Главная
страница 1
ИННОВАЦИОННЫЕ АСПЕКТЫ ПОДГОТОВКИ

ЖУРНАЛИСТОВ-МЕЖДУНАРОДНИКОВ

Залесский, Б.Л. Инновационные аспекты подготовки журналистов-международников / Б.Л.Залесский, Т.Н.Дасаева // Народная асвета. – 2011. – № 12. – С. 6–9.



__________________________________________________________________

Разработка инновационных подходов к образовательному процессу в сфере масс-медиа сегодня приобретает особую значимость и актуальность в силу того, что «трансфармацыя i канвергенцыя СМI, абумоуленыя глабалiзацыяй, iнтэграцыяй i укараненнем сучасных тэхналогiй, адбiваюцца на прафесii журналiста i развiццi журналiсцкай адукацыi. Узнiкла неабходнасць фармiравання iнавацыйнай культуры моладзi у працэсе яе навучання на факультэце журналiстыкi»[2, c.138]. Очень многое в решении этой проблемы будет зависеть от журналистской науки, которой еще предстоит сыграть свою «чрезвычайно важную роль в формировании современных представлений о целях и задачах национальных средств массовой информации, о специфике творческого процесса и эффективном использовании креативных ресурсов общества»[26,c.80]. Тем более, что инновационная деятельность, под которой понимаются «все научные, технологические, организационные, финансовые и коммерческие действия, реально приводящие к осуществлению инноваций или задуманные с этой целью»[20, c.23], является частью научно-исследовательской работы и непосредственно связана с деятельностью новатора, под которым в данном случае понимается преподаватель высшей школы.

В современных условиях глобально-технократической и информационно-инновационной эпохи именно преподаватель высшей школы является ключевой фигурой, от профессионализма которого зависит не только качество получаемого студентами образования, но и, в конечном итоге, общий уровень высшего образования в стране. Поэтому он должен обладать целым набором профессиональных качеств, из которых к числу наиболее востребованных сегодня относятся:

1) глубокая компетентность в своей области, которая представляет собой «обладание соответствующими знаниями и способностями, позволяющими обоснованно судить об этой области и эффективно действовать в ней»[11];

2) способность к диалогу, так как «диалогическая форма учебной работы – единственно возможная при трансформации социального опыта в опыт личный»[10];

3) ориентация на инновации – «систему новых знаний, полученных в результате преимущественно творческой деятельности»[5].

Целый ряд важных проблем преобразования высшей школы и расширения ее функций, совершенствования учебного процесса, расширения участия вузов в решении экономических, технических, социальных и культурных проблем общества, а также обеспечения роста престижности труда преподавателей обозначила принятая еще в 1998 году “Концепция развития высшего образования в Республике Беларусь”[8]. Сегодня эти направления становятся особенно актуальными в силу намеченного на 2011-2015 годы курса инновационного развития белорусского государства, ориентированного на «повышение уровня и качества жизни населения и создание условий для развития человеческого потенциала на основе повышения эффективности функционирования систем здравоохранения, образования, культуры и других видов деятельности, относящихся к сфере услуг»[19].

Нынешний переход в инновационное состояние продиктован современной логикой развития Республики Беларусь, когда магистральным путем движения национальной экономики и общества вперед становятся новые знания и технологии, когда «за следующие пять лет предусматривается обновить содержание и повысить качество образования»[18]. При этом планируется наделить университеты функциями центров научно-исследовательской деятельности, а также создать под их эгидой целый ряд субъектов инновационной структуры.

