Главная
страница 1страница 2страница 3


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ГОУ ВПО МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБЛАСТНОЙ УНИВЕРСИТЕТ

кафедра специальной психологии и коррекционной педагогики


Утверждаю:

Проректор по учебной работе и

международному сотрудничеству

_______________ проф. В.М. Клычников

«____»_________________2013 г.


Р.А. Амасьянц

Программы аттестационных испытаний при приеме на второй им последующие курсы, при переводах

Москва, 2012





    1. Правила проведения аттестационных испытаний




  1. На аттестационных испытаниях должна быть обеспечена спокойная и доброжелательная обстановка, предоставлена возможность поступающим наиболее полно проявить уровень своих знаний и умений.

  2. Во время проведения аттестационных испытаний участникам указанных мероприятий и лицам, привлекаемым к их проведению, запрещается иметь при себе и использовать средства связи и электронно-вычислительной техники (в том числе электронные словари), за исключением случаев, установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации.

  3. При несоблюдении порядка проведения аттестационных испытаний члены приемной комиссии, экзаменационной комиссии, проводящие вступительное испытание, вправе удалить поступающего с места проведения испытания с составлением акта об удалении. В случае удаления поступающего с аттестационного испытания вуз возвращает поступающему принятые документы.

  4. Во время аттестационного испытания не допускается использование абитуриентами своей бумаги, корректирующей жидкости и др.

  5. При входе в аудиторию, где проводятся испытания, абитуриент предъявляет паспорт и экзаменационный лист.

  6. На аттестационном испытании необходимо использовать ручки темно-синего или черного цвета.

  7. Консультации с членами аттестационной комиссии во время проведения аттестационных испытаний допускаются только в части уточнения формулировки вопроса.

  8. Абитуриент имеет право покинуть (в т.ч. досрочно) аудиторию только с разрешения дежурного по аудитории.

  9. Абитуриент, не явившийся или опоздавший на экзамен без уважительной причины, к дальнейшим экзаменам не допускается.

  10. В случае несогласия с выставленной экзаменационной оценкой, поступающий имеет право подать апелляцию. Апелляция подаётся председателю (или заместителю) аттестационной комиссии в день объявления результатов экзамена. Поданная позже апелляция не принимается. Рассмотрение апелляции заключается в выявлении объективности выставления оценки.


Критерии оценивания ответов на собеседовании по 100-бальной шкале

Баллы

Общая характеристика ответа

80 - 100

полное, всестороннее изложение материала по вопросам, умение из общего объема знаний выделить необходимое для ответа именно на поставленные вопросы, грамотное, логичное изложение своих знаний;

60 – 79

полное изложение вопросов при наличии отдельных неточностей, допущенных при определении понятий, изложении содержания материала;

40 - 59

недостаточно полно раскрыто содержание вопроса, допущены ошибки при изложении материала, научной терминологии.

До 39 баллов включительно

выставляется при отсутствии ответа хотя бы на один вопрос, а также в тех случаях, когда абитуриент не смог правильно сориентироваться в содержании вопросов, не раскрыл содержание вопросов, включенных в билет, допустил грубые ошибки при изложении материала.


Программа аттестационных испытаний

«Психология»

ПРОГРАММА КУРСА
Часть 1.Общая психология.

Введение в психологию. Предмет, задачи и методы современной психологии. Происхождение и развитие психики человека. Проблема человека в психологии. Психика человека как предмет системного исследования.

Психология и поведение, познавательные процессы. Деятельность. Понятие и строение деятельности. Виды и развитие деятельности. Деятельность и психология человека. Деятельностный подход и общепсихологическая теория деятельности. Общение.

Познавательная сфера личности. Ощущение и восприятие. Внимание. Память. Мышление и речь. Воображение.

Структура личности. Общее понятие о личности. Современные теории личности. Формирование и развитие личности. Способности. Темперамент. Характер. Воля. Эмоции. Чувства.
Часть 2. История психологии.

