Главная
страница 1
Профессиональный конкурс работников образования

ВСЕРОССИЙСКИЙ ИНТЕРНЕТ - КОНКУРС

ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА

(2012/13 учебный год)

Министерство образования Саратовской области

Государственное бюджетное образовательное учреждение

Саратовской области начального профессионального образования

«Профессиональное училище № 69»

Номинация конкурса: педагогические идеи и технологии: профессиональное образование

Методическая разработка открытого урока «Опричнина Ивана Грозного»

Подготовила

Цвид М.Ю.

преподаватель

ГБОУ СО НПО «ПУ № 69»

р.п.Турки 2013 год

Методическая разработка открытого урока: «Опричнина Ивана Грозного»

«Учреждение это всегда казалось странным как тем,

кто страдал от него,

так и тем, кто его исследовал»

В.О.Ключевский

«Царь учиниша опричнину,

и от того было запустение

велие Русской земли»

(Псковский летописец)

Не сияет на небе солнце красное,

Не любуются им тучки синие

То за трапезой сидит на златом венце

Сидит грозный царь Иван Васильевич

( М. Ю. Лермонтов)

Цели:

Образовательная - подвести уч-ся к пониманию сущности опричнины Ивана Грозного; дать представления о её причинах, методах проведения и последствиях

Развивающая – развитие у учащихся умения анализировать историческую информацию, выявлять причинно-следственные связи; формирование навыков работы с учебным пособием, дополнительной литературой, документами; умения рассуждать и доказывать свою точку зрения;

Воспитательная – способствовать формированию оценочных суждений об эпохе Ивана Грозного, побудить учащихся к размышлениям над одной из самых трагических страниц отечественной истории

Тип урока: изучение нового материала

Форма организации урока: индивидуальная и групповая

Основные понятия: опричнина, опричник, земщина, неограниченная власть

Важнейшие даты: 1565 г. – введение опричнины, 1570 – карательный поход в Новгород, 1571 г. – нашествие Девлет-Гирея и сожжение Москвы, 1572 г. – окончание опричнины

Оборудование урока: 1. Учебник «История России с древнейших времён до конца XVII в.»

(авторы: Сахаров, Буганов)

2. Раздаточный материал: листы с вопросами и заданиями, документы

(источники)

3. Таблица: «Опричнина»

4. CD-ROM «Энциклопедия истории России, 862 – 1917 г. (Фрагмент

Иван Грозный, опричнина)

5. Портрет Ивана Грозного

Оформление доски: название темы, высказывания

План изучения нового материала.


  1. Причины и цели опричнины.

  2. Развитие опричнины.

  3. Итоги опричнины, её последствия.

Ход урока

  1. Организационный момент. Формулировка целей и задач урока.

На прошлом уроке мы говорили о начале правления Ивана IV, о том, что в 1547 г. он был помазан на царство в Успенском соборе Московского кремля и стал именоваться "царем и великим князем всея Руси". Мы обратили внимание на ближайшее окружение молодого Ивана IV: Адашева, Висковатого, Сильвестра, Курбского, митрополита Макария. Позднее этот ближний совет при царе князь Андрей Курбский назвал Избранной радой. Именно ей царь доверил ведение государственных дел.

Правительство Избранной рады приступило к преобразованиям. Молодой Иван IV сначала поддерживал реформаторов, осуществивших многое из задуманного. Но в феврале 1565 г. Иван IV изменяет политический курс — вводит опричнину.

Тема нашего урока: «Опричнина Ивана Грозного».

На сегодняшнем уроке мы познакомимся с политической системой, сложившейся в России в середине XVI в., именуемой «опричниной». В процессе работы над материалом темы, работая с учебником и документами, выясним, что такое опричнина, почему Иван IV ввел опричнину, её сущность и, какое значение она имела для дальнейшего развития страны, заслушаем неоднозначное мнение историков по этому вопросу. Вы сможете лучше понять, почему Иван IV получил прозвище Грозный.



  1. Актуализация темы.

Опричнина – один из самых мрачных эпизодов в истории России XVI в. Цели, задачи опричнины, её результаты – всё это остаётся предметом споров историков. Не случайно историк Ключевский писал: «Учреждение это всегда казалось странным как тем, кто страдал от него, так и тем, кто его исследовал».

