Главная
страница 1

РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ


на заседании ШМО заместитель директора Директор БМ СОШ

Руководитель: Хузин Ю.Р. по УВР Миннебаева Г.Ш. Зарипов Р. Г.

Муниципальное общеобразовательное учреждение - Большемешинская средняя общеобразовательная школа Тюлячинского муниципального района Республики Татарстан

Рабочая программа учебного курса основного общего образования по истории Древнего мира


5 класс
Учитель: Миннебаева Г.Ш.

2011/2012 учебный год

Пояснительная записка.

Рабочая программа по всеобщей истории для 5 класса составлена на основе обязательного минимума содержания исторического образования в школе, программы по истории с древнейших времен до наших дней, автор Михайловский Ф. А. и требований к уровню подготовки учащихся 5 класса с учетом регионального компонента и особенностей школы.


Программа рассчитана на изучение исторического курса в течение 68 часов учебного времени, минимальное количество учебных часов в неделю – 2.

В курсе происходит знакомство с процессом формирования человека и человеческого общества, с важнейшими цивилизациями Древнего мира. При этом вводится только общее понятие «цивилизация», противопоставленное первобытности.

Авторы сочли возможным отказаться от строгого следования хронологии, так как различные цивилизации имеют свою, присущую только им, логику развития. Взлет или падение той или иной цивилизации не совпадает по времени с аналогичными моментами развития другой.

Главное внимание авторы предлагают уделить системообразующим чертам цивилизаций, таким как ведение хозяйства, формы повседневной жизни, обычаи, правила поведения, представление о добре и зле, религиозные верования, взгляды людей на окружающий мир.

Курс ставит своей целью – дать школьникам знания о далеком прошлом, которые послужат одной из основ их общей образованности:


  • Осветить взаимодействие человека с окружающей природной средой, экономическое развитие древних обществ, различные формы социального и политического строя;

  • Показать наиболее яркие личности Древнего мира и их роль в истории и культуре.

Исходя из задачи курса – формировать историческое мышление – дается представление об общем и особенном при характеристике древних обществ, представление о том, чем отличается Древний мир от мира современного.

В соответствии с давней историографической и дидактической традицией программы предусматривает знакомство с образцами свободолюбия, патриотизма, мужества, благородства, мудрости.


Во время учебного процесса курс дает возможность учащимся:

  • Пересказывать текст учебника в связной монологической форме, воспроизводить полученную информацию, раскрывать содержание иллюстраций;

  • Сравнивать исторические явления в различных странах;

  • Самостоятельно оценивать исторические явления, события, личности;

  • Анализировать исторический источник.

Учебно-методическими компонентами являются: учебник, познавательные задания для учащихся, схемы, таблицы, тесты.
Литература.


  1. История Древнего мира. Учебник для 5 класса татарской средней общеобразовательной школы. Ф.А.Михайловский. Казань.Издательство «Магариф».2006 г.

  2. Поурочные разработки по истории древнего мира для 5 класса общеобразовательных учреждений. О.В. Арасланова, Изд.-М.: ВАКО, 2004 г.

  3. Вопросы и задания по истории древнего мира для 5 класса общеобразовательных учреждений. Г.И. Старобинская, Изд.-М.: АФКТИ, 2003 г.

  4. Тестовые задания для проверки знаний учащихся по истории древнего мира для 5 класса общеобразовательных учреждений. А.В. Биберина, Изд.-М.: «Сфера», 1998 г.

  5. Институт живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е. Репина, «История искусств зарубежных стран», том 1. Изд. Академия художеств СССР, Москва,1962 г.

  6. «Опорные конспекты по истории древнего мира» 5 класс .Пособие для учителя. Андюсев Б. Е. Москва, издательство Владос-Пресс -2001 .



Требования к уровню подготовки учащихся:
Оценка «5» - ответ не требует дополнений, весь материал изложен в полном объеме. Речь хорошая.
Оценка «4» - в изложении материала допущены незначительные ошибки и неточности.
Оценка «3» - в усвоении и изложении материала имеются существенные пробелы, изложение не самостоятельное (наводящие вопросы учителя, помощь учащихся), в ответе имеются существенные ошибки.
Оценка «2» - основное содержание материала по вопросу не раскрыто.
Календарно-тематическое планирование.


Раздел программы


Общее кол-во часов. Итого за год, I, II полугодие.

Календарные сроки




Введение.

2



I


Жизнь первобытных людей.

4




II

Народы и государства Древнего Востока.

21




III

Древняя Греция.

19




IV

Древний Рим.

22







Итоговое повторение по курсу.

2





Тематическое планирование


урока

Дата

П/ф

Тема

Кол.час.

Содержание

Программа развития учащихся

Тип урока

Контроль знаний

Приме

чание

1

Введение.

1

Что такое история Древнего мира;

Источники по истории Древнего мира



Объясняют смысл терминов, изученных на уроке;

Понимают смысл изучения предмета история;

Работают с картой


Урок изуч. нов. мат.

§С.5-8

Проблем.беседа;

Раб.по карте;

Фронт.опрос;

Творч.задание





2

Увлекательный мир истории

1

Историческое время;

Наша эра;

До нашей эры;

Летоисчисление



Объясняют, как ведется счет лет в истории;

Определяют век и ведут подсчет исторического времени;

Устанавливают последовательность счета на ленте времени.


Комб.урок с элемент.

