Главная
страница 1 ... страница 26страница 27страница 28страница 29страница 30 ... страница 32страница 33
ГЛАВА XV

ВЗАИМОСВЯЗЬ ФИНАНСОВ И ВАЛЮТЫ АЗЕРБАЙДЖАНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ С ДЕНЕЖНО – КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКОЙ И МЕЖДУНАРОДНЫМИ ФИНАНСОВО – КРЕДИТНЫМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ


    1. Основные приоритеты, цель и задачи финансов и валюты Азербайджанской Республики и денежно – кредитной политики в условиях рыночных отношений


В начале 1990-х годов глубокий крах социалистического общественно- политического устройства и распад такого огромного государства, как Советский Союз, наряду с другими постсоветскими странами, привел к политическому хаосу, экономическому параличу и в Азербайджане. За 20 лет своей независимости современный Азербайджан прошел сложный и в то же время славный путь.

С середины 90-х годов прошлого века под руководством великого лидера Гейдара Алиева наша страна стала постепенно возрождаться и предпринимать уверенные шаги, направленные на решение судьбоносных проблем. В первую очередь, была обеспечена устойчивость обретенной государственной независимости и установлена политическая стабильность внутри страны. Были также приняты действенные меры, направленные на утверждение макроэкономического баланса и обуздание существовавшей в то время гиперинфляции, с большой решимостью начато решение тяжелых социальных вопросов.

Основа использования углеводородных ресурсов Азербайджана в интересах народа была заложена именно в этот период заключением «Контракта века», одновременно был дан старт осуществлению продуманных широкомасштабных экономических реформ. Именно в те годы была заложена основа таких важных перемен, как коренные институциональные преобразования, направленные на замену оставшегося с советских времен административно-командного способа управления новыми отношениями свободной конкуренции, целенаправленные политические меры по формированию рыночной экономической системы, приватизация государственного имущества и формирование новых имущественных отношений, проведение земельных реформ.

Дальнейшее углубление в 2000-х годах проводимых в нашей стране широкомасштабных реформ, открыв тем самым благоприятные возможности для ускоренного развития, создало условия для подъема общества на более высокую ступень социально-экономического прогресса. Были предприняты важные шаги по улучшению инвестиционной среды в стране, государственное управление перестроено в соответствии с современными критериями.

Динамика экономического роста, получившая новый импульс с увеличением добычи и экспорта природных ресурсов, отмеченный в 2009 году, даже в условиях глобального экономического кризиса рост азербайджанской экономики являются свидетельством успешного осуществления избранного стратегического курса. Наряду с этим, направление нефтяных доходов в ненефтяной сектор привело к серьезным успехам и в развитии этой отрасли, за последние десять лет среднегодовые темпы роста ненефтяного сектора составили почти 11 процентов.

В 2011 году реальный ВВП вырос по сравнению с 2003 годом в три раза, по итогам 2011 года Азербайджан обладал более чем 70 процентами добавочной стоимости, созданной на Южном Кавказе, что укрепило его позиции как государства- лидера региона.

За последние восемь лет стратегические валютные резервы страны увеличились более чем в 22 раза и по итогам 2011 года достигли 41 миллиарда долларов США, что примерно в 10 раз превышает внешний государственный долг.

Наряду с этим, открытие новых производственных участков и создание новых рабочих мест в ненефтяном секторе, невиданные масштабы развития производственной, транспортной и коммунальной инфраструктуры, создание современных предприятий социальной инфраструктуры, в том числе строительство новых учреждений образования, здравоохранения, спорта, стали в указанный период основой динамичного и устойчивого прогресса нашей страны в целом.

Следует особо отметить, что в Азербайджане за эти годы был достигнут большой прогресс в эффективном решении социальных проблем, система социальной защиты населения была перестроена в соответствии с передовыми международными стандартами. Начала действовать новая пенсионная система, были закреплены и развиты системы адресной государственной социальной помощи, социальных пособий. Благодаря успешной социальной политике уровень бедности сократился с 49 процентов в 2000 году до 7,6 процента в 2011 году, неоднократно повышались заработная плата и пенсии.

С ростом экономического потенциала республики появились благоприятные условия для развития здравоохранения, стали последовательно решаться проблемы охраны здоровья населения. За последние десять лет выделяемые на здравоохранение бюджетные средства увеличились более чем в 10 раз и в настоящее время превысили 650 миллионов манатов. За последние десять лет было построено или капитально отремонтировано свыше 400 медицинских учреждений, подавляющее большинство которых находится в регионах республики, все медицинские учреждения оснащены современной техникой и оборудованием.

Были осуществлены важные меры по охране здоровья населения республики и повышению качества медицинских услуг. Достигнуты значительные успехи в борьбе с инфекционными заболеваниями, и эта сфера, как приоритетное направление практического здравоохранения, постоянно находится в центре внимания.

Достижение в последние годы значительных успехов в сфере образования также непосредственно связано с социально-экономической политикой, направленной на модернизацию нашей страны. Достаточно сказать, что общий объем выделенных на сферу образования бюджетных средств вырос по сравнению с 2003 годом более чем в 5 раз и составил в 2011 году 1,5 миллиарда манатов. За минувший период в нашей стране были предприняты важные шаги, направленные на модернизацию инфраструктуры образования, в результате чего улучшились условия учебы более 1 миллиона учащихся. Были осуществлены реформы, направленные на обновление образования по содержанию, предприняты значительные шаги по интеграции азербайджанского образования в европейское образовательное пространство.

Наряду с этим, в рамках «Государственной программы по обучению азербайджанской молодежи в зарубежных странах в 2007-2015 годах» за счет финансирования из Государственного нефтяного фонда на учебу за рубеж до сих пор были направлены 1204 человека. В целом же, за счет программы, других источников и личных инициатив в настоящее время 10700 азербайджанских юношей и девушек получают образование в ведущих университетах мира.

Достигнутые страной успехи в социально-экономических сферах нашли отражение и в улучшающихся с каждым годом оценках азербайджанской экономики международными рейтинговыми агентствами (Fitch Ratings, Moody’s, Standard & Poor’s). Азербайджан улучшил свою позицию в подготовленном Всемирным банком и Международной финансовой корпорацией отчете Doing Business, а в «Отчете о глобальной конкуренции» Всемирного экономического форума поднялся до лидирующей позиции среди стран Содружества Независимых Государств и региона. В классификации Всемирного банка по общему национальному доходу на душу населения Азербайджан вошел в категорию стран с «высокими средними доходами», а согласно отчету Программы развития Организации Объединенных Наций (ООН) по человеческому развитию за 2010 год покинул группу стран со «средним человеческим развитием» и вошел в группу стран с «высоким человеческим развитием».

Формирование в Азербайджане демократического общества, системы прозрачных общественных отношений было главным направлением государственной политики в годы независимости. Политический плюрализм занял свое место в стране как необходимая основа общественного прогресса. В настоящее время в стране имеются необходимые правовые и демократические политические условия для свободной деятельности политических партий.

Для достижения указанных целей руководствующими принципами будут эффективное государственное регулирование, обеспечивающее здоровую конкуренцию в условиях рыночной экономики, трансформация в экономику экспортной направленности, рационально использующей энергию и создающей высокую добавочную стоимость, и комплексный подход к развитию социально- экономических сфер. В рамках концепции ставится цель трансформации экономики страны в экономику, основанную на производительности, благодаря росту общей производительности факторов.

Повышение конкурентоспособности экономики вбирает в себя такие направления, как защита макроэкономической стабильности, усиление координации монетарной и фискальной политики, улучшение бизнес-среды и поддержка частной инициативы, развитие рынка финансовых услуг, усовершенствование внешнеторговой и инвестиционной политики. В этот период предусмотрено поддерживать инфляцию на приемлемом уровне, осуществить постепенный переход к более гибкому курсовому режиму.

