Главная
страница 1страница 2 ... страница 10страница 11

Министерство образования и науки Российской Федерации

Министерство образования Московской области

ГОУ ВПО МО «Московский государственный областной

социально- гуманитарный институт»

Кафедра социальной психологии и педагогики

Методические рекомендации по профилактике

суицида среди детей и подростков

Коломна

2010








Рекомендовано к изданию редакционно-издательским

советом МГО СГИ



Рецензенты:

доктор психологических наук,

профессор И.М. Ильичева,

кандидат медицинских наук,

доцент Л.Д.Сыркин




Методические рекомендации по профилактике суицида среди детей


и подростков / сост. И.М.Ильичева, В.А. Шняк. – Московский государственный областной социально-гуманитарный институт. – Коломна: МГО СГИ, 2010. - 89 с.

Методические рекомендации подготовлены на кафедре социальной психологии и педагогики ГОУ ВПО МО «Московский государственный областной социально - гуманитарный институт». Методические рекомендации содержат основу современных подходов психологической практики к проблеме профилактики суицида среди детей и подростков. Методические рекомендации предназначены для практических психологов, социальных работников и социальных педагогов, для всех, кого интересуют вопросы суицида и самоубийств, в психологии подросткового возраста.

Утверждено на заседании совета психологического факультета

Протокол №2 от 2 апреля 2010года


ГОУ ВПО МО «Московский

государственный областной

социально- гуманитарный

институт», 2010



Содержание


Введение. ___________________________________________________ 4

1. Суицид в Мифологии разных народов. ________________________ 6

2. Основные понятия суицида. _________________________________ 11

2.1. Основные гипотезы и положения. ___________________________ 13


2.2. Основные теоретические положения Э. Дюркгейма. ____________14 2.3.Способы самоубийств. ______________________________________20

3. Определение понятий. _______________________________________ 22


4. Динамика развития суицидального поведения.__________________ 24

4.1. Причины суицидального поведения в подростковом возрасте. ____26

4.2. Причины и признак, требующие постоянного внимания. _________34

4.3. Направления работы педагогов, психологов, психотерапевта,

воспитателя и социального педагога по профилактике депрессии

и суицидов. _______________________________________________ 40


5. Основные психологические подходы к пониманию суицида. _______46

6. Заключение. _______________________________________________ 53


7. Литература. __________________________________________ 55

8. Приложения. _______________________________________________ 57



Введение.

Никто не станет оспаривать тот факт, что смерть это та дверь, через которую каждому придется пройти. Что нас ожидает завтра, через месяц или год и более - неизвестно, и говорить о своем будущем мы можем по преимуществу теоретически. Но день смерти обязательно настанет и весь пафос и значительность его в том, что он будет, ни чей-то, а твой. Это заставляет нас относиться предельно внимательно к собственной смерти. Живя, радуясь и приветствуя жизнь, мы непременно сталкиваемся с небытием и смертью. И факт неизбежности смерти заставляет нас, при сколько-нибудь пристальном внимании, отнестись к жизни, как присущей нам реальности, по-другому. Смерть находит к каждому определенный путь: через естественный процесс старения, тяжелую болезнь, насилие извне, несчастный случай, наше собственное вмешательство в жизнедеятельный процесс. Вот средние статистические данные:

Каждый год в мире, по разным оценкам умирает от 50 до 55 миллионов человек. По данным ООН, в развитых странах ежегодно умирают 11,7 миллионов человек, из них примерно 10% приходится на Россию. Из них 750 тысяч умирают насильственной смертью (включая дорожно-транспортные происшествия), 130 тысяч кончают жизнь самоубийством, а остальные становятся жертвами различных заболеваний.1

Можно возразить словами известного народного высказывания: "Чему быть, того не миновать". Да, конечно, мы не можем точно сказать, как умрем, и где это случится. И незнание этого порождает временное спокойствие. Люди живут так, как будто никогда не умрут. Об этом говорить как-то не принято. Но при более глубоком размышлении, неизвестность смертного часа вызывает тревогу, опасение, страх. Пугает ни сколько боль, которая может возникнуть при смертном исходе, сколько неизвестность, которая ожидает за смертным порогом. Боятся, обычно люди не готовые к смерти. И в этот момент уместно посоветовать такому человеку, охваченному тревогой после смертного небытия, серьезно задуматься над вопросом смысла своей жизни и жизни после смерти. Задуматься пока еще есть время...