лаб.раб


§6

Решение задач на счет истор. времени;

Составление ист. задач с использ. ленты времени





3

Первобытные люди, их занятия, открытия и изобретения. Искусство и религия первобытных людей

1

Облик далеких предков;

Первые орудия труда;

Охота и овладение огнем;

Ледниковый период и его последствия;

Пещер. живопись;

Зарожд. религии



Называют отличительные черты человека от животного;

Описывают портрет древнейшего человека;

Имеют обобщённое представление о расселении и жизни древнейших людей;

Объясняют причины появления верований, религий;

Рассказывают о возникновении первобытного искусства;

Формируются умения подтверждать выводы примерами, пересказ. содерж.



Комб. урок

§1-3

Зад.раб.тетр.

Раб. с лентой вр.

Рис.перв. ор.тр.

Проблем.беседа

Сообщение об откр.пещер. живописи












4

Возникновение земледелия и скотоводства.

1

Родовая община;

Переход от собирательства и охоты к земледелию и скотоводству;

Развитие ремесел


Умеют отличать родовую общину от человеческого стада;

Раскрывают сущность земледелия и скотоводства;

Устанавливают последовательность развития орудий труда и занятий древнего человека;

Учатся использовать ранее полученные знания.



Комбин.урок

§4

Зад.раб.тетр.

Раб. с лентой вр.

Сравнит.таб.

Рассказ

Словар.дикт



Раб.с контур.кар




5

От первобытности к цивилизации.

1

Распад соседских общин;

Обмен произведенными продуктами;

Появление неравенства и знати


Умеют сравнивать родовую и соседскую общины;

Учатся подтверждать свои выводы примерами из учебника;

Учатся работать с текстом учебника;

Выделяют основные признаки цивилизации, государства;

Продолжается формирование общеучебных навыков


Комбин.урок

§5

Проблем. беседа

Зад.раб.тетр

Сравнит.табл.

Раб. с лентой вр.

Словар.дикт.






6

ПОУ: У истоков цивилизации.

1

Значение первобыт. эпохи в истории челов-ва;

Представления о переходе от первобытности к цивилизации;

Жизнь и занятия первобытных людей


Знают основные этапы развития человека в древности;

Знают важнейшие достижения культуры и системы ценностей (занятия, орудия труда, верования),

Умеют показывать на исторической карте территории расселения народов в Африке, Азии, Европе;

Рассказывают о важнейших исторических событиях, показывая знание необходимых фактов, терминов; Дают описание памятников культуры на основе текста и иллюстр. материала



Повторительно-обобщ. урок

Игра «путешествие»,

итоговый контрольный тест






7

Египет – дар Нила.

1

Природные условия Египта;

Объединение Египта;

Особенности письменности


Имеют общее представление о Египте, как одной из первых цивилизаций на Земле;

Раскрывают важность реки Нил в жизни египтян;

Объясняют значение фараона в управлении государствам;

Учатся использовать карту в своих ответах;

Развивают понятийное и образное мышление


Урок изуч. нов. мат.

§7

.

Работа.по карте



Рассказ

Словарный.дикт.

Работа.с лентой времени





8

Страна двух рек.

1

Природные и климатические условия Древнего Двуречья;

Занятия жителей Двуречья;

Религия и письменность.


Имеют общее представление о междуречье;

Раскрывают основные отличия его от Египта;

Продолжается формирование общеучебных навыков;

Формулируют несложные выводы;

Дают устный отзыв на ответы одноклассников


Комбин. урок

§8

Проблемная.беседа

Сообщение

(миф о потопе)

Работа.по карте





9

Вавилонский царь Хаммурапи и его законы.

1

Возвышение Вавилона;

Законы Хаммурапи и их значение



Продолжается формирование умений работать с историческим источником, текстом учебника.

Учатся формулировать несложные выводы;

Раскрывают важность первого свода законов вавилонского царя


Комб.урок с элемент.

лаб.раб


§9

Работа.с документами.

Работа. по карте

Фронтальный опрос

Работа.с лентой времени.





10

Индия и Китай в древности.

1

Географическое положение и природные условия Индии и Китая. Занятия жителей.

Религиозные верования.



Имеют общее представление о древнейшей Индии и Китае;

Рассказывают о занятиях людей в этих государствах;

Продолжается формирование картографических навыков


Комбин. урок

§10

Работа.по карте

Рассказ

Работа с лентой времени.



Тестирование




11

ПОУ: Цивилизации речных долин.

1

Природные условия первых цивилизаций;

Сходства и различия в их развитии;

Роль рек в жизни древних государств


Систематизированы знания учащихся по изученной теме;

Умеют сравнивать исторические условия развития Древнего Египта, Двуречья, Индии и Китая

Продолжается формирование умений формулировать несложные выводы;

Учатся работать с историческим источником, текстом учебника;

Умеют читать карту с опорой на легенду;

Описывают исторические объекты и культурные памятники



Повтороит.-обобщ. урок

Словарный.диктант

Индивид.задания.

Кроссворд

Работа.по карте;

Работа. с документами.





12

Фараоны и пирамиды.

1

Источники знаний об ист. Др.Египта;

Пирамиды;

Фараон-его внешние атрибуты и власть;

Жизнь и деят-ть вельмож, чинов. и писцов



Имеют общее представление об управлении в Древнем Египте;

Понимают важность власти фараона

Знают о функциях вельмож в гос-ве;

Используя ИКТ рассказывают о пирамидах Египта, как об одном из чудес света

Продолжают формироваться умения формулировать несложные выводы, давать устный отзыв на ответы однокл.


Урок изуч. нов. мат.

