Главная
страница 1
Штык и перо

(обзор литературы писателей-фронтовиков)


Слайд 2

С каждым днем становятся все дальше от нас героические и трагические годы Великой Отечественной войны. Скоро наш народ будет отмечать 65-годовщину Победы над фашисткой Германией.

Это уже более полувека! Значит, уже о нашем времени написал поэт Сергей Орлов:

Когда это будет, не знаю.

В тени белоствольных берез

Победу Девятого мая

Отпразднуют люди без слез…

Подымут победные марши,

Армейские трубы страны,

И выедет к армии маршал,

Не видевший этой войны…

Да, время неумолимо идет вперед, но вместе с тем оно не властно над памятью народа.

Литература и искусство выступают как хранители памяти поколений. Более тысячи писателей ушли на фронт, и свыше четырехсот не вернулись домой. По горячим следам войны создавали свои произведения поэты и прозаики, надевшие военную форму. Это Алексей Сурков, Николай Тихонов, Константин Симонов, Михаил Алексеев, Михаил Шолохов, Григорий Бакланов, Василий Быков и многие, многие другие.

Слайд 3

Возьмем, к примеру, поэтический сборник «ПОБЕДА». Он целиком посвящен героической борьбе Ленинграда в годы войны.

Трудности, перенесенные жителями города и фронта, стали со временем известны во всех подробностях, и мир ужаснулся небывалой трагедией и не скрывал удивления и восхищения героями, отстоявшими город в самых тяжелых условиях. Казалось, что на Ленинград, лишенный света, воды, топлива, хлеба, спускается какая-то доисторическая мгла. Казалось, что человек не в силах выдержать это. Но ничто не могло убить волю ленинградцев. Среди защитников города были и поэты. Они сражались своим оружием - стихами и поэмами, посвященные подвигу горожан.

В этот сборник вошли стихи поэтов, переживших блокаду, свидетелей жизни города и фронта.



Слайд 4

Ленинградская поэтесса Ольга Берггольц писала в Дни решающих боев, когда фашисты шли на штурм:

… Мы будем драться

с беззаветной силой,

Мы одолеем бешеных зверей.

Мы победим, клянусь тебе,

Россия,

От имени российских матерей.


Слайд 5

И старейшая поэтесса России Анна Ахматова, питерская до глубины сердца, в эти же дни написала свою «Клятву»:

И та, что сегодня прощается

с милым, -

Пусть боль свою в силу она

переплавит.

Мы детям клянемся, клянемся

могилам,


Что нас покориться никто

не заставит!

Читая страницу за страницей этого сборника, мы видим перед собой мрачные картины блокады. Поэты не скрывают ни смертей, ни страданий, выпавших на долю ленинградцев. В книгу вошли стихи Михаила Дудина, поэта-сапера Бориса Лихарева, Александра Решетова, Сергея Наровчатова, Анатолия Чивилихина, Павла Шубина. Много в этом сборнике фронтовых поэтов - всех невозможно перечислить, но у каждого есть своя, особая черточка, особое дыхание, особое восприятие действительности.

Под Ленинградом сложил голову Всеволод Багрицкий, убиты в боях под Смоленском Борис Богатков, Николай Майоров. Под Киевом погиб Борис Лапин. В боях под Сталинградом - Михаил Кульцийкий… Признанные и начинающие поэты разных возрастов, национальностей - все они в пору тяжких испытаний были на переднем крае борьбы.



Слайд 6

Сотни прозаиков и поэтов пали за свободу и независимость нашей Родины. Бессмертен подвиг Муссы Джалиля - татарского поэта, не сложившего своего оружия - поэтического слова в гитлеровском застенке. Его сборник стихов вышел под названием «Маобитская тетрадь».



Слайд 7

Писатель Сергей Залыгин сказал, что послевоенную литературу создали в основном офицеры и солдаты, вернувшиеся с фронтов Великой Отечественной войны.

Они принесли с собой тяжелый, кровавый опыт солдат переднего края - «окопников». В большинстве своем это были совсем еще молодые люди. В сорок первом им было кому восемнадцать, а кому и семнадцать лет. Они писали о том, что видели и пережили сами. Та нравственная закалка, которую писатели получили на полях сражений, определила всю их последующую творческую жизнь.

