Главная
страница 1страница 2страница 3
Ю.В. НИКОЛАЕВА,

доктор юридических наук


ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ ПРАВ РЕБЕНКА В РОССИИ
Конституционная обязанность государства, связанная с обязательным обеспечением государством прав и законных интересов детей, подменена юридически неопределенными и не имеющими четких критериев оценки обязанностями государственной «поддержки» детства. На федеральном уровне отменена такая важнейшая правовая гарантия охраны детства, как установление и соблюдение государственных минимальных социальных стандартов основных показателей качества жизни детей, что противоречит принципам единства законности и равенства всех детей перед законом, создает предпосылки дискриминации детей, проживающих в разных регионах России.
Ключевые слова: защита прав ребенка, духовное и нравственное воспитание населения, улучшение демографической ситуации, государственная политика в сфере защиты прав несовершеннолетних.
YU.V. NIKOLAEVA,

the doctor of jurisprudence


STATE POLICY IN SPHERE OF PROTECTION OF THE RIGHTS

OF THE CHILD IN RUSSIA

The constitutional duty of the state connected with obligatory maintenance by the state of the rights and legitimate interests of children, is changed legally uncertain and not having accurate criteria of an estimation by duties of state «support» of the childhood. At federal level such major legal guarantee of child care as «an establishment and observance of the state minimum social standards of the basic indicators of quality of life of children that contradicts principles of unity of legality and equality of all children before the law is cancelled, creates preconditions of discrimination of children living in different regions of Russia.


Key words: protection of the rights of the child, spiritual and moral education of the population, improvement of a demographic situation, a state policy in sphere of protection of the rights of minors.
Государственная политика в сфере защиты прав ребенка основывается на принципе обеспечения прав ребенка, и в своем Докладе о деятельности Уполномоченного по правам человека в 2006 г. В. Лукин отмечает, что «обеспечение прав ребенка – многофункциональная и сложная проблема, скорее даже комплекс взаимосвязанных проблем, от решения которых в значительной мере зависят перспективы физического выживания и нравственного развития любого общества»1. В Докладе дана оценка положению дел, в том числе, с правами ребенка в России, состоянию и динамике наиболее важных правозащитных проблем 2006 г., подводятся итоги деятельности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации.

Таким образом, очевидно стремление объективно отразить ситуацию с защитой прав детей и четко обрисовать актуальные проблемы и направления деятельности, способы решения поставленных задач, что соответствует целям государственной политики в сфере защиты прав и законных интересов детей.

Согласно Концепции национальной безопасности РФ и Доктрине информационной безопасности РФ, обеспечение национальной безопасности государства включает формирование государственной политики в области духовного и нравственного воспитания населения, введение запрета на использование эфирного времени в электронных средствах массовой информации для проката программ, пропагандирующих насилие и жестокость, антиобщественное поведение, эксплуатирующих низменные проявления2. Вместе с тем введение на законодательном уровне запретов и ограничений на распространение деструктивной информации долгое время оставалось декларативным, не сопровождалось должной правовой регламентацией обязанностей по их соблюдению юридическими и физическими лицами, установлением мер юридической ответственности за их нарушение. И только с принятием Федерального закона от 13 марта 2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе» ситуация начала исправляться3.

В продолжение реализации государственной политики принимались и принимаются целевые программы на федеральном и региональном уровнях. Прежде всего, следует отметить Федеральную целевую программу «Дети России» на 2007–2010 годы.

«Актуальность федеральной целевой программы «Дети России» на 2007–2010 годы, ее цели и задачи определяются исходя из наличия не решенных в рамках предыдущих федеральных целевых программ проблем детства, необходимости обеспечения реализации Конвенции ООН по правам ребенка, других международных правовых актов, Концепции демографического развития Российской Федерации на период до 2015 года.»4 Действующая Программа ориентирована на поддержку и развитие детей, профилактику семейного неблагополучия и поддержку семей, оказавшихся в трудной ситуации. В результате выполнения Федеральной целевой программы «Дети России» на 2003–2006 годы достигнуто снижение младенческой смертности (с 12,4 на 1 000 родившихся живыми в 2003 г. до 11 на 1 000 родившихся живыми в 2005 г.), материнской смертности (с 31,9 на 100 тыс. родившихся живыми в 2003 г. до 30,5 на 100 тыс. родившихся живыми в 2005 г.), снижение инвалидности детей с хронической патологией, укрепление здоровья детей и подростков на всех этапах развития. По сравнению с 2003 г., в 2005 г. количество беспризорных детей сократилось на 3,2 тыс. человек (4,27 тыс. против 7,5 тыс.), детей, находившихся в трудной жизненной ситуации, – на 274 тыс. человек (676 тыс. против 950 тыс.). В 2005 г. в учреждениях социального обслуживания семьи и детей помощь получили более 440 тыс. семей с детьми-инвалидами, что на 26 процентов больше уровня 2003 г.5

Реализация Программы даст возможность последовательно осуществлять меры улучшения положения детей, что должно привести к улучшению демографической ситуации и укреплению интеллектуального потенциала страны, сохранению и поддержанию основных параметров жизнедеятельности детей. В рамках программы действуют Подпрограммы «Одаренные дети», «Здоровое поколение», «Дети и семья».

