Главная
страница 1
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


Бурятский государственный университет


Утверждаю:

Ректор


_________________

«____»__________2012 г.




Номер внутривузовской регистрации __________________


Основная образовательная программа
высшего профессионального образования


022000 Экология и природопользование

_____________________________________________________________________________



(указывается код и наименование направления подготовки)
Геоэкологические основы устойчивого развития

_______________________________________

(наименование магистерской программы)

Квалификация (степень)


Магистр

Улан-Удэ 2012



СОДЕРЖАНИЕ

1. Общие положения

1.1. Основная образовательная программа (ООП) магистратуры (магистерская программа)

1.2. Нормативные документы для разработки магистерской программы

1.3. Общая характеристика магистерской программы

1.4 Требования к уровню подготовки, необходимому для освоения магистерской программы

2. Характеристика профессиональной деятельности выпускника магистерской программы

2.1. Область профессиональной деятельности выпускника

2.2. Объекты профессиональной деятельности выпускника

2.3. Виды профессиональной деятельности выпускника

2.4. Задачи профессиональной деятельности выпускника

3. Компетенции выпускника ООП магистратуры, формируемые в результате освоения магистерской программы

4. Документы, регламентирующие содержание и организацию образовательного процесса при реализации магистерской программы

4.1. Календарный учебный график

4.2. Учебный план подготовки магистра

4.3. Рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей)

4.3. Программы практик и организация научно-исследовательской работы обучающихся

5. Фактическое ресурсное обеспечение магистерской программы

6. Характеристики среды вуза, обеспечивающие развитие общекультурных (социально-личностных) компетенций выпускников

7. Нормативно-методическое обеспечение системы оценки качества освоения обучающимися магистерской программы

7.1. Фонды оценочных средств для проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации

7.2. Итоговая государственная аттестация выпускников магистерской программы

8. Другие нормативно-методические документы и материалы, обеспечивающие качество подготовки обучающихся

Приложения

1. Общие положения


    1. Основная образовательная программа магистратуры (далее – магистерская программа) __Геоэкологические основы устойчивого развития___
      (наименование магистерской программы)
      ,

реализуемая ФГБОУ ВПО «Бурятский государственный университет»

(наименование вуза)

по направлению подготовки 022000 Экология и природопользование представляет собой систему документов, разработанную и утвержденную высшим учебным заведением самостоятельно с учетом требований рынка труда на основе федерального государственного образовательного стандарта по соответствующему направлению подготовки высшего профессионального образования (ФГОС ВПО), а также с учетом рекомендованной примерной основной образовательной программы.

Магистерская программа регламентирует цели, ожидаемые результаты, содержание, условия и технологии реализации образовательного процесса, оценку качества подготовки выпускника по данному направлению подготовки и включает в себя: учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие качество подготовки обучающихся, а также программы практик, календарный учебный график и методические материалы, обеспечивающие реализацию соответствующей образовательной технологии.


1.2. Нормативные документы для разработки магистерской программы Геоэкологические основы устойчивого развития направления 022000 Экология и природопользование.

Нормативную правовую базу разработки данной магистерской программы составляют:

  • Федеральные законы Российской Федерации: «Об образовании» (от 10 июля 1992 г. №3266-1) и «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (от 22 августа 1996 г. №125-ФЗ);

  • Типовое положение об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении), утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2008 г. №71;

  • Федеральный государственный образовательный стандарт по направлению подготовки 022000 Экология и природопользование высшего профессионального образования (магистратура), утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «29» марта 2010 г. № 243.

  • Нормативно-методические документы Минобрнауки России;

  • Примерная основная образовательная программа (ПрООП ВПО) подготовки магистров по направлению подготовки, утвержденная Учебно-методическим советом по устойчивому развитию УМО классических университетов России;

  • Устав вуза ФГБОУ ВПО «Бурятский государственный университет».
1.3. Общая характеристика магистерской программы Геоэкологические основы устойчивого развития вуза ФГБОУ ВПО «Бурятский государственный университет».
1.3.1. Цель магистерской программы Геоэкологические основы устойчивого развития

  • ООП магистратуры имеет своей целью развитие у студентов личностных качеств и формирование общекультурных (общенаучных, социально-личностных, инструментальных) и профессиональных компетенций в соответствии с ФГОС ВПО и ПрООП ВПО по данному направлению подготовки.

  • Цели ООП как в области воспитания, так и в области обучения формируются в соответствии с особенностями данной магистерской программы, с учетом характеристики групп обучающихся, а также особенностей научной школы вуза и потребностей рынка труда.
1.3.2. Срок освоения магистерской программы Геоэкологические основы устойчивого развития 2 года.
1.3.3. Трудоемкость магистерской программы 120 ЗЕ

1.4. Требования к уровню подготовки, необходимому для освоения магистерской программы Геоэкологические основы устойчивого развития направления 022000 Экология и природопользование

Лица, имеющие диплом магистра и желающие освоить данную магистерскую программу, зачисляются в магистратуру по результатам вступительных испытаний, программы которых разрабатываются вузом с целью установления у поступающего наличия следующих компетенций: владением основными подходами и методами географического районирования; владением теоретическими и научно-практическими знаниями основ природопользования; умением применять методы географических исследований для обработки, анализа и синтеза географической информации: картографические, аэрокосмические, комплексные географические, методы географического районирования и прогнозирования; знать и уметь решать глобальные и региональные геоэкологические проблемы; владеть методами ландшафтно-геоэкологического проектирования, мониторинга и экспертизы; знать теоретические основы геохимии и геофизики окружающей среды, владеть методами геохимических и геофизических исследований; владеть методами общего и геоэкологического картографирования; владеть методами обработки, анализа и синтеза полевой и лабораторной геоэкологической информации и использовать теоретические знания в практике.


2. Характеристика профессиональной деятельности выпускника магистерской программы Геоэкологические основы устойчивого развития направления 022000 Экология и природопользование.
2.1. Область профессиональной деятельности выпускника

Область профессиональной деятельности магистров по направлению подготовки 022000 Экология и природопользование включает научно-исследовательскую, проектную, производственную, контрольно-экспертную, административную и педагогическую работу, связанную с экологией и использованием природных ресурсов.

