Главная
страница 1страница 2

Литература

Батлер О. Эдвардианское настроение. URL: http://antrakt.ng.ru/timeplace/2008-02-22/13_britain.html (дата обращения 10.10.11)

Бродель Ф. История и общественные науки. Историческая длительность// Философия и методология истории. – М.: БГК им. И.А. Бодуэна де Куртенэ, 2000, – С. 115-142. URL: http://abuss.narod.ru/Biblio/braudel.htm (дата обращения: 20.11.11).

Бурдье П. Структура, габитус, практика // Журнал социологии и социальной антропологии. 1998 – Том I, выпуск 2. URL: http://www.jourssa.ru/1998/2/4bourd.html (дата обращения 10.10.11).

Делез Ж. Гваттари Ф. Анти-Эдип: Капитализм и шизофрения. – Екатеринбург: У-Фактория, 2007. – С. 111

Кант И. Критика способности суждения. М.: Искусство – 1994.

Кант И. Критика чистого разума. СПб.: Тайм-аут, 1993. – С. – 124-126.

Ле Гофф Ж. В поддержку долгого средневековья// Ле Гофф Ж. Средневековый мир воображаемого. – М., 2001, – С. 31-38.

Ле Гофф Ж. Другое Средневековье: время, труд и культура Запада. – Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2002.

Ле Гофф Ж., Трюон Н. История тела в средние века. – М.: Текст, 2008

Мосс. М. Общества. Обмен. Личность: Труды по социальной антропологии. URL:http://sbiblio.com/biblio/archive/moss_obshestva/05.aspx (дата обращения: 12.12. 2011).

Пруст М. В поисках утраченного времени. Тома 1,2,3,4,6. М.: Крус, 1992-1993.

Элиас Н. О процессе цивилизации: Социогенетические и психогенетические исследования. М.; СПб, 2001.

Элиас Н. Придворное общество: Исследования по социологии короля и придворной аристократии, с Введением: социология и история. – М.: Языки славянской культуры, 2002.


BBC reality series “The Edwardian Country House”: the experience of living history in the space of television

Habitus and subjectivity: the experience of living history in reality series “The Edwardian Country House”

This article analyzes the reality television series “The Edwardian Country House” with regard to the “habitus and body techniques” problem. This allows us to raise a question about everyday life practice influence on the structure of subjectivity.



Key words: Television, history, habitus, body techniques, subjectivity



1 Усадьба Эдвардианской эпохи/ The Edwardian Country House 2002г. Участники: добровольцы, обычные англичане; место съемки: усадьба Мэндонстон, расположенная у границ Шотландии; задача: воспроизвести повседневный быт и отношения «верхов» и «низов» в эдвардианскую эпоху; длительность: три месяца.

Викторианская ферма – Рождество/ Victorian Farm – Сhristmas 2003г. Участники: группа историков и археологов, место съемки: поместье Эктон Скотт в английском графстве Шропшир; задача воссоздать традиции празднования Рождества, приготовление праздничного ужина и убранство дома; длительность: несколько недель.

Колониальный Дом/ Colonial House 2004.Участники: добровольцы, семь человек и три семьи, в основном американцы; место съемки: восточное побережье Америки; задача: жить по нормам и обычаям XVII века, а также построить самодостаточную колонию; длительность: четыре месяца.

Рождественский пир эпохи Тюдоров / A Tudor Feast at Christmas 2006 г. Участники: группа историков и археологов; место съемки: английская усадьба елизаветинского времени Хэддон Холл; задача: облачившись в одежду того времени, приготовить тюдоровский рождественский пир, используя продукты, рецепты и технологии той эпохи; длительность проекта: несколько дней.

Викторианская ферма/Victorian Farm 2009г. Участники: группа историков и археологов; место съемки: деревня Моруэл Хенки в английском графстве Дэвэн; задача: воссоздать быт, образ жизни и труд фермера викторианской эпохи, используя лишь инструменты и технику того времени, традиционные технологии, сорта растений и породы животных, длительность: год.

