерство образования и науки Республики Казахстан
Павлодарский государственный университет

имени С. Торайгырова


Цикловая комиссия экономики и финансов

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СОЦИОЛОГИЯ

учебное пособие для учащихся среднеспециальных

учебных заведений экономических специальностей

очная форма обучения

Павлодар

УДК 316.334.2 (075.8)

ББК 60.56я73

А 92


Рекомендовано Ученым советом ПГУ им. С. Торайгырова
Рецензент:

кандидат экономических наук, доцент Кунязова С.К.


А 92 Атшабарова Ж.К.
Экономическая социология. Учебное пособие. – Павлодар, 2007. – 59с.
В учебном пособии раскрывается место экономической социологии, объекты и ее методы, задачи и функции. Разделы пособия раскрывают роль личности, ее социализацию, девиантное поведение в экономической деятельности, а также роль конфликтов в трудовых коллективах, этапы его развития и стадии разрешения и профилактика.

УДК 316.334.2 (075.8)

ББК 60.56я73

© Атшабарова Ж.К., 2007

© Павлодарский государственный университет

им. С. Торайгырова, 2007



Введение
Учебное пособие рекомендовано для учащихся экономических специальностей средних специальных учебных заведений. Пособие раскрывает подробно отдельные темы и представляет теорию основоположника социологии О.Конта. Рассматривается подробно задачи и функции социологии, роль личности в системе экономических отношений, а также конфликты и пути разрешения их в трудовых коллективах, влияние на производительность труда работников и пути их предотвращения.

Учебное пособие ставит целью дать учащимся достаточно полный объем знаний по специфике экономической социологии и отдельных ее законах, вычленив его из всей огромной массы сведений, предоставляемых научной и учебной литературой.

Расположение материала и примеры из различных областей социальной жизни позволят читателю, не обладающему специальной подготовкой, с наименьшей затратой времени познакомиться с широким кругом социологических проблем.

В этом учебном пособии главное место занимают принципы, а не детали, основные положения, а не текущие вопросы, и описание специально выбранных примеров, а не просто перечисление фактов. Структура пособия сохраняет целостность учебного курса социологии, что позволяет оптимально использовать ее для систематизации и быстрого усвоения материала.

Интерес к социологии естественен для людей вообще, так как человек, будучи существом социальным, сам является объектом ее изучения. Автор убежден, что каждый образованный человек должен иметь представление о социологии, и в этом поможет данное учебное пособие.

1 Место экономической социологии в системе социального знания

Выдающийся американский социолог Роберт Мертон выделял три уровня социологического знания:

- верхний – макросоциологические теории, т.е. теории, объясняющие развитие общества в целом;

- средний – специальные или частные социологические теории, т.е. теории, показывающие развитие отдельных сфер общественной жизни или наиболее крупные и существенные социальные явления;

- нижний – конкретные (эмпирические) социологические исследования, представляющие собой сбор, анализ и обобщение информации в связи с конкретными социальными проблемами и ситуациями.

Исходя из этой схемы, ставшей общепринятой в мировой социологии, экономическая социология должна быть, отнесена к частным, специальным социологическим теориям.


Подобных теорий в общей социологии около ста. Некоторые отдельные частные социологические теории изучают различные стороны экономической жизни общества. Это, в первую очередь, социология труда, индустриальная социология, региональная и городская социология, социология села, социология профессий и др.
В то же время экономическая социология дает не только социологический анализ основным направлениям экономической деятельности, но и исследует социальные аспекты экономики в целом, изучает взаимодействие экономической и социальной подсистем общества, вырабатывает социологический подход к анализу экономических процессов и явлений.

Имея своим объектом, такую широкую и многообразную сферу человеческой жизнедеятельности как экономика, экономическая социология переросла собственно социологические рамки и фактически превратилась в пограничную область знания, в междисциплинарную науку, расположенную на стыке социологии, с одной стороны, и экономики, менеджмента, маркетинга — с другой.