§11

Рассказ-описание.;

Сообщение;

Макет пирамиды.

Работа.по карте

Индив.зад.






13

Жизнь в Древнем Египте.

1

Жители Египта; Жизнь и труд земледельцев и ремесленников; сбор налогов;

Народное восстание.в Египте.



Рассказывают о жизни различных классов в Древнем Египте;

Умеют сравнивать положение различных групп населения, используя источник;

Продолжают формироваться умения формулировать несложные выводы, давать устный отзыв на ответы однокл.


Комб.урок с элемент.

лаб.раб


§ 12

Раб.над памяткой для оценки устного ответа однокл.;

Рассказ- описание.;

Инд.раб. карточ.









Тема 4. Древний Египет.

14

Завоевания фараонов.

1

Египет. Армия;

Завоев. фараонов;

Цели и послед. Походов фараона Тутмоса III


Тяжеловооруж, легковооруж. пехота;

Дротики;


Дань

Раскрывают важность завоеваний фараонов;

Рассказывают о наиболее удачных походах и их результатах;

Продолжается формирование умения работать с картой


Комбин. урок

§13

Работа.по карте;

Работа. с лентой времени.

Проб.зад.-воп.4

Инд.задания.


15

Культура Древнего Египта.

1

Искусство;

Боги египтян;

Мифы


Сфинкс

Мифология



используя ИКТ раскрывают особенности египетской культуры, её необычность;

Продолжается формирование общеучебных навыков



Урок с использ.ТСО

§14

Творч.задания.;

Инд.задания;


16

ПОУ: Древний Египет.

1

Египет. общество;

Основн. занятия;

Завоев. фараонов;

Культура египтян






Знают историю древнего Египта (местопол., прир.услов., жизнь различ. слоев насел., военн.походы фараонов, культура, письмен., знания);Усвоили понятия «цив-ция», «религия», «налог», «кул-ра», «гос-во», «классы»;Сформир. навыки работы с ист. картой, текстом учебника.Сформир. умения формулир. неслож. выводы, давать уст. отзыв на ответы

Повтороит.-обобщ. урок

Словар.диктант

Индивид.зад.

Кроссворд

Работа по карте;

Тестирование.


Тема 5. Западная Азия и век железа.

17

Финикийские мореплаватели.

1

Геогр.располож. и прир.ус. Финикии

Торговцы, пираты

Колонии

Морск путеш.;



Алфавит

Железный век

Колонии


Объясняют прич. возник. колоний, расск. об их знач. в жизни финикийцев;Знают об открытиях финикийцев;

Усв. пон. «колония», «колониз-ция»;

Продолж. Формир. картограф. навыков, понятий. аппарата;

Продолж. формир-ние умений сравн. ист. усл. развития Др. Египта, Финикии;



Урок изуч. нов. мат.

§15

Проб. з.-воп.2,3

Раб.с лентой вр;


18

Древняя Палестина.

1

Распол., прир.усл., насел. Др. Палест.

Библей. сказания



Библия;

Договор;


Яхве

Раасказывают о геог.полож. Палестины, о занятиях её жителей;

Анализаруют библейские сказания;

Продолжается формир-ние умений сравнивать истор. условия развития Древ. Египта, Финикии и Палестины;

Усвоены понятия «единобожие», «заповеди», «завет», «Библия».




Комбин. урок

§16

Сооб.о Соломоне

Работа. по карте;

Проб.з. –воп.3



19

Ассирийская военная держава.

1

Ассир. армия;

Ассир.завоев.;

Упр.страной;

Столица


Ассирийцы

Таран


Имеют общее представл. об Ассирии;

Характеризуют роль армии в гос-ве, сравнивают её с армиями др. гос-тв;

Рассказывают об ассирий. завоеваниях;

Продолж. формиров. картогр. умения;

Формир. умений формулир. несложные выводы, давать уст. отзыв на отв. однок.


Комбин. урок

§17

Зад в.раб.тетр.;

Работа.по карте;

Сооб.о Ниневии

Тестирование

Индив. задания.



20

Победители Ассирии.

1

Нововавилон. держава;

Научн. знания;

Мидийцы и персы


Лидий. царство, Навуходоносор

Объяс. прич. появ. нов. гос-ва

Имеют общ. представ. о Нововав. держ;

Продолж. формир. картогр. навыков.


Комб. урок

§18

Зад в.раб.тетр.;

Работа. по карте;

Проб.з.-воп.2.3



21

Культура народов Передней Азии

1

Науч.знания;

Архитектура;

Чудеса Азии;

Религ. представл.



Изразцы

Висячие сады



Понимают своеобразие и неповторимость древнеазиат. культуры;

Умеют делать сообщения, используя дополн. лит-ру;

Формир. умений формулир. несложные выводы, давать уст. отзыв на отв. однок


Урок-экскурсия

Сообщ. и докл.

Игра-путешествие

Тестирование


22

ПОУ: Западная Азия и век железа.

1

Древние Финикия, Палестина, Ассирийская держава, Мидия, Персия




Продолж. формирование умений сравнивать исторические условия развития Др. Египта и Двуречья;

Приобщ. к религ. ценностям челов-ва: Библии и заповедям Христа;Формирование умений формулировать несложные выводы, давать устный отзыв на ответы др. учащихся.



Повтороит.-обобщ. урок

Тестирование

Работа.по карте

Работа. с термин.

Творч. задание.




Тема 6. Великие державы Древнего Востока.

23

Образование державы Маурьев в Индии.

