Главная
страница 1страница 2 ... страница 12страница 13


Министерство общего и профессионального образования

Свердловской области

Государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования

«Институт развития регионального образования Свердловской области»

Кафедра педагогики и психологии

ХРЕСТОМАТИЯ

ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
ЛИТЕРАТУРНОЕ ТВОРЧЕСТВО НАРОДОВ УРАЛА

Екатеринбург

2009


Хрестоматия для детей старшего дошкольного возраста. Литературное творчество народов Урала / Сост. Толстикова О.В. Екатеринбург: ИРРО. – 2009г. – 188 с.
Научное редактирование: Толстикова О.В., доцент кафедры педагогики и психологии ИРРО
Составители:

Костромина О.В., воспитатель МДОУ № 23, с. Грязновского, Богдановичского района.

Морозова О.И., Воронина С.Н., воспитатели; Баталова Н.А. заведующая; Крючкова Г.А., старший воспитатель МДОУ № 52, г. Красноуфимска.

Бочкова С.Н., старший воспитатель, Ушанова И.Б., Козлова С.М., Бикбаева Т.И., воспитатели МДОУ № 49 г. Полевского.

В настоящую хрестоматию вошли произведения народов Урала для формирования целостной картины мира детей дошкольного возраста, погружения в языковую среду, с синонимами, антонимами.

Данная хрестоматия адресована образовательным учреждениям Свердловской области и прежде всего реализующим Примерную региональную программу образования детей дошкольного возраста. Однако она может использоваться и в условиях семьи.

Литературные произведения: сказки, рассказы, легенды, стихи подобраны таким образом, что ребенок с помощью взрослого входит в мир уральской художественной культуры. Хрестоматия содержит рекомендации по работе над каждым отдельным произведением.

Проект «Разработка методического сопровождения Примерной региональной программы образования детей дошкольного возраста» направлен на создание учебных, методических материалов, ориентированных на реализацию принципов региональной образовательной политики в воспитании и развитии ребенка по каждому из определенных федеральными государственными требованиями к основной общеобразовательной программе дошкольного образования, направлений развития: физическое, познавательно-речевое, социально-личностное, художественно-эстетическое.


© Институт развития регионального образования

СОДЕРЖАНИЕ

Введение 5

Башкирские сказки

Медведь и пчелы 7

Курица и ястреб 8

Два барсука 10

Хан и Алдар 12

Лиса-сирота 15


Удмуртские сказки

Старик со старухой и береза 18

Заяц и лягушка 20

Кошка и белка 21

Ласточка и комар 21

Синица и ворона 22

Охотник и змея 23

Глупый котенок 24

Звезды (легенда) 25

Синица и журавль 26

Мышь и воробей 26
Татарские сказки

Умная девушка 28

Гульчечек 29

Три дочери 33


Сказки народов коми

Мышь и сорока 35

Пройдоха 36
Сказки народов манси

Воробушек 38

Зайчик
Сказки народов ханты

Медвежья трава 40

Мышка 40

Береста, брусника, уголек 42


Волшебные сказки

Лягушка – царевна 43

Марья Моревна 49

Финист - ясный сокол 56


Сказки про детей

Лутонюшка 69

Снегурушка и лиса 70

Мороз Иванович 71

Смоляной бычок 77

Сказки про животных

Лисичка со скалочкой 79

Жихарка 80

Кот, петух и лиса 81

Бобовое зернышко 82

Лиса и волк 83


Сказы П.П. Бажова

Медной горы хозяйка 85

Синюшкин колодец 91

Серебряное копытце 100

Хрупкая веточка 105

Голубая змейка 112

Малахитовая шкатулка 120

Огневушка – Поскакушка 136


Д. Мамин Сибиряк

Сказка про храброго зайца - длинные уши – косые глаза –

короткий хвост 144

Притча о молочке, овсяной кашке и сером котишке Мурке 146

Сказка про Комара Комаровича – длинный нос и про мохнатого

Мишу – короткий хвост 148

Медведко 151
Е. Пермяк

Торопливый ножик 155

Чужая калитка

Колосок 158


В. Лысов

Стихи детям 160


Литература 162
Объяснение отдельных слов, понятий и выражений, встречающихся в сказках, мифах, легендах и сказах 163
Иллюстрации к сказкам 165
Введение
Народные сказки давно являются неотъемлемой частью знакомства с художественной литературой.