Основные этапы развития психологии. Философский период развития психологии. Развитие психологии как самостоятельной науки.

Психологические теории и направления. Основные психологические школы. Постановка и пути решения фундаментальных и практических проблем, психологических проблем на разных этапах развития психологии.


Часть 3. Возрастная психология.

Предмет, задачи, методы возрастной психологии. Условия, источники и движущие силы психического развития. Развитие как процесс.

Категория возраста и жизненный цикл развития человека. Проблема возраста и возрастной периодизации психического развития.

Основные ступени развития. Кризис новорожденности. Раннее детство. Дошкольный возраст. Младший школьный возраст. Подростковый возраст. Социальная ситуация развития.

Психологические особенности различных видов деятельности. Ведущая деятельность. Развитие игровой деятельности. Психологические основы учебно-познавательной деятельности.
Часть 4. Педагогическая психология.

Предмет и задачи педагогической психологии. Методы педагогической психологии. Обучение и развитие.

Понятие учебной деятельности. Психологическая сущность и структура учебной деятельности. Усвоение знаний, умений и навыков. Психологические основы типов обучения. Психологические основы развивающего обучения. Психологические проблемы школьной отметки и оценки. Психологические причины школьной неуспеваемости. Психологическая готовность к обучению.

Психологическая сущность воспитания, его критерии. Ученик как субъект воспитания. Психологические основы методов воспитания.

Педагогическая деятельность. Общая характеристика педагогической деятельности. Психология личности учителя. Педагогические способности. Психология педагогического общения. Проблемы профессионально-психологической компетенции и профессионально-личностного роста.
Часть 5. Социальная психология.

Предмет, история социальной психологии.



Теоретические и прикладные задачи социальной психологии. Основные теоретические ориентации современной социальной психологии.

Группа как социально-психологический феномен. Малые группы. Социально-психологические характеристики малых групп. Феномен группового давления. Феномен конформизма. Личность в малой группе. Лидерство и руководство. Психология межгрупповых отношений.

Этнопсихология. Этнопсихология в системе наук. Культурологическое направление этнопсихологических исследований. Сферы практического приложения этнопсихологии.

Проблема личности в социальной психологии. Социализация. Социальное влияние. Социальная установка. Конфликты и способы их предупреждения. Межличностный конфликт.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
1. Предмет, задачи, принципы, методы научной психологии.

2. История становления психологии как самостоятельной науки.

3. Становление отечественной психологии.

4. Основные направления современной психологической науки.

5. Понятие «индивид, человек, личность, субъект, индивидуальность». Психологическая структура личности.

6. Происхождение и развитие психики человека.

7. Развитие психики и деятельность. Структура деятельности. Умения, навыки, привычки.

8. Понятие о внимании. Виды внимания. Свойства внимания.

9. Понятие об ощущениях. Значение ощущений в жизни человека. Классификация ощущений.

10. Определение восприятия. Свойства восприятия. Восприятие пространства и времени. Роль моторных компонентов в восприятии.

11. Определение памяти. Значение памяти в жизни человека. Современные теории памяти. Основные процессы памяти.

12. Определение мышления. Мышление и чувственное познание. Мотивация мышления.

13. Основные мыслительные операции. Виды мышления. Формы мышления.

14. Понятие о воле и волевом действии. Функции воли. Структура волевого акта. Волевые качества личности, их формирование.

15. Понятие о воображении. Воображение как специфически человеческий вид деятельности. Виды воображения.

16. Понятие о способностях. Способности и деятельность. Врожденное и приобретенное в способностях. Проблема измерения способностей.

17. Виды способностей: общие и специальные способности, их характеристика.

18. Понятие о темпераменте. Физиологические основы темперамента. Психические свойства темперамента. Проблема изменчивости темперамента.

19. Понятие о характере. Социально-типическое в характере и индивидуальное в характере. Формирование характера.