Показательны в этой связи два подхода, выдвинутые двумя крупнейшими представителями экономической и социологической мысли. Выдающийся австрийский экономист Йозеф Шумпетер, которого социология также причисляет к числу своих классиков, полагал, что экономическую социологию следует считать элементом экономической науки наряду с экономической историей и статистикой. Экономическую социологию Й.Шумпетер называл областью, «в которой ни экономисты, ни социологи не могут сделать и шага, не наступив друг другу на ноги». При этом, по его мнению, «экономический анализ исследует, как люди ведут себя всегда и к каким экономическим последствиям это приводит; экономическая социология изучает вопрос, как именно они пришли к такому способу поведения».

В свою очередь, один из крупнейших социологов ХХ столетия Толкотт Парсонс рассматривал экономическую теорию как частный случай социологии, поскольку экономика есть подсистема общей социальной системы.

Изложение этих взглядов не означает, что мы пытаемся «узаконить» дисциплинарную принадлежность экономической социологии. Подобная попытка была бы контрпродуктивна. Ограничимся лишь замечанием, что экономическая социология является экономической дисциплиной по объекту и социологической по методам. Предметная же ее область отличается междисциплинарностью и делает экономическую социологию относительно самостоятельной отраслью в системе социального знания.
1.1 Объект, предмет, метод экономической социологии

Объектом экономической социологии является любой избранный, взаимодействующий социальный и экономический процесс либо явление, на которое направлено внимание исследователя. При этом он должен всесторонне, глубоко изучать и познавать, объективно анализировать, научно обобщать, логически описывать данный процесс или явление. Особенность этого объекта состоит в том, что описываются не отдельно взятые процессы, тенденции, их взаимосвязи, наблюдаемые в сфере экономики и общества, а нечто более сложное, механизмы, которые порождают и регулируют эти взаимосвязи. Так, распределительные отношения – это феномен экономики, но в основе этих отношений лежит определенный регулирующий их социальный механизм, т.е. сложное взаимодействие конкретных социальных групп, от которых зависит характер распределения благ. В объект экономической социологии можно включить мировую экономику, традиционную (национальную) экономику, макро- и микроэкономику, трудовые и производственные коллективы, организации, социальные группы, маркетинг, менеджмент, другие отдельные экономические явления и процессы, которые в различной форме, на разных уровнях и в неодинаковой степени взаимодействуют с социальными явлениями и процессами.


В предметную область экономической социологии входят социальные закономерности экономического развития общества, социальные институты и отношения в сфере экономики, участие работников в управлении, самоуправлении, миграция и текучесть кадров, выбор профессии, социальные проблемы образования и воспитания, социальные резервы трудовых коллективов, стиль руководства и управления, социальная эффективность принимаемых экономических решений. В связи с этим экономическая социология изучает проблемы мотивации экономической деятельности, экономическое сознание, экономическое мышление, действие и поведение различных социальных групп, классов, слоев общества в сфере экономики, влияние социальных ценностей на отношение к труду, на повышение его производительности, улучшение качества производимой продукции, товара.

Таким образом, предметом экономической социологии являются экономические процессы и явления как результат деятельности людей, занимающих различное положение в обществе и имеющих разные потребности и интересы. Экономическая социология главной целью ставит анализ развития экономики как социального процесса, отражающего специфическое положение, сознание, поведение, действие и взаимодействие личности, социальных групп, слоев, классов общества.

В рамках тесного взаимодействия экономики и социологии, с одной стороны, изучаются экономические предпосылки реализации интересов, потребностей социальных групп, слоев, а с другой –социальные факторы и условия экономического развития, вытесняются конкретные способы и пути влияния социальной структуры на развитие экономики, а экономики — на социальные отношения. Потребность в таком анализе обусловлена ростом роли человеческого фактора в развитии производства, сильнейшей зависимостью экономического развития от социальных факторов, а социального положения различных групп, слоев, классов от эффективности экономики.

Важнейшим направлением развития экономики является исследование взаимодействия экономической и социальной сфер.


Развитие экономики как главной подсистемы общества, отвечает за производство, распределение, обмен и потребление материальных благ и услуг, необходимых для жизнедеятельности людей. Сфера экономики образуется из множества частных по отношению к ней систем большой сложности: первичного (промышленность), вторичного (сельское хозяйство) и третичного (сервис) секторов экономики; легальных, полулегальных, нелегальных типов экономических отношений и т.д.