А для начала обратимся к фактам

Пересказывается фрагмент Никоновской летописи о введении опричнины, с цитатами, с использованием архаизмов ( Приложение 1)


  1. Этап усвоения новых знаний. Работа с учебником, знакомство с основными понятиями (Приложение 2)

    1. Что означает слово «опричнина»? Работа с учебником §27, стр. 224.

Царь будто топором разрубил Русь на две части, назвав одну земщиной, другую опричниной.

(Запись термина на доске и в тетради)



Опричнина – особое личное владение царя;

Земщина – остальная территория, платившая налоги;

Опричники – «кромешники», расправлявшиеся с неугодными царю людьми

Разделяя земли, царь хотел изобразить себя изгнанником, скитальцем. Фактически в лице опричнины царь создал карательную организацию, наложив руку на важнейшие политические центры страны. ( Назовите какие?)



    1. Вопрос: какие цели преследовал Иван Грозный, учреждая опричнину? Работа с учебником §27, стр.221 - 222

Уч-ся называют цели опричнины, ответы обобщаются

Ответы могут выглядеть таким образом:

1) ликвидировать пережитки времён феодальной раздробленности, ликвидация удельных княжеств; централизация страны; искоренение боярского самовластия; стремление царя к единодержавию; расправа с непокорными.


    1. Задание. В учебнике, в §27 стр.222-223, найти и зачитать причины введения опричнины (Выясните причины, исходя из целей опричнины)

Уч-ся называют причины опричнины, ответы обобщаются

Ответы могут выглядеть таким образом:

1). Царь тяготился опекой Избранной рады, возражениями своему курсу во внутренних и внешних делах.

2).Не все были довольны длительными и не всегда успешными войнами (Ливонской войной).

3).Болезнь Ивана Грозного и мысли о его возможном приемнике, как следствие – опала на неугодных лиц, мнительность царя.

4).Недовольство дворян боярством.

5.)Тяготился вельможами, склонными к независимости, слухи о тайных переписках с зарубежными владетелями.

6).Иван IV видел в подданных только «холопов», чьей обязанностью было беспрекословно повиноваться своему правителю. «Мы своих холопов жаловать и казнить вольны».



Неудачи в Литве, набеги крымцев, измены и казни создали весьма напряжённую обстановку.

    1. Работа с хронологией. Основные события опричнины.

Проверка опережающего задания. (Задание: записать основные события с 1565 по 1575 гг. , §27, стр.223 - 225 ). Работа выполняется на доске.

Слушается сообщение одного учащегося, дополнения.

Запись в тетради и ан доске может выглядеть следующим образом:

Даты


Основные события

  1. 1565 г.

Учреждение опричнины

  1. 1566 г.

Просьба депутатов- дворян отменить опричнину. Казнь челобитчиков

  1. 1568 г.

Лишение сана митрополита Филиппа, из-за выступлений с обличениями царя и опричников

  1. 1570 г.

Погром Новгорода

  1. 1571 г.

Поражение опричного войска, сожжение Москвы крымцами.

Победа объединённого земско-опричного войска Воротынского



  1. 1572 г.

Отмена опричнины

В годы опричнины Иван IV развернул в стране до того невиданный политический террор.


    1. Сообщение: «Террор во времена опричнины Ивана Грозного».

Что означает термин террор?

Террор – насилие, вплоть до физического уничтожения по отношению к политическим противникам. С помощью опричнины Иван Грозный насильственно отбирал боярские вотчины. Казни и опалы сопровождались террором и разбоем среди населения.



    1. Итоги и последствия опричнины.

Работа с учебником §27, стр.224 – 225 Задание. В тексте параграфа найти итоги и последствия опричнины. Записать в тетрадь.

Уч-ся называют итоги опричнины, её последствия, ответы обобщаются

Ответы могут выглядеть таким образом:

Итоги: укрепление режима личной неограниченной власти царя; с помощью опричнины

Грозный подавил всякую оппозицию, ликвидировал очаги удельного сепаратизма, остатки самостоятельности и независимости в словах и действиях подданных.



Последствия (экономические и военно-политические). Работа с документом: Экономические последствия опричнины. ( Приложение 3)

В России в 70-80-х годах разразился хозяйственный кризис – запустение сёл, городов, гибель огромной массы людей, голод, чума 1570 г. – в 28 городах, в Москве каждый день умирало от 600 до 1000 человек, бегство многих на окраины.

Выросли налоги. Получили распространение «разбои».