Инновационное развитие экономики и общества возможно лишь в том случае, если на ментальном общественном уровне будет существовать адекватное современному этапу научно-технического и социально-культурного прогресса восприятие новых идей, технических и социальных систем, готовность к их практической реализации в различных сферах человеческой деятельности, характеризуемых как инновационная или ноосферная культура. Это понятие связывается сегодня прежде всего с «развитием творческих способностей личности, формированием индивидуального мышления креативного типа»[16, c.71]. В современных условиях именно инновационная культура, понимаемая как «устойчивая система норм, правил и способов осуществления инновационной деятельности в различных сферах жизни общества, характерная для данной социокультурной общности»[14, c.196], приобретает особую значимость при подготовке специалистов в высшей школе, поскольку в информационную эпоху основными критериями социодинамики становятся ноосферное мышление и формирование креативного общественного сознания. Именно «инновационная культура формирует отношение современного общества к нововведениям как к особо значимой социальной ценнности, создавая основу для здоровой состязательности в различных сферах деятельности»[25, c.441]. А формирование и развитие креативного вектора общественного сознания в инновационной экономике базируется прежде всего на получении знаний в системе науки и образования, развитии возможностей самостоятельно мыслить еще на студенческой скамье.

Формирование инновационного пути развития не может не основываться на гражданском воспитании каждого человека, развитии его личности. В нынешних условиях этот процесс характеризуется влиянием на него целого ряда обстоятельств «постмодернистского» периода, которые должен учитывать в своей профессиональной деятельности преподаватель высшей школы и среди которых выделяются такие факторы, как «технологизация всех сторон жизни, выхолащивание человеческого начала, трансформация человека по линии: индивид-личность-актор, крайняя рационализация отношений к себе, к другим людям, к миру, возникновение рационализированного техногенного человека, у которого вместо морали – расчет, вместо долга – программы, вместо счастья – успех»[13].

В то же время постиндустриальная стадия цивилизованного развития вызывает необходимость не только высокого уровня образования, но и формирования преподавателями у своих студентов иного типа интеллекта, мышления, отношения к быстроменяющимся производственно-техническим, социальным и информационным реалиям. Такой подход определяют сегодня как технократический. Подход, который предлагает изменить смысл и характер высшего образования, сфокусировав его содержание и методы на формировании у обучаемых рациональных умений оперировать информацией, владеть компьютерными технологиями, мыслить профессионально-прагматично. Основной ценностью такого подхода является ориентация на профессионализм и организацию обучения во взаимосвязи с требованиями рынка и социального заказа современного общества. В то же время подготовка студентов в стенах высшей школы подразумевает “получение” на выходе из университета специалиста с широкими общими и специальными знаниями, способного реагировать на изменения в науке, технике, социальные процессы в обществе, с проблемным аналитическим мышлением, глубокой социально-психологической компетентностью и высокой интеллектуальной культурой.

В Республике Беларусь при осуществлении конкретных шагов по выполнению программных целей на 2011-2015 годы в области образования ставится задача изменить структуру подготовки специалистов, прежде всего ориентируясь на запросы и нужды экономики. «Готовить в первую очередь программистов, инженерно-технических и других востребованных на рынке труда работников»[17, c.6]. Такой подход к организации высшего образования продиктован жесткой необходимостью оптимизации этого процесса, так как «переход от индустриального общества и простых технологических операций к постиндустриальному типу экономики требует большого числа людей, которые могут работать с пакетами современных технологий в изменяющихся внешних условиях, заставляющих человека самостоятельно оценивать ситуацию и принимать ответственные решения. Несоответствие, чему учат, тому, что требуют социально-практические ситуации, может быть охарактеризовано как глобальный кризис сферы высшего образования: система образования готовит людей к «уходящей экономике»[27].