Самые элементарные и в то же время самые важные представления о нравственных качествах: об уме и глупости, о хитрости и прямодушии, о добре и зле, о героизме и трусости, о щедрости и жадности - формируются у дошкольников, ложатся в сознание и определяют для них нормы поведения после прочтения сказочных произведений. Сказки, мифы, легенды передают характер нравственно-эстетических отношений между людьми и способы регулирующие их.

Литература Урала не может рассматриваться вне контекста общероссийской, и не случайно П.П. Бажов, Д.Н. Мамин-Сибиряк - гордость региона - это писатели, пользующиеся всероссийской и мировой известностью. В нашем представлении любая так называемая «региональная» литература, тем более рассчитанная на самых маленьких читателей, должна быть вплетена в большую литературу России, а возможно, и всего мира. Только тогда она обретает общечеловеческий, в том числе и воспитательный смысл, становится хранилищем и универсальных, и национальных культурных ценностей.

Педагогическая ценность сказок народов Урала чрезвычайно велика. Помимо всех достоинств, которые вообще отличают сказку как образовательный и воспитательный материал, сказки народов Урала вносят большой вклад в патриотическое воспитание юных граждан. Сказки знакомят детей с жизнью разных народов: русских, башкир, удмуртов, татар, коми, манси, хантов с их национальными обычаями, природой края.

Так же как и русские сказки, они проникнуты чувством горячей любви к Родине, ее народу, верой в торжество победы добра над злом.

Знакомясь с этими сказками, ребенок невольно начинает сравнивать их с русскими. Возможность и оправданность такого сопоставления заложена в самом характере сказочных сюжетов и образов: сказки разных народов так схожи, что их можно считать национальными вариантами одного и того же произведения, отличающихся самобытностью, духом традиций и отмеченных печатью оригинальности. В этом легко убедиться, сопоставив, например, такие сказки как «Старик, старуха и береза» и «Сказка о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкина; «Береста, брусника и уголек» и «Пузырь, соломинка и лапоть».

Национальное своеобразие сказочного фольклора у каждого народа выражается и в оригинальных сюжетных решениях, и в приемах передачи национальной речи, народного быта, обычаев, фантастического вымысла и композиции. («Зайчик», сказка народов манси и русская народная сказка «Петушок и бобовое зернышко»)

Наиболее ценными среди сказок народов Урала можно считать сказки, в которых воплощены важнейшие жизненные мотивы, своим существованием обязанные вере народов в добро и справедливость, осуждению лени, тунеядства, жадности, лжи (башкирские сказки «Два барсука», «Лиса сирота»).

Забавляя, сказка одновременно несет дошкольнику и идеи, необходимые для развития, понимания нравственно-этических отношений, формирования его личности (удмуртская сказка «Старик со старухой и береза»). Художественные образы сказок оказывают на дошкольников старшего возраста глубокое воздействие и способствуют пониманию окружающей действительности (представление об устройстве мира в мифологии народов Урала)

У детей, после прослушивания сказок, немедленно возникает желание проявить свои чувства в действиях. Яркие поступки персонажей дети воспроизводят в играх-инсценировках, драматизациях, рисунках, лепке. Сопереживание с героями для них – школа чувств и познание окружающего мира.

С течением времени, расширяется словарь детей, все в большем объеме они начинают понимать художественное слово.

Усвоение грамматических конструкций связной речи дает основу для восприятия народного произведения в любой форме (сказка, миф, легенда, сказ).

