Главная
страница 1
ПРОЕКТИРОВАНИЕ СОВРЕМЕННОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ НА ОСНОВЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ WEB-ТЕХНОЛОГИЙ
Ниматулаев Магомедхан Магомедович (mshru@mail.ru) 8-909-157-67-37, доцент, канд. пед. наук. ФГОБУ ВПО Финансовый университет при правительстве РФ, доцент кафедры «Информатика и программирование».

Аннотация

Статья раскрывает проблему проектирования новой образовательной среды обучения, основанной на современных информационных и коммуникационных технологиях в условиях применения Интернет, Web-технологий, гипертекста. Раскрывает дидактический потенциал образовательных ресурсов, в частности Web-ресурса, созданного на базе применения возможностей Web-технологий. Определяет дидактические возможности образовательного Web-ресурса для повышения эффективности образовательного процесса и реализации личностно-ориентированного обучения.



Ключевые слова

Информационная образовательная среда, образовательный Web-ресурс, Web-технологии, гипертекст, личностно-ориентированное обучение.


THE NEED OF MODERN DESIGN INFORMATION EDUCATIONAL ENVIRONMENT BASED ON DIDACTIC OPPORTUNITIES WEB-TECHNOLOGY

Nimatulaev Magomedhan Magomedovich (mshru@mail.ru) 8-909-157-67-37, lecturer, candidate of pedagogical sciences. FGOBU VPO Financial university at the government of the Russian Federation, lecturer chair of the «Informatics and Programming».



Abstract

The article reveals the problem of designing a new educational learning environment based on modern information and communication technologies in terms of Internet access, Web-technologies, hypertext. Reveals the didactic potential of educational resources, including Web-based resource created by the application of Web-based capabilities. Specifies the didactic possibilities of educational Web-resource, to improve the educational process and implementation of student-oriented teaching.



Keywords

Informational educational environment, educational Web-based repository, Web-technology, hypertext, student-oriented teaching.


Традиционная система образования, основу которой заложил Ян Амос Каменский в XVI веке, успешно работавшая до формирования и непрерывного развития информационного общества, не справляется с современными постоянно обновляемыми требованиями к качеству образования. Вполне понятно, что традиционная система образования должна претерпеть существенные изменения в методике (в частности в формах и средствах) обучения в силу появления и внедрения новых компонентов обучения, во много раз превосходящих своими дидактическими возможностями и свойствами.

Многие специалисты, исследователи в области педагогического образования подвергают традиционную систему обучения справедливой и обоснованной критике. Такому положению дел мы обязаны процессу информатизации образования, возможности использования в системе обучения дидактических возможностей современных информационно-коммуникационных технологий, Интернет и Web-технологий и т.д. Процесс внедрения новых педагогических технологий обучения, использование дидактических возможностей средств ИКТ и Web-технологий позволяет формировать и проектировать совершенно новую образовательную среду.

С другой стороны, нельзя игнорировать тот факт, что требования к качеству образования непременно будут расти, и традиционная система обучения, уже сегодня не удовлетворяющая по многим параметрам требованиям к качеству образования, отраженным в образовательных стандартах нового поколения, должна быть пересмотрена.

В частности, С.В. Зенкина [] отмечает необходимость создания информационно-коммуникационной образовательной среды, которая представляет собой совокупность субъектов (преподаватель, обучаемые) и объектов (содержание, средства обучения и учебных коммуникаций, прежде всего на базе ИКТ и т.д.) образовательного процесса, обеспечивающих эффективную реализацию современных образовательных технологий, ориентированных на повышение качества образовательных результатов.

По мнению В.П. Дронова [], современная информационная образовательная среда представляет собой системно-структурную организацию среды, проявляющуюся в том, что она представляет собой совокупность взаимодействующих систем (подсистем): информационных образовательных ресурсов, компьютерных средств обучения, современных средств коммуникации и педагогических технологий. Учебная деятельность в информационной образовательной среде представляет собой открытую педагогическую систему, направленную на воспитание интеллектуальной, творческой и социально развитой личности.