Эдвардианская ферма/ Edwardian Farm 2010г. Участники: группа историков и археологов, место съемки: поместье Эктон Скотт в английском графстве Шропшир; задача: воссоздать быт, образ жизни и труд фермера эпохи правления Эдуарда XVII, используя лишь старинные инструменты и технику из фамильной коллекции Эктонов, традиционные технологии, сорта растений и породы животных; длительность: год.

Фармацевтика Великобритании в Викторианскую эпоху / Викторианская аптека / Victorian Pharmacy 2010 г. Участники: группа историков и археологов; место съемки: городок Блистс Хилл графства Шропшир; задача: воссоздать аптечный быт XIX века, некоторые рецепты и представления о медицине в целом того времени.

Все эти проекты знакомы российскому зрителю благодаря каналу Viasat History.

2 К тому же не следует забывать о том, что корпорация BBC общественная, а не государственная, что, собственно, и позволяет снизить градус идеологической пропаганды. Кстати, любопытным и симптоматичным представляется тот факт, что Российское телевидение полностью исключает подобную практику анимирования истории. История для современного российского телевидения по-прежнему остается разменной монетой, существуя как для власти, так и для общества на уровне Вех, Празднеств и Памятных дат. Такую историю вершат сильные мира сего или Народ, повседневная жизнь человека малоинтересна. Прошлое, таким образом, принадлежит государству и не только по факту принадлежности телеканалов.

3 Бродель Ф. История и общественные науки. Историческая длительность// Философия и методология истории. – М.: БГК им. И.А. Бодуэна де Куртенэ, 2000, – С. 115-142. URL: http://abuss.narod.ru/Biblio/braudel.htm (дата обращения: 20.11.11).

4 К слову сказать, долгое время лишь в условном смысле хронологично, поскольку оно, в отличие от времени событий не является временем дат, и в этом отношении оно больше напоминает эон (длительность с размытыми границами). Как писал Бродель, «мир 1558 года, столь зловещий на часах французской истории, не родился на рубеже этого безрадостного года, как и, снова в масштабе французского времени, очередной тяжелый год для Франции не начался в новогоднюю ночь 1958 года. Любая «современность» включает в себя различные движения, различные ритмы: «сегодня» началось одновременно вчера, позавчера «некогда».» См.: Бродель Ф. История и общественные науки. Историческая длительность// Философия и методология истории. – М.: БГК им. И.А. Бодуэна де Куртенэ, 2000, – С. 115-142. URL: http://abuss.narod.ru/Biblio/braudel.htm (дата обращения: 20.11.11).

5 См.: Ле Гофф Ж. Другое Средневековье: время, труд и культура Запада. – Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2002. Ле Гофф Ж. В поддержку долгого средневековья// Ле Гофф Ж. Средневековый мир воображаемого. – М., 2001, – С. 31-38. Ле Гофф Ж., Трюон Н. История тела в средние века. – М.: Текст, 2008.

6 Мосс М. Общества. Обмен. Личность: Труды по социальной антропологии. URL:http://sbiblio.com/biblio/archive/moss_obshestva/05.aspx (дата обращения: 12.12.11).

7 «В течение многих лет у меня было такое представление о социальной природе habitus. Обращаю ваше внимание на то, что я говорю habitus на настоящей латыни, понятной во Франции. Слово это передает суть дела несравненно лучше, чем «привычка» (habitude), (exis), «навык» (acauis) и «способность» (faculte) в истолковании Аристотеля (который был психологом). Оно обозначает не те метафизические привычки и таинственную «память», о которых говорится в солидных томах или в небольших и знаменитых диссертациях. Эти «привычки» варьируют не просто в зависимости от индивидов и их подражательных действий, но главным образом в зависимости от различий в обществах, воспитании, престиже, обычаях и модах. Необходимо видеть техники и деятельность коллективного практического разума там, где обычно видят лишь душу и ее способности к повторению». См.: Мосс. М. Общества. Обмен. Личность: Труды по социальной антропологии. URL:http://sbiblio.com/biblio/archive/moss_obshestva/05.aspx (дата обращения: 12.12.11).