В то же время целенаправленно будут осуществляться меры по усовершенствованию структуры экономики. Приоритетными направлениями будут модернизация нефтегазового сектора и нефтехимической промышленности, диверсификация и развитие ненефтяной промышленности, расширение возможностей использования альтернативных и возобновляемых источников энергии, развитие частного сектора и усиление продовольственной безопасности, расширение и развитие торговых и сервисных видов деятельности, усовершенствование структуры внешней торговли и инвестиций. Ставится цель, что в течение охватываемого концепцией периода среднегодовые реальные темпы роста ВВП по ненефтяному сектору будут превышать 7 процентов.



Основная задача, стоящая на нынешнем этапе в денежно – кредитной политике, заключается в ускорении диверсификации экономики, сохранении и в будущие годы высоких темпов развития ненефтяного сектора вне зависимости от уровня нефтяных доходов, повышении конкурентоспособности и расширении экспортных возможностей. В Концепции развития «Азербайджан – 2020: взгляд в будущее» за основу взята экономическая модель экспортной направленности и предусмотрено, что повышение конкурентоспособности и усовершенствование структуры экономики будут способствовать росту ненефтяного экспорта. Поощрение и расширение инновационной деятельности, наряду со стремительным развитием ненефтяной промышленности, создадут благоприятную почву для формирования в стране экономики, основанной на знаниях.

Важными условиями для достижения поставленных целей являются полное и максимально эффективное использование всех возможностей страны, имеющихся экономических, социальных и политических ресурсов, создание условий для усиления потенциала республики. С этой точки зрения предусмотрены развитие инфраструктуры энергетики, транспорта, транзита и логистики, постоянное внимание к развитию регионов, формирование региональных центров развития с учетом конкурентных преимуществ каждого региона, развитие инфраструктуры и социальных услуг в городской и сельской местности.

В условиях рынка и формирования зрелых рыночных отношений в Азербайджане функции государственного регулирования и управления осуществляются, в основном, в области сохранения макроэкономической стабильности, улучшения деловой атмосферы и обеспечения свободной конкуренции в стране, создания благоприятных условий для местных и зарубежных инвесторов, усовершенствования структуры экономики, реализации инвестиционных и широкомасштабных инфраструктурных проектов, эффективной организации социальной защиты населения.

Особое внимание уделяется обеспечению фискальной дисциплины в области формирования и использования бюджетных ресурсов, правильному распределению средств и повышению эффективности расходов, проводится гибкая оценка по различным бюджетным рискам (внешние, финансовые, операционные риски, риски отстранения и пр.).

В целях дальнейшего роста конкурентоспособности экономической системы обеспечивается постепенный переход от пассивной налоговой политики к активной, предпринимаемые меры по оптимизации налоговых ставок способствуют созданию благоприятной среды для предпринимательской деятельности.

Банковская система играет важную роль в обеспечении функционирования рыночной экономики. Банки являются важнейшими элементами инфраструктуры современного общества, выполняя важные общественные функции. Устойчивость их функционирования, существенным образом, влияет на эффективность экономики в целом. Поэтому в большинстве стран банковская деятельность является наиболее строго регулируемым сектором. При этом банковская система имеет ярко выраженные национальные особенности, отражающие специфику формирования национальной банковской системы Азербайджана. Эта специфика определяется многими факторами.

Во – первых, Азербайджан – индустриальная страна с развитым сельским хозяйством. Она имеет мощную нефтяную, нефтеперерабатывающую промышленность, растущее газодобывающее производство и связанные с ними химическую промышленность, машиностроение. Развита текстильная, винодельческая и консервная промышленность. В сельском хозяйстве наиболее развито хлопководство, овощеводство, садоводство, виноградарство, шелководство, табаководство и чаеводство.

Инфраструктура банковской системы отражает промышленный, сельскохозяйственный, природный потенциал страны, небольшой по территории и численности населения. Во – вторых, банковская система Азербайджана на современном этапе ее развития испытывает влияние структурных изменений в экономике страны. Составной частью происходящих изменений выступает формирование новой институциональной структуры банковской системы, предполагающее по мере созревания объективных предпосылок появление кредитных учреждений нового типа. С этим связаны сложные проблемы реструктуризации банковской системы на рыночных принципах, решение проблем организации работы банков в новых условиях.

Реформирование экономики и ее интеграция в мировую хозяйственную систему требует гармонизации принципов и практики деятельности отечественных банков международным стандартам. Для того, чтобы банки заняли ведущее место в структуре рынка, характерное для всех развитых стран, необходима глубокая проработка и обоснование концепции их развития в условиях рыночных отношений.


15.2. Центральный банк – как основной субъект проведения в реальность денежно – кредитной политики государства
18 октября 1991-го года, после восстановления государственной независимости Азербайджана, была создана юридическая база для создания банковской системы свободного, независимого Азербайджана, в том числе и для создания Центрального банка. Так, статья 14, называемая "Банковская система и денежное обращение", Конституционного закона Азербайджанской Республики от 25 мая 1991-го года "Об основах экономической независимости Азербайджанской Республики" в целом охватила именно эти вопросы. Эта статья наряду с утверждением в Азербайджане самостоятельной банковской системы и юридических основ обращения денежной единицы - национальной валюты, определила права, полномочия и статус Центрального банка. Так, Центральный банк был объявлен высшим эмиссионным учреждением, проводящим государственную политику в области кредитов, денежного оборота, расчетов, валютных отношений, регулирующим деятельность банковской системы и исполняющим функции резервного банка.

В то же время, указами Президента Азербайджанской Республики определялись вопросы создания и ликвидации центральных органов государственного управления, регулирование бюджетно-финансовой системы на основе Закона Азербайджанской Республики от 8 октября 1991-го года "О дополнительных мероприятиях в целях стабилизации экономики и общественно-политической ситуации в Республике".

Именно на основе этого закона, а также в соответствии с вышеуказанным Конституционным Законом, Указом Президента Азербайджанской Республики от 11 февраля 1992-го года " О создании Центрального банка Азербайджанской Республики" на основе Государственного банка, Промышленно-строительного банка бывшего СССР, Аграрно-промышленного банка СССР, на основе банков Азербайджанской Республики был создан Центральный банк Азербайджанской Республики и 7-го августа 1992-го года был принят Закон "О Центральном банке Азербайджанской Республики". А 1 декабря 1992-го года Милли Меджлис Азербайджанской Республики принял закон "Об утверждении устава Центрального банка Азербайджанской Республики". В вышеупомянутом законе Центральный банк определялся, как центральный банк государства, обладающий исключительными правами выпуска в оборот денежных знаков и выполнения функций резервной системы. В то же время Центральному банку были даны права регулирования деятельности банковской системы и осуществления контроля.

Во втором пункте статьи 19 Конституции независимой Азербайджанской Республики, подготовленной комиссией, которой руководил великий политик, общенациональный лидер азербайджанского народа Гейдар Алиев, и принятой на референдуме 12 ноября 1992 года, нашло свое отражение надлежание прав по выпуску в оборот и снятие с оборота денежных знаков только Центральному банку. В то же время Конституцией было определено нахождение Центрального банка в исключительной собственности государства. Принятие новой Конституции сообщает о начале нового этапа в Азербайджане в области государственного строительства. Именно благодаря этому, как и во всех областях, в сфере законодательства банковской деятельности начались новые созидательные работы. Так, уже 10-го и 14-го июня 1996-го года были приняты законы "О Центральном банке Азербайджанской Республики" и "О банках и банковской деятельности Азербайджанской Республики".

В целях развития банковской системы и ее нормативно-правовой базы и для дальнейшего углубления проводимых последовательных реформ, Указом Президента Азербайджанской Республики от 26 декабря 2002-го года было дано задание о повторной разработке банковских законов. Именно, в результате государственной заботы были приняты законы "О Центральном банке Азербайджанской Республики" и "О банках" в новой редакции в 2004 году. Закон Азербайджан Республики"О Центральном банке Азербайджанской Республики", принятый 10-го декабря 2004-го года, более точно определил правовое положение, цели и функции Центрального банка, его место и роль в ряду других государственных структур, предусмотрел соответсвующие механизмы для увеличения ответственности и прозрачности Центрального банка.

