Главная
страница 1


УТВЕРЖДЕНА

приказом министерства

образования и науки

Самарской области

от 15.04.2011 № 62-од

Программа квалификационных испытаний

для аттестации педагогических работников

по должности «методист»

Содержание








Стр.


Пояснительная записка


3

Содержание программы квалификационных испытаний


5

Примерные тестовые задания


9

Инструкция по использованию комплексного информационного теста (для испытуемого)


14

Список рекомендуемой литературы и Интернет -источников


15


Пояснительная записка

Настоящая Программа предназначена для проведения квалификационных испытаний в рамках процедуры аттестации педагогических работников по должности «методист» с целью подтверждения соответствия занимаемой должности и для установления уровня квалификации требованиям, предъявляемым к квалификационным категориям (первой или высшей).

Аттестация педагогических работников по должности «методист» представляет собой установление соответствия уровня квалификации педагогических работников требованиям, предъявляемым к должности, требованиям, предъявляемым к квалификационным категориям (первой или высшей), на основе оценки их профессиональной деятельности.

Аттестация педагогических работников осуществляется в соответствии с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 24.03.2010 № 209 «О порядке аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений», приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26.08.2010 № 761н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих», раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования».

Цель квалификационных испытаний – оценить уровень знаний испытуемого по вопросам, связанным с осуществлением им своей профессиональной деятельности по занимаемой должности, а также оценить уровень теоретической подготовленности к выполнению требований, предъявляемых к квалификационным категориям (первой или высшей).

Квалификационное испытание проводится в форме письменного экзамена (тестирование).

Испытуемому предлагается выполнить тест, состоящий из четырех блоков:

А. Правовой

В. Психолого-педагогический

С. Предметно-методический

D. Информационно-коммуникативный

Общее количество тестовых заданий 21. Основная форма тестовых заданий - задания закрытого типа (задания множественного выбора, задания на установление соответствия, задания на установление правильной последовательности действий/операций).

Правильное выполнение тестового задания оценивается 1 баллом. За правовой блок максимальный балл -3, за психолого-педагогический - 6, за предметно-методический - 8, за информационно-коммуникативный - 4.

Положительное заключение о сдаче квалификационного испытания с целью подтверждения соответствия занимаемой должности дается при наличии суммарной оценки по четырем блокам – не менее 70%.

Положительное заключение о сдаче квалификационных испытаний для установления соответствия требованиям, предъявляемым к квалификационным категориям, дается при наличии суммарной оценки по четырем блокам для первой квалификационной категории – не менее 80%, для высшей квалификационной категории – не менее 90 %.

Программа квалификационных испытаний состоит из пояснительной записки, содержания программы квалификационного испытания, набора примерных заданий комплексного информационного теста, инструкции по использованию комплексного информационного теста (для испытуемого), списка рекомендуемой литературы и Интернет - источников.




Содержание программы квалификационных испытаний

А. Правовой блок

Закон Российской Федерации «Об образовании».

Государственные гарантии прав граждан Российской Федерации в области образования.

Основные принципы российской образовательной политики:

обеспечение доступности образования;

повышение качества образования;

обеспечение структурных изменений системы образования;

расширение институтов общественного участия в развитии и управлении образованием.

Концепция федеральной целевой программы развития образования до 2020 года.

Приоритетный национальный проект «Образование».

Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа».

Приоритетные направления развития системы образования Российской Федерации и Самарского региона.

Концепция компетентностно-ориентированного образования, утвержденная постановлением Правительства Самарской области от 19.05.2004 №24.

Система образования в Российской Федерации (дошкольное образование, начальное общее образование, основное общее образование, среднее (полное) общее образование, начальное профессиональное образование, среднее профессиональное образование, высшее профессиональное образование, послевузовское образование, дополнительное образование). Формы получения образования.

Образовательные учреждения1: организационно-правовые формы, виды.

Правовые основы функционирования образовательного учреждения. Устав образовательного учреждения как основной документ, регламентирующий его деятельность. Типовое положение об образовательном учреждении. Локальные акты образовательного учреждения.