1

Пересел. ариев

Новая цив-ция



Рупия

Индийцы


Джунгли

Раджа


Используя ранее полученные знания, характер-ют жизнь в Индии в нов. усл.;

Понимают особенн. управл. в Индии;

Продолж. формирование умений сравн. истор. условия развития древнеазиат. Цивилизаций;

Продолж. формирование умений работать с ист. источником, ист. картой, текстом учебника;




Урок изуч. нов. мат.

§19

Зад в.раб.тетр;

Сооб.-воп.5

Работа.по карте

Инд.задания

Фронт.опрос

Пробл.вопросы


24

Религиозные верования, легенды, наказания. Касты

1

Варны

Буддизм


Варны

Буддизм


Брахманы

Шудры


Приобщены к религиоз., архитектурным и культурным ценностям человечества;

усвоены понятия «касты», «буддизм»;

Продолжается формир. умений работать с ист. источником, ист. картой, текстом учебника.


Комб.

урок


§19

Инд.задания.

Рассказ

Работа.с терминами.



25

Единое государство в Китае.

1

Появление единого гос-ва

Вел.кит.стена

Изобрет.китайцев


Арбалеты

Вел. Кит. стена

Гунны

Вел. Шёлк. путь



Объясняют причины объединения Китая, используя ранее полученные знания;

Используя иллюстративный материал, рассказывают о новшествах внесённых в мировую культуру китайцами



Комб.

урок


§20

Зад в.раб.тетр

Работа.по карте

Проб.з.-вопр.2,3

Сообщ.о культуре


26

Великая Персидская держава.

1

Завоевания Кира Великого

Борьба за власть

Дарий Первый


Сатрап

Сатрапия


Маг

Дарик


Рассказывают о завоеваниях Кира Великого;

Перечисляют причины начала борьбы за власть в Персидской державе;

Продолжается формирование картогр. навыков


Комб.

урок


§21

Зад в.раб.тетр.

Работа.по карте

Творч.задания

Работа.с терминами

Пробл.з.-вопр.5



27

ПОУ: Великие державы Древнего Востока.

1







Знают/понимают основные этапы и ключевые события Древнего Востока;

Перечисляют выдающихся деятелей;

Знают важнейшие достижения культуры и системы ценностей, религий (занятия, жилища, памятники архитектуры);


Викторина

Творч.задания.

Индивид.задания

Кроссворд

Работа.с терминами

Тестирование



Раздел 3. Древняя Греция.



Тема 7. Древнейшая Греция.

28

Греция и Крит в эпоху бронзы.

1

Критская цивилизация

Ахейская Греция



Эллины

Минос


Лабиринт

Фреска


Имеют общее представление о Греции;

Рассказывают о природных условиях;

Анализируют археологич. Открытия, сделанные на Крите;

Продолжается формирование умений правильно показывать на карте исторические объекты, работать с историческим источником, текстом учебника и его иллюстрациями, использовать дополнительные источники информации.



Урок изуч. нов. мат.

§22

Зад в.раб.тетр.

Работа.по карте

Сообщ.-воп 4,5

Фронт.опрос

Индивид.зад.



29

Поэмы Гомера.

1

Личность Гомера

«Илиада»


«Одиссея»

«Илиада»

«Одиссея»



используя иллюстративный материал, рассказывают о произведениях Гомера;

понимают, какую роль они играли в жизни греков;



Комб.

урок


§ 23

Творч.задание

Инд.задания


30

Боги и герои Эллады.

1

Боги, их иерархия, стихии, мифы

Мифологические герои Др. Греции



пантеон

Рассказывают о религии древ. греков;

Продолжается формирование умений работать с историческим источником, текстом учебника и его иллюстрациями, использовать дополнительные источники информации;

Формир. умений формулир. несложные выводы, давать уст. отзыв на отв. Однок


Урок с использ.ТСО

§24

Зад. враб.тетр.

Творч.задания

Сообщения

тестирование


Тема 8. Рождение античного мира.

31

Греческие полисы и Великая колонизация.

1

Греч. Колонии;

Обр-ние полисов



Антич. цив-ция, Греческое чудо, Варвар,

Полис,


Тиран,

Амфора, Акрополь,

Демос


Называют прич. колонизации и её роль;

Объясн., как образов-сь греч. полисы;

Объясняют прич. деления полисов по роду занятий на торгово-ремесленные и сельскохозяйственные;


Урок изуч. нов. мат.

§25

Зад. в раб.тетр.

Фронт.опрос

Проб.з.-воп.3

Работа по карте

Индивид.задания



32

Афинский полис.

1

Местополож. и прир. усл. Аттики;

Упр-ние Афинами

Солон и его зак.;

Сис-ма воспит.



Аттика,

Ареопаг,


Демос

Используя карту, рассказывают об особенностях развития Аттики;

Называют рич. Появл. новых законов;

Дают хар-ку личности Солона;

Формир. умений формулировать несложные выводы, давать устный отзыв на ответы др. учащихся



Комб.

урок


§26

Сообщ.о Солоне

Зад. в раб.тетр.

Фронт.опрос

Инд.задания


33

Древняя Спарта.

1

Образование Спарты;

Хар-ка спартан. полиса;

Спартанское воспитание


Илоты,

Совет старейшин, Олигархическая власть



Имеют общее представление о спартанском государстве;

Анализируют госуд-ый строй Спарты;

Умеют сравнивать и выделять различные черты в развитии греческих полисов


Комб.

урок


§27

Зад. в раб.тетр.