В соответствии с этим развитие социальной сферы означает область отношений между группами, занимающими разное социально-экономическое положение в обществе, различающимися, прежде всего ролью в общественной организации труда, отношением к средствам производства, источниками и размерами получаемой доли общественного богатства. В этом понимании социальная сфера отражает важнейший аспект общественной жизни — отношения, связанные с характером социального неравенства, различиями в положении групп в обществе. Положение, занимаемое различными группами в обществе, в решающей мере определяется системой экономических отношений.

Вместе с тем социальная область – это мощный фактор «обратного влияния» на функционирование и развитие общественной экономики, которое реализуется через активность социально-экономических групп, являющихся движущей силой социально-экономических процессов. Взаимодействие социальных и экономических процессов, их проявления порождают бесконечное множество других явлений, влияют на результаты деятельности субъекта, меняют условия этой деятельности, определяют побудительные мотивы и общественные силы социального развития, причинную цепь изменений и преобразований общественного развития, реализацию тенденции социального прогресса общества как целого.

Проблемы и противоречия в преобразовании экономической и социальной жизни общества, реальная оценка ее результатов, сопоставление их с мировым опытом показали и показывают важность и практическую значимость знания социальных процессов, механизма их использования в решении актуальных проблем рыночных отношений в обществе. Само социальное качество конкретных социальных явлений есть результат осуществления социальных процессов, деятельности реальных исторических субъектов, реализующих свои интересы, потребности и цели. Социальный процесс выступает как саморазвитие и саморегуляция субъекта в совокупности его социально-нравственных, профессиональных, идейных, социально-культурных и иных качеств, как выражение исторической целостности субъекта.


Следовательно, социальные и экономические процессы неотделимы друг от друга. В конечном счете, они объективно направлены на укрепление социально-экономических связей, целостности общества.

Чтобы охарактеризовать метод экономической социологии, следует выяснить: каков специфический подход к изучению объектов, находящихся в поле внимания науки, какова система категорий, которую наука использует; какие процедуры применяются в конкретных экономико-социологических исследованиях.


Метод экономической социологии в изучении экономических отношений характеризуется двумя особенностями: междисциплинарностью; и рассмотрением изучаемых явлений с позиции социального механизма развития экономики.
Первая особенность приводит к тому, что трактовка описываемых объектов оказывается отличной от традиционной трактовки. Пример – подход к экономической культуре. Рассмотрение экономико-социологической позиции позволило выделить экономическую культуру как особую «подсистему» культурной жизни общества, охватывающую ценности и нормы, функционирующие в сфере экономики.

Что касается второй особенности метода экономической социологии, то она состоит в следующем: каждый изучаемый объект вписывается в систему связей, образующих социальный механизм экономики. Так, результаты экономического развития рассматриваются в зависимости от поведения социальных групп, их активность - в зависимости от влияния на нее системы управления, последняя — в зависимости от результатов экономического развития и характера активности групп и т.д.

Научный метод, применяемый в экономической социологии, должен соответствовать природе изучаемого объекта. Методы экономической социологии — это правила экономического познания, технологический принцип изучения объекта или его предметных областей (состояний и свойств).

В экономической социологии применяются различные методы: экономические, математико-статистические и социологические. Следует также отметить некоторые смежные методы, широко распространенные и часто используемые в экономической социологии.


Экономико-математические методы - современные приемы нахождения оптимальных решений экономических задач на основе достижений научных дисциплин на стыке экономики с математикой и кибернетикой.

Математико-статистический метод отражает математичес-кую систематизацию и использование статистических данных экономики для научных и практических выводов. Этот метод систематизирует способы составления статистических экономических таблиц, вычисления средних различных показателей изменчивости. Во многих своих разделах математико-статистический метод опирается на теорию вероятностей, позволяющую оценить надежность и точность выводов, сделанных на основании ограниченного статистического материала, например, оценить необходимый объем выборки для получения результатов требуемой точности при выборочном социологическом обследовании.
На основании математико-статистического метода составляются экономико-математические модели, т. е. виды формализованного описания исследуемого экономического процесса, объекта в виде математических зависимостей и отношений.

Различают: матричные модели, которые предназначены для планирования и анализа производства и распределения продукции на разных уровнях народного хозяйства; модели оптимального планирования, использующиеся для разработки плана, обеспечивающего заданный производственный результат при минимальных затратах или максимальный эффект при заданном объеме ресурсов; экономико-статистические модели, которые позволяют дать количественную характеристику связи и взаимообусловленности экономических показателей.