Слайд 8

Верность, правда, честь стали нравственной основой в творчестве Юрия Бондарева. Уже первые его произведения - повести «Батальоны просят огня», «Последние залпы» - отличались атмосферой нравственной взыскательности, которой мерились все взаимоотношения героев. Война здесь показана точно и без прикрас. Эти произведения нередко сравнивали с подробной картой, на которой видны не общая расстановка войск и стрелы стратегических ударов, но и мельчайшие детали местности и расположение отдельных бойцов.

В «лейтенантской прозе» впервые прозвучала тема судьбы и сознательного выбора. Перед лицом постоянной угрозы смерти человек просто вынужден постоянно делать выбор: струсить, предать - но выжить или решиться на смерть - но остаться верным долгу. В таких ситуациях люди раскрываются наиболее полно. (Не случайно название одного из более поздних романов Ю.Бондарева - «Выбор».)

Роман Ю.Бондарева «Тишина» посвящен возвращению с войны победителей, седых двадцатилетних лейтенантов, чудом оставшихся в живых, крушению их надежд, столкновению с жизненной несправедливостью, нежданно-негадано обрушившейся на головы многих героев солдат-победителей. Молодые, красивые, сильные люди, вернувшиеся с войны, иногда, не выдержав унижений, по своей воле уходили из жизни.

Роман «Горячий снег» посвящен одной из героических страниц Великой Отечественной войны - Сталинградской битве.

Многие произведения Юрия Бондарева были экранизированы.



Слайд 9

Сегодня нельзя не помнить о писателях, которые первыми поведали правду о войне как о трагедии. Одним из них был Виктор Некрасов. Во время войны он был на фронте (офицер саперного батальона), прошел через битву под Сталинградом, был ранен. В написанной, сразу после Победы, повести «В окопах Сталинграда» автор без прикрас описал то, что видел и пережил сам. Война открывалась через быт простых солдат. Книга рассказывала об их проблемах, их неброском героизме. Некрасов первым показал, что победу в войне одержали не генералы и маршалы, а народ. Эту повесть читаешь как дневник и ясно видишь, какой ценой доставалась нашему народу победа над врагом. В 50 - 60-х годах эта книга не стояла на полках, ее читали. Она была переведена на три десятка языков и до 1974 года издавалась сто двадцать раз. И, видимо, популярность этой книги, правда о ходе войны, об ошибках командования напугала критиков-чинуш. И начались нападки на автора. Его стали обвинять в том, что он умалял роль русских солдат. В результате книга была запрещена, изъята из библиотек. Некрасов вынужден был эмигрировать во Францию. И только в 90-х годах его книга опять увидела свет, и теперь она вновь читается в России.



Слайд 10

Михаил Алексеев всю войну был на фронте. После он написал большие романы «Солдаты», «Ивушка неплакучая», «Вишневый омут», «Драчуны»; повести «Наследники», «Хлеб - имя существительное», «Карюха» и другие. В этих произведениях мы видим солдат-фронтовиков, тружеников колхозов и тыла, переживших все тяготы военного времени.

А в 1993 году вышел его новый роман «Мой Сталинград», над которым автор работал несколько десятилетий. В предисловии к роману Алексеев пишет: «Мой Сталинград - это действительно мой, а не чей-то там Сталинград. В сталинградском побоище участвовали миллионы солдат. Выйти живыми из сталинградского сражения - это почти противоестественно, а погибнуть в нем - это в порядке вещей, это почти неизбежно…»

Слайд 11

Писателю Григорию Бакланову принадлежат книги: «Пядь земли», «Навеки девятнадцатилетние», «Мертвые сраму не имут». О своем творчестве сам автор сказал: «Опыт войны дал мне возможность смотреть на мирную жизнь такими, а не другими глазами, в том числе и на суету сует, на те мнимые ценности, которые многие люди ценят чуть ли не дороже жизни. Я никогда не забываю о том, что мне, вернувшемуся с войны живым, фактически дарована жизнь во второй раз. Жизнь или смерть - твоя или тех, кто был рядом с тобой - такова была сплошь и рядом на фронте цена поступкам и решениям.

