Главная
страница 1
Название, форма учебной работы (проектная, классно-урочная, факультативная и т.д.): урок литературного чтения, тема: «Э. Успенский. «Школа клоунов» Б. Заходер «Перемена», тип урока – урок изучения нового материала, структура - комбинированная
Краткая аннотация:

ЦЕЛИ:

Дидактические цели: формировать технику чтения и приемы понимания текста; развивать интерес к самому процессу чтения, потребность читать; обогащать словарный запас учащихся;

Развивающие цели: развивать устную и письменную речь; вводить детей через литературу в мир человеческих отношений;

Воспитательные цели: - воспитывать личность со свободным, независимым мышлением.


Уровень образования школьников: УМК «Школа 2100», 3 класс,

Полное описание разработки:

Урок литературного чтения дан в 3-е классе. Условно класс можно разделить на три группы по уровню развития устной и письменной речи. Сильная группа - 6 человек, группа со средним уровнем - 11 человек и группа с низким уровнем развития - 5 человек.

Третий год мы работаем по программе «Школа-2100», используя в своей работе учебники серии «Свободный ум».

Тема урока «Э.Успенский «Школа клоунов» (заключительный урок). Б.Заходер «Перемена».

На изучение этого произведения отводится один час. Это шестой урок в разделе «Уроки и перемены».

Учитывая цели, тип и структуру урока, я применила технологию формирования типа правильной читательской деятельности. Для реализации технологии использовала частично-поисковый метод и формы работы:

индивидуальную, работу в парах и фронтальную.

Цели урока достигались, согласно технологии, на всех этапах урока: при проверке домашнего задания, до чтения текста, во время чтения текста и после чтения текста. Были охвачены все виды речевой деятельности:

говорение, слушание, письмо. В соответствие с методическими рекомендациями авторов программы, учащиеся самостоятельно нашли нужную интонацию и выразили свое отношение к прочитанному. Дидактическая цель коснулась всех направлений:

- отработки техники чтения,

- формирования приемов понимания прочитанного,

- эстетических переживаний,

- речевого развития, которое проводилось на протяжении всего урока. Через урок были решены следующие требования программы:

- формирование техники чтения, работа над пониманием текста,

- развитие устной речи, творческих способностей,

- знакомство с миром человеческих отношений. Оценки были прокомментированы и выставлены в соответствие с инструкцией. Домашнее задание носило творческий, закрепляющий характер.

Я считаю, что цели урока мною выполнены, учащимися реализованы на уроке.
ТЕМА. Э.Успенский. «Школа клоунов (заключительный урок).

Б.Заходер. «Перемена».

ЦЕЛИ:

Дидактические цели: формировать технику чтения и приемы понимания текста; развивать интерес к самому процессу чтения, потребность читать; обогащать словарный запас учащихся;

Развивающие цели: развивать устную и письменную речь; вводить детей через литературу в мир человеческих отношений;

Воспитательные цели: - воспитывать личность со свободным, независимым мышлением.



ОБОРУДОВАНИЕ. На доске детские иллюстрации к повести Э.Успенского «Школа клоунов», портрет Б.Заходера и запись даты его рождения, уголок «Словарь синонимов». Видеозапись «Что бы я изменил в нашей школе» (с участием учащихся класса), телевизор, книги Б.Заходера (стихотворения и его повести-переводы). У учащихся на партах рабочая тетрадь, учебник «В одном счастливом детстве», дневник, ручка, карандаш.

ХОД УРОКА


ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.

1. Общая готовность рабочих мест.

2. Настрой на урок. ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ. Ответы на вопросы учебника стр.127.

1. Что необычного было в «Школе клоунов»?

2. Перечисли героев отрывка из повести. Чем запомнились вам учащиеся этой школы?

3. Какие советы дает Э.Успенский читателям своей книги?

- Эдуард Успенский рассказал о школе, в которой всем комфортно. А сейчас мы посмотрим фрагмент репортажа, подготовленный ученицей нашего класса Джус Яной, и узнаем, о чем мечтают ученики нашего класса. (Видеозапись. Рассказы детей. Они отвечают на вопрос: «Что бы ты хотел изменить в нашей школе?»)