В целях осуществления государственной политики в сфере защиты прав несовершеннолетних работает национальный проект «Здоровье». Его основным достижением стал приток кадров в первичное педиатрическое звено. Но у данного проекта много побочных эффектов, прежде всего отток кадров из звена узких детских специалистов. Отмечается введение квот на оказание высокотехнологичной медпомощи детям. Главный педиатр России А. Баранов так отозвался об этой мере: «Что, если квота в регионе на 50 детей, а нуждаются в дорогостоящей помощи 100? Это антиконституционная и антидетская мера!»6 Многие положения данного проекта нуждаются в корректировке и доработке. При этом необходимо учитывать мнение ведущих врачей в соответствующих областях7. Кроме того, в национальном проекте не отражены потребности медицинской науки и промышленности. Здравоохранение в структуре приоритетов государства пока не вышло на тот уровень, который нам необходим8.

Помимо указанных целевой программы и национального проекта и на федеральном, и на региональном уровнях существуют и другие, например: Федеральная целевая программа (ФЦП) «Жилище», ФЦП «Русский язык». Министерство внутренних дел РФ совместно с другими заинтересованными министерствами, службами и агентствами регулярно осуществляет межведомственные мероприятия – операции «Подросток», «Подросток-игла», «Внимание, дети!», «Мак». В 2006 г. МВД России проводило Всероссийское благотворительное мероприятие «Время добрых дел», целью которого являлось оказание адресной помощи детским домам и иным учреждениям для детей и сирот, оставшихся без попечения родителей9. Сегодня на уровне регионов также проводится подобная работа. Например, в Новгородской области проходят благотворительные акции «Рождественский подарок», «Права ребенка – права человека», «Кленовый лист» и многие другие.

Как уже отмечалось, не все целевые программы отличаются проработанностью. Многие не достигают поставленных целей. Недостатками программ прошлых лет можно считать:

- нескоординированность усилий федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, снижение их ответственности10;

- нерациональное использование средств бюджетов всех уровней;

- прогрессирующее ухудшение здоровья детей, особенно раннего и подросткового возраста;

- рост количества детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе, за счет усиления вторичной волны социального сиротства, вызванной неадекватной социализацией, социальной незащищенностью выпускников учреждений интернатного типа11.

Несмотря на лучшую проработанность в действующих программах, проблемы все равно продолжают оставаться.

Недостатки целевых программ в области защиты прав и законных интересов несовершеннолетних могут быть компенсированы деятельностью общественных объединений и иных некоммерческих организаций, партий, лидеров, которые привлекают внимание общественности и государства к проблемным вопросам12.

Особенностью государственной политики, призванной обеспечивать всемерную защиту детства, с начала XXI в. является ее непоследовательность и ущербность в законодательном регулировании базовых прав и законных интересов несовершеннолетних и гарантий их реализации. С 2002 г. политика в сфере защиты прав ребенка постоянно менялась, особенно тяжелым периодом стал 2004 г., когда был принят Федеральный закон от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»13. Внесенными поправками серьезно ухудшено правовое положение несовершеннолетних почти во всех сферах их жизнедеятельности (образования, здравоохранения, трудоустройства, культуры, отдыха, досуга, обеспечения жильем и пр.). Тем самым нарушены конституционные и общепризнанные международные принципы и нормы о защите детей, содержащиеся в правовых и рекомендательных актах ООН, Совета Европы и СНГ14.

Конституционная обязанность государства, связанная с «защитой детства» (ст. 38 Конституции РФ), т.е. всеобъемлющим и обязательным обеспечением государством прав и законных интересов детей, подменена юридически неопределенными и не имеющими четких критериев оценки обязанностями государственной «поддержки» детства (включающими не только «полную» и «материальную», но также «частичную» и «моральную» поддержку)15. На федеральном уровне отменена такая важнейшая правовая гарантия охраны детства, как «установление и соблюдение государственных минимальных социальных стандартов основных показателей качества жизни детей»16, что противоречит принципам единства законности и равенства всех детей перед законом, создает предпосылки дискриминации детей, проживающих в разных регионах России17.