«Навеки девятнадцатилетние» - так назвал свою повесть Григорий Бакланов. Целая жизнь отделяет огненное время лейтенанта Владимира Третьякова - героя повести, так и не перешагнувшего свой двадцатилетний рубеж - от нашей мирной современности. Время героическое и трагическое одновременно чеканило характеры людей решительно и жестко. Девятнадцатилетние юноши оказались в обстоятельствах выбора между жизнью и смертью.

В его же повести «Меньший среди братьев» герой размышляет о том, откуда у многих фронтовиков сохранилось внутреннее спокойствие, несуетливость, достоинство. «Они делали главное, что должен делать человек в такую пору, не уронили себя, и это осталось с ними». С этой мыслью перекликается один фронтовой эпизод, всплывающий в памяти героя рассказа «Свет вечерний»: «Вдруг возникло ясно: бетонный взорванный мост над рекой, торчащие из бетона прутья арматуры. И как по этим мокрым прутьям, повиснув на руках и перехватываясь, они с автоматами за спинами перебрались на тот берег в сплошном тумане, бесшумно. И бой на том берегу. Было это гордое чувство, не мог, не должен был он перед ребятами, перед своим взором оплошать, быть хуже других ни в жизни своей, ни в смерти».

Книги Бакланова, рассказывающие о войне и рисующие наш нынешний день, заставляют думать не только о прошлом, но и о том, как нам жить дальше.

Как бы в продолжение темы книг Г. Бакланова мы находим в творчестве Василия Быкова - участника войны, о которой пишет сурово, непредвзято и строго.



Слайд 12

Видел и пережил Быков так много, что сама его жизнь могла бы стать сюжетом для повести или романа. Достаточно такого факта. На обелиске одной из братских могил под Кировоградом в длинном списке погибших была и его фамилия. Он узнал об этом много лет спустя. Спас его счастливый случай: тяжело раненый, он выполз из хаты, которую через несколько минут проутюжил фашистский танк. В.Быкова подобрали санитары другой части, а в полку его посчитали погибшим, послали матери «похоронку».

Его произведения «Смерть человека», «Измена», «Третья ракета», «Альпийская баллада», «Волчья стая», «Обелиск», «Сотников» и другие посвящены грозным событиям войны. Как много в повестях Быкова казалось бы «негероических» деталей, а вместе с тем они складываются в поразительно правдивую картину повседневного незаметного солдатского героизма, непоказной доблести. Герои его книг выполняя свой долг, сохраняют мужество, не теряют человечности, и потому даже в поражении – непобедимы.

Иван Терешка из повести «Альпийская баллада» - парень незаметный, скромный, малоразговорчивый, «в полку он ничем не отличался среди своих пехотинцев». Четыре раза он бежал из плена, вынес то, что, казалось бы, выдержать невозможно, хотя сам он «никогда не считал себя лично ни героем, ни смельчаком». А бежит он, не считаясь с трудностями и смертельной опасностью, потому что смысл жизни для него в том, чтобы снова встать в строй, взять в руки оружие.

Время действия в повестях Василия Быкова, как правило, ограничено одним-двумя днями, а то и вовсе несколькими часами, но это - часы боя, когда каждое мгновение может быть последним в жизни. Ограничен и круг действующих лиц - это соседи по окопу, товарищи по орудийному расчету, маленькая - два-три человека - партизанская группа, выполняющая какое-то задание. Герои Быкова проявляют себя в экстремальной ситуации, которая заставляет их сделать выбор между самопожертвованием и предательством.

Говоря о литературе, отразившей Великую Отечественную войну, мы должны отдать знак внимания и уважения фронтовым поэтам, стихи которых стали песнями.



Слайд 13

Поэт и прозаик Константин Симонов, как и многие писатели служил фронтовым корреспондентом. По воспоминаниям современников, он старался попасть в самое пекло. Он много пережил, увидел, испытал. Николай Тихонов рассказывал, с какой поразительной неутомимостью работал Симонов в годы войны: «Он мог писать в походе, в машине, в блиндаже в ходе случайного ночлега, под обгорелым деревом, занося в блокнот увиденное». Теме беззаветного героизма солдат посвящены его произведения «Дни и ночи», трилогия «Живые и мертвые», «Дым Отечества» и, конечно, стихи: «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины», «Смерть друга», «Майор привез мальчишку на лафете» и многие, многие другие.