В сказке «Лиса сирота» рассказывается о совместной дружной жизни зверей. Потом пришла лиса и хотела разрушить устоявшийся жизненный уклад. Но находчивость победила хитрость. В каждой сказке о животных есть такой смысл, который полезен ребенку, ведь он должен определять для себя место в жизни, усвоить морально-этические нормы поведения в обществе.

Замечательно, что дети легко запоминают сказки о животных. Это объясняется тем, что народный педагогический опыт верно уловил особенности детского восприятия. Детям проще воспринимать особенности, формы поведения оценивая животных, а не людей (сказка народов ханты «Мышка»).

Детям старшего дошкольного возраста нравятся волшебные сказки. В равной степени привлекательны для них и развитие действия, сопряженное с борьбой светлых и темных сил, и ее чудесный вымысел. В особенности трогает ребенка судьба героев, поставленных в близкие и понятные ему обстоятельства. Действие в таких сказках совершается в семье, конфликты носят семейный характер (удмуртские легенды, мифы, сказка «Пятна на луне», «Старик со старухой и береза»).

Сказки учат дошкольника оценивать дела и поступки людей в свете признанных общечеловеческих ценностей, свои собственные поступки с поступками героев.

Воображаемая чудесная победа добра над злом всегда активизирует чувства ребенка. Потребность в справедливости, стремление преодолеть жизненные невзгоды навсегда становятся частью его мироощущения.

БАШКИРСКИЕ СКАЗКИ
Медведь и пчелы
Давным-давно, когда утка была урядником, а сорока - сотником, жил-был один медведь. Хвост у него был длинным- предлинным и пушистый как у лисы. Полюбился этому медведю мёд. Без мёда жить не может, только и думает, как ему медком полакомиться.

Увидит медведь дупло с пчёлами, обрадуется. Влезет он на дерево, разорит гнездо и устроит пир на славу. Пчёлы пытаются ужалить грабителя, да не могут: шерсть у медведя длинная, а жало у пчёл короткое. Пчёлы запутаются в длинной шерсти, а медведю только того и надо. Слезет он с дерева и начнёт валяться по земле, пчёл давить. А затем снова залезет на дерево и спокойно доедает весь мёд - никто ему не мешает.

Однажды пришёл в лес человек и видит: сидит на дереве медведь ест мёд, а пчёл пушистым хвостом отгоняет.

«Ах ты, косолапый!- думает человек. – Влезу-ка я на дерево и зарублю его топором».

Влез человек на дерево, взмахнул топором… но удар пришёлся не по медведю, а по его хвосту, и длинного пушистого хвоста как не бывало. Спрыгнул медведь с дерева и убежал. Так и остался медведь без хвоста и по сей день ходит куцый.

Человек осмотрел дупло, поправил гнездо, уложил соты на место и пошёл домой.

Пчёлам всё это показалось удивительным. Они спрашивают пчёлку-матку, почему же этот человек не съел их мёд.

Пчёлка-матка и сама не знала, но сказала пчёлам, чтобы они догнали человека и спросили об этом.

Пчёлы догнали человека, и он ответил им так:

- Если я съем ваш мёд, что же тогда останется вам самим на зиму? Вы умрёте с голоду, тогда и я останусь без мёду.

Пчёлы вернулись в дупло и передали пчёлке-матке слова человека. Она собрала на совет пчёл, и они решили идти к человеку и просить его помощи, т.е., чтобы он защитил их дупло от злого медведя.

Пчёлы сказали человеку:

- Избавь нас от злого медведя, возьми к себе, а мы тебе за это спасибо скажем и будем собирать много мёду.

- Хорошо, - ответил человек, - я вам сделаю улей. Там вы будете жить и туда будете собирать мёд.

С тех пор пчёлы стали жить у человека и кормить его сладким мёдом.


Вопросы детям:

  • Ребята, а вы бывали в лесу? Видели ли там пчел? Где еще можно встретить пчел?

  • Зачем медведь полез на дерево?

  • Как медведь лишился своего хвоста?

  • За что человек наказал медведя – разве мед не принадлежал медведю?