-Подведем итог. Что бы вы посоветовали ученикам сделать для того, чтобы их школа стала Школой радости и для детей, и для педагогов? СОЗДАНИЕ ПРОБЛЕМНОЙ СИТУАЦИИ. ПОДГОТОВКА К ЕЕ РЕШЕНИЮ.

-Продолжаем работать с книгой. Читаем диалог Насти и ее папы (с. 127). (Дети читают по ролям).

-Ребята, у нас появились слова, которые часто относятся к школьникам и встречаются в школьной жизни.


ДВОЕЧНИКИ ЛЕНТЯИ ОЗОРНИКИ


Из немецкого языка пришло к нам слово «лодыри». Его синоним в русском языке - «бездельник». (Слова записаны в «Словаре синонимов» на доске.). А словом «балбес» в старой русской гимназии называли того, кто плохо выучил урок и заикался при чтении. Его называли «балбус» по-латыни. А по-русски - «балбес», «лентяй», «невежда». К сожалению, эти слова прижились в русском языке.

Я бы очень хотела, чтобы эти слова не находили адресата в нашем классе. (Складываю слова в конверт.)

- Но уж если эти слова появились у нас на уроке, значит, это неспроста. Какие у вас будут предположения? (Дети высказывают свои предположения, выходя на тему урока.)

-Кто же герои сегодняшнего произведения? О них нам расскажет на уроке Борис Заходер в своем стихотворении «Перемена».



СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ УРОКА. А какова цель урока? (Высказывания детей. Вывод учителя.)

- Мы будем работать над формированием типа правильной читательской деятельности. Будем учиться видеть между строк то, что хотел сказать автор.

- Опираясь на иллюстрацию и заголовок, давайте предположим, о чем будет это произведение? (Дети высказывают свои предположения.)

- Можно ли адресовать все слова из нашего конверта герою стихотворения? (Нет, мы не знаем, какой это мальчик.)

- Что обозначает слово «перемена»?

- Давайте прочитаем стихотворение «Ответ первоклассницы» и узнаем, что она любит в школе больше всего. (Дети читают вполголоса, затем друг другу, потом в темпе скороговорки. Один ученик читает выразительно.)

- Почему школьники так любят переменки? Давайте проведем веселую перемену. (Физкультминутка под стихотворение Ю.Мориц «Попрыгать-поиграть»)

- Кто же герои стихотворения Б.Заходера «Перемена»? Правы ли мы в своих

предположения? Об этом мы узнаем, когда прочитаем стихотворение.

ЧТЕНИЕ СТИХОТВОРЕНИЯ ПРО СЕБЯ.

(Быстро читающие дети получают дополнительное задание: подготовить вопросы по содержанию.) Дети отвечают на их вопросы.

Вопросы после чтения.

- О чем стихотворение?

- Б.Заходер любит играть в слова. Какой смысл вложил он в слово «перемена» в "заголовке? В тексте?

- С кем происходит перемена?

- Сумели мы определить тему текста?

- Что интересного в построении стихотворения? (Это рассказ в стихах. Он не разделен на

строфы, но в нем соблюдается рифма.)

ЧТЕНИЕ ПО ФРАГМЕНТАМ. РАБОТА С ТЕКСТОМ ВО ВРЕМЯ ЧТЕНИЯ.



«Перемена! Перемена!»-

Заливается звонок.

С каким настроением читаем эти строки? (С веселым.)

- Представьте себе, что сейчас откроются двери классов, и оттуда появятся ученики. Какие

они? Читаем дальше.



Первым Вова непременно

Вылетает за порог.

Вылетает за порог-


Семерых сбивает с ног.

-Кого мы видим?

-Каким предстал пред вами Вова?

-Его поведение - это случайность?



-Как Заходер об этом говорит?

Неужели это Вова,

Продремавший весь урок?

Неужели этот Вова

Пять минут назад пи слова

У доски сказать не мог?

Если он, то непременно

Спим бо-о-олышш перемена!

-Какие предложения по интонации читали?

-Каким тоном их следует читать?

-Отчего такое удивление?

-Что имел в виду автор, говоря «продремавший весь урок»?

-Кто мог наблюдать за Вовой, а потом удивиться его поведению?

-Что значит «несомненно»? (Ответ в «Словаре синонимов» на доске.)

-На каком слове сделать логическое ударение? (...несомненно...)

-В чем заключается большая перемена? Читаем дальше.