Процесс эффективного продвижения Республики Беларусь по инновационному пути развития предполагает создание “экономики знаний”. Именно знания сегодня становятся основным ресурсом общественного процесса, который в ближайшие годы должен вывести белорусское государство на совершенно новый качественный уровень социально-экономического развития. Главное условие для этого – создание в стране высокоинтеллектуального и культурного пространства. Ведь своевременное и эффективное разрешение политических, экономических и социальных проблем возможно только высокообразованными специалистами. Вот почему на смену информационному методу обучения в высшей школе повсеместно приходит метод теоретико-аналитический, когда «вместо суммы знаний, о чем мы говорили в середине ХХI в., молодой специалист, а в вузе – студент желают получить метод системного анализа своих действий в процессе профессиональной деятельности»[23, c. 81]. Такое функциональное состояние молодого специалиста – конечная цель деятельности преподавателя высшей школы, результатом которой должно также стать «становление человека, способного к сопереживанию, готового к свободному гуманистически ориентированному выбору, индивидуальному интеллектуальному усилию и самостоятельному, компетентному и ответственному действию в политической, экономической, профессиональной и культурной жизни, уважающего себя и других, терпимого к представителям других культур и национальностей, независимого в суждениях и открытого для иного мнения и неожиданной мысли»[9].

Гуманитарная направленность образования в технократическую эпоху – вопрос особой важности, ведь «без гуманитарного взгляда на мир, без гуманитарного точного знания мы как бы смотримся в кривое зеркало»[12]. И в этом контексте большую и ответственную роль играет журналистика, которая занимает свою особую нишу в многомерном пространстве социально-гуманитарных наук и призвана способствовать гуманизации общественной мысли в технократический век. Журналистика, которая способствует «открытию и укреплению истинно человеческого в человеке и гуманистических основ в обществе, в том обществе, которое в своей технико-экономической основе уже становится постиндустриальным и информационным, но которое еще должно вызреть духовно, т.е. взрастить, осмыслить и освоить свои гуманистические принципы и императивы»[21, c.307]. Не секрет, что пока журналистика на постсоветском пространстве далеко не всегда отвечает таким высоким критериям по целому ряду причин. Трансформировались ее эталоны и критерии. Изменилась картина мироздания. В итоге социальные, экономические и политические реалии сегодняшнего дня говорят о необходимости «калi не рэфармавання журналiсцкай адукацыi у краiне, дык яе якаснага абнаулення»[22, c.13].

Воспитать в будущем журналисте профессиональную медиаграмотность – означает воспитать в нем «способность к анализу, оценке и критическому восприятию информации. Эта способность лежит в основе здорового информированного общества и приобретает все большее значение по мере того, как молодые люди обращаются к Интернету в качестве главного источника информации»[6, c.144]. И сделать это сегодня можно только с использованием инновационных подходов к журналистскому образованию, которые способны наполнить его новым содержанием, формами и методами, отвечающими требованиям времени. Тем более, что глобальная модернизация масс-медиа рождает новые направления развития журналистского образования. А средства массовой информации в современных условиях должны способствовать формированию у человека устойчивых ценностных ориентаций на широкой базе знаний и уверенности в своих возможностях. И здесь их главной задачей следует считать поиск новых вариантов, выявление глубинных, устойчивых связей и отношений внутри широкой информационно-коммуникационной деятельности.

Особенно это важно сейчас для международного сегмента белорусской журналистики – совсем еще молодого направления учебно-образовательной и научно-исследовательской области, касающейся отечественных масс-медиа. Напомним, что подготовка профессиональных журналистов-международников началась в Институте журналистики БГУ чуть более десяти лет назад – в 1998 году. И имеет свою ярко выраженную специфику, которая обусловлена такими основными тенденциями развития современного мира, как навязывание «идеологии глобализма, призванной подменить или исказить традиционные духовно-нравственные ценности народов»[7], возрождение «доктрины однополярного мира и возврата к праву сильного диктовать всем свою волю и вмешиваться во внутренние дела суверенных государств»[1], когда «на смену международному финансово-экономическому кризису приходят новые по своей сути конфликты, охватывающие огромные регионы»[15, c.4]. В этих условиях подготовка будущих журналистов-международников базируется на том тезисе, что «нынешний этап развития нашего общества, а также события в ближнем и дальнем зарубежье настойчиво требуют усиления идеологической работы в Беларуси»[4], из которого вытекает основная задача белорусских журналистов-международников – «помогать людям ориентироваться в сложной современной социально-политической обстановке, быть компасом в безбрежном информационном поле»[24].