Новые банковские законы создали более благоприятные условия для претворения в жизнь эффективной деятельности по всем функциональным областям деятельности Центрального банка.



Определение и претворение в жизнь денежной и валютной политики, регулирование и развитие платежной системы государства, осуществление банковского контроля, хранение и управление международных золотовалютных запасов государства - все это является только частью важных функций Центрального банка.

Принципы, формы и методы банковского развития, подтвержденные новыми банковскими законами, создали благоприятный почин для более эффективной защиты интересов кредиторов и вкладчиков, осуществления банковского контроля в соответствии Базельскими принципами, увеличения надежности банковской системы страны. Впервые в истории азербайджанского банковского законодательства требования, связанные с моральными качествами администраторов, были выдвинуты на передний план. А это обусловливает выбор для банковской системы более достойных кандидатов на основе показателей администраторов как "личностей, обладающих положительными и нужными качествами" и "гражданской безупречностью".

Функции банка. На основе статьи 5 Закона Азербайджанской Республики "О Центральном банке Азербайджанской Республики" к функциям Центрального банка относятся следующие:

1. определяет и претворяет в жизнь денежную и валютную политику государства;

2. организовывает оборот денег, на основе второго пункта статьи 19 Конституции Азербайджанской Республики претворяет в жизнь выпуск в оборот и изъятие из оборота денежных знаков;

3. регулярно определяет и объявляет о курсе маната в отношении к иностранным валютам;

4. в соответствии с законодательством претворяет в жизнь валютное урегулирование и контроль;

5. сохраняет и управляет находящиеся в своем распоряжении международные золотовалютные средства;

6. в соответствии с законодательством составляет платежный баланс и принимает участие в подготовке прогнозного платежного баланса страны;

7. в соответствии с Законом Азербайджанской Республики "О банках", с действующим законом и в соответствии с нормативными актами лицензирует и ркгулирует деятельность банков, в порядке, предусмотренном законодательством, осуществялет контроль над банковской деятельностью;

8. организовывает, координирует, регулирует деятельность платежных систем и осуществляет над ними контроль на основе законодательства;

9. претворяет в жизнь функции, предусмотренные в Законе "О Центральном банке Азербайджанской Республики" и в других законах.

Юридический статус банка. Центральный банк является государственным органом и Центральным банком Азербайджанской Республики. При осуществлении функций и полномочий, определенных Конституцией и законами государства Центральный банк самостоятелен и противозаконное вмешательство и давление в его деятельность недопустимо. Во втором пункте 19 статьи ("Денежная единица") Конституции Азербайджанской Республики говорится: "Право выпуска в обращение и изъятия из обращения денежных знаков принадлежит только Центральному Банку. Центральный Банк Азербайджанской Республики находится в исключительной собственности государства". Согласно Конституции Центральный банк не относится ни одному из государственных властей (законодательному, исполнительному и судебному). Вместе с тем, представление положения о Центральном банке во второй главе Конституции, именуемой "Основы государства", свидетельствует о том, что Центральный банк является государственной структурой с особым статусом.

В Законе Азербайджанской Республики "О Центральном банке Азербайджанской Республики" нашли свое отражение взаимоотношения Центрального банка с другими государственными учреждениями, определены его права и обязанности в качестве банка и финансового агента государства, учтено его участие на обсуждениях вопросов, связанных с основными направлениями экономической политики государства, в том числе таких вопросов, как бюджет - налог, цена - тариф, объем внутренних и внешних долгов и вопросы их управления. Эта правовая норма служит более эффективному использованию существующих возможностей и координации деятельности между органами, претворяющими в жизнь экономическую политику государства.

В Законе от 10 декабря 2004-го года, принятом в новой редакции для повышения прозрачности деятельности и ответственности Центрального банка были определены эффективные механизмы на основе отчетности перед государством и общественностью. Так, согласно Закону, предоставление соответствующему государственному органу отчета о деятельности Центрального банка, требование доведения до общественности информации об осуществляемой политике и результатах деятельности банка обеспечивают прозрачность его деятельности. Центральный банк подотчетен только Президенту Азербайджанской Республики.

Центральный банк обладает самостоятельным балансом, уставным капиталом и другим имуществом, за исключением случаев, предусмотренных законом, без его разрешения не допускается отчуждение капитала. Уставной капитал Центрального банка составляет 50 миллиардов манатов. Центральный банк не может быть объявлен банкротом.

Управленческие функции Центрального банка осуществляют Совет Правления и члены Совета Управления. На основе Конституции Азербайджанской Республики членов Совета Правления Центрального банка назначает Милли Меджлис Азербайджанской Республики представлением Президента Азербайджанской Республики. Председателя Правления Центрального банка назначает из числа членов Совета Правления Президент Азербайджанской Республики. Аудиторов Центрального банка Азербайджанской Республики назначает Президент Азербайджанской Республики.

Международные связи банка. Международные связи Центрального банка, с точки зрения финансово-кредитных потребностей, нацелены, прежде всего, на международные финансово-кредитные институты, развитие необходимого сотрудничества с донорскими организациями, расширение международных связей Центрального банка, а также на укрепление международного имиджа Центрального банка и обеспечение зарубежной технической помощи реформам, претворяемым в жизнь в Центральном банке. Это сотрудничество осуществляется в трех направлениях:

Сотрудничество с международными финансово-кредитными институтами. В целях привлечения финансово-кредитных ресурсов для развития государства, в том числе Центрального банка и в целом банковской системы, Центральный банк страны осуществляет интенсивное сотрудничество с международными финансово-кредитными институтами.

Совместно с Международным валютным фондом (МВФ) осуществляет сотрудничество в рамках Программы Сокращения бедности и Кредитного Механизма, направленного на Обеспечение Экономического Развития (PRGF). Помимо этого, эксперты МВФ оказали техническую помощь Центральному банку в создании Центра Карт Прессинг, в подготовке Государственной Программы по развитию Центральной Платежной Системы, а также в других направлениях. Для подготовки законов "О банках" и "О Центральном банке Азербайджанской Республики" в полном соответствии с требованиями международных стандартов было осуществлено сотрудничество с МВФ.

Европейский Банк Реконструкции и Развития (ЕБРР) осуществляет активную деятельность в направлении усиления финансового сектора в Азербайджане. Свою деятельность ЕВРР в финансовом секторе претворяет в жизнь в следующих направлениях: обеспечение кредитных линий банкам, участие в капиталах частных банков и Банка Микрофинансирования, а также в приватизации государственных банков.

Открытие в 2004-м году представительства Азиатского банка Развития (АБР) в Азербайджане создало более благоприятные условия для активного сотрудничества с этой структурой. В течение всего 2004-го года экспертами АБР были проведены консультации и обсуждения по подготовке "Финансирования жилых квартир".

Сотрудничество с центральными зарубежными банками. В целях ознакомления с существующими в мире передовым опытом и новыми технологиями, для того, чтобы добиться внедрения этих стандартов и технологий в банковскую систему Азербайджана, а также для определения авторитетного места Азербайджанского Центрального банка среди центральных банков иностранных государств было наложено сотрудничество с центральными зарубежными банками развитых стран мира. В этом направлении осуществляется сотрудничество с Бундесбанком Германии, Польским Центральным Банком, Центральным Банком Швейцарии, Центральным Банком Чехии, Центральным Банком Турции, Центральным Банком Казахстана, Центральным Банком Франции.



Сотрудничество с другими организациями. Отношения Центрального банка с другими международными организациями, в основном, направлены на обеспечение технической поддержки проводимым в банке реформам. С этой целью были налажены тесные отношения с Государственным Секретариатом Швейцарии по Экономическим Вопросам (SECO), Германским Банком Развития (KFW), Агентством США Международного Развития (USAID).