Общие требования к организации образовательного процесса в образовательном учреждении. Компетенция и ответственность образовательного учреждения. Правовое оформление отношений образовательного учреждения и родителей обучающихся (воспитанников).

Понятие «образовательная программа». Реализация образовательной программы в образовательном учреждении.

Конвенция о правах ребенка.

Концепция развития дополнительного образования детей Самарской области до 2015 года. Основные принципы, идеи, задачи.

Структура и содержание федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС).

Особенности образовательной политики и специфики образовательного учреждения, в котором работает аттестуемый педагогический работник.

Нормативно-правовая база охраны труда работников и охраны здоровья обучающихся (воспитанников).

Особенности регулирования труда педагогических работников, режима рабочего времени и времени отдыха работников образовательных учреждений. Права работников образовательного учреждения, их социальные гарантии и льготы.

Нормативно-правовая база социальной защиты обучающихся (воспитанников) в системе образования. Права и обязанности родителей (законных представителей) обучающихся (воспитанников).

Санитарно-эпидемиологические и противопожарные требования к организации образовательного процесса.



В. Психолого-педагогический блок

Педагогика, физиология, психология профессионального обучения.

Современные формы и методы обучения и воспитания обучающихся.

Методы убеждения, аргументации своей позиции, установления контактов с обучающимися разного возраста, их родителями (лицами, их заменяющими), коллегами по работе.

Технологии диагностики причин конфликтных ситуаций, их профилактики и разрешения.

С. Предметно-методический блок

Принципы дидактики.

Принципы методического обеспечения учебного предмета или направления деятельности.

Принципы организации и содержание работы методических объединений педагогических работников образовательных учреждений.

Содержание и порядок разработки учебно-программной документации, учебных планов по специальностям, образовательных программ, типовых перечней учебного оборудования и другой учебно-методической документации.

Методика выявления, обобщения и распространения эффективных форм и методов педагогической работы.

Методика профессионального обучения.

Основы экологии, экономики, социологии.

Современные формы и методы обучения.

Современные педагогические технологии продуктивного, дифференцированного обучения, реализации компетентностного подхода, развивающего обучения.

Теория и методы управления образовательными системами.

D. Информационно-коммуникативный блок

Информационные ресурсы, методы и приемы поиска, анализа, структурирования информации из различных ресурсных источников.

Дидактические возможности ИКТ, назначение и функционирование ПК, устройства ввода-вывода информации, компьютерные сети и возможности их использования в образовательном процессе ОУ.

Электронные образовательные ресурсы, ориентированные на профессиональную деятельность методиста, цифровые образовательные ресурсы.

Приемы организации личного информационного пространства, интерфейс операционной системы, приемы выполнения файловых операций, организации информационно-образовательной среды как файловой системы, основные приемы ввода-вывода информации, включая установку и удаление приложений и электронных образовательных ресурсов.

Приемы подготовки дидактических материалов и рабочих документов в соответствии с деятельностью методиста средствами офисных технологий (раздаточных материалов, презентаций и др.):

ввод текста с клавиатуры и приемы его форматирования;

подготовка раздаточных материалов, содержащих графические элементы, типовые приемы работы с инструментами векторной графики;

приемы работы с табличными данными (составление списков, информационных карт, простые расчеты);

приемы построения графиков и диаграмм;

методика создания педагогически эффективных презентаций;

Простейшие приемы подготовки графических иллюстраций для наглядных и дидактических материалов, используемых в профессиональной деятельности на основе растровой графики:

приемы коррекции и оптимизации растровых изображений для последующего использования в презентациях и Web-страницах;

приемы вывода изображений на печать, записи на CD.

Базовые сервисы и технологии Интернета в контексте их использования в деятельности методиста:

приемы навигации и поиска образовательной информации в WWW, её получения и сохранения в целях последующего использования в педагогическом процессе;

приемы работы с электронной почтой;

приемы работы с файловыми архивами.


Примерные тестовые задания

А. Правовой блок


п/п

Задание (вопрос)

А.1

Какое образование является в Российской Федерации обязательным?

А. Среднее (полное) общее

Б. Основное общее

В. Среднее профессиональное

Г. Начальное профессиональное


А.2

В каком документе закреплены основные положения о правах ребенка?

