Главная
страница 1
Коммуникативный аспект деятельности Корпоративной виртуальной справочной службы (на примере ВСС КОРУНБ)
«Виртуальные воротнички» - такое название получили сотрудники умственного труда, работающие с информационными продуктами и осуществляющие свою профессиональную деятельность в любом месте в любое время1. Возникновение новой категории занятых явилось следствием стремительного роста и внедрения во все сферы жизнедеятельности «технологий виртуальной реальности». Традиционные для индустриального общества "белые" и "синие воротнички" потеряли свою актуальность в обществе, которое известные социологи и философы характеризуют как общество «коммуникаций»2. Термин «коммуникация» появился в научной литературе в начале XX века и имеет много различных определений. В широком смысле - это общение людей, обмен информацией в обществе, средства сообщения (транспортные коммуникации), а также способы распространения и приёма информации (такие, как пресса, почта, телефонная сеть, радио и телевизионные системы, Интернет). Применительно к футурологической концепции общества под коммуникацией понимают информационный обмен в технологически организованных системах, главной из которых является Интернет. Отличительной чертой коммуникационного общества является не создание информационного продукта, а его тиражирование, трансляция (передача) информации о данном продукте, создание образа с помощью современных технологий. «Мы живем не в мире, о котором у нас есть какая-то информация. Напротив, мы обитаем в мире, созданном информацией»3. Развитие коммуникационного общества сопровождается возникновением сетевых сообществ, так называемых виртуальных предприятий, корпораций, особенностью которых является наличие развитой компьютерно-опосредованной коммуникационной среды. В данном, организационном контексте, понятие «коммуникация» рассматривается как процесс деятельности, т.е. общение людей, их взаимодействие (обмен идеями, мыслями, намерениями), и как механический однонаправленный процесс кодирования, передачи и приема информации.

В последнее десятилетие в библиотечной сфере наблюдается интенсивный рост числа профессиональных сетевых сообществ, именуемых виртуальными библиотечными корпорациями4. Преобладание механистической составляющей в коммуникативном взаимодействии участников данных корпораций позволяет выделить основные направления профессионального сотрудничества: создание сводных/распределенных каталогов, библиотечных систем корпоративной каталогизации, корпоративное комплектование информационными ресурсами, обслуживание на основе МБА и ЭДД. Функционирование данных корпораций может осуществляться "без непосредственного межличностного взаимодействия сторон5" в автоматизированном режиме. C точки зрения деятельностного подхода к определению коммуникаций, сетевое коммуникативное взаимодействие наиболее наглядно представлено в корпоративных виртуальных справочных службах, осуществляющих онлайновое справочно-библиографическое обслуживание. Основным условием реализации их деятельности является наличие коммуникативных связей между пользователями и библиографами/операторами. В настоящее время в России существует шесть корпоративных виртуальных справочных служб: Виртуальная справочно-информационная служба публичных библиотек "Library.ru" (29 библиотек), Виртуальная справка Корпоративной библиотечной сети Ямало-Ненецкого Автономного округа (9 библиотек), Виртуальная справочная служба библиотек Кемеровской области (11 библиотек), Омская виртуальная справка (4 муниципальные библиотеки г. Омска), Служба виртуальной справки корпоративной сети общедоступных библиотек Санкт-Петербурга (7 библиотек), Виртуальная справочная служба Корпорации универсальных научных библиотек (15 библиотек России и СНГ). Виртуальная справочная служба Корпорации универсальных научных библиотек (ВСС КОРУНБ) представляет собой библиографически ориентированную корпоративную онлайновую справочную службу, объединяющую универсальные научные библиотеки и выполняющую разовые запросы удаленных пользователей, связанные с поиском библиографической, фактографической и полнотекстовой информации по всему спектру тематических направлений. Эффективность деятельности любых организаций, виртуальных в особенности, напрямую зависит от координации информационных потоков и построения коммуникативных связей.

Структура ВСС КОРУНБ представлена внешними и внутрикопоративными коммуникационными потоками. Внешние коммуникации - это связь с миром, находящимся вне корпорации, контакты с другими организациями, индивидуальными пользователями. Условно внешние коммуникационные потоки ВСС КОРУНБ можно разделить на две группы:

1. Официальные коммуникации.

Речь в данном случае идет об асинхронном справочно-библиографическом обслуживании пользователей через веб-форму запроса на официальном сайте, в результате которого происходит передача так называемой метаинформации - информации об информации. В свою очередь метаинформация в виде ответов на запросы пользователей аккумулируется в Архиве выполненных запросов, который просматривают пользователи. Этот процесс также можно рассматривать как коммуникативный.

2. Неофициальные коммуникации – неформальное общение с пользователями, библиотечными работниками, осуществляемое через корпоративный блог "Библиограф+" (http://korunb.blogspot.com/).

Блог - это сетевой журнал, основное содержание которого - регулярно добавляемые автором текстовые записи, изображения или мультимедиа с возможностью их комментирования сторонними читателями. В библиотечной сетевой среде выделяют два вида блогов6:

1. Блоги библиотек, созданные для информирования пользователей о библиотечных мероприятиях, о новых электронных информационных ресурсах и других событиях.

