Главная
страница 1страница 2 ... страница 5страница 6
Негосударственное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 253 Открытого Акционерного Общества «Российские Железные Дороги»

Утверждена Советом педагогов НДОУ «Детский сад №253 ОАО «РЖД» 25.09.2012г



Программа дополнительного образования

Социально-профессионального направления

«Железная дорога сквозь века»

Для детей старшего дошкольного возраста 5-7 лет.

Программа разработана в соответствии Федеральными Государственными Требованиями программы дошкольного образования.

Срок реализации программы дополнительного образования 2 года.

c:\users\анастасия\desktop\фото дети\фото видеоролик\эмбема детского сада.jpg

Автор:


Старший воспитатель

Анастасия Викторовна Щёлкина

ст.Литовко 2012г.

Предисловие.

Заботе о подрастающем поколении в Компании ОАО «РЖД» всегда уделялось особое и пристальное внимание.

Со дня основания, являясь железнодорожными, детские сады, школы, университеты выполняют заказ отрасли, готовя специалистов для железной дороги. Миссией наших образовательных учреждений является создать образовательные учреждения нового типа, обеспечивающие всестороннее развитие личности воспитанников, учащихся в соответствии с природным потенциалом каждого, железнодорожные образовательные учреждения готовят граждан общества, будущих специалистов для работы на железнодорожном транспорте.

Исходя из миссии дошкольного образования, эта программа актуальна, так как помогает воспитанникам определиться с выбором жизненного пути, успешно специализироваться, связав свою судьбу с железной дорогой.

Основное предназначение программы направлено на познавательное развитие детей дошкольного возраста, через ознакомление с железнодорожным транспортом, профессиями железнодорожников. Воспитанию ребёнка владеющим коммуникативно – социальными навыками, способного ставить цели и добиваться результата.

c:\users\анастасия\desktop\фото дети\фото поезд\227353[1].png

Пояснительная записка.

Детские сады ОАО «РЖД» являются первой важной ступенью подготовки будущих железнодорожников. Дошкольный возраст является наиболее благоприятным периодом для формирования любознательности. Это позволяет формировать у детей активный интерес к железнодорожным профессиям. Родители воспитанников работают на предприятиях ОАО «РЖД», а для детей этого возраста естественен интерес к работе родителей, желание стать такими, как папы и мамы. В дошкольном учреждении ОАО «РЖД» определено самое важное направление деятельности детского сада – работа по ранней профориентации на железнодорожные профессии и ознакомление с железнодорожной магистралью.

Программа дополнительного образования социально-профессионального направления «Железная дорога сквозь века» нацелена на формирование элементарных профессиональных знаний в области железнодорожного транспорта, профессий, структурных подразделений ОАО «РЖД», через активно-познавательную деятельность детей с учётом интеграции образовательных областей.

Полноценное становление хорошего специалиста преданного своему делу невозможно без приобщения его к этой деятельности с детства, разумеется, мы не можем сказать, выберет ли он этот путь, будет ли продолжать дело своих родителей. Но важно понимать, что педагоги имеют большую возможность через игровую, непосредственно образовательную деятельность познакомить детей с многообразием железнодорожных профессий.

Программа предусматривает знакомство и практическое закрепление правил технической эксплуатации, правил личной безопасности, правил поведения в обществе и в экстремальных ситуациях.
Социальная, научная и практическая значимость


  • поможет заложить основу для дальнейшей профессиональной ориентации школьников на профессии железной дороги;

  • представляет основу работы педагогов детских садов по ознакомлению дошкольников с историей железной дороги и ее профессиями, а в дальнейшем и по ранней профориентации малышей;

представляет последовательную систему для получения знаний детьми-дошкольниками.

Её название выбрано не случайно – наш детский сад посещают дети железнодорожников, которые посвятили всю жизнь не в одном поколении развитию и поддержанию Дальневосточной железной дороги.

В программе дополнительного образования «Железная дорога сквозь века» отражена её направленность она является систематизированной, строится с учётом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников. Формируя образные представления, развивается мышление, изображая, инсценируя те предметы и ситуации, явления, которые дети получили на экскурсиях в беседе, у них есть возможность поделиться своими знаниями с детьми младшего возраста, родителями, педагогами. А педагог имеет возможность пробудить и развивать созидательную активность, творческое начало.