8 «Здесь уместно использование очень важного как для психологии, так и для социологии понятия сноровки. Но во французском языке мы располагаем лишь плохим термином habile* (умелый), мало соответствующим латинскому слову habilis, гораздо лучше подходящему для обозначения людей, которые обладают навыками, чувством адаптации своих хорошо скоординированных движений по отношению к целям, «знающие толк» в том или ином деле. Это английское понятие craft, clever (сноровка, наличие ума и навыка), это мастерство в чем-то. Здесь мы вновь с очевидностью оказываемся в области техники». См.: Мосс М. Общества. Обмен. Личность: Труды по социальной антропологии. URL:http://sbiblio.com/biblio/archive/moss_obshestva/05.aspx (дата обращения: 12.12.11).

9 Элиас Н. О процессе цивилизации: Социогенетические и психогенетические исследования. М.; СПб, 2001. Элиас Н. Придворное общество: Исследования по социологии короля и придворной аристократии, с Введением: социология и история. – М.: Языки славянской культуры, 2002.

10 «Являясь продуктом истории, габитус производит практики, как индивидуальные, так и коллективные, а следовательно – саму историю в соответствии со схемами, порожденными историей. Он обеспечивает активное присутствие прошлого опыта, который, существуя в каждом «организме» в форме схем восприятия, мышления и действия, более верным способом, чем все формальные правила и все явным образом сформулированные нормы, дает гарантию тождества и постоянства практик во времени (…) Габитус содержит в себе решение парадоксов объективного смысла без субъективного намерения: он есть основа всех тех последовательностей «приемов», которые организованы объективно как стратегии, не являясь продуктом настоящего стратегического намерения, а это предполагает, по меньшей мере, что эти «приемы» воспринимаются лишь как одна из многих возможных стратегий.» См. Бурдье П. Структура, габитус, практика // Журнал социологии и социальной антропологии. 1998 – Том I, выпуск 2. URL: http://www.jourssa.ru/1998/2/4bourd.html (дата обращения 10.10.11).

11 Зрелищный потенциал конфликтов габитусов давно уже распробован кинематографом – сюжеты, где герой попадает из современности в другие времена, или наоборот оказываются поводом для своеобразной комедии положений. Один из самых показательных примеров – фильмы режиссера Ж.-М. Пуаре «Пришельцы» (1993) и «Пришельцы-2: Коридоры времени (1998), в которых граф де Мон Мирай и его слуга Жак Уй (в исполнении Жана Рено и Кристиана Клавье) попадают из раннего средневековья в современность.

12 См.: Батлер О. Эдвардианское настроение. URL: http://antrakt.ng.ru/timeplace/2008-02-22/13_britain.html (дата обращения 10.10.11).

13 Например, служанка зарабатывала за год столько же, сколько стоил типичный эдвардианский обед на двадцать персон.

14 Поэтому не менее архетипическая эпоха Тюдоров в режиме реалити-шоу практически не была задействована. Единственная попытка – Рождественский пир эпохи Тюдоров, – всего лишь реконструирует практики приготовления и употребления праздничной пищи.

15 Участники проекта:

Семья: Джон Оллифф-Купер – бизнесмен, Анна Оллифф-Купер – врач травматолог, Джонатан, Гай – дети, Эврил Хендсон – сестра Анны, преподаватель.