Существенно сужен объем провозглашенных на федеральном законодательном уровне прав детей на образование, труд, медико-социальную помощь, реабилитацию, доступ к учреждениям культуры; дети лишены права бесплатно пользоваться некоторыми видами социальных и правовых услуг18.

Нынешняя система социальной поддержки устроена таким образом, что помощь может быть получена только теми, кто смог преодолеть многочисленные бюрократические барьеры. «Это приводит к тому, что поддержку не получают как раз самые нуждающиеся. Государственная машина отгораживает себя от тех, кому она должна служить в первую очередь.»19 Положение несовершеннолетних в различных сферах жизни довольно плачевно.

После проведения Всероссийской диспансеризации абсолютно здоровыми оказались только 27,1% детей, а 16,2% имеют хронические заболевания20. Серьезной проблемой является распространение среди молодежи ВИЧ-инфекции, а также рождение детей ВИЧ-инфицированными матерями. В России на данный момент около 12000 детей, зараженных ВИЧ-инфекцией21. Увеличился процесс инвалидизации. Основную часть детей-инвалидов составляют дети с расстройствами психики и нервной системы и дети с иными множественными нарушениями здоровья.

В сфере образования права несовершеннолетних также нарушаются. Закон РФ от 10 июля 1992 г. № 3266-1 «Об образовании» декларирует бесплатность дошкольного, начального, среднего образования, а также среднего профессионального и высшего на конкурсной основе22. Однако количество бюджетных мест в учреждениях высшего образования с каждым годом уменьшается, а в учреждениях дошкольного, начального и среднего образования взимают плату за «содержание детей в учреждении», что вполне узаконено соответствующей статьей.

Происходит коррумпирование образовательных учреждений. Образование становится бесплатным только на бумаге, школы занимаются самофинансированием на основе систематических поборов с родителей. Например, в 2003 г. объем взяток в российской системе образования составил 26,5 млрд. руб. Из этой суммы только в сфере, связанной с обучением дошкольников, объем взяток и подарков составил 1 млрд. руб. За прием в школу родители неофициально «заплатили» 1,7 млрд. руб., во время обучения в школе и ПТУ – 1,5 млрд. руб., при поступлении и учебе в среднеспециальном учебном заведении (ССУЗ) – 0,8 млрд. руб., при поступлении и учебе в вузе – 21,4 млрд. руб. Детские учреждения становятся кузницей коррупционных кадров. Дети растут с коррупционной программой «Надо платить!»23.

Серьезной проблемой в России остаются нарушения жилищных прав несовершеннолетних, нередко обусловленные ненадлежащим исполнением своих обязанностей опекунами и попечителями. Крайне болезненна проблема обеспечения жильем выпускников детских интернатных учреждений. Достигнув 18 лет, они покидают учреждения, где воспитывались. По закону им должно быть предоставлено жилье24. Однако с момента постановки на учет для получения жилья до фактического его предоставления проходит время, нередко исчисляемое годами. Субъекты Российской Федерации не всегда имеют возможность построить социальное жилье в требуемых объемах, да и очередников других категорий, тоже годами ожидающих получения жилья, везде хватает. Но дети-сироты –особая категория, они не могут ждать годами25.

После вступления в силу Жилищного кодекса РФ произошел бум выселения несовершеннолетних, так как законодатель разрешил это, причем как с предоставлением другого жилого помещения, так и без такового, что также нарушает права несовершеннолетних.

Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ (ред. от 30.06.2007) «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» в случае приема детей в возрасте от 15 лет гарантирует вознаграждение за труд, охрану труда, сокращенное рабочее время, отпуск. Работникам моложе 18 лет предоставляются льготы при совмещении работы с обучением, проведении ежегодного обязательного медицинского осмотра, квотировании рабочих мест для трудоустройства, расторжении трудового договора (контракта) и другие льготы, установленные законодательством Российской Федерации26. А органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации обеспечивают профессиональную ориентацию, профессиональную подготовку детей от 14 лет.

Но в современной жизни картина безрадостная. Преимущественно большая часть работодателей требует опыт работы, и устроиться в связи с этим обстоятельством очень сложно.

Системное нарушение прав ребенка обусловлено и обострившимся в последние годы кризисом института семьи. Очень заметно снизился ее воспитательный уровень, ослабли нравственные устои, растет число детей, пострадавших от жестокости родителей27. Существующая в государстве система защиты прав ребенка в семье работает, как правило, по наступившим последствиям (сиротство, безнадзорность, преступность, наркомания)28.