В этой связи за последние годы в плане совершенствования теоретической подготовки студентов специальности “Международная журналистика” на кафедре зарубежной журналистики и литературы Института журналистики БГУ профессорско-преподавательским составом были разработаны такие новые учебные курсы, спецкурсы и дисциплины, как “Основы творческой деятельности журналиста-международника”, “Свобода и социальная ответственность журналиста-международника”, “Информационное общество и СМИ”, “Специфика международной журналистики начала XXI века”, а также специализированные курсы по профилю, предложенные белорусскими журналистами-международниками, – “Освещение деятельности международных организаций в белорусской прессе”, “Международная проблематика в средствах массовой информации Республики Беларусь”, “Региональное экономическое сотрудничество как часть мировых экономических процессов глобализации”, “Отражение в белорусской прессе глобальных и региональных конфликтов мировой политики” и ряд других.

Иными словами, в процессе университетского обучения в фокусе внимания будущих журналистов-международников находятся вопросы внешней политики и экономики Республики Беларусь и зарубежных государств, мировые политические, дипломатические, экономические, гуманитарные и социальные проблемы, деятельность глобальных и межрегиональных международных организаций. И не только эти направления. Обучение практическим навыкам студентов специальности “Международная журналистика” опирается на понятие “информационно-аналитический уровень международной тематики”, где выделяются четыре таких уровня: 1) регионально-территориальный, охватывающий международное взаимодействие белорусских регионов с зарубежными партнерами; 2) ведомственно-отраслевой, отражающий международное сотрудничество белорусских министерств, ведомств, концернов и отдельных субъектов хозяйствования; 3) национально-страновой, освещающий реализацию многовекторной государственной внешней политики белорусского государства, его двусторонние торгово-экономические, научно-технические, производственно-кооперационные, культурно-социальные связи с другими странами; 4) глобально-межгосударственный, включающий анализ текущих мировых событий глобального и межрегионального масштаба[3, c.155].

В итоге такой многослойный подход позволяет на учебно-образовательном уровне органично сочетать теорию и практику современной международной журналистики, исследовать не только устоявшие модели развития, но и актуальные проблемы международной жизни, а также развивать при этом в студентах способность самостоятельно оценивать происходящие в мире события и находить при их анализе свою творческую интонацию в создаваемых журналистских произведениях.

Литература

1. 4 апреля Александр Лукашенко принял верительные грамоты послов ряда иностранных государств [Электронный ресурс]. – 2011. – Режим доступа: http://president.gov.by/press114536.html#doc/ – Дата доступа: 09.06.2011.

2. Дасаева, Т. Методыка iнавацыйнага падыходу да адукацыi журналiстау-мiжнароднiкау / Т.Дасаева // Журналiстыка–2006: Тэорыя. Практыка. Творчасць. Матэрыялы 8-й Мiжнароднай навукова-практычнай канферэнцыi, прысвечанай 85-годдзю Беларускага дзяржаунага унiверсiтэта. Вып. 8 / Рэдкал.: С.В.Дубовiк (адк.рэд.) i iнш. – Мiнск, 2006. – С.138-139.

3. Залесский, Б.Л. Подготовка журналистов-международников:и система спецкурсов / Б.Л.Залесский // Журналiстыка–2006: Тэорыя. Практыка. Творчасць. Матэрыялы 8-й Мiжнароднай навукова-практычнай канферэнцыi, прысвечанай 85-годдзю Беларускага дзяржаунага унiверсiтэта. Вып. 8 / Рэдкал.: С.В.Дубовiк (адк.рэд.) i iнш. – Мiнск, 2006. – С. 154–155.

