Главная
страница 1
Ээльмаа Юрий Владимирович,

к. п. н., методист РЦОКОиИТ
Использование таймлайнов в практике учителя истории
Что такое таймлайны?

Сегодня в практике преподавания стало достаточно традиционным использование большого спектра ИКТ-решений: работа с презентациями, сетевыми электронными ресурсами, интерактивными досками. Но Интернет пока не стал постоянным профессиональным пространством учителя, в основном педагоги продолжают использовать Сеть как большую электронную библиотеку материалов, не работая активно с веб-сервисами. Это при том, что интернет-технологии обладают огромным образовательным потенциалом: происходит активное вовлечение учеников в процесс обучения, формируются умения обобщать, анализировать, систематизировать информацию по теме, работать в группе, находить информацию в различных источниках. 

Важно отметить, что социальные сервисы Интернета (обобщенно называющиеся Веб 2.01) при осмысленном использовании не всегда носят всеобщий, межпредметный характер: одни с большей успешностью могут использоваться в областях гуманитарных (напр., социальные закладки2), другие — в математике (карты ума), третьи — в географии, природоведения, биологии или истории (геоинформационные системы). Важно четко понимать предметную направленность использования веб-инструментария — только тогда его эффективность будет высокой.

В этой статье речь пойдет об инструменте, который наиболее эффективно может использоваться в гуманитарной сфере, уже — в работе учителя истории. Объектом сервиса будет рассмотрение временной шкалы, на которой размещены исторические события в хронологической последовательности. Не секрет, что запоминание исторических дат учеником — актуальная проблема преподавания истории. Но кроме возможности механического воспроизведения «точек времени» немаловажным является также умение сопрягать исторические события, видеть в их взаимодействии логику, осмыслять их взаимовлияние. Проходит не один год, пока в сознании ученика выстраивается (да и то не всегда!) картина временной шкалы, насыщенной взаимосвязанными событиями — это процесс трудный. Для формирования этого в практике преподавания давно используются хронологические таблицы, которые ученики составляют по различным периодам. Попробуем посмотреть на инструментарий для этого — на таймлайны.

Таймлайны (от англ. Timelineбукв. «линия времени») обычно понимаются как нарисованные линейки (полосы), на которые нанесены даты, события с пометами о времени их происшествия. Они могут также представлять собой списки или таблицы с указанной хронологией. Таймлайны могут быть посвящены как сверхпродолжительным историческим периодам (см. пример геологического таймлайна: http://www.talkorigins.org/origins/geo_timeline.html или интерактивную шкалу эволюции растений на сайте Кембриджского университета — http://www.ensemble.ac.uk/projects/plantsci/timeline/timeline.php), так и посвященные событиям одного дня, например, 11 сентября 2001 года: http://www.timerime.com/en/timeline/17434/911/. Обратите внимание на блестяще сделанный интерактивный таймлайн (рис. 1) Британской библиотеки, наглядно демонстрирующий основные события истории с 1210 по 2000 годы (с шагом в 10 лет): http://www.bl.uk/learning/timeline/index.html

Рис. 1


В первую очередь, таймлайны используются в образовании — для формирования у учеников системного взгляда на исторические процессы. Также очень полезно их использование при работе с биографиями или творчеством писателя (см. списочный таймлайн творчества Шекспира: http://www.bardweb.net/plays/timeline.html)

Другая сфера использования таймлайнов — управление проектами. Таймлайны здесь помогают сотрудникам отмечать и видеть этапы, темы реализации проекта, сроки его окончания.

Сегодня существует некоторое количество веб-сервисов, которые позволяют составлять таймлайны: http://dipity.com, http://www.timetoast.com, http://www.allofme.com. Свой таймлайн может составлять как один участник, но может быть реализована и совместная работа по формированию одного таймлайна. Это придает деятельности социальность и выводит нас на формирование определенных информационных компетентностей.
Работа с сервисом TimeRime

В статье мы будем рассматривать сервис TimeRime (http://timerime.com). К сожалению, русскоязычных сервисов подобного рода пока нет. Это, конечно, может отпугнуть некоторое количество пользователей3.


После традиционной регистрации (выбор имени и пароля, указание e-mail, cогласие с правилами сайта) обратим внимание на структуру TimeRime. Она состоит из 4-х компонентов:

  • Introduction (Введение)

  • Timelines (Таймлайны)

  • Professional (Профессиональное использование)

  • Education (Образование)

В сервисе TimeRime бесплатной является лишь базовая компонента. Для профессионального использования и для образовательных учреждений есть платные пакеты с расширенным функционалом, но мы здесь рассматриваем лишь бесплатную часть. Поэтому подробно в рамках данной статьи мы рассмотрим лишь вкладку Timelines (рис. 2).