Таким образом, Центральный банк - банк-посредник между государством и реальной экономикой через остальные банки, фактически - орган регулирования, сочетающий черты банка и государственного ведомства.


    1. Денежно – кредитная политика и инфляция


Практически все центральные банки располагают определенными методами воздействия на экономику. Традиционно к ним относятся: дисконтная (учетная) и залоговая политика; политика минимальных резервов: операции на открытом рынке; депозитная политика; валютная политика. Однако содержание стандартного набора методов и сочетание их применения банками разных стран зависят от ряда предпосылок. Попытки подвести современные стратегии центральных банков разных стран под традиционные концепции денежной политики показали, что ни монетаризм, ни теории государственного регулирования в чистом виде не находят своего выражения в практике воздействия на экономику страны. В перспективе можно рассчитывать на компромиссный вариант выбора стратегии центрального банка. При этом в настоящее время, по сравнению с административными методами регулирования, приоритет все больше отдается рыночным механизмам. 

Примером тому служит либерализация банковского законодательства в ряде европейских стран в начале 1990-х годов (Австрия, Италия, Франция и др.). Одним из основных принципов определения стратегии центральных банков служит ориентация на регулирование темпа роста денежной массы в национальной экономике или регулирование валютного курса национальной денежной единицы по отношению к какой-либо стабильной иностранной валюте, т.е. на внутренние на примере изменения величины учетной ставки. Если цель центрального банка - удорожание рефинансирования кредитных институтов для уменьшения их кредитного потенциала, он должен поднять учетную ставку. Однако данное мероприятие не принесет желаемого эффекта, если на денежном рынке наблюдается понижательная тенденция, так как в этом случае кредитные институты предпочтут межбанковские кредиты. 

Центральному банку для достижения поставленной цели необходимо воздействовать на денежный рынок другими методами (путем повышения ставок по минимальным резервам и т. д.). При прочих равных условиях, в случае действенного повышения учетной ставки, рефинансирование для коммерческих банков удорожается, что ведет в итоге к росту стоимости кредитов в стране. Тем не менее, крупные банки зачастую позволяют себе снижать маржу и не изменять вслед за центральным банком процентные ставки, чтобы привлечь более широкую клиентуру. Если целью центрального банка является облегчение доступа коммерческих банков к рефинансированию, он снижает учетную ставку. В этом случае кредитный потенциал коммерческих банков увеличится, а проценты по предоставляемым ими кредитам получат импульс к снижению. Изменение учетной ставки центрального банка влечет за собой изменения условий не только на денежном рынке, но и на рынке ценных бумаг, в чем проявляется косвенное воздействие данного механизма регулирования. Повышение ставок по кредитам и депозитам на денежном рынке, обусловленное ростом учетной ставки центрального банка, вызывает уменьшение спроса и рост предложения ценных бумаг. Спрос на ценные бумаги уменьшается как со стороны не банков, потому что более привлекательными для них становятся депозиты, так и со стороны кредитных институтов, вследствие того, что при дорогих кредитах выгоднее прямое финансирование. Таким образом, рост учетной ставки центрального банка относительно уменьшает рыночную стоимость ценных бумаг. 

Снижение учетной ставки центрального банка кредитные институты и небанковские учреждения расценивают как сигнал к ориентации на экспансивную политику центрального банка. Повышение учетной служит сигналом к проведению контрактивной денежной политики. Такие сигналы позволяют кредитным институтам "подготовиться" к новым мерам центрального банка, ориентир на содержание которых они получили благодаря его "сигнальной миссии" при проведении дисконтной и залоговой политики. В результате учетная и залоговая политика центрального банка является способом его непосредственного воздействия на ликвидность кредитных институтов путем изменения условий переучета и залога ценных бумаг, что влечет за собой косвенное воздействие на экономику страны. С 2005 года ЦБ Азербайджана изменял ставки рефинансирования несколько раз - с 9%, 9,5%, 13%, 8%, 2%, 3%, 5% до 5,25% с июля 2011 г. Известно лишь то, что даже при повышении учетной ставки, мы не сможем повлиять на растущие мировые цены на нефть, сахар и зерно. Поднятие учетной ставки - это инструмент воздействия на психологию участников рынка. Замораживание ставки является эффективным средством подавления ожидаемой инфляции.

В Азербайджане с 1992 года нормы обязательного резервирования по вкладам физических лиц изменялись практически каждый год: с 15% до 2% в национальной валюте и 3% в иностранной валюте, начиная с июля 2011 года. На протяжении 20 лет самый высокий уровень норматива был установлен в 1994 году - 18% в нацвалюте, но в иностранной валюте была введена 5%-ая норма. С марта 2009 года по май 2011 года было установлено самое низкое требование к обязательствам, подлежащим учету в минимальных резервах - 0,5%.

Основные цели политики Центрального банка Азербайджана в кризисный период включали обеспечение финансовой системы ликвидностью, поддержку совокупного спроса, поддержание стабильности финансовой системы. Для этого использовался широкий спектр мер. С конца 2008 года Центробанк шесть раз менял ставку рефинансирования и границы коридора по операциям на открытом рынке в сторону понижения. В итоге ставка рефинансирования была понижена с 15% в октябре 2008 года до 2% в октябре 2010 года, верхняя граница коридора снижалась соответственно с 20% до 7%. Однако с ноября прошлого года учетная ставка стала расти, вначале до 3% и до 5,25% на сегодня. 

В рамках опережающих мер нормы обязательного резервирования по внутренним источникам привлечения средств были снижены с 12 до 0,5%, а по внешним источникам привлечения в 2008 году вообще были отменены (в 2008 году в течение трех месяцев этот показатель продержался на уровне 5%) и введены уже с 2011 года на уровне 0,5%. А с лета данный показатель уже составляет 3%. Наряду с этим, в целях уменьшения бремени поддержания обязательных резервов отчетный период усреднения по обязательным резервам был удлинен с 15 дней до одного месяца.

В результате этих мер чистый объем "инъекций" ликвидности в экономику составил около 2 млрд. долларов, из которых был потрачен фактически один миллиард долларов. Но, тем не менее, это позволило банковской системе Азербайджана устоять и миновать негативные тенденции. Если подобное повторится, то опыт, удачно примененный в нашей стране, позволит Азербайджану решить эту проблему. 

Из этой суммы только за счет сокращения обязательных резервов банки получили более 730 млн. долларов, а активизация дисконтного окна Центрального банка, в основном была ориентирована на поддержание ликвидности системообразующих предприятий (например, SOCAR, АО "Азералюминий", АЗАЛ, ОАО "Азерэнержи") и банков (главным образом, для своевременного обслуживания внешних долгов). 

С ростом внешних заимствований банковской системой Азербайджана чувствительность к рискам на мировых финансовых рынках повышается. Осознавая это, Центробанк страны держит данные процессы под контролем. Центробанк начал своевременно ограничивать привлечение местными банками внешних заимствований, и ввел определенные нормативы по обязательным нормам резервирования, объему привлекаемых займов. Если на период начала мирового финансового кризиса внешние заимствования азербайджанских банков составляли 20-22% от их общих обязательств, то в течение года они погасили кредиты примерно на 900 миллионов долларов, а за два года - на два миллиарда долларов. С восстановлением ситуации на мировых финансовых рынках азербайджанские банки также стали увеличивать объемы привлечения. Банками только за первое полугодие 2010 года было привлечено внешних заимствований на 955,8 млн. долларов при росте в 4,6 раза, в соответствии с аналогичным периодом предыдущего года. За весь прошлый год объем привлечений составил 1686,6 млн. долларов, за 9 месяцев 2011 года - 623,9 млн. долларов, а возвращено было - на 909,9 млн. долларов и 726 млн. долларов соответственно. В целом, зарубежная позиция банковского сектора улучшилась и оценивается как устойчивая, поскольку за три года внешний долг частного банковского сектора сократился вдвое. 