  • Почему хвост у медведя после встречи с человеком стал куцым?

  • Как человек проявил заботу о пчелах?

  • Как характеризует человека забота о пчелах?

  • Как вы считаете, что было бы с пчелами, если бы человек не помог им?

  • Как вы думаете, пчелы помогают человеку?

  • Чем полезен мед для человека?

Хорошо понаблюдать с детьми за пчелами на прогулке, у цветников, на зеленой поляне. Если такой возможности нет, можно послушать жужжание пчел в записи.

Можно предложить детям описать героев сказки (обожал мед – сладкоежка, пожирал мед - обжора) нарисовать сюжет по прочитанной сказке. Рисунки не обязательно должны быть предметными, можно в цвете передать своё отношение к героям сказки.




Курица и ястреб
Дружила курица с ястребом. Ястреб часто приле­тал к курице в гости и рассказывал ей о том, как приятно летать высоко в небе. И вот курице тоже захотелось летать, но выше плетня на своих крыль­ях она никак не могла подняться.

Ястреб начал её учить летать. Не успел он на­учить курицу летать как следует, как между ними началась ссора, и дружба их окончилась. И до сих пор куры могут взлетать лишь на ограду или на пле­тень...

А дружба их пошла врозь вот почему. У ястреба было на шее красивое ожерелье, а на голове гребешок. На это ожерелье и гребешок очень зарился петух.

«Эх, мне бы их! Гребешок я взял бы себе, а ожере­лье отдал бы курице», - думал петух.

Раз ястреб прилетел к петуху и курице в гости. Они угостили его беленой. На ястреба нашёл такой дурман, что он долго не мог очнуться. В это время петух украл у ястреба ожерелье и гребешок. Оже­релье петух отдал курице, а гребешок взял себе. Из­вестно, что петух любит поважничать: надел он гре­бешок на голову и пошёл по соседям.

Когда ястреб очнулся от белены и пришёл в себя, он увидел: нет у него гребешка на голове, нет и оже­релья на шее. Что делать?

- Отдай ожерелье! - потребовал у курицы ястреб.

Курица ожерелье не отдаёт, оно очень ей по­нравилось. Она и не знала, что нельзя брать чужого. Стали курица с ястребом спорить да браниться.

Ястреб рассердился и хотел когтями сорвать оже­релье с курицы, но тут ниточка порвалась, и жемчу­жины рассыпались.

- Ладно же, - сказал ястреб. - Видно, пришёл конец нашей дружбе. Но я не забуду этого. И ты ещё вспомнишь меня, да будет поздно!

Сказал так ястреб и улетел.

Прошло много времени. Ястреб больше не по­казывался.

У курицы появились цыплята. Однажды в сол­нечный день вывела курица своих цыплят на двор и начала беспечно копаться в земле, выклёвывать что попадётся: червяков, личинок, семечки. Вдруг заметила курица высоко в небе ястреба. Курица об­радовалась:

- Летит мой старый друг! Видно, он забыл про ожерелье.

А ястреб не забыл, и летел он не затем, чтобы во­зобновить дружбу. Заметив курицу с цыплятами, ястреб камнем кинулся на землю, схватил когтями одного цыплёнка и улетел с ним. Так он начал мстить курице и петуху за ожерелье и гребешок.

Курица горюет, а ястреб не даёт ей покою и каж­дый год уносит её цыплят.

Не зная, как избавиться от этой беды, курица захотела отыскать рассыпанные жемчужины оже­релья и стала с цыплятами и петухом копаться в навозе. Но она не могла найти ни одной жем­чужины.

Как-то раз петух нашёл одну жемчужину, но ос­тавил её без внимания. До жемчужины ли было пе­туху, когда такой гребешок красовался у него на го­лове!

А курица с тех пор разрывает навоз, всё роется и ищет жемчужины от ожерелья. Ищет и не находит...


Вопросы детям:

  • О чем рассказывает сказка?

  • Из-за чего случилась ссора ястреба с курицей?

  • Что интересного в сказке?