20. Предмет, задачи, принципы, методы возрастной психологии.

21. Понятие о развитии. Источники и движущие силы развития. Факторы развития: биологическое, социальное, роль обучения и воспитания в развитии личности, активность ребенка.

22. Общие особенности развития детей: социальная ситуация развития, понятие о ведущем виде деятельности, возрастная периодизация, новообразования возраста, сензитивные периоды развития.

23. Кризис новорожденности. Стадия новорожденности. Комплекс оживления.

24. Психическое развитие в младенческом возрасте.

25. Психическое развитие в раннем детстве. Предметная деятельность. Кризис трех лет.

26. Психическое развитие в дошкольном возрасте. Роль игры. Межличностные отношения.

27. Анатомо-физиологическая и психологическая готовность к обучению в школе. Кризис семи лет.

28. Анатомо-физиологические особенности развития в младшем школьном возрасте. Учебная деятельность и развитие теоретического мышления.

29. Развитие познавательных процессов в младшем школьном возрасте.

30. Анатомо-физиологическое развитие в подростковом возрасте. Кризис подросткового возраста. Развитие самосознания.

31. Развитие личности и межличностных отношений в подростковом возрасте. Отклонения в поведении.

32. Анатомо-физиологическое развитие и умственное развитие в юношеском возрасте.

33. Любовь и дружба в юношеском возрасте. Кризис юности.

34. Предмет и задачи педагогической психологии.

35. Методы педагогической психологии.

36. Понятийная система педагогической психологии.

37. Проблема соотношения психического развития человека, его воспитания и обучения.

38. Структура и развитие учебной деятельности.

39. Принципы организации учебного процесса.

40. Теория поэтапного формирования умственных действий (П.Я. Гальперин).

41. Психологические критерии контроля и оценки знаний.

42. Психологические основы развивающего обучения.

43. Развитие познавательных процессов и способностей в учебном процессе.

44. Психология воспитания.

45. Психологические особенности педагогической деятельности.

46. Педагогические способности.

47.Стили педагогической деятельности.

48. Психологические проблемы совершенствования педагогического мастерства.

49. Предмет социальной психологии, ее место в системе научного знания.

50. Методологические проблемы социально-психологического исследования и общая характеристика методов.

51. Проблема группы в социальной психологии. Классификация групп.

52. Исследование малых групп в отечественной и зарубежной социальной психологии.

53. Межличностные отношения. Виды отношений в группе. Методы изучения межличностных отношений.

54. Лидер группы.

55. Понятие социализации. Содержание процесса социализации.

56. Прогнозирование социального поведение человека.


ЛИТЕРАТУРА

  1. Абдурахманов Р.А. История психологии: идеи, направления. – М., 2006.

  2. Битянова Н.Р. Социальная психология. - М.,2000.

  3. Вундт В. Проблемы психологии народов. - СПб., 2001.

  4. Галустова О.В. История психологии в вопросах и ответах. – М., 2005.

  5. Гальперин П.Я. Введение в психологию. - М., 2000.

  6. Гальперин П.Я., Ждан А.Н. История психологии ХХ в.: Хрестоматия для высшей школы. – М., 2005.

  7. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. Курс лекций. - М., 2000.

  8. Глуханюк Н.С. Практикум по общей психологии. – М., 2006.

  9. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. - СПб., 2002.

  10. Дубровина И.В. Словарь начинающего психолога. – Питер, 2006.

  11. Ежова Н.Н. Рабочая книга практического психолога. – Ростов н/Д., 2006.

  12. Еникеев М.И. История развития психологии. – СПб., 2001.

  13. Ждан А.Н. История психологии: От Античности до наших дней. – М., 2005.

  14. Запорожец А.В. Психология действия: Избр. Психологические труды. М. – Воронеж, 2000.

  15. Ильин Е.П. Психология воли. - СПб., 2000.