А. В Конвенции о правах ребенка

Б. Во Всеобщей декларации прав человека

В. В Конституции Российской Федерации

Г. В Международном пакте о гражданских правах


А.3

Могут ли быть допущены к работе лица, не прошедшие обучение, инструктаж по охране труда, проверку знаний требований охраны труда?

А. Могут


Б. Не могут

В. В исключительных случаях




В. Психолого-педагогический блок


п/п

Задание (вопрос)

В.1

О каких педагогических технологиях идет речь, если педагог является единичным субъектом учебно-воспитательного процесса, а ученик есть лишь «объект»?

А. Об авторитарных педагогических технологиях

Б. О личностно-ориентированных

В. О гуманно-личностных

Г. О свободном воспитании


В.2

Какую цель позволяет достичь технология эффективного общения в конфликте?

А. Убедить соперника в своей правоте

Б. Добиться превосходства в споре

В. Добиться соглашения даже ценой серьезной уступки соперника

Г. Добиться взаимного понимания и взаимной эмпатии с соперником


В.3

Как называется состояние образовательной среды, свободное от проявлений психологического насилия во взаимодействии, способствующее удовлетворению потребностей в личностно-доверительном общении включенных в неё участников?

А. Комфортом

Б. Психологической безопасностью

В. Психологическим климатом




В.4

Правильно продолжите определение понятия «развитие – это…».

А. накопление количественных изменений в организме человека.

Б. уничтожение старого и возникновение нового.

В. количественные и качественные изменения в организме человека, происходящие во времени под воздействием различных факторов.

Г.целенаправленный процесс формирования у людей заданных качеств


В.5

Как называется способность у педагога объективно оценить собственные психические состояния и поведение, понять, как его воспринимают другие участники педагогического процесса?

А. Рефлексия

Б. Эмпатия

В. Идентификация

Г. Коммуникативность


В.6

Какая задача является основной в психолого-педагогическом сопровождении учащихся в предпрофильный период обучения?

А. Развитие учебной деятельности

Б. Развитие специальных способностей

В. Развитие общих способностей

Г. Активизация процессов самоопределения



С. Предметно-методический блок


п/п

Задание (вопрос)

С.1

В каком документе фиксируется и аргументировано представляется цель учебного процесса, тематический и учебный планы, способы и методы их реализации, критерии оценки результатов в условиях конкретного образовательного учреждения?

А. Образовательный стандарт

Б. Базисный учебный план

В. Календарно-тематическое планирование

Г. Образовательная программа


С.2

Установите правильную последовательность этапов составления рабочей образовательной программы.

А. Определение развиваемых умений и способностей детей, видов деятельности учеников, приоритетных для каждой темы курса

Б. Актуализация смысла изучаемого курса, его конкретизация в целях, которые представляют собой предвосхищаемый результат обучения

В. Группировка тематического содержания программы

Г. Определение форм и методов обучения, обеспечивающих реализацию запланированных видов деятельности учеников и развитие соответствующих способностей

Д. Установление форм контроля, рефлексии и оценки образовательных результатов




С.3

Выберите наиболее правильное определение понятия «методическая служба».

А. Объединение специалистов, занимающихся методической деятельностью

Б. Объединение методистов по направлениям деятельности

В. Объединение, состоящее из методистов и зам. директора по учебно-воспитательной работе

Г. Объединение опытных педагогов, занимающихся методической деятельностью


С.4

Что не входит в должностные обязанности методиста?

А. Проведение семинарских занятий с педагогами

Б. Изучение и обобщение передового педагогического опыта

В. Комплектация детских объединений

Г. Осуществление взаимосвязи с другими образовательными учреждениями в пределах своей компетенции


С.5

К какому принципу обучения вы отнесете дидактическое правило: «Строй учебный процесс так, чтобы накопление новых знаний одновременно закрепляло старые»?

А. Научность обучения

Б. Воспитывающий характер обучения

В. Прочность

Г. Наглядность


С.6

Кто заложил идеи развивающего обучения?

А. Занков Л.,Давыдов В.,Гальперин П.

Б. Лихачёв Б.,Талызина Н.,Махмутов М.