Слуги: Хью Роберт Эдгар (дворецкий) – архитектор-консультант

Миссис Девис (экономка) – домохозяйка

Мисс Морисон (личная горничная хозяйки) – парикмахер, костюмер

Раджи Селикх (гувернер) – учитель истории и религии

Дени Дубьяр (повар) – шеф повар элитных французских ресторанов

Тристан Олдридж (кучер) – 19лет, профессиональный наездник

Чарли Клайд (1-й лакей) – 23 года, территориальный менеджер по продажам

Роб Дейли (2-й лакей) – 23 года, сотрудник лондонской подземки

Антония Досен (кухарка) – 30 лет, оператор связи в полицейском участке

Ребекка Смит (1-я горничная) – 26 лет, консультант в туристическом центре

Джессика Ролинсон (2-я горничная) – 23 года, бухгалтер в фирме

Кенни Скелтон (коридорный) – 18 лет, сотрудник службы здравоохранения, медбрат

Кейли Сквайр (посудомойка) – 18 лет.

16 Характерно, что все участники проекта получили каждый в соответствии со своей ролью книжечку со своеобразным кодексом поведения, где по пунктам описывалось, что они могут, чего не могут и что обязаны делать. Например, младший слуга обязан помнить, что никогда:

– находящиеся в доме леди и джентльмены не должны без необходимости слышать его голос;

– он не смеет начинать разговор с вышестоящими самостоятельно без специальной причины;

– не имеет права высказывать свое мнение хозяину или даже просто желать ему доброго утра и ночи (кроме вежливого ответа на приветствие последнего);

Но слуга обязан всегда:

– помнить, что интересы господской семьи для него стоят на первом месте;

– уступать дорогу хозяевам или вышестоящим слугам;

– стоять спокойно, не шевеля руками, когда с ним разговаривает леди, и внимательно смотреть на говорящую;

– когда убирает в комнатах, избегает попадаться на глаза хозяевам. Если же случайно горничная очутилась в их поле зрения, она обязана замереть и, отведя взгляд, ждать, пока хозяева пройдут. Этим она будет избавлена от неловкости объяснять свое присутствие. См.: Батлер О. Эдвардианское настроение. URL: http://antrakt.ng.ru/timeplace/2008-02-22/13_britain.html (дата обращения 10.10.11).

17 Эта усадьба собственно и была построена в эдвардианскую эпоху для развлечений, существовала в качестве загородного дома, была отреставрирована в конце ХХ века и сохранила при этом специфическую планировку, интерьеры и основные коммуникации того времени.

18 Похожее откровение снизошло и на одного участника проекта «Колониальный дом», желавшего через возвращение к корням понять, как европейцы додумались сочетать идею равенства и практику рабовладения. Будучи, как это называется, афроамериканцем, он, погрузившись в тяжелые будни американских колонистов, вдруг осознал, что и сам охотно завел бы рабов. Здесь его гуманистическая критика расовой дискриминации претерпела внезапный коллапс, и он покинул проект.

19 Распорядок обычного дня эдвардианской усадьбы:

6.00 Первой просыпается посудомойка, она должна разогреть кухонную плиту, вскипятить воду для чая, а также коридорный, который чистит обувь и выносит ночные горшки.

6.30 Просыпаются горничные. Они бегут на кухню готовить чай и утренние тосты для камеристки и экономки. Затем первая горничная убирает основные комнаты. Она расставляет вещи по местам, протирает пыль, полирует мебель, чистит щеткой ковры в комнате для утренних приемов в обеденной зале и в гостиной. Вторая горничная разжигает камины в доме. Посудомойка вместе с кухаркой накрывает стол для завтрака прислуги.

7.00 Повар начинает готовить завтрак для господ.

8.15 Слуги завтракают в своей столовой, расположенной в цокольном этаже здания. Кухарка дает им овсяную кашу, чай и хлеб с маслом. Сразу после завтрака камеристка спешит в спальню своей хозяйки – наполнять для нее ванну, помогать одеться и причесаться. Первая горничная тоже бежит наверх – обслуживать другую госпожу, хозяйкину сестру. Хозяина будит дворецкий. Лакеи накрывают стол в столовой для семейного завтрака.

