Главная
страница 1
ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ

ПРОЕКТ

КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ

НЕПРЕРЫВНОГО МЕДИЦИНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ (НМО) C УЧАСТИЕМ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ МЕДИЦИНСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ В РФ

Оглавление

    1. Введение

    2. Актуальность и предпосылки развития НМО

    3. Цели НМО

    4. Принципы развития НМО и механизмы их реализации

    5. Задачи и сроки их реализации

1. ВВЕДЕНИЕ

Непрерывное медицинское образование (далее НМО) – образование медицинских и фармацевтических работников, которое начинается после получения специальности и продолжается непрерывно, в течение всей жизни. В терминах существующей нормативно-правовой базы1 – это дополнительное профессиональное образование2, которое осуществляется посредством реализации программ повышения квалификации и переподготовки.

Программы повышения квалификации направлены на совершенствование имеющихся и (или) освоение новых компетенций, необходимых для профессиональной деятельности, выполнения трудовых функций и (или) повышения профессионального уровня в рамках имеющейся квалификации медицинского и фармацевтического работника (далее – работник).

Настоящая Концепция предлагает повысить эффективность программ повышения квалификации (далее – Программа) путём:



  • расширения участия профессиональных медицинских некоммерческих организаций по специальностям (и их ассоциаций) в формировании и реализации обучения по Программам;

  • введения системы персонифицированного учёта полученных знаний и навыков работников в форме зачётных единиц – кредитов (1 кредит присуждается за 1 час учебной деятельности);

  • организации непрерывности обучения по Программам с установлением не менее 50 зачётных единиц (кредитов) для каждого работника ежегодно и не менее 250 кредитов за 5 лет;

  • расширения видов учебной деятельности за счёт включения в Программы дополнительных учебных мероприятий, в том числе: семинаров, конференций, электронного обучения и др.;

  • применения инновационных образовательных технологий в обучении: электронных, дистанционных, телекоммуникационных, симуляционных;

  • повышения качества обучения посредством проведения обязательной ежегодной и итоговой аттестации (1 раз в 5 лет) знаний и умений работников, а также введения общественно-профессиональной аккредитации программ и видов учебной деятельности;

  • повышения мотивации работников к прохождению программ повышения квалификации путём проведения аккредитации, аттестации, приёма на работу и оплаты труда только с учётом ежегодного накопления установленного числа зачётных единиц (кредитов) и успешного прохождения ежегодной и итоговой аттестации (экзамена).

В Концепции изложены актуальность и предпосылки развития НМО в РФ, цели, основные принципы реализации и планируемые мероприятия по реализации НМО.

2. АКТУАЛЬНОСТЬ И ПРЕДПОСЫЛКИ РАЗВИТИЯ НМО

Концепция развития непрерывного медицинского образования в РФ подготовлена во исполнение Указа Президента РФ от 7 мая 2012 г. № 598, в котором поставлена задача разработки современной программы повышения квалификации и оценки уровня знаний медицинских работников, и в целях реализации положений Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» (№323 от 21 ноября 2011 г.). В этом законе установлено, что медицинские работники обязаны повышать свою квалификацию (статья 73) и не реже 1 раза в 5 лет проходить аккредитацию в соответствии с порядком установленным Минздравом РФ (статья 69). Под аккредитацией понимается разрешительная процедура для продолжения практической деятельности по определённой специальности. При этом в статье 76 обсуждаемого закона написано, что профессиональные медицинские некоммерческие организации могут принимать участие в разработке программ повышения квалификации.



Необходимость дальнейшего совершенствования системы медицинского образования, и в частности программ повышения квалификации медицинских и фармацевтических работников, обусловлена также следующими причинами:

  1. Неудовлетворительные показатели качества и безопасности медицинской помощи. Например, по данным ФОМС, до 60% случаев оказания медицинской помощи по результатам проведённой экспертизы качества медицинской помощи имеют дефекты, т.е. почти каждый второй случай. Объективные показатели качества и безопасности медицинской помощи, такие как внутрибольничная летальность, доля пациентов, получивших инфекционные осложнения в стационарных условиях, доля пациентов, пролеченных в соответствии со стандартами медицинской помощи в РФ в 2 раза хуже, чем в развитых странах.

