Главная
страница 1

На правах рукописи




БУТОВЕЦКИЙ АЛЕКСЕЙ ИГОРЕВИЧ




ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ САДОВОДЧЕСКИХ, ОГОРОДНИЧЕСКИХ И ДАЧНЫХ НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОБЪЕДИНЕНИЙ ГРАЖДАН

12.00.03 – гражданское право; предпринимательское право; семейное право; международное частное право


АВТОРЕФЕРАТ


диссертации на соискание

ученой степени кандидата юридических наук



Москва – 2010


Диссертация выполнена на кафедре частного права юридического факультета Института экономики, управления и права Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Российский государственный гуманитарный университет»

Научный руководитель: кандидат юридических наук, доцент Тимофеев Станислав Владимирович
Официальные оппоненты: доктор юридических наук, профессор

Закупень Татьяна Васильевна


кандидат юридических наук, профессор

Волкова Наталия Алексеевна


Ведущая организация: Российский государственный

торгово-экономический университет


Защита состоится 03 марта 2010 г. в 15-00 на заседании Совета по защите докторских и кандидатских диссертаций Д 212.198.11 при Государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Российский государственный гуманитарный университет» по адресу: 125993, ГСП-3, Миусская пл., д.6, ауд. 255.
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Российский государственный гуманитарный университет»
Автореферат разослан 03 февраля 2010 года
Ученый секретарь

Совета по защите докторских и

кандидатских диссертаций

кандидат юридических наук, доцент С.В. Тимофеев



I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы исследования. В России согласно официальным данным насчитывается более 80 тысяч садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений граждан, в пользовании которых находится более одного миллиона гектаров земли1. Общая численность садоводов, огородников и дачников составляет примерно 70 миллионов человек2. Это означает, что защита их интересов, правовое регулирование отношений, связанных с деятельностью садоводов, огородников и дачников, а также государственная поддержка имеют большое значение и должны находиться в сфере повышенного внимания государства.

В действительности же хотя за последние годы реформ и был решен ряд важнейших социально-экономических и политических вопросов, проблемы садоводов, огородников и дачников и их объединений по-прежнему продолжают оставаться без должного внимания со стороны государства, на что все чаще обращают внимание специалисты в области различных отраслей права. Следует заметить, что эти проблемы появились не вчера, и их корни восходят почти к середине прошлого века.

С момента вступления в силу Федерального закона от 15 апреля 1998 г. № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» до настоящего времени были приняты и введены в действие многие законодательные акты Российской Федерации, затрагивающие вопросы, смежные с теми, которые составляют предмет регулирования указанного закона. С учетом норм нового законодательства в развитие положений Федерального закона от 15.04.1998 года № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» в его первоначальную редакцию специально принимаемыми федеральными законами постоянно вносились изменения и дополнения. В частности, вступил в силу Федеральный закон «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросу оформления в упрощенном порядке прав граждан на отдельные объекты недвижимого имущества», получивший в народе название «закон о дачной амнистии», разработка и принятие которого связаны с решением поставленной Президентом РФ в Ежегодном послании Федеральному Собранию Российской Федерации 2005 года задачи оказания помощи гражданам в легализации в упрощенном порядке принадлежащих им фактически объектов недвижимости: гаражей, жилья, садовых домов и земельных участков в различных садоводческих кооперативах и товариществах и другого недвижимого имущества.

Кроме того, социально-экономические и юридические процессы, связанные с переходом страны на рыночную экономику, требуют других по сравнению с прежним периодом подходов к коллективной и индивидуальной деятельности граждан, организации и управлению их объединений.

Законодательство, регулирующее деятельность садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений граждан содержит противоречивые нормы, что приводит к неопределенности их правового положения и не способствует их эффективному участию в гражданском обороте. Существующие пробелы российского законодательства, отсутствие единых научных подходов к пониманию правовой природы таких форм объединений граждан существенно затрудняют развитие садоводства, огородничества и дачного хозяйства в нашей стране.

В частности, в Концепции развития гражданского законодательства, подготовленной в соответствии с Указом Президента РФ от 18.07.2008 года № 1108 «О совершенствовании Гражданского кодекса РФ» отмечается, что в Федеральном законе от 15.04.1998 года № 66-ФЗ можно обнаружить ничем не оправданные расхождения с общими положениями Гражданского кодекса РФ, регламентирующими статус юридических лиц. Кроме того, указанный закон отличается низким юридико-техническим уровнем и потому неэффективен в своем практическом применении.

Вышесказанное, несомненно, свидетельствует об актуальности представленного исследования правового положения садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений граждан, которые занимают особое место в ряду некоммерческих организаций, при этом действующее законодательство, регулирующее правоотношения с их участием нуждается в дальнейшем совершенствовании и обновлении.

Состояние научной разработанности темы. На сегодняшний день достаточно сложно говорить о наличии комплексного и системного исследования правовых вопросов, связанных с деятельностью садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений граждан.

Вместе с тем проблемы деятельности объединений садоводов, огородников и дачников рассматривались в советское время И.Ф. Покровским, написавшим монографию «Правовое положение садоводческих товариществ рабочих и служащих», Н.Е. Сосипатровой, защитившей кандидатскую диссертацию «Гражданские права членов садоводческого товарищества рабочих и служащих в РСФСР», Н.Г. Станкевичем в диссертации кандидата наук «Право пользования землями, предоставленными для коллективного садоводства и огородничества граждан», А.М. Пешехоновым в диссертационном исследовании «Садоводческие товарищества (вопросы административно-правового положения)». Гражданские отношения, возникающие в ходе реализации прав граждан на создание объединений в целях реализации собственных интересов по получению материальных и нематериальных благ анализировались в трудах С.Н. Братуся, В.П. Грибанова, О.С. Иоффе, С.С. Алексеева, которые сохраняют свою актуальность для исследования

В настоящее время научный интерес представляют работы авторов, чьи научные публикации дают возможность изучить правовое положение садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений граждан, а также особенности их организационно-правовых форм: А.П. Сергеева, Е.А. Суханова, Ю.К. Толстого, В.В. Витрянского, В.А. Рахмиловича, Т.Е. Абовой и др.