2. Блоги библиотечных специалистов-энтузиастов, в которых обсуждаются проблемы профессиональной деятельности и рассматриваются околобиблиотечные темы.

Блог "Библиограф+" - первый корпоративный библиотечный блог виртуальной службы, созданный библиографами ВСС КОРУНБ как вспомогательный ресурс к официальному сайту корпорации для неформального общения с пользователями и библиотечными работниками. Это уникальный с профессиональной точки зрения проект, оказывающий методическую поддержку пользователям в самостоятельных разысканиях и повышающий их информационную грамотность, разъясняющий в доступной форме особенности справочно-библиографического обслуживания в сетевой среде, привлекающий к обсуждению библиотечных вопросов специалистов. Кроме того, часть постов блога носит обобщающий тематический характер, что позволяет библиографам ВСС КОРУНБ ссылаться на них в ответах на запросы. Так, довольно часто в виртуальную службу приходят тематические запросы, схожие или точь-в-точь повторяющие выполненные запросы, имеющиеся в Архиве Корпорации. В ответ на подобный запрос пользователю предлагается ознакомиться с этими запросами и дополнительно дается ссылка на пост блога, в котором разъясняются возможности поиска по Архиву выполненных запросов. Однако следует отметить, что посты, обращенные к пользователям, не принесли ожидаемого активного отклика с их стороны. Причины, по нашему мнению, заключаются в следующем:

1. Традиционный психологический барьер в восприятии библиотечных работников читателями.

2. Ограниченный круг предметно-тематических интересов пользователей в социальных сетях.

3. Нежелание большинства пользователей принимать участие в сетевом библиотечном сообществе во избежание посягательств на личное пространство7.

Нам представляется, что блог "Библиограф+" является дополнительным имиджевым инструментом ВСС КОРУНБ, средством хранения структурированной информации и одним из основных каналов обратной связи с пользователями.

Внутрикорпоративные коммуникационные потоки обеспечивают скоординированную и взаимосвязанную работу сотрудников, что влияет на успешность деятельности виртуальной корпорации. При этом с постепенным увеличением количественного состава корпорации, характерного для ВСС КОРУНБ, внутренние коммуникативные связи усложняются. В настоящее время внутрикорпоративный коммуникационный поток ВСС КОРУНБ перемещается в двух направлениях: вертикальном (координатор - администратор библиотеки-участницы) и горизонтальном (межличностное взаимодействие участников корпорации). Наличие одновременно двух потоков информации способствует удовлетворению потребностей участников корпорации в общении и взаимном обмене информации, обеспечении их вовлеченности в процесс принятия корпоративных решений.

Рассматривая администраторов библиотек-участниц ВСС КОРУНБ как дистанционных сотрудников, необходимо отметить их отличительные особенности - это дополнительная профессиональная занятость в библиотеках, географическая удаленность относительно координатора службы и других участников корпорации, общение и выполнение запросов с использованием информационных технологий. Следовательно, можно утверждать о появлении в библиотечной сфере новой категории сотрудников - "виртуальных воротничков". Концепцию удаленной работы, получившей название «телеработа», разработал в 1972 г. американец Джек Ниллес. Он высказал идею, что не обязательно держать работников в офисе, так как современные средства связи позволяют поддерживать контакт между сотрудниками на расстоянии8. Основное преимущество такой формы занятости - свободный график работы, возможность распоряжаться своим временем и, как следствие, повышение производительности труда. В советские времена появилась шутка про японца, который приехал на стажировку в наш НИИ. Он каждое утро приходил на службу, кланялся и произносил некую фразу. После чего шел к столу и молча трудился до конца рабочего дня. Когда японец уехал, сослуживцы поинтересовались у переводчика, что же он говорил по утрам. Фраза звучала так: «Жаль, но условия контракта не позволяют мне поучаствовать в вашей забастовке».

Вместе с тем дистанционность порождает ряд серьезных проблем в управлении сотрудниками ВСС КОРУНБ:

1. Отсутствие ежедневного контроля за деятельностью сотрудников.

2. Психологическая разобщенность членов корпорации.

3. Сотрудник должен обладать определенными качествами: высокой самоорганизацией, самообучаемостью, ответственностью, владением современными информационными технологиями.

4. Сложность в организации личных встреч всех участников корпорации.

5. Увеличение временных затрат координатора на межличностные коммуникации.

Вертикальные коммуникационные связи координатора и администраторов ВСС КОРУНБ осуществляются посредством электронной почты, мобильной связи. Также технические возможности административной базы всех участников корпорации позволяют оставлять пометки, личные сообщения или комментарии при взаимной пересылке запросов от координатора к администраторам корпорации и наоборот. Подробно программный продукт ВСС КОРУНБ описан в статье его создателя А.Г. Беглик, опубликованной в сборнике "Информационно-библиографическое обслуживание. Вып. 3".