В 1581 г. власти организуют описание земель и запрещают переход крестьян от одного владельца к другому в Юрьев день. «Заповедные годы» вводились как временная мера, но остались надолго. Составленные в ходе описания писцовые книги стали основанием крестьянской «крепости» помещику и вотчиннику.



Вопрос: Можно ли считать опричнину основной причиной прикрепления крестьян к земле?

Ослаблена военная мощь Руси (набеги крымских татар на Русь, Девлет-Гирей сжёг Москву.) Показала опасность разделения страны, и войска на две части. Поражение Росси в Ливонской войне.



Вопрос: Можно ли выделить позитивные последствия опричнины? ( уничтожение пережитков удельной старины, усиление самодержавной власти, укрепление центральной власти.)

  1. Работа с первоисточниками. Сущность опричнины в высказываниях историков. (Работа в парах с документами)

Историки имеют разные точки зрения о сущности опричнины

Дискуссия по вопросу:

Вопрос: в чём сущность опричнины?

Задание. Давайте попробуем разобраться, как оценивали историки этот процесс в России, насколько их мнения расходятся между собой.

Уч-ся по группам зачитывают мнение «своего» историка и стараются аргументировано доказать правильность этой точки зрения. (Приложение 4)



  1. Точка зрения Д.И.Иловайского

  2. Точка зрения С.М.Соловьёва

  3. Точка зрения С.Ф.Платонова

  4. Точка зрения Т.М.Жигановой

  5. Точка зрения В.О.Ключевского

  6. Точка зрения Н.М.Карамзина

А какой вы придерживаетесь точки зрения?

Ответы могут выглядеть таким образом:



Историк

Его мнение

Д.И.Иловайский

Уничтожение всякого сопротивление своей власти и создание власти неограниченной.


С.М.Соловьёв

Прогрессивная деятельность в утверждении государственных начал.

С.Ф.Платонов

Разгром и уничтожение княжеской аристократии царём

Т.М.Жиганова

Это форсированная (ускоренная) централизация государства без достаточных предпосылок. Создание верхних этажей власти.


В.О.Ключевский

Учреждение, которое должно было ограждать личную безопасность царя. Высшая полиция по делам государевой измены.

Н.М.Карамзин

Высшая степень безумства, состояние душевной болезни.


Вопрос: Какой вы придерживаетесь точки зрения?

Этап закрепления новых знаний (Приложение 5)



Проблемные вопросы:

  1. Главным содержанием опричнины стали совершенно бессмысленные убийства. Однако самая страшная и существенная особенность опричнины заключалась в том, что Иван IV и его опричники были абсолютно уверены в благости своих чудовищных злодеяний. На чём основывалась их уверенность?

  2. Ответьте на вопрос, сформулированный Н.И.Костомаровым: «Царь Иван Грозный рубил головы, топил, жёг огнём своих ближних слуг: народ не роптал. Не заявлял ужаса и неудовольствия при виде множества казней, совершаемых часто всенародно. По этим признакам нельзя ли заключить, что царь Иван делал народу угодное?»



  1. Заключительное слово по теме.

Правление Ивана Грозного вызывало и вызывает самые противоречивые оценки

современников и потомков. Одни видят в его деяниях большой государственный смысл:

стремление к централизации, укреплению государства, устранению препятствий на этом пути

(борьба с боярами и т. д.). Что же касается жестокостей, в том числе и опричного террора, то

говорится о нравах, характерных и для России, и для других стран этой эпохи

(вспомним хотя бы о массовых убийствах Варфоломеевской ночи во Франции в 1572 г., когда

за две недели вырезали по всей стране более 30 тысяч человек). Другие резко отрицательно

судят личность и деяния Грозного, акцентируют внимание на казнях, опричнине, разорении

страны. Очевидно, следует учитывать и положительные стороны его правления (укрепление

государства, усиление безопасности его границ), и отрицательные (ухудшение положения

народа, террор).

Борьба с пережитками феодальной раздробленности и укрепление централизованного государства прогрессивны, но террор и жестокость не могут быть средствами достижения этих целей.

Подводя итог эпохе Ивана Грозного, можно сказать, что при всех ее успехах она оставила тяжелое наследство и привела к печально знаменитому в истории Отечества Смутному времени.