Его стихи, обжигающие откровенные и человечные, по-солдатски скупы, негромки, искренни. Незаметно многие его строки стали крылатыми выражениями. Кто из нас не повторял в трудные минуты: «Ничто нас в жизни не может вышибить из седла!» Но, наверное, самое известное произведение Константина Симонова - его стихотворение «Жди меня».

Слайд 14

Оно написано от имени солдата и обращено ко всем женщинам, которые ждут… Ждать - это значит быть верной своему чувству, быть терпеливой и стойкой, не терять надежды, не забывать ни на мгновение о своем любимом, верить в его стойкость, мужество. В таком ожидании - великая сила и великая поддержка воину. Это стихотворение пользовалось в дни войны необычайной любовью.



Слайд 15

Хотелось бы сказать несколько слов о поэте Алексее Суркове. Его стихи были очень популярны на фронте. Их печатали в газетах, заучивали наизусть. Любопытна история песни композитора Константина Листова на слова Суркова «Бьется в тесной печурке огонь». Сурков сочинил эти шестнадцать строк для своей жены и наскоро записал их в рабочий блокнот. Композитор К.Листов, встретив поэта на фронте, попросил у него «что-нибудь такое, на что можно написать песню». Сурков подал ему блокнот, не надеясь, что композитор найдет в нем что-то подходящее. Листов пробежал строки стихотворений, что-то выписал, вернул блокнот и ушел. А через неделю появился вновь, взял в руки гитару и спел песню, которую назвал «В землянке».



Слайд 16

Это и другие стихотворения вошли в сборник «Родина мужественных». В этой книге вы прочтете стихи Михаила Исаковского, Николая Тихонова, Павла Антокольского, Маргариты Алигер, Александра Твардовского и многих других поэтов.

Итак, вот далеко не полный перечень литературы о войне. Хотелось бы, чтобы нынешняя молодежь, родившаяся и выросшая в мирное время, во-первых, никогда бы не испытала ужаса войны, а во-вторых, задумывалась над тем, кому мы обязаны жизнью.

Слайд 17

Закончу обзор словами поэта Роберта Рождественского из поэмы «Реквием»:

Люди!

Пока сердца



стучатся,-

помните!


Какой ценой

завоевано счастье,-



пожалуйста,

помните!


Смотрите также:
Литература и искусство выступают как хранители памяти поколений. Более тысячи писателей ушли на фронт, и свыше четырехсот не вернулись домой. По горячим следам войны создавали свои произведения поэты и прозаики, надевшие военную форму
95.78kb.
1 стр.
Возможен ли капитализм в России? другой взгляд на вопросы и проблемы, поднятые Александром Фроловым в статье «По горячим следам»
296.1kb.
1 стр.
Герои уральцы
81.77kb.
1 стр.
Все ушли на фронт
38.47kb.
1 стр.
Исследовательская работа «Село Биктимирово в годы Великой Отечественной войны»
442.33kb.
3 стр.
Освобождение Краснодарского края от немецко-фашистских захватчиков
464.21kb.
4 стр.
Литература и искусство раскрывают душу человека. Через них он непрерывно открывает для себя новый мир. Русская и казахская по­эзии отражают великие изменения в мире и их отзвук в душе человека. У каждого народа есть по-особому светлые
695.93kb.
3 стр.
История аппликации соломкой
66.95kb.
1 стр.
Тульские поэты периода Великой Отечественной войны о героической обороне города Тулы
119.72kb.
1 стр.
Характеристи образовательного учреждения Из истории школы
245.43kb.
1 стр.
Новиковский филиал куйбышеская сош
38.12kb.
1 стр.
Книга памяти: Фронтовики [Текст] : о ветеранах Краснодарского края участниках Великой Отечественной войны 1941-1945 гг., вернувшихся домой с Победой : Кореновский район. Краснодар : Диапазон-В, 2010. 532 с
716.34kb.
7 стр.