Главная
страница 1
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПО СЛУШАНИЮ МУЗЫКИ

1 КЛАСС


I четверть




ТЕМА УРОКА

1 урок

Знакомство с детьми. Вводная беседа. Роль музыки в жизни человека. Древнее происхождение и развитие музыкального искусства. Разнообразие музыкальных произведений. Выдающиеся музыканты прошлого и современности. Содержание музыкальных произведений.

2 урок

Характеристика музыкального звука: высота, длительность, тембр, динамика, регистр. Беседа о колоколах.

Игра в «Бубенчики». Игра в «Звонарей». Игра «Маятник».

Колокольная музыка. П.И. Чайковский «Детский альбом».


3 урок

Пульс. Доли. Метр. Характеристика высоты и длительности звука на примере звучания больших и малых колоколов. Сравнение пульса в музыке и музыкальных долей с пульсом человека и часов.

В.Гаврилин «Часы», Л.Шитте «Этюд», р.н.п. «Дроздок».



4 урок

Метроритмическое своеобразие музыки. Сильные и слабые доли такта.

Ритмический рисунок и его выразительность. Чувственное восприятие доли-пульса, музыкального «шага», его тяжести, легкости, плавности и т.д.



5 урок

Разыграть сказку «Теремок». Изобразить в звуках щаги каждого героя сказки. Заполнить таблицу №2 по пособию «Уроки госпожи Мелодии».

Сочинить музыкальные шаги, изображающие какого-либо героя или живое существо.



6 урок

Н.А. Римский-Корсаков «Три чуда», П.И. Чайковский «Болезнь куклы», «Похороны куклы», М.И. Глинка «Марш Черномора».

Представить ритмическую и пластическую модель пьесы, отражающую характер героя.



7 урок

Танцевальные движения в музыке. Пластика танцевальных движений в музыке. Связь танцевальных и иных движений с темпом, метром, ритмом.

Двигаться под музыку разных танцев, стараясь отразить их пластику. Рассмотреть костюмы разных стран и эпох по иллюстрациям и сказкам.



8 урок

КОНТРОЛЬНЫЙ УРОК

Всего:

8 часов





II четверть




Тема урока

1 урок

Танцевальные движения в музыке. Сыграть танцевальные пьесы из собственного исполнительского репертуара. Заполнить таблицу о пособию.

П.И. Чайковский, «Детский альбом», вальс, Полька. С Прокофьев, балет «Золушка», Гавот. Л. Боккерини, Менуэт.



2 урок

Мелодический рисунок. Вершина мелодической волны - кульминация. Постепенное движение к кульминации и вершина, взятая скачком.

П.И. Чайковский, «Детский альбом».

Найти в пьесах из собственного исполнительского репертуара волнообразное развитие мелодии и кульминацию.


3 урок

Мелодия-кантилена. Мелодия-шутка. «Парящая» мелодия.

А.Рубинштейн, «Мелодия». Ф. Шуберт, «Ave Maria»/ М.Мусоргский, «Балет невылупившихся птенцов». К. Сен-Санс, «Лебедь». Р. Шуман, «Грезы».



4 урок

Типы мелодического рисунка, его выразительные возможности, связь с метроритмом.

Передавать с помощью пантомимы или рисунка движение мелодии.

Найти свои примеры на различные типы мелодического рисунка.


5 урок

Мелодия-вьюнок (Н.А. Римский-Корсаков, Полет шмеля). Мелодия-стрела (Л.Бетховен, Соната №1, главная партия). Мелодия-пятно (С. Прокофьев, «Дождь и радуга»). Мелодия-пружина (С. Прокофьев, «Классическая симфония», Гавот). Галантные завитки и скрытая стрела (В.А.Моцарт, «Турецкое рондо»).

6 урок

Речитатив. Песенно-речитативные мелодии.

А. Даргомыжский, «Старый капрал». Ф. Шуберт, «Шарманщик». М. Мусоргский, цикл «Детская», В углу, С няней.



7 урок

Инструментальный речитатив. Беседа о «короле» музыкальных инструментов – органе.

И.С. Бах, Токката ре минор для органа.



8 урок

КОНТРОЛЬНЫЙ УРОК.

Всего:

8 часов





III четверть




Тема урока

1 урок

Сказочные сюжеты в музыке. Обращение композиторов к образам народных сказок, легенд, былин. Применение особых средств создания сказочности звучания.

Э.Григ, Шествие гномов, Танец эльфов. Р. Шуман, Дед Мороз.



2 урок

Балет. Кто создает балет, как устроен спектакль. Что такое дивертисмент, пантомима.

Характеристика особенностей музыкального языка танцев из 2 действия балета П.И. Чайковского «Щелкунчик». Сделать рисунок к любому фрагменту из балета.



3 урок

Музыкальная интонация. Интонация в музыке как совокупность всех элементов музыкального языка. Исторически сложившиеся типы интонаций.

Чтение детских стихов с разной интонацией.

Д. Кабалевский, Плакса, Злюка, Резвушка.


4 урок

Интонация вздоха (ламенто). Колыбельные.

Спеть колыбельные песни знакомые детям.

Н.Римский-Корсаков, опера «Сказка о царе Салтане», хор «О-хо-хо-нюшки-ох!». К. Глюк, опера «Орфей», Мелодия. В. Калинников, «Киска».