4. Идеологическая вертикаль будет выстроена по наиболее оптимальной и эффективно работающей модели [Электронный ресурс]. – 2004. – Режим доступа: http://president.gov.by/press17713.html#doc. – Дата доступа: 10.06.2011.

5. Инновационные направления современных международных отношений / Под общей ред. проф. А.В.Крутских, А.В.Бирюкова. – М.: Аспект Пресс, 2010. – 295 с.

6. Кононова, Е. Медиаобразование в ресурсном арсенале СМИ / Е.Кононова // Журналiстыка–2006: Тэорыя. Практыка. Творчасць. Матэрыялы 8-й Мiжнароднай навукова-практычнай канферэнцыi, прысвечанай 85-годдзю Беларускага дзяржаунага унiверсiтэта. Вып. 8 / Рэдкал.: С.В.Дубовiк (адк.рэд.) i iнш. – Мiнск, 2006. – С.144-146.

7. Концепция национальной безопасности Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – 2010. – Режим доступа: http://www.economy.gov.by/ru/programmy/nation_security_concept. – Дата доступа: 25.04.2011.

8. Концепция развития высшего образования в Республике Беларусь [Электронный ресурс]. – 1998. – Режим доступа: http://srrb.niks.by/info/consept.htm. – Дата доступа: 30.04.2011.

9. Краевский, В.В. Иерархия целей образования / В.В.Краевский // [Электронный ресурс]. – 2007. – Режим доступа: http://www.kraevskyvv.narod.ru/papers/ierarchiya.htm. – Дата доступа: 30.05.2011.

10. Краевский, В.В. Педагогические аспекты диалога культур / В.В.Краевский // [Электронный ресурс]. – 2008. – Режим доступа: http://www.kraevskyvv.narod.ru/papers/dialog_kultur.htm. – Дата доступа: 30.05.2011.

11. Краевский, В.В. Предметное и общепредметное в общеобразовательных стандартах / В.В.Краевский, А.В.Хуторской // [Электронный ресурс]. – 2003. – Режим доступа: http://www.kraevskyvv.narod.ru/papers/pred_standart.htm. – Дата доступа: 30.05.2011.

12. Краевский, В.В. Роль гуманитарных наук в развитии общества / В.В.Краевский // [Электронный ресурс]. – 2008. – Режим доступа: http://www.kraevskyvv.narod.ru/papers/gum_nauki.htm. – Дата доступа: 30.04.2011.

13. Краевский, В.В. «Человеческий фактор» в жизни и педагогике / В.В.Краевский // [Электронный ресурс]. – 2006. – Режим доступа: http://www.kraevskyvv.narod.ru/papers/chel-fak.htm. – Дата доступа: 30.04.2011.

14. Кучко, Е.Е. Инновационная политика как стратегия социального развития / Е.Е.Кучко // Проблемы управления. – 2008. – № 1. – С.195–198.

15. Мы – единый народ! Послание Президента А.Г.Лукашенко белорусскому народу и Национальному собранию: Предприимчивость, инициатива и ответственность каждого – достойное будущее страны // СБ-Беларусь сегодня. – 2011. – 22 апр. – С.4.

16. Мясникович, М.В. Научные основы инновационной деятельности / М.В.Мясникович. – Минск : Право и экономика, 2003. – 126 с.

17. Наш исторический выбор – независимая, сильная и процветающая Беларусь. Доклад Президента А.Г.Лукашенко на четвертом Всебелорусском народном собрании // СБ-Беларусь сегодня. – 2010. – 7 дек. – С.6.

18. Основные положения Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011-2015 годы [Электронный ресурс]. – 2010. – Режим доступа: http://law.sb.by/1002// – Дата доступа: 30.04.2011.

19. Программа социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011-2015 гг. [Электронный ресурс]. – 2011. –Режим доступа: http://www.economy.gov.by/ru/macroeconomy/programma_soc_econom_razvitia/ – Дата доступа: 25.04.2011.