  2. Неудовлетворённость пациентов качеством и доступностью медицинской помощи. По данным «Доклада о реализации Программы государственных гарантий оказания гражданам РФ бесплатной медицинской помощи в 2011 г.» таких пациентов – более 2/3.

  3. Увеличение объёмов медицинской информации и скорости еë обновления. По разным оценкам сегодня медицинская информация удваивается почти каждые 3-5 лет.

  4. Внедрение в практику новых сложных медицинских технологий, применение которых требует дополнительных знаний и умений от медицинских работников, в том числе для обеспечения безопасности пациентов.

  5. Появление новых высокоэффективных информационных, телекоммуникационных и дистанционных технологий, внедрение которых в практику медицинского образования снижает издержки и предоставляет дополнительные возможности. А именно: мультимедийность (возможность представлять текст, аудио и видеозаписи), быстрота обновления, тиражирование знаний лучших специалистов на большие территории, использование в удобное для работника время и без отрыва от практической деятельности, а также интерактивность, в том числе дистанционное взаимодействие с преподавателем и другими обучающимися, объективизация учёта и контроля знаний.

Важнейшей предпосылкой для развития НМО в РФ явилось широкое обсуждение общественностью и разработка проекта Федерального закона «Об образовании в РФ», который в ближайшее время поступит в Государственную Думу РФ. В этом законе предусмотрены следующие нормы в части дополнительного профессионального образования, т.е. образования после получения специальности по программам повышения квалификации (далее Программа):

  • Содержание, сроки и длительность обучения по Программам устанавливается организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в соответствии с типовой программой (статья 81). Эта типовая программа утверждается Минздравом РФ и должна учитывать требования профессиональных стандартов и квалификационные требования к специалистам. С учётом положений ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан» (статья 73) профессиональные медицинские некоммерческие организации могут принимать участие в разработке таких типовых программ.

  • Обучение может осуществляться посредством освоения отдельных учебных курсов, предметов, дисциплин, модулей, прохождения практик, а также посредством сетевых форм обучения, в порядке, установленном образовательной Программой и (или) договором об образовании, в том числе поэтапно (статья 81). Сетевой принцип реализации образовательных программ подразумевает совместное участие организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и иных организаций (статья 15). Другими словами, в Программе могут быть предусмотрены самые различные образовательные мероприятия и (или) виды учебной деятельности (конференции, семинары, симуляционное и электронное обучение и др.), которые могут предоставляться не только образовательными организациями.

  • В организации учебного процесса может быть предусмотрена кредитно-модульная система (статья 14). Это означает, что оценка трудоёмкости учебной нагрузки по всем видам учебной деятельности (образовательным мероприятиям), может учитываться в зачётных единицах (кредитах).

  • В обучении при всех формах могут использоваться дистанционные образовательные технологии и электронное обучение (статья 16). Причём соотношение между дистанционными и аудиторными занятиями устанавливается Программой.

  • Контроль качества обучения могут осуществлять объединения профессиональных организаций (ассоциаций) и работодателей путём проведения профессионально-общественной аккредитации программ и видов учебной деятельности (статья 100).

Дополнительными предпосылками к развитию НМО являются: готовность Национальной медицинской палаты (НМП) и многих профессиональных медицинских организаций по специальностям к реализации обучения по программам повышения квалификации; наличие инфраструктуры в большинстве медицинских учреждений для обучения врачей без отрыва от практической деятельности (компьютеры, выход в Интернет); наличие отечественных электронных библиотечных систем, учебно-методических комплектов и программных комплексов для реализации «образовательной среды».

      1. ЦЕЛИ НМО

  1. Обеспечение гарантии гражданам РФ, что в медицинских организациях оказывается качественная и безопасная медицинская помощь в соответствии с международными показателями. К 2018 г. необходимо достигнуть следующих значений этих показателей:

  • Соответствие проводимого лечения пациентов клиническим рекомендациям профессиональных медицинских обществ (некоммерческих организаций) – не менее 90%.