Программа является проектным ориентиром совместной деятельности педагогов, детей и родителей, определяющей содержание профессиональной ориентации в дошкольном образовании. Её качество и востребованность зависит от профессионализма педагогов, осмысленного выбора используемого материала и компетентной реализации проекта.

Программа соответствует принципу развивающего образования, целью которого является развитие и социализация ребёнка. Сочетает принципы научной обоснованности и практической преемственности. Выступает в единстве воспитательных, развивающих и образовательных целей и задач в процессе образования детей в дошкольном учреждении.

Работа, по профессиональной ориентации по данной программе строится с учетом знаний и возможностью людей работающих на железной дороге. На их желании встречаться с детьми, делиться впечатлениями и опытом, формировать традиции сотрудничества и преемственности.

Программа «Железная дорога сквозь века» разработана для детей старшего дошкольного возраста 5-7 лет, сроком реализации на 2 года.

Основные пути реализации данной программы:


  • Формирование личности воспитанника с учетом особенностей физического, психического развития, индивидуальных возможностей;

  • Выявление интересов и наклонностей детей;

  • Знакомство с историей и развитием Дальневосточной Магистрали.

  • Знакомство с ведущими железнодорожными профессиями, посещение железнодорожных предприятий;

  • Расширение деятельности уголков железнодорожного транспорта;

  • Проведение конкурсов детского творчества на железнодорожную тематику;

  • Издательская деятельность;

  • Распространение передового опыта среди детских садов ОАО «РЖД».

При разработке содержания, форм и методов программы по ранней профориентации на железнодорожные профессии я руководствовалась дидактическими принципами системности, последовательности, доступности, научности, наглядности.



В процессе реализации этого направления мне пришлось столкнуться с некоторыми сложностями:

Профориентация дошкольников – это новое, малоизученное направление в дошкольном воспитании. В работе нашего детского сада мы используем программу развития и воспитания детей в детском саду «Детство» (В.И. Логинова). В данной программе ни одна образовательная область не предусматривает профориентацию дошкольников. А мы понимали, что одиночные занятия, развлечения , экскурсии в удобное время никогда не принесут значимых результатов – профориентация на железнодорожные профессии требует планомерности, систематизации и углубленной работы, а для более эффективности работы необходима программа дополнительного образования социально-профессиональной направленности с пособиями, методическим сопровождением.

Кроме того, сложность работы заключалась в том, что у дошкольников, по мнению большинства педагогов детских садов, эта тема не вызывает такого волнующего интереса, как некоторые другие. А ребенок будет с интересом заниматься только тем, что его привлекает. Поэтому наша работа заключалась, во-первых, в том, чтобы заинтересовать педагогов железной дороги и научить их, как можно заинтересовать этой проблемой ребенка.

Новизна. Практически не существует методической литературы, которая могла бы помочь педагогам детских садов в ранней профориентации на железнодорожные профессии и развитием железных дорог дошкольников, поэтому данная программа является средством повышения компетентности педагогов детских садов в данном направлении.

Цель программы: создание условий для личностного - ориентированного развития детей старшего дошкольного возраста при ознакомлении с железной дорогой и трудом работников железнодорожных предприятий, воспитание уважения к труду родителей.

Задачи программы:

1.Повышать уровень взаимодействия педагогов с детьми по социально-профессиональной направленности через систематизированное изучение профессиональной направленности детского сада.

2.Разнообразить формы работы с семьёй. Приобщить родителей к участию в педагогическом процессе, его оценки, улучшений условий для развития и воспитания детей.

3.Создавать условия для развития профессиональных игр и рационального (доступного детям) размещения материала железнодорожной тематики.

4.Способствовать переносу знаний о железной дороге и труде сотрудников железнодорожных предприятий в разнообразные образовательные области.

5.Формировать преемственность работы дошкольного учреждения с предприятиями железнодорожного транспорта посёлка.

 

Излагаемая программа представляет систему взаимосвязанных занятий, выстроенных в определенной логике, направленных на формирование у дошкольников необходимого уровня знаний о железной дороге и ее развитии.