В. Азаров Ю., Занков Л., Данилов М.

Г. Лернер И., Скаткин М., Махмутов М.


С.7

Установите правильную последовательность технологических действий по изучению передового педагогического опыта.

А. Выявление идеи опыта

Б. Анализ противоречий, которые вызвали появление опыта

В. Выявление причин для изучения опыта

Г. Анализ условий, обеспечивающих наибольшую эффективность данного опыта


С.8

Правильно продолжите определение «Круглый стол как форма обучения взрослых – это…»

А. Интерактивная форма методической работы, целью которой является передача методистом - мастером опыта решения педагогических проблем педагогам путем прямого и комментированного показа приемов работы

Б. Публичное обсуждение или освещение каких-либо вопросов, когда участники, имеющие равные права, высказываются по очереди и/или в порядке, определяемом организатором на основе содержательного плана

В. Форма организации групповой работы, построенная как цепочка заданий, предлагаемых участникам для создания творческого продукта (разработка урока, дидактического материала, модели учебного курса и т.п.)

Г. Имитация практических ситуаций с целью формулирования способов решения педагогических проблем для дальнейшего использования в реальной практике



D. Информационно-коммуникативный блок


п/п

Задание (вопрос)

D.1

Отметьте устройство компьютера, предназначенное для обработки информации:

А. Внешняя память

Б. Оперативная память

В. Процессор

Г. Клавиатура


D.2

Отметьте устройство, предназначенное для ввода информации в компьютер:

А. Принтер

Б. Процессор

В. Монитор

Г. Сканер


D.3

Для сохранения документа на новом месте и/или под другим именем выбирают пункт меню Файл:

А. Сохранить

Б. Сохранить как

В. Создать

Г. Открыть


D.4

Пункт меню «Файл» редактора Word НЕ содержит команды:

А. Создать

Б. Открыть

В. Шрифт


Г. Сохранить



Инструкция

по использованию комплексного информационного теста

(для испытуемого)
На выполнение комплексного информационного теста дается 1 час (60 минут). Комплексный информационный тест состоит из 21 тестового задания. Основная форма тестовых заданий: задания с выбором ответов (тесты закрытого типа), задания на установление последовательности. Правила оформления ответов представлены в таблице.




вопроса

Инструкция по использованию

1

А.1, А.2, А.3, А.4

В.1, В.2, В.3, В.4, В.5, В.6

С.1, С.3, С.4, С.5, С.6, С.8

D.1 D.2 D.3



Выберите букву, соответствующую правильному варианту ответа, и запишите ее в соответствующую строку бланка ответов.

Например: А.




2

С.2, С.7

Установите правильную последовательность элементов (этапов) из списка ответов. Запишите в соответствующие строки бланка ответов порядковый номер элемента (этапа) и соответствующую ему букву, обозначающую предложенные ответы. В результате выполнения Вы получите последовательность букв.

Например:



№ задания

Вариант ответа

2

1-В, 2-Б, 3-А, …





Список рекомендуемой литературы и Интернет - источников


  1. Абрамова Г.С. Возрастная психология -М., 1997.

  2. Амонашвили Ш.А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса. - М., 1990.

  3. Башмаков М.И., Резник Н.А., Поздняков С.Н. Понятие информационной среды процесса обучения// Школьные технологии, 2000, № 6.

  4. Беспалько В.П.Педагогика и прогрессивные технологии обучения -М., 1995.

  5. Буйлова Л.Н., Кочнева С.В. Организация методической службы УДОД.-М.: ВЛАДОС, 2001.

  6. Выготский Л.С. Детская психология. Собр.соч.: В 6 т.-М.: Просвещение, 1994.

  7. Голуб Г.Б., Чуракова О.В. Метод проектов как технология формирования ключевых компетентностей учащихся. - Самара: Профи, ЦПО, 2003.

  8. Давыдов В.В. Развивающее обучение. -М.: Педагогика, 1992.

  9. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. -М.: Интор, 1996.

  10. Демакова И.Д. Воспитательная деятельность педагога как фактор гуманизации пространства детства. - М., 2000.