  1. Домашнее задание: §27, выполнить контрольные задания (Приложение 6)

Приложение 1



Фрагмент Никоновской летописи о введении опричнины, с цитатами, с использованием архаизмов

В воскресный день 3 декабря 1564 г. московские горожане наблюдали странную и устрашающую картину. Из ворот Кремля выехала длинная процессия. То ехал великий князь всея Руси Иван IV Васильевич с царицею, со своими детьми Иваном и Фёдором, свитой, охраной.

«Взял с собой иконы и кресты, украшенные золотом и дорогими камнями, и сосуды золотые и серебряные, и платья, и деньги, и всю казну»... «Бояре, дворяне, да приказные, которым царь повелел ехать с собою, должны были взять жён и детей, а дворянам и детям, боярским из других городов Иван Васильевич приказал ехать с отрядами и всем оружием»

Такие выезды были и прежде. Но этот отличался своей мрачностью, загадочностью. К тому же царь увозил с собой драгоценности, царскую казну, старинные иконы.

В Москве же все люди были в недоумении и унынии: никто не ведал, куда и зачем отправился государь.

После месяца путешествия по Московскому уезду, царь прибыл в Александрову слободу, где находился хорошо укрепленный царский дворец.

3 января из Александровой слободы в Москву приехал гонец и привёз две грамоты. Обе были оглашены перед всём народом. Первая содержала список измен бояр и дворян. Царь Иван гнев свой положил на всех — "на архиепископов и епископов и на архимандритов и на игуменов, и на бояр своих и на дворецкого и конюшего и на околничих и на казначеев и на дьяков и на детей боярских и на всех приказных людей". Они, как утверждалось, "тощили" царскую казну, "измены делали", не желали воевать против недругов. Когда же царь хотел кого-нибудь из изменников "в их винах понаказати", то духовенство с боярами и дворянами начинало их покрывать. Потому государь «от великие жалости сердца, не хотя их многих изменных дел терпети, свое государьство [покинул]».

Вторая грамота была адресована «вceму православному крестиянству града Москвы», т.е. всему населению столицы. Посадским людям царь пишет, «чтобы они себе никоторого сумнения не держали, гневу на них и опалы никоторые нёт»

Как явствует из летописи, весть о том, что царь "оставил свое государство", была принята московским людом за чистую монету. Но как быть царству без царя? И на площадях говорили: "Ныне х кому прибегнем, и кто нас помилует, и кто нас избавит от нахожения иноплеменных?" Московский люд единодушно потребовал от бояр упросить государя вернуться, сказав, что не только не будет заступаться за тех, кто защищает изменников, но и сам их уничтожит: "А хто будет государьских лиходеев и изменников [защищать], они за тех не стоят и сами тех потребят". Так народ дал согласие на террор. Делегация, составленная из духовных лиц и бояр, отправилась в Александрову слободу просить государя вернуться в кремль. Прибывших под стражей, как вражеских лазутчиков, привели пред светлые царские очи.

Царь повторил свои обвинения и после некоторых размышлений милостиво согласился вернуться на государство, но на следующих условиях: признание за монархом безусловного права казнить изменников по своему изволению и учреждение опричнины.

Приложение 2

Рабочий лист урока

План изучения нового материала



  1. Причины и цели опричнины.

  2. Развитие опричнины.

  3. Итоги опричнины, её последствия.

  4. Мнения историков на сущность опричнины.



I. Задание № 1 Что означает слово «опричнина»? Работа с учебником §27, стр. 224.
Работа с новыми понятиями (опричнина, земщина, опричники)


II. Задание № 2 Вопрос: какие цели преследовал Иван Грозный, учреждая опричнину?
Работа с учебником §27, стр.221 - 222


  1. Задание № 3 В учебнике, в §27 стр.222-223, найти и зачитать причины введения опричнины (Выясните причины, исходя из целей опричнины)

  2. Задание № 4 В тексте параграфа найти итоги и последствия опричнины. Работа с учебником §27, стр.224 - 225


Приложение 3

Экономические последствия опричнины

В годы опричнины страна (за исключением юго-западных районов и юго-восточных районов) была разорена. В несколько раз сократилось число сёл и деревень, значительно уменьшилось население. При этом налоговый гнёт не был ослаблен. Массовым явлением стали побеги зависимых крестьян. В такой ситуации правительство использовало политику ограничения права земледельцев покидать поместья и вотчины, провозглашая «заповедные лета». В 1581 г. Иван IV ввёл запрет на выход крестьян в Юрьев день; в следующие годы этот запрет возобновлялся.