Сущность и нововведение формируемой новой образовательной среды должны определяться не только и не столько содержанием в ней новых компонентов (в основном электронных образовательных ресурсов), сколько, прежде всего, возможностью достижения новых образовательных результатов. Особо важны в этой связи состав, структура и взаимосвязь различных компонентов информационно-коммуникационной образовательной среды, эффективное функционирование которой должно обеспечить ее гибкая структура, адаптирующаяся к определённым педагогическим ситуациям, подстраивающаяся под различные потребности и способности субъектов образовательной детальности [].

Разработки в области формирования современной образовательной среды в условиях информатизации образования и применения электронных образовательных ресурсов проводятся уже не один год, но должной эффективности, выражающейся в достижении ощутимых образовательных результатов, не приносят. По мнению авторов [], главной причиной этого является то, что разработка и применение электронных образовательных ресурсов направлены на повышение эффективности деятельности учителя и учащихся в условиях традиционных целей и содержания обучения, традиционно осуществляемого образовательного процесса. Данный подход использования электронных образовательных ресурсов в рамках традиционной системы обучения не способен эффективно реализовать учебную деятельность и значительный дидактический потенциал этих ресурсов. Качество образования, направленное на достижение новых образовательных результатов, реально может быть достигнуто, если дидактический потенциал электронных образовательных ресурсов и построенной на их основе современной образовательной среды будет реализован в новой модели образовательного процесса.

Очевидно, что разработка и внедрение в учебный процесс современных образовательных ресурсов (электронных образовательных ресурсов, цифровых образовательных ресурсов, образовательных Web-ресурсов, электронных средств обучения) должны повысить эффективность обучения только в том случае, если их будут применять исходя из экспертизы и анализа их дидактических возможностей (визуализации учебного материала, повышения интерактивности обучения, доступа к источникам знаний, оперативного контроля).

Из целого ряда вышеперечисленных образовательных ресурсов мы хотим остановиться на образовательных Web-ресурсах. Обосновывается данный выбор более широкими дидактическими возможностями образовательных Web-ресурсов, привнесенными за счет использования Web-технологий. Среди важнейших преимуществ использования образовательных Web-ресурсов следует назвать представление информации на основе гипертекстовой технологии, в наибольшей степени соответствующей особенностям ее восприятия и осмысления человеком.

Гипертекстовые технологии построены на основе семантической обработки информации. Суть этих технологий состоит в предоставлении учащимся и учителям возможности иерархической организации учебного материала путем использования метода перехода по ссылкам на интересующие места и понятия.

Использование образовательного Web-ресурса позволяет помимо связывания распределенных данных, осуществлять еще одну очень важную функцию – рассматривать информацию с нужной степенью детализации, что существенно упрощает анализ больших объемов данных. Можно быстро отобрать самое необходимое, а затем изучить выбранный материал во всех подробностях.

В свою очередь Web-технологии многократно увеличивают возможности телекоммуникации как в плане доступа к новым источникам знаний, так и в плане организации и поддержки новых видов учебной деятельности. Web-технологии предоставляют следующие дидактические возможности:



  1. Представление и передача учебной, методической и справочной информации:

передача учебной, методической, научной и справочной информации в текстовом, графическом, звуковом и видео-форматах;

визуализация и воспроизведение учебно-методической информации в различных форматах (текст, графика, анимация, звук, видео);

организация консультаций, общения с педагогом, с сокурсниками (форум, чат, отправка сообщений, электронная почта и т.д.);

возможность интерактивности с помощью специально создаваемой для этих целей мультимедийной информации и оперативной обратной связи;

возможность оперативного представления отчетов по итогам контрольно-оценочных мероприятий.