Формы и режим занятий: в течение нескольких месяцев 1 раз в неделю дети посещают 1 вводное и основные занятия. Каждое занятие состоит из многофункциональных заданий, позволяющих решать несколько задач.

Занятия проводятся в рамках учебного плана программы развития и воспитания детей в детском саду «Детство» (В.И. Логинова), в различных разделах деятельности детей:

-сюжетно-дидактических игр,

-ознакомления с художественной литературой,

-ознакомления с окружающим,

- конструированию из бумаги, из природного и бросового, из строительного материала,

-игр – драматизаций,

-развития речи,

- развития элементарных математических представлений,

-аппликации и рисования,

-сюжетно-ролевых игр,

-игр-тренингов,

-музыкальных и спортивных развлечений.

Аудитория, на которую рассчитана программа: для детей дошкольного возраста 5-7 лет, апробировалась в течение 2-х лет в детском саду № 253 ОАО «РЖД» п.Литовко, Амурский район, Хабаровский край.

Этапы реализации проекта:

В детском саду 2 разновозрастные группы (2-4 и 4-7 лет).

1 этап. 2010-2011гг. – работа с детьми 5-6 лет

2 этап. 2011-2012гг. – работа с детьми 6-7 лет



Организация учебного процесса:

-Общее количество занятий с детьми 5-6 лет -65, с детьми 6-7 лет -71.

-Занятия проводятся 1 раз в неделю, по подгруппам.

-Занятия носят интегрированный характер.

-Предусмотрены творческие задания ребёнок + родитель (домашние задания).

-Просветительская работа с родителями и педагогами.

На занятиях активно используются разнообразные:


  • подвижные и малоподвижные игры,

  • элементы психомышечной тренировки (психогимнастика),

  • продуктивные виды деятельности,

  • словесные игры,

  • дидактические игры.

  • развивающие задания в тетрадях.

Построение занятий и содержательная часть

Программа рассчитана на 136 занятий с соблюдением преемственности (группа 5-6 лет -65 занятий; группа 6-7 лет -71 занятие). Занятия построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Форма проведения занятий разнообразна: использование на занятиях экскурсий, развивающих игр и упражнений, творческих мастерских, тестов. Создаваемый на занятиях благоприятный эмоциональный фон в немалой степени способствует развитию учебной мотивации, что является необходимым условием для ознакомления дошкольника с железной дорогой и ее профессиями.

Программа подчинена единой сюжетной линиивоспитание и обучение юных железнодорожников Дальневосточной железной дороги.

Ожидаемые результаты и способы их проверки:

Виды контроля:

Цель: выявление уровня знаний детей о железной дороге и последующая корректировка заданий программы.



  • диагностика в начале и в конце года,

  • постоянное наблюдение за деятельностью детей на занятиях,

  • рефлексия.

Таблица 1. Динамика диагностики результатов работы по ранней профориентации детей- дошкольников 5-7 лет детского сада № 253 ОАО «РЖД» за 2010-2012 учебный год (в%)

Участвовало 18 человек





Представления, навыки, умения, отношение к труду железнодорожников

Уровень знаний и умений

Начало учебного года

Конец учебного года

высо-кий

средний

низкий

высокий

средний

низ

кий

Представления

1

Имеет представление о роли труда железнодорожников

33

67

0

76

24

0

2

Имеет представление о разнообразии железнодорожных профессий

45

55

0

66

34

0

4

Имеет обобщенное представление о связи труда людей разных профессий, занятых на одном производстве (железнодорожников)

24

76

0

64

36

0

5

Имеет общее представление о развитии Дальневосточной железной дороги

22

72

6

52

48

0

6

Имеет общее представление о том, где и кем работают родители и в чем ценность их труда

55

45

0

93

7

0

Познавательные, речевые, трудовые и игровые навыки

8

Умеет строить наглядно- схематическую (и мысленную) модель трудового процесса

24

65

11

24

68

8

10

Соотносит результаты труда и набор трудовых процессов с названием профессии

36

56

8

48

48

4

11

Пользуется речью, как доказательством для обоснования суждений о видах труда, профессиях

61

38

1

76

23

1

12

Владеет соответствующим словарем - профессия, материал, инструменты, деньги, бюджет семьи, реклама

53

41

6

52

43

5

13

Включает в игровой процесс деятельность людей различных железнодорожных профессий

51

49

0

98

2

0

14

Использует предметы- заместители в качестве атрибутов для сюжетно-ролевых игр железнодорожных направлений

51

49

0

98

2

0

Умения

15

Переносит знания о способах и нормах взаимоотношений в труде на собственную детскую трудовую деятельность

41

54

5

56

41

3

16

Знает и называет различные виды железнодорожного транспорта, его назначение

26

67

7

73

25

2

17

Знает стихи, загадки, песни (на железнодорожную тематику)

77

23

0

85

15

0

18

Активен в различных играх (на железнодорожную тематику)

89

11

0

95

5

0

19

Умеет рассказать о транспортной среде окружающего микрорайона (вокзал)

67

32

1

87

23

0

20

Знает и умеет объяснить правила поведения вблизи железнодорожных объектов

61

49

0

92

8

0

21

Знает и объясняет правила поведения на железнодорожном транспорте

55

45

0

87

13

0

22

Знает и называет знаки «железнодорожный переезд» и др.

59

41

0

74

26

0

Отношение к труду железнодорожников

23

Проявляет устойчивый интерес к железнодорожным профессиям

53

47

0

79

21

0

24

Испытывает чувство уважения и благодарности к людям, создающим своим трудом разнообразные ценности, необходимые человеку

80

20

0

92

8

0

Динамика диагностики результатов работы по ранней профориентации детей-дошкольников 5-7 лет детского сада № 253 ОАО «РЖД» за 2010-2012 учебный год (в %) показала, что наблюдаются положительные изменения практически всех показателей в представлениях, навыках, умениях, отношению к труду железнодорожников. Но есть такие направления, где показатели низкого уровня знаний и умений достаточно высокие и над которыми необходимо продолжать работать:

-уметь строить наглядно- схематическую (и мысленную) модель трудового процесса;

-Соотносит результаты труда и набор трудовых процессов с названием профессии

Кроме того, результатом работы по ранней профессиональной ориентации является возросший интерес детей к железнодорожным профессиям. Дети гордятся работой своих родителей, понимают важность их труда. Многие из них выражают желание, когда вырастут, стать такими, как их родители, и пойти работать на железную дорогу, что отвечает желаниям 76% наших родителей.



Методическое сопровождение программы:

1. Книги серии «Даня Петров» составлена И.М.Тригуб, ООО «Пиар-Пресс»

2. Раскраски-подсказки авторы Шеболдина Л.Н. и Сташкова Т.Н. «Железная дорога» и тетради развивающих занятий по ознакомлению малышей с магистралью, М.: Ритм, 2008

3. Книга 1 « Когда я вырасту я стану железнодорожником» Б.Лапидус 2012г.

4. Методическое пособие «Путешествие по железной дороге» -М.: Транспорт,1990


следующая страница >>
Смотрите также:
Программа дополнительного образования Социально-профессионального направления «Железная дорога сквозь века»
713.47kb.
6 стр.
Международный тендер по закупке изоляторов ООО «Грузинская железная дорога» О. О. О. «Грузинская железная дорога»
50.05kb.
1 стр.
Программа развития Муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей «Центр развития творчества детей и юношества
1539kb.
9 стр.
Центральная Азия и Кавказ
181.16kb.
1 стр.
Ооо «Грузинская железная дорога» объявляет международный тендер на закупку автомобилей вместе с техническим обслуживанием ООО «Грузинская железная дорога»
109.27kb.
1 стр.
Дидактические материалы по истории России XIX века. Убери лишнее
49.17kb.
1 стр.
Система дополнительного профессионального туристско-краеведческого образования педагогов на основе кластерного подхода
992.57kb.
5 стр.
Образовательная программа «Скаутинг. Странники»
89.21kb.
1 стр.
Приволжская железная дорога (Прив 61)
177.2kb.
1 стр.
Литовская железная дорога (лг 24)(Лит 12)
97.52kb.
1 стр.
Осторожно: железная дорога!
44.97kb.
1 стр.
Программа социально-экономического развития муниципального образования «Каргасокский район» Томской области
4104.37kb.
26 стр.