Задание

Можно ли считать опричнину основной причиной прикрепления крестьян к земле? Были ли другие причины?



Приложение 4

Исторический документ

Точка зрения историка Д.И. Иловайского о сущности опричнины

В то время, как Россия вела извне долгую и трудную Ливонскую войну, внутри ее господствовала мрачная эпоха опал и казней. Согласие между царем и его ближайшими советниками, то есть Сильвестром и Адашевым, продолжалось недолго: пылкий, властолюбивый Иоанн скоро начал тяготиться влиянием своих советников. Начало этого нерасположения относится к 1553 году. Вскоре после Казанского похода царь впал в тяжкую болезнь, написал духовную, назначил наследником своего сына, младенца Дмитрия, и требовал, чтобы бояре ему присягнули: Тогда во дворце произошли шум и брань: одни дали присягу, другие отказались на том основании, что Дмитрий еще мал и вместо него будут управлять Захарьины, кто-то предложил на царство двоюродного брата Владимира. После настойчивых убеждений Иоанн вернулся, на первое время знаков неудовольствия он не показывал, однако не мог забыть этого случая и с тех пор смотрел на окружавших подозрительно. Вскоре Адашев и Сильвестр были удалены от дворца: один сослан в Ливонию, где вскоре и умер, другой сослан в Соловецкий монастырь; их родственники и друзья подверглись опалам и казням. Не стесняемый более присутствием строгих советников и любимой супруги, Иоанн начал находить развлечение в шумных пирах, порочных забавах и давать полную волю своему крутому, необузданному характеру. С особой жестокостью стал он преследовать боярское сословие, потому что бояре Продолжали отстаивать свои прежние права, которые могло ограничить его самодержавие. После побега Курбского в Литву в Иоанне еще больше развилась подозрительность: его воображению представлялись тайные козни изменников и предателей.

Своими жестокими мерами Иоанн IV уничтожил всякое сопротивление своей власти и сделал ее вполне неограниченной, он по справедливости заслужил в истории славу тирана.

Задание к документу:

В чём историк Иловайский видел сущность опричнины? Приведите его аргументы.

Приложение 4

Исторический документ

Точка зрения историка С.М. Соловьева о сущности опричнины

Борьба с родовыми стремлениями и была причиною тех печальных явлений, которые имели место в царствование Иоанна IV. Во время этой борьбы Иоанн IV задал вопрос одному из самых ревностных приверженцев старины, князю Курбскому: «Что лучше - настоящий порядок вещей, когда государство успокоилось, пришедши в упадок при едином государе, или прежнее время, когда усобицы терзали землю?» На этот вопрос отвечал не Курбский; на него отвечала вся Русская земля, все Московское государство. Борьба, принявшая напоследок кровавый характер, кончилась, как следовало ожидать, не к выгоде московской знати, которая должна была забыть старые предания вольной дружины; князья стали называться холопами великого государя, писаться уничижительными полуименами. Но, несмотря на тяжелые обстоятельства, на опалы, члены этой знати удерживают свое первенствующее значение, высшие места в управлении. Иоанн Грозный в своей ожесточенной вражде к ним не отнимает у них этого значения, этих мест, не дает их значения, их мест новым людям низкого происхождения. Грозный, подозревая и ненавидя своих бояр, оставляет их в прежнем значении, даже рискует усилить, поставляя их в число земского управления; он не прогоняет бояр, но сам вскоре убегает от них, окруженный новою, преданною дружиною, - опричниками. При первом царе, Иоанне IV, значение горожан, и особенно московских, поднимается. Видя в знати людей со старинными дружинными притязаниями, заподозрив их в сильном нерасположении к себе, к своему семейству, Грозный по известному закону начал искать другой силы, на которую мог бы опереться. Он торжественно с Лобного места объявил народу о беспорядках боярского правления во время своего малолетства; уезжая из Москвы, выставляя измену бояр, он объявил, что ничего не имеет против горожан московских; наконец, призвал последних на собор. По всей России Грозный хочет дать самоуправление мирам городским и сельским, вывести наместников и волостелей и заменить их выборными, излюбленными старостами, судьями. Доказательством неразвитости миров послужило то, что мера Грозного не принялась, многие миры не .приняли от правительства дара самоуправления. То есть прогрессивная деятельность царя по отношению к подданным своим прослеживается в его деяниях.