Рис. 2


У каждого таймлайна есть панель навигации, расположенная в правом верхнем углу (рис. 3):

Рис. 3
Создание своего таймлайна.

Попробуем создать свой таймлайн. Выберем условную тему, например, «История XX века» и зафиксируем несколько событий.
Перейдем на вкладку My TimeRime в разделе Timelines. Здесь нажмем кнопку “Make a new timeline”. Здесь нужно: заполнить название таймлайна («История XX века»), выбрать тематическую категорию (в нашем случае — “History”), оформить краткое описание, которое потом увидит пользователь нашего таймлайна. Здесь же мы можем выбрать, какой будет наш проект — видный всем (Public) или доступный только автору (Private). На следующей картинке (рис. 4) показаны все действия по созданию события.

Рис. 4


Кроме «событий» в TimeRime можно также фиксировать периоды. Они отображаются горизонтальными линиями внизу таймлайна (рис. 5). События и периоды могут соседствовать друг с другом. Надо только помнить, что в бесплатной версии количество событий на таймлайне не может превышать 100. Количество самих таймлайнов в одном аккаунте не ограничено.

Рис. 5


После того, как мы заполнили событиями и периодами шкалу, ее можно послать в виде ссылки по электронной почте, встроить в сайт или учебный блог.

Интересной особенностью здесь является возможность совместного редактирования таймлайна, что делает этот сервис вебдванольным. Перейдите на вкладку “Extra features” (Дополнительные возможности) (рис. 6).



Рис. 6
Таким образом, можно создавать таймлайны, их редактировать (одному или совместно) и представлять вовне (ссылкой или встраиванием во внешний источник).



Педагогические сценарии использования таймлайнов

Использование таймлайнов в образовательном процессе, как было сказано выше, наиболее оправданно. Приведем некоторые возможные варианты их использования применительно к практике учителя истории.




  1. Задание для домашней работы: из текста параграфа нанесите на таймлайн 5 наиболее значимых, на ваш взгляд, дат упоминаемых в параграфе (для этого необходимо выбрать параграф, в котором содержится 10 дат и более). Затем в классе происходит проверка материала: ученики сравнивают свои таймлайны и аргументируют свой выбор;

  2. Каждый ученик с начала учебного года заводит свой таймлайн, куда после каждого урока заносятся даты, изученные на уроке. Когда кол-во дат приближается к 100 (максимальное количество в бесплатной версии), учитель дает задание провести отбор дат, оставив не более 50 (30) самых важных. Через какое-то время задание повторяется. Таким образом, к концу года формируется 100 наиболее важных дат данного курса, которые даются не учителем в приказном порядке, а осознанно отбираются учениками самостоятельно. Формируется понимание относительности значимости события в рамках исторического процесса, исторического периода, исторической эпохи.

  3. Таймлайны можно использовать для сопоставления событий. В 6 классе в первом полугодии изучается история средних веков. За этот период обучения ученик наносит на линию времени 50 дат. Во втором полугодии изучается история России в этот же период (с древнейших времён до конца 16 века). И таймлайн дополняется 50 датами по истории России. Таким образом, события отечественной истории органически соотносятся с событиями мировой истории. Таким же образом, процесс может быть организован в 7 классе (I полугодие – всеобщая история XVI-XVIII веков, II полугодие – история России XVII-XVIII веков), 8 классе (I полугодие — всеобщая история XIX века, II полугодие – история России XIX века).

  4. Можно предложить учащимся с помощью таймлайнов выполнить традиционное задание: расставить события в хронологической последовательности. Здесь не важна точная дата, но важна правильная последовательность событий, а таймлайн также позволит расставить интервалы между событиями, что покажет учителю, насколько учащиеся усвоили взаимовлияние изученных процессов.

  5. Задание для групповой работы. Дан текст с пропусками дат. Более слабые учащиеся выполняют вставку пропущенных дат и наносят их на таймлайн, более сильные — корректируют их работу.

  6. Еще одно задание для группы учеников. Берется небольшой отрезок времени и каждый из учеников наносит на таймлайн события определенной тематики: политика, наука, литература, искусство, музыка. Такое задание позволяет преодолевать дискретный взгляд ученика на течение времени (литература — одно, история — другое, музыка — третье и они в сознании не пересекаются).