Проблема детского сиротства остается одной из острейших в России. С каждым годом статистические данные меняются в сторону увеличения детей-сирот. Так, согласно статистическим данным, в 2004 г. были выявлены и учтены 145 285 детей29, оставшихся без попечения родителей, по данным 2007 г., их число составило более 700 тысяч30. Проблема детей-сирот является свидетельством бессилия государства, если в разрешение проблем детства не вовлекается гражданское общество с его многообразными инициативами, «не скованными» ведомственными рамками и интересами. На данный момент отсутствует какая-либо система профилактики социального сиротства, как и система постинтернатной адаптации воспитанников сиротских учреждений31.

Серьезную обеспокоенность вызывают проблемы, связанные с усыновлением российских детей иностранными гражданами. Начиная с 1992 г. более 62 тысяч российских детей покинули Родину. За последние два года число усыновленных российских детей-сирот иностранными гражданами превысило число детей, усыновленных российскими гражданами32.

Вывоз детей за границу в большинстве случаев связан с их усыновлением, однако в последние годы получили распространение криминальные аспекты сделок, совершаемых в отношении младенцев и детей в возрасте до трех лет. С принятием законодательства об уголовной ответственности за торговлю детьми и незаконные действия по усыновлению стали вскрываться многочисленные факты коммерциализации и криминализации этой сферы33.

В связи со сложившимся тяжелым положением в сфере защиты прав и законных интересов несовершеннолетних требуется модернизация политики в интересах детей. Наряду с решением задач улучшения здоровья детей, снижения их смертности, обеспечения базовых социальных гарантий, необходима выработка и осуществление стратегии противодействия новым рискам для детей – беспризорности, социальному сиротству, распространению наркомании, токсикомании, алкоголизма, насилия по отношению к детям, роста социально обусловленных заболеваний, прежде всего туберкулеза и ВИЧ/СПИДа. Приоритетом должны стать профилактика всех форм неблагополучия ребенка и курс на развитие его потенциала независимо от места жительства, уровня доходов и типа семьи34.

В 2006 г. началась реализация национальных проектов в области образования, здравоохранения, жилищной сфере. Приняты решения о материнском (семейном) капитале, об увеличении размера пособий по уходу за ребенком в возрасте до 1,5 лет и стоимости родовых сертификатов, о компенсации семьям затрат на детское дошкольное воспитание. Но очевидно, что национальные проекты носят «фрагментарный, дискретный характер и не имеют своей целью создание системы обеспечения и защиты прав детей»35. Реализация мер, предложенных в послании Президента Российской Федерации, направлена не на улучшение положения семьи, комплексную защиту прав и интересов детей, а на повышение рождаемости и улучшение демографической ситуации в стране36.

О слабой эффективности государственной политики в сфере защиты прав и законных интересов несовершеннолетних свидетельствуют следующие обстоятельства:

1. Несмотря на неоднократные обращения органов государственной власти субъектов Российской Федерации, специалистов, экспертного сообщества к Президенту Российской Федерации и Правительству Российской Федерации, так и не был образован федеральный орган исполнительной власти, призванный разрабатывать и осуществлять демографическую политику и политику в интересах детей, семей с детьми, содействовать реализации прав детей, обеспечивать эффективное межведомственное взаимодействие и координацию работы в отношении детей, обеспечивать контрольные функции и правовое регулирование в сфере своей деятельности, методическую и координационную работу с аналогичными органами исполнительной власти регионов, органами опеки и попечительства, сотрудничество с общественными организациями, мониторинг и оценку ситуации37. Хотя законопроект об утверждении института Уполномоченного по правам ребенка в 2002 г. вносился в Государственную Думу РФ, принят так и не был.

Необходима межведомственная федеральная служба, осуществляющая функции разработки и реализации государственной политики в области развития человеческого потенциала, поддержке семьи и детства, выполняющая функции государственного заказчика, формирующего на основе утвержденных целевых программ пакеты государственных социальных заказов, а также фиксирующего неисполнение органами государственной власти и органами местного самоуправления, другими субъектами, осуществляющими политику в области развития человеческого потенциала и защиты прав детей, соответствующих обязательных стандартов и нормативов, в том числе – в законодательном обеспечении деятельности региональных систем профилактики, в обеспечении органов местного самоуправления профессиональными уполномоченными службами, выполняющими необходимую работу по опеке и попечительству, в сфере образования и здравоохранения, отдыха и досуга детей и т.п.38

2. Требуется формирование системы ювенальной юстиции. В этой связи следует отметить и то немаловажное обстоятельство, что в настоящее время в ряде субъектов Российской Федерации уже предпринимаются первые самостоятельные шаги в части дополнения системы общей юстиции такими специализированными элементами, которые позволили бы защитить права несовершеннолетних, а также максимально учесть при расследовании, определении и исполнении наказания особенности личности подростка, условия и причины совершенного им противоправного действия39.