Метод экономического эксперимента – это исследовательская научная проверка на отдельных предприятиях или в отраслях народного хозяйства эффективности теоретических положений, экономических мероприятий или хозяйственного механизма. Целью экономического эксперимента является подтверждение правильности определенной гипотезы, выдвинутой на основе изучения действующей практики экономического развития.

Метод управленческого эксперимента – пробное внедрение управленческого нововведения с целью оценки возможных ни последствий и принятия решения об его целесообразности и эффективности.
Метод факторного эксперимента – это эксперимент, при котором оценивается влияние двух или более переменных одновременно. При этом исследуются их взаимосвязи и влияние на конечные результаты.

Метод социологических исследований экономических явлений и процессов – это способы построения и обоснования социологического знания; совокупность приемов, процедур и операций эмпирического и теоретического познания социальной действительности. Методы социологического исследования включают в себя: методы сбора информации (наблюдение, опрос, анализ документов и др.); методы обработки и анализа данных (факторный, латентно-структурный, корреляционный, регрессивный, дисперсионный анализы, ранжирование, шкалирование, индексирование и т. д.); методы построения теории (дедуктивный, индуктивный, сравнительный, причинный, структурно-функциональный, генетический, идеографический и др.).

Метод социальной инженерии – это совокупность подходов в прикладных социальных науках, ориентированных на изменение поведения и установок людей, разрешение социальных проблем, на адаптацию социальных институтов к меняющимся условиям и сохранение социальной стабильности.

Метод социального эксперимента – это метод изучения социальных аспектов экономических процессов и явлений, осуществляемый путем наблюдения за изменением социальных объектов под воздействием факторов, которые контролируют, направляют его развитие в соответствии с программами и практическими целями исследования. Социальный эксперимент предполагает внесение изменений в сложившиеся отношения; контроль над влиянием изменений на деятельность и поведение личности и социальных групп; анализ и оценку результатов этого влияния. Социальный эксперимент выполняет познавательные функции проверки гипотезы и получения нового знания, практической проверки эффективности форм и методов деятельности с целью их совершенствования.

В целом социологическая методология – это учение о методе социального познания, система социально-философских принципов, объясняющая пути и обосновывающая способы приращения, построения и применения социологического знания.


1.2 Структура и уровни знаний экономической социологии

Знания экономической социологии различаются по структуре и уровням.


Структура знания экономической социологии – это упорядоченная совокупность информации, представлений, научных понятий об экономике как динамично функционирующем социальном процессе. В экономической сфере исследуется возможность деятельности и социального самоутверждения личности или социальной группы. Эта структура включает в себя следующие формы знания:

- знание об экономической структуре общества, где исследуются место и взаимодействие экономических отношений, содержащих большие и малые производственные, профессиональные, квалификационные и другие группы;

- научные представления, взгляды и теории, относящиеся к экономической социологии, включающие в себя положения о работников, производственных групп в системе экономических отношений, прежде всего, в сфере производства, обмена, потребления и услуг, а также пути и способы осуществления социально-экономических, политических прав, свобод субъектами производства;

- знание о функционировании экономической системы общества;


- научные представления и выводы о деятельности социальных институтов (фирмы, банки, корпорации, объединения т. д.), их взаимодействия в обеспечении функционирования общества;

- информацию, представления об отдельных элементах производства (производственные коллективы, неформальные группы, организации, малые группы межличностного общения отдельные личности).

В зависимости от поставленных целей и задач исследования определяются уровни экономико-социологического знания. Они различаются глубиной социолого-экономического анализа производственных процессов и широтой сделанных обобщений и выводов. В принципе, здесь применима схема, которую Р. Мер тон предложил для социологии в целом. Детализируем ее для экономической социологии:

- общие теории, изучающие глубинные моменты развития экономики, производственных процессов. Это теории производственных отношений, производственной деятельности человека.