  16. Ильин Е.П. Эмоции и чувства. - СПб., 2001.

  17. История психологии в лицах. Персоналии. – М., 2005.

  18. История психологии. – М., 2005.

  19. Козубовский В.М. Общая психология: познавательные процессы. – М., 2006.

  20. Кольцова В.А. Теоретико-методологические основы истории психологии. Институт психологии РАН. – М., 2004.

  21. Краснов А.Н., Мензул Е.В., Рязанцева Н.М. Общая психология. – Ростов н/Д., 2006.

  22. Кречмер Э. Строение тела и характер. - СПб., 2001.

  23. Кричевский Р.Л. Социальная психология: личность и общение. - М., 2000.

  24. Крысько В.Г. Общая психология в схемах и комментариях. – СПб.: Питер, 2004.

  25. Левитес Д.Г. Школа для профессионалов, или семь уроков для тех, кто учит. - М.; Воронеж, 2001.

  26. Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии. – М., 2005.

  27. Лурия А.Р. Лекции по общей психологии. - СПб., 2006.

  28. Лучинин А.С. История психологии: Психологические воззрения в античную эпоху; Теолого-мистические подходы в объяснении природы души; Средневековье и эпоха Возрождения; Психология Нового времени; Развитие и становление: Учебное пособие для вузов. – М., 2005.

  29. Малкина-Пых И.Г. Справочник практического психолога. – М., 2006.

  30. Марцинковская Т.Д. История возрастной психологии. – М., 2004.

  31. Марцинковская Т.Д. История детской психологии. – Владос, 2004.

  32. Марцинковская Т.Д. История психологии. – М., 2006.

  33. Мещеряков Б.Г. Большой психологический словарь. – М., 2006.

  34. Морозов А.В. История психологии. – М., 2003.

  35. Общая психология. В 7 томах. / Под ред. Б.С.Братуся. – М., 2006.

  36. Общая психология. Словарь. / Под ред. А.В. Петровского. – М., 2005.

  37. Практикум по психологии. – М., 2002.

  38. Раис Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. - СПб., 2000.

  39. Романов К.М., Гаранина Ж.Г. Практикум по общей психологии. Учебное пособие. – М., 2002.

  40. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб., 2001.

  41. Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии. - СПб., 2000.

  42. Смирнов А.Г. Практикум по общей психологии. Издательство Института психотерапии, - М., 2005.

  43. Сонин В.А. Личность. Поведение. Смысл бытия: психолого-социальные концепции личности в ХХ столетии. – СПб., 2006.

  44. Узнадзе Д.Н. Общая психология. – СПб.: Питер, 2004.

  45. Фрейд З. Введение в психоанализ. Лекции. - СПб., 2001.

  46. Хьелл Л. Теории личности: основные положения, исследования и применение. – Питер, 2006.

  47. Чалдини Р. Психология влияния. - СПб., 2001.

  48. Шапарь В.Б. Новейший психологический словарь. – Ростов н/Д., 2006.

  49. Шевцов А. Введение в общую культурно-историческую психологию. – М., 2000.

  50. Штейнмец А.Э. Общая психология. – М., 2006.

  51. Шульц Д., Шульц С. История современной психологии. – М., 2002.

  52. Эриксон Э. Детство и общество. - СПб., 2000.

  53. Юнг К. Психологические типы. - М., 2001.

  54. Юрчук В.В. Общая психология в схемах и моделях: научное обоснование, комментарии. – М., 2004.


Дополнительная литература

  1. Андреева Г.М. Социальная психология. - М., 1988.

  2. Аникеева Н.П. Психологический климат в коллективе. - М., 1989.

  3. Антология исследования культуры. - СПб, 1997.

  4. Асмолов А.Г. Психология личности. - М., 1990.

  5. Аткинсон Р. Человеческая память и процесс обучения: Пер. с англ. - М., 1980.

  6. Бауэр Т. Психическое развитие младенца. - М., 1979.