Поэтому так актуально и целесообразно учреждение ювенальной юстиции, специализированного правосудия для несовершеннолетних, которое может обеспечить накопление соответствующей судебной практики, что, в свою очередь, будет способствовать дальнейшей эволюции законодательства в данной области.

Содержание ювенальной политики40 образует деятельность ее субъектов по изучению положения несовершеннолетних в отдельных сферах общественных отношений; осуществлению контроля над их благосостоянием; анализу на этой основе соответствующего законодательства, оценке его эффективности; проведению коррекции правового статуса несовершеннолетних в случае возникновения такой необходимости; разработке и принятии нового, соответствующего современным социальным, политическим и экономическим условиям, законодательства в отношении лиц, не достигших возраста 18 лет41.

Ювенальная юстиция как бы завершает, «достраивает» пирамиду юридической защиты прав ребенка42. В основании же ее должны лежать законодательно закрепленные права и свободы. Рассматривая любую сферу общественных отношений с точки зрения ее правового регулирования, следует начинать не с уголовно-правового аспекта защиты или ответственности за правонарушения в этой области, которую также определяют правовые нормы, а исследуем совокупность нормативно-правовых актов и отдельных норм права, т.е. весь законодательный массив, регулирующий конкретные общественные отношения. Если речь идет о субъекте права, то сущность и содержание его правового состояния определяются правовым статусом, характеризующим его положение по отношению к государству, его органам, другим лицам43.

Россия относится к немногим странам современного мира, где защита прав несовершеннолетних как отрасль социальной политики и социального права развита крайне слабо, а правосудие по делам несовершеннолетних (ювенальная юстиция) как самостоятельная подсистема общего правосудия отсутствует. В то же время более чем столетний период функционирования в мире различных моделей ювенальной юстиции, в том числе, в дореволюционной России доказал их  эффективность  в деле защиты прав и законных интересов детей и  молодежи44. Опыт регионов России45, в частности Ростовской, Саратовской, Волгоградской и Пермской  областей, Москвы, Санкт-Петербурга, Красноярского края, Ханты-Мансийского и ряда других регионов, где отрабатывались элементы ювенальной  юстиции, показал, что к числу перспективных и эффективных ювенальных технологий могут быть отнесены:

- ювенальное судопроизводство и введение специализированного института ювенальных судей в рамках системы судов общей юрисдикции;

- ювенальная прокуратура и ювенальная адвокатура;

- институт социальных работников ювенальной юстиции;

- система уполномоченных по правам ребенка на федеральном и региональном уровнях;

- мобильная и комплексная социальная работа с детьми и молодежью, оказавшимися в социально опасном положении46.

Системная разобщенность государственных институтов, занимающихся проблемами несовершеннолетних, не позволяет достичь положительных результатов ни в области снижения количества преступлений, совершаемых несовершеннолетними, ни в сфере защиты ребенка от криминальной среды. Только соединение усилий различных государственных органов и структур, а также негосударственных организаций в единое социально-правовое пространство в виде целостной системы ювенальной юстиции позволит решить названные вопросы.47

Важнейшие элементы системы ювенальной юстиции – комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, институт уполномоченных по правам ребенка, институт социальных работников в субъектах Российской Федерации – также нуждаются в федеральном законодательном закреплении.

В настоящее время не существует акта, регламентирующего положение комиссий. Принят Федеральный закон от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», закрепивший базовые дефиниции, связанные с порядком образования, структурой и спектром полномочий данного органа. Однако логичным продолжением законодательной деятельности в данном направлении должна была стать разработка и введение в действие специального акта, регламентирующего положение комиссий, который, однако, так и не был введен до настоящего времени. Проект федерального закона «Об основах организации деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав» был принят в первом чтении Государственной Думой 18 июня 1999 г., но впоследствии работа над законопроектом была прекращена. Указанный факт создает существенные затруднения в развитии и повышении эффективности деятельности комиссий.

Что касается института социальных работников, то до настоящего времени в правовой системе России официально отсутствует понятие «социальный работник ювенальной юстиции», а его правовой статус законодательно не урегулирован. В то же время, несмотря на отсутствие нормативно закрепленного термина, этот институт работает в отечественной системе правосудия.