  1. Магистр по направлению подготовки 022000 Экология и природопользование должен быть подготовлен к решению профессиональных задач в соответствии с профильной направленностью ООП магистратуры и видами профессиональной деятельности: научно-исследовательская деятельность:

определение проблем, задач и методов научного исследования;

получение новой информации на основе наблюдений, опытов, научного анализа эмпирических данных;

реферирование научных трудов, составление аналитических обзоров накопленных сведений в мировой науке и производственной деятельности;

обобщение полученных результатов в контексте ранее накопленных в науке знаний; формулирование выводов и практических рекомендаций на основе репрезентативных и оригинальных результатов исследований;

проведение комплексных исследований отраслевых, региональных, национальных и глобальных экологических проблем, разработка рекомендаций по их разрешению; оценка состояния, устойчивости и прогноз развития природных комплексов; оценка состояния здоровья населения и основных демографических тенденций региона по имеющимся статистическим отчетным данным; проектно-производственная деятельность: проектирование типовых природоохранных мероприятий;

проведение оценки воздействий планируемых сооружений или иных форм хозяйственной деятельности на окружающую среду;

выполнение экологического мониторинга;

анализ частных и общих проблем использования природных условий и ресурсов, управление природопользованием;

выявление и диагностика проблем охраны природы, разработка практических рекомендаций по сохранению природной среды;

управление отходами производства и потребления; экспертно-аналитическая и контрольно-ревизионная деятельность: проведение экологической экспертизы различных видов проектного задания; разработка практических рекомендаций по сохранению природной среды; контрольно-ревизионная деятельность, экологический аудит; административная деятельность:

руководство деятельностью отдела, сектора, рабочей группы; определение порядка достижения поставленных целей и детализация задач; распределение заданий и контроль за их своевременным и качественным исполнением; определение недостатков в процессе выполнения работы и принятие своевременных мер к их устранению;

поддержание рабочей дисциплины и подбор кадров в пределах определенной компетенции; составление итоговых документов по результатам выполнения производственного или научного задания;

разработка систем управления охраной окружающей среды предприятий и производств; педагогическая деятельность: педагогическая работа в вузах;

учебно-методическая деятельность по планированию экологического образования и образования для устойчивого развития;

консультации преподавателей по содержанию экологического образования.

2.2. Объекты профессиональной деятельности выпускника

Объектами профессиональной деятельности магистров по направлению подготовки 022000 Экология и природопользование являются: природные, антропогенные, природно­хозяйственные, эколого-экономические, производственные, социальные, общественные территориальные системы и структуры на глобальном, национальном, региональном и локальном уровнях, а также государственное планирование, контроль, мониторинг, экспертиза экологических составляющих всех форм хозяйственной деятельности; образование, просвещение и здоровье населения, демографические процессы, программы устойчивого развития на всех уровнях
2.3. Виды профессиональной деятельности выпускника: научно-исследовательская, проектная и производственная, контрольно-экспертная, административная, педагогическая.

Выпускники по направлению 022000 Экология и природопользование подготовлены к участию в работе в комплексных экспедиционных и камеральных исследованиях по проблемам развития городов и территорий различного уровня, к проведению географических и экологических экспертиз проектов различного типа, комплексной региональной диагностики, территориального и ландшафтного планирования и проектирования и прогнозирования, социальной стандартизации.

Конкретные виды профессиональной деятельности, к которым готовится магистр, определяются высшим учебным заведением совместно с обучающимися, научно-педагогическими работниками высшего учебного заведения и объединениями работодателей.



2.4. Задачи профессиональной деятельности выпускника

Магистр по направлению подготовки 022000 Экология и природопользование должен быть подготовлен к решению следующих профессиональных задач в соответствии с профильной направленностью ООП магистратуры и видами профессиональной деятельности:



научно-исследовательская деятельность:

  • определение проблем, задач и методов научного исследования;

  • получение новой информации на основе наблюдений, опытов, научного анализа эмпирических данных;

  • реферирование научных трудов, составление аналитических обзоров накопленных сведений в мировой науке и производственной деятельности;

  • обобщение полученных результатов в контексте ранее накопленных в науке знаний; формулирование выводов и практических рекомендаций на основе репрезентативных и оригинальных результатов исследований;

проектная и производственная деятельность:

  • проведение комплексных исследований отраслевых, региональных, национальных и глобальных экологических проблем, разработка рекомендаций по их разрешению; оценка состояния, устойчивости и прогноз развития природных комплексов; оценка состояния здоровья населения и основных демографических тенденций региона по имеющимся статистическим отчетным данным; проектно-производственная деятельность: проектирование типовых природоохранных мероприятий;

  • проведение оценки воздействий планируемых сооружений или иных форм хозяйственной деятельности на окружающую среду;

  • выполнение экологического мониторинга;

  • анализ частных и общих проблем использования природных условий и ресурсов, управление природопользованием;

  • выявление и диагностика проблем охраны природы, разработка практических рекомендаций по сохранению природной среды;

  • управление отходами производства и потребления; экспертно-аналитическая и контрольно-ревизионная деятельность: проведение экологической экспертизы различных видов проектного задания; разработка практических рекомендаций по сохранению природной среды; контрольно-ревизионная деятельность, экологический аудит;

  • разработка практических рекомендаций по сохранению природной среды, административная деятельность:

  • руководство деятельностью отдела, сектора, рабочей группы; определение порядка достижения поставленных целей и детализация задач; распределение заданий и контроль за их своевременным и качественным исполнением; определение недостатков в процессе выполнения работы и принятие своевременных мер к их устранению;

  • поддержание рабочей дисциплины и подбор кадров в пределах определенной компетенции; составление итоговых документов по результатам выполнения производственного или научного задания;

  • разработка систем управления охраной окружающей среды предприятий и производств; педагогическая деятельность: педагогическая работа в вузах;

  • учебно-методическая деятельность по планированию экологического образования и образования для устойчивого развития;

  • консультации преподавателей по содержанию экологического образования.
3. Компетенции выпускника ООП магистратуры, формируемые в результате освоения магистерской программы Геоэкологические основы устойчивого развития направления 022000 Экология и природопользование.