В то же время в науке гражданского права отсутствуют монографические исследования, посвященные правовому положению садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений граждан.

В связи с этим, выбор темы диссертационного исследования обусловлен не только ее актуальностью, но и недостаточной разработанностью ряда теоретических вопросов, связанных с особенностями правового положения садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений граждан.

Цель диссертационного исследования заключается в разработке на основе критического анализа существующей законодательной базы и судебной практики теоретических и практических положений, направленных на совершенствование норм, регулирующих правовое положение садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений граждан.

Для достижения постановленной цели разрешаются следующие задачи диссертационного исследования:

- изучить правовую природу садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений граждан и их место в системе юридических лиц в Российской Федерации;

- проанализировать законодательство о садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан;

- исследовать понятие учредителей и членов объединений садоводов, огородников и дачников;

- исследовать актуальные проблемы в существующем нормативном правовом регулировании организации деятельности объединений;

- исследовать актуальные проблемы, связанные с приобретением земельных участков и их использованием садоводческими, огородническими и дачными некоммерческими объединениями граждан, а также с формированием имущественной основы их деятельности.

- провести сравнительный анализ организационно-правовых форм объединений (товариществ, кооперативов и партнерств);

- сформулировать научные выводы и выработать научно-практические рекомендации по устранению существующих пробелов нормативного правового регулирования деятельности садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений граждан.

Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие в процессе деятельности садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений граждан.

Предметом диссертационного исследования является правовое регулирование деятельности садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений граждан в современных условиях.

Теоретическую основу диссертационного исследования составили фундаментальные труды отечественных авторов в области корпоративного права в целом и деятельности некоммерческих организаций в частности. Исследование поставленных вопросов потребовало также изучения литературы по теории государства и права, конституционному, гражданскому, земельному праву, научно-практических комментариев законодательства, публикаций в научных журналах и периодической печати.

Для достижения цели исследования автором анализировались научные труды Я.Р. Веберса, Г.Ф. Шершеневича, Н.В. Козловой, О.А. Красавчикова, Е.В. Шаклеиной, Е.П. Лихотниковой, А.В. Меняева и др., которые расширили представление о деятельности некоммерческих организаций и позволили раскрыть особенности правового положения садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений граждан.

Вопросы закрепления имущества в товариществах, кооперативах и партнерствах, создаваемых гражданами в целях ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства освещались в работах И.А. Алтухова, А.А. Байтеновой, Н.И. Кресниковой.

Изучить правовые особенности предоставления и использования земельных участков садоводческим, огородническим и дачным некоммерческим объединениям граждан помог анализ исследований А.П. Анисимова, Ю.В. Васильчук, А.Ю. Чикильдиной, С.А. Боголюбова, В.А. Ершова, В.В. Устюковой

В исследованиях З.И. Цыбуленко, П.В. Алексия, А.В. Молчанова, С.И. Мухиной анализировались вопросы уставной деятельности объединений садоводов, огородников и дачников.

Методологическая основа диссертационного исследования. С целью получения максимально объективных данных об исследуемом предмете автор свое исследование базировал на общенаучных методах, таких как индукция, дедукция, анализ, синтез. Кроме того, автором применялись сравнительно-правовой и историко-правовой методы. С помощью сравнительно-правового метода были, в частности, сопоставлены организационно-правовые формы изучаемых объединений, выявлены их общие и отличительные характеристики. Историко-правовой метод явился методологической основой в процессе исследования законодательства советского периода, что позволило выявить предпосылки и основные тенденции его развития.

Нормативная база исследования. При проведении диссертационного исследования использовались Конституция Российской Федерации, Гражданский кодекс Российской Федерации, Земельный кодекс Российской Федерации, федеральные законы, указы Президента Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации и иные нормативно-правовые акты, регулирующие объект диссертационного исследования. Автором также были проанализированы положения советского гражданского и земельного законодательства, относящиеся к исследуемой проблеме, материалы правоприменительной деятельности органов исполнительной власти, судебной практики.

Эмпирическую основу диссертационного исследования составляют как опубликованная, так и неопубликованная судебная практика по отдельным вопросам деятельности некоммерческих организаций, материалы научно-практических конференций и семинаров по проблемам гражданского права.

Научная новизна диссертационного исследования проявляется в комплексном подходе к исследованию деятельности садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений граждан в современных условиях.

В целях устранения законодательных противоречий в отношении членства и статуса учредителя объединений садоводов, огородников и дачников автором предпринята попытка разрешения данных проблем на законодательном уровне, предложены собственные определения понятий члена и учредителя изучаемых объединений. В целях защиты интересов членов объединений сформулированы и обоснованы предложения об исключении из Федерального закона от 15.04.1998 года №66-ФЗ норм, позволяющих создание и деятельность некоммерческих товариществ. Обоснована необходимость внесения изменений в законодательство в части установления порядка приобретения земельных участков изучаемыми объединениями, сформулировано понятие имущества общего пользования.

Научная новизна представленной темы нашла свое отражение в теоретических и практических положениях, выносимых на защиту.