20. Руководство Осло. Рекомендации по сбору и анализу данных по инновациям. 3-е изд., совместная публикация ОЭСР и Евростата // Пер. на рус.яз. М.: ГУ Центр исследований и статистики науки, 2006. – 192 с.

21. Саенкова, Л. О соотнесении журналистики с категориями культуры / Л.Саенкова // Журналiстыка–2006: Тэорыя. Практыка. Творчасць. Матэрыялы 8-й Мiжнароднай навукова-практычнай канферэнцыi, прысвечанай 85-годдзю Беларускага дзяржаунага унiверсiтэта. Вып. 8 / Рэдкал.: С.В.Дубовiк (адк.рэд.) i iнш. – Мiнск, 2006. – С.307-310.

22. Самусевiч, В. Журналiсцкая адукацыя у кантэксце замежнага вопыту / В.Самусевiч // Журналiстыка–2006: Тэорыя. Практыка. Творчасць. Матэрыялы 8-й Мiжнароднай навукова-практычнай канферэнцыi, прысвечанай 85-годдзю Беларускага дзяржаунага унiверсiтэта. Вып. 8 / Рэдкал.: С.В.Дубовiк (адк.рэд.) i iнш. – Мiнск, 2006. – С.12-14.

23. Слука, О. Идеологические процессы в Беларуси / О.Слука. – Минск : РИВШ, 2010. – 220 с.

24. Совещание о работе республиканских телеканалов [Электронный ресурс]. – 2005. – Режим доступа: http://president.gov.by/press16770.html#doc/ – Дата доступа: 10.06.2011.

25. Философия и идеология жизнедеятельности Беларуси: теоретические основы антикризисной модели и механизмы ее реализации / П.Г.Никитенко [и др.]; Нац. акад. наук Беларуси, Ин-т экономики. – Минск : Бел. навука, 2009.- 621 с.



26. Фрольцова, Н. Белорусская журналистика в XXI в.: перспективы взаимодействия науки и практики / Н.Фрольцова // Веснiк БДУ. Серыя 4. Фiлал. Журн. Пед. – 2009. – № 1. – С.80–83.

27. Фурсенко А. Высшее образование: повестка 2008-2015 / А.Фурсенко, Д.Ливанов, А.Волков // [Электронный ресурс]. – 2007. – Режим доступа: http://expert/2007/32/vysshee_obrazovanie_2008/. – Дата доступа: 29.05 2011.


Смотрите также:
Инновационные аспекты подготовки
136.46kb.
1 стр.
Семинара с международным участием «Инновационные аспекты фундаментальных исследований» Пансионат «Звенигородский»
37.55kb.
1 стр.
Инновационные аспекты подготовки журналистов-международников в высшей школе
23.62kb.
1 стр.
М. Л. Лебедева политологические аспекты в системе подготовки специалистов-экологов решение
96.41kb.
1 стр.
Iv всероссийская научно-практическая конференция > > современные наукоемкие инновационные технологии
33.19kb.
1 стр.
Качество подготовки специалистов результаты анализа соответствия качества подготовки специалистов
2174.2kb.
10 стр.
Рекомендации для подготовки совместных инновационных проектов
437.55kb.
3 стр.
Инновационные методы обучения в условиях кредитно-модульной технологии подготовки будущего учителя начальных классов
58.84kb.
1 стр.
Международная научно-практическая конференция
78.67kb.
1 стр.
Компания Fujitsu Siemens Computers представляет модульную платформу связи saforum для телекоммуникационных инфраструктур Инновационные технологии укрепляют положение
59.7kb.
1 стр.
Департамент образования кфу результаты анкетирования преподавателей кфу, прошедших обучение на фпк кфу по программе «Инновационные технологии в образовательном процессе
158.45kb.
1 стр.
Метод проектов как условие активной подготовки обучающихся и повышения квалификации преподавателей
48.97kb.
1 стр.