Главная
страница 1
50. Политическая система Эстонии.

     Действующая Конституция Эстонии принята на референдуме, состоявшемся 28 июня 1992 г. и вступила в силу с 3 июля 1992 г.


     Современная Конституция Эстонской Республики типологически относится к постсоциалистической модели конституционных актов. Порядок изменения Конституции, установленный ее заключительным разделом, следует отнести к усложненным.
     Структура Конституции свидетельствует о том, что ее создатели стремились соответствовать современным стандартам и тенденциям мирового конституционализма. Одна из первых глав посвящена детальной регламентации института прав и свобод человека и гражданина. Тем самым законодатель подчеркивает признание государством подлинной ценности и значения этого института.

Система высших органов государственной власти Эстонии достаточно традиционна. Законодательную власть осуществляет однопалатный парламент - Государственное Собрание, во главе государства стоит Президент Республики, избираемый, как правило, парламентом. Исполнительная власть принадлежит Правительству.


Государственное Собрание состоит из 101 депутата, избираемого в ходе свободных выборов на основе принципа пропорциональности. Выборы всеобщие, свободные и прямые, проводимые путем тайного голосования. Пассивное избирательное право возникает у граждан Эстонии после достижения 21 года (при наличии активного избирательного права).
     Конституция Эстонии, определяя традиционные параметры статуса депутата, наиболее детально регламентировала основания прекращения и приостановления его полномочий. При этом обращает внимание достаточно редкий в современных парламентах институт резервного депутата.
     Государственное Собрание может быть отнесено к категории парламентов с ограниченно определенной компетенцией. Широкий перечень его полномочий завершается указанием на то, что он решает также иные вопросы, не отнесенные Конституцией к компетенции иных органов государственной власти или местных самоуправлений.

Президент Республики, как уже отмечалось, не входит в систему исполнительной власти государства. Его полномочия традиционны для главы государства в парламентарной республике.
     Направления деятельности президента: представительство государства, организация работы парламента, вопросы обороны и безопасности, а также формирование государственных органов и назначение (или смещение) определенных должностных лиц.
     Президент избирается сроком на пять лет. Конституция ограничивает возможность исполнения этих обязанностей двумя сроками подряд.
     Процедура избрания Президента имеет в Эстонии определенные особенности. Баллотироваться может 40-летний гражданин Эстонии.
     Выборы Президента проводятся членами парламента тайным голосованием. Каждый член Государственного Собрания имеет один голос. Избранным считается кандидат, за которого проголосовало большинство в две трети состава Государственного Собрания.
     Если же ни один из кандидатов не набирает необходимого большинства, на следующий день проводится второй тур. Особенностью предусмотренной процедуры можно назвать обязательное новое выдвижение кандидатов. Если второй тур не определит победителя, в тот же день между двумя кандидатами, получившими наибольшее число голосов, проводится третий тур.
     Но если и третий тур не дает результата, Конституция предусматривает изменение порядка избрания Президента. В избирательную процедуру вводится новый орган - Коллегия выборщиков. Она созывается Председателем Государственного Собрания в месячный срок после негативного результата выборов в парламенте. К Коллегии и переходит право избрания главы государства.
     Принципы и процедура законодательного процесса являются предметом отдельной главы Конституции. Субъектами права законодательной инициативы названы: члены Государственного Собрания, его фракции, комиссии Государственного Собрания, Правительство Республики. При этом Президент наделен правом инициировать лишь вопросы изменения Конституции. Государственное Собрание может обратиться к Правительству с предложением инициировать рекомендованный парламентом проект.
     Особенностью регламентации законодательной процедуры можно назвать перечень из 17 позиций, в котором Конституция перечисляет законы, которые принимаются и изменяются только большинством голосов членов Государственного Собрания. В перечне такие важнейшие акты, как Закон о гражданстве, все избирательные законы, Закон о референдуме, Закон о государственном бюджете.
     Право вынесения на референдум любого законопроекта или иного вопроса государственной жизни принадлежит Государственному Собранию. Решение, принятое на референдуме, обязательно для всех государственных органов.


     Правительство Эстонии, реализующее исполнительную власть, формируется по достаточно сложной схеме. Право выдвижения кандидата в Премьер-министры принадлежит Президенту Республики. Однако весь дальнейший процесс подтверждает доминирующую роль парламента в системе отношений трех высших органов государства. Именно парламент может одобрить (или нет) представленную Президентом кандидатуру и одобрить предлагаемые им основы формирования Правительства. Если ни одна из двух последовательно представленных Президентом кандидатур не получила поддержки Государственного Собрания, право выдвижения кандидата в Премьер-министры переходит к парламенту.
     С поражением при формировании Государственным Собранием состава Правительства может быть связана отставка парламента.
     Парламент наделен правом выражения вотума недоверия как Правительству, так и отдельным министрам. Однако у Правительства в арсенале весьма эффективные инструменты противодействия парламенту. Назовем лишь два: Правительство вправе увязать принятие представленного им Государственному Собранию проекта с вотумом доверия. И, второе, при получении вотума недоверия Правительство может обратиться к Президенту с предложением провести досрочные выборы парламента.
          Единицами местного самоуправления Конституция называет волости и города, таким образом установлена двухуровневая система. Она может быть изменена только законом. Представительным органом местного самоуправления является избираемый всеобщим, равным, прямым и тайным голосованием Совет. Срок его полномочий равен трем годам. Особенностью эстонского законодательства является допуск к участию в голосовании лиц, не являющихся гражданами Эстонии, но постоянно проживающих на соответствующей территории самоуправления и достигших 18 лет. Значение этого положения особенно велико с учетом фактора отсутствия иных форм участия в политической и общественной жизни многих лиц, не получивших эстонского гражданства.
     Важными предпосылками успешного развития института самоуправления является самостоятельный бюджет и наделение местного самоуправления правом установления и сбора налогов, а также иных повинностей. Конституция предусматривает право местных самоуправлений образовывать союзы и совместные учреждения.
     Система органов правосудия.     В систему судопроизводства Эстонии входят: уездные, городские и административные суды (суды первой инстанции); окружные суды (суды второй инстанции) и Государственный суд.
     Государственный суд является высшей судебной инстанцией государства, кассационной инстанцией. Более того, Государственный суд одновременно является судом конституционного надзора. Именно в этом качестве Государственный суд признает недействительным любой закон или иной правовой акт в случае его противоречия положениям и смыслу Конституции. В структуре Государственного суда создается судебная коллегия конституционного надзора. 


Смотрите также:
50. Политическая система Эстонии
50.01kb.
1 стр.
Политическая система общества
1281.19kb.
9 стр.
Тема Политическая культура
75.63kb.
1 стр.
Лекция Джин Шахин «Современная американская политическая система. Роль партии и ее влияние»
211.53kb.
1 стр.
Методические рекомендации по написанию аналитической справки
71.28kb.
1 стр.
Программа учебного курса Москва, 2004 содержание курса: Тема Российская система государственной власти (2 часа)
88.93kb.
1 стр.
Постсоветская политическая система в России
874.84kb.
4 стр.
Современная Политическая система и теория постиндустриального общества
319.71kb.
1 стр.
Программа по спецкурсу: Американская политическая система : история и современность
52.94kb.
1 стр.
Политическое сознание основные понятия
156.28kb.
1 стр.
Экзаменационные вопросы для студентов дневного отделения юридического ф-та Лектор Корепанова И. В
42.94kb.
1 стр.
«Государственная символика России»
69.82kb.
1 стр.