1. Представлена целостная концепция, в рамках которой предложено авторское определение целей создания садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений граждан, поскольку по результатам проведенного анализа норм действующего законодательства было выявлено, что существующими положениями Федерального закона от 15.04.1998 года №66-ФЗ цели создания объединений определены недостаточно широко. В связи с этим предложено изложить пункт 1 статьи 4 закона в следующей редакции:

«Граждане в целях реализации своих прав на приобретение и использование садовых, огородных или дачных земельных участков, обеспечения устойчивого развития территорий, предназначенных для ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства, а также для представления и защиты своих прав и законных интересов в отношениях с третьими лицами могут создавать садоводческие, огороднические или дачные некоммерческие объединения».

2. В соответствии со ст. 18 Федерального закона от 15.04.1998 года № 66-ФЗ членами садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого товарищества (садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого партнерства) могут быть граждане Российской Федерации, достигшие возраста восемнадцати лет и имеющие земельные участки в границах такого товарищества (партнерства). Членами садоводческого, огороднического или дачного потребительского кооператива могут быть граждане Российской Федерации, достигшие возраста шестнадцати лет и имеющие земельные участки в границах такого кооператива.

Изучаемые объединения являются, прежде всего, юридическими лицами. В этой связи существующее определение члена садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения не соответствует признакам объединения как юридического лица, установленным Конституцией РФ и гражданским законодательством, поскольку действующее законодательство не содержит понятия «границ юридического лица». Кроме того, из смысла и содержания части 2 Конституции Российской Федерации вытекает невозможность принуждения к вступлению в какое-либо объединение или пребыванию в нем.

Полагаем, что членство в объединениях садоводов, огородников и дачников необходимо квалифицировать с учетом положений ст. 30 Конституции РФ, ст. 48 ГК РФ, ст. 1 Федерального закона от 15.04.1998 года №66-ФЗ, в связи с чем следует законодательно закрепить следующее определение:

«Членами садоводческого огороднического или дачного некоммерческого объединения могут быть граждане Российской Федерации, выразившие намерение на вступление в члены объединения, а также согласие на выполнение требований устава объединения и имеющие садовые, огородные или дачные земельные участки, образованные в соответствии с проектом организации и застройки территории объединения».

3. Обосновано, что существование в Федеральном законе от 15.04.1998 года №66-ФЗ норм, позволяющих приобретение статуса члена объединения юридическом лицу, не соответствуют основным принципам земельного законодательства, закрепленным в ст.ст. 1, 7 Земельного кодекса РФ.

Из положений ст.ст. 1, 4, 13, 14, 18, 28 Федерального закона от 15.04.1998 года №66-ФЗ вытекает неразрывная юридическая связь между членством в соответствующем садоводческом, огородническом или дачном некоммерческом объединении и приобретением имущественных прав на садовые, огородные или дачные земельные участки в границах товарищества, кооператива или партнерства.

Определения садового, огородного и дачного земельного участка четко указывают, что данные объекты могут приобретаться и использоваться исключительно гражданами (физическими лицами), в связи с чем предложено исключение норм, позволяющих приобретение садовых, огородных и дачных земельных участков и вступление в члены изучаемых товариществ, кооперативов или партнерств в отношении юридических лиц.

4. Выявлено, что Федеральный закон от 15.04.1998 года №66-ФЗ не содержит понятия учредителя садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения граждан.

Проанализировав основные признаки, позволяющие дать понятие учредителя садоводческого, огороднического, огороднического или дачного некоммерческого объединения автором был сделан вывод, что учредителями садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения являются граждане, принявшие решение о создании этого объединения и утвердившие его устав, совершившие иные юридические и фактические действия, необходимые для создания такого объединения.

С момента государственной регистрации прав на садовые, огородные и дачные земельные участки, образованные в соответствии с проектом организации и застройки территории, учредители садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения становятся членами данного объединения».

5. На основе проведенного анализа земельного законодательства в соотношении с положениями Федерального закона от 15.04.1998 года №66-ФЗ, Федерального закона от 06.10.2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и Федерального закона от 24.07.2007 года №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» показано и обосновано, что существующие законодательные положения не обеспечивают возможности реализации прав граждан на приобретение садовых, огородных и дачных земельных участков из государственной или муниципальной собственности.

В связи с этим автором представлена и обоснована собственная позиция, формулирующая основные положения, позволяющие обеспечить формирование земельных участков с учетом существующей системы органов местного самоуправления в Российской Федерации, а также приобретение земельных участков изучаемыми объединениями и их членами с соблюдением норм гражданского и земельного законодательства.

6. При правовой характеристике садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого товарищества как юридического лица автором отмечено, что несмотря совместную собственность членов товарищества на общее имущество, законом определено, что земельные участки, относящиеся к имуществу общего пользования, являются собственностью товарищества как юридического лица.

Проблема разносубъектности прав собственности на имущество общего пользования и земельные участки при организации деятельности садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях с учетом положений ст. 1 ЗК РФ и ст. 271 ГК РФ, чревата для членов объединения негативными последствиями, способными, в конечном счете, привести к возможной утрате объекта собственности.

На основании изложенного автором доказана и обоснована необходимость исключения из закона норм, позволяющих создание и организацию деятельности садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих товариществ.

7. Анализ законодательного подхода к определению правового режима имущества общего пользования садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений граждан выявил, что законодатель не определяя непосредственное наименование объектов и не приводя их исчерпывающего перечня «опирается» на их назначение, устанавливая связь с деятельностью членов объединения, что приводит к потребности постоянного уточнения пообъектного состава и конкретизации применительно к каждому юридическому лицу. Кроме того, в используемом законодателем определении имущества общего пользования вместо применения понятий, характеризующих деятельность садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения как юридического лица указываются именно потребности членов товариществ, кооперативов или партнерств.