Не угони шьем за Вовой!

Он гляди какой бедовый!

-Как следует читать эти предложения? (С восхищением, с восторгом.)

-Какое слово было непонятным? (бедовый) Попробуем подобрать однокоренные слова. В «Толковом словаре» Ожегова «бедовый»- шустрый, смелый.

-Что подходит больше к Вове? Прочитаем дальше.



Он за пять минут успел

Переделать кучу дел:

On подставил три подножки

(Ваське, Кольке и Сережке),

Прокатился кувырком,

На перила сел верхом.

Лихо шлепнулся с перил,

Подзатыльник получил,

Сходу дал кому-то сдачи,

Попросил списать задачи'

Словом, Сделал все, что мог.

-В каком значении использовано слово «бедовый»?

-В каком темпе читать строки? Почему? Объясните фразу «лихо шлепнулся с перил».

-Доволен ли собой Вова? Докажите словами текста.



Ну а тут - опять звонок...

-Что обозначает тире, многоточие?

-Как прореагировал Вова? Читаем дальше.

Вова в класс плетется снова,

Бедный! Нет лица на нем.

Ничего! Вздыхает Вова,

-На уроке отдохнем.

- Подберите синоним к слову «плетется».

- Как понять фразеологический оборот «Нет лица на нем»?

- Как прочитать строки?

- Какое решение находит Вова?

-Так зачем Вова ходит в школу?



РАБОТА В ТЕТРАДИ.

- Какие значения есть у слова «перемена».

Читаем значения слова в «Толковом словаре» Ожегова.

ЧТЕНИЕ СТИХОТВОРЕНИЯ ВСЛУХ. Читают несколько человек.

РАБОТА СО СТИХОТВОРЕНИЕМ ПОСЛЕ ЧТЕНИЯ.

1. Как автор относится к герою?

2. Мог ли автор встретить Вову или он его выдумал?

3. Для кого написано произведение?



Дополнительные сведения об авторе: Борис Заходер не только дарил детям свои стихотворения, но и занимался переводом на русский язык с английского. Благодаря ему, мы можем прочитать сказки «Винни-Пух и все... все... все...», «Мери Поппинс», «Питер Пен». ИТОГ УРОКА. Я бы очень хотела, чтоб мы не употребляли в нашем классе слова: двоечник, лодырь, лентяй. Пусть их заменят антонимы: отличник, хорошист, активный, прилежный, любознательный. Давайте запечатаем эти слова в конверт и пусть этот конверт не находит у нас своего адресата.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ. Выучить стихотворение наизусть.


Смотрите также:
«Э. Успенский. «Школа клоунов» Б. Заходер «Перемена», тип урока урок изучения нового материала, структура комбинированная
69.62kb.
1 стр.
Предмет урока в V классе: интеграция истории, литературы. Тема урока: «В театре Диониса» Тип урока: урок изучения нового материала Форма работы: фронтальная, индивидуальная
111.15kb.
1 стр.
Урок изучения нового материала Тема урока «Определение пола. Наследование признаков, сцепленных с полом» Тип урока: комбинированный урок
41.3kb.
1 стр.
Форма урока: урок-лекция с использованием икт тип урока: Урок изучения нового в форме лекции Тема урока : достопримечательности Великобритании Оснащение: персональный компьютер
64.49kb.
1 стр.
Тип: объяснения нового материала
95.81kb.
1 стр.
Урок по теме "Древний Египет" в 5 классе.
88.73kb.
1 стр.
«Понятие наводнения и его поражающие факторы»
72.73kb.
1 стр.
Тема урока: Тема моря в русской музыке. Тип урока : изучение нового материала. Вид урока: урок прогулка. Жанр урока: тематический
52.36kb.
1 стр.
Урок географии в 8 классе в разделе «Природные зоны России»
51.45kb.
1 стр.
Урок изучения нового материала и первичного закрепления Оборудование и демонстрации
66.45kb.
1 стр.
Программа: «Школа России» Тип урока: изучение нового материала. Вид урока : урок. Тема урока: «Красная книга» 2008-2009 г г. Тема урока: «Красная книга»
89.64kb.
1 стр.
Разработка урока по теме «Биосинтез белка» с использованием компьютерных моделей Тип урока: урок изучения нового материала
59.37kb.
1 стр.