Фронт.опрос

Индивид.зад.

Сравнит.табл.


34

ПОУ: Древняя Греция и рождение античного мира.

1

Местоположение Др.Греции;

Древнейш.гос-ва;

Религия;

Занятия древ.грек.






Продолж. формирование умений правильно показывать на карте ист. объекты, работать с ист. источником, текстом учебника и его иллюстрациями, использовать дополн. источ. инф-ции

Повтороит.-обобщ. урок

Тестирование

Работа.с терминами

Кроссворд

.Контур.карты






Тема 9. Восток против Запада: Греко-персидские войны.

35

Герои Марафонской битвы.

1

Восст. в Милеете;

Походы персов в Афины;

Полководец Мильтиад;

Марафонск. битва



Фаланга

Гоплит


Триера

Раскрывают прич. греко-персид. войн;

Имеют общее предст. о Марафон битве;

Называют прич. победы греков;

Продолжается формирование умений правильно показывать на карте ист. объекты, работать с ист. источником, текстом учебника и его иллюстрациями



Урок изуч. нов. мат.

§28

Зад в.раб.тетр.

.Контур.карты

Индивид.задания

Фронталь.опрос

Работа по карте

Хар-ка личности


36

Персидское нашествие на Грецию.

1

Фемистокл

Великое срежение

Фермопилы

Саламинское сражение



Фемистокл

Дают характеристику Фемистоклу как новому вождю Афинского государства;

рассказывают, используя карту, о вторжении Ксеркса в Грецию;

Рассказывают о наиболее крупн. сражениях и их последствиях.


Комб.

урок


§29

Задания в раб.тетрадях

Контур.карты

Работа по карте

Фронт.опрос

Хар-ка личности



Тема 10. Могущество и упадок Афин.

37

Расцвет демократии в Афинах.

1

Афинская демократия

Народное собрание

Перикл

Афинская морская держава



Остракизм

Стратег


Метек

Ииеют представление об афинской демократии, анализируют роль народного собрания;

Раскрывают сущность демократических реформ, проведенных Периклом;




Комб.

урок


§30

Задания в раб.тетрадях

Индивид.задания

Фронталь.опрос



38

Хозяйственное развитие Греции в 5 веке до н.э.

1

Состав населения

Рабство


торговля

Мрамор

Скифские племена



Имеют общее представление о хозяйственном развитии Греции;

Рассказывают о месте рабов в греческом обществе;

Формирование общеучебных навыков


Комб.

урок


§31

Задания в раб.тетр.

Рассказ

Инд.зад.-воп.3



Инд.зад.-воп.4

39

Пелопоннесская война.

1

Причины и начало войны;

Сицилийская катастрофа;

Алкивиад;

Окончание войны



Автократор

Анализируют причины, ход, результаты Пелопонесской войны;

Объясняют проигрыш Афин;

Имеют обще представление о персоналиях этой войны;

Продолж. Формир. умений правильно показывать на карте ист. объекты, работать с историческим источником, текстом учебника и его иллюстрациями.




Комб.

урок


§32

Заания в .раб.тетр.

Работа.по карте

Пробл.з.-воп.2

Инд.зад.-воп.4

Фронтальный опрос

Хронологический диктант


Тема 11. Греческая культура.

40

Граждане, ученые и атлеты Греции.

1

Система воспитания;

Афинские школы и гимнасии;

Олимпийские игры


Педагог

Стиль


Гимнасия

Атом


Ипподром

Находят общее и особенное в быту и образовании афинян и спартанцев;

Используя ранее полученные знания, рассказывают об Олимпийских играх, как важной составляющей жизни Греции.



Урок с использ. ТСО

§33

.

Сообщение



Фронталь.опрос

Пробл.з.-воп.4



41

Архитекторы и скульпторы Греции. Театр.

1

Афин.архитектура

Скульптура

Театр


Фронтон

Трагедия


Орхестра

Скене


Комедиограф

Рассказывают о театре, указывают отличительные черты комедии и трагедии в Древней Греции;

Имеют общее представление о культурном развитии Греции в изучаемый период;

Получили образное представление об архитектуре и скульптуре Дреней Греции


Творч. мастерская

§34

Групп.раб.воп.1




42

ПОУ: могущество и упадок Афин; греческая культура.

1

Афинская демократия

Состав общества

Пелопонн.война

Образование, наука и культура






Выделяют различия в положении различ. Категор. Населен. греч. полисов;

Характеризуют и выделяют черты, присущие афинской демократии;

Знают историю древних Олимп. игр;

Приобщены к культурным ценностям Древней Греции. (научные знания, философия, архитектура и др.);




Повтороит.-обобщ. урок

Тестирование

Индивид.задание

Термин.диктант

Хронол.задание

Творч.задание


Тема 12. Запад против Востока: македонские завоевания.

43

Возвышение Македонии.

1

Возв. Македонии

Царь Филипп

Рефор. Филиппа

Демосфен


Приход к власти Александра

Македонская фаланга

Филиппик


Объясняют причины возникновения Македонского царства;

Характеризуют личность македонского царя Филиппа;

Знают о проведённых им реформах по реорганизации армии


Урок изуч. нов. мат.

§35

Зад в раб.тетрадях

Фронт.опрос.

Работа по карте



44

Завоевания Александра Македонского.

1

Первые победы

Александрия

Решающ.сражен

Поход на край земли






Характеризуют деят-ть Александра Македонского как правителя и полководца;

рассказывают о его победах;

Продолжают формир. картогр. навыки


Комб.