В целях устранения законодательных неточностей и противоречий представляется необходимым при характеристике имущества общего пользования садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений граждан отказаться от метода перечисления объектов и объединить инженерные и социально-хозяйственные объекты понятием «инфраструктура». Указанное понятие широко используется в Градостроительном кодексе РФ (ст.ст. 9, 10, 23, 35, 46.1., 48.1.) и Земельном кодексе РФ (ст.ст. 23, 27, 30.2., 38.2., 85).

Автором работы предложена и нормативно обоснована собственная формулировка понятия общего имущества следующего содержания, которую необходимо ввести в статью 1 закона:

«имущество общего пользования садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений граждан – объекты инженерной и социально-хозяйственной инфраструктуры, а также занятые этими объектами либо предназначенные для их размещения и эксплуатации земельные участки общего пользования, образованные и застроенные в соответствии с проектом организации и застройки территории объединения».

8. Изучение положений Федерального закона от 15.04.1998 года №66-ФЗ позволило автору установить, что земельные участки садоводческим, огородническим и дачным некоммерческим объединениям граждан предоставляются из фонда перераспределения земель.

Установлено, что существующее понятие фонда перераспределения земель (ст. 80 Земельного кодекса РФ), подчеркивает невозможность использования земельных участков в составе такого фонда для дачного строительства (дачного хозяйства). Кроме того, указание на возможность предоставления земельных участков из фонда перераспределения земель для огородничества и садоводства не в полной мере отвечают требованиям Федерального закона от 15.04.1998 года №66-ФЗ, поскольку данные понятия охватывают лишь деятельность граждан-членов объединений, не учитывая деятельность самих объединений как юридических лиц.

На основании результатов исследования автором предложено собственное определение фонда перераспределения земель, предусматривающее возможность использования земельных участков для деятельности граждан и их объединений по ведению садоводства, огородничества и дачного хозяйства:

«В целях перераспределения земель для сельскохозяйственного производства, создания и расширения крестьянских (фермерских) хозяйств, личных подсобных хозяйств, ведения животноводства, сенокошения, выпаса скота, деятельности граждан и их объединений по ведению садоводства, огородничества, дачного хозяйства в составе земель сельскохозяйственного назначения органами местного самоуправления создается фонд перераспределения земель».

9. Выявлено, что положения п. 19 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 года №137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 22.07.2008 года №141-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования земельных отношений»), распространяя свое действие на принятые решения органов местного самоуправления о предоставлении земельных участков садоводческим, огородническим и дачным некоммерческим объединениям граждан не соответствует Федеральному закону от 06.10.2003 года 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (ст.ст. 7, 43, 48).

С учетом положений Федерального закона от 06.10.2003 года №131-ФЗ с совокупности со ст. 422 ГК РФ доказано, что аналогичные условия могут быть введены исключительно в отношении заключенных до вступления в силу Федерального закона от 26.06.2007 года №118-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части приведения их в соответствие с Земельным кодексом Российской Федерации» договоров безвозмездного срочного или срочного пользования земельными участками, предоставленными органами местного самоуправления садоводческим, огородническим и дачным некоммерческим объединениям граждан.

Данный факт подтверждается тем, что в соответствии с п. 2 ст. 422 ГК РФ, если после заключения договора принят закон, устанавливающий обязательные для сторон правила иные, чем те, которые действовали при заключении договора, условия заключенного договора сохраняют силу, кроме случаев, когда в законе установлено, что его действие распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров.

Автором обосновано мнение о необходимости внесения изменений в п. 19 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 года №137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» с изложением в следующей редакции:

«срок действия договоров безвозмездного срочного или срочного пользования земельными участками, находящимися в государственной или муниципальной собственности и предоставленными садоводческим, огородническим или дачным некоммерческим объединениям граждан считается установленным на пять лет со дня заключения договора независимо от предусмотренного срока, за исключением случаев, если договором установлен более длительный срок. При этом принятие нового решения о предоставлении земельного участка и внесение изменений в ранее заключенный договор не требуется».

Теоретическая и практическая значимость диссертационного исследования заключается в том, что его результаты могут повысить научную разработанность поставленной автором проблематики участия в хозяйственном обороте садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений граждан, а также в целом способствовать дальнейшему изучению основных проблем правового положения некоммерческих организаций. Полученные в результате проведенного исследования выводы могут быть использованы в процессе внесения изменений и дополнений в нормативно-правовые акты, регулирующие отношения, связанные с созданием и организацией деятельности садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений граждан, что должно способствовать дальнейшему совершенствованию законодательства в данной сфере. Некоторые разработки диссертационного исследования также могут быть использованы в правоприменительной практике.

Апробация результатов исследования. Основные идеи и выводы, изложенные в диссертации, нашли свое отражение в ряде публикаций автора.

Теоретические и практические положения диссертационного исследования выносились на обсуждение на конференциях и семинарах, успешно реализованы в практической деятельности автора.

Структура диссертации определяется предметом, целями и задачами исследования. Работа состоит из введения, трех глав, объединяющих в себе девять параграфов, заключения, а также списка источников и литературы.
II. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Во введении обосновывается актуальность избранной темы, выявляется состояние её научной разработанности, определяются цель, задачи, объект, предмет, методологические, теоретические и нормативные основы исследования, выявляется научная новизна, теоретическая и практическая значимость работы, формулируются основные положения, выносимые на защиту, приводятся сведения о научной и практической апробации полученных результатов и структуре работы.

