Главная
страница 1страница 2 ... страница 18страница 19
Министерство общего и профессионального образования

Ростовской области

ГБОУ СПО РО «Донецкий сельскохозяйственный техникум»

ПРАКТИУМ

МДК. 01.02. Психология социально-правовой деятельности


специальность: 030912 Право и организация социального обеспечения
ДЛЯ СТУДЕНТОВ ОЧНОЙ И ЗАОЧНОЙ ФОРМ ОБУЧЕНИЯ

Миллерово

2013 г.

Составитель: Трегубенко Наталья Владимировна, преподаватель профессиональных юридических дисциплин ГБОУ СПО РО «Донецкий сельскохозяйственный техникум»


Методические указания для выполнения практических работ являются частью основной профессиональной образовательной программы ГБОУ СПО РО «Донецкий сельскохозяйственный техникум» по специальности 030912 «Право и организация социального обеспечения» в соответствии с требованиями ФГОС СПО третьего поколения.

Методические указания по выполнению практических работ адресованы студентам очной (заочной) формы обучения.

Методические указания включают в себя учебную цель, перечень образовательных результатов, заявленных во ФГОС СПО третьего поколения, задачи, обеспеченность занятия, краткие теоретические и учебно-методические материалы по теме, вопросы для закрепления теоретического материала, задания для практической работы студентов и инструкцию по ее выполнению, методику анализа полученных результатов, порядок и образец отчета о проделанной работе.

СОДЕРЖАНИЕ


Название практических работ


страницы

Практическая 1. Виды коррекционных и терапевтических процедур.




Практическая 2. Решение конкретных проблем с помощью «социального протезирования».




Практическая 3. Мозг и психика





Практическая 4, 5 Органы чувств: нос, язык, кожа




Практическая 6. Современные методики изучения внимания. Корректурная проба (Тест Бурдона). Исследование степени концентрации и устойчивости внимания.

По методике «Таблицы Шульте» определение устойчивости внимания и динамики работоспособности.

По методике Горбова «Черно-красная таблица» исследовать переключение и распределение внимания.





Практическая 7. Исследование памяти с помощью методики заучивания десяти слов (А.Лурия)

Исследование объема кратковременной зрительной памяти с помощью таблицы.

Исследование особенностей памяти с помощью методик «Оперативная память», «Образная память»





Практическая 8. Методика «Числовые ряды», направленная на исследование математического мышления.




Практическая 9. Исследование логического мышления с помощью логических задач.

По методике «Исключение лишнего» исследование способности к обобщению и абстрагированию.







Практическая 10. По методике «Интеллектуальная лабильность» исследовать интеллектуальные особенности личности.

Изучить характер логических связей с помощью методики «Простые аналогии», «Сложные аналогии».






Практическая 11. С помощью Вербального теста Айзенка исследовать вербальный (словесный) интеллект




Практическая 12. Изучение эмоциональной направленности личности по Шкале оценки значимости эмоций (Б.И. Додонов).






Практическая 13. Методы исследования личности в практике социальной защиты.




Практическая 14. Личностный опросник Г.Айзенка. Опросник структуры темперамента (ОСТ) В.М. Русалова. Исследование свойств темперамента, проявляющихся в предметной и социальной сферах жизненной деятельности человека.






Практическая 15. Акцентуации характера





Практическая 16. Изучение уровня самооценки личности по методике Будасси. Моторная проба Шварцландера, исследующая уровень притязания личности.






Практическая 17. Тест Д.Голланда по определению типа личности и социальной направленности.





Практическая 18. Методика определения стрессоустойчивости и социальной адаптации Холмса и Раге.




Практическая 19. Методика экспресс-диагностики Невроза К. Хека и X. Хесса

Опросник определения уровня невротизации и психопатизации (УНП).







Практическая 20. "Коммуникативные и организаторские склонности" (КОС) - определение выраженности коммуникативных и организаторских способностей студентов.

Особенности невербального общения. Визуальный контакт.






Практическая 21. Стратегии поведения при разрешении конфликтных ситуаций. Алгоритм решения конфликтной ситуации.





Практическая 22. Анализ стратегий взаимодействия с лицами, имеющими низкую и высокую самооценку.

"Ценностные ориентации" (ЦО) М. Рокича, изучение содержания направленности личности, социальной установки, которые составляют ядро мотивации, жизненной концепции и отражают отношение человека к себе, окружающему миру и другим людям.





Практическая 23. Изучение основных концептуальных моментов этического кодекса социального работника




Практическая 24. Практическая Формула успеха





Практическая 25. Составление резюме, собеседование с работодателем




Практическая 26. Карта изучение потребностей лиц старших возрастов в медико – социальной помощи





Практическая 27. Экспертиза временной нетрудоспособности.





Практическая 28. Направление на медико-социальную экспертизу.






Введение
УВАЖАЕМЫЙ СТУДЕНТ!
Методические указания по МДК. 01.02. Психология социально-правовой деятельности

для выполнения практических работ созданы Вам в помощь для работы на занятиях, подготовки к практическим работам), правильного составления отчетов.

Приступая к выполнению практической работы, Вы должны внимательно прочитать цель и задачи занятия, ознакомиться с требованиями к уровню Вашей подготовки в соответствии с федеральными государственными стандартами третьего поколения (ФГОС-3), краткими теоретическими и учебно-методическими материалами по теме практической работы, ответить на вопросы для закрепления теоретического материала.

Все задания к практической работе Вы должны выполнять в соответствии с инструкцией, анализировать полученные в ходе занятия результаты по приведенной методике.

Отчет о практической работе Вы должны выполнить по приведенному алгоритму, опираясь на образец.

Наличие положительной оценки по практическим работам необходимо для получения зачета по МДК. 01.02. Психология социально-правовой деятельности и допуска к экзамену, поэтому в случае отсутствия на уроке по любой причине или получения неудовлетворительной оценки за практическую, Вы должны найти время для ее выполнения или пересдачи.


Внимание! Если в процессе подготовки к практическим работам или при решении задач у Вас возникают вопросы, разрешить которые самостоятельно не удается, необходимо обратиться к преподавателю для получения разъяснений или указаний в дни проведения дополнительных занятий.

Время проведения дополнительных занятий можно узнать у преподавателя или посмотреть на двери его кабинета.



Желаем Вам успехов!!!
Методические указания

по выполнению практического занятия № 1

Раздел 1. Введение в психологию
Тема 1.1. Психология как наука

Название практической работы: Виды коррекционных и терапевтических процедур

Учебная цель: формировать умения составлять психологический портрет личности, используя методы исследования и диагностики, а также простейшие методики с целью определения психологических особенностей личности.

Учебные задачи:

1. определить свое место в группе, научиться понимать других членов группы, а также эффективно работать в коллективе;

2. научить управлять эмоциями, планировать ближайшее будущее, принимать решения.


Правила безопасности: правила проведения в кабинете во время выполнения практического занятия

Норма времени: 2 часа

Образовательные результаты, заявленные во ФГОС третьего поколения:
Студент должен

уметь:

- использовать методы психологии, проводить исследования, делать выводы, правильно интерпретировать тестовый материал.


знать:

- задачи современной психологии;

- типологию методов психологии;

- виды коррекционных и терапевтических процедур.



Задачи практической работы:


  1. Повторить теоретический материал по теме практической работы.

  2. Ответить на вопросы для закрепления теоретического материала.

  3. выполнить 7 заданий.

  4. Оформить отчет.

  5. Подготовиться к фронтальному опросу.


Обеспеченность занятия (средства обучения):

- методические указания по выполнению практического занятия

- рабочая тетрадь


  • калькулятор

  • ручка

- 2 листа А 4, нить (50 см), чернила
Вопросы для закрепления теоретического материала к практическому занятию:

  1. Назовите методы психологии.

  2. Перечислите методы исследования и диагностики.

  3. Когда возникли первые тренинговые группы, их основная цель?

  4. Назовите ключевые понятия «группы встреч»?

  5. Что является основной целью гештальттерапии?

  6. Какую роль выполняет руководитель группы танцевальной терапии?

  7. Перечислите ключевые понятия телесной терапии?


Содержание и последовательность выполнения задания
Задание 1. «Кто я?»

Напишите в столбик цифры от 1 до 10 и против каждой цифры дайте ответ на один и тот же вопрос: «Кто я?». Постарайтесь быть искренними, откровенными, учитывайте свои интересы, положительные и отрицательные качества. Будьте готовы прочесть свои ответы группе.

1.

2.

3.



4.

5.

6



7.

8.

9.



10.
Задание 2. «Впечатление»

Выберите себе партнера. Сядьте лицом друг к другу. Смотрите ему прямо в глаза и громко, чтобы слышала вся группа, рассказывайте, какое впечатление он (она) на вас производит. Когда наступит ваша очередь слушать, не затевайте дискуссии, постарайтесь узнать что-то полезное из впечатлений о себе. Важно не превратить упражнение в фарс или гротеск.

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 3. «Осознание»

Условно разделите мир вашего осознания на три зоны:


  1. внешний мир;

  2. внутренний мир вашего тела;

  3. мир ваших чувств, мыслей, фантазий.

Выберите себе партнера, сядьте лицом друг к другу. Расслабьтесь. Делитесь по очереди осознанием вашего мира. Начинайте свою речь словами: «Сейчас я осознаю, что…» и заканчивайте ее рассказом о своих ощущениях от воздействия окружающей обстановки (света, цвета, запаха). Говорите 5 минут. Теперь переключайтесь и внимательно слушайте, что рассказывает вам партнер о своем ощущении внешнего мира. Далее по очереди рассказывайте об ощущениях, связанных с вашим телом (сухость во рту, тяжесть в руках, зуб, боль).

Переключайтесь на свой мир чувств, мыслей фантазий. Не бойтесь спонтанных мыслей и чувств, старайтесь говорить о них, соблюдая принцип « здесь и теперь». В заключение постарайтесь осознать вашего партнера. Позвольте ему сделать тоже самое в отношении вас.
Я осознаю внешний мир ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Я осознаю внутренний мир моего тела

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Я осознаю мир ваших чувств, мыслей, фантазий

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 4. Методика «двух стульев»

Вам необходимо присесть сначала на один стул и описать свои ощущения с позиции нападающего, потом пересесть на второй стул, стоящий напротив, и выступить позиции защищающегося. Нападающий обычно высказывает нравоучения, диктует своему оппоненту, что он «должен делать», как «должен себя вести». Защищающий объясняет, что он «может сделать», как ему «хочется себя вести».



Задание 5. «Самочувствие – Активность - Настроение»

Прочитайте внимательно тридцать пар характеристик личности. Оцените по пятибалльной шкале наличие у вас данной характеристики. Затем подсчитайте количество балов по следующим шкалам:


Самочувствие –№ 1,2,7,8,13,14,19,20,25,26.

Активность- № 3,4,9,10,15,16,21,22,27,28.

Настроение - № 5,6,11,12,17,18,23,24,29,30
1. Самочувствие хорошее 543210 Самочувствие плохое

2. Чувствую себя сильным 543210 Чувствую себя слабым

3. Активный 543210 Пассивный

4. Подвижный 543210 Малоподвижный

5. Веселый 543210 Грустный

6. Хорошее настроение 543210 Плохое настроение

7. Работоспособный 543210 Разбитый

8. Полный сил 543210 Обессиленный

9. Быстрый 543210 Заторможенный

10. Деятельный 543210 Бездеятельный

11. Счастливый 543210 Несчастный

12. Жизнерадостный 543210 Угрюмый

13. Спокойный 543210 Тревожный

14. Здоровый 543210 Больной

15. Увлеченный 543210 Безучастный

16. Интересующийся 543210 Безразличный

17. Восторженный 543210 Унылый

18. Радостный 543210 Печальный

19. Отдохнувший 543210 Усталый

20. Свежий 543210 Изнуренный

21. Бодрый 543210 Сонливый

22. желание работать 543210 Желание отдохнуть

23. Позитивный 543210 Негативный

24. Оптимистичный 543210 Пессимистичный

25. Выносливый 543210 Утомляемый

26.Бодрый 543210 Вялый

27. Соображать легко 543210 Соображать трудно

28. Внимательный 543210 Рассеянный

29. Полный надежд 543210 Разочарованный

30. Довольный 543210 Недовольный


Степень выраженности признаков
До 23 баллов низкий уровень выраженности признаков, характеризующих состояние:

Самочувствие – плохое, чувствуете себя слабым, обессиленным, тревожным, усталым, изнуренным, утомляемым, вялым, разбитым.

Активность – низкая, пассивный, малоподвижный, заторможенный, бездеятельный, безучастный, сонливый, желание отдохнуть, трудно соображать, рассеянный.

Настроение – плохое, грустный, несчастный, угрюмый, унылый, печальный, пессимистичный, разочарованный, недовольный.
От 24 до 36 – средняя выраженность признаков.
Свыше 36 баллов выраженность признаков:

Самочувствие – хорошее, чувствуете себя сильным, здоровым, отдохнувшим, свежим, работоспособным, выносливым, бодрым.

Активность – высокая, деятельный, подвижный, быстрый, увлеченный. Интересующийся, бодрый, сообразительный, внимательный.

Настроение – хорошее, счастливый, жизнерадостный, восторженный, оптимистичный, полный надежд, довольный.
Вывод__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Задание 6. « Солнечная система»

Проведите свое социометрическое исследование. Представьте, что вы – «Солнце», вокруг которого вращаются другие планеты (те, кто вас окружает). Нарисуйте свою солнечную систему. Проанализируйте, почему вы расположили значимых для вас людей в таком порядке.

Каковы отношения в вашей солнечной системе? Всегда ли там есть гармония и взаимопонимание? Если нет, то пошлите телеграмму себе из «Солнечной системы» в «Пасмурную реальность», чтобы вернуть систему в гармоничное состояние.

Задание 7. Танцевальная терапия

Руководитель группы показывает танцевальные движения под музыку, а студенты повторяют за ним. Какое настроение у вас было до танца? Как изменилось ваше настроение после выполнения задания?



Задание 8. Терапия искусством

Возьмите 2 листа А 4, нить (50 см), чернила любого цвета.

Край нити привяжите к концу карандаша, опустите ее в чернила полностью. Разложите нить на листе бумаги, а вторым листом накройте ее. Одной рукой придерживайте листы, а второй тащите нить. Посмотрите внимательно, какой след остался на листах бумаги.

О чем вы думали, выполняя задание? Забыли ли вы в этот момент о своих проблемах? Улучшилось ли ваше настроение?


Вывод:______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



Преподаватель __________________________________ Трегубенко Н.В
Методические указания

по выполнению практического занятия № 2

Раздел 1. Введение в психологию
Тема 1.1. Психология как наука

Название практической работы: Решение конкретных проблем с помощью «социального протезирования»

Учебная цель: характеризовать адаптивные способности личности в психологически значимых для человека ситуациях, формировать умения правильно использовать метод

« социального протезирования»



Учебные задачи:

1. научиться корректировать психологические особенности личности пожилых людей, 2.содействовать улучшению общего психологического состояния испытуемых.
Правила безопасности: правила проведения в кабинете во время выполнения практического занятия

Норма времени: 2 часа

Образовательные результаты, заявленные во ФГОС третьего поколения:
Студент должен

уметь:

- с помощью «социального протезирования» содействовать изменению внешней ситуации, в которой находился подопечный: прикрепление другого социального работника, расширении круга общения и т. п.



  • правильно организовать психологический контакт с клиентами (потребителями услуг);

  • следовать этическим правилам, нормам и принципам в профессиональной деятельности.


знать:

- методы социальной психологии старения


Задачи практической работы:


    1. Повторить теоретический материал по теме практической работы.

    2. Ответить на вопросы для закрепления теоретического материала.

    3. Решить 5 проблемных ситуаций.

    4. Оформить отчет.

    5. Подготовиться к фронтальному опросу.


Обеспеченность занятия (средства обучения):

- методические указания по выполнению практического занятия;

- рабочая тетрадь;


  • ручка.


Вопросы для закрепления теоретического материала к практическому занятию:

1. Раскройте методы социальной психологии старения

2. На какие моменты необходимо обращать внимание при проведении контролирующих экспериментов в области психологии старения?

3.Раскройте понятие «социальное протезирование».


Содержание и последовательность выполнения задания

Задание: решите проблемную ситуацию с помощью «социального протезирования»

Ситуация 1.

Решетникова Мария Александровна 1922 года рождения, по специальности художник – модельер. Вдова военачальника, погибшего в 40 –е годы. Была репрессирована, сослана в Казахстан, откуда возвратилась в конце 50- х годов. По словам М.А., выжить в тех тяжелых условиях ей помогло ремесло – пошив и моделирование одежды. «Это сейчас, - говорит она, - мое умение никому не нужно, а тогда очень ценилось». М.А. живет в большой коммунальной квартире, старается поддерживать с соседями ровные отношения, хотя одной из своих соседок явно не симпатизирует. С другой соседкой, ее ровесницей, у М.А. дружеские отношения. « У нас почти одинаковые судьбы, - говорит она о соседке, нам легче понять друг друга». М.А. считает, что судьба у нее не сложилась, так как нет детей и внуков. « Я тихо доживаю свой век, увы, не так, как хотелось бы»,- признается она.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Ситуация 2.

Григорьев Иван Леонидович, 1937 года рождения.

Раньше жил с матерью, тоже подопечной службы социальной помощи, которая умерла несколько лет назад. По образованию - инженер, но позже получил второе высшее образование. Не без гордости рассказывает о том, что учился также в Народном Университете, был лектором общества « Знание». Ни жены, по его словам, но об этом не жалеет, так как « не стал бы тем, кем стал», будь у него семья. Живет И.Л. в отдельной двухкомнатной квартире, из которой практически не выходит. Окна в комнатах закрыты тяжелыми шторами, везде – на шкафах, столах, стульях – стопки книг. И.Л. сетует на общее бескультурье и невоспитанность, так как его « редко поздравляют с праздниками», а он «никогда не забывает это сделать». Знакомые к нему практически не заходят и не звонят. В последние два года, с тех пор, как умерла мать, И.Л. столкнулся с новыми проблемами: он не умеет готовить даже самые простые блюда, практически не имеет навыков самообслуживания.


______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Ситуация 3.

Чувашева Лариса Ивановна, 1934 года рождения, по образованию химик, окончила Московский государственный университет. Защитила кандидатскую диссертацию, работала на производстве. Инвалид первой группы. Близких родственников нет. К племяннику, живущему в Коломне, относится резко отрицательно. За три года Л.И. обслуживалась шестью социальными работниками, и каждый из них вступал с ней в конфликт. По ее же словам, часто конфликтует с работниками аптеки, магазина, соседями из других квартир (Л.И. живет в отдельной однокомнатной квартире). Очень гордится тем, что борется, как ей кажется, за справедливость: соседку «посадила за незаконное проживание в Москве», на социального работника жаловалась не только непосредственному его начальнику, но даже в Главное управление социального обеспечения. Однако Л.И. жалуется в различные инстанции преимущественно по телефону, написать или просто поставить свою подпись под написанным она категорически отказывается. Л.И. часто возмущается внешним видом социальных работников: « Почему у молодого человека борода, как у попа»? и требует прислать другого человека.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Ситуация 4.

Фиронова Елена Яковлевна, 1942 года рождения. Живет в комнате в коммунальной квартире, отношения с соседям очень доброжелательные. Последнее время Е.Я. стало тяжело выходить на улицу за продуктами, поэтому она обратилась в отделение социальной помощи, так как «Соседи и так слишком много заботятся» о ней. Е.Я. – вдова «отечественного работника», сама всю жизнь была активной общественницей. До последнего времени она вела кружок рукоделия при ДК. Каждый день в определенное время Е.Я кормит кошек и голубей, которые собираются под ее окном. Очень часто в ее комнате можно застать соседских детей. Раньше Е.Я. очень любила ходить в театры, на концерты, а теперь, по ее словам, «все этот ящик (телевизор) заменил». Родственников у Е.Я. нет, «зато есть друзья, не так много, как раньше, но все- таки есть».

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Ситуация 5.

Харламова Елена Сергеевна, 1944 года рождения, вдова известного ученого. Живет вместе с дочерью – инвалидом второй группы. По квартире передвигается с трудом, на улицу не выходит совсем. Очень привязана к свои животным – маленькой декоративной собачке и экзотическому попугаю. У Е.С. много друзей и знакомых – ученики и сослуживцы мужа и дочери, однокурсники, соседи.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Вывод: _________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Преподаватель___________________________Трегубенко Н.В.

Методические указания

по выполнению практического занятия № 3

Раздел 1. Введение в психологию

следующая страница >>
Смотрите также:
Методические указания по выполнению практических работ адресованы студентам очной (заочной) формы обучения
3387.57kb.
19 стр.
Методические указания к выполнению практических заданий по курсу "Основы рекламы" Санкт-Петербург 2006
263.55kb.
1 стр.
Методические указания по выполнению контрольных работ для студентов заочной формы обучения и слушателей факультета обучения в сокращенные сроки по специальности 030501 «Юриспруденция»
482.83kb.
3 стр.
Методические указания для студентов экономических специальностей заочной формы обучения
584.02kb.
3 стр.
Методические указания к выполнению лабораторной работы №4 для студентов очной формы обучения
161.7kb.
1 стр.
Методические рекомендации по дисциплине «Основы корпоративной символики»
275.2kb.
1 стр.
Методические указания по их выполнению (для студентов заочной формы обучения)
157.1kb.
1 стр.
Методические указания по выполнению контрольной работы для студентов заочной и заочной (сокращенной) формы обучения 19
839.46kb.
5 стр.
Методические указания по изучению дисциплины «Экономика предприятия»
1393.93kb.
5 стр.
Правовое регулирование хозяйственной деятельности
302.11kb.
1 стр.
Методические указания по выполнению контрольных работ по культурологии
310.79kb.
1 стр.
Методические указания по выполнению практических работ по курсу "Экология"
207.09kb.
1 стр.