урок


§36

Зад в раб.тетрадях

Работа по карте

Инд.задание

Фронт.опрос


45

Греческий Восток.

1

Распад империи

Новая карта мира

Чудеса света


Римляне

Пергамент

Музей

Александрий. библиотека



Объясняют причиныраспада державы созданной Александром Македонским

Используя карту, рассказывают об изменениях на карте мира, произошедших после смерти Александра Македонского;



Комб.

Урок с использ.ТСО



§37

Работа по карте

Контур.карты.

Индивид.задание

Сообщ.о чудесах света


46

ПОУ: «Древняя Греция»

1







Знают/понимают основные этапы и ключевые события истории Др. Греции;

Умеют показывать на ист. карте терр. расселения народов Др. Греции и Азии, границы гос-тв, городов- полисов, места значительных ист. событий (Троянская война, Греко-персидские войны, Завоевания А. Македонского);



Урок-игра

Творческое задание

Индивид.задание

Кроссворд

Раб.с терминами

Работа по карте

Тестирование




Раздел 4. Древний Рим.


Тема 13. Образование Римской республики.

47

Рим под властью царей.

1

Основание Рима

Цари


Первые римляне

Патриции

Плебеи


Сенат

Ликторы


республика

Анализируют легенду об основ. Рима;

Имеют общее представление о царях, правивших в Риме;

Рассказ. о жителях Рима, их класс. Сост;

Описывают по карте терр., которые занимал Др.Рим



Урок изуч. нов. мат.

§38

Зад в раб.тетрадях

Работа по карте

Сообщение

Фронт.опрос

Индивид.задание



48

Республика римских граждан.

1

Римские консулы

Народные трибуны

Сенат

Армия


Консул

Диктатор


Народ.трибун

Вето


Легион


Имеют представление об управлении в Римском государстве;

Понимают роль консулов и трибунов в управлении;

Используя ранее полученные знания, сравнивают управление в Греции и Римской республике;


Комб.

урок


§39

Пробл.з.-вопр.1

Фронт.опрос

Инд.тестирование



49

Рим во главе Италии.

1

Управление республикой;

Господство Рима над Италией;



Форум

Италики


Самниты

Галлы


Капитолий

анализируют легенду о спасении Рима;

Понимают смысл понятия «пиррова победа»;

Дают характеристику внутреннего развития Рима к III в. до н.э.


Комб.

урок


§40

Задание в раб.тетрадях

Работа по карте

Инд.зад.-вопр.2

Фронталь.опрос


Тема 14. Римские завоевания в Средиземноморье.

50

Первая война с Карфагеном.

1

Карфаген-соперник Рима;

Борьба за Сицилию;

Подготовка к новой войне


Средиземноморье

Пуны


Вороны

Галлы


Испанцы

Ливийцы


Называют причины первой пунической войны;

Обсуждают её ход, последствия;

продолжается формирование картограф. навыков


Комб.

урок


§41

Задание в раб.тетрадях Работа по карте

Пробл.з.-воп.2

Инд.з.-воп.5,6

Фронталь.опрос


51

Война с Ганнибалом.

1

Вторжение в Италию;

Диктатор Фабий;

Битва при Каннах;

Оконч. войны






Называют причины вторжения Ганнибала в Италию;

Знают последствия этого события;

Дают характеристику действиям полководцев Фабия, Гннибала

Знают ход военных действий в ходе Каннской битвы, как самой знаменитой битвы древности;

Перечисляют последствия войны для Рима и Ганнибала


Комб.

урок


§42

Работа по карте

Пробл.з.-воп.3

Инд.з.-воп.4

Фронталь.опрос


52

Рим - завоеватель Средиземноморья.

1

Завоев. Восточ. Средиземном-я;

Покорение всего Средиземном-я

Судьба Карфагена


Провинция

Проконсул



Обсуждают способы и политику завоевания Средиземноморья;

Сравнивают, используя ранее получ. знания, преимущества римских легионов и македон. фаланги;

Знают прич. победы Рима над Македон.;

Продолж. формир. общеучеб. навыков



Комб.

урок


§42

Работа по карте

Пробл.з.-воп.3

Инд.з.-воп.4

Фронталь.опрос


53

ПОУ: Образование Римской республики. Римские завоевания в Средиземноморье.

1

Возникн-е Рима;

Форма управ-ия Римом;

Войны с Карфагеном;

Завоевание Средиземн-я






Обобщены и систематизированы знания учащихся по изученной теме;

Усвоены понятия « патриции», «плебеи», «сенат», «народное собрание», «республика»;

Продолж. формирование умений правильно показывать на карте ист. объекты, работать с ист. источником, текстом учебника и его иллюстрациями, использ. дополн. источники инф-ции.


Повтороит.-обобщ. урок

Тестирование

Индивид.задание

Термин.диктант

Хронол.задание

Творч.задание


Тема 15. Гражданские войны в Римской республике.

54

Народные трибуны – братья Гракхи.

1

Разор. крест. хоз.;

Нов.земель.закон;

Братья Гракхи


Гражданские войны

Выявляют и анализаруют причины разорения римских крестьян;

Дают личностную характеристику братьям Гракхам;

анализируют их деятельность и поведение Сената по отношению к ним


Урок изуч. нов. мат.

§44

Зад.в рабочих тетрадях

Проб.зад.-в.1,2,3

Инд.з.-воп.4

Фронталь.опрос


55

Сулла – первый военный диктатор Рима.