  • Доля пациентов, получивших инфекционные осложнения в стационаре – не более 4%.

  • Доля пациентов, завивших о медицинской ошибке во время лечения – не более 5%.

  • Стандартизованный (по полу, возрасту, диагнозу и длительности пребывания в стационаре) коэффициент летальности или отношение фактической летальности к установленной – не менее 85%.

  • Доля пациентов, госпитализированных в стационар, лечение которых можно было бы организовать в амбулаторных условиях – не более 5%.

  • Доля пациентов, получивших на приёме у врача первичного звена рекомендации по ведению здорового образа жизни – не менее 90%.

  • Снижение доли случаев, в которых выявлены дефекты по результатам экспертизы качества медицинской помощи – не более 20%.

  • Снижение доли случаев расхождения диагнозов по результатам патологоанатомических вскрытий в первичном звене – не более 10%.

  1. Повышение удовлетворённости пациентов качеством медицинской помощи с 33 до 60% к 2018 г.

  2. Приведение квалификации медицинских и фармацевтических работников к международным стандартам к 2018 г.

4. ПРИНЦИПЫ РАЗВИТИЯ НМО И МЕХАНИЗМЫ ИХ РЕАЛИЗАЦИИ

Таких принципов предложено 10:



    1. Сохранение и развитие лучшего отечественного опыта:

  • сохранение и развитие системы последипломного обучения врачей на базе ФУВов и ГИДУВов как составной части программ повышения квалификации;

  • учёт как вида учебной деятельности: наставничества опытных специалистов над молодыми врачами; стажировок специалистов в медицинских учреждениях вышестоящего уровня (например, врачей поликлиник в стационарах) и консультирования более опытными специалистами работников учреждений другого уровня (например, врачей ЦРБ специалистами ОКБ); участие в конференциях и семинарах, проводимых профессиональными медицинскими организациями и соответствующих установленным требованиям (см. п. 4.7).

    1. Гармонизация требований к квалификации медицинских специалистов в РФ с требованиями в развитых странах и использование их передового опыта. Этот принцип достигается путём активного взаимодействия и обмена опытом с организациями, отвечающими за разработку и соблюдение требований к программам обязательного последипломного образования (ординатуре) и повышения квалификации (непрерывного медицинского образования – continuous medical education, CME) в странах ЕС и США. Среди них: Европейский совет медицинских специалистов (UEMS), Американская медицинская ассоциация (AMA), Федерация медицинских советов Штатов (FSMB) и др. А также путём проведения ежегодных международных конференций; стажировок профессорско-преподавательского состава вузов и специалистов профессиональных медицинских организаций за рубежом, продолжения выпуска журнала «Медицинское образование и профессиональное развитие» (издание АСМОК) с публикацией статей на заданную тему.

    2. Партнёрство государства и профессиональных медицинских организаций и их ассоциаций в управлении последипломным медицинским образованием. Реализация этого принципа достигается путём создания Федерального совета и рабочей группы при Минздраве РФ, в состав которых войдут представители профессиональных организаций. В функции этих организаций будет входить разработка и утверждение нормативных документов по реализации НМО. Среди них: типовые программы повышения квалификации (с учётом положений настоящей Концепции); требования к реализации образовательных программ, в том числе с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий; критерии оценки трудоёмкости учебной нагрузки, выраженная в зачётных единицах (кредитах); проект Приказа Минздрава РФ «О проведении пилотного проекта по повышению квалификации врачей общей практики, участковых терапевтов и педиатров с применением дистанционных образовательных технологий» и др. (подробно см. Приложения).

    3. Комплексное обучение работников не только профессиональным, но и управленческим, экономическим, коммуникативным знаниям и умениям. Особый акцент в образовании должен быть сделан на этических принципах взаимоотношения медицинских работников с пациентами. Для этого необходимо провести ревизию типовых программ повышения квалификации на предмет включения соответствующих разделов.