Выявляется роль труда, формы и содержания в развитии общественного производства, раскрываются природа и внутренний смысл отношений между субъектами производства. Определяется и характеризуется сущность производственных отношений, их специфическая роль и механизмы взаимодействия. На этом уровне исследуются взаимодействия, взаимосвязь и взаимозависимость всех сфер общественной жизни (экономика, политика, философия, право и др.);

- специальные (частные) теории - касаются отдельных отраслей производства, отдельных трудовых коллективов, групп, организаций и экономических институтов. Цель исследования - на основе статистических материалов, данных социологических исследований и другой информации получить оптимальное решение проблем повышения управления социально-экономическими процессами. В процессе применения специальных теорий главное внимание уделяется той сфере экономики, в которой происходят события, а также анализу механизма функционирования сферы, анализу процессов, происходящих в данной отрасли экономики, решению возникающих специфических проблем. Специальные теории органически сочетают теоретический и практический уровни исследований (т.е. анализ текущих практических данных).

В связи с этим основные параметры специальных теорий и их применение включают в себя: исходные методологические и теоретические положения; систему понятий; формулируемые теоретические обобщения и выводы; научно-практические рекомендации.

На основе конкретно-социологических исследований с применением собственных методов общей социологии (наблюдение, опрос, эксперимент, изучение документов, моделирование, тестирование и др.) осуществляется сбор информации, при анализе которой получают новые представления, знания, благодаря чему создаются новые теории об интересующем нас экономическом явлении, процессе или проблеме. При этом ставятся конкретные цели и задачи конкретно социологического исследования. Например, получение объективных данных о разных сторонах социальной действительности или изучение общественного мнения.

Полученные данные, сформулированные выводы имеют огромное значение в сфере экономики:

во-первых, они дают основания для выработки рекомендаций к решению текущих перспективных задач;

во-вторых, они могут быть осмыслены на уровне специальных или общетеоретических положений;

в-третьих, они помогают выявить существующие противоречия, а также тенденции развития экономических процессов.


1.3 Задачи экономической социологии
Если принять во внимание все изложенное, то вырисовываются основные задачи, которые призвана решать экономическая социология.
Первая из основных задач экономической социологии заключается в том, чтобы изучать взаимодействие социальных и экономических факторов и процессов, протекающих на определенной исторической ступени развития общества и в определенных экономических условиях. Решение этой задачи позволяет выявить, что социально-экономические процессы, формирующиеся в результате становления современного постиндустриального (информационного) общества, весьма существенно отличаются от социально-экономических процессов индустриального, а тем более - аграрно-ремесленного общества,

Вторая задача экономической социологии состоит в том, чтобы достичь понимания причин, детерминирующих возникновение и развитие тех или иных социально-экономических процессов на определенном историческом этапе и в определенных экономических условиях.

Третья задача экономической социологии определяется тем, что из многообразной совокупности причин рассматриваемых процессов, их предвидимых и непредвиденных следствий возникает необходимость выделить основные, воспроизводимые в потоке социально-экономических событий. На этой основе определяются тенденции и социальные закономерности, факторы и последствия экономического подъема или спада, возможных кризисов и флуктуаций в развитии экономической и социальной сфер общества, в их взаимодействиях.

Четвертая задача экономической социологии заключается в том, чтобы понять и объяснить особенности определенных типов экономического поведения и связанных с ними социальных отношений, возникающих в процессе производства, распределения, обмена и потребления различных товаров и услуг. Все это осуществляется в контексте разделения труда, функционирования денег, рынка и регулирующих их динамику экономических институтов.
Пятая задача экономической социологии состоит в исследовании социальных механизмов, оказывающих влияние на развитие экономической сферы общества и регулирующих экономическую деятельность индивидов, общностей и групп.

Шестая задача – изучение особенностей мотивации различных форм социально-экономического поведения человека (личности или социальной общности) и его влияния на процессы и результаты экономического развития.

Седьмая задача – определение особенностей и эффективности влияния на человека и его экономическую деятельность основных групп социальных регуляторов: статусно-ролевых, культурных, управленческих.
Восьмая задача – исследование направленности и характера влияния на изменение социально-экономической структуры общества существующей в нем хозяйственной системы:

а) планово-централизованной, где существует жесткое планирование экономической деятельности и ее результатов, где нет предпринимателей, фермеров, лиц свободных профессий и свободы экономического выбора;

б) рыночной, где существует свобода экономического выбора и конкуренция, взаимодействуют названные и другие социальные слои, включаемые в экономическую деятельность, и где важную роль играет экономический риск и готовность к нему.