Необходимость привлечения социальных работников к вопросам, разрешаемым ювенальной юстицией, обусловлена двумя факторами:

1. Россией ратифицировано несколько международных договоров, таких, как Конвенция ООН о правах ребенка48, Минимальные стандартные правила ООН, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних («Пекинские правила» 1985 г.)49, Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод50, Руководящие принципы ООН для предупреждения преступности среди несовершеннолетних («Эр-Риядские руководящие принципы», 1990 г.)51, прямо касающихся вопросов обеспечения соблюдения и защиты прав несовершеннолетних и предусматривающих в отношении последних ряд норм и правил, не имеющих аналогов в судебных разбирательствах в отношении взрослых правонарушителей. Естественно, поднять ювенальное правосудие до заявленных стандартов, используя только имеющийся судебный инструментарий, нереально. Суды, прокуратура и адвокатура не могут обеспечить требуемой социальной помощи в реабилитации и защите прав несовершеннолетнего правонарушителя. Именно поэтому становление ювенальной юстиции в России влечет за собой вопрос и становления института социальных работников как специалистов, первостепенной задачей которых должна стать защита прав и интересов несовершеннолетнего.

2. Ситуация, складывающаяся в российской системе правосудия в последние годы, не может считаться удовлетворительной. Это утверждение справедливо и в отношении сферы, регулируемой ювенальным правосудием. Можно констатировать, что отечественная судебная система не обеспечивает требуемого уровня защиты прав несовершеннолетнего. Удельный вес преступлений, совершенных несовершеннолетними в течение 2005–2007 гг., стабильно составляет 7–8 %52 от числа всех совершенных преступлений, а это говорит о том, что суды не могут обеспечить эффективного снижения объемов подростковой преступности, а система назначения наказаний носит карающий, а не реабилитирующий (как того требуют вышеперечисленные международные правовые акты) характер. Естественно, при таком положении дел особо остро стоит вопрос о защите прав несовершеннолетних в ходе судебных разбирательств. Проблема же заключается в том, что в ходе судопроизводства в отношении несовершеннолетних от суда требуется учитывать ряд факторов (в частности, возрастные психологические особенности личности несовершеннолетнего), обусловленных именно специфическим субъектом преступлений. В связи с этим все чаще высказывается мнение53 о необходимости разных судебных подходов к совершеннолетним и несовершеннолетним преступникам, что и должен обеспечить институт социальных работников в ювенальной юстиции.

Одновременно с совершенствованием нормативно-правовой основы деятельности уполномоченного по правам ребенка в Российской Федерации необходимы меры развития института уполномоченных, действующих в более чем 15 регионах России, поддержки деятельности их сетевого объединения54.

3. В Российской Федерации не созданы условия для обеспечения детей и семей с детьми доступной квалифицированной юридической помощью. При этом ст. 48 Конституции Российской Федерации гарантирует право каждого на получение квалифицированной юридической помощи. В случаях, предусмотренных законом, юридическая помощь оказывается бесплатно55.

4. По сообщениям СМИ и информации, полученной от уполномоченных по правам ребенка в субъектах Российской Федерации, крайне тяжелым остается положение детей-инвалидов. Это касается вопросов материального положения семей, в которых они воспитываются, предоставления необходимого ухода, обеспечения лекарствами и средствами реабилитации и их качества, разработки и реализации индивидуальных программ реабилитации, улучшения жилищных условий, реализации права на образование. Еще более трагична ситуация с детьми-инвалидами, проживающими в государственных стационарных учреждениях системы социальной защиты населения. Необходимо употребить политическую волю и использовать имеющиеся в России ресурсы для полного обеспечения прав детей-инвалидов, установленных действующими нормами международного права и федерального законодательства56.

5. В 2006 г. Президент Российской Федерации в ежегодном Послании Федеральному Собранию Российской Федерации с сожалением отметил, что иностранцы больше усыновляют российских детей, чем российские граждане57. Однако ни Министерство образования и науки, ни Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации не разработали какой-либо программы профилактики социального сиротства и развития семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, фактически переложив ответственность за разрешение данной проблемы на субъекты Российской Федерации.

6. В 2006 г. российские суды десятками выносили решения о прекращении права пользования жилыми помещениями членами семьи прежнего собственника в соответствии с новой редакцией п. 2 ст. 292 Гражданского кодекса Российской Федерации58 и о выселении бывших членов семьи собственника жилого помещения, в том числе несовершеннолетних детей, без предоставления жилья, т.е. на улицу, на основании ст. 31 Жилищного кодекса Российской Федерации59. Указанные нарушения стали возможны в связи с некомпетентностью известных должностных лиц в Правительстве Российской Федерации, Государственной Думе, Администрации Президента Российской Федерации, ответственных за разработку и принятие пакета законопроектов о рынке доступного жилья, их неспособностью и нежеланием противостоять лоббистской деятельности соответствующей части бизнес-сообщества, заинтересованной в принятии указанных правовых норм для увеличения доходности от своей коммерческой деятельности60.