Задание к документу:

В чём историк Соловьёв видел сущность опричнины? Приведите его аргументы.

Приложение 4

Исторический документ

Точка зрения историка С.Ф. Платонова о сущности опричнины

Цель, которую поставил себе Иван Грозный, устраивая опричнину, была достигнута. Княжеская аристократия была разгромлена и уничтожена; старые удельные вотчины княжат перешли к государю и были обменены на другие земли. Но опричнина, несомненно, повела к разорению государства, потому что разрушила хозяйственный порядок в центральных московских областях, где сосредоточены были княжата их удельными вотчинами. Когда Грозный выселял крупных вотчинников с их старых земель, оттуда уходили с ними их холопы, а затем стали уходить и крестьяне, которым невыгодно было оставаться за новыми владельцами, мелкими помещиками, не имевшими никаких земельных льгот. Крестьянам была еще и та выгода уйти со старых мест, что они могли поселиться на новых хороших землях или в завоеванном Казанском царстве, куда само правительство звало поселенцев, или же в плодородной черноземной полосе на юг от Оки, где тогда возникало много новых городов. Народ охотно шел на окраины государства, где не было ужасов опричнины, а от этого центральные области все пустели и пустели. К концу царствования Грозного они запустели до такой степени, что с них царь не получал уже ни ратных людей, ни податей. У Грозного, поэтому не стало войска и средств, что и заставило его бесславно окончить шедшие тогда войны с Литвой и шведами.

Суть опричнины состояла в том, что Грозный применил к территории старых удельных княжеств, где находились вотчины служилых князей-бояр, тот порядок, какой обыкновенно применялся Москвой в завоеванных землях.

Задание к документу:

В чём историк Платонов видел сущность опричнины? Приведите его аргументы.

Приложение 4

Исторический документ

Точка зрения историка Т.М. Жигановой о сущности опричнины

Цель опричнины как системы политических и экономических мер -установление в России режима личной власти царя. Традиционно обращают внимание на внешнюю сторону событий: деление страны на земщину - государственную территорию и опричнину - личные владения государя. Но государство по-прежнему оставалось единым. Деление на земщину и опричнину, по существу, было созданием как бы «верхнего этажа» власти. Соответственно, земская Боярская дума занимала в отношении опричной думы подчиненное положение.



Опричнина - это форсированная централизация без достаточных экономических и социальных предпосылок. В этих условиях свою реальную слабость власти пытаются компенсировать террором. Создается не четко работающий аппарат государственной власти, обеспечивающий выполнение решений правительства, а аппарат репрессий. Террор был направлен против всех, кто был носителем хотя бы некоторой самостоятельности, свободы.

Главным результатом опричнины стал новый механизм власти, с помощью которого можно было управлять огромной страной, не поощряя, а наоборот, гася ростки демократии.



Задание к документу:

В чём историк Жиганова видела сущность опричнины? Приведите её аргументы.

Приложение 4

Исторический документ

Точка зрения историка В.О. Ключевского о сущности опричнины

Опричнина явилась учреждением, которое должно было ограждать личную безопасность царя. Цель ее состояла в том, чтобы истребить крамолу, гнездившуюся в Русской земле, преимущественно в боярской среде. Опричнина получила назначение высшей полиции по делам государственной измены.

Бояре возомнили себя властными советниками государя всея Руси в то самое время, когда этот государь, оставаясь верным воззрению удельного вотчинника, согласно древнерусским правам, пожаловал их, как дворовых слуг своих, в звание «холопов государевых». Обе стороны не могли ни ужиться одна с другой, ни обойтись друг без друга. Не умея ни поладить, ни расстаться, они попытались разделиться - жить рядом, но не вместе. Таким выходом из затруднительного положения и была опричнина.

Задание к документу:

В чём историк Ключевский видела сущность опричнины? Приведите его аргументы.

Приложение 4

Исторический документ

Точка зрения историка Н.М. Карамзина.

Гнев тирана, падая на целые семейства, губил не только детей с отцами, супруг с супругами, но часто и всех родственников мнимого преступника. Беспримерными ужасами тиранства, испытав неизменную верность народа, не видя ни тени сопротивления, ни тени опасности для мучительства, истребив гордых, самовластных друзей, предав их знатность и богатство сановникам новым, безмолвным, ему угодным, Иоанн к внезапной радости подданных, вдруг уничтожил ненавистную опричнину, которая, служа рукою для губителя, семь лет терзала . внутренность государства.