  • Можем ли мы поверить этой сказке?



Два барсука
Барсук и барсучиха целыми днями бегали по полю и ловили мышей. Однажды они увидели вдалеке верблюда. Барсук и говорит барсучихе:

- Давай пока оставим мышей, пойдем ловить верблюда!

Но та не спешила следовать за мужем.

- Мы столько гонялись за мышами, что устали сами и утомили мышей. Что теперь бросим уставших мышей и погонимся за неуставшим верблюдом? Или даром говорили старики, что сегодняшнее яйцо дороже завтрашней курицы? Если слова стариков справедливы, зачем нам бросать мышей?

Но барсук стоял на своем:

- Очень нужно гоняться за этими противными мышами, когда есть верблюд! И с этими словами он бросил барсучиху и пошел прочь. А барсучиха осталась. Она поймала несколько обессиливших мышей, съела их и, насытившись, легла и уснула.

Вскоре вернулся и барсук, который ничего не поймал и не добыл, а только смертельно устал от бесполезной беготни. Свалился он на землю подле барсучихи, а та спрашивает:

- Ну как поймал верблюда?

- Нет, не поймал, - отвечает барсук, едва шевеля языком.

- Разве я не говорила тебе, чтобы ты не оставлял уставших мышей? Разве сегодняшнее яйцо не оказалось дороже завтрашней курицы?

Горько раскаивался барсук в том, что не послушался барсучиху, От обиды и раскаяния всплакнул.


Вопросы детям

  • Почему барсук решил охотиться на верблюда?

  • Почему барсучиха отказалась охотиться на верблюда?

  • Как вы понимаете выражение: Сегодняшнее яйцо дороже завтрашней курицы?

  • Какое настроение было у барсука после неудачной охоты?

  • Знаете ли вы пословицу, по смыслу подходящую этой?

  • Как вы понимаете такую поговорку: «Сегодня яйцо дороже завтрашней курицы!»

Через несколько дней после чтения сказки можно предложить детям эту сказку кому-нибудь пересказать (например, тому, кто ее не слышал, можно даже любимым игрушкам). Чтобы точно рассказать сказку, можно сделать к ней «подсказку». Вместе с ребёнком вспомнить последовательность основных эпизодов сказки.



Лиса и петух
Лиса похитила заячью шкурку, которую повесили сушиться, бог знает, для чего она ей понадобилась – шкурку не съешь! Да и шуба лисе ни к чему – свой мех куда как хорош. Конечно же, для какого-нибудь плутовства! Лиса ведь этим только и занимается: ей бы кого обхитрить или обмануть.

Однажды лиса укрылась заячьей шкуркой и пришла в аул воровать кур: она- то знала, что куры не бояться зайцев. Не только куры – даже воробьи их не боятся!

Видит лиса: за оградой крайнего дома клюёт зерна петух с курицей. К ним-то она и направилась, укрытая заячьей шкуркой. Увидела её курица, говорит петуху:

- Глянь-ка, кто сюда идёт!

Взглянул петух, гордо выкатил грудь и отвечает:

- Не бойся, это всего лишь косой! - И продолжает себе клевать зёрна.

А лиса подскочила к ним, схватила курицу и была такова. Петух только закукарекал от удивления, а потом, стыдясь и горюя, вернулся к себе во двор. Видя опечаленного вожака, сбежались со всех сторон куры:

Что случилось? Что приключилось? Почему ты такой грустный? – наперебой стали они расспрашивать петуха. А тот только поводит веками, точно плачет, и отвечает им:

- Мою подружку унёс заяц.

Куры переглянулись и дружно рассмеялись.

- Ну ты и скажешь! Чудные у тебя шутки!

Рассердился петух. От злости у него даже гребешок покраснел.

- Что смеётесь, глупые. Я вам говорю то, что видел собственными глазами.

