Главная
страница 1страница 2 ... страница 12страница 13
Учебно-методическое пособие по курсу «Введение в языкознание»
Составители: Ерофеева И.В., Копосов Д.Р. (Ерофеева И.В. - разделы «Фонетика», «Лексикология», «Словообразование»; Копосов Д.Р. - параграфы «Фонология», «Фразеология», раздел «Грамматика»).
Учебно-методическое пособие предназначено для студентов младших курсов филологических специальностей университетов и пединститутов. Пособие обсуждено и рекомендовано к печати на заседании кафедры истории русского языка и общего языкознания филологического факультета Казанского государственного университета.
Оглавление
Часть первая. Фонетика 2
§ 1. Классификация звуков речи 2

§ 2. Фонетическая транскрипция 11

§ 3. Фонетические процессы 14

§ 4. Чередование звуков 18

§ 5. Фонология 20

§ 6. Фонематический анализ 22

§ 7. Фонетическое членение речи 26
Часть вторая. Лексикология и семасиология 29
§ 1. Исторические изменения словарного состава языка 29

§ 2. Слово и значение. Многозначность слова 38

§ 3. Омонимия 44

§ 4. Синонимия и антонимия 52

§ 5. Этимология 62

§ 6. Фразеология 65


Часть третья. Словообразование 71
§ 1. Основные понятия словообразования 71

§ 2. Процессы изменения морфологической структуры слова 78


Часть четвертая. Грамматика. Морфология и синтаксис 80
§ 1. Состав слова. Понятие морфемы 80

§ 2. Грамматические средства и грамматические значения 87

§ 3. Парадигма. Грамматическая категория 91

§ 4. Части речи 96

§ 5. Синтаксис 102
Литература 108

Условные сокращения 109

Часть первая

Фонетика




§ 1. Классификация звуков речи

Во всех языках мира существует два типа звуков – гласные и согласные. Совокупность гласных называется вокализмом, совокупность согласных – консонантизмом.



Согласные – это звуки речи, которые в соседстве с гласными не могут быть слогообразующими, характеризуются неравномерной напряженностью органов речи, большей степенью затвора, наличием шума, наличием преграды на пути воздушной струи. Согласные классифицируются по следующим признакам:

1. По составу (по соотношению голоса и шума) согласные делятся на:

а) шумные – [б], [д], [ж] и др.,

б) сонорные – [н], [м], [л] и др.

2. По участию голоса шумные делятся на:

а) звонкие - [б], [в], [г] и др.,

б) глухие - [п], [ф], [к] и др.

3. По способу образования (по характеру преграды на пути воздушной струи) согласные делятся на:

а) Смычные. При их образовании органы речи смыкаются, образуя преграду на пути воздушной струи. Среди смычных выделяются:

- взрывные, у которых смычка заканчивается взрывом - [б], [п] и др.,

- аффрикаты, у которых смычка без взрыва переходит в щель - [ч], [ц], англ. [dʒ], [t∫] и др.

б) Щелевые. При их образовании органы речи сближаются, образуя щель, через которую с трением проходит воздушная струя - [в], [ф], [ж], [ш], англ. [ð], [θ] и др. Щелевые делятся по количеству преград, форме и расположению щели.

По количеству преград:


  • однофокусные - [з], [с], [в], [ф], англ. [ð], [θ] и др.,

  • двухфокусные - [ж], [ш] и др.

По форме щели:

  • круглощелевые - [з], [с] и др.,

  • плоскощелевые - [в], [ф], [х], [j], англ. [ð], [θ] и др.

По расположению щели:

  • серединные - [з], [с], [в], [ф] и др.,

  • боковые - [л].

в) Смычно-проходные. При их образовании одни органы речи образуют смычку, а другие - проход для воздушной струи. К ним относятся носовые, при образовании которых часть воздушной струи проходит через полость носа, например [н], [м], англ. [ŋ]; боковые, при образовании которых проход возникает по бокам языка – [л].

г) Дрожащие. При их образовании смычка периодически размыкается до свободного прохода и опять смыкается. Речевой орган колеблется в струе проходящего воздуха - [р], франц. [r].

