Главная
страница 1
XXI ВЕК: ЯЗЫК ТОЛЕРАНТНОСТИ, А НЕ КОНФЛИКТНОСТИ

Интегрированный урок: русский язык и обществознание

Шелгунова Г.В., учитель русской словесности

Калинина О.Б., учитель истории и обществознания

гимназия № 171

Научный руководитель:

доцент РГПУ им. А.И.Герцена, к.п.н. Мишатина Н.Л.
«Если я чем-то на тебя не похож, я этим вовсе не оскорбляю тебя, а, напротив, одаряю».

Антуан де Сент-Экзюпери
Проблемы толерантного мышления и поведения не являются новыми в истории человечества, но в начале 21 века они становятся особенно актуальными в связи с множественными угрозами современного мира, который объективно становится единым. В условиях, когда расстояния сближаются, границы стираются, толерантность становится необходимым условием для жизни и развития современного общества.

Цель урока: Включение учащихся в поле проблем, связанных с понятием «толерантность», с целью формирования толерантного мировоззрения.

Задачи урока: уточнение терминологии и понятийного аппарата, связанных с понятием толерантности, расширение языковой картины мира через осознание концепта «толерантность», формирование позиции учащихся по отношению к проблемам толерантности.
Этап I. Формулировка и раскрытие ключевых идей и понятий по проблеме.
Работа с текстами:

Текст №1: отрывок из документа «Декларация принципов толерантности», принятая 16 ноября 1995 года на Генеральной конференции ЮНЕСКО.

Историческая справка. Словарная статья.
Вопрос: назвать основные принципы толерантности.

Толерантность - это категория, связанная с философией ненасилия. Главное - терпимость к различиям между людьми. Умение жить, не мешая другим. Способность иметь права и обязанности, не нарушая прав и свобод других людей.

Толерантность означает уважение, принятие многообразия культур нашего мира, способов проявления человеческой индивидуальности.

Вопрос: Какой эквивалент слова толерантность присутствует в тексте?

Эквивалент слова толерантность - терпимость.

Вопрос: Зачем русскому языку понадобилось это заимствованное слово толерантность? Какое еще слово, являющееся эквивалентом «толерантности» вы поставите рядом со словом терпимость?

Уважение, терпение…
Задание: «Портрет толерантности и интолерантности»

Подчеркнуть в предложенном списке слова бесспорно толерантные. Какие это слова?

Толерантные: веротерпимость, миролюбие, дружба народов, гуманизм, взаимопонимание, уважение прав других, великодушие, милосердие. Интолерантные: экстремизм, ксенофобия…

Вопрос: Что означают эти понятия?



Экстремизм - приверженность к крайним взглядам, преимущественно в политике.

Ксенофобия - нетерпимость ко всему чужому.

Расизм - теория о разделении человечества на высшие и низшие расы, полноценные и неполноценные.

Дискриминация - ограничение или лишение прав определенной категории граждан по признаку расовой или национальной принадлежности, по признакам пола, религии и политическим убеждениям.

Шовинизм - крайний национализм. Политика, состоящая в проповеди национальной исключительности, направленной на разжигание национальной вражды и ненависти.
Этап II. Формирование отношения ученика к проблеме толерантности на основе анализа аутентичных текстов, собственного опыта и переживаний, явлений реальной действительности.
Тексты №2 и №3: высказывания В. Тишкова и Д. Лихачева
Задание: Закончить предложение:

«Терпение и уважение к другой культуре выражается не в отсутствии к ней негативного отношения, а в стремлении _____________________________________________________

(ее познать, заимствовать из нее все полезное и ценное).

Задание: Работа с антонимом к слову толерантность - конфликтность.

В основе всех слов, обозначающих отклонения от толерантных норм межэтнических отношений, лежит понятие «конфликта, конфликтности». Один ученый определил «триаду враждебности» следующими чувствами: гнев, презрение, отвращение. Это портрет интолерантного человека.



Задание: составить портрет толерантного человека.

(доброта, уважение, приятие…).


Текст №4: С.В.Оболенская «Образ немца в русской народной культуре XVIII – XIX вв.»
Задание: Определить причины конфликтности, враждебности.

Логика разума отступает перед логикой инстинкта. Это связано со сложившимися этническими стереотипами, то есть стандартными представлениями, имеющимися у большинства людей о том или ином этносе, нации, национальности, которые необходимо преодолевать, чтобы жить в мире цивилизованном, принимающем толерантность.


Текст №5: поэтический текст «МЫ»
У нас чужая голова,

А убежденья сердца хрупки...

Мы - ______________ слова

И ________________поступки.

Н. Ф. Щербина, 1860 год.
Вопрос: Какие эпитеты пропущены в тексте? Объясните свой выбор. Какие лексические сигналы помогли вам это сделать? Не устарела ли, с вашей точки зрения, эта формула «мы»?

Европейские и азиатские. Контекстуальные антонимы: голова - сердце, слова- поступки.


Вопрос: Какое (какие) события с наступлением нового тысячелетия катастрофически изменило (и) мир и наше мироощущение?

Террористический налет 11.09-2001 на Всемирный торговый центр в Нью-Йорке. Теракты в лондонском метро, Мадриде и др. Беслан и др. Эти события дали начало новому делению мира. Мир - отвергающий толерантность, провозглашающий фанатизм, фундаментализм. Мир - цивилизованный, борющийся с терроризмом.



Задание: Какой из трех вариантов толерантного мышления и поведения оказывается органичным и почему?

1. Принять «другого», то есть быть с ним, как с собой.

2. Понять «другого» - рассудочно объяснить и оправдать ценностную уникальность «другого».

3. Жить просто рядом с «другим». Жить, не оправдывая другого, но и не отвергая его присутствия.


Этап III. Выражение учениками своей позиции по проблеме толерантности.
Задание: написать эссе на тему «Что должна включать, по вашему, толерантная модель поведения человека в гражданском обществе?»


Смотрите также:
Интегрированный урок: русский язык и обществознание Шелгунова Г. В., учитель русской словесности
47.28kb.
1 стр.
Куликова Лилия Геннадьевна, учитель русского языка и литературы Бразовская Анна 10 а литература
313.95kb.
1 стр.
Ушанёва Татьяна Владимировна учитель изобразительного искусства и технологии высшей категории мбоу сош №10 интегрированный урок
61.1kb.
1 стр.
Интегрированный урок-концерт в 9-м классе Карымова Валентина Алексеевна, учитель русского языка и литературы Статья отнесена к разделу
108.19kb.
1 стр.
Интегрированный урок географии и литературы в 11 классе Орловская Светлана Петровна, учитель географии
127.37kb.
1 стр.
Русский язык. 7 класс Учитель
350.45kb.
3 стр.
Интегрированный урок: литература, русский язык, биология, экология "Защити нас, Человек!"
96.83kb.
1 стр.
Урок изобразительное искусство и русский язык ( чтение ), 3 класс
89.79kb.
1 стр.
Как материал словесности, язык славяно русский имеет неоспоримое превосходство перед всеми европейскими
92.43kb.
1 стр.
Викторина по истории России может быть проведена и на школьной исторической неделе по российской государственности, и на мероприятиях, посвящённых русской словесности
209.97kb.
1 стр.
Интегрированный урок в 6 классе: английский язык+ музыкальное искусство по теме: «Образ матери»
64.33kb.
1 стр.
Интегрированный урок Тема: "Welcome to Australia".
22.05kb.
1 стр.