Результаты освоения ООП магистратуры определяются приобретаемыми выпускником компетенциями, т.е. его способностью применять знания, умения и личностные качества в соответствии с задачами профессиональной деятельности.

В результате освоения указанной магистерской программы выпускник должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК):

  • глубоким пониманием философских концепций естествознания и владением основами методологии научного познания при изучении различных уровней организации материи, пространства и времени (ОК-1);

  • знанием современных компьютерных технологий, применяемых при сборе, хранении, обработке, анализе и передаче географической информации; способностью самостоятельно использовать современные компьютерные технологии для решения научно-исследовательских и производственно-технологических задач профессиональной деятельности (ОК-2);

  • способностью и готовностью к активному общению в научной, производственной и социально-общественной сферах деятельности; способностью свободно пользоваться русским и иностранным языками как средством делового общения; способностью к активной социальной мобильности (ОК-3);

  • владением методами оценки репрезентативности материала, объема выборок при проведении количественных исследований, статистическими методами сравнения полученных данных и определения закономерностей (ОК-4);

  • способностью использовать углубленные знания правовых и этических норм при оценке последствий своей профессиональной деятельности, при разработке и осуществлении социально значимых проектов; использованием на практике навыков и умений в организации научно- исследовательских и научно-производственных работ, в управлении научным коллективом (ОК-5);

  • навыками самостоятельной научно-исследовательской работы и работы в научном коллективе, способностью порождать новые идеи (ОК-6).

Выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК):

в научно-исследовательской деятельности:

  • способностью формулировать проблемы, задачи и методы научного исследования; получать новые достоверные факты на основе наблюдений, опытов, научного анализа эмпирических данных; реферировать научные труды, составлять аналитические обзоры накопленных сведений в мировой науке и производственной деятельности; обобщать полученные результаты в контексте ранее накопленных в науке знаний; формулировать выводы и практические рекомендации на основе репрезентативных и оригинальных результатов исследований (ПК-1);

  • глубоким пониманием и творческим использованием в научной и производственно­технологической деятельности знания фундаментальных и прикладных разделов специальных дисциплин ООП магистратуры (ПК-2);

  • владением основами проектирования, экспертно-аналитической деятельности и выполнения исследований с использованием современных подходов и методов, аппаратуры и вычислительных комплексов в соответствии с профильной направленностью ООП магистратуры (ПК-3);

  • использованием современных методов обработки и интерпретации экологической информации при проведении научных и производственных исследований (ПК-4);

в проектно-производственной деятельности:

  • умением разработать типовые природоохранные мероприятия (ПК-5);

  • способностью проводить оценку воздействия планируемых сооружений или иных форм хозяйственной деятельности на окружающую среду (ПК-6);

  • умением диагностировать проблемы охраны природы, разрабатывать практические рекомендации по охране природы и обеспечению устойчивого развития (ПК-7);

  • знанием нормативных документов, регламентирующих организацию производственно­технологических экологических работ (в соответствии с профильной направленностью ООП магистратуры) (ПК-8);

  • способностью методически грамотно разрабатывать план мероприятий по экологическому аудиту, контролю за соблюдением экологических требований, экологическому управлению производственными процессами (ПК-9);

в экспертно-аналитической и контрольно-ревизионной деятельности:

  • умением провести экологическую экспертизу различных видов проектного задания, осуществить экологический аудит любого объекта и разрабатывать рекомендации по сохранению природной среды (ПК-10);

в административной деятельности:

  • готовностью осуществлять организацию и управление научно-исследовательскими и научно- производственными и экспертно-аналитическими работами с использованием углубленных знаний в области управления природопользованием (в соответствии с профильной направленностью ООП магистратуры) (ПК-11);

в педагогической деятельности:

  • обладанием теоретическими знаниями и практическими навыками для педагогической работы в вузах, умением грамотно осуществлять учебно-методическую деятельность по планированию экологического образования и образования для устойчивого развития (ПК-12).

В рамках ООП магистратуры магистр должен:

  • владеть основными подходами и методами географического прогнозирования (ПК-21);

  • иметь базовые знания теоретических и прикладных основ территориального планирования и управления и уметь их использовать на практике (ПК-22);

  • знать теоретические основы, владеть практическими навыками экологического проектирования и экспертизы и уметь их использовать на практике (ПК-23).

  • иметь базовые знания и уметь проводить геоэкологический мониторинг и аудит (ПК-24);

  • знать теоретические основы и владеть практическими навыками ландшафтного планирования (ПК-25);

  • знать теоретические основы антропогенного ландшафтоведения (ПК-26).

  • знать основные факторы, формы и принципы территориальной организации рекреации и туризма (ПК-30);

  • иметь профессиональные знания по современной географии мирового туристского рынка (ПК-31);

  • владеть навыками разработки стратегий, концепций и программ развития рекреации и туризма на уровне регионов и муниципальных образований, практическими навыками туристко-рекреационного менеджмента (ПК-32).

4. Документы, регламентирующие содержание и организацию образовательного процесса при реализации магистерской программы Геоэкологические основы устойчивого развития направления 022000 Экология и природопользование.

В соответствии с п.39 Типового положения о вузе и ФГБОС ВПО магистратуры по направлению подготовки 022000 Экология и природопользование содержание и организация образовательного процесса при реализации данной ООП магистратуры регламентируется учебным планом; рабочими программами учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей); материалами, обеспечивающими качество подготовки и воспитания обучающихся; программами учебных и производственных практик; годовым календарным учебным графиком, а также методическими материалами, обеспечивающими реализацию соответствующих образовательных технологий.