9.15 Утренняя совместная молитва в холле, после которой семья отправляется есть завтрак, приготовленный французским поваром: фрукты, яйца, колбаски, возможно, пара копченых рыбин или рис с рыбой и яйцами, а возможно – телячьи почки. За столом прислуживают дворецкий и один из лакеев в полном ливрейном облачении. Второй лакей подает завтрак наверху – молодому наследнику и его гувернеру.

10.00 Повар уже приступил к приготовлению второго завтрака для господской семьи. Экономка печет хлеб, а затем идет в комнату для утренних приемов обсудить с леди дневные рутинные дела. В это же время в господской приемной проходит ежедневная обязательная встреча дворецкого с главой семьи.

10.30 Все слуги приступили к своей ежедневной работе – камеристка подшивает платье для леди, одна горничная девушка убирает в спальных комнатах, другая собирает вещи для стирки, один лакей находится на посту у парадных дверей, впуская гостей, другой лакей полирует столовое серебро в буфетной.

Экономка организует поставку продуктов. Посудомойка моет сковородки с кастрюлями, еле поспевая за поваром, который готовит второй завтрак и уже планирует обед. Кухарка занята приготовлением обеда для слуг.

11.00 Утренний чай для прислуги, во время которого дворецкий и экономка дают поручения слугам. Лакеи направляются накрывать стол для господского второго завтрака.

12.00 Слуги обедают.

13.00 Сервирован второй завтрак для господ, состоящего из трех блюд.

14.00 Кухарка и посудомойка моют посуду и убирают кухню и буфетную заново. Горничная проверяет работу каминов, камеристка в который раз идет в комнату леди, чтобы облачить ее в платье для чая. Хозяйкина сестра и сын отправляются на верховую прогулку, поэтому вторая горничная и лакей должны помочь им собраться. Конюх седлает лошадей.

15.00 Пока экономка печет бисквиты для господского чаепития, низший обслуживающий персонал имеет право на личные два часа, при условии, что все задачи ими выполнены, что случается не часто.

17.00 Господское чаепитие в гостиной комнате, как правило – с гостями.

18.00 Легкий ужин слуг, после которого напряженный рабочий вечер, кульминация которого – хозяйский обед.

19.00 Первый лакей ударяет в гонг, оповещая хозяев и их гостей, что пора начинать наряжаться для обеда.

20.00 Обед, состоящий из пяти смен блюд, за которым прислуживают лакеи и дворецкий. Пока господа находятся в обеденной зале, горничная быстро приводит в порядок комнаты, где они переодевались перед обедом. Она развешивает платья, задергивает шторы, выкладывает ночное белье.

21.00 Лакеи расчищают стол после обеда, горничные занимаются фаянсовой посудой. Затем лакеи убирают хрусталь, серебро и ножи. Мужская и женская работа ни в коем случае не должны смешиваться. Камеристка и первая горничная будут ждать, когда отправятся спать все леди в доме. После звонка в колокольчик они обязаны помочь хозяйке и ее сестре подготовиться ко сну.

22.30 Дворецкий гасит все светильники, закрывает ставни и задвижки и запирает наружные двери.

См.: Батлер О. Эдвардианское настроение. URL: http://antrakt.ng.ru/timeplace/2008-02-22/13_britain.html (дата обращения 10.10.11).

20 В одной из последних серий леди Купер говорит открытым текстом, что, продлись такая жизнь подольше, ее муж, наверняка, завел бы себе любовницу, она сама от одиночества сдружилась бы со своей камеристкой, а ее мальчики выросли бы в очень странных молодых людей.

21 В этом отношении интересно, что Эврил (сестра хозяйки), старший сын Куперов и гувернер в тщетной попытке вырваться из тяготящего их вакуума, пытаются завязать разговор по душам с нижестоящими. Однако для таких разговоров нет ни времени, ни соответствующих речевых форм, а потому все они оборачиваются неловкостью и срывом коммуникации.