4. По месту образования (по активному действующему органу) согласные делятся на:

а) Губные, среди которых выделяются:



  • губно-губные, при образовании которых преграда создается сближением нижней и верхней губы - [б], [п], [м], англ. [w],

  • губно-зубные, при образовании которых преграда создается сближением нижней губы с верхними зубами - [в], [ф] и др.

б) Язычные, среди которых выделяются:

  • переднеязычные, которые в зависимости от положения кончика языка делятся на дорсальные (например, [д], [т], [с], [н]), апикальные (например, англ. [d], [t]), какуминальные (например [ж], [ш]);

  • среднеязычные - [j], нем. ich-Laut [ç];

  • заднеязычные - [г], [к], [х], англ. [ŋ];

в) Заязычные, среди которых выделяются:

  • увулярные,

  • фарингальные,

  • гортанные.

5. По дополнительной артикуляции согласные могут быть:

  • палатализованными - [п’], [р’], [с’],

  • веляризованными,

  • назализованными,

  • лабиализованными.


Гласные – это звуки речи, которые всегда образуют вершину слога, характеризуются равномерной напряженностью органов речи, меньшей степенью затвора, отсутствием преграды на пути воздушной струи, состоят главным образом из тона. Основанием классификации гласных служат ряд и подъем языка, работа губ, участие небной занавески, долгота.

Классификация гласных осуществляется по следующим признакам:



  1. По ряду:

- передний - [и], [э] и др.;

- средний - [ы] и др.;

- задний - [у], [о] и др.

2. По подъему:

- верхний - [и], [ы], [у], нем. [ü] и др.;

- средний - [э], [о], [/\], нем. [ö] и др.;

- нижний - [а] и др.

3. По участию губ:

- лабиализованные - [у], [о], нем. [ü], [ö];

- нелабиализованные - [а], [и], [ы] и др.

4. По долготе:

- долгие - англ. [i:] (seat [si:t]);

- краткие - англ. [ı] (sit [sıt]).

5. По участию небной занавески:

- чистые – русск. [о], [а], [и] и др.;

- носовые – польск. [ą], [ę] и др.

Гласные делятся на монофтонги и дифтонги. Дифтонги – это гласные со сложной артикуляцией, сочетание двух звуков, произносимых слитно и обязательно в один слог. Выделяются истинные и ложные дифтонги. У истинных дифтонгов оба звука равноценны, у ложных – неравноценны (например, английские дифтонги). Ложные дифтонги делятся на нисходящие, если слоговым является первый элемент, и восходящие, если слоговым является второй элемент, а первый – неслоговым.


следующая страница >>
Смотрите также:
Методическое пособие по курсу «Введение в языкознание»
1793.71kb.
13 стр.
Методическое пособие по выполнению курсовых работ по курсу
153.17kb.
1 стр.
Учебное пособие по курсу «Введение в международную журналистику»
883kb.
3 стр.
Методическое пособие по курсу «Язык разметки xml. Часть 1» Методическое пособие для студентов специальности «Компьютерные системы и сети»
682.79kb.
3 стр.
Методическое пособие санкт-Петербург 2007 удк [004. 891 + 002. 53: 004. 89] (075. 8)
513.87kb.
8 стр.
Методическое пособие по курсу персональная электроника жидкокристаллические мониторы Для студентов специальности 200800
254.83kb.
1 стр.
Методическое пособие по дисциплине «Статистика» для специальности «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям): Методическое пособие /Под редакцией В. Ю. Ершовой
1269.9kb.
12 стр.
Методические рекомендации введение предлагаемое методическое пособие разработано кафедрой «Физической культуры»
503.48kb.
3 стр.
Учебно-методическое пособие для практических занятий по курсу «Геология четвертичных отложений»
423.9kb.
3 стр.
Учебно-методическое пособие Ижевск 2012 резьбовые соединения учебно-методическое пособие Ижевск 2012 (075)
420.54kb.
3 стр.
Методическое пособие по курсу «Язык разметки xml. Часть 1» Методическое пособие для студентов специальности «Компьютерные системы и сети»
685.63kb.
3 стр.
Методическое пособие для студентов высших и средних сельскохозяйственных заведений
1135.14kb.
6 стр.