По состоянию на первое декабря 2011 года, показатель адекватности капитала по банковской системе составил 15,8% против минимальной нормы в 12%, а совокупный капитал банков вырос с начала года на 8%. Ликвидность в банковском секторе также оценивается как избыточная - у некоторых банков она доходит и даже превышает 100%. По итогам 11 месяцев года, доля ликвидных активов в совокупном объеме активов банков, которых насчитывается 44, составила 14,3%.

Возобновление в середине 2009 года ипотечного кредитования сразу же сказалось на стабилизации цен на рынке недвижимости и увеличении активности на этом рынке. В результате этого цены на недвижимость на вторичном рынке стабилизировались и даже повысились. Стабилизация цен имеет очень большое значение для финансового положения банковского сектора, так как недвижимость является залоговым обеспечением примерно половины всего кредитного портфеля банков. Увеличение активности рынка недвижимости также сопровождается сокращением сроков продажи недвижимости и ростом ее ликвидности. С другой стороны, ипотечное кредитование, которое является инструментом создания среднего класса и социальной базы для решения демографической проблемы, сыграло важную роль в поддержке экономической активности в стране. Система ипотечного кредитования позволяет не только ускорить решение важнейшей социальной проблемы улучшения жилищных условий населения, но и оказывает через активизацию жилищного строительства положительное влияние на макроэкономическую ситуацию в стране в целом. Только в 2011 году было выдано 2,5 тысячи ипотечных кредитов на 93 млн. манатов, в том числе 500 кредитов на 16 млн. манатов были выделены на льготных условиях (по социальной ипотеке). Таким образом, на сегодня пользу от ипотечного кредитования получили 8750 семей, и на эти цели по линии Азербайджанского ипотечного фонда выделены 342 млн. манатов.

На сегодня ситуация в банковской системе в целом достаточно устойчива, и еще до наступления глобального кризиса Центральный банк тщательно готовил банки ко всем возможным макроэкономическим шокам. Наряду с системными мерами по дополнительной финансовой поддержке банковского сектора, потенциальные нормативы устанавливались таким образом, чтобы поддерживалась достаточная ликвидность, и создавались адекватные резервы по всем потенциально возможным проблемным кредитам. Также были ужесточены условия классификации активов, нормативы рисков на одного заемщика, условия андеррайтинга, а также было увеличено соотношение стоимости залога к сумме кредита. 

В целом, кризис показал, что еще до его наступления денежная политика в отрыве от других мер не является достаточным инструментом для сдерживания финансовых бумов, поэтому в глобальном масштабе уже есть определенный консенсус по поводу того, что именно потенциальный надзор и потенциальные меры могут обеспечивать эффективное регулирование финансовой системы. Учитывая это, основная задача Центрального банка состоит в том, чтобы усилить контрцикличность системы банковского надзора.

Валютная политика. Политика Центробанка Азербайджана, по всей видимости, станет напоминать политику ряда центральных банков в Восточной Европе, которые хотя и перешли на инфляционное таргетирование, в то же время должны поддерживать стабильный обменный курс к инвалюте. 

Направление и формы валютной политики, проводимой центральным банком, зависят от внутриэкономического положения данной страны и ее места в мировом хозяйстве. Цели валютной политики меняются в зависимости от исторического периода. Одним из важнейших средств реализации валютной политики является валютное регулирование. Центральный банк обычно использует две основные формы валютной политики: учетную и курсовую. Учетная политика проводится не только с целью изменения условий рефинансирования отечественных коммерческих банков, но иногда направлена на регулирование валютного курса и платежного баланса. Однако в современных условиях в странах с развитой и устойчивой экономикой, как правило, превалируют внутренние интересы. Довольно часто внутренние и внешние цели не совпадают, что приводит к необходимости решения спорных вопросов между центральным банком и правительственными структурами в лице минфина и т.п. Центральный банк, покупая или продавая иностранные валюты (девизы), воздействует в нужном направлении на изменение курса национальной денежной единицы (девизная политика). Подобные операции получили название "валютных интервенций". Приобретая за счет официальных золотовалютных резервов национальную валюту, он увеличивает спрос, а, следовательно, и курс валюты. Напротив, продажа центральным банком крупных партий национальной валюты приводит к снижению ее курса, так как увеличивается предложение. Влияние валютной политики центрального банка в форме проведения операций на срочном валютном рынке проявляется в стимулировании экспорта или импорта капитала. Направление желаемого движения капиталов зависит от приоритета политики центрального банка в данной экономической ситуации, что может выражаться либо в стимулировании товарного экспорта (демпинговая политика), либо в поддержании курса национальной валюты по отношению к иностранной.

В феврале 2009 года процесс девальвации национальных валют соседних стран также оказал некоторое воздействие на валютный рынок Азербайджана. На тот период, как и на сегодня, валютные резервы республики превышали и превышают денежную массу в обращении. В таких условиях воздействие этого фактора носило, прежде всего, психологический характер и каких-либо фундаментальных причин для девальвации национальной валюты Азербайджана не наблюдалось.

Именно исходя из этого, Центральный банк Азербайджана выбрал своим приоритетом финансовую стабильность и осуществил валютную интервенцию в размере более 1 млрд. долларов, что привело к полной стабилизации валютного рынка. И сегодня мы видим, что было принято правильное решение, поскольку в настоящее время идет обратный процесс, т. е. Центробанк Азербайджана выкупает валюту с рынка, чтобы избежать значительного укрепления национальной валюты. Более того, устойчивость валютного курса позволила сохранить макроэкономическую стабильность, противостоять временному увеличению долларизации и помогла избежать негативных последствий для домашних хозяйств и балансов банков. Уровень долларизации за последний год снизился на четыре процентных пункта. 

Сегодня валютные резервы ЦБА составляют 10,5 млрд. долларов (при росте в течение года на 60%), в то время как стратегические валютные резервы превышают 42 млрд. долларов.

С начала 2011 года Центробанк Азербайджана реализовывал свою курсовую политику также в условиях расширения каналов предложения на валютном рынке и нового операционного механизма. За отчетный период наблюдалось укрепление курса маната, однако, с целью предотвращения чрезмерного его удорожания, что может оказать негативное воздействие на конкурентоспособность ненефтяного сектора, ЦБА провел стерилизацию валюты.

В течение 2011 года объем стерилизации валюты превысил четыре млрд. долларов. В результате предпринятых стерилизационных мер курс маната по отношению к доллару укрепился на 1,5%. Стабильность национальной валюты в стране оказала положительное воздействие на стабильность макроэкономического и финансового секторов. 

В течение 2011 года ввиду роста цен на продовольствие на мировых рынках, увеличения валютных доходов страны, роста денежной массы на фоне повышения государственного спроса и ускорения темпов роста ненефтяного сектора вновь стало актуальным усиление контроля над инфляционными факторами и регулирование их в превентивном режиме. В этой связи политика ЦБА в этом году носила антиинфляционный характер. В этом году ЦБА, в рамках активизации операций по стерилизации, выпустил ноты на сумму свыше одного млрд. манатов, из которых посредством аукционов размещены ноты на сумму 561 млн. манатов. В результате среднегодовая инфляция по итогам 11 месяцев была сохранена на однозначном уровне, составив восемь процентов. Согласно проведенным оценкам, 2,3 процентных пункта инфляции были обеспечены за счет внешних факторов. Из немонетарных факторов инфляция затрат также оказала влияние на повышение цен. В частности, среднегодовой рост цен сельхозпроизводителей составил 10,7%, производителей перерабатывающей промышленности - 5,9%.

