Главная
страница 1страница 2 ... страница 6страница 7
Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 58»

ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ


МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ШКОЛА № 58»

г.Камышлов

2011

Паспорт образовательной программы

Наименование

программы

Образовательная программа начального общего образования Муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 58»

Назначение программы

Образовательная программа начального общего образования Муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 58» является нормативным документом, определяющим цели и ценности образования на ступени начального общего образования, содержание и организацию образовательного процесса, учитывающих образовательные потребности, возможности и особенности развития обучающихся.

Сроки реализации 2006 – 2011 гг

программы

2011- 2015 гг.

Дата рассмотрения,

принятия и утверждения программы

Согласовано на заседании Управляющего совета школы от______________протокол №_____.

Принято на заседании педагогического совета

от ______________протокол № .

Утверждено приказом директора МОУ «СОШ № 58» от___________ приказ №_______.



Цель и задачи программы

Целью образовательной программы МОУ «СОШ № 58» является формирование общей культуры обучающихся, их духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие.

Достижение цели обеспечивается решением следующих задач:

  • создать условия для формирования общей культуры обучающихся;

  • обеспечить условия для духовно-нравственного, социального, личностного и интеллектуального развития;

  • создать основу для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование;

  • обеспечить условия для сохранения и укрепления здоровья обучающихся.


Содержание


  1. Пояснительная записка………………………………………………3

  2. Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования….12

  3. Учебный план………………………………………………………….23

  4. Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования………30

  5. Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования………..55

  6. Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни………………………………………………………………….75

  7. Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программыначального общего образования……………………………………………………………83

  8. Программы отдельных учебных предметов, курсов………………

1.Пояснительная записка.
1.1 Актуальность программы.

Главной отличительной чертой современного мира являются высокие темпы обновления научных знаний, технологий и технических систем, применяемых не только на производстве, но и в быту, сфере досуга человека. Поэтому впервые в истории образования необходимо учить личность, начиная со ступени начального общего образования, постоянно самостоятельно обновлять те знания и навыки, которые обеспечивают её успешную учебную и внеучебную деятельность, формировать готовность осваивать требований основного и полного среднего образования, совершать в будущем обоснованный выбор своего жизненного пути и соответствующей способностям, общественным потребностям профессии. Школа становится учреждением, формирующим с первого класса навыки самообразования и самовоспитания.

Необходимость разработки образовательной программы начальной школы связана с внедрением федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения, призванных обеспечивать развитие системы образования в условиях изменяющихся запросов личности и семьи, ожиданий общества и требований государства в сфере образования. Следствием быстрого обновления знаний становится требование непрерывного образования на основе умения учиться. В современном обществе смысл и значение образования меняются. Теперь это не просто усвоение знаний, а импульс к развитию способностей и ценностных установок личности учащегося. Сегодня происходит изменение парадигмы образования — от парадигмы знаний, умений и навыков к парадигме развития личности учащегося. Главной целью образования становится не передача знаний и социального опыта, а развитие личности ученика.

Начальное образование выступает важнейшим средством самореализации и самоутверждения ребёнка как субъекта, уже способного определить цель, смысл и ценность требований современной культуры к учебной, семейно-бытовой, досуговой деятельности человека. Формируемые на данной ступени навыки обеспечивают не только дальнейшее развитие ребёнка, но и активное восприятие и осмысление текущей повседневной жизни, получение радости от умелого проявления жизненных сил, приобретаемых в процессе взросления знаний и умений.

Актуальность предлагаемой программы заключается в том, что умение учиться, составляющее основу личностного развития учащегося, означает умение учиться познавать и преобразовывать мир, ставить проблемы, искать и находить новые решения; учиться сотрудничать с другими людьми на основе уважения и равноправия.

Образовательная программа начальной школы направлена на удовлетворение потребностей:

• учащихся — в программах обучения, стимулирующих развитие познавательных и творческих возможностей личности;

• общества и государства - в реализации программ развития личности, направленных на формирование способностей к продуктивной творческой деятельности в сфере науки, культуры, общественных отношений, которые обеспечат в будущем становление интеллектуальной элиты;

•города Камышлова — в сохранении и развитии традиций города как одного из малых городов Свердловской области.