Девятая задача – определение рациональных направлений и изучение эффективности экономической политики государства, устанавливающей нормы, правила и рамки хозяйственной деятельности различных субъектов: индивидов, общностей, предприятий и т.п. и регулирующей экономическое поведение граждан.
Десятая задача – исследование конкретных социально-экономических, социокультурных и социально-политических условий, в которых развертывается функционирование экономической и социальной сферы общества, их взаимодействие.
Одиннадцатая задача предопределяется тем, что на основе выявления факторов, тенденций и закономерностей развертывания социально-экономических процессов данная отрасль социологического знания осуществляет прогнозирование наиболее вероятных сценариев социально-экономических трансформаций в современном обществе.

И, наконец, двенадцатая задача экономической социологии заключается в том, чтобы на основе выявления основных факторов, тенденций и закономерностей развития социально-экономических процессов, наиболее вероятных прогнозных сценариев их развертывания в более или менее отдаленном будущем –сформулировать научно обоснованные рекомендации для принятия и осуществления управленческих решений.


1.4 Основные функции экономической социологии

Функции экономической социологии могут быть сформулированы следующим образом.

1. Познавательная функция имеет своей целью изучение особенностей социально-экономических процессов на определенной исторической ступени развития общества, отвечает на вопрос: «Каковы социально-экономические процессы в обществе, в котором мы живем?».

2. Объясняющая функция дает научное понимание причин, порождающих те или иные социально-экономические явления и процессы (экономический подъем или кризис, инфляция, безработица, бедность и т.п.), отвечает на вопрос: «Почему в обществе происходят именно эти, а не другие социально-экономические процессы?».

3. Оценочная функция осуществляет оценку развивающихся в обществе экономических и социальных процессов, действующих в нем социальных институтов с точки зрения соответствия их интересам и потребностям людей, прежде всего экономических; отвечает на вопрос: «Обеспечивают ли действующие в обществе социальные институты, развивающиеся в нем социально-экономические процессы нормальное благосостояние различных групп населения?».

4. Концептуально-теоретическая функция воплощается в научном определении и трактовке действующих в обществе социально-экономических тенденций и закономерностей, отвечает на вопрос: «Что, как и почему делается людьми в экономической и социальной сферах общества и можно ли это изменить к лучшему».

5. Прогностическая функция представляет собой построение вероятных прогнозов и сценариев социально-экономических трансформаций в более или менее долгосрочной перспективе, отвечает на вопрос: «Какие социально-экономические изменения возможны в ближайшем и отдаленном будущем?».

6. Управленческая функция связана с тем, что, выявив тенденции и закономерности социально-экономического развития, определив прогнозные варианты тех или иных изменений в экономике и социальной сфере общества, экономическая социология в состоянии способствовать совершенствованию управления социально-экономическими процессами, отвечает на вопрос: «Как эффективнее управлять социально-экономическими процессами?».



7. Образовательная функция реализуется посредством распространения знаний через систему учебных заведений, различные институты повышения квалификации кадров, а это помогает людям (в первую очередь обучающимся и активно действующим в тех или иных отраслях экономики и социальной сферы) лучше узнать, понять и оценить те социально-экономические процессы, которые происходят в обществе, чтобы изменить их к лучшему. Функция отвечает на вопрос: «Что нужно знать об экономических и социальных явлениях в обществе, как лучше использовать эти знания?».
1.5 Основные этапы исторического развития и методы социологии. Ученые социологи
Истоки социологии следует искать в потребности общества иметь объективное научное знание о собственных социальных процессах. Корни социологии имеют общецивилизационную природу. Здесь имеются в виду постепенное складывание мирового рынка, и возникновение схожих политических структур, и процесс формирования взаимосвязи различных культур. Знание и изучение целостного социального мира требовали особой науки об обществе. Историю социологии разделяют на ряд этапов.
Первый этап охватывает возникновение и становление
социальных знаний об обществе в древнем мире (миф и эпос -
древнейшие формы отражения действительности; социальные и
политические учения в древней Греции и древнем Риме).
Второй этап охватывает развитие социальных знаний в эпоху средневековья и Возрождения (Смена мировоззренческой системы и
форм познания. Теософия Августина Блаженного. Социальные знания и идеи об обществе в эпоху Возрождения. Становление социологических знаний: Н. Макиавелли, Ж. Боден, Т. Гоббс и др.).