  11. Закон Российской Федерации «Об образовании» (ст.2, 5, 9, 12, 13, 18, 32, 50, 51, 52, 55) в редакции от 17.12.2009.

  12. Змеев С.И. Основы андрагогики. - М.: Наука, 1999.

  13. Ильенко Л.П. Теория и практика управления методической работой в общеобразовательных учреждениях. -М.:АРКТИ, 2003.

  14. Конвенция ООН о правах ребенка// Вестник образования, 1991, №10.

  15. Конституция Российской Федерации от 25.12.1993, с изменениями от 09.01.1996, 10.02.1996, 09.06.2001.

  16. Конин Л.П. Методическое обеспечение образовательного процесса//Дополнительное образование и воспитание, №2, 2006.

  17. Кулюткин Ю.П. Психология обучения взрослых. -М.: Просвещение, 1985.

  18. Кульневич С.В., Иванченко В.Н. Дополнительное образование детей: методическая служба. -Ростов-н/Д: Учитель, 2005.

  19. Лихачев Б.Т. Педагогика. Курс лекций. – М.: Прометей, 1992.

  20. Методическая работа в школе: организация и управление. / Под ред. М.М. Поташника.-М., 1990.

  21. Методическая работа в школе: организация и управление. Рекомендации для руководителей школ/ Под ред.Ю.К.Бабанского.-М., 1988.

  22. Методическая работа: опыт научного исследования. -М.: АПК и ПРО, 2002.

  23. Методическая служба в школе. Учебно-методическое пособие. -М.: Педагогическое общество России, 2007.

  24. Мирошниченко Т.А. Организация диагностической деятельности в образовательном учреждении. – Волгоград: Корифей, 2009.

  25. Национальная доктрина образования Российской Федерации: постановление Правительства Российской Федерации от 04.10.2000 №751.

  26. Немова Н.В. Управление методической работой в школе. -М.: Сентябрь, 1999.

  27. Педагогический словарь / Электронный ресурс. http://www.pedpro.ru/termins/168.htm

  28. Полат Е.С., Бухаркина М.Ю., Моисеева М.В. Новые педагогические и информационные технологии в образовании: Учебное пособие. – М.: Академия, 2005.

  29. Поливанова К.Н. Проектная деятельность школьников: пособие . - М.: Просвещение, 2008.

  30. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. Учебное пособие.-М.: Народное образование, 1998.

  31. Ситник А.П. Содержание и организационные формы методической работы в современной образовательной практике. Учебное пособие. -М., 1995.

  32. Щуркова Н.Е. Педагогическая технология. – М.: Педагогическое общество России, 2002.




1 Тип образовательного учреждения определяется в соответствии с местом работы методиста



Смотрите также:
Программа квалификационных испытаний для аттестации педагогических работников по должности
166.36kb.
1 стр.
Программа квалификационных испытаний для аттестации педагогических работников по должности «педагог-организатор»
168.28kb.
1 стр.
Программа квалификационных испытаний для аттестации педагогических работников по должности «мастер производственного обучения»
193.86kb.
1 стр.
Результаты заседания Городской аттестационной комиссии по аттестации педагогических работников о подтверждении соответствия занимаемой должности педагогических работников государственных образовательных учреждений от 29. 01. 2013г
154.19kb.
1 стр.
Новая аттестация педагогических работников
186.68kb.
1 стр.
Процедура аттестации педагогических работников муниципальных образовательных учреждений в Московской области
178.99kb.
1 стр.
Из опыта работы мбоу «Конёвская сош» по организации аттестации педагогических работников
69kb.
1 стр.
Вопросы для проведения квалификационных испытаний в форме экзамена или собеседования для учителей физики
51.65kb.
1 стр.
Перечень показателей и критериев для установления соответствия уровня квалификации педагогических работников по должности «учитель» требованиям, предъявляемым к (первой и высшей) квалификационной категории Территория
252.33kb.
1 стр.
График аттестации педагогических работников на ноябрь 2012 г
689.15kb.
8 стр.
График аттестации педагогических работников на декабрь 2012 года
480.54kb.
8 стр.
О ходе аттестации педагогических работников в 2012-2013 учебном году
103.97kb.
1 стр.