Главная
страница 1
Конспект урока музыки в 5классе.

Данный урок является шестым в четверти и работает на раскрытие темы: «Музыка и другие виды искусства», где музыкальным разделом является образ природы в музыке.



Тема урока: Тема моря в русской музыке.

Тип урока: изучение нового материала. Вид урока: урок – прогулка. Жанр урока: тематический.

Цель урока: Показать силу музыкального воплощения природы и правдивого её отображения в музыкальных произведениях. Сформировать представления ребят о творчестве русского композитора Н.А. Римского-Корсакова, через восприятие образов моря в музыке, поэзии, живописи. На примере прослушанных фрагментов выделить средства изобразительности и выразительности. Выборочно использовать их на практике, при исполнении музыкальных произведений.



Задачи урока:

- Формировать навыки восприятия и исполнения музыкальных произведений, литературы, изобразительного искусства.

- Активизировать мыслительную деятельность обучающихся в процессе слушания и исполнения музыки.

- Развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать.

- Развивать творческую активность, познавательный интерес. В процессе вокально-хоровой работы, развивать певческие навыки обучающихся, выразительную сторону вокального пения.

- Развивать эмоциональную отзывчивость, умения сопереживать чувствам, настроениям, переданным в музыке. В процессе слушания музыки развивать тембровый, динамический слух.

- Воспитывать чуткое отношение к природе на примере образов моря в разных видах искусства.

- Обогащать духовный мир обучающихся.

- Воспитывать «исполнителя», «зрителя», «слушателя».

Оборудование и музыкальный материал, используемый на данном уроке: мультимедийный проектор, компьютер, аккордеон, фортепиано, магнитофон. Картины морского пейзажа, в том числе репродукция картины И. Айвазовского «Девятый вал», портрет Н.А. Римского-Корсакова, стихотворение А.С. Пушкина «Прощай же, море!», динамические оттенки, изображение медно-духовых инструментов. Аудиозаписи музыкальных произведений: Н.А. Римского-Корсакова вступление из оперы «Садко» под названием «Океан-море синее», «Тридцать три богатыря» из симфонической картины «Три чуда» к опере «Сказка о царе Салтане». Хрестоматии песен: «Ты слышишь, море?» А. Зацепина из кинофильма «Свистать всех наверх», «Синяя вода» В. Шаинского из мультипликационного фильма «Катерок».

Ход урока: Посмотрите, пожалуйста на экран и подумайте, почему наш урок открывает морской пейзаж? Открою вам небольшой секрет: дело в том, что у моря и музыки много общего. Не верите? Тогда давайте вместе попробуем отыскать эти черты. Во многих произведениях русских композиторов мы слышим шум моря. Например, в творчестве русского композитора-сказочника…

Назовите его фамилию (демонстрация портрета Н.А. Римского-Корсакова).

Сейчас мы услышим фрагмент музыкального вступления из оперы «Садко» под называнием «Океан-море синее» и попробуем охарактеризовать услышанное. Какой характер этого произведения? Как звучит музыка?

Слушание. Звучит музыкальный фрагмент

. Теперь расскажите об услышанном, но с небольшим условием: каждый начинает со слов: «Море было…» и дальше используйте только прилагательные. (Все названные характеристики записываются на доске). Вначале море кажется спокойным, потом волны усиливаются, они как бы набегают друг на друга, море становится бурным. Обратим внимание на трёхзвучный мотив, создающий ощущение грозной, могучей стихии.

Исполнение мелодии на аккордеоне.

В чём особенность этого мотива? Ответы: он звучит то быстро, то медленно, то громко, то тихо. Море как бы окрашивается в разные цвета. Обратим внимание на нотную запись этой темы. Прочитайте мелодию с названием нот. А теперь пропоём, используя соответствующие динамические оттенки. Назовите их. Ответы: пиано-тихо, форте-громко, крещендо-усиливая звучание, диминуэндо-затихая.

Музыкальное исполнение.

Ласковое, спокойное, безмятежное, взволнованное, грозное… Как вы думаете, применимы ли эти прилагательные для того, что бы охарактеризовать настроение человека?

Теперь мы с вами будем в роли оркестра и попробуем изобразить волну. Садимся ровно, по моей руке мягко набираем воздух и шипим. Внимательно следите за рукой, я покажу, когда надо прибавить звук, а когда убавить.

Выполнение задания.

Теперь этот приём применим в пении. Но прежде чем петь, я наиграю мелодию, а вы скажите как она называется?

Исполнение на фо-но фрагмента песни «Синяя вода» В. Шаинского.

Сейчас исполните эту песню используя нарастающую и стихийную динамику, плавное ведение мелодии.

Музыкальное исполнение.

Как вы считаете, у моря может быть смена настроения? Давайте посмотрим на картину художника Ивана Константиновича Айвазовского «Девятый вал» и на фотографии изображающие море. Подумайте об этом.