В первой главе - «Юридическая природа садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений граждан» - исследуются теоретические основы существования и деятельности садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений граждан.

В первом параграфе первой главы исследуются предпосылки становления и этапы развития объединений садоводов, огородников и дачников, а также особенности правового регулирования общественных отношений, складывающихся в сфере ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства в советский и постсоветский периоды развития российского законодательства.

История появления изучаемых объединений уходит своими корнями к началу 20-х годов прошлого века, когда развитие садоводства и огородничества было определено в качестве одной из задач распоряжения землей со стороны земельных отделов местной и центральной Советской власти в свете принципа справедливого распределения земель сельскохозяйственного значения среди трудового земледельческого населения и наиболее продуктивного использования национальных богатств. В то же время возникла и необходимость законодательного урегулирования дачного строительства, что было обусловлено процессом роста городских поселений. Земельное товарищество являлось специально созданным Советской властью юридическим лицом для реализации одной из идей социалистического коллективизма - уравнительного принципа совместного труда и уничтожения индивидуального землепользования. Товарищество как организационно-правовая форма теоретически не предназначено для регулирования отношений частных собственников.

Садоводство и огородничество получило широкое распространение принятием Постановления Совета Министров СССР от 24 февраля 1949 года №807 «О коллективном и индивидуальном огородничестве и садоводстве рабочих и служащих» и Постановления Совета Министров РСФСР от 16 декабря 1955 года №1522 «О дальнейшем развитии садоводства и виноградарства рабочих и служащих». В 1956 году принят первый Типовой устав садоводческого товарищества, утвержденный Постановлением Совета Министров РСФСР от 15 октября 1956 № 678. В нем сформулирована задача создания товарищества – развитие коллективного садоводства рабочих и служащих для удовлетворения потребностей в плодах и ягодах, организация отдыха членов товарищества и их семей, а также определен принцип, положенный в основу ведения коллективного садоводства и огородничества: все работы производятся личным трудом членов товарищества и членов их семей за счет их средств.

Единообразного регулирования деятельности садоводческих, огороднических и дачных объединений граждан в законодательстве и правоприменительной практике не было. В 1964 году существование садоводческих товариществ вошло в противоречие с вновь принятым Гражданским кодексом РСФСР. Садоводческие и огороднические товарищества на практике имели все признаки юридического лица, осуществляли активную гражданскую деятельность, являлись землепользователем (право пользования землей распространялось на членов садоводческих товариществ), осуществляли строительство объектов, позднее признанных «имуществом общего пользования» строго на целевые взносы членов товарищества, были уполномочены на сбор коммунальных платежей за энергоснабжение и т.п.

Длительное время дача использовалась гражданами для временного проживания в летний период, что соответственно накладывало определенные требования к жилищным постройкам. Государство такой подход вполне устраивал, и поэтому почти до конца прошлого века проводилась явно ограничено-запретительная политика в области дачного строительства для подавляющего большинства своих граждан. Соответственно строилось и законодательство. Дачно-строительный кооператив определялся как организация, создаваемая для строительства и эксплуатации дач на началах самоокупаемости, без государственных дотаций и организовывался по решению исполкома местного Совета депутатов трудящихся по ходатайству предприятий (организаций, учреждений). Со временем дачные участки стали служить не только загородной базой отдыха индивидуального (семейного) пользования, но и источником продуктов питания (фруктов, ягод, овощей). Идет процесс перерегистрации дач в садовые участки и наоборот.

Переход к рыночным методам хозяйствования поставил вопрос о дальнейшей судьбе товариществ и кооперативов садоводов, огородников и дачников.

Законом СССР «О кооперации в СССР» от 26 мая 1988 года, установлено, что садоводческие и садово-огороднические товарищества являются составной частью системы кооперации (ст. 52). Это означало, что данные юридические лица являлись одним из видов общественных организаций граждан СССР, добровольно объединившихся на основе членства для определенного вида хозяйственной и иной деятельности.

Закон СССР «О собственности в СССР» от 6 марта 1990 года установил, что в собственности граждан могут находиться: дачные, садовые дома, насаждения на земельном участке, средства производства для ведения садоводства, огородничества, произведенная продукция и полученные доходы, иное имущество потребительского и производственного характера (ст. 7). Законом РСФСР «О земельной реформе» от 23 ноября 1990 года определено, что в собственность граждан могут передаваться земельные участки для ведения садоводства, животноводства, а также для иных целей, связанных с ведением сельскохозяйственного производства. Земельным кодексом РСФСР было закреплено право частной собственности граждан на землю и определено, что за плату земельные участки передаются в собственность граждан для садоводства и животноводства в случаях предоставления для этих целей продуктивных сельскохозяйственных угодий (ст. 7).

Институт коллективного садоводства, огородничества и дачного хозяйства, существовавший на протяжении многих лет, выдержал испытание временем. Он работал и в условиях административно-экономических методов управления, и в период коренной перестройки хозяйственного механизма. В настоящее время законодатель не отказывается от этой правовой конструкции. Федеральный закон от 15.04.1998 № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан», продекларировал возможность создания новых организационно-правовых форм юридического лица – садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих товариществ, кооперативов и партнерств.

Во втором параграфе первой главы приведена общая характеристика садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений граждан как юридических лиц, исследованы их основные признаки.

Садоводческое, огородническое и дачное некоммерческое объединение граждан определяется Федеральным законом от 15.04.1998 года №66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» как некоммерческая организация, учрежденная гражданами на добровольных началах для содействия ее членам в решении общих социально-хозяйственных задач ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства.