4.1. Календарный учебный график. Приложение 1

__________________________________________________________
4.2. Учебный план подготовки магистра.

Наряду с Учебным планом подготовки в магистратуре вузу рекомендуется составлять индивидуальные планы подготовки магистра для каждого обучающегося. (Форму индивидуального плана магистра необходимо утвердить локальным актом вуза).
4.3. Рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей)

Общенаучный цикл.

Базовая часть

  1. Компьютерные технологии и статистические методы в экологии и природопользовании

Компетенции: владеть базовыми компьютерными технологиями и программными средствами, применять технологии обработки и отображения географической информации, способы расчета показателей на основе методов статистики и классификации, ГИС-технологии анализа, моделирования и создания тематических ГИС использовать компьютерные сети и ресурсы Интернет для решения задач экологии и рационального природопользования,

Аннотация. Современные проблемы экологии и природопользования и задачи применения компьютерных технологий. Стандартные компьютерные технологии анализа и обработки информации. Базовые компьютерные технологии работы с пространственно-определенной информацией (ввод и отображение). Понятие компьютерной графики. Растровое и векторное представление графических изображений, возможности мультимедиа Программные и аппаратные средства. Обработка графических изображений в программном пакете Adobe Photoshop.Создание и редактирование графических изображений в программных пакетах Adobe Illustrator и CorelDRAW. Современное состояние и возможности программных средств выполнения анализа и моделирования в экологии и природопользовании. Программные средства ГИС (на примере GIS ArcView 3.* и Mapinfo Professional). Методы и технологии сбора, систематизации и целенаправленной обработки пространственной информации. Правила работы с ГИС-пакетами и основными алгоритмами выполнения стандартных процедур, возможностей

    Профессиональный цикл.

Базовая часть

    1. Современные проблемы в экологии и природопользовании

Компетенции: знание основных законов экологии, системного характера кризисных экологических ситуаций, умение критически анализировать возникающие экологически обусловленные процессы и явления; оценивать последствия воздействий природных и антропогенных факторов.

Аннотация: Основные законы экологии. Геосфера как единая многокомпонентная система, ее структурные элементы, характер взаимодействия и основные закономерности функционирования. Пределы устойчивости природных геосистем и механизмы адаптации к стрессовым воздействиям. Моделирование природных процессов. Принцип Ле-Шателье- Брауна для саморегулирующихся систем и защитная реакция геосферы. Антропогенные воздействия на природу и причинно-следственные связи процессов, происходящих в природе при хозяйственном освоении.

Значение биоразнообразия для устойчивости биоты и геосферы. Нарушенность природных экосистем в мире. Принципы и подходы к сохранению биоразнообразия. Формирование сети охраняемых территорий территорий на международном и национальном уровне.

Природно-ресурсный потенциал Земли и России и проблемы его освоения и истощения. Природная, экономическая и технологическая лимитированность освоения ПРП. Проблемы истощения ПРП в территориальном и историческом аспектах и их связь с возникновением кризисных ситуаций и экологических кризисов.

Глобальные геоэкологические проблемы. Современный этап разрушения устойчивости геосферы. Нарушение структурной организации и устойчивости функционирования природных геосистем: изменение газового и теплового баланса Земли, воднобалансовых элементов стока, деградация продуктивных земель, утрата биоразнообразия живого вещества планеты и др. Международное сотрудничество в области охраны природы.



    4.4. Программы практик и организация научно-исследовательской работы обучающихся.

    4.4.1. Программы практик

    В соответствии с ФГОС ВПО магистратуры по направлению подготовки 022000 Экология и природопользование практика является обязательным разделом основной образовательной программы магистратуры. Она представляет собой вид учебных занятий, непосредственно ориентированных на профессионально-практическую подготовку обучающихся.



При реализации данной магистерской программы предусматриваются следующие виды практик: научно-исследовательская и научно-производственная.

Практики проводятся на выпускающей кафедре и в сторонних организациях (академические институты Бурятского научного центра СО РАН, отделы Министерства природных ресурсов РБ и его отдельных организаций, в дирекциях заповедников, парков, заказников и т.п.) или на кафедрах и в лабораториях вуза (учебная практика), обладающих необходимым кадровым и научно-техническим потенциалом.

Аттестация по итогам учебной практики осуществляется руководителями практики от вуза. Аттестация по итогам производственной практики происходит на заседании кафедры и состоит из отчета, к которому прикладывается оценочное заключение той организации, где обучающийся проходил практику. Разделом учебной практики может являться научно-исследовательская работа обучающегося.


    4.4.2. Организация научно-исследовательской работы обучающихся.

В соответствии с ФГОС ВПО магистратуры по направлению подготовки 022000 Экология и природопользование научно-исследовательская работа обучающихся является обязательным разделом основной образовательной программы магистратуры и направлена на формирование общекультурных (универсальных) и профессиональных компетенций в соответствии с требованиями ФГОС ВПО и целями данной магистерской программы.

Цели научно-исследовательской работы:

  • формирование профессиональных компетенций в области научно-исследовательской деятельности:

  • способности к самостоятельному пополнению, критическому анализу и применению теоретических и практических знаний в сфере гуманитарных наук для собственных научных исследований;

  • владение навыками самостоятельного исследования геоэкологических систем;

– владение навыками квалифицированного анализа, комментирования, реферирования и обобщения результатов научных исследований, проведенных иными специалистами, с использованием современных методик и методологий, передового отечественного и зарубежного опыта;

  • владение навыками участия в работе научных коллективов, проводящих исследования по широкой геоэкологической проблематике, подготовки и редактирования научных публикаций.

Место научно-исследовательской работы в структуре ООП магистратуры

М.3. Практика и научно-исследовательская работа

Для осуществления научно-исследовательской работы необходимы знания, умения и навыки, полученные обучающимися при изучении дисциплин общенаучного и профессионального циклов.

Краткое содержание.

В ходе самостоятельной научно-исследовательской работы под руководством научного руководителя магистрант занимается сбором, анализом и обработкой научного, литературного и иного материала, библиографическими разысканиями, участвует в научной работы кафедры и факультета, публикует результаты своих исследований, выступает с научными докладами и сообщениями.