Горизонтальное межличностное взаимодействие участников ВСС КОРУНБ преимущественно происходит на внутреннем сайте Intra административной базы. Сайт предназначен только для внутреннего использования и создан для налаживания связей между удаленными сотрудниками, для определенного психологического сплочения виртуального коллектива. В Intre представлены следующие разделы:

1. Новости библиотек-участниц Корпорации. Этот раздел информирует о наиболее интересных событиях и мероприятиях, проходящих в библиотеках, участвующих в проекте.

2. Форум, где происходит общение сотрудников, обсуждение интересующих их тем, публикуются корпоративные новости. Особенность Форума ВСС КОРУНБ состоит в том, что сообщения, публикуемые в этом разделе, автоматически рассылаются на электронные адреса участников корпорации.

3. Фотоархив. В разделе размещаются фотографии совместных встреч, семинаров, поездок в рамках деятельности Корпорации.

4. Живой журнал. Это внутренняя социальная сеть, где у каждого участника существует своя страница, на которой он может при желании разместить фотографию, заполнить мини-анкету и регулярно вносить записи в личный дневник.

Неформальное общение сотрудников ВСС КОРУНБ происходит также "в реальности". Сложилась традиция ежегодных встреч участников Корпорации в рамках мероприятий, проводимых Управлением информационного обслуживания Российской национальной библиотеки.

Таким образом, вследствие стремительного развития и использования информационных технологий в библиотечной сфере возникли новые организационные формы - виртуальные библиотечные корпорации, появилась новая категория библиотечных работников - "виртуальные воротнички", что привело к развитию новых коммуникационных связей в профессиональной деятельности. В этой связи возникает необходимость поиска наиболее эффективных форм взаимодействия как в библиотечной сфере в целом, так и в виртуальных библиотечных корпорациях в частности.



1 Либо М.Г., Кошелева С.В. Телеработа как новая форма управления персоналом в организациях виртуального типа // Вестн. С.-Петерб. ун-та. Сер. 8. 2004. Вып. 3, № 24. С. 119.

2 Иванов Д.В. Виртуализация общества. СПб. : Петерб. Востоковедение, 2000. 96 с.

3 Уэбстер Ф. Теории информационного общества. М. : Аспект-Пресс, 2004. С. 332.

4 Разумова Э.Г. Корпоративное взаимодействие универсальных научных библиотек в рамках онлайнового СБО (к постановке проблемы) // Библиотековедение. 2008. № 6. С. 36-40

5 Жабко Е.Д. Справочно-библиографическое обслуживание в электронной среде: теория и практика. СПб. : Изд-во РНБ, 2006. С. 197.

6 Сорокин И.В., Скалабан А.В. Технологии Web и Web 2.0 как средство интеграции библиотек в современную электронную среду // Библиотеки и информационные ресурсы в современном мире науки, культуры, образования и бизнеса : семнадцатая междунар. науч.-практ. конф. "Крым-2010". Судак, 2010. URL: http://www.gpntb.ru/win/inter-events/crimea2010/disk/93.pdf (дата обращения: 05.09.2010).


7 Роуландс Я. Информационное поведение будущих исследователей // Библ. дело, XXI век. 2009. № 1. С. 222-249.

8 Телеработа // ВикипедиЯ : свобод. энцикл. 10.09.10. URL: http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A2%D0%B5%D0%BB%D0%B5%D1%80%D0%B0%D0%B1%D0%BE%D1%82%D0%B0 (дата обращения: 10.09.2010).


Смотрите также:
Коммуникативный аспект деятельности Корпоративной виртуальной справочной службы (на примере всс корунб) «Виртуальные воротнички»
93.84kb.
1 стр.
Информация о работе телефонной справочной службы
120.41kb.
1 стр.
Сысуева О. Г. Виртуальный библиограф: среда обитания в статье дана характеристика службы «Библиограф оп-line»
104.58kb.
1 стр.
Программа «Русский язык: функционально-коммуникативный аспект»
88.9kb.
1 стр.
Роль корпоративной культуры в управлении организацией
88.84kb.
1 стр.
Кулясова Антонина Роль нпо в стимулировании корпоративной социально-экологической ответственности на примере лесного холдинга пло онегалес
347.17kb.
1 стр.
Мелодраматический дискурс современного российского телевидения: структурно-коммуникативный аспект 10. 02. 01 русский язык
322.04kb.
1 стр.
«Влияние корпоративной культуры на адаптацию сотрудников коммерческой организации»
418.5kb.
2 стр.
Психологические аспекты феномена присутствия в виртуальной среде
207.08kb.
1 стр.
Проверка соответствия пакетов метаданных службы для сценариев операторов виртуальной мобильной сети
247kb.
1 стр.
Маркетинговый подход к деятельности библиотеки, службы информации Освещено применение принципов мар­кетинга на примере службы информации компании «ЕС1 Telecom»
215.52kb.
1 стр.
К сведению налогоплательщиков!
59.85kb.
1 стр.