  7. Белухин Д.А. Учитель: от любви до ненависти… (Техника профессионального поведения). Кн. Для учителя. - М., 1994.

  8. Бернс Р.В. Развитие Я-концепции и воспитание. - М., 1986.

  9. Бертон В. Принципы обучения и его организация. - М., 1934.

  10. Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком. - М., 1982.

  11. Введение в этническую психологию. - СПб., 1995.

  12. Вилюнас В.К. Психологические механизмы мотивации человека. - М., 1990.

  13. Возрастная и педагогическая психология // Под ред. А.В. Петровского. - М., 1980

  14. Волович М.Б. Не мучить, а учить: О пользе педагогической психологии. - М., 1992.

  15. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. - СПб., 1997.

  16. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. - СПб., 1997.

  17. Выготский Л.С. Педагогическая психология. - М., 1996.

  18. Выготский Л.С. Проблема возраста // Собр.соч. Т.4. - М., 1984.

  19. Выготский Л.С. Проблема обучения и умственного развития в школьном возрасте // Избр.психол.исслед. - М., 1956.

  20. Габай Т.В. Педагогическая психология. - М., 1995.

  21. Гальперин П.Я. Методы обучения и умственного развития ребенка. - М., 1985.

  22. Гозман Л.Я. Психология эмоциональных отношений. - М., 1987.

  23. Головаха Е.И., Панина Н.В. Психология человеческого взаимопонимания. - Киев, 1989.

  24. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. - М., 1996.

  25. Джеймс У. Беседы с учителем о психологии. - М., 1998.

  26. Дональдсон М. Мыслительная деятельность детей. - М., 1985.

  27. Еремина В.И. Ритуал и фольклор. - Л., 1991.

  28. Зюбин Л.М. Психология воспитания. - М., 1991.

  29. Иващенко Ф.И. Психология воспитания школьников: Учеб. пособие. - Минск, 1996.

  30. Ильясов И.И. Структура процесса учения. - М., 1986.

  31. Итс Р.Ф. Введение в этнографию. - Л., 1991.

  32. Каптерев П.Ф. Детская и педагогическая психология - М., Воронеж, 1999.

  33. Кле М. Психология подростка. - М., 1991.

  34. Коломинский Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах. - Минск, 1976.

  35. Кон И.С. Дружба. - М., 1987.

  36. Кон И.С. Психология старшеклассника. - М., 1980.

  37. Коул М. Культурно-историческая психология: наука будущего. - М., 1997.

  38. Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. - М., 1991.

  39. Кричевский Р.Л., Дубовская Е.М. Психология малой группы. - М., 1988.

  40. Кроник А.А., Кроник Е.А. Психология человеческих отношений. - Дубна, 1998.

  41. Ксензова Г.Ю. Оценочная деятельность учителя: Учеб.метод.пособие. - М., 1999.

  42. Кухарев Н.В. На пути к профессиональному совершенству: Кн. Для учителя. - М., 1990.

  43. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М., 1982.

  44. Леонтьев А.Н. Эволюция психики. - М. – Воронеж, 1999.

  45. Лурия А.Р. Язык и сознание. - М., 1998.

  46. Лурье С.В. Историческая этнология. - М., 1997.

  47. Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте. - М., 1983.

  48. Маркова А.К., Матис Т.А., Орлов А.Б. Формирование мотивации учения: Кн. Для учителя. - М., 1990.

  49. Маслоу А. Мотивация и личность. - СПб., 1999.

  50. Матюхина М.В. Мотивация учения младших школьников. - М., 1994.

  51. Мерлин В.С. Структура личности. Характер, способности, самосознание. - Пермь, 1990.

  52. Мозг и эмоции. - М., 1992.

  53. Морено Я. Социометрия. Экспериментальный метод и наука об обществе. - М., 1958

  54. Мухина В.С. Изобразительная деятельность ребенка как форма усвоения социального опыта. - М., 1981.