    Организация научно-исследовательской работы обучающихся.

Руководство общей программой НИР осуществляется руководителем магистерской программы и заведующим кафедрой, руководство индивидуальной частью программы осуществляет научный руководитель выпускной квалификационной работы.

Виды научно-исследовательской работы магистранта, этапы и формы контроля ее выполнения

НИР магистранта предполагает осуществление следующих видов работ:

- изучение специальной литературы и другой научно-технической информации о достижениях отечественной и зарубежной науки и техники в соответствующей области знаний;

- участие в проведении научных исследований или выполнении технических разработок;

- осуществление сбора, обработки, анализа и систематизации научно-технической информации по теме (заданию);

- составление отчетов (разделы отчета) по теме или ее разделу (этапу, заданию);

- выступление с докладом на конференции;

- подготовка статей и тезисов для научных сборников;

Сроки и продолжительность проведения НИР устанавливаются в соответствии с учебными планами и календарным графиком учебного процесса. Планирование НИР студентов отражается в индивидуальном плане студента. Результаты НИР также отражаются в индивидуальном плане и в отчете о научно-исследовательской работе за каждый семестр.

Основной формой планирования и корректировки индивидуальных планов научно-исследовательской работы обучаемых является обоснование темы, обсуждение плана и промежуточных результатов исследования в рамках научно-исследовательского семинара. В процессе выполнения научно-исследовательской работы и в ходе защиты ее результатов должно проводиться широкое обсуждение в учебных структурах вуза с привлечением работодателей и ведущих исследователей, позволяющее оценить уровень приобретенных знаний, умений и сформированных компетенций обучающихся. При контроле дается оценка компетенций, связанных с формированием профессионального мировоззрения и определенного уровня культуры.


5. Фактическое ресурсное обеспечение ООП магистратуры по направлению подготовки 022000 Экология и природопользование в ФГБОУ «Бурятский государственный университет


Ресурсное обеспечение ООП вуза формируется на основе требований к условиям реализации основных образовательных программ магистратуры, определяемых ФГОС ВПО по данному направлению подготовки.

Реализация ООП магистратуры обеспечивается научно-педагогическими кадрами, имеющими базовое образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины, и ученую степень или опыт деятельности в соответствующей профессиональной сфере и систематически занимающимися научно-методической деятельностью. Более 95 процентов преподавателей, обеспечивающих учебный процесс по профессиональному циклу, имеют ученые степени и ученые звания, при этом ученые степени доктора наук или ученое звание профессора имеют не менее 60 процентов преподавателей.

К образовательному процессу по дисциплинам профессионального цикла привлечены не менее 5 процентов преподавателей из числа действующих руководителей профильных организаций (Федеральное управление водные ресурсами озера Байкал МПР РФ, Министерство природными ресурсами РБ) и ведущих научные работников БНЦ Сибирского отделения Российской Академии Наук.


    Кафедра физической географии образовалась 30 апреля 1997 г. в результате разделения кафедры географии на две самостоятельные физической и экономической географии.

На кафедре в настоящее время работают 14 человек, в том числе докторов наук 4, кандидатов наук 7. Кафедра готовит специалистов, бакалавров, магистров по направлениям физической географии, экологии и природопользованию, геоэкологии. Предполагается, что этим самым будет выполняться потребность различных министерств и ведомств, комитетов и институтов управления Республики Бурятия в специалистах в области охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов. Также наши выпускники смогут работать преподавателями географии и экологии в средних школах и средних специальных учебных заведений.

Первым заведующим кафедрой физической географии был назначен доктор географических наук, профессор, действительный член Академии горных наук, Академик Международной академии наук, экологии и безопасности жизни, заслуженный деятель науки Республики Бурятия Шагжиев Карл Шагжиевич. В 1998 г. кафедру возглавил кандидат географических наук (ныне д.г.н., профессор), Гармаев Ендон Жамьянович, с мая 2002 г. по 2005 г. - доктор географических наук, профессор Иметхенов Анатолий Борисович. С 2005 г. заведующим кафедрой избран к.г.н., доцент Турунхаев Александр Владимирович

С момента образования на кафедре работают руководитель магистерской программы «Геоэкологические основы устойчивого развитие», почетный работник высшего профессионального образования Российской Федерации, заслуженный деятель науки Республики Бурятия Тайсаев Трофим Табанович д.г.н., профессор и Заслуженный эколог Российской Федерации, действительный член Петровской Академии наук и искусств, академик Экологической академии наук России, заслуженный деятель науки Республики Бурятия Викулов Валериан Евгеньевич; д.г.н., профессор. Член-корреспондент РАЕН, профессора Викулов Валериан Евгеньевич и Тайсаев Трофим Табанович являлись членами диссертационного совета ИГ СО РАН по защите кандидатских и докторских диссертаций по специальностям 25.00.36 – Геоэкологии, 25.00.23 - Физическая география (г. Иркутск).

Состав кафедры:

Заведующий - Турунхаев Александр Владимирович, кандидат географических наук, доцент;

Шагжиев Карл Шагжиевич - доктор географических наук, профессор;

Викулов Валериан Евгеньевич - доктор географических наук, профессор;

Тайсаев Трофим Табанович - доктор географических наук, профессор;

Гармаев Ендон Жамьянович - доктор географических наук, профессор, заведующий лабораторией геоэкологии Байкальского института природопользования Сибирского отделения Российской Академии Наук;

Григорьева Марина Александровна - кандидат географических наук, доцент;

Ширапова Сындыма Доржиевна - кандидат географических наук, доцент, член учебно-методической комиссии БГФ;

Цырендоржиева Татьяна Баировна - кандидат географических наук, доцент, член учебно-методической комиссии БГУ;

Мантатова Арюна Валерьяновна - кандидат географических наук, старший преподаватель, заместитель декана по учебной работе ФЭУ;

Мотошкина Марина Александровна – кандидат географический наук, старший преподаватель, заместитель декана по учебной работе ХФ;

Молотов Валерий Сергеевич - кандидат технических наук, доцент, руководитель Федерального Управления водными ресурсами озера Байкал Министерства природных ресурсов Российской Федерации;

Трофимова Светлана Михайловна - кандидат географических наук, старший преподаватель, начальник отдела охраны окружающей среды Министерства природных ресурсов Республики Бурятия;

Кафедра физической географии готовит специалистов, бакалавров, магистров и аспирантов по направлениям «география» и «экология и природопользование» и осуществляет специализацию и профилизацию по «геоэкология и природопользование» «общая география», «рекреационная география и туризм» и «геоэкологические основы устойчивого развития».