Основная образовательная программа построена с учетом

Особенностей обучающихся первой ступени общего образования как фундамента всего последующего обучения, который является особым этапом в жизни ребенка, связанного с:


  • изменением с поступлением в школу ведущей деятельности ребенка - переходом к учебной деятельности (при сохранении значимости игровой), имеющей общественный характер и являющейся социальной по содержанию;

  • освоением новой социальной позиции, расширением сферы взаимодействия ребенка с окружающим миром, развитием потребностей в общении, познании, социальном признании и самовыражении;

  • принятием и освоением ребенком новой социальной роли ученика, выражающейся в формировании внутренней позиции школьника, определяющей новый образ школьной жизни и перспективы личностного и познавательного развития;

  • формированием у школьника основы умения учиться и способности к организации своей деятельности ― принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности; планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку; взаимодействовать с учителем и сверстниками в учебном процессе;

  • изменением при этом самооценки ребенка, которая приобретает черты адекватности и рефлексивности;

  • моральным развитием, которое существенным образом связано с характером сотрудничества со взрослыми и сверстниками, общением и межличностными отношениями дружбы, становлением основ гражданской идентичности и мировоззрения.


1.2. Информационная карта образовательного учреждения.

Образовательная программа начального общего образования МОУ «СОШ № 58» разработана с учётом специфики образовательного учреждения.



Государственный статус образовательного учреждения – Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 58»

Лицензия серия А № 249990, рег. № 11350, срок действия : с 23.04.2008 г. по 01.09.2013 г.

Свидетельство о государственной аккредитации № 1138 от 19 мая 2004 года сроком действия до 19 мая 2009 года. На основании приказа министра общего и профессионального образования Свердловской области от 18.06.2009 года № 893-ал «О государственной аккредитации образовательных учреждений» МОУ «СОШ № 58» аккредитовано на срок до 18 июня 2014 года.

Школа была открыта в 1923 году, первоначально это была железнодорожная семилетняя школа-интернат. В 1934 году школа становится средней. В июле 1946 года решением Свердловского областного совета депутатов трудящихся школе было присвоено имя Героя Советского Союза Степана Михайловича Черепанова. До 1 января 2004 года школа находилась в ведомстве Отдела учебных заведений Свердловской железной дороги. С 1 января 2004 года передана в Управление образования МО «город Камышлов».

Школа находится в центре города.

Основной контингент обучающихся составляют дети, проживающие по улице Свердлова, Красных Орлов, Карла Маркса, в поселке завода Стройматериалов. Около 60% обучающихся – дети железнодорожников. По социальному составу семьи обучающихся школы: рабочие, служащие, предприниматели, домохозяйки, т.е. представлены все социальные слои.

Специфика контингента учащихся определяется тем, что не все были воспитанниками дошкольных образовательных учреждений. Ежегодно в школу приходит 10-15% детей, которые не посещали детский сад.

Образовательное учреждение предоставляет возможность раскрыть и развить способности личности обучающихсячерез обеспечение преемственности образования на всех ступенях обучения, через обеспечение преемственности с дошкольными образовательными учреждениями, через непрерывность образования в рамках сетевого взаимодействия с колледжем УрГЭУ. Школа является членом сети региональной инновационной площадки УрО РАО «Модель непрерывного экономического образования «Школа – колледж – ВУЗ». В условиях реализации данной модели осуществляется не только профильное обучение на старшей ступени, но и введение в учебный план экономических дисциплин с 5 класса, а с 2011 года и с 1 класса. Образовательное учреждение тесно сотрудничает с учреждениями дополнительного образования: Домом детского творчества, Детской юношеской спортивной школой, Школой искусств №1, Детской художественной школой, Центром культуры и досуга, городским музеем, Центральной городской библиотекой, Центральной детской библиотекой.

Образовательный процесс в начальной школе МОУ «СОШ № 58» осуществляется на основе годового учебного плана, годового календарного учебного графика и расписания учебных занятий.

В МОУ «СОШ № 58» устанавливается режим дня, соответствующий требованиям СанПиН.

С учетом потребностей и возможностей личности образовательные программы осваиваются в очной форме.

При организации образовательного процесса, как правило, первая половина дня отводится для проведения уроков, вторая половина дня – для внеурочной работы, включающей занятия в творческих объединениях школы, занятия в учреждениях дополнительного образования, проектную деятельность обучающихся.

Начальная школа находится в отдельном здании. Занимает площадь 839 кв.м. В здании имеется 10 учебных кабинетов, из них 1 кабинет логопеда, 1 кабинет музыки. В школе расположена столовая с подсобными помещениями, раздевалка, санузел, вестибюль.
1.3. Цель и задачи образовательной программы.

Целью образовательной программы МОУ «СОШ № 58» является формирование общей культуры обучающихся, их духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие.



Достижение цели обеспечивается решением следующих задач:

  • создать условия для формирования общей культуры обучающихся;

  • обеспечить условия для духовно-нравственного, социального, личностного и интеллектуального развития;

  • создать основу для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование;

  • обеспечить условия для сохранения и укрепления здоровья обучающихся.


1.4. Основные принципы построения программы.