Третий этап: социальные знания об обществе и человеке в 17-1 вв. Концепции естественного права и общественного договора. Социологические концепции Ш. Монтескье, Ж-Ж. Руссо и др. Идеи консерватизма и либерализма.

Четвертый этап: социологические знания в 19 и 20 вв. Наука о человеке. Социология Огюста Конта. Интенсивное развитие эмпирических социологических исследований. Доминирование методологического направления в социологии позитивизма. С контовских времен начинается так называемая академическая социология как отдельная отрасль знаний об обществе. Возникают различные научные школы: натурализм, эволюционизм, органицизм, социал-дарвинизм и т.д. Конец 19ст. - начало 20 в. связан с острым кризисом натурализма в социологии, поворот интересов к проблемам социального действия и взаимодействия, разработка методов понимающей социологии и концепции социологии личности (М. Вебер, Э. Дюркгейм и др.). В период с 20-х до 80-х годов 20-го в. происходит формирование современных основных направлений в социологии, интенсивной отраслевой дифференциации, дальнейшего усовершенствования методов исследования. С 80-х годов начинается новый современный период в развитии социологии.

Впервые сам термин «социология» был введен научный оборот в 1832 году французским мыслителем 19 века Огюстом Контом (1798- 1857). Им руководило стремление к научному изучению явлений общественной жизни в историческом и системном аспектах, в отличие от умозрительных конструкций традиционной философии, истории, исторической фактографии и разрозненных эмпирических обобщений политико-юридической мысли. Главными трудами Конта были шеститомный «Курс позитивной философии» (1830-1842), «Система позитивной политики, или трактат, устанавливающий религию человечества» в четырех томах (1851-1854) и др. Конт считал, что социология должна основываться на фактах и исследовать социальные явления эмпирически и аналитически, подобно естествознанию. Это позволит социологии уйти от умозрительных, абстрактных построений и стать «позитивной», т.е. способной положительно решать проблемы жизни общества. Конт выделяет в социологии социальную статику и социальную динамику. Социальная статика изучает общество как состояние целостности и равновесия его элементов, и в качестве основного закона использует закон социальной гармонии, главной разновидностью которой является классовая гармония. Социальная динамика изучает общество как развитие и переход от одного состояния в другое, ее основной закон смены трех состояний: теологического, метафизического в позитивного. Теологический период - до 1300 г. (господство религиозного сознания), метафизический - 1300-1800 - застойное, позитивный - с 19 века.



Основным методом социологии по Конту является наблюдение социальных фактов. Оно придает науке объективность.

Вторым методом Конт считал эксперимент, под которым понимал наблюдение за изменением предмета, процесса, явления в результате создаваемых условий.

Третий метод - сравнительный метод, состоящий в сопоставлении жизни различных народов. Один из фундаментальных тезисов, выдвинутых Контом - это тезис о необходимости строгой эмпирической проверки рассматриваемых положений. При ее осуществлении следует руководствоваться тремя основными принципами: эмпиризма, позитивизма и физикализма. «Эмпиризм, писал Конт,- означает, что единым источником истинной науки о мире является опыт. Позитивизм - что предметом его является только факты. Физикализм - что самыми совершенными понятиями является те, которые создала физика».
Значение работ Конта для последующего развития социологии велико. Современные западные социологи называют его отцом социологии. В работах Конта создаются предпосылки для перехода к конкретным эмпирическим исследованиям. Он оказал значительное влияние на последующее развитие социологической мысли. Следует более подробно остановиться на характеристике основных течений социологической мысли в 19, начале 20 столетий.
Биоорганической школой западной социологии конца 19- начала 20 в. называется направление, рассматривавшее общество как аналог природного организма и пытавшееся объяснить социальную жизнь посредством прямой проекции биологических закономерностей. Его представители Г.Спенсер, Л.Гумплович, А.Гобино и др.

В отличие от предшественников, сторонники биоорганической школы утверждали, что общество и есть организм и занимались поиском все новых аналогий между обществом и организмом. По их мнению, например, торговля выполняет в обществе те же функции, что и кровообращение в организме, а функции правительства аналогичны функциям головного мозга.