1

Война с Нумидией;

Новая армия и новые граждане;

Гражданская война и диктатура Суллы;


Проскрипции

Вольноотпущен-ник



характеризуют римскую армию, созданную в период правления Гая Мария;

Анализируют её роль для дальнейшего развития Рима;

Используя ранее полученные знания, называют особенности диктатуры Суллы


Комб.

урок


§45

Работа по карте

Пробл.з.-воп.3

Инд.з.-воп.4

Фронталь.опрос


56

Восстание Спартака.

1

Рабство в Риме

Гладиаторы

Начало восстания

Поход к Альпам

Послед. походы


Гладиатор

Амфитеатр



Имеют общее представление о крупнейшем восстании рабов в Италии – восстании Спартака;

Знают его причины, ход, последствия, персоналии;

Формир. умений формулир. несложные выводы, давать уст. отзыв на отв. однок


Комб.

урок


§46

Работа по карте

Сообщение

Фронталь.опрос



57

Цезарь – повелитель Рима.

1

Союз трех полководцев;

Возвышение Цезаря;

Мартовские иды


Триумвират;

«перейти Рубикон»



Имеют общее представление о союзе трёх полководцев, который привел к диктаторству Цезаря;

Характеризуют личность Цезаря, его деятельность;

Формир. умений формулир. несложные выводы, давать уст. Отзыв.


Комб.

урок


§47

Задание в раб.тетрадях

Работа по карте

Сообщение о смерти Цезаря

Фронталь.опрос

Инд.зад.-воп.3,4



58

Падение республики.

1

Послед. респ-цы;

Наследники Цезаря;

Борьба Антония и Октавиана


Империя

Амнистия


Называют причины непрочности диктатуры Цезаря;

Дают характеристику деятельности Антония и Октавина

Формир. умений формулир. несложные выводы, давать уст. отзыв на отв. однок


Комб.

урок


§48

Зад в раб.тетрадях

Работа по карте

Сообщ. о Клеоп.

Проб.з.-в.2,4,5

Инд.зад.-воп.3,



59

ПОУ: Гражданские войны в Римской республике.

1

Братья Гракхи

Сулла


Восст. Спартака

Цезарь


Падение респ-ки и обр-ние империи




Обобщены и систематизированы знания учащихся по изученной теме;

Усвоены понятия «триумф», «император», «империя».

Продолж. формирование умений правильно показывать на карте ист. объекты, работать с ист. источником, текстом учебника и его илл., использ-ть дополнительные источники инф-ции.


Повтороит.-обобщ. урок

Тестирование

Индивид.задание

Термин.диктант

Хронол.задание

Творч.задание


Тема 16. Расцвет и могущество Римской империи.

60

Император Октавиан Август.

1

Восстановление республики;

Власт. полномоч. Августа;

Правление Августа


Германцы

Цезари


Август

Преторианская гвардия



Анализируют деятельность Октавина Августа;

Понимают особенности «республики» Октавиана Августа;

Рассказывают о внешней политике Августа;

Называют признаки расцвета культуры изучаемого периода



Урок изуч. нов. мат.

§49

Работа по карте

Проб.зад.-в.3,4

Инд.з.-воп.2

Фронталь.опрос


61

Цезари Рима.

1

Развитие империи после смерти Августа

Нерон


Траян

Дакия

Имеют общее представление о правителях Нероне и Траяне;

Называют причины, по которым римляне после смерти Августа не вернулись больше к республиканскому строю



Комб.

урок


§50

Работа по карте

Пробл.з.-воп.3

Фронталь.опрос



62

Жизнь в Римской империи

1

Архитектура Рима

Дворцы знати

Времяпрепровож-дение римлян;


Пантеон

Акведук


Триумф. арка

Атрий


Термы

Колон


Арендная плата

Имеют представление о жизни людей разных сословий в Римской империи;

Знают о достижениях архитектуры и градостроительства Римской империи;

Формируются навыки конспектир-ия преподаваемой информации;

Формир. умений формулир. несложные выводы, давать уст. отзыв на отв. однок



Урок с использ. ТСО

§51-52

Творч.задание

Сообщение о гибели Помпей

Пробл.з.-воп.4

Инд.зад.-воп.3,4





Тема 17. Поздняя Римская империя и закат античной цивилизации.

63

Кризис Римской империи в III веке.

1

Появление варваров;

Внутреннее положение империи и ее распад;

Имп. Аврелий

Проявления кризиса



Христианство

Гений-хранитель

Натур.хоз-во

Кризис античной цивилизации



Анализируют причины кризиса империи;

Характеризуют внутреннее состояние империи в изучаемый период;

Усвоили понятие «натур. хозяйство»;

Продолж. формирование умений работать с ист. источником, текстом учебника и его илл., использ-ть дополнительные источники инф-ции



Комб.

урок


§53

Зад.раб.тетр.

Раб.по карте

Пробл.з.-воп.2,3

Инд.з.-воп.6

Фронталь.опрос



64

Христианство

1

Условия возникновения;

Жизнь и учение Иисуса Христа;

Христ. церковь


Евангелия

Епископ


Патрирх

Церковь


Знают о первых христианах;

Понимают в каких условиях оно возникло в Риме;

Называют прич. гонений на христиан;


Комб.

урок


§54

Задание в .раб.тетрадях

Работа по карте

Пробл.з.-воп.3

Фронталь.опрос


65

Император Диаклетиан и Константин

1

Деятельность Диоклетиана;

Реформы Диоклетиана и Константина;

Победа христианства;

Византия


Реформы

Монарх


Дают характеристику личности и государственной деятельности Диоклетиана и Константина;

Понимают важность и суть реформ, проведённых данными правителями;

Формир. умений формулир. несложные выводы, давать уст. отзыв на отв. однок


Комб.