5 урок

Роль интервалов, ритма, гармонии, фактуры, тембра, регистра, динамики и других компонентов музыкального языка в создании интонаций угрозы, насмешки, ожидания, скороговорки и др. Интонировать детские стихи, сочинять на них песенки.

6 урок

Разные типы музыкальных интонаций.

А.Гречанинов, Мазурка ля минор, «В разлуке». В.-А. Моцарт, опера «свадьба Фигаро», ария Фигаро «Мальчик резвый». М.Глинка, опера «Руслан и Людмила», канон «Какое чудное мгновенье». Сочинить музыкальные интонации для сказочных героев.



7 урок

Сказка «Дюймовочка» с музыкой Э. Грига. Прослушивание и беседа.

8 урок

Фактура. Характеристика фактуры с точки зрения плотности, прозрачности, многослойности и однородности.

Проговаривание нотного текста по группам (бас, средние голоса, верхний голос в «Ариэтте» Э.Грига; переклички регистров в пьесе «Утро»). Сыграть песенку из сб. Сольфеджио в разных фактурных решениях



9 урок

Гомофония. Полифония. Музыкально-звуковое пространство. Имитация.

Проговаривание нотного текста, прохлопывание ритма в примерах на имитацию по группам. Игры в имитацию – эхо. Пение канона.

ОВ.-А. Моцарт, опера «Волшебная флейта», дуэт «Папагено и Папагены».Найти имитацию и контрапункт в пьесах из своего репертуара.


10 урок

КОНТРОЛЬНЫЙ УРОК.

IV четверть




Тема урока

1 урок

Музыкально-звуковое пространство в музыке барокко: «далеко - близко» (piano- forte), общий план – детализация (tutti - solo), «выше - ниже». Свет и тень. Жанр концерта.

А. Вивальди, «Времена года», Весна.



2 урок

Сказочные сюжеты в музыке как обобщающая тема. Анализ интонаций, фактуры, регистрового объема, динамики, лада и других средств музыкальной выразительности после прослушивания музыкального произведения. П..И. Чайковский, Баба- Яга. М.Мусоргский, Гном, Старый замок, Избушка на курьих ножках.

Сочинить свою Бабу-Ягу.



3 урок

Изображение стихии воды в музыке. Способы изложения темы и ее организация в звуковом пространстве.

Ф.Шуберт, «В путь». Н.А. Римский-Корсаков, опера «Садко», вступление «Океан – море синее», Пляс золотых рыбок. К. Сен-Санс, Аквариум.



4 урок

Стихия воды в музыке. Игры-имитации (ритмические, фактурные аналогии «морских» тем, контрапунктические и имитационные наложения текстов, движений и т.д.).

Изобразить в звуках ручеек, морские волны, капель, дождь.



5 урок

Изображение стихии огня и света в музыке. Роль ритма, мелодии и фактуры в изображении стихии огня. Соединение традиционно-жанровых признаков (ритм танца, стремительность движения и др.) с тематизмом пространственно-живописного характера (фактура и тембр).

Чтение сказки Жар-птица. И. Стравинский, балет «Жар-птица».



6 урок

Симфонический оркестр. Симфоническая сказка С. Прокофьева «Петя и волк». Герои сказки – инструменты оркестра. Звукоизобразительные моменты. Характер музыкальных тем и «события», происходящие в их развитии.

7 урок

КОНТРОЛЬНЫЙ УРОК.

8 урок

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ УРОК

Всего:

8 часов






Смотрите также:
Календарно-тематический план по слушанию музыки 1 класс I четверть тема урока 1 урок
55.79kb.
1 стр.
Конспект урока музыки 6 класс III четверть Тема четверти: «В чем сила музыки?» Тема урока: «Красота природы и правда отображения ее в музыке»
138.47kb.
1 стр.
Уроке и попытайтесь определить тип урока музыки. 1(2) класс, 2 четверть, тема «О чем говорит музыка» Учитель начинает урок с беседы и задает вопрос: У: «Кто создает музыку?»
25.66kb.
1 стр.
Календарно-тематический план по учебной дисциплине составлен в соответствии с рабочей программой дисциплины, утвержденной Календарно-тематический план разработала
215.94kb.
1 стр.
Календарно тематическое планирование 8 класс (2 часа в неделю 68 часов в год) Элемент фгос № пп Тема урока Содержание урока История Нового времени
158.39kb.
1 стр.
Урока музыки 5 класс. Тема полугодия:" Можем ли мы увидеть музыку?" Тема урока:" Образ моря в музыке и изобразительном искусстве"
24.51kb.
1 стр.
Календарно-тематический план. Искусство. 10 класс
124.6kb.
1 стр.
Тема урока: Тема моря в русской музыке. Тип урока : изучение нового материала. Вид урока: урок прогулка. Жанр урока: тематический
52.36kb.
1 стр.
Программа принята на основании
759.11kb.
3 стр.
№ n\n №урока Тема урока Тип урока Форма проведения Оборудование урока Дата Практические работы 10
440.64kb.
2 стр.
Календарно-тематический план работы исторического кружка «клио» № тема дата ответственный 1
26.76kb.
1 стр.
План-конспект урока «Окружающий мир» 4 класс Тема урока: Древняя Греция Тип урока: урок усвоения новых знаний
101.26kb.
1 стр.