Задачи. В посткризисный период наиболее эффективным инструментом стабилизации финансовой системы и экономики являются механизмы денежно-кредитной политики. Мировой финансовый кризис и структурные дисбалансы в экономических системах вынудили центральные банки большинства стран прибегнуть к нестандартным мерам, что породило оживленную дискуссию о надлежащей основе денежно-кредитной политики, рамках задач центрального банка и степени его независимости.  В разгар кризиса центральные банки использовали все доступные инструменты денежно-кредитной политики, что сыграло важную роль в предотвращении коллапса финансовых систем. Однако при этом остается открытым вопрос о том, какая основа денежно-кредитной политики будет способствовать макроэкономической и финансовой стабильности в будущем, уменьшит колебания экономических циклов и обеспечит возможности денежно-кредитной политики реагировать на внешние потрясения. 

Общепринятое понимание значения центрального банка в обеспечении финансовой стабильности сводит его роль лишь к поддержанию стабильности национальной денежной единицы. Однако, как показывает практика последних лет, центральные банки вынуждены совмещать функции обеспечения денежно-кредитной и финансовой стабильности. До кризиса господствовало представление о том, что стабильность цен и финансовая стабильность усиливают друг друга, то есть, денежно-кредитная политика может способствовать макроэкономической и финансовой стабильности путем поддержания низкой и стабильной инфляции. Однако кризис показал ошибочность этой точки зрения. Стабильность цен не обязательно гарантирует финансовую стабильность, установление целевых показателей инфляции в чистом виде нецелесообразно, а мандат центральных банков следует расширить, включив в него, помимо стабильности цен, регулирование и надзор за деятельностью банков, финансовую и макроэкономическую стабильность. 

В последние годы динамика экономического развития в Азербайджане, быстрый рост финансовой системы и укрепляющаяся глобальная экономическая среда сформировали перед Центральным банком страны новые вызовы. В этой связи Центробанк определил для себя до 2015 года новые приоритеты стратегической деятельности по усилению поддержки экономического развития и развития человеческого капитала, приведению институционального управления в соответствие с современной практикой, сохранению макроэкономической стабильности и стабильности банковской системы с целью эффективного ответа на эти вызовы. 

В Азербайджанской Республике курс маната регулируемо плавающий. Его официальный уровень определяется по итогам торгов на трех сегментах внутреннего валютного рынка: биржевом, межбанковском и розничном. Биржевой валютный рынок представлен Бакинской межбанковской валютной биржей (БМВБ). Учреждена 21 июня 1993 г. Центральным банком и четырьмя коммерческими банками с преобладающим государственным участием. Систематически торги проводятся преимущественно по доллару.

В Азербайджане обеспечение качественного экономического роста, повышение материального благосостояния населения, создание инновационной экономики и полноценное интегрирование в мировую экономику определены как основные цели экономической политики государства. Важным условием их реализации является достижение и сохранение низкого, стабильного уровня инфляции. Из экономической теории и практики известно, что неуправляемая инфляция может привести к многим нежелательным социальным и экономическим последствиям. Прерогатива ее преодоления принадлежит государственной политике, учету факторов, влияющих на их зарождение и развитие, принятию адекватных мер.

Азербайджан, как и другие постсоветские страны, в первые годы переходного периода столкнулся с гиперинфляцией и был вынужден прибегнуть к жесткой монетаристской антиинфляционной политике. В результате в конце 90-х — в начале 2000-х гг. добился низкого и стабильного уровня инфляции. Однако вследствие резкого роста цен на энергетические ресурсы на мировых рынках, и в первую очередь на главный пункт экспорта Азербайджана — нефть, а также роста поступлений в экономику из нефтегазового сектора, произошло повышение совокупного спроса на местном рынке. С другой стороны, меры Центрального Банка, направленные на стабилизацию курса национальной валюты — маната (недопущения его резкого роста) привели к нарушению макроэкономического баланса. В итоге, начиная с 2004 года, стабильный уровень инфляции был нарушен. Увеличиваясь в последующие годы, он перерос в двухзначную цифру. На рост инфляции повлияли и внутренние издержки, структурные факторы, сыгравшие роль катализатора инфляционных процессов. Только в 2009 г. под воздействием мирового финансово-экономического кризиса и сокращения внутреннего совокупного спроса темп роста цен замедлился и достиг 1,5%. Однако вскоре рост инфляции стал наблюдаться вновь. Так, индекс потребительских цен (ИПЦ) в январе-сентябре в 2011 г. вырос по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года на 8,4%.

Таблица 15.3.1.



Индекс потребительских цен в Азербайджане

(по сравнению с предыдущим годом, в процентах)

Годы

2003

2004

2005

2006

2007

2008

2009

2010

ИПЦ

2,2

6,7

9,6

8,3

16,7

20,8

1,5

5,7

Источник: Государственный Статистический Комитет АР

Одним из главных признаков, наблюдающихся инфляционных процессов, является структурная разница в росте цен. Наибольший рост цен наблюдается в сфере продовольственных товаров, что напрямую влияет на покупательную способность малообеспеченных слоев населения и увеличивает социальную дифференциацию. Так, ИПЦ в 2010 г. по сравнению с 2000 г. возрос в 2 раза, индекс цен продовольственных товаров — в 2,3 раза, индекс цен непродовольственных товаров — в 1,5 раза, цены платных услуг — в 1,7 раза. В январе-сентябре 2011 г. цены на продовольственные товары по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года выросли на 11,4%, непродовольственные товары — 2,8%, на платные услуги — 4,5%. Следует отметить, что несмотря на то, что инфляционные процессы не так сильны как в первые годы переходного периода, тем не менее, при внешнеторговой деятельности, особенно с основными торговыми партнерами, данный фактор способствует снижению национальной конкурентоспособности. Так, у основных торговых партнеров в 2010 г. ИПЦ взвешенный по ненефтяному импорту за 12 месяцев составил 6,1%, в то время как в Азербайджане этот показатель составил 7,9%. Несмотря на проводимые за последние годы антиинфляционные меры, государство не смогло достичь намеченных целей, при этом в течение года в них вносятся определенные корректировки. Например, в 2008 году инфляция прогнозировалась в пределах 12-13%, но реальные показатели были на 7-8 процентных пунктов больше. Уровень инфляции на конец 2011 года прогнозировался 5%, хотя, как было указано выше, в первые 9 месяцев данный показатель был больше на 3,4 процентных пункта. Такое снижение эффективности антиинфляционных мер утрачивает доверие к ним и повышает инерционность инфляционных процессов. Все это свидетельствует о необходимости углубленного изучения инфляционных процессов в стране, определения степени влияния на них основных факторов.

Как известно из курса экономической теории инфляция, в первую очередь, связана с денежной массой, находящейся в обращении и темпами ее роста. Анализ экономики Азербайджана с позиции этого теоретического положения позволил выявить ее специфические особенности. Так, вследствие длительной жесткой монетарной политики обеспеченность денежной массой экономики была на очень низком уровне. Несмотря на рост денежной массы за последние годы, уровень монетизации все еще остается на низком уровне. В 2010 году этот показатель был равен 20% ВВП. В рыночных экономиках нормальный уровень монетизации составляет 60–100% и более. Поэтому можно утверждать, что в абсолютном выражении объем денежной массы в Азербайджане не может серьезным образом влиять на инфляционные процессы.