    4. Обязательный персонифицированный учёт и ежегодный контроль знаний и практических умений специалистов (ежегодная и итоговая аттестация 1 раз в 5 лет). Оценка трудоёмкости учебной нагрузки должна производиться в форме кредитов или зачётных единиц. При этом ежегодно каждый работник должен накопить не менее 50 кредитов, а за 5 лет – 250 кредитов. Персонифицированный учёт может быть осуществлён путём внедрения электронных программ («образовательной среды»), которая позволяет самим работникам вести учёт своей учебной активности и итогов ежегодной аттестации, а руководителям медицинских учреждений и профессиональных медицинских организаций иметь постоянный доступ к этим данным.

    5. Использование инновационных образовательных технологий: электронных, дистанционных, телекоммуникационных, симуляционных и современное учебно-методическое сопровождение процесса обучения. Для реализации этого принципа необходимо, чтобы профессиональные медицинские организации по специальностям подготовили (обновили) современные комплекты обучающих материалов: Национальные руководства, тестовые вопросы и разборы клинических ситуаций для проведения ежегодной и итоговой аттестации, модули по наиболее актуальным темам для дистанционного обучения работников, образовательные периодические издания, не реже 1 раза в 2 года обновляли Клинические рекомендации (протоколы) по специальностям. Большая часть этой работы профессиональными медицинскими организациями уже проделана. Дистанционные технологии позволят проводить обучение без отрыва от рабочего места, осуществить интерактивное взаимодействие педагога и специалиста, обеспечить для работника удобную форму представления информации.

    6. Обязательный контроль качества программ и видов учебной деятельности (мероприятий) на соответствие установленным требованиям. Этот принцип реализуется путём создания системы общественно-профессиональной аккредитации программ и образовательных мероприятий для повышения квалификации. Для этого предлагается поручить Комиссии при Национальной медицинской палате оценивать программы и виды обучения на соответствие установленным требованиям (требования устанавливает Совет при Минздраве РФ – см. п. 4.3.).

    7. Независимость НМО от производителей медицинской и фармацевтической промышленности (отсутствие моно-рекламы). Этот принцип реализуется путём создания Кодекса этики участия спонсоров в НМО и учёт положений этого кодекса при составлении требований к программам и образовательным мероприятиям НМО.

    8. Высокая мотивация медицинских и фармацевтических работников к прохождению программ повышения квалификации. Для реализации этого принципа предлагается учитывать результаты обучения программам повышения квалификации при прохождении работниками аттестации, аккредитации (1 раз в 5 лет), при оплате труда и при найме их на работу. Кроме того, программы обучения должны быть содержательными, современными, интересными и удобными в использовании для работников. Все это может быть реализовано путём использования инновационных технологий (см. п. 3.6).

    9. Бесплатность большинства видов учебной деятельности (мероприятий) для медицинских и фармацевтических работников. Этот принцип реализуется путём включения отдельной статьи расходов на обучение работников в федеральный, региональный, муниципальный бюджеты и бюджет ОМС, а также путём привлечения средств спонсоров с учётом соблюдения кодекса этики участия медицинских и фармацевтических производителей в НМО.



  1. ЗАДАЧИ И СРОКИ ИХ РЕАЛИЗАЦИИ



Задача

Срок реализации



Организовать Федеральный совет и рабочую группу при Минздраве РФ с участием профессиональных медицинских организаций по развитию непрерывного медицинского образования (НМО) и совершенствованию программ повышения квалификации специалистов (Приказ Минздрава РФ)

до 15 ноября 2012 г.



В рамках работы Совета разработать и утвердить нормативную базу для реализации НМО:

2.1. Концепцию развития непрерывного медицинского образования и повышения качества медицинской помощи в РФ.

2.2. Приказ Минздрава РФ «О проведении пилотного проекта по повышению квалификации врачей-терапевтов участковых, врачей-педиатров участковых и ВОП с применением дистанционных образовательных технологий».

2.3. Требования к реализации типовых образовательных программ повышения квалификации с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.