Обсуждение: всматриваясь в картину Айвазовского, задумываешься о силе духа человека перед стихией, об умении справиться с ней, преодолеть и идти опять вперёд, навстречу опасностям, вслед за мечтой и т. д.

Сейчас послушаем ещё одно торжество воды. Ещё один музыкальный фрагмент Н.А. Римского-Корсакова «Тридцать три богатыря» из симфонической картины «Три чуда» к опере «Сказка о царе Салтане».

Вспомним строки: Море вздуется бурливо,

Закипит, подымет вой,

Хлынет на берег пустой…

Расплеснётся в шумном беге,

И очутятся на бреге,

В чешуе, как жар горя,

Тридцать три богатыря.

Все красавцы удалые.

Великаны молодые.

Все равны, как на подбор,

С ними дядька Черномор.

Что мы слышим в оркестровом вступлении?

Слушание. Звучит музыкальный фрагмент.

Слышим грозный шум, кипенье морского прибоя. И на его фоне появляется чеканный богатырский марш, который исполняют медно-духовые инструменты.

Что это за инструменты?

Из предложенных букв составьте названия этих духовых инструментов: РБАТУ (труба), ВАНРОЛАТ (валторна), АТУБ (туба).

Сейчас проверим себя правильно ли мы назвали.

(Демонстрация слайдов с изображением музыкальных инструментов).

Эти инструменты изображают шум моря. Какое оно? Каким вы себе представляете море, слушая этот фрагмент.

Под звучание этой темы отразите свои впечатления от услышанного на альбомных листах, используя цветные карандаши.

Слушание. Звучит произведение.

Молодцы! Почти каждый увидел море по-своему. Эти работы пусть вам останутся на память о сегодняшнем уроке.

Много создано песен о море. И одна из них А. Зацепина «Ты слышишь, море?»

Исполнение произведения .

Что изображает песня? Ответы: романтическую мечту детей о море и т.д.

Прощай же море! Не забуду твоей торжественной красы.

И долго, долго слышать буду твой гул в вечерние часы.

В леса, в пустыни молчаливы перенесу, тобою полн,

Твои скалы, твои заливы, и блеск, и тень, и говор волн.

Музыка наделила море человеческими чертами и домашнее задание будет для вас творческим: написать небольшое сочинение-описание о море, используя как помощь прилагательные, которые были выписаны на доске.



Сегодня на уроке музыка рассказала нам о море, каким оно может быть. Погрузились в замечательную красоту морской стихии: слушали музыкальные фрагменты, в которых слышался тихий плеск волн, буйство морской стихии; увидели морскую смену настроений; отразили свои впечатления от услышанного; вспомнили музыкальные инструменты, которые так ярко изобразили морской прибой; исполняли об этом песни.

Учитель искусства(музыки) Шокурова В.А.


Смотрите также:
Тема урока: Тема моря в русской музыке. Тип урока : изучение нового материала. Вид урока: урок прогулка. Жанр урока: тематический
52.36kb.
1 стр.
Программа: «Школа России» Тип урока: изучение нового материала. Вид урока : урок. Тема урока: «Красная книга» 2008-2009 г г. Тема урока: «Красная книга»
89.64kb.
1 стр.
К онспект урока с использованием информационно-коммуникативных технологий Конспект урока по географии Тема урока: «В гостях у Японии». Тип урока: урок новых знаний. Вид урока: комбинированный
34.05kb.
1 стр.
Форма урока: урок-лекция с использованием икт тип урока: Урок изучения нового в форме лекции Тема урока : достопримечательности Великобритании Оснащение: персональный компьютер
64.49kb.
1 стр.
Предмет урока в V классе: интеграция истории, литературы. Тема урока: «В театре Диониса» Тип урока: урок изучения нового материала Форма работы: фронтальная, индивидуальная
111.15kb.
1 стр.
Разработка урока музыки 4 класс 2011 год Тема урока: «Роль музыки в баснях» Тип урока: Формирование новых знаний, изучение нового материала
115.76kb.
1 стр.
Конспект урока по истории в 10 классе Тип урока: изучение нового материала Вид: комбинированный Форма урока
107.26kb.
1 стр.
Урок Предмет : биология Класс : 7 Тема урока: Многообразие моллюсков. Тип урока : изучение многообразия моллюсков. Продолжительность урока : 45 мин
48.08kb.
1 стр.
Урока музыки 5 класс. Тема полугодия:" Можем ли мы увидеть музыку?" Тема урока:" Образ моря в музыке и изобразительном искусстве"
24.51kb.
1 стр.
Номер урока. Тема урока. Тип урока Вид деятельности Виды контроля, измерители
430.21kb.
3 стр.
Тип урока: изучение нового материала. Цели урока: изучение явления природы молнии
132.01kb.
1 стр.
Конспект урока по информатике учителя Оганьян Э. А. Тема урока : Основные операторы языка Бейсик Тип урока: урок обобщение План урока
53.45kb.
1 стр.