Автором приводится собственная формулировка целей создания и деятельности объединений садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений граждан и вместе с тем опровергается соответствующее законодательно закрепленное положение, формулирующее данный вопрос недостаточно широко.

В соответствии со статьей 24 Федерального закона от 12.01.1996 года №7-ФЗ «О некоммерческих организациях» данные субъекты могут осуществлять один или несколько видов деятельности, не запрещенных законодательством и соответствующих целям их создания.

Некоммерческие организации могут создаваться только в формах, предусмотренных законодательством, однако Гражданский кодекс РФ (ст.ст. 116-123) не содержит их исчерпывающего перечня. Многие ученые убеждены, что не оправдан широкий перечень форм некоммерческих организаций, поскольку некоторые из них имеют одинаковую правовую природу, по сути, дублируют друг друга.

В соответствии с п. 1 ст. 2 ГК РФ гражданское законодательство определяет правовое положение участников гражданского оборота, но само понятие «правовое положение» легально не определено.

Содержание понятия «правовое положение» имеет весьма важное практическое значение, так как ГК РФ содержит отсылочные нормы в отношении целого ряда организационно-правовых форм юридических лиц, устанавливающие, что особенности правового положения таких организаций определяются в соответствии с ГК специальными законами. Что же понимать под правовым положением и, соответственно какие нормы должен включать в себя соответсвующий специальный закон.

Автором отмечается, что согласно п. 1 ст. 2 Федерального закона от 15.04.1998 года №66-ФЗ «закон использует нормы других отраслей права, комплексно регулирует отношения, возникающие в связи с ведением гражданами садоводства, огородничества и дачного хозяйства, и устанавливает правовое положение садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений, порядок их создания, деятельности, реорганизации и ликвидации, права и обязанности их членов».

Приведенный анализ позволил определить, что нормы, характеризующие правовое положение садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений граждан можно структурировать следующим образом:



  1. общие положения (включая определение и цели деятельности);

  2. источники правового регулирования;

  3. требования к субъектному составу;

  4. органы и порядок организации управления;

  5. правовой режим имущества, в том числе земельных участков;

  6. особенности правоспособности, включая право на совершение определенных видов сделок, иные особенности ведения дел.

В третьем параграфе первой главы – «Правовое регулирование деятельности садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений граждан на современном этапе» исследуются положения основных нормативных правовых актов, регулирующих деятельность изучаемых объединений.

Федеральный закон от 15.04.1998 года №66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» является правовым актом, содержащим нормы разных отраслей права - гражданского, земельного, уголовного, жилищного, административного, семейного, трудового и др. В нем присутствуют нормы законодательства о недрах, об охране окружающей среды, градостроительного законодательства и т.д. Комплексный подход позволяет более полно и четко обозначить специфику правового положения и деятельности объединений, обеспечить в соответствии с Конституцией РФ реализацию гражданами их права на объединение, право частной собственности и другие права и свободы.

Автором исследованы основные положения Конституции РФ, содержащие важные для деятельности изучаемых объединений принципы, а также нормы гражданского, земельного, градостроительного, административного, муниципального и иных отраслей права.

Во второй главе – «Организационные основы садоводческих, огороднических или дачных некоммерческих объединений граждан» - рассмотрены теоретические проблемы организации деятельности садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений граждан, исследованы основные аспекты управления в товариществах, кооперативах и партнерствах.

В первом параграфе второй главы исследовано понятие члена объединения садоводов, огородников и дачников.

Анализируя понятия члена садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, автор отмечает, что существующее законодательное определение противоречит основным принципам создания и деятельности данной некоммерческой организации, а также не отвечает основным признакам юридического лица, предусмотренным гражданским законодательством.

Право на вступление в члены объединения автор рассматривает исключительно в качестве права гражданина (физического лица), обосновывая невозможность приобретения данного статуса со стороны организации (юридического лица) и подчеркивает неразрывную юридическую связь между членством в соответствующем садоводческом, огородническом или дачном некоммерческом объединении и приобретением имущественных прав на садовые, огородные или дачные земельные участки, не соглашаясь тем самым со специалистами, отрицающими указанные положения.

Автор указывает на недопустимость использования формулировок, не соответствующих нормам действующего гражданского законодательства при характеристике члена изучаемого объединения, предлагая собственное понятие членства, предусматривающее совокупность определенных признаков, позволяющих отличить соответствующих субъектов от третьих лиц.

Во втором параграфе второй главы исследована процедура организации деятельности садоводческого, огороднического и дачного некоммерческого объединения граждан.

В параграфе анализируются основные этапы создания объединения как юридического лица: принятие решения учредителем (учредителями) о создании соответствующей некоммерческой организации, утверждение устава, государственную регистрацию.

Автор присоединяется к мнениям специалистов, утверждающих, что процесс образования и деятельности юридического лица немыслим вне проявления воли определенной группы людей или даже одного человека, равно как он невозможен вне проявления в какой-либо форме государственной воли.

В связи с этим автором особое внимание обращено на исследование статуса учредителя организации, поскольку положения Федерального закона от 15.04.1998 года №66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» не закрепляют понятия учредителя, не устанавливают его прав и обязанностей, а также не содержат норм, позволяющих установить юридическую связь учредителя с организацией. При этом доказана необходимость разграничения понятий члена и учредителя объединений садоводов, огородников и дачников, поскольку садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое объединение граждан имеет и учредителей и членов.

Использование сравнительного подхода позволило автору разграничить выявить правовые признаки, которые представляется правильным положить в основу такого разделения и привести авторское понятие (определение) учредителя объединения.