2.4. Требования к образовательным материалам для НМО.

2.5. Требования к участию фармацевтических компаний и производителей медицинской техники в НМО.

2.6. Критерии оценки трудоемкости учебной нагрузки по всем видам учебной деятельности, выраженную в зачетных единицах (кредитах).

2.7. Порядок учета образовательной активности медицинских работников по НМО при сертификации, аттестации и оплате труда.

2.6. Порядок проведения аккредитации медицинских и фармацевтических работников.


до 30 декабря 2012 г.

до 30 декабря 2012 г.

до 30 декабря 2012 г.

до 1 марта

2013 г.

до 1 апреля 2013 г.





Актуализировать типовые программы повышения квалификации медицинских и фармацевтических работников по основным специальностям с учетом принципов настоящей Концепции.

до 30 декабря 2014 г.



Подготовить «образовательную среду» и учебно-методические материалы (комплекты материалов, включая: базовое руководство по специальности, тестовые вопросы для аттестации, модули для дистанционного обучения, журналы по НМО, клинические рекомендации и протоколы, электронные библиотечно-образовательные системы) для реализации программ повышения квалификации.

  • для врачей первичного звена



  • для врачей всех специальностей



  • для средних медицинских работников

до 30 декабря 2012 г.

до 1 июня

2013 г.




Подготовить инфраструктуру для управления и реализации НМО в субъектах РФ:

5.1. Создать в субъектах РФ региональные Советы (центры) с участием профессиональных медицинских организаций по повышению квалификации специалистов.

5.2. Оснастить рабочие места врачей в государственных и муниципальных медицинских организациях компьютерами и обеспечить их выходом в Интернет (федеральный Минздрав и региональные органы исполнительной власти).


до 30 декабря 2013 г.



Реализовать пилотные проекты по обучению медицинских работников (по основным медицинским специальностям) по актуализированным программам повышения квалификации:

  • врачей первичного звена;

  • специалистов по отельным направлениям

с 1 января 2013 г.

с 1 января 2014 г.





В рамках разработанной Концепции, на основе механизмов государственно-частного партнерства приступить к созданию симуляционных центров (по единой методологии) в субъектах РФ

с 2013 г.



1 Проект федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», постоянная ссылка: http://минобрнауки.рф/документы/1249

2 Дополнительное образование – вид образования, направленный на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей граждан, общества и государства в интеллектуальном, нравственном, физическом и (или) профессиональном совершенствовании, который не сопровождается повышением уровня образования.


Смотрите также:
«Разработка концепции формирования и развития структуры сети магистральных газопроводов (смг) РФ в условиях либерализации рынка газа»
69.4kb.
1 стр.
23. История развития средств компьютерной обработки данных. Обоснование концепции баз данных, основные положения концепции
134.44kb.
1 стр.
10-летний опыт реализации концепции образования в интересах устойчивого развития
33.34kb.
1 стр.
Информация о выполнении плана мероприятий Варгашинского района по реализации концепции демографического развития Курганской области
152.97kb.
1 стр.
Лекция №9-2008. О разработке концепции информационной безопасности федерального органа государственной власти 9 апреля
433.11kb.
3 стр.
Городской Совет депутатов принял Концепцию развития Волхова до 2020 года. Она разработана администрацией города на основании результатов выполнения предыдущей концепции 2000-2010 годов и с учетом жизненно важных интересов населения
110.68kb.
1 стр.
Проект концепции развития сестринского дела в республике Беларусь на 2009-2014 годы
169.95kb.
1 стр.
Гиа 9 класс Приемы работы с искусствоведческим текстом на элективных курсах
102.17kb.
1 стр.
Закон о концепции социально-экономического развития области
1082.08kb.
6 стр.
Концепции развития
145.15kb.
1 стр.
Методические рекомендации по составу и содержанию разрабатываемых материалов в проекты концепции фкп-2025 14
1235.87kb.
6 стр.
А. В. Посадский, профессор Экономический патриотизм и государство развития
17.3kb.
1 стр.