Сотрудниками кафедры опубликовано свыше 600 работ, в том числе более 45 индивидуальных и коллективных монографий. Изданы за рубежом 12 работ на английском и др. языках. В аспирантуре обучаются 19 аспирантов.

Студенты, обучающиеся в рамках ООП, имеют возможность пользоваться локальной электронной библиотекой и медиатекой БГУ. В целях оптимизации процесса составления библиографии для написания научных работ в университете функционирует сетевая электронная картотека книгообеспеченности. При реализации процесса обучения в рамках ООП студенты получают удаленный доступ к информационному ресурсу Ирбис, включающему в себя электронные версии ведущих научных и учебно-методических журналов, межвузовской коллекции учебно-методических работ преподавателей, представленной на электронной библиотечной системе «Университетская библиотека on-line».

Структура библиотеки включает в себя 10 читальных залов, абонемент научной литературы, абонемент учебной литературы, абонемент художественной литературы, фонд редких книг, отдел комплектования и научной обработки литературы, электронный читальный зал, фонд выпускных квалификационных работ.


6. Характеристики среды вуза, обеспечивающие развитие общекультурных (социально-личностных) компетенций выпускников.


В ФГБОУ ВПО «Бурятский государственный университет» созданы оптимальные условия для реализации воспитательных задач образовательного процесса. Целями внеучебной воспитательной работы является формирование целостной, гармонично развитой личности специалиста, воспитание патриотизма, нравственности, физической культуры, формирование культурных норм и установок у студентов, создание условий для реализации творческих способностей студентов, организация досуга студентов.

В университете реализуются программы воспитательной деятельности: по профилактике правонарушений, по профилактике наркотической, алкогольной зависимостей и табакокурения, по профилактике ВИЧ-инфекций, воспитательной деятельности на цикл обучения, адаптации первокурсников, психологической адаптации студентов младших курсов, по оздоровлению и формированию мотивации здорового образа жизни. Большое внимание в воспитательной работе уделяется организации досуга и отдыха студентов.

С целью привлечения к научно-исследовательской деятельности работают студенческие научные кружки. Научной работой занимаются 30 % студентов (от общего количества студентов очной формы обучения, включая филиалы).

Стратегические документы, определяющие концепцию формирования среды вуза, обеспечивающей развитие социально-личностных компетенций обучающихся:

Рекомендации по организации внеучебной работы со студентами в образовательном учреждении высшего профессионального образования. Письмо министерства образования РФ. (2002 г.);

• Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2006-2020 гг.» (2005 г.);

• Устав ФГБОУ ВПО «Бурятский государственный университет»;

Документы, подтверждающие реализацию вузом выбранной стратегии:

• Положение о студенческом общежитии; Положение о порядке заселения в студенческие общежития;

• Правила внутреннего распорядка для проживающих в общежитиях;

• Положение о рейтинговой аттестации жильцов, проживающих в общежитиях;

• Положение о дисциплинарных взысканиях, применяемых к студентам;

• Положение о III трудовом семестре и привлечении студентов к общественно-полезному труду;

• Положение о студенческом самоуправлении.

Воспитательная деятельность на химическом факультете БГУ является основой морально-психологической подготовки студентов к профессиональной деятельности и активному социальному взаимодействию. В ее задачи входит обеспечение ценностного, духовно-нравственного становления будущих специалистов - граждан с активной жизненной позицией. Решение задач достигается посредством организации контекстного ценностно-ориентированного просвещения учащихся, развития у них гуманистических культурных потребностей и мотивов, обеспечение стремления в достижении социальной зрелости и создание возможностей для этого.

Воспитывающее влияние на студентов оказывается и в рамках учебного процесса посредством содержания обучения, содержания учебной и учебно-практической деятельности, в которой участвуют студенты, использования такого воспитывающего фактора, как личность преподавателя.

Дополнительная, целенаправленная работа вне учебного процесса, в рамках которой база воспитания, (основы которой закладываются в процессе теоретической и, отчасти, практической подготовки), систематизируется бы, дополнялась и становилась достоянием аксиологического, духовно-нравственного опыта.

Формирование социальной компетентности - Освоение нормативных правовых способов защиты собственных интересов посредством реализации академических прав и свобод, освоение гражданской ответственности через выполнение академических обязанностей - в рамках студенческого самоуправления. Формирование гражданской активности путем сотрудничества с молодежными (в т.ч., студенческими) общественными и общественно-политическими организациями (объединениями) и личного участия в избирательных кампаниях, гражданских акциях.

Формирование социально-коммуникативной компетентности - Освоение эффективных способов коллективной деятельности, разрешения конфликтов, навыков конструктивного социального поведения при участии в разных видах волонтерской деятельности. Практическое освоение способов взаимодействия с людьми, принадлежащими к разным демографическим, социальным, профессиональным группам (педагогическая и производственная практики).

Формирование поликультурной компетентности - Расширение поликультурных знаний, коррекция культурных установок при участии в работе культурных коллективов, подготовки и участия в творческих мероприятиях разного уровня.

Формирование профессиональной компетентности - Осознание социального заказа к научно-исследовательской деятельности, а также общественных моральных норм и ценностей как критериев оценки ее результатов и выбора предмета исследований (волонтерская, гражданско-политическая деятельность). Углубление профессиональных знаний и совершенствование профессиональных умений в процессе профессионально-ориентированной педагогической деятельности.

Формирование рекреационной компетентности - становление навыков организации и осуществления рекреационной деятельности при проведении внеклассных мероприятий (внеклассной работы, воспитательной работы), организации досуга учащихся / воспитанников (в том числе, с привлечением родителей) в период педагогической и производственной практик.

Формирование рекреационной компетентности - знакомство с практикой управления образовательными учреждениями, совершенствование управленческих умений и навыков в процессе организации учебной и внеучебной деятельности

Характеристика условий, созданных для развития личности и регулирования социально-культурных процессов, способствующих укреплению нравственных, гражданственных, общекультурных качеств обучающихся.

Характеристика условий, созданных для развития личности и регулирования социально-культурных процессов, способствующих укреплению нравственных, гражданственных, общекультурных качеств обучающихся.

В формировании социокультурной среды и в воспитательной деятельности участвуют такие подразделения университета, как Отдел воспитательной и социальной работы, Федерация студенческого самоуправления университета, спортивные объекты университета, которые активно взаимодействуют с учебно-методическим управлением, научной библиотекой, студенческими отрядами, дирекцией студенческого общежития и другими подразделениями университета.

Ежегодно в БГУ проводится более 70 культурно-массовых и около 80 спортивно-массовых студенческих событий, в том числе крупные межвузовские мероприятия. Активно развиваются органы студенческого самоуправления, первичная профсоюзная организация студентов, Штаб студенческих отрядов, Федерация студенческого самоуправления, которая координирует работу органов студенческого самоуправления университета и объединяет более 9 тысяч студентов.

На химическом факультете Бурятского государственного университета создана социокультурная среда, необходимая для подготовки высококвалифицированных специалистов в различных областях производства и науки, что обеспечено разработанными и утвержденными в 2006 г. Ученым Советом Университета Концепцией и Программой воспитательной деятельности БГУ. В рамках данной Концепции:

- выработана концепция становления и развития воспитательной работы и социокультурной деятельности БГУ;

- определены цели, задачи, принципы воспитательной деятельности БГУ;

- разработаны основные направления содержания и организации воспитательной работы и социокультурной деятельности в БГУ;

- определены основные условия, механизмы реализации Концепции воспитательной деятельности, ресурсное обеспечение реализации Концепции;

- сформирована структура управления воспитательной деятельностью;

- проработаны Положения о Совете по воспитательной работе со студентами, студенческих общежитиях, о студенческом Совете общежитий, о кураторе академической группы.

Студенческое самоуправление химического факультета Бурятского государственного университета существует рамках формы Федерации студенческого самоуправления (ФССУ), которое было образовано в 2003 г. Студенты участвуют в работе студенческих творческих коллективов Бурятского государственного университета.

В БГУ отрегулированы механизмы контроля за проведением воспитательной работы и социокультурной деятельности Ученым Советом Университета, который не менее одного раза в год заслушивает на заседании отчет проректора по социальной политике и воспитательной работе. Ученый Совет химического факультета БГУ не менее одного раза в учебном году заслушивает на заседании отчет заместителя декана по воспитательной работе, а также – отчет президента студенческого самоуправления факультета о деятельности ССУ БГФ. Систематически проводятся организационно-методические семинары для заместителей деканов по воспитательной работе.

Материально-техническая база Университета состоит из 7 учебных корпусов и 1 учебно-технического центра с общей площадью более 300 тыс. м2 , в том числе учебной – около 200 тыс. м2, агробиостанции в пос. Орешково с учебными лабораториями, теплицами и лыжной базой, Дома спорта, стадиона, столовой на 350 посадочных мест, медицинского пункта, спортивно-оздоровительного лагеря на озере Щучьем на 300 мест и пансионата на озере Байкал. Университет имеет 5 студенческих благоустроенных общежитий и обеспечивает нуждающихся на 74%. Научная библиотека располагает фондом свыше 830 тыс. экземпляров. Парк IBM включает 207 IBM-совместных персональных компьютеров

7. Нормативно-методическое обеспечение системы оценки качества освоения обучающимися ООП магистратуры по направлению подготовки 022000 Экология и природопользование.

Высшее учебное заведение обязано обеспечивать гарантию качества подготовки, в том числе путем:

разработки стратегии по обеспечению качества подготовки выпускников с привлечением представителей работодателей;

мониторинга, периодического рецензирования образовательных программ;

разработки объективных процедур оценки уровня знаний и умений обучающихся, компетенций выпускников;

обеспечения компетентности преподавательского состава;

регулярного проведения самообследования по согласованным критериям для оценки деятельности (стратегии) и сопоставления с другими образовательными учреждениями с привлечением представителей работодателей;

информирования общественности о результатах своей деятельности, планах, инновациях.



8. Другие нормативно-методические документы и материалы, обеспечивающие качество подготовки обучающихся

8.1. Материалы и результаты внешней оценки качества реализации ООП


Внешняя оценка качества реализации ООП предназначена для установления степени удовлетворенности работодателей профессиональными и личными качествами выпускников, сформированных в результате освоения ООП, а также мнений выпускников по поводу полученных ими знаний, умений и навыков и возможностью их применения в выбранной ими профессиональной сфере деятельности.

Внешняя оценка качества реализации ООП по направлению подготовки 022000 и магистерской программы «Геоэкологические основы устойчивого развития» выявляется в ходе следующих мероприятий:

- получение отзывов работодателей о подготовке магистров географии;

- проведение ежегодного конкурса студенческих проектов, в состав жюри, которого приглашаются работодатели;

- проведение опроса работодателей с целью анализа удовлетворенности качеством подготовки студентов, проходящих производственную и преддипломную практики.

Материалы и инструментарий исследований удовлетворенности выпускников и работодателей и проведенных мероприятий хранятся в делопроизводстве выпускающей кафедры физическая география.



8.2. Балльно-рейтинговая система

Основной целью балльно-рейтинговой системы является определение уровня качества и успешности освоения магистром учебных дисциплин через балльные оценки и рейтинги с измеряемой в зачетных единицах трудоемкостью каждой дисциплины и образовательной программы в целом.

Рейтинговая система основана на подсчете баллов, «заработанных» студентом, за все виды учебной работы (посещение лекций, работа на практических, семинарских занятиях, выполнение лабораторных, контрольных работ, расчетно-графических, курсовых работ / проектов и т.д.).

Максимальная сумма (100 баллов), набираемая магитрантом по дисциплине, включает две составляющие. Первая составляющая – оценка регулярности и своевременности качества выполнения студентом учебной работы по изучению дисциплины в течение семестра (сумма - не более 60 баллов). Вторая составляющая– оценка знаний студента на экзамене (не более 40-баллов).

Баллы, характеризующие успеваемость студента по дисциплине, набираются им в течение всего периода обучения за изучение отдельных тем и выполнение отдельных видов работ.

Общий балл текущей успеваемости складывается из следующих составляющих:

- посещаемость – студенту, посетившему все занятия, начисляется 15 баллов;

- выполнение заданий по дисциплине в течение семестра в соответствии с учебным планом. Студенту, выполнившему в срок и с высоким качеством все требуемые задания, начисляется 20 баллов;

- контрольные мероприятия (тестирование, коллоквиумы) первой половины семестра – максимальная оценка 15 баллов и второй половины семестра – максимальная оценка 10 баллов.

8.3. Академическая мобильность

В процессе освоения ООП магистры имеют возможность участвовать в программах долгосрочной и краткосрочной академической мобильности. Организованная академическая мобильность осуществляется в рамках заключен­ных университетом договоров с вузами-партнерами и включает следующие формы: научно-исследовательская практика, научно-производственная практика.

Университет создает условия для осуществления индивидуальной академической мобильно­сти путем распространения информации о существующих возможностях краткосрочного и долго­срочного обучения и стажировки в зарубежных вузах и содействия в организационных мероприя­тиях на этапе подготовки и оформления документации.

Профессорско-преподавательский состав, обеспечивающий чтение дисциплин ООП, участ­вует в международных программах с вузами партнерами в рамках подписан­ных договоров. Формы сотрудничества включают академическую мобильность, совместные науч­ные исследования, совместные публикации, введение международной составляющей в учебные курсы и дисциплины, совместное преподавание дисциплины с иностранными партнерами и др.

Магистранты университета имеют возможность пройти дополнительную языковую подготовку в Центре Евразийского сотрудничества БГУ. Это позволяет им иметь возможность для участия в международных проектах с зарубежными организациями и вузами, а также участвовать в конкурсах грантов на обучение за рубежом.

Документ составлен в соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению 022000 Экология и природопользование и с учетом Примерной ООП, разработанной УМС по устойчивому развитию Учебно-методического объединения классических университетов России.


Разработчики:

Декан химического факультета

ФГБОУ ВПО «Бурятский государственный

университет»

к.х.н., доцент __________________________________ Г.Н. Баторова
Заместитель декана

химического факультета

к.г.н., ст. преп. _________________________________ М.А. Мотошкина
Заместитель декана

химического факультета

по воспитательной работе

ст. преп. _____________________________ Е.Ю. Бахта


Руководитель

магистерской программы

д.г.н., профессор ___________________________________ Т.Т. Тайсаев
Заведующий кафедрой

физической географии

к.г.н., доцент ____________________________ А.В. Турунхаев

Приложение 1



Учебный план подготовки магистра

«Утверждаю»:

Министерство образования и науки Российской Федерации

Ректор ___________________

«_____»__________2012 г.



Бурятский государственный университет





Учебный план

Наименование магистерской программы



Геоэкологические основы устойчивого развития




Направление подготовки 0220000.68 Экология и природопользование




Квалификация (степень) выпускника Магистр




Нормативный срок обучения 2 года

1) Настоящий учебный план составлен в соответствии с ФГБОС ВПО и с учетом рекомендаций примерной основной образовательной программой по направлению подготовки 022000 Экология и природопользование магистерская программа Геоэкологические основы устойчивого развития .

2) Курсовые работы (проекты), текущий контроль и промежуточная аттестации (зачеты и экзамены) рассматриваются как вид учебной работы по дисциплине (модулю) и выполняются в пределах трудоемкости, отводимой на ее изучение.

3) В соответствии с Типовым положением о вузе к видам учебной работы отнесены: лекции, консультации, семинары, практические занятия, лабораторные работы, контрольные работы, коллоквиумы, самостоятельные работы, научно-исследовательская работа, практики, курсовое проектирование (курсовая работа). Высшее учебное заведение может устанавливать другие виды учебных занятий.






Смотрите также:
«Водные ресурсы, охрана и природопользование, состояние природной среды» Руководитель – Ступникова Наталья Андреевна, к б. н., заведующая кафедрой «Экология и природопользование»
62.76kb.
1 стр.
Рабочая программа дисциплины (модуля) Экология грибов и лишайников Направление подготовки 022000 Экология и природопользование
234.51kb.
1 стр.
Программа дисциплины для специальности 013100 "Экология", направления 511100 "Экология и природопользование"
82.73kb.
1 стр.
Программа дисциплины для специальностей 013100 «Экология», 320200 «Биоэкология», направления 511100 «Экология и природопользование»
76.47kb.
1 стр.
Программа дисциплины общая экология Цикл опд. Ф. Специальность: 013400 Природопользование; 013600 Геоэкология
146.74kb.
1 стр.
Направление- 022000. 62 «Экология и природопользование» Байыр-оол Шончалай Орлановна
306.12kb.
5 стр.
Рабочая программа дисциплины биоразнообразие Направление подготовки 022000 Экология и природопользование
503.91kb.
4 стр.
Учебное пособие для студентов обучающихся по специальностям: 1100201. 65 «Агрономия», 020800. 62 «Экология и природопользование»
1198.04kb.
3 стр.
Экология и природопользование
369.36kb.
1 стр.
Балашов Лев Евдокимович
282.63kb.
1 стр.
Руководство для самостоятельной работы студентов заочной формы обучения направления подготовки «экология и природопользование»
4343.5kb.
42 стр.
Программа учебной дисциплинЫ «информатика»
146.68kb.
1 стр.