урок


§55

Сообщение о Византии

Фронталь.опрос

Творч.задание



66

Падение Западной Римской империи.

1

Варваризация империи;

Великое переселение народов;

Раздел империи;

Взятие Рима готами;




Вандалы

Называют причины падения Западной Римской империи

Имеют общее представление о Великом переселении народов;

Понимают важность этого события для истории в целом;


Комб.

урок


§56

Работа по карте

Сообщение о взятии Рима Алларихом

Пробл.з.-в.2,3,4



67

ПОУ: Древний Рим

1







Знают/понимают основные этапы и ключевые события истории Др. Рима;

Называют ыдающихся исторических деятелей, важнейшие достиж. культуры;

Умеют показывать на ист. карте территории расселения народов и завоеваний римлян, границы гос-тв, города, места значитель. ист. Событий.


Викторина

Тестирование

Индивид.задан.

Термин.диктант

Хронол.задание

Творч.задание


68

Итоговое повторение по курсу «История Древнего мира»

1







Умеют соотносить исторические процессы и отдельные факты;

Выявляют существенные черты исторических процессов;

Объясняют смысл изученных исторических терминов;

Определяют причины и следствия важнейших исторических событий Истории Древнего мира.



Повтороит.-обобщ. урок

Тестирование

Индивид.задан.

Термин.диктант

Хронол.задание

Творч.задание


69

Резерв



















70

Резерв





















Раздел I. Жизнь первобытных людей.

Знать и уметь.

Учащиеся должны знать, что история Древнего мира – часть Всеобщей истории;




  • уметь правильно употреблять и объяснять исторические термины;

  • уметь анализировать причины изменения орудий труда и жизни первобытных людей;

  • понять то, что земледелие и скотоводство – величайшие открытия человечества, которые привели к созданию надежных источников питания людей;

  • уметь подтверждать выводы примерами, пересказывать содержание текста, выделять на элементарном уровне причины исторических событий.



Раздел II. Народы и государства Древнего Востока.

Знать и уметь.


  • Подвести учащихся к пониманию причин возникновения древнегреческой цивилизации;

  • Уметь распознавать существенные признаки и интересы различных общественных групп: земледельцев и ремесленников, вельмож и фараонов Древнего Египта;

  • Знать о важнейших открытиях и достижениях финикийцев, древних евреев, ассирийцев, жителей Персидской державы и Древней Индии, Китая;

  • Уметь работать с исторической картой, текстом учебника; сравнивать природные условия и географическое положение разных стран, их политическую историю.


Раздел III. Древняя Греция.

Знать и уметь.
Из раздела «Древняя Греция» учащиеся должны знать:


  • Основные направления греческой колонизации, причины возникновения греческих полисов;

  • Причины гибели Персидского царства и образования державы Александра Македонского;

  • Распространение греческой культуры в странах Древнего Востока;

  • Уметь работать с исторической картой на основе текста учебника и документа;

  • Давать характеристику участников исторических событий, их деятельности.


Раздел IV. Древний Рим.

Знать и уметь.
Из раздела «Древний Рим» учащимся необходимо знать:


  • Местоположение и природные условия Италии, историю возникновения Рима;

  • Историю образования Римской державы и деятельности императоров Восточной Римской империи;

  • Историю римских завоеваний в восточной части Средиземного моря;

  • О возникновении мировой христианской религии и образовании христианской церкви;

  • Начать формирование умения составлять сложный план параграфа, составлять рассказ, делать выводы, обобщать отдельные события.


Смотрите также:
Рабочая программа учебного курса основного общего образования по истории Древнего мира 5 класс Учитель: Миннебаева Г. Ш
479.56kb.
1 стр.
Рабочая программа по истории Древнего мира 5 класс на 2012-2013 уч год. Учитель Игнатюк И. А. 2012 год п. Плоское
385.58kb.
2 стр.
Рабочая программа учебного курса (наименование предмета) в классе основного общего образования базовый уровень учитель г. Переславль-Залесский 20 г. Пояснительная записка рабочая программа учебного курса «Английский язык в 6 классе»
163.03kb.
1 стр.
Программа по курсу «История Древнего мира» 5 класс (68 часов)
635.08kb.
4 стр.
Рабочая программа по искусству 8-9 класс учитель: А. Р. Будаева
337.14kb.
1 стр.
Рабочая программа по предмету «История» 5 класс Разработчик: Сошникова О. А. учитель истории, обществознания первая категория
462.24kb.
3 стр.
Программа учебного предмета обществознание 5-9 классы Учитель истории Зайцева А. А. Огнеупорный 2012
1671.59kb.
21 стр.
Программа по географии 8 класс Пояснительная записка. Рабочая программа курса «География России»
88.53kb.
1 стр.
Рабочая программа курса «Биология» основного общего образования по примерной программе основного общего образования
1611.13kb.
7 стр.
Рабочая программа по истории для 6-9 классов разработана на основе Примерной программы основного (общего) образования по обществознанию 2004 года
466.13kb.
3 стр.
Рабочая программа по предмету «искусство родного края» 8 класс основного общего образования Уровень базовый Учитель: Позднякова Г. А
200.6kb.
1 стр.
Рабочая программа Химия Класс 8
303.51kb.
1 стр.