7. По настоящее время ни Правительство Российской Федерации, ни Государственная Дума не приняли реальных мер для защиты детей от информации, распространяемой СМИ, наносящей вред их здоровью, нравственному и духовному развитию. Большую тревогу в обществе вызывает бесцеремонное вторжение масс-медиа в частную жизнь семьи и ребенка: СМИ с легкостью берут на себя роль, ранее принадлежавшую семье и школе. Масс-медиа оказывают колоссальное влияние на ребенка, формируют его ценностную ориентацию, моделируя его поведение и помогая определиться при выборе целей. Очевидно, что информация негативного характера особенно легко распространяется среди несовершеннолетних и оказывает влияние на их повседневную жизнь. «Пошлость, насилие, жестокость, секс, вырывающиеся с телеэкранов, радиоприемников, Интернета, газетных полос, усиливают установку ребенка на агрессивные поступки, сексуальную вседозволенность, примитивизм и безответственность в поведении. Ребенок, будучи особенно чувствительным и уязвимым, начинает воспринимать мир неправильно и искаженно.»61

Таким образом, государственная политика в сфере защиты прав и законных интересов несовершеннолетних как целенаправленная, систематическая, специально организованная деятельность государственных органов и органов местного самоуправления и общественных организаций, образовательных учреждений, различных институтов гражданского общества, направленная на совершенствование механизма реализации прав несовершеннолетних и обеспечение эффективной защиты прав и законных интересов несовершеннолетних62 выражается в осуществлении прав детей, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, недопущении их дискриминации, упрочении основных гарантий прав и законных интересов детей, а также восстановлении их прав в случаях нарушений; формировании правовых основ гарантий прав ребенка; содействии физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей, воспитанию в них патриотизма и гражданственности, а также реализации личности ребенка в интересах общества и в соответствии с не противоречащими Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству традициями народов Российской Федерации, достижениями российской и мировой культуры63. В связи с этим определяются следующие основные направления государственной политики в области защиты прав и законных интересов несовершеннолетних:

- «охрана здоровья и содействие здоровому образу жизни детей;

- обеспечение качественного образования и воспитания детей;

- улучшение экономических условий жизнедеятельности детей;

- повышение эффективности государственной системы поддержки детей, находящихся в особо сложных обстоятельствах»64.

Поскольку преимущественными формами реализации государственной политики в сфере защиты прав детей являются национальные проекты и целевые программы, их разработка направлена не только на текущую ситуацию, но и на перспективу. Хотя об эффективности такой политики говорить пока рано, особенно в свете проблем в жилищной сфере, сфере образования и здоровья.

Итак, необходимо провести большую работу для разрешения этих проблем, в частности, принять ряд нормативных актов (на федеральном и региональном уровнях), например:

1. Внести изменения в Жилищный кодекс РФ о недопустимости выселения из жилых помещений несовершеннолетних, так как это противоречит Конституции РФ.

2. Принять пакет законов по ювенальной юстиции (Федеральный конституционный закон «О внесении дополнений в судебную систему Российской Федерации», в части введения ювенальных судов, Федеральный конституционный закон «О ювенальных судах в Российской Федерации» и Федеральный закон «Об основах системы ювенальной юстиции».

3. Принять пакет федеральных законов, сопровождающих создание системы ювенальной юстиции и регламентирующих деятельность неотъемлемых элементов системы ювенальной юстиции: федеральные законы «Об общих принципах организации деятельности уполномоченного по правам ребенка в субъектах Российской Федерации», «О комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав», «О социальных работников ювенальной юстиции», о внесении изменений и дополнений в Гражданско-процессуальный кодекс РФ, Уголовно-процессуальный кодекс РФ, Уголовно-исполнительный кодекс РФ, а также в ряд других федеральных законов в части процессуального и иного правового регулирования вопросов создания в России системы ювенальной юстиции.

4. Внести изменения в ст. 14, 15, 16 Федерального закона № 131-ФЗ от 6 октября 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», содержащие перечни вопросов местного значения поселения, муниципального района и городского округа, внести дополнения, устанавливающие обязательства органов государственной власти субъектов Российской Федерации за финансовое обеспечение деятельности органов местного самоуправления по осуществлению опеки и попечительства над несовершеннолетними, организации первичной медико-санитарной помощи, медицинской помощи женщинам в период беременности, во время и после родов, организации образовательного процесса (включая дошкольное и дополнительное образование) в соответствии со стандартами и нормативами, установленными законодательством Российской Федерации.

5. Создать Межведомственную Федеральную службу по развитию человеческого потенциала, поддержке семьи и детства (МФСРЧП) со структурами в субъектах Российской Федерации.

6. Для оказания помощи ребенку, находящемуся в трудной жизненной ситуации, и его семье необходима разработка минимальных государственных социальных стандартов основных показателей качества жизни детей, во избежание территориальной дискриминации.