22 Как известно, Кант видел в способности суждения (и суждения вообще, и суждения вкуса в частности), «особый талант, который требует упражнения, но которому научиться нельзя». Суть этого таланта в умении подводить частности под общие правила, а сам он является основным элементом «острого ума». Вкус есть не что иное как «чувство совершенства», в то время как суждение вкуса предполагает способность убедительным образом различать прекрасное и то, что таковым не является. Таким образом, у Канта вполне очевидно читается указание на элитарный характер суждения вкуса – и потому, что это талант, и потому, что оно обладает специфической властью утверждать нечто в качестве образца или идеала, и потому, что она позволяет виртуозно перекинуть мостик между познающим и практическим разумом. См.: Кант И. Критика чистого разума. СПб.: Тайм-аут, 1993. – С. – 124-126. Кант И. Критика способности суждения. М.: Искусство – 1994.

23 И в смысле описанных Моссом престижных трат в духе потлача, и в смысле батаевской танатографии эроса.

24 Подробно об этом писал Элиас. См.: Элиас Н. Придворное общество: Исследования по социологии короля и придворной аристократии, с Введением: социология и история. – М.: Языки славянской культуры, 2002.

25 Под субъективностью такого типа понимается не какой-либо отдельный персонаж романа М. Пруста «В поисках утраченного времени», но и не сам автор романа. Скорее – это собирательные возможности Марселя Пруста, его героя Марселя, Свана, Сен Лу и даже Шарлю, некая возможность долгих мечтаний, бесконечных разговоров и мучительно неторопливого письма.

26 В повседневном пространстве «эдвардианской усадьбы» отсутствуют некоторые моменты, конститутивные для эдипова субъекта в логике психоанализа. Во-первых, семейная структура здесь далеко не триангулярна, имея в виду постоянную включенность прислуги разного уровня в жизнь членов семьи. Во-вторых, отсутствует топос родительской спальни, а специфическое сочетание изолированности и проницаемости даже приватных зон исключает атмосферу «маленького постыдного секрета» – вместе с замочными скважинами исчезают и «грязные семейные тайны». В-третьих, принятая структура воспитания со всеми этими кормилицами и гувернерами такова, что первичная эротическая привязанность к материнскому телу просто не успевает здесь сложиться (нет того момента, когда ребенок выдворяется из родительской спальни или отрывается от материнской груди), а потому мать сразу воспринимается как трансцендентное существо, что-то вроде Приснодевы, и соперничество с отцом (также исходным образом отчасти трансцендентным) за «обладание» ее телом вряд ли в этих условиях может развернуться в основной сценарий внутренней жизни.

27 Делез Ж. Гваттари Ф. Анти-Эдип: Капитализм и шизофрения. – Екатеринбург: У-Фактория, 2007. – С. 111




<< предыдущая страница  
Смотрите также:
Габитус и субъективность: опыт живой истории в телепроекте «Усадьба эдвардианской эпохи»
465.35kb.
2 стр.
Самый насыщенный
27.05kb.
1 стр.
Усадьбы псковщины
37.01kb.
1 стр.
Усадьба Вороново
385.23kb.
3 стр.
Музеи Музей-усадьба
422.91kb.
1 стр.
Надо критически изучать и опыт Фребеля, и опыт Монтессори…
325.41kb.
1 стр.
Урок разработан учителем истории Ивановой А. В. 2008 г
54.38kb.
1 стр.
Программа развития школьного краеведческого музея «Усадьба Смоленское» на 2013-2017 годы
256.69kb.
1 стр.
Габитус, хабитус (от лат habitus внешность, наружность), внеш облик организма, совокупность признаков, характеризующая общий тип телосложения. Газообмен
238.62kb.
1 стр.
Исследование исторической ценности усадьбы. Исследование архитектурной ценности усадьбы. Исследование воспитательной ценности усадьбы
94.11kb.
1 стр.
Город Японии Нара
170.2kb.
1 стр.
Аспекты взаимовлияния искусства и истории Семенова Анастасия Николаевна
39.23kb.
1 стр.