А куры всё равно не верят, хотя в испуге перед ним делают вид, будто поверили его словам. А тот продолжает петушиться:

- Эх, не заметил, проморгал! Иначе бы сел на загривок того нахального зайчишки и заклевал бы его до смерти. Вот попадётся он мне в другой раз - я ему покажу! - И он храбро закукарекал.

Однажды лиса вновь появилась под прикрытием заячьей шкурки. Заметил петух да как закричит:

- Ага, попался вор! - И взлетел на загривок лисы. Та и опомниться не успела, даже не разглядела, что за хищник на неё напал, и потому пустилась что есть мочи наутёк. А петух возвратился, держа в когтях заячью шкурку.

- Смотрите, - сказал он курам, - я содрал с него шкуру! Голый от меня сбежал, весь розовый без своей шкуры. Успел-таки унести ноги, иначе бы я его прикончил.

Курам ничего не оставалось, как только дивиться отваге своего вожака.

- Ну и смел же ты! – наперебой хвалили они петуха.

А тот продолжает бахвалиться:

- Пока я живу с вами, никого не смейте бояться! Не только зайца - я самой лисы не боюсь. И вы тоже не бойтесь, будьте спокойны.

На следующий день, вечером, лиса опять появилась на том же дворе. Увидев её петух, подумал: ага, снова появился тот голый заяц. Сейчас я его схвачу! И он опять взлетел на загривок лисы. Та отбежала в сторону и стала притворно молить петуха:

- Петушок, дорогой, не губи меня понапрасну! Не убивай, пожалуйста!

А тот ещё больше петушиться:

- Тогда я содрал с тебя шкуру, теперь выну душу, проклятый заяц! Куда девал мою курицу? Ну, отвечай, злодей!

А лиса продолжает хитрить:

- Она жива и здорова, дружок мой петушок, не гневайся и не расстраивайся понапрасну. Она сейчас в лесу. Пойдем со мной, и ты вернёшься вместе со своей курицей.

- Пока ты не вернёшь её обратно, я с тебя не сойду, - отвечает ей петух.

- Так ведь мы к ней и пойдём! – говорит лиса.- Потерпи малость, и курица будет с тобой.

Стоило им оказаться в лесу, как лиса упала на спину и схватила петуха зубами. И остались от глупого петуха только перья да пух.


Вопросы детям:

  • О чем говорится в этой сказке?

  • Какой по характеру вам представляется лиса в этой сказке? Вспомните сказки (их названия), где встречается хитрюга лиса

  • В чем заключалась хитрость лисы в сказке?

  • Какого героя и из какой сказки напоминает вам петух? ( «Заяц-хваста» ( зайца)

  • Что вы можете сказать о характере петуха?

  • Чем закончилась сказка?

  • Почему она закончилась так грустно?

  • Чему учит эта сказка?

При ответах на эти вопросы важно помочь детям дать развёрнутый ответ, постараться вспомнить, какими словами говорится об этом в сказке.

Предложить детям речевыми и не речевыми средствами передать такие чувства героев как грусть, гнев, хитрость, хвастовство, испуг.

Предложить детям разыграть сценку диалога лисы и петуха.



Хан и Алдар
В давние-предавние времена жил человек по имени Алдар. Никто, говорят, не мог превзойти его в хитрости. Прослышал об этом один хан и, решив: «Раз он такой хитрый, пусть-ка попробует меня перехитрить», - отправился к Алдару.

Пришел, а Алдара дома нет.

- Где Алдар? – спрашивает хан у его жены.

- На лугу стог подправляет.

Хан – на луг. Завидев его, Алдар прислонился к кривой березе. Подошел хан к нему и говорит:

- Все тебя больно хитрым считают. Ну-ка, коли сумеешь, перехитри меня.

- Хан мой, султан, я бы с удовольствием исполнил твое желание, да мешок с хитростями дома остался, - отвечает Алдар.

Велел хан быстренько мешок с хитростями принести.

- Я бы принес, - отвечает Алдар, - да боюсь, береза моя упадет. Коли подопрешь ее плечом, я схожу домой.