Влияние монетарных факторов на инфляцию можно объяснить так: главным каналом инфляционного воздействия монетарных факторов является нестабильный темп роста денежной массы. Если в 2000–2003 гг. денежный агрегат М2 возрос в 1,5 раза, то в период более высокого инфляционного уровня в течение 2004–2008 гг. М2 возрос в 8,9 раза. В эти периоды произошел рост номинального валового внутреннего продукта (ВВП) соответственно в 1,5 и 4,7 раза. Как видно, неравный текущий рост денежной массы как по различным временным интервалам, так и ее неравный рост по сравнению с номинальным ВВП обусловили влияние денежной массы на рост инфляции. Даже в 2006–2007 гг. денежный агрегат М2 повысился двухкратно, что впоследствии и повлияло на переход показателя ИПЦ в двухзначную цифру:

— с одной стороны недопущение резкого роста курса национальной валюты — маната, а, с другой, ввод в обращение, в основном фискальным каналом, крупных валютных доходов, полученных из нефтегазового сектора повысили роль чистых внешних активов в формировании денежной массы. В 2001–2008 гг. денежная база увеличивалась целиком за счет чистых внешних активов. В результате чего монетарная система оказывалась в зависимом положении от фискальной сферы. Только, начиная с 2009 г., в результате мероприятий по обеспечению ликвидностью местных банков начался рост чистых внутренних активов и в 2010 г. их доля в денежной базе составила 15,8%;

— одним из главных каналов воздействия денежной массы, находящейся на относительно более низком уровне по сравнению с ВВП, на инфляцию является преобладание наличного денежного оборота. Как видно из таблицы 15.3.2., удельный вес денежного агрегата М0 в агрегате М2 имеет гораздо большую долю, чем в других странах. Вследствие высокой доли наличного оборота выпускаемые в обращение деньги остаются в руках у населения и сразу отражаются на росте совокупного спроса, а не на росте экономической активности. Вышеизложенные причины обусловили неспособность банковской системы формировать денежную массу. Денежный мультипликатор, выражающий отношение денежной массы к денежной базе, в 2010 г. был равен 1,3. Поэтому темп роста экономической активности отстает от темпов роста денежной массы.

Таблица 15.3.2.

Уровень обеспеченности деньгами экономики, миллион манатов




2000 г.

2004 г.

2005 г.

2006 г.

2007 г.

2008 г.

2009 г.

2010 г.

Номинальный ВВП

4718.2

8530.2

12522.5

18746.2

28360.5

40137.2

34578.7

41574.7

M2

325.8

685.7

796.7

2137.7

4401.6

6081.0

6192.2

8297.5

M0

270.0

477.8

547.4

1311.3

2713.5

4145.7

4174.8

5455.8

M2/UDM

0.07

0.08

0.06

0.11

0.16

0.15

0.18

0.2

M0/M2

0.83

0.70

0.69

0.61

0.62

0.68

0.67

0.66

Источник: Государственный Статистический Комитет АР, Центральный Банк АР

M2 — наличные деньги вне банков, депозиты до востребования и срочные депозиты в манатах.

M0—наличные деньги вне банков.

Одним из главных факторов воздействия на инфляционные процессы выступает ситуация с кредитованием в стране. За последние годы наравне с ростом денежной массы возросла и выдача кредитов со стороны банков. Несмотря на это, объем выданных кредитов все еще низкий по сравнению с ВВП. В 2010 г. этот показатель был равен 22% от ВВП. Однако стремительный рост кредитных вложений повлиял на уровень инфляции. Кредитные вложения в 2010 г. по сравнению с 2003 г. увеличились в 14 раз. Вместе с тем, структура кредитов не в состоянии обеспечить качественный экономический рост. В 2010 г. 53,6% из выданных кредитов приходилось на торговлю, услуги и домашние хозяйства. Несмотря на то, что в принципе такой рост спроса благоприятно способствует экономическому оживлению в производственных отраслях, вместе с тем потребительские кредиты, как и в других постсоветских странах, направляются в основном на закупку импортных товаров, что в конечном счете не способствует развитию национального производства.

Формирование доходной части бюджета является неблагоприятной для экономической стабильности. Как и в других странах с большим запасом нефтегазовых ресурсов, в Азербайджане с целью предотвращения «голландского синдрома» в 1999 г. был учрежден Государственный Нефтяной Фонд. Поступления от нефтегазовых контрактов аккумулируются именно в этом фонде. В государственный бюджет же поступает налог с дохода нефтяных компаний. За последние годы, с одной стороны, рост отчислений в государственный бюджет из доходов нефтяных компаний, благодаря росту цен на нефть, с другой — увеличение трансфертных выплат в государственный бюджет из Нефтяного Фонда поставило государственный бюджет в зависимое положение от нефтегазового сектора. В 2011 г. доля только трансфертов из Нефтяного Фонда в доходной части государственного бюджета составила 59,2%, тогда как в 2012 г. 60,2%. Это ослабляет баланс государственного бюджета на длительную перспективу, способствует увеличению его зависимости от внешней экономической конъюнктуры. В то же время увеличение валютного предложения повышает риск укрепления национальной валюты, что косвенно препятствует соблюдению стабильного темпа роста денежной массы.

Все вышеперечисленное выступало за последние годы в качестве основных факторов инфляции спроса в Азербайджане. Однако в формировании устойчивого характера инфляционных процессов большую роль играют факторы со стороны предложения. В 2010 г. индекс цен производителей промышленной продукции по сравнению с предыдущим годом вырос на 28,5%, а производителей сельскохозяйственной продукции — на 4,2%.

Как и в других постсоветских странах в Азербайджане в качестве одного из главных факторов инфляции издержек выступает наличие определенной группы товаров и услуг, цены и тарифы которых регулируются государством. Эти товары и услуги, будучи востребованными и используемыми во всех этапах производства различных отраслей экономики, непосредственно способствуют росту себестоимости продукции. Особенно, большой рост цен наблюдается в топливно-энергетическом комплексе. Например, в 2010 году по сравнению с 2005 годом цена тепловой энергии увеличилась в 1,8 раза, цена электроэнергии — в 2,5 раза, цены на дизельное топливо и природный газ — в 3 раза. Причинами роста административных цен выступают необходимость выравнивания местных цен с мировыми, улучшение финансового состояния и обеспечение устойчивого развития хозяйствующих субъектов, производящих соответствующие товары и услуги, повышение эффективности государственных расходов, сокращение дотаций в данные отрасли, уменьшение затратной деятельности в экономике и стимулирование эффективного, экономного использования ресурсов, стимулирование притока в соответствующие отрасли местного и иностранного капитала для обеспечения их рентабельности.

За последние годы возросла значимость внешних факторов в росте инфляции. Специфика экономики Азербайджана — одна из причин этого явления. Основные ее особенности: нерациональная структура внешней торговли, преобладание в местном производстве зарубежных полуфабрикатов, тенденции долларизации в стране, высокая доля импортных товаров в потреблении населения, особенно продуктов питания и т.д. В 2010 г. 94,1 % экспорта продукции приходилось на нефть и нефтепродукты, а в импорте более 50% приходилось на продукты питания, машины и оборудование. В розничной торговле доля импортируемых товаров составляет 44%. Это, в свою очередь, повышает чувствительность внутренних цен к изменению внешних. Внешние факторы на инфляцию влияют по следующим направлениям:

— рост цен на импортируемые важные продукты питания;

— рост цен на импортируемую готовую продукцию и полуфабрикаты, в связи с ростом цен на нефть и другие виды сырья;

— через валютный канал.

В последние годы манат по отношению к доллару США относительно возрос. Например, если в 2003 году 1 доллар США был равен 0,98 маната, то в 2010 году он был равен 0,80 маната, тогда как в 2012 году 0,78 манат. Как видно, доллар США подешевел по отношению к манату на 18,3%. В принципе это должно было способствовать снижению цен на импорт в манатовом выражении. Однако влияние иностранной валюты на инфляцию преимущественно носит ассиметричный характер. То есть в то время как национальная валюта укрепляется, цены импортируемых товаров снижаются мало или вообще не снижаются. Причина парадокса — монополизм. Другим каналом воздействия валютных отношений выступила нестабильность самих иностранных валют, в основном доллара и евро. Она обусловила подорожание импортируемых товаров в результате удешевления доллара, как основного валютного посредника внешней торговли. Регулирование курса маната по отношению к доллару привело к тому, что манат повторил курс изменения доллара по отношению к другим валютам. Вследствие слабого развития финансового рынка в Азербайджане, отсутствия широкой интеграции в зарубежные финансовые рынки, межстрановые финансовые потоки слабо влияют на инфляционные процессы в стране.