Спенсер Герберт (1820-1903) - выдающийся английский философ и сторонник позитивизма и эволюционизма в естествознании, родился в Дерби, умер в Брайтоне.

Творчество Спенсера с наибольшей полнотой воплотило основные идеи эволюционизма, оказало больное влияние па интеллектуальную атмосферу той эпохи. Теоретические взгляды формировались главным образом под влиянием достижений естественных наук, все чаще обращавшихся к идее эволюции. Основной труд, опубликованный в 1862-1864 годах, включал в себя: «Основные начала» (1962), «Основная биология» (1864-1867), «Основания психологии» (1870-1872), трехтомный труд «Основания социологии» (1876- 1896). «Социология как предмет изучения» (1903). «Основания этик» (1879-1 893).

Спенсер первым в развернутой форме стал разрабатывать подход, получивший впоследствии название общей теории систем, и применять его к человеческому обществу. В своих исследованиях он сочетал структурно-функциональный и эволюционный анализ общества. Он вместе считал общество особой реальностью, возникшей в результате возникновения индивидов и зависящих от них.

Спенсеровское представление об обществе как организме позволило осмыслить и понять ряд важных особенностей структуры и функционирования социальных систем. Он не отождествлял общество с индивидуальным биологическим организмом, как зачастую утверждал и его противники, и его сторонники. Он лишь сравнивал эти две сущности, прослеживая как сходства, так и различия «сверхорганический» организм, т.е. как специфическую организацию.


Спенсер не получил сколько-нибудь систематического гуманитарного образования и вплоть до 1846 г. работал железнодорожным инженером. Параллельно расширял свои познания в различных областях, что и позволило ему в 1848 н. стать главным редактором знаменитого журнала “Экономист. Именно в это время Спенсер стал проявлять интерес к социальным вопросам и их обобщению в рамках собственной теории.

В 1850 г. вышел научный труд Спенсера – «Социальная статистика». Как один из основоположников органической школы. Спенсер, вслед за Огюстом Контом ввел в социологию идею изменчивости и «плавного» эволюционизма. Понятия эволюционистской социологии Спенсер - «возрастающая связанность», «переход от гомогенности к гетерогенности», «определенность»,- описывающие морфологическую структуру общества, позволяли английскому социологу- позитивисту проводить аналогию между биологической и социальной эволюцией, между живыми организмами и обществом. В свою очередь, это раскрывало возможность применения в социологии естественнонаучных методов, что и составляло одну из целей позитивистского подхода к обществознанию.



следующая страница >>
Смотрите также:
Учебное пособие для учащихся среднеспециальных учебных заведений экономических специальностей
826.38kb.
4 стр.
Сборник задач по банковскому делу учебное пособие для учащихся средних профессиональных учебных заведений экономических специальностей
667.39kb.
4 стр.
Учебное пособие для студентов экономических специальностей Красноярск 2009 Рецензент Печатается по решению Методической комиссии фэф
2429.54kb.
24 стр.
В. А. Орлов Отражение актуальных экономических проблем в курсе экономической теории
773.26kb.
4 стр.
Практикум для вузов Москва владос губарева Л. И., Мизирева О. М., Чурилова Т. М., Практикум по экологии человека (учебное пособие) / Под ред. Л. И. Губаревой. М.: Гуман центр владос, 2003. 112 с
1956.82kb.
10 стр.
Учебное пособие для студентов высших учебных заведений
1675.22kb.
7 стр.
Учебное пособие для педагогических учебных заведений / Под ред академика рао а. И. Пискунова. 2-е изд., испр и дополн. М.: Тц «Сфера», 2001. 512 с
67.69kb.
1 стр.
Учебное пособие / С. А. Быстров. М.: Форум, 2014. 464 с.: 60x90 1/16.
58.6kb.
1 стр.
Жариков в. Д. Кривенцева м. К. Жариков р. В. История и методология науки
1943.81kb.
7 стр.
Учебное пособие для студентов геологических специальностей высших учебных заведений
3009.97kb.
15 стр.
Учебное пособие предназначено для студентов высших учебных заведений, обучающимся по направлениям «Информационная безопасность»
42.44kb.
1 стр.
Справочник по теории вероятностей для студентов экономических специальностей. Учебное пособие
344.04kb.
3 стр.