Третий параграф второй главы посвящен исследованию органов управления садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений граждан.

Положения ст. 20 Федерального закона от 15.04.1998 года №66-ФЗ конкретно определяют систему органов управления садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, общую для всех предусмотренных законом организационно-правовых форм такого объединения: общее собрание членов объединения, правление как выборный постоянно действующий коллегиальный орган и председатель правления как единоличный исполнительный орган, через который объединение как юридическое лицо выступает в гражданском обороте. Эта структура органов объединения должна быть отражена в его уставе с подробным указанием полномочий и зоны ответственности каждого органа.

Отмечено, что к компетенции общего собрания относятся вопросы, которые определяют социальную, экономическую, организационную политику объединения, касаются прав, обязанностей, интересов всех его членов.

Правление подотчетно общему собранию (собранию уполномоченных). Общее собрание решает и вопросы досрочного прекращения полномочий членов правления. Решения принимаются простым большинством голосов присутствующих на собрании членов объединения. Вопрос о досрочном переизбрании членов правления может быть поставлен по требованию не менее чем одной трети членов такого объединения.

Председатель правления обязан обеспечить правильность изложения сути вопроса, позиций и предложений сторон, принятых решений. Закон относит к компетенции правления практически весь комплекс текущих организационных вопросов.

Автор отмечает, что поскольку законом предусмотрено создание в объединении как единоличного (председатель правления), так и коллегиального (правление) исполнительных органов, необходимо на практике четко разделить компетенцию между ними.



Третья глава – «Имущество садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений граждан» - посвящена исследованию правового режима имущества садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений граждан и особенностей его приобретения.

В первом параграфе третьей главы исследуется процедура приобретения садоводческими, огородническими и дачными некоммерческими объединениями граждан земельных участков.

Автором установлено, что земля является основой существования садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений. Она представляет собой главный объект хозяйственной деятельности садоводов, огородников и дачников.

Проведенным исследованием установлено, что нормы, регулирующие порядок формирования и предоставления земельных участков, содержащиеся в Федеральном законе от 15.04.1998 года №66-ФЗ не соответствуют положениям Федерального закона от 06.10.2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Гражданскому кодексу РФ, Земельному кодексу РФ и Градостроительному кодексу РФ, что затрудняет, а в большинстве случаев делает невозможным реализацию прав граждан и их объединений на получение земельных участков, чем прямо нарушаются их конституционные права.

Полученные результаты позволили автору сформулировать положения, позволяющие юридически и практически реализовать процедуру получения земельных участков садоводческими, огородническими и дачными некоммерческими объединениями граждан.

Во-первых, автором определены правовые основания для осуществления выбора (предварительного согласования) земельных участков для дальнейшего предоставления соответствующим кооперативам, товариществам или партнерствам, которыми являются заявления садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений граждан либо их учредителей. Во-вторых, сформулировано понятие фонда перераспределения земель как одного из источников возможного использования земельных участков для садоводства, огородничества и дачного хозяйства, а также для размещения объектов инфраструктуры, необходимых для осуществления этой деятельности. В-третьих, урегулирована процедура проведения государственного кадастрового учета земельных участков в части приведения положений Федерального закона от 15.04.1998 года №66-ФЗ в соответствие с Федеральным законом от 24.07.2007 года №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» и Земельным кодексом РФ. В-четвертых, разработаны и нормативно обоснованы нормы, позволяющие обеспечить формирование и приобретение земельных участков общего пользования товариществами, кооперативами и партнерствами и их членами, что разрешит существующее противоречие, обусловленное необходимостью предоставления земельных участков в совместную собственность членов объединения.

Во втором параграфе третьей главы исследованы особенности правового режима имущества садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений граждан, в том числе в соотношении различных организационно-правовых форм.

Анализируя правовой режим имущества, приобретаемого объединениями автором сделан вывод о том, что такое имущество составляют объекты общего пользования, предназначенное для обеспечения потребностей членов товариществ, кооперативов или партнерств.

Отмечено, что формулируя понятие общего имущества законодатель пошел по пути перечисления видов имущества и его предназначения, заложив в определении главный признак – это имущество общего пользования членов объединения, предназначенное для удовлетворения их потребностей.

Довольно сложное на взгляд автора определение общего имущества объединений садоводов, огородников и дачников дает представление о некоем искусственном конгломерате крупных объектов недвижимости в сочетании с движимыми объектами, которое позволяет обозначить сферу имущественной самостоятельности, обособленности конкретного юридического лица, указывая вместе с тем на его взаимосвязь с другими лицами (членами объединений), выражающуюся в наличии взаимных прав и обязанностей. Закон вводит собственную дефиницию понятия «общее имущество», относя к данному понятию части имущественного комплекса, предназначенные для обслуживания, и использования садовых, огородных и дачных земельных участков, а также обеспечения доступа к ним.

Положив в основу классификации непосредственное перечисление таких объектов можно смело отметить, что законодатель не определяя непосредственное наименование объектов и не приводя их исчерпывающего перечня «опирается» на их назначение, устанавливая связь с потребностями членов объединения, неминуемо вынуждает постоянно уточнять состав общего имущества изучаемых объединений. При этом закон указывает в качестве потребностей членов объединения: проход, проезд, водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, теплоснабжение, охрана, организация отдыха и иные потребности.

Ранее проведенный анализ основных целей создания изучаемых объединений позволил автору сделать вывод о том, что в создании систем инженерной, дорожной и прочей инфраструктуры, а также в обеспечении комфортного отдыха граждан заинтересованы сами объединения, поскольку для этого они и созданы. Осуществление этих мероприятий и наполняет смыслом термин «содействие своим членам в решении общих хозяйственных задач ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства», в противном случае определить, в какой же форме реализуется деятельность таких юридических лиц, не представляется возможным.