  55. Мясищев В.Н. Психология отношений. - М. – Воронеж, 1998.

  56. Немов Р.С., Кирпичник А.Г. Путь к коллективу. - М., 1988.

  57. Непомнящая Н.И. Становление личности ребенка 6-7 лет. - М., 1992.

  58. Новоселова Н.И. Проблемы онтогенеза общения. - М., 1986.

  59. Обухова Л.Ф. Возрастная психология: Учебник. - М., 1996.

  60. Парыгин Б.Д. Анатомия общения. - СПб., 1999.

  61. Пиаже Ж. Избранные психологические труды. - М., 1994.

  62. Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка. - М., 1994.

  63. Пиаже Ж. Суждения и рассуждения ребенка. - СПб., 1997.

  64. Поддьяков Н.Н. Мышление дошкольника. - М., 1977.

  65. Поляков С.Д. Психопедагогика воспитания. - М., 1996.

  66. Пряжников Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение. -М.; Воронеж, 1996.

  67. Способности. К столетию со дня рождения Б.М. Теплова. - М., 1997.

  68. Талызина Н.Ф. Педагогическая психология: Учеб.пособие для студ. Сред. Спец. Учеб. заведений. - М., 1998.

  69. Фрейд З. Психология бессознательного. - М., 1990.

  70. Хрестоматия по ощущению и восприятию. - М., 1986.

  71. Эльконин Б.Д. Введение в психологию развития. - М., 1995.

  72. Эльконин Д.Б. Заметки о развитии предметных действий в раннем возрасте. - М., 1978.

  73. Юнг К. Человек и его символы. - СПб., 1997.

  74. Якобсон С.Г. Психологические проблемы этического развития детей. - М., 1984.

  75. Ярошевский М.Г. История психологии. - М., 1996.


Программа аттестационных испытаний

«Невропатология»

ПРОГРАММА КУРСА

Раздел I. Общая невропатология.

Тема 1. Невропатология как самостоятельная и интегральная научная дисциплина.

Объект и предмет изучения невропатологии.

Краткая история становления и развития отечественной и зарубежной неврологии. Связь неврологии с другими дисциплинами и, прежде всего, с психологией и коррекционной педагогикой. Нейрофизиологические основы механизмов обучения и воспитания. Взаимосвязь между развитием, обучением и воспитанием.


следующая страница >>
Смотрите также:
Правила проведения аттестационных испытаний
450.18kb.
3 стр.
Программа проведения аттестационных испытаний при поступлении на второй и последующие курсы
162.83kb.
1 стр.
II. Полномочия и функции аттестационных комиссий
85.39kb.
1 стр.
Правила приема на второй и последующие курсы в федеральном государственном бюджетном учреждении высшего профессионального образования
110.51kb.
1 стр.
Правила проведения аттестационных экзаменов и присвоения ученических (кю) и мастерских (дан) разрядов Всеяпонской федерации Кёкусин каратэдо Кёкусин-кан проект от 31. 10. 2005
171.07kb.
1 стр.
Формы проведения вступительных испытаний в 2013 году и правила их проведения для иностранных граждан
111.9kb.
1 стр.
Программа проведения аттестационных испытаний при поступлении на последующие курсы по специальности 080102. 65 «Мировая экономика»
198.38kb.
1 стр.
Программа аттестационных испытаний при переводе и восстановлении
255.4kb.
1 стр.
Программа аттестационных испытаний по географии на 2-й и последующие курсы Москва 2013
173.05kb.
1 стр.
Программа проведения аттестационных испытаний при поступлении на второй и последующие курсы по специальности 030301 «Психология»
671.4kb.
4 стр.
Настоящие Правила приема определяют условия приема, порядок проведения вступительных испытаний и зачисления в Академию
879.14kb.
4 стр.
Программа аттестационных испытаний для поступающих на второй и последующие курсы на направление
43.1kb.
1 стр.