  1. Хранение и обработка учебной, методической и справочной информации:

свободный поиск учебной, методической и справочной информации на любом компьютере сети и связанных с ним через шлюзы компьютеров других сетей;

доступ к учебному программному обеспечению и документациям из огромных файловых архивов (с учетом того, что большая часть информации распространяется бесплатно);

возможность хранения и резервирования, информации любого вида (статичной, динамичной, текстовой, графической, визуальной, звуковой, видео);

обработка и редактирование (переконструирование) учебной, методической и справочной информации с помощью текстового или графического редактора;

систематизация информации в собственных электронных картотеках и базах данных;


  1. Проектирование образовательного процесса:

возможность организации электронных телеконференций (аудиоконференций и видеоконференций), в том числе в режиме реального времени;

обмен информацией одновременно с большим числом пользователей по определенной теме в режиме телеконференций;

использование современного программного обеспечения для решения учебно-методических задач образовательного процесса;

возможность организовать различного рода совместные исследовательские работы учащихся, преподавателей, студентов, научных работников из различных вузов, школ, научных и учебных центров различных регионов или даже разных стран;

возможность организовать сеть дистанционного обучения и повышения квалификации педагогических кадров (организации центра дистанционного обучения на основе компьютерных телекоммуникаций с целью получения дополнительной специальности).

возможность организации сетевых сообществ;

организация коллективной электронной энциклопедии (Wikiпедия), коллективной электронного учебника (технология Wiki);

доступ к каталогам сотен лучших мировых библиотек;

доступ к мировым базам данных и базам знаний;

оперативный контроль усвоения знаний, умений и навыков;

возможность организации индивидуальной и коллективной учебной деятельности;

активизация познавательной деятельности;

мотивация самостоятельной учебной деятельности;

возможность самообразования, саморазвития, самооценки, саморегуляции;

формирование и развитие творческих навыков.

Выделим некоторые дидактические возможности образовательного Web-ресурса разработанного и поддерживаемого дидактическими возможностями Web-технологий:

подготовка и редактирование образовательного Web-ресурса непосредственно в сетевом образовательном пространстве с помощью простого текстового редактора;

хранение образовательного Web-ресурса в сетевом Web-пространстве;

рассылка образовательного Web-ресурса (текст, аудио, видео и т.д.) обучаемому с помощью скоростных каналов Web-пространства;

свободный поиск образовательного Web-ресурса в сетевом образовательном пространстве;

использование программного обеспечения и периферийных устройств удаленных web-компьютеров (компьютеры, подключенные к сетевому образовательному пространству) для запуска на них учебных программ, тренажеров, проведения соответствующих вычислений;

интерактивность образовательного Web-ресурса за счет специально создаваемой мультимедийной поддержки и оперативной обратной связи;

возможность оперативного и адаптивного проведения контрольно-оценочных мероприятий;

дистанционное использование образовательного Web-ресурса в целях поддержки образовательного процесса или повышения квалификации.

В настоящее время гипертекстовые системы довольно широко применяются в различных областях, в виду тех особых преимуществ, которые и дает нам гипертекст. В сфере образования можно выделить следующие преимущества гипертекстовых систем []:

можно использовать для автоматизированного обучения. Он позволяет обучаемому просмотреть не только большую группу элементов, но и изучить механизм образования ассоциативных связей;

делает возможной навигацию в больших базах данных. Независимо от объема система может обеспечить доступ к необходимой информации, предложить поисковую стратегию, построенную с учетом интересов конкретного пользователя;

служит средством поддержки интеллектуальной деятельности, т.к. дает подсказку о связях каждого аспекта или понятия, чем обеспечивает более легкий доступ к информационным массивам;

практически не ограничивает области применения и направления учебной деятельности;

организует информацию по семантическим критериям, благодаря чему возникает эффект объективной информационной среды.

изучение материала, построенного по принципу гипертекста, удобно для восприятия и оказывает положительное влияние на запоминание основного материала;

дает пользователю «живую», динамическую систему, в которой имеются разные возможности, и при этом позволяют ему, как быть самостоятельным в данной системе, так и активно действовать;

возможность выбора собственной траектории обучения диктуемой познавательными интересами обучаемого, за счет спроектированной независимой навигации;

позволяет индивидуализировать процесс обучения.