  7. На обобщающем уроке в конце учебного года можно предложить учащимся разбить накопленные за учебный год на таймлайне даты на периоды (с которыми они знакомились в течение года). Работу также можно сделать групповой: одни производят разбивку, другие их корректируют.

  8. Можно поступить противоположным образом: дать список дат и название периодов и предложить разместить их на таймлайне.

Какие же достоинства есть у таймлайнов по сравнению с традиционными форматами работы учителя истории?

Во-первых, доступность. Работа не потеряется, если ссылка на нее сохранена или таймлайн вставлен в блог. Таким образом, через несколько лет может получиться архив таймлайнов за разные годы и периоды истории.

Во-вторых, в тетради при составлении хронологических таблиц, ученик не может насыщать события графикой и аудио- и видеоконтентом. Веб-сервис позволяет это сделать.

В-третьих, такая работа может быть легко передана для просмотра другому ученику, показана учителем следующему классу и не в одном экземпляре, а на компьютере каждого ученика.

В-четвертых, фоново (а нецеленаправленно) формируются пользовательские навыки работы с Сетью. Интернету не нужно учиться, в нем надо работать.


P.S. Автор выражает благодарность Владимиру Земляницыну за консультативную помощь в написании статьи.

1 О понятии Веб 2.0, классификации сервисов и педагогических основах Веб 2.0-технологиий см. нашу статью «Образовательные возможности Веб 2.0. Веб 2.0-сервисы Интернета – новые формы коллективного педагогического взаимодействия» // сб. «Использование интернет-технологий в современном образовательном процессе. Часть II. Новые возможности в обучении» – СПб, РЦОКОиИТ, 2008. С. 63-80.


2 См. нашу статью «Сервисы социальных закладок (ССЗ). Педагогические сценарии использования ССЗ. Работа с BobrDobr.Ru» // сб. «Использование интернет-технологий в современном образовательном процессе. Часть II. Новые возможности в обучении» – СПб, РЦОКОиИТ, 2008. С. 80-90.


3 Применительно к иноязычности сервиса есть два необходимых замечания. Во-первых, сегодня Рунет переживает «детский возраст» — практически нет оригинальных разработок, в основном, все копируется с западных аналогов (яркий пример: всем известная социальная сеть ВКонтакте — клон западного аналога Facebook.; сервис социальных закладок BobrDobr.Ru — клон сервиса Delicious.). В большинстве случаев отечественные разработки функционально более ограничены и бедны, чем зарубежные аналоги. Для каких-то сервисов российских аналогов нет и вовсе (например, аналогичного Slideboom: хостинга презентаций (с сохранением анимации и интегрированного аудио) с возможностью организации тематических сообществ). Поэтому имеет смысл для полноценной работы использовать англоязычные сервисы. Во-вторых, если мы вводим в образовательный контекст интернет-инструментарий, то можем ожидать, что помимо частных предметных целей (например, использование какого-либо сайта при изучении истории), у учеников постепенно формируется и общая культура использования веб-сервисов. Ограничиваться здесь только русскоязычными сайтами — «купаться в озере, когда рядом океан». При том, что для успешного пользования англоязычными сайтами необходимо выучить 15-20 слов слов и понятий (напр. log in”, “tags”, “upload”, “register”, “groups”, “bookmarks и некоторые другие), которые всюду повторяются, это перестает быть проблемой для использования.



Смотрите также:
Использование таймлайнов в практике учителя истории Что такое таймлайны?
84.11kb.
1 стр.
Использование элективного курса Готовимся к егэ по информатике
42.49kb.
1 стр.
Для тех, кто изучает английский
87.7kb.
1 стр.
Выпускной вечер 2012 «Не повторяется такое никогда»
93.66kb.
1 стр.
Использование геоинформационной системы «Живая география» в практике работы учителя» Цифровая карта
190.5kb.
1 стр.
Что такое натюрморт? В чём особенности этого жанра изобразительного искусства? Знаете ли вы художника, который писал натюрморты?
78.82kb.
1 стр.
Что такое насвай кайф от куриного помета. Что такое насвай
50.63kb.
1 стр.
Что такое критическое мышление? В прошлом году наши коллеги из газеты «Библиотека в школе»
122.85kb.
1 стр.
Спор: о теории и практике спора
731.25kb.
3 стр.
Что такое вич/спид? Вич
43.09kb.
1 стр.
Что такое технология?
56.36kb.
1 стр.
Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учащихся
63.06kb.
1 стр.