В связи с необходимостью законодательного урегулирования понятия имущества общего пользования автором предложена формулировка имущества общего пользования с применением термина «инфраструктура», прочно закрепившегося среди юридических терминов (ст.ст. 9, 10, 23, 35, 46.1., 48.1. Градостроительного кодекса РФ, ст.ст. 23, 27, 30.2., 38.2., 85Земельного кодекса РФ), а также успешно используемого и в Федеральном законе от 15.04.1998 года №66-ФЗ.

В работе выявлено, что организационно-правовая форма юридического лица как садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое товарищество не обеспечивает обособление имущественной массы товарищества и включения ее в гражданский оборот, ограничение имущественного риска членов товарищества, оформление, осуществление и защиту коллективных интересов членов товарищества.

Такой вывод был сделан автором из-за разносубъектности прав на общее имущество садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих товариществ и земельных участков общего пользования, в связи с чем в с учетом положений ст. 1 Земельного кодекса РФ, ст. 271, 272 Гражданского кодекса РФ доказана и обоснована необходимость исключения из закона норм, позволяющих создание и организацию деятельности садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих товариществ.

В заключении подводятся итоги диссертационного исследования, излагаются основные выводы, имеющие теоретическое и практическое значение, а также предложения по совершенствованию действующего законодательства.


Основные положения и выводы диссертационного исследования нашли отражение в следующих опубликованных работах автора:
1. Бутовецкий А.И. Особенности приобретения земельных участков из государственной и муниципальной собственности садоводческими, огородническими и дачными некоммерческими объединениями граждан // Юридические науки. – 2008. - №6. – 0,2 п.л.

2. Бутовецкий А.И. Правовые проблемы формирования земельных участков для садоводства, огородничества и дачного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности // Нотариальный вестникъ. – 2009. - №1. – 0,3 п.л.

3. Бутовецкий А.И. Правовые особенности приобретения статуса члена садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения // Нотариальный вестникъ. – 2009. - №5. – 0,3 п.л.

4. Бутовецкий А.И. О субъектном составе членов садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений граждан // Хозяйство и право. – 2009. - №10. – 0,3 п.л.

5. Бутовецкий А.И. О правосубъектности садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан // Роль государства в обеспечении прав и свобод человека и гражданина в условиях экономического кризиса: сборник статей IX Международной научно-практической конференции. – Москва: МЭСИ, 2009. – 0,3 п.л.

6. Бутовецкий А.И. Садоводческие, огороднические и дачные некоммерческие объединения граждан: соотношение правосубъектности, правового статуса и правового положения // Юриспруденция. – 2009. - №15. – 0,8 п.л.

7. Бутовецкий А.И. Правовой режим имущества общего пользования садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений граждан // Сборник статей межвузовской научно-практической конференции: "Концепция развития гражданского законодательства"- М.: Изд-во ВГНА Минфина РФ, 2009. – 0,2 п.л.

8. Бутовецкий А.И. Садоводческие, огороднические и дачные некоммерческие объединения граждан: перспективы развития // Хозяйство и право. – 2010. - №2. – 0,4 п.л.



9. Бутовецкий А.И. Садоводческие, огороднические и дачные некоммерческие объединения граждан: об эффективности функционирования различных организационно-правовых форм // Сборник статей Х Международной научной конференции «Эффективность законодательства в современных социально-экономических условиях» - М.: РГГУ, 2010. – 0,3 п.л. (в печати).


1 Пояснительная записка к проекту Федерального закона «О внесении изменение в Федеральный закон «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений граждан» и в Земельный кодекс Российской Федерации» // СПС «Консультант плюс».

2 Союз садоводов России: официальный сайт. http://www.souz-sadovodov.ru



Смотрите также:
Правовое положение садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений граждан 12. 00. 03 гражданское право; предпринимательское право; семейное право; международное частное право
348.1kb.
1 стр.
Правовое положение холдингов, осуществляющих предпринимательскую деятельность в сфере розничной торговли
414.35kb.
2 стр.
Правовое регулирование международного олимпийского спорта: частноправовой аспект 12. 00. 03 гражданское право; предпринимательское право, семейное право; международное частное право
335.76kb.
1 стр.
Гражданско-правовое регулирование обязательного страхования профессиональной имущественной ответственности адвокатов
286.26kb.
1 стр.
Гражданско-правовое регулирование оценочной деятельности в россии: проблемы теории и практики
396.17kb.
3 стр.
На правах рукописи шлотгауэр мария Александровна
341.36kb.
1 стр.
Вопросы подсудности в международных договорах с участием россии 12. 00. 03 гражданское право, предпринимательское право, семейное право, международное частное право
488.06kb.
3 стр.
На правах рукописи Дерука Светлана Ивановна
320.07kb.
1 стр.
Система межотраслевых связей гражданского права: цивилистическое исследование 12. 00. 03 гражданское право; предпринимательское право; семейное право; международное частное право
749.5kb.
3 стр.
Права на результаты интеллектуальной деятельности в составе аудиовизуального произведения
310.39kb.
1 стр.
Гражданское право; предпринимательское право; семейное право; международное частное право Формула специальности: Содержанием специальности 12. 00. 03 «Гражданское право; предпринимательское право; семейное право; международное частное
106.57kb.
1 стр.
Акты органов управления юридических лиц по российскому гражданскому праву
403.38kb.
3 стр.