Всемирная Организация Здравоохранения насчитывает 800 причин самоубийств. Из них: 41% - неизвестны; 19% - страх перед наказанием; 18% – душевная болезнь; 18% - домашние огорчения; 6% - страсти; 3% денежные потери; 1,4% - пресыщенность жизнью; 1,2% - физические болезни2.

Та же организация насчитывает 80 способов ухода из жизни. Предпочтительные способы самоубийств могут сильно отличаться, в зависимости от региона.

- Повешение.

Именно этот способ ухода из жизни выбирает большинство самоубийц.

- Огнестрельное оружие.

В США, где оружие легкодоступно, 60% самоубийц умирает именно от пули.

- Отравление.

От передозировки лекарственных средств погибает 15-18% самоубийц.

- Считается, что большой процент фатальных ДТП с единственной жертвой.

В России частота суицидальных действий среди молодежи, в течение последних двух десятилетий удвоилась. У 30% лиц в возрасте 14 – 24 лет бывают суицидальные мысли, 6% юношей и 10% девушек совершают суицидальные действия. Некоторые специалисты пишут о том, что в 10% суицидальное поведение имеет цель покончить собой, и в 90% суицидальное поведение подростка – это привлечение к себе внимания.

Каждый год в мире, по разным оценкам умирает от 50 до 55 миллионов человек. По данным ООН, в развитых странах ежегодно умирают 11,7 миллионов человек, из них примерно 10% приходится на Россию. Из них 750 тысяч умирают насильственной смертью (включая дорожно-транспортные происшествия), 130 тысяч кончают жизнь самоубийством, а остальные становятся жертвами различных заболеваний.3

Главное же внимание в этой работе будет уделено проблемам, которые связаны со смертью людей, входящих в последнюю цифру статистических данных, которые умирают ежегодно насильственной смертью не по вине обстоятельств и внешних сил, а по решению собственной воли. Эта статья посвящена содержанию психологических, этических и богословских вопросов, связанных с проблемой самоубийства (суицида).

Анализ материалов уголовных дел и проверок причин и обстоятельств самоубийств несовершеннолетних, проведенный Генеральной Прокуратурой России, показывает, что 62% всех самоубийств несовершеннолетних связано с семейными конфликтами и неблагополучием, боязнью насилия со стороны взрослых, бестактным поведением отдельных педагогов, конфликтами с учителями, одноклассниками, друзьями, черствостью и безразличием окружающих.



следующая страница >>
Смотрите также:
Методические рекомендации по профилактике суицида среди детей и подростков
988.86kb.
11 стр.
Методические рекомендации для педагогов образовательных учреждений по профилактике подросткового суицида
460.62kb.
3 стр.
Методические рекомендации г. Москвы "кондитерские изделия для детей и подростков"
406.67kb.
1 стр.
Методические рекомендации для студентов I курса медицинского факультета Петрозаводского государственного университета Петрозаводск 2008
276.42kb.
1 стр.
Доклад «Обзор нормативных документов по профилактике суицида среди учащихся школы»
141.07kb.
1 стр.
Методические рекомендации «Организация работы выездных бригад специалистов Центра по профилактике и борьбе со спид»
279.41kb.
1 стр.
Методические рекомендации организация профилактики вич-инфекции среди различных групп населения
1205.49kb.
8 стр.
Методические рекомендации для специалистов системы высшего образования по развитию одаренности у детей и подростков
439.1kb.
3 стр.
Методические рекомендации для социальных педагогов по профилактике и предупреждению детского суицида
1469.29kb.
6 стр.
Методические рекомендации Калининград Издательство Калининградского государственного университета
696.48kb.
4 стр.
Методические рекомендации по проведению «Уроков семьи и семейных ценностей»
859.46kb.
4 стр.
Методические рекомендации по указанной проблематике. Рекомендуется руководителям структурных подразделений, методистам, педагогам учреждений дополнительного образования детей и молодежи
1221.48kb.
5 стр.