7. Установить перечень мероприятий (с привлечением СМИ), направленных на привлечение граждан к приему детей в семью и оказание добровольной помощи детям и семьям с детьми в кризисной ситуации.

8. Необходимо доработать и принять поправки к федеральным законам «Об образовании» и «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», в части регламентации вопросов воспитания и обучения лиц с особыми потребностями в области образования в системе общего и специального образования, а также необходимо законодательно закрепить ежегодное увеличение или хотя бы сохранение на нынешнем уровне бюджетных мест в высших образовательных учреждениях, так как профессиональный спад в России налицо.

9. Обеспечить оказание медицинских услуг любому ребенку, независимо от дохода его родителей и региона проживания, а также независимо от наличия полиса обязательного медицинского страхования.

10. На практическом уровне для должного нравственного и духовного развития ребенка, для обеспечения его прав и интересов следует поставить акцент на семью и школу, в частности:

- упростить систему обращения несовершеннолетних за помощью, например, организовать в школах и иных детских учреждениях детских юристов-психологов, подотчетных Уполномоченным по правам ребенка в соответствующем регионе;

- обязать учителей и психологов в учреждениях образования наблюдать за детьми и предупреждать негативные тенденции неблагоприятных семей, например, жестокость родителей. Ребенок должен видеть в наставнике помощника и друга. Все практические мероприятия, проводимые с детьми, должны осуществляться только совместно с детскими психологами;

- освещать в образовательном процессе вопрос заражения ВИЧ/СПИДом, способы предохранения и возможность лечения, а не замалчивать эти вопросы. Необходимо обеспечить профилактику заболеваемости;

- повысить уровень правосознания граждан России в области соблюдения прав несовершеннолетних, ввести в школах обязательную дисциплину об их правах, например, «Права детей», которая освещала бы права и обязанности несовершеннолетних, гарантии их прав, способы защиты, организации, оказывающие помощь.

11. При обучении профессиям несовершеннолетние должны проходить практику на протяжении всего периода обучения. Для трудоустройства несовершеннолетних в связи с отсутствием опыта работы необходимо таким несовершеннолетним включать в трудовой стаж и опыт работы данную практику. По ряду специальностей надо вернуть практику распределения.



12. Для решения вопроса с дефицитом жилья для выпускников интернатных учреждений необходимо обеспечить выделение средств в необходимом размере на строительство жилья или (как вариант решения проблемы) при предоставлении муниципальных земельных участков под строительство частным фирмам по инвестиционным договорам в последний включать условие о предоставлении части построенного жилья таким выпускникам.
Библиографический список:


  1. Андрющенко Л.Н., Ведерникова О.Н., Максудов Р.Р., Мелешко Н.П., Паламарчук Е.А., Флямер М.Г., Яковлева Н.Г. Ювенальная юстиция в Российской Федерации: криминологические проблемы развития. СПб.: Юрид. центр Пресс, 2006. С. 352–363.

  2. Борисова Н. К вопросу о концепции российского ювенального права // Право и жизнь. 1999. № 19.

  3. Борисова Н.Е. Конституционные основы защиты прав и интересов несовершеннолетних (теория, практика, проблемы совершенствования законодательства): Дисс. … докт. юрид. наук. М., 2004. С. 352.

  4. Борисова Т. Национальный проект «Здоровье»: стратегия и перспективы // Фармацевтический вестник. 2006. 2 мая.

  5. Бубон К.В. Темная сторона закона о материнском капитале // Адвокат. 2007. № 5.

следующая страница >>
Смотрите также:
Государственная политика в сфере защиты прав ребенка в россии
396.95kb.
3 стр.
Наука и государство
411.77kb.
3 стр.
Минздравсоцразвития россии федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей
49.26kb.
1 стр.
Государственная политика в сфере защиты прав и законных интересов несовершеннолетних
283.92kb.
1 стр.
Доклад о деятельности Уполномоченного по правам ребенка в Ярославской области и состоянии дел в сфере соблюдения и защиты прав и законных интересов ребёнка в Ярославской области за 2012 год
2341.08kb.
12 стр.
1 Предмет АдП
3936.21kb.
56 стр.
Детские омбудсманы из 35 регионов России подписали соглашение о сотрудничестве
24.78kb.
1 стр.
Методические рекомендации по проведению 1 сентября 2010 года
231.81kb.
1 стр.
Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Оренбургской области
23.91kb.
1 стр.
Льная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека федеральное казённое учреждение здравоохранения
37.71kb.
1 стр.
К вопросу о формировании и реализации государственной политики в сфере защиты прав и законных интересов несовершеннолетних
233.37kb.
1 стр.
Федеральная служба по надзору в сфере защиты
60.17kb.
1 стр.