Программа соответствует основным принципам государственной политики РФ в области образования, изложенным в Законе Российской Федерации «Об образовании». Это:



  • гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности;

  • воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;

  • единство федерального культурного и образовательного пространства, защита и развитие системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства;

  • общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся и воспитанников;

  • обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации, творческого развития;

  • формирование у обучающегося адекватной современному уровню знаний и ступени обучения картины мира;

  • формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества;

  • содействие взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами независимо от национальной, религиозной и социальной принадлежности.

Так же в основе программы лежат общедидактические принципы

обучения:

- принцип сознательности, активности, самостоятельности при руководящей роли учителя;

- принцип систематичности и последовательности;

- принцип наглядности;

- принцип доступности и посильности;

- принцип учетавозрастных особенностей обучающихся.
1.5.Учебно-методическое обеспечение программы.

Поставленные программой цель и задачи реализует УМК

«Перспектива», направленный на общекультурное, личностное, познавательное развитие, формирование учебной деятельности, развитие коммуникативной компетентности.

УМК  «Перспектива» представляет собой целостную информационно-образовательную среду для начальной школы, сконструированную на основе единых идеологических, дидактических и методических принципов, адекватных требованиям ФГОС к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования. Такой подход позволяет реализовать на практике ключевое положение ФГОС: «Эффективность учебно-воспитательного процесса должна обеспечиваться информационно-образовательной средой школы, системой информационно-образовательных ресурсов и инструментов, обеспечивающих условия для реализации основной образовательной программы образовательного учреждения».

Идеологической основой  УМК «Перспектива» является «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России», направленная на формирование у подрастающего поколения системы ценностей гуманизма, созидания, саморазвития, нравственности как основы успешной самореализации школьника в жизни и труде и как условия безопасности и процветания страны.

Дидактической основой УМК  «Перспектива» является дидактическая система деятельностного метода (Л.Г. Петерсон), синтезирующая на основе методологического системно-деятельностного подхода неконфликтующие между собой идеи из современных концепций развивающего образования с позиций преемственности научных взглядов с традиционной школой (Заключение РАО от 14.07.2006 года, Премия Президента РФ в области образования за 2002 год).

Методической основой является  совокупность современных методов и приемов обучения и воспитания, реализуемых в   УМК  «Перспектива» (проектная деятельность, работа с информацией, мир деятельности и пр.). Учебники  эффективно дополняют рабочие и творческие тетради, словари, книги для чтения, методические рекомендации для учителей, дидактические материалы, мультимедийные приложения (DVD-видео; DVD-диски со сценариями уроков, реализующих деятельностный метод обучения; CD-ROM диски; презентационные материалы для мультимедийных проекторов; программное обеспечение для интерактивной доски и др.).

2. Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основной программы начального общего образования.

В тексте ФГОС начального общего образования отражены основные положения планируемых результатов начального общего образования.

К числу планируемых результатов освоения основной образовательной программы отнесены:

• личностные результаты — готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников начальной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности;

• метапредметные результаты — освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные);

• предметные результаты — освоенный обучающимися в ходе изучения учебных предметов опыт специфической для каждой предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира.



Личностные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образованияотражают:

1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;

2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;



10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образованияотражают:

  1. овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;

  2. освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

  3. формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

  4. формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

  5. освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

  6. использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;

  7. активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее – ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;

  8. использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;

  9. овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;

  10. овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

  11. готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

  12. определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

  13. готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;

  14. овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;

  15. овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;

  16. умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.




следующая страница >>
Смотрите также:
Основная образовательная программа начального общего образования муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
10602.18kb.
41 стр.
Основная образовательная программа начального общего образования Муниципального общеобразовательного учреждения
989.34kb.
7 стр.
Основная образовательная программа начального общего образования муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
3805.67kb.
17 стр.
Основная образовательная программа начального общего образования муниципального общеобразовательного учреждения
2162.17kb.
10 стр.
Основная образовательная программа начального общего образования муниципального общеобразовательного учреждения
1105.44kb.
7 стр.
Основная образовательная программа начального общего образования муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Гимназия» г. Боровичи 2013
2531.4kb.
19 стр.
Основная образовательная программа начального общего образования муниципального общеобразовательного учреждения
4808.29kb.
27 стр.
Основная образовательная программа начального общего образования муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Казмасская сош»
1983.93kb.
9 стр.
Основная образовательная программа начального общего образования муниципального общеобразовательного учреждения
1442.43kb.
7 стр.
Основная образовательная программа муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения гимназии
7925.76kb.
39 стр.
Образовательная программа начального общего образования муниципального общеобразовательного учреждения
3168.29kb.
14 стр.
Управление образованием администрации Бельского района
1922.9kb.
10 стр.