Одним словом, Иоанн достиг, наконец, высшей степени безумного своего тиранства, мог еще губить, но уже не мог изумлять россиян никоими новыми изобретениями лютости.

Задание к документу:

В чём историк Карамзин видела сущность опричнины? Приведите его аргументы.

Приложение 5

Этап закрепления новых знаний

Проблемные вопросы:


  1. Главным содержанием опричнины стали совершенно бессмысленные убийства. Однако самая страшная и существенная особенность опричнины заключалась в том, что Иван IV и его опричники были абсолютно уверены в благости своих чудовищных злодеяний. На чём основывалась их уверенность?

  2. Ответьте на вопрос, сформулированный Н.И.Костомаровым: «Царь Иван Грозный рубил головы, топил, жёг огнём своих ближних слуг: народ не роптал. Не заявлял ужаса и неудовольствия при виде множества казней, совершаемых часто всенародно. По этим признакам нельзя ли заключить, что царь Иван делал народу угодное?»

Учащийся зачитывает вслух первый вопрос.

Ответы на первый вопрос:

1. Иван Грозный считал, что неограниченная и неподконтрольная власть получена им от самого Бога.

2. Иван IV стремился к самодержавной власти, а террор – необходимое условие самодержавия.

3. Царь и опричники считали, что неограниченная самодержавная власть служит благу страны, а многовластие губительно, что цель оправдывает средства.

4. Считали, что служить царю следует беспрекословно, т.к. Бог поручил царю подданных «в рабство».

Учащийся зачитывает вслух второй вопрос.



Ответы на второй вопрос:

1. Иван Грозный выступал как заступник крестьян (призывал оборонять крестьян от недругов – Крымского, Литовского, Немецкого князей).

2. Крестьяне не были политическими противниками Ивана Грозного.

3. Гнева и опалы на православное крестьянство не имел.

4. Иван Грозный делал угодное себе, а не народу, для этого использовал противоречие «имущих и неимущих». Царь не шел против народа, дабы не остаться одному.

Приложение 6

Контрольное задание



  1. Что такое опричнина:

а) комплекс реформ;

б) система мер по укреплению царской власти;

в) период ослабления царской власти.


  1. Иван IV ввёл опричнину:

а) так как стремился укрепить международный авторитет России;

б) потому что желал упрочить свою личную власть;

в) чтобы разрешить противоречия между боярством и дворянством.


  1. Каковы были цели опричнины:

а) замена боярских вотчин поместьями;

б) ликвидация удельных княжеств;

в) ускорение хода Ливонской войны.

г) установление неограниченной царской власти.



  1. Главными методами опричнины явились:

а) ссылки в Сибирь;

б) мирное урегулирование спорных вопросов;

в) террор и насилие.


  1. Назовите важнейшие последствия опричнины:

а) развитие торговли;

б) развитие системы крепостного права;



в) превращение царской власти в деспотическую;

г) расцвет боярского землевладения;



д) уничтожение остатков удельного сепаратизма;

е) экономический кризис.


Смотрите также:
Конкурс работников образования Всероссийский интернет-конкурс педагогического творчества
75.69kb.
1 стр.
Конкурс работников образования всероссийский интернет-конкурс педагогического творчества
76.6kb.
1 стр.
Конкурс работников образования Всероссийский интернет-конкурс педагогического творчества
118.92kb.
1 стр.
Конкурс работников образования Всероссийский интернет-конкурс педагогического творчества
70.73kb.
1 стр.
Конкурс работников образования всероссийский интернет-конкурс педагогического творчества
234.99kb.
1 стр.
Конкурс работников образования всероссийский интернет конкурс
208.25kb.
1 стр.
Конкурс работников образования всероссийский интернет-конкурс
63.13kb.
1 стр.
Конкурс работников образования всероссийский интернет конкурс
120.95kb.
1 стр.
Конкурс работников образования всероссийский интернет-конкурс
34.12kb.
1 стр.
Конкурс работников образования всероссийский интернет конкурс
67.91kb.
1 стр.
Конкурс работников образования всероссийский интернет конкурс
93.48kb.
1 стр.
Конкурс работников образования всероссийский интернет-конкурс
73.28kb.
1 стр.