Одним из ключевых преимуществ применения гипертекстовых технологий в образовательном процессе, является возможность для учащихся проектировать свой образовательный процесс не в определенной преподавателем (учебной программой, тематическим планом) последовательности, а свободно, руководствуясь своими возможностями, приоритетами и интересами.

Образовательный процесс в современной информационной образовательной среде должен осуществляться в непосредственном сотрудничестве учителей и учащихся (хотя в образовательном процессе участвуют родители, руководство образовательных учреждений, бизнес-структуры, государство и т.д.) отличительной особенностью которого становится характер взаимодействия. Если при традиционной системе обучения учитель был своего рода авторитарной фигурой учебного процесса, в новой образовательной среде роль учителя приобретает характер координатора и партнера, наставника образовательного процесса. Цели обучения направлены на развитие интереса учащихся, их познавательной и творческой активности, на всестороннее развитие личности.

Важным преимуществом учебного процесса, организованного в рамках информационной образовательной среды, является возможность реализации одного из приоритетных направлений в образовании – организацию личностно-ориентированного обучения, объединяющую разные педагогические технологии (обучение в сотрудничестве, разноуровневое обучение, вариативное обучение, индивидуализацию обучения, проектную деятельность, технологию контекстного обучения, модульно-рейтинговую технологию обучения, самообразование, проектирование собственной траектории обучения и т.д.).

Проведенный анализ позволяет утверждать, что современное качество образования и формируемые на ее основе новые образовательные результаты не могут быть достигнуты в рамках образовательной среды, основанной на традиционных формах, методах и средствах обучения. Поэтому современный образовательный процесс со всеми его компонентами должен реализовываться на основе информационной образовательной среды и придания учебному процессу в этой среде инновационного характера.


Литература:

Водолад С.Н. Изучение методов представления информации в курсе информатики: (На примере гипертекстовых представлений учебного материала по тригонометрии): Дисс… канд. пед. наук: 13.00.02. – М., 2000. – 152 с.

Дронов В.П. Информационно-образовательная среда XXI века. Вестник образования. – М.,- 2009. – №15. – с.44-52.

Зенкина С.В. Педагогические основы ориентации информационно-коммуникационной среды на новые образовательные результаты: Дисс. ... д-ра пед. наук. – Москва, 2007



Кузнецова А.А. Основы общей теории и методики обучения информатике. – М.: Издательство Бином, 2010, – 207 с.




Смотрите также:
Статья раскрывает проблему проектирования новой образовательной среды обучения, основанной на современных информационных и коммуникационных технологиях в условиях применения Интернет, Web-технологий, гипертекста
104.1kb.
1 стр.
Использование современных информационных технологий при разработке интернет-системы обучения программированию
31.77kb.
1 стр.
Развитие иноязычной профессиональной коммуникативной компетентности студентов в условиях применения новых информационных технологий обучения
123.36kb.
1 стр.
Портал информационно-образовательных ресурсов угту-упи: единая база данных электронных учебно-методических ресурсов
46.38kb.
1 стр.
Программный комплекс информационно-образовательной среды
40.91kb.
1 стр.
Управление корпоративной информационно-образовательной средой на базе интернет-технологий
37.13kb.
1 стр.
Сеть творческих учителей России
26.91kb.
1 стр.
Методические проблемы обучения программированию в основной и средней школе
65.94kb.
1 стр.
Модернизация образования, базирующаяся на новых информационных технологиях, предполагает формирование новых моделей учебной деятельности, использующих информационные и телекоммуникационные средства обучения
113.94kb.
1 стр.
Учебный план студента 3 курса института искусств нгпу специальность: 050602 Изобразительное искусство
151.68kb.
1 стр.
Компания Autodesk объявляет об открытии
32.26kb.
1 стр.
Интернет и домашнее задание: за и против
64.52kb.
1 стр.