Согласился хан, подпер березу. Пошел Алдар домой. По пути поймал двух зайцев. Одного за пазуху посадил, другого жене отдал и наказал ей:

- Коли хан придет и спросит меня, выпусти зайца, сказав: «Иди, приведи хозяина».

И сам ушел в сарай.

А хан ждет и ждет. Наконец, догадался, что остался с носом, пришел, рассерженный, к Алдару домой, велел отыскать его. Жена, как муж наказал, выкинула зайца за дверь:

- Иди, приведи хозяина, скажи – хан зовет.

Заяц, сломя голову, кинулся со двора. Алдар, увидев это, вытащил из-за пазухи другого зайца, входит в избу с ним. Изумился хан.

- Заяц-то у тебя ученый, что ли? Продай, - говорит, - его мне.

- Бери, - отвечает Алдар. – Цена ему – сто рублей. Купил хан зайца и, пригласив Алдара в гости, ушел домой. Дома велел жене угощенья приготовить, - Алдара, говорит, пригласил в гости. Жена приготовила угощения. Ждет – пождет хан, а гостя все нет. Не дождавшись, ушел куда-то, а жене наказал:

- Когда Алдар придет, пошли за мной зайца.

Только ушел хан – пришел Алдар. Жена хана, как муж наказал, выпустила зайца – иди, мол, хозяина приведи. «Ученый» заяц тут же на гору ускакал, только его и видели. Немного погодя, раз хана нет, Алдар ушел домой, велев передать, чтобы хан сам пришел в гости.

По пути нарвал Алдар ежевики. Дома смял ее, налил сок в пузырь и велел жене этот пузырь под мышку подвесить, а к спине, под платье, лубок привязать.

- Сейчас, - говорит, - хан должен прийти. Когда придет, я скажу тебе: «Приготовь на стол». И второй, и третий раз скажу, а ты сделай вид, будто не слушаешься. Я подойду и пырну ножом в пузырь, сок потечет, будто кровь, а ты упади на пол. После этого я врежу тебе плеткой по спине. Тогда ты вскочишь и быстренько соберешь на стол. Угостим хана.

А хан тем временем, вернувшись к себе домой, сообразил, что надул его Алдар с зайцем-то, и пришел к нему сильно рассерженный. Алдар прикинулся обрадованным, говорит жене:

- Не видишь разве – хан мой, султан мой пришел! Приготовь на стол.

Жена и не пошевельнулась. И второй, и третий раз сказал Алдар – жена не слушается. Тогда Алдар схватил нож и ткнул ей под мышку. Жена – хлоп на пол, сок из пузыря вытек, на полу красным – красно стало. Алдар снял со стены плетку, врезал разок жене по спине, она живо вскочила и на стол собрала.

Хан про злость свою забыл, поел-попил и, уходя, опять пригласил Алдара в гости. Алдар следом подоспел. Хан, когда Алдар пришел, велел жене быстренько выставить угощения, а она не больно-то разбежалась, как-никак – ханша. Ну, хан и решил по примеру Алдара жену уму-разуму поучить. Схватил нож, пырнул ее в грудь. Она – хлоп на пол и тут же душу богу отдала. Хан раз ее плеткой врезал, другой врезал – жена не встает.

Хан, когда понял, в чем дело, вконец разозлился, решил отмстить Алдару. Велел его схватить и в мешок посадить, а потом сам взвалил мешок на загорбок и потащил к проруби, чтобы, значит, утопить Алдара. А прорубь узковатой оказалась. Оставил хан мешок, побежал обратно за пешней. Алдар, угадав это, давай кричать:

- Не хочу быть ханом! Не хочу быть ханом! В это время один старенький бабай что-то на саночках мимо проруби вез. Услышав крик, подошел к мешку.

- Ты что, - спрашивает, - кричишь?

- Да вот, - отвечает Алдар из мешка, - наш хан ввиду своего преклонного возраста решил было вместо себя меня посадить, а я не хочу быть ханом. Поэтому надумал он меня в прорубь спустить, да прорубь узковата, - пошел за пешней, чтобы расширить.

- Глупый ты, оказывается, говорит бабай. – Мне уж помирать пора, да и то стал бы ханом.

Алдар в ответ:

- Эй, бабай, раз тебе хочется стать ханом, давай сядь вместо меня в мешок и кричи: «Хочу стать ханом! Хочу стать ханом!» Хан тебя из мешка выпустит и посадит вместо себя ханствовать.

Бабай с радостью согласился, развязал мешок, выпустил Алдара, влез сам вместо него. Алдар завязал мешок и ушел домой.

Сидит теперь в мешке бабай, кричит:

- Хочу стать ханом! Хочу стать ханом!

Вернулся хан с пешней. А бабай все кричит:

- Хочу стать ханом! Хочу стать ханом!

- А-а-а! Ты еще и ханство у меня хочешь отобрать! – заорал хан, быстренько раздолбил лед, спустил мешок в прорубь и пошел домой, успокоенный: избавился, думает от Алдара.

На другой день вышел хан у ворот постоять, глядь – Алдар верхом на жеребце едет, а перед собой целое стадо скотины на водопой гонит. Хан, глазам своим не веря, остановил его.

- Ты, - говорит, - откуда взялся, я же тебя утопил? И где это, - говори, - ты столько скота набрал?

- Да на дне речном, - отвечает Алдар. – Вот где скота – видимо-невидимо! Коли надо, спустись в прорубь и выбери, сколько хочешь.

Жадность хана предела не знала. Затрясся хан от радости, что дорвется до дармового, просит в прорубь его спустить. Посадил его Алдар в мешок и сунул в прорубь. А сам его место занял и поныне, говорят, ханствует, да так, что пыль стоит столбом.

Сказка моя отправляется дальше с тяжелым грузом, а я полежу тут кверху пузом.


Вопросы детям:

  • Про кого эта сказка?

  • Кто главные герои сказки?

  • Кто же оказался хитрее хан или Алдар?

  • Как Алдару удалось перехитрить хана?

  • О чем говорят такие поступки хана: «решил по примеру Алдара жену уму разуму поучить»; «решил отомстить Алдару»; «затрясся хан от радости, что дорвется до дармового»?

  • Какими качествами обладает в сказке хан?

  • Было ли вам жаль хана?

  • Почему Алдару удалось перехитрить хана, кто ему помогал?

  • Кто же глупый?

  • Как заканчивается сказка?

  • Вы смеялись, слушая сказку, или грустили?

Расскажите ребенку, кто такой – хан, что такое ханство.



Упражнение для детей: Постарайтесь интонацией передать вопрос, восклицание, утверждение.


следующая страница >>
Смотрите также:
Хрестоматия для детей старшего дошкольного возраста
2657.94kb.
13 стр.
«Сударыня Масленица» для детей старшей группы
53.78kb.
1 стр.
Образовательная программа для детей старшего дошкольного возраста
3429.96kb.
20 стр.
Рабочая учебная программа по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с истоками русской народной культуры Урала
149.67kb.
1 стр.
Исследование по выявлению тревожности у детей старшего дошкольного возраста. Провести психодиагностическое исследование по выявлению причин повышенной тревожности
713.71kb.
3 стр.
Занятие «Страна волшебная балет»
57.59kb.
1 стр.
Занятие по ознакомлению с окружающим для детей старшего дошкольного возраста
33.9kb.
1 стр.
Тематическое планирование познавательно-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста Живая природа
72.18kb.
1 стр.
Конспект интегрированного занятия для детей старшего дошкольного возраста «Песни войны»
78.36kb.
1 стр.
Сценарий спортивного развлечения для детей старшего дошкольного возраста с участием родителей и воспитателей по теме
56.35kb.
1 стр.
Сценарий для детей 6-7 лет 49 8 Марта инсценировка сказки, посвященная женскому дню 62
4533.18kb.
55 стр.
Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста по теме «Родной свой край люби и знай»
69.26kb.
1 стр.