В целях предотвращения и ослабления воздействия импорта инфляции необходимо ускорить развитие ненефтяного производства, предоставить финансовые ресурсы местным производителям на льготных условиях, повышать доверие к национальной валюте.

Несмотря на намерения Центрального банка Азербайджана по сокращению инфляции в стране до 7-7,5 процентов в 2012 и 2013 годах, различные факторы могут повысить инфляцию до девяти процентов в 2012 году, которая в 2013 году снизится до 8,5 процентов. В 2011 году индекс потребительских цен вырос на 7,9 процентов, в 2010 году - на 5,7 процентов, в первом квартале этого года инфляция составила 3,1 процента.

Сильный внутренний спрос, подпитываемый нефтяными доходами, растущее потребление госсектора (включая запланированное повышение заработных плат), а также увеличившиеся внутренние кредиты для экономики могут усилить инфляционное давление в 2012 году. Повышение производства зерна и улучшение пищевой переработки должны сократить импорт продовольствия и тем самым умерить рост инфляции в 2013 году. Бюджет на 2012 год предусматривает дефицит на уровне 1,3 процента от ВВП, государственные расходы планируется увеличить на 10 процентов, в то время как доходы, исходя из консервативного уровня их доли в ВВП в 37 процентов, планируется повысить на четыре процента.

Повышение цен на нефть может позволить государству резко повысить заработные платы и пенсии, хотя резкое повышение расходов может создать дополнительную нагрузку на экономику и увеличить инфляцию.



Денежно-кредитная политика будет по-прежнему сосредоточена на сдерживании инфляции в стране. Борьба с монополизмом, как главным фактором роста цен, должна стать приоритетной задачей государства. В сфере административных цен, главной задачей при увеличении цен должна быть их балансированность с фискальными и монетарными параметрами, определяемыми и принимаемыми на следующий год.


    1. Стратегия регулирования Азербайджанской

Республики валютными запасами
От состояния золотовалютных резервов страны зависит бесперебойность ее международных расчетов, своевременность погашения и обслуживания внешнего государственного долга при временных нарушениях равновесия платежного баланса. В мировой практике и статистике золотовалютные резервы иначе называют резервами международных ликвидных средств. Эти резервы способствуют повышению суверенного кредитного рейтинга страны. Обычно (если следовать мировой практике) золотовалютные резервы государства имеют две составляющие:

а) централизованный запас золота;

б) фонд иностранной валюты, владельцами которого выступают государственные валютные органы: Центральный банк, Министерство финансов. Обе разновидности считаются официальным резервом международных ликвидных средств. В разных пропорциях этот резерв состоит из:

- монетарного золота (страхового резервного фонда), ценности, которую можно продать на рынке, поместить в залог с целью приобретения денежных средств, необходимых для международных платежей;

- запаса иностранных валют, включающего валютные активы Центрального (Национального) банка и Министерства финансов в форме наличных денег, обратных РЕПО с нерезидентами, банковских депозитов в банках-нерезидентах с высоким рейтингом;

- резервной позиции в МВФ, в пределах которой страна-владелец имеет возможность автоматически и по первому требованию получить необходимые средства в свободно конвертируемой валюте;

- специальных прав заимствования (СДР), эмитируемых и распределяемых МВФ среди его членов в качестве резервного актива, предназначенного для урегулирования сальдо платежного баланса путем обмена на нужную иностранную валюту.

Подобной структуры золотовалютных резервов придерживаются, например, в АР. При этом каждое государство создает такой их объем, который диктуется конкретной ситуацией, задачами внутренней и внешней политики, учитывая, в частности, пики погашения внешнего долга. Рекомендация МВФ гласит: объем валютных резервов центрального (национального) банка должен составлять сумму трехмесячного импорта (наиболее простой критерий). В мировой практике используется и другой усложненный критерий достаточности золотовалютных резервов государства: трехмесячный импорт плюс годовые выплаты по внешним государственным и всем корпоративным долгам страны. Центральные (национальные) банки придерживаются определенного режима использования золотовалютных резервов. Во многих странах, например, дефицит платежного баланса путем прямого выделения ресурсов участникам внешнеэкономического оборота, испытывающим нехватку валюты для выполнения денежных обязательств перед заграницей, не финансируется. Необходимые средства приобретаются этими участниками на внутреннем валютном рынке. И только недостаток валюты на нем восполняется из резерва, при том опосредованно – через механизм валютных интервенций по поддержанию валютного курса. Золотовалютные резервы обеспечивают взаимодействие двух механизмов: внешнего – валютного и внутреннего – денежного обращения. Отношение разных стран СНГ к структуре золотовалютных резервов неодинаково.

На начало января 2012 года, доля просроченных кредитов несколько снизилась. За 2011 год денежная масса выросла в Азербайджане на 32.5%. На 1 января 2012 года домохозяйствам было выделено 33.3%, или 3.3 млрд манатов кредитов. На 2-м месте сфера торговли и услуг (28.6%, или 2.8 млрд манатов кредитов), на 3-м – сектор строительства и недвижимости (8.8%, или 0.9 млрд манатов). На долю промышленности и производства приходится 5.9% (0.6 млрд манатов), сельского хозяйства и переработки – 4.7% (0.5 млрд манатов), транспорта и связи – 4.1% (0.4 млрд манатов), энергетики, химии и природных ресурсов – 2.9% (0.3 млрд манатов) кредитов.

На 1 января 2012 года кредитными организациями страны было выдано кредитов на 9.95 млрд, что на 8.6% превысило показатель на 1 января 2011 года. При этом, доля просроченных кредитов составила 6.4%, или 633.8 млн манатов. Это на 0.1% ниже показателя на 12 декабря 2011 года.

По состоянию на 1 января 2012 года объем денежной массы (М2) в Азербайджане составил 10.99 млрд манатов. За декабрь 2011 года денежная масса увеличилась на 10%, а в целом за 2011 год – на 32.5%. На 1 января 2012 года объем наличной денежной массы (M0) составил 7.16 млрд манатов против 6.53 млрд манатов на 1 декабря и 5.46 млрд манатов на 1 января 2011 года. Расширенная денежная масса (M3) составила 13.90 млрд манатов. Деньги для сделок (M1) составили на конец года 8.8 млрд манатов. В 2010 году денежная масса (М2) выросла в Азербайджане на 34.5%.

Тройская унция равна 31,1035 г чистого золота. Золотые запасы в долларах приведены в национальной оценке органов денежно-кредитного регулирования стран СНГ.



<< предыдущая страница   следующая страница >>
Смотрите также:
Финансы зарубежных стран и международные
6584.97kb.
33 стр.
Программа дисциплины политическая история зарубежных стран для направления 030700. 62 «Международные отношения» подготовки бакалавра
746.03kb.
3 стр.
Перечень вопросов к экзамену по дисциплине «история государства и права зарубежных стран»
51.54kb.
1 стр.
1. Финансы Средневековой Руси (по работе С. М. Каштанова)
12.83kb.
1 стр.
Тематика контрольных работ по дисциплине «конституционое право зарубежных стран»
12.94kb.
1 стр.
Методические указания по курсу История государства и права зарубежных стран
1048.26kb.
5 стр.
Вопросы к зачету по курсу: «История государства и права зарубежных стран»
58.32kb.
1 стр.
Экзаменационные вопросы по дисциплине «история государства и права зарубежных стран»
48.61kb.
1 стр.
Сравнительно-правовой анализ закрепления этнических мотивов преступлений в уголовном законе зарубежных стран
155.05kb.
1 стр.
Рабочая учебная программа По Новейшей истории Зарубежных стран. XX начало XXI в
135.92kb.
1 стр.
Финансово-кредитные системы зарубежных стран
336.19kb.
1 стр.
Экзаменационные вопросы по дисциплине «История государства